Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМЫ ПИЩЕВЫХ ЗАПРЕТОВ В АВРААМИЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМЫ ПИЩЕВЫХ ЗАПРЕТОВ В АВРААМИЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
156
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВРААМИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ТАБУ / ПИЩЕВЫЕ ЗАПРЕТЫ / ИУДАИЗМ / ИСЛАМ / ABRAHAMIC RELIGIONS / COMPARATIVE ANALYSIS / TABOOS / FOOD TABOOS / JUDAISM / ISLAM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фурцев Дмитрий Олегович

В статье выявляются экономические, социально-исторические, географические, экологические условия формирования и эволюции нормирования потребления пищевых продуктов в соответствующих этнических и религиозных общинах. Дается сравнительный анализ основных запретов на употребление мяса, рыбы и морепродуктов в иудаизме и исламе. Показано, что пищевые табу выступали одним из способов утверждения этнической и религиозной идентичности индивидов группы, утверждения единства общины и ее отличия от инорелигиозных общин. Пищевые табу способствовали выживанию индивидов и общины в конкретно-исторических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL BASES OF FORMATION AND EVOLUTION OF THE SYSTEM OF FOOD TABOOS IN ABRAHAMIC RELIGIONS

The article identifies the economic, sociohistorical, geographical, and ecological conditions for the formation and evolution of food consumption rationing in the respective ethnic and religious communities. The author gives a comparative analysis of the main Judaism and Islam taboos to use meat, fish and seafood, as well as shows that food taboos served as one of the ways of establishing the ethnic and religious identity of individuals in a group, establishing the unity of the community and its differences from other religious communities. Food taboos contributed to the survival of individuals and communities in specific historical conditions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМЫ ПИЩЕВЫХ ЗАПРЕТОВ В АВРААМИЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2020. № 1

Д.О. Фурцев*

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

И ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМЫ ПИЩЕВЫХ ЗАПРЕТОВ

В АВРААМИЧЕСКИХ РЕЛИГИЯХ

В статье выявляются экономические, социально-исторические, географические, экологические условия формирования и эволюции нормирования потребления пищевых продуктов в соответствующих этнических и религиозных общинах. Дается сравнительный анализ основных запретов на употребление мяса, рыбы и морепродуктов в иудаизме и исламе. Показано, что пищевые табу выступали одним из способов утверждения этнической и религиозной идентичности индивидов группы, утверждения единства общины и ее отличия от инорелигиозных общин. Пищевые табу способствовали выживанию индивидов и общины в конкретно-исторических условиях.

Ключевые слова: авраамические религии, сравнительный анализ, табу, пищевые запреты, иудаизм, ислам.

D.O. F u r t s e v. Social bases of formation and evolution of the system of food taboos in Abrahamic religions

The article identifies the economic, sociohistorical, geographical, and ecological conditions for the formation and evolution of food consumption rationing in the respective ethnic and religious communities. The author gives a comparative analysis of the main Judaism and Islam taboos to use meat, fish and seafood, as well as shows that food taboos served as one of the ways of establishing the ethnic and religious identity of individuals in a group, establishing the unity of the community and its differences from other religious communities. Food taboos contributed to the survival of individuals and communities in specific historical conditions.

Key words: Abrahamic religions, comparative analysis, taboos, food taboos, Judaism, Islam.

Экономические, социально-исторические, географические, естественно-экологические и другие условия человеческого бытия образуют среду воспроизведения индивидов. Под влиянием среды обитания община формирует пищевое нормирование в целях само-

* Фурцев Дмитрий Олегович — специалист кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва, Россия), тел.: +7 (495) 939-27-94; e-mail: D.Furtsev@rambler.ru

сохранения, определяя как пищевые предпочтения, так и пищевые запреты — пищевые табу, представляющие собой одну из областей социального контроля. Пищевые табу существовали в первобытных религиях, и с развитием общества, а вместе с ним и с формированием религиозных представлений они не утратили своей функциональности, сохраняясь во многих религиях мира и в наше время, в том числе и во всех авраамических религиях — иудаизме, христианстве, исламе.

С XIX в. существуют гипотезы, объясняющие появление пищевых табу: сострадания — сострадание к конкретным животным; самоограничения — запреты укрепления дисциплины потребления пищи; божественного наказа — запреты имеют божественное происхождение; магическая — запреты связанны с определенными качествами или поведением животных, являющихся источником пищи; сохранения пищевого резерва — запреты повышают шанс на выживание во время кризиса; литературно-аллегорическая — запреты не направлены на еду, а служат ссылкой на другие практики; естественно-правовая — запреты укрепляют определенные естественные способы удовлетворения аппетита; санитарная — запреты отражают причинно-следственные связи между приемом пищи и появлением болезней; этнической идентичности — запреты укрепляют этнические связи путем отделения от пищевых практик других общин с другими пищевыми практиками; негативно-эмоциональная — объясняет наличие отвращения к определенным продуктам питания или их источнику; экологическая — запреты отражают взаимоотношения экономической системы и окружающей среды.

Современные исследователи по-разному оценивают вышеприведенные гипотезы; некоторые из них были применены при объяснении пищевых табу в иудаизме. По мнению американского исследователя — профессора Луиса Гриветти, только три из них подлежат критическому рассмотрению: санитарная, этнической идентичности, экологическая. Возражение против санитарной гипотезы состоит в том, что как некоторые виды табуированной в иудаизме пищи, действительно представляющие угрозу для здоровья, так и разрешенные виды мяса могут быть источниками некоторых болезней. Возражение гипотезе этнической идентичности состоит в том, что в Древнем Египте была в употреблении пища, разрешенная и в иудаизме. Критика экологической гипотезы связана с тем, что археологические данные подтверждают существование свиноводства в Египте еще 5000 лет назад [Ь.Б. втШИ, 2000, р. 1499-1500].

Приведенные гипотезы могут быть отнесены и к другим авра-амическим религиям. По нашему мнению, они имеют разное объяснительное значение в зависимости от исторического периода и конкретных условий. В данной статье мы попытаемся предложить

свое виденье формирования и развития пищевых табу в авраами-ческих религиях.

Иудаизм — самая древняя из авраамических религий, список пищевых предпочтений которой формировался под влиянием географических, социально-экономических, экологических и иных условий на территории Ближнего Востока, важными составляющими которых были характерный животный мир и средства производства. История развития отношения к ним воспроизводится и в Священных книгах. Элементы противостояния скотоводства и охоты как средств производства отражены в мифе о близнецах Исаве и Иакове, в котором перворожденный Исав — зверолов и любимец отца проигрывает первородство младшему брату Иакову — скотоводу. Другой миф, в котором говорится о пищевых и производственных предпочтениях раннего иудаизма, — миф о противостоянии пастуха Авеля и земледельца Каина, где добрым и выбираемым Богом предстает пастух, а злым и проклятым — земледелец. Симпатии именно к пастушеству не вызывают удивления, поскольку древние евреи или часть из них были кочевниками, имеющими традиционную для кочевого образа жизни склонность к скотоводству и вместе с тем разделяющими характерную для того времени сакрализацию своих средств производства.

Появление пищевого нормирования в иудаизме было связано с пребывание в египетском плену. Древний Египет имел комплексную пищевую культуру. Нижний Египет специализировался на скотоводстве и охоте, Верхний Египет более расположен был к растениеводству [А.В. Павловская, 2018, с. 76]. В Египте в некоторых городах запрещено было есть рыбу [П. Монтэ, 1989, с. 80]; под запретом были некоторые почитаемые как «священные» виды птиц [Геродот, 1972, с. 70]. Нет указаний на то, что египтяне ели свинину, козлятину и баранину, хотя их выращивали даже в Верхнем «растениеводческом» Египте [П. Монтэ, 1989, с. 80].

Во времена исхода из египетского плена детализируются ритуалы и обряды, происходит установление системы пищевых предписаний, называемой кашрут (ивр. пригодность), которая также относится к правовым и ритуальным сферам жизни [Кашрут, 1988, т. 4, с. 210]. Возможно, основанием этому послужила потребность в четкой идентификации и отделении от инородцев, а также необходимость социального контроля над многочисленной общиной.

Пища, пригодная для употребления, в системе кашрута называется кашерной, табуированная — трефной (ивр. растерзанное). Согласно Торе, разрешенным объявляется мясо животных, которые имеют раздвоенное копыто и отрыгивают жвачку: «И сказал Господь Моше и Аарону, говоря им: Говорите сынам Исраэйлевым так: вот

живые существа, которых вы можете есть из всех животных, что на земле: Всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгает жвачку, из скота — его можете есть» [Ваикра 11:2-3]. К кошерной относится мясо домашних животных: коровы, козы и овцы, а также диких животных: оленя, газели [П.В. Примак, 2010, № 1/1 (4), с. 44]. К запрещенным продуктам относится мясо свиньи, верблюда, зайца, хищных животных; мясо и молоко от них запретны [Кашрут, 1988, т. 4, с. 210].

Запрещенным, согласно Торе, является мясо хищных птиц (в том числе и падальщиков): орлов, ястребов, сов, страусов, пеликанов, чаек, ворон, грифов, аистов [Ваикра 11:13-20]. Разрешенные же виды птицы в Торе не упоминаются; признаки кошерной пищи птиц перечислены в Мишне (изначально устный закон), кошерными являются птицы, имеющие шпоры, зоб и мускульный желудок с легко снимаемой внутренней оболочкой [ИиШи, 1933, р. 518]. К кошерным относятся куры, гуси, утки, индюки, фазаны, перепелки и голуби [П.В. Примак, 2010, № 1/1 (4), с. 45].

К разрешенной рыбе относится только та, которая обладает чешуей и плавниками: «Таких можете есть из всего, что в воде: всех, у которых есть плавники и чешуя, которые в воде, в морях или в реках, их можете есть... Все, у которых нет плавников и чешуи, в воде, — мерзость они для вас» [Ваикра 11:9-13]. Соответственно кошерными являются окунь, сазан, треска, сельдь, сардина, лосось, тунец и т.д.; сом, угорь, налим и акула запрещены. Существуют споры об осетре и меч-рыбе. Запрещенным являются все остальные водные обитатели: крабы, раки, креветки, омары, лангусты, моллюски, киты, дельфины, тюлени и т.д. [там же].

Тора запрещает к употреблению все виды насекомых и пресмыкающихся: «Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся, насекомым...» [Ваикра 11:43], кроме четырех видов саранчи, распознаваемых по традиции [Ваикра 11:20-24]. Также по традиции дозволено потребление пчелиного меда [Кашрут, 1988, т. 4, с. 210].

Согласно Торе, запрещенными к употреблению являются: кровь («Но старайся не есть крови, ибо кровь — это душа; не ешь жедуши вместе с мясом» [Дварим 12:23]); нутряной жир — хелев («Закон вечный во всех поселениях ваших: никакого хелева и никакой крови не ешьте» [Ваикра 3:17]); падаль («И мужами святыми будьте Мне; и мяса в поле растерзанного не ешьте, псу бросайте его» [Шмот 22:30]); идоложертвенное мясо («Не то заключишь союз с обитателями земли, и они совращаться будут за божествами своими и приносить жертвы своим божествам; и позовет он тебя, и будешь есть от его жертвы» [Шмот 34:15]) ^.Е Grivetti, 2000, р. 1498]. Запрещено мясо убитого на охоте животного [И. Телушкин рав., 1995, с. 530].

В иудаизме есть только один разрешенный способ получения мяса — ритуальным забой, называемый шхита. Совершающий шхиту человек — шохет — получает аттестацию и разрешение на убой у раввина [М. Кориц, С. Кориц, 2010, с. 53]. Согласно правилам, убой должен производиться стальным острым ножом, которым наносится горизонтальный разрез, рассекающий пищевод и дыхательное горло [Убойный ритуал, 1996, т. 8]. Чтобы усилить сток крови из туши животного, его подвешивают вниз головой [Кашрут, 1988, т. 4, с. 211]. После убоя шохет должен совершить проверку внутренних органов животного, чтобы удостовериться, не было ли животному смертельно больно1. Есть мясо животных, полученное не в результате шхиты и не от шохета, запрещено [М. Кориц, С. Кориц, 2010, с. 52-53]. В среде иудаистов считается, что правильный забой уменьшает страдания животных [И. Телушкин рав., 1995, с. 448]. Не позднее чем через трое суток после забоя, из тела животного должны быть извлечены части тела, не считающиеся кошерными: кровеносные сосуды и лимфоузлы, кровь из которых не поддается удалению, нутряной жир; данный процесс носит название никур. Ашкеназская община евреев отказывается от употребления в пищу мяса всей задней части туши; сефардская община позволяет употреблять в пищу эту часть туши при удалении из нее седалищного нерва. Никур должен исполнять богобоязненный специалист — менакер, получивший разрешение от раввина [М. Кориц, С. Кориц, 2010, с. 56].

Перед приготовлением, чтобы избежать употребления запрещенной крови, которая могла остаться в мясе, его необходимо от-кошерировать посредством высаливания или жарки на огне; это должно быть выполнено не позднее чем через три дня после резки; после этого срока кровь уже начинает засыхать и ее не удалить (в наше время специализированное мясо продается обычно уже откошери-рованным) [там же, с. 57-59].

В иудаизме существует заповедь: «Не вари козленка в молоке матери его» [Шмот 23:19], трактуемая в более широком смысле как указание на раздельное хранение, приготовление и употребление мяса и молока вообще (не мяса рыбы [И. Телушкин рав., 1995, с. 531]). После употребления мяса иудаист должен подождать шесть часов, три часа или один час (зависит от общины), прежде чем употреблять молочное [М. Кориц, С. Кориц, 2010, с. 318-319]; мясо же можно есть после молочных продуктов через полчаса или сразу после тщательного прополаскивания рта [И. Телушкин рав., 1995, с. 531]. Во избе-

1 В ашкеназской и сефардской общинах мнения о том, что считать положительным результатом проверки, различаются (подробнее см.: [М. Кориц, С. Кориц, 2010, с. 54]).

жание нарушения заповеди иудаисту следует иметь два раздельных комплекта посуды для молока и мяса, которые следует хранить в разных местах [М. Кориц, С. Кориц, 2010, с. 314]. Если иудаист пользуется посудомоечной машиной, лучше иметь две раздельные [там же, с. 241]. Существуют и другие рекомендации, относящиеся к кошерной кухне.

При всей строгости законов кашрута, если человеку грозит опасность умереть от голода, дозволено есть мясо любого животного и любую пищу [П.В. Примак, 2010, № 1/1 (4), с. 48-49].

В иудаизме принят пост — полное воздержание от еды и воды на определенный срок. Посредством поста человек смиряется и раскаивается в грехах. В древности пост должен был отвратить различные бедствия или уменьшить их, вызвав сострадание Бога; практиковался пост и с целью аскезы. Пост мог быть как индивидуальный, так и общественный. В иудаизме существует довольно развитая система постов2, но в новое время широко соблюдаются только два однодневных поста: Иом-Киппур — день покаяния и Девятое ава, назначенный в память о разрушении Первого и Второго храмов и о других бедствиях [Пост, 1992, т. 6, с. 700].

Таким образом, развитие систем пищевых запретов в иудаизме имело объективные основания. Склонность к скотоводству привела к особенному отношению к животной пище и ее сакрализации.

Порабощение древних евреев египтянами и пребывание в египетском плену стали, по всей видимости, причиной осознания возможности смешения с другими народами и породили мысли о необходимости защиты собственной идентичности. Это привело к формированию системы пищевых табу, которые позволяли проводить религиозную идентификацию, разделение на свой-чужой и, таким образом, способствовало сплочению и укреплению иудаистской религиозной общины, что дало возможность иудаизму сохраниться даже в условиях разделения и расселения народа Древнего Израиля. С другой стороны, разделение по религиозному и национальному признаку усложнило принятие в общину новообращаемых инородцев.

Иудаизм был главным идейным источником христианства. Но христианство сняло практически все пищевые запреты, предписываемые иудаизмом, в том числе на мясо, рыбу и морепродукты. В Новом Завете существует только одно указание на пищевые запреты, унаследованное от иудаизма: устанавливается недопустимость употребления в пищу мяса, использованного для языческих

2 Подробнее о постах в иудаизме см.: [Пост, 1992, т. 6, с. 700-701].

жертвоприношений, а также крови и падали [Деян. 15: 28-29]. Предельное упрощение пищевых запретов иудаизма способствовало миссионерской деятельности и обращению в христианство иноверцев. В IV в. христианство стало государственной религией, возникла большая религиозная община, состоялись первые вселенские соборы, закрепившие основы религиозного учения. Понадобилась четкая религиозная идентификация, чтобы сплотить общину, провести четкую границу между своими и чужими, усилить социальный контроль, необходимый общине в масштабах государства. На территориях с доминированием христианства имелись различные типы хозяйствования — и скотоводческие, и растениеводческие, что не способствовало сакрализации животной пищи, как в иудаизме. По этой причине в христианстве получила развитие традиция поста. К IV в. появились обязательные посты в среду и пятницу, а также центральный христианский пост — Великий пост, составляющий 40 дней, они заложили основы системы обязательных постов, получившую дальнейшее развитие. Расхождения в правилах соблюдения постов появились уже внутри различных направлений самого христианства3.

Ислам формировался на территории аравийского полуострова, испытывая влияние двух других авраамических религий; это, с одной стороны, обусловило смягчение пищевых запретов, но, с другой —показало наличие определенной преемственности, которая отражена и в Коране: «Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами. Мы запретили им сало коров и овец, кроме того, что находится на спинном хребте и внутренностях или смешалось с костями. Так Мы наказали их за их бесчинства. Воистину, Мы правдивы» [Коран 6:146].

Мусульманам была разрешена любая пища, кроме вина и части мяса. Запрет вина, скорее всего, имел прямые практические цели — борьбу с его злоупотреблением. Мясо в исламе разделяется на разрешенное — халяль (араб. разрешенный), нежелательное — макрух (араб. неприемлемое) и запрещенное — харам (араб. запретное). В Коране о нем сказано: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие... Если же кто-либо будет вынужден пойти

3 Впоследствии в протестантизме пост в основном стал добровольным делом верующего.

на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» [Коран 5:3]. Эта мысль формулируется не единожды4.

Как и в иудаизме, запрещенным является мясо свиньи. Как и в других авраамических религиях, в исламе запрещены кровь животных, мясо, приготовленное в жертву идолам, и падаль. Запрещено мясо животных, убитых дикими зверями; но существует аят, дозволяющий охоту с обученными хищниками, и соответственно потребление в пищу мяса животных, добытых с помощью хищников: «Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: "Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете» [Коран 5:4].

В исламе, как и в иудаизме, существуют особые правила убоя животных, предназначенных для пищи. В 1997 г. на совете Международной Исламской академии была принята специальная фетва: «О жертвенных животных и правилах Шариата, регламентирующих принесение животных в жертву». Согласное ей, животное должно быть именно заколото5. Закалывание должно осуществляться человеком, достигшим совершеннолетия, находящимся в здравом уме, мусульманином или человеком Писания (христианином, иу-даистом); при закалывании должно быть произнесено имя Аллаха. Нельзя затачивать нож при животном и резать одно животное в присутствии другого, использовать тупой нож; нельзя отрубать часть тела или снимать шкуру с живого животного, а также выщипывать перья с живой птицы. Животное должно быть здоровым [Постановление., 1997].

4 «Скажи: "Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха". Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» [Коран 6:145]; «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный» [Коран 2:173].

5 Из сострадания к животному разрешены некоторые шоковые средства, они реализуются так, чтобы животное не было умерщвлено до заклания. При этом запрещено: «.практиковать успокоительный шок с помощью игольчатого пистолета, топора, молотка, а также используя нагнетание воздуха по английскому методу», но допускается возможность применения электрошока (в фетве указаны условия его использования), возможен и успокоительный шок на основе смеси двуокиси углерода с воздухом или кислородом и помощью шарикового пистолета [Постановление., 1997].

В исламе был установлен и один обязательный пост6, но не в 40 дней, как у христиан, а сроком на один лунный месяц [Л. Заухали, 2008, с. 46-47]. Это подчеркивало связь с предшественниками, о чем напрямую сказано в Коране: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь» [Коран 2:183]. Данный пост в период месяца Рамадан (для него употребляют название ас-саум или ураза); в этот месяц Мухаммед получил первое божественное Откровение. Данный пост является одним из пяти столпов ислама. В пост в период суток — от рассвета до наступления темноты — запрещается употребление не только еды, но и любых напитков7. Шариат допускает несоблюдение поста в Рамадан определенным группам людей: больным или старым, беременным или кормящим женщинам, путешественникам или воинам, находящимся в сражении [Г.М. Керимов, 2009, с. 80].

Таковы основные запреты на пищу, установленные Кораном. Но если человек вынужден их нарушить, чтобы не умереть от голода, то ему это простится.

С развитием ислама, с появлением корпуса текстов Священного Предания (сборников хадисов — высказываний и действий Пророка) произошло формирование новых пищевых запретов; это способствовало укреплению и самоидентификации религиозной общины мусульман и усилению социального контроля. В основном все дополнительные пищевые запреты в исламе касались животной пищи, что объясняется склонностью к скотоводству мусульман. Эти новые запреты стали разграничителями внутри самого ислама, разделяя различные правовые школы. Все мусульмане-сунниты признают запрет на употребление мяса осла: об этом есть четкое указание в Предании. По вопросу о допустимости мяса лошадей существуют разногласия. В шафиитском и ханбалидском мазхабах лошадь считается халяльной пищей, в ханафитской танзихан макрух — пищей нежелательной, но близкой к халялю, а в маликитском мазхабе употребление лошади в пищу — харам. Чаще всего запрещенным или нежелательным является мясо хищных птиц и животных, а также насекомых (кроме разрешенной саранчи) [М.-А. Магомедрасулов, 2012]. У шиитов джафаритского мазхаба (наиболее распространенная школа исламского права среди мусульман-шиитов) существует список запретов на употребление определенных внутренних органов животных [Мусульманская кухня, 2013, с. 65].

6 Подробнее о добровольных постах см.: [Керимов Г.М., 2009, с. 129-130].

7 Коран: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» [Коран 2:187].

Итак, существовали объективные причины формирования постоянных пищевых запретов в авраамических религиях. Географические и экологические условия приводили к доминированию скотоводческой культуры и, соответственно, к сакрализации животной пищи. Контакт с другими народами способствовал осознанию необходимости четкой идентификации и социального контроля внутри общины, поэтому запреты на определенные типы животной пищи стали решением этих проблем. Христианство в целях усиления прозелитизма устранило большинство пищевых предписаний иудаизма. Но при расширении общины в целях интеграции и социального контроля использовало традицию временных пищевых запретов. Установлению постоянных пищевых табу препятствовала разница сельскохозяйственных культур на территориях, где существовало христианство. Ислам вначале минимизировал количество пищевых табу двух других авраамических религий, оставив несколько пищевых запретов, сходных с запретами иудаизма и христианства. Когда понадобились различение общины и других общин и усиление социального контроля, стали появляться новые пищевые табу, связанные с животной пищей. Таким образом, мы можем говорить об экологических, географических, социальных и политических причинах появления пищевых табу, а также об определенной преемственности и эволюции пищевых запретов внутри авраамических религий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Геродот. История в девяти книгах / Пер. и прим. Г.А. Стратановского; Под общ. ред. С.Л. Утченко; Ред. пер. Н.А. Мещерский. Л., 1972.

Зауали Л. Исламская кухня. М., 2008.

Кашрут // Краткая еврейская энциклопедия: В 11 т. / Под ред. И. Орена (Наделя), М. Занд. Иерусалим, 1988. Т. 4. C. 210-213.

Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2009.

Кориц М., Кориц С. Не хлебом единым: Секреты еврейской кухни. М., 2010.

Магомедрасулов М.-А. Животные, мясо которых можно есть. 2012 // URL: http://islam.ru/content/veroeshenie/43714

Монтэ П. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / Пер. с фр. Ф.Л. Мендельсона. М., 1989.

Мусульманская кухня / Сост. Камила бинт Расул. Спб., 2013.

Павловская А.В. От пищи богов к пище людей: Еда как основа возникновения человеческой цивилизации. М., 2018.

Пост // Краткая еврейская энциклопедия: В 11 т. / Под ред. И. Орена (Наделя), М. Занд. Иерусалим, 1992. Т. 6. C. 697-701.

Постановление № 95 (3/10) «О жертвенных животных и правилах Шариата, регламентирующих принесение животных в жертву» Совета Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция (10-я сессия, Джидда (Королевство Саудовская Аравия)) 28 июня — 3 июля 1997 г. // URL: http://halal-center.ru/halal/articles.html

Примак П.В. Кашрут как этнокультурный маркер традиционной кухни евреев // Вестн. ДВГСГА. Гуманитарные науки. 2010. № 1/1 (4). C. 42-50. Телушкин И. рав. Еврейский мир. М., 1995; Иерусалим, 5755. Убойный ритуал // Краткая еврейская энциклопедия: В 11 т. / Под ред. И. Орена (Наделя), М. Занд. Иерусалим, 1996. Т. 8. C. 1148-1150 // URL: https://eleven.co.il/judaism/kashrut/14196/

Grivetti L.E. Food prejudices and taboos // The Cambridge world history of food / Ed. by K.F. Kiple, K.C. Ornelas. Cambridge, 2000. Vol. 2. P. 1495-1513.

Hullin // Fifth division: Kadashim // The Mishnah / Trans. H. Danby. Oxford, 1933. P. 513-529.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.