История становления и функциональное значение постов в иудаизме.
Фурцев Дмитрий Олегович
аспирант, кафедра Философии религии и религиоведения, Московский государственный университет
имени МВ.Ломоносова
119192, Россия, г. Москва, ул. Ломоносовский Проспект, 27, оф корп. 4, кафедра философии религии и
религиоведения
И [email protected] Статья из рубрики "Религии и религиозное возрождение"
Аннотация.
В статье рассматривается традиция временных пищевых запретов - постов - в иудаизме. Формирование постов в иудаизме происходило в течение длительного периода времени и связанно с историей древнееврейской общины и государства. Обстоятельствами поста были чрезвычайные и трагические происшествия в жизни индивида или общины, события же глобального масштаба, вызывали ежегодное воспоминание о себе и обусловили образование системы постоянных постов. Традиция временных пищевых запретов в иудаизме редко становится объектом исследований современных ученых, существует только несколько статей, носящих скорее справочный характер. Основными методами данного исследования являются структурно-функциональный анализ, каузальный анализ, метод историзма и типологический метод. В статье раскрыта зависимость появления временных пищевых запретов от социальных, политических и исторических и др. условий. Выявлено значение постов для функционирования религиозной общины. Делаются выводы об объективных причинах появления постов в иудаизме. Статья может быть использована для дальнейшего исследования пищевых традиций в иудаизме, а также при преподавании учебных курсов по иудаизму.
Ключевые слова: пост, пищевое нормирование, воздержание, табу, иудаизм, авраамические религии, методы исследования, ритуал, обряд, молитва
DOI:
10.25136/2409-8728.2019.3.29618
Дата направления в редакцию:
26-04-2019
Дата рецензирования:
28-04-2019
Дата публикации:
29-04-2019
Пищевые запреты существовали в религии с первобытных времен, поскольку были одной из эффективных мер социального контроля и эволюционировали вместе с ней, сохраняясь в большинстве религий мира на сегодняшний день.
Существовали постоянно действующие пищевые запреты и временные пищевые запреты - посты, включавшие в себя частичное или полное воздержание от пищи.
Считается, что у религиозных постов было три основные мотива:
1) Подготовка к важному событию в жизни человека или социума.
2) Акт покаяния и очищения.
3) Акт моления о чём-либо.
Истоки поста остаются неясны, о его происхождении есть несколько версий. Некоторые исследователи полагают, что поскольку часто практика поста связанна с траурными похоронными обрядами, пост отсылает к традиции оставлять еду для умерших, чтобы те не голодали в загробном мире. Другие ученые считают, что пост в ранних культурах возник из понимания, что он может вызывать измененное состояние сознания и соответственно способствует доступу в духовные миры: в некоторых религиях он стал использоваться для получения духовной силы и защиты —р—2995!. э. Дюркгейм выдвинул теорию о разделение обыденной и религиозной жизни в социумах (на примере австралийских племен). Принятие пищи - один из наиболее обыденных актов, в религиозное время он запрещен, во время религиозных церемоний и праздников мирская жизнь останавливается [2, с- 509~51°1.
Посты существуют и в авраамических религиях - иудаизме, христианстве, исламе -группе монотеистических религий, имеющих общие корни и схожие мифы. Начало традиции постов было положено именно в иудаизме.
Иудаизм возник между XX в. и X в. до н.э. на территории Ближнего Востока, являвшегося на тот момент одним из очагов развития человеческой цивилизации. Список пищевых предпочтений в иудаизме формировался под влиянием географических, социально-экономических, экологических и иных условий данного региона.
На начальном этапе древнееврейской истории была позволена практически любая пища: Ной, первый человек, который вкусил мясо, получил запрет только на кровь, впоследствии, людям, была запрещена также свинина.
Список пищевых предпочтений и запретов в иудаизме формировался под влиянием географических, социально-экономических, экологических и иных условий на территории Ближнего Востока с характерным животным миром и средствами производства. История развития отношения к ним отражена и в священных книгах. Элементы противостояния скотоводства и охоты как средств производства отражены в мифе о близнецах Исаве и Иакове. Перворожденный Исав был весь красный и косматый, отличный зверолов и любимец отца, которому нравилась его дичь. Второй брат Иаков -кроткий скотовод (он также занимается и земледелием (Бытие 25:29-34)), как и его отец Исаак, любимец матери. Он обманом наследовал первородство, выдав себя за брата и предложив отцу вместо дичи, мясо домашней скотины.
Еще один миф, выражающий пищевые и производственные предпочтения раннего иудаизма, - миф о земледельце Каине и скотоводе Авеле. В данный миф выражает противостояние пастухов и земледельцев, добрым и выбираемым Богом предстает пастух
Авель, а злым и проклятым братоубийцей земледелец Каин (интересно, что, как и в случае с Исавом, старший сын), симпатии именно к пастушеству, не вызывают удивления, поскольку древние евреи или часть из них были кочевниками с традиционной для кочевого образа жизни склонностью к скотоводству и вместе с тем сакрализаций своих средств производства - выбор Богом именно жертвенного скота [7, с- 67-70, 72-75"|.
Если пищевые предпочтения связанны с географическими и экологическими особенностями, то одним из важных факторов появления пищевого нормирования в иудаизме было пребывание в египетском и вавилонском плену.
Земли Египта были весьма плодородны и разнообразны на пищевые продукты. Древний Египет имел комплексную пищевую культуру, Нижний Египет, был заболоченным, и специализировался на скотоводстве и охоте, в то время как Верхний Египет более
располагал к растениеводству [7, с- 761. В Египте существовали пищевые запреты: в некоторых города запрещено было есть рыбу [5, с 801. Геродот к запрету на рыбу прибавлял также и запрет на некоторые виды птиц, почитаемые священными [1, с- 701. Нет указаний на то, что египтяне ели свинину, козлятину и баранину, хотя их выращивали даже в Верхнем «растениеводческом» Египте [5, с- 801.
Во время египетского плена и по заключенному Моисеем договору с Богом были установлены основные пищевые предписания иудаизма. Моисей соблюдал первый индивидуальный пост.Существует гипотеза,что пищевые табу в иудаизме появились в противовес пищевым предпочтениям египтян. Возражение этой гипотезе состоит в том, что в Древнем Египте была в употреблении пища и разрешенная в иудаизме [12, р 14991.
Под запрет попали многие виды животных и рыб, а также большинство насекомых; были введены особые условия убоя и употреблении мяса. По всей видимости, такое пищевое нормирование было связанно с необходимостью интеграции и социального контроля внутри религиозной общины, чтобы противостоять ассимиляции с другими народами, такими, как египтяне. Выбор же запретов связан с сакрализацией мясной пищи в среде скотоводов.
В Пятикнижии устанавливается и первый постоянный день поста - Иом-Кипур.Иом-Кипур - День искупления, Судный день - приходится на 10-й день месяца тишрей, данный день один из самых важнейших дней иудаистского религиозного календаря связанный с искуплением и отпущением грехов. Традиция считает, что в этот день Бог решает судьбы людей. В древности, службу в этот день вел только первосвященник, совершая жертвоприношения для искупления народа Израиля (Лев. 16:6-16, 33).
Иом-Кипур - единственный день, в который пост напрямую предписан в Библии, о нём сказано: «И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый (день) месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте... это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное» (Лев. 16:29-31); «И в десятый день сего седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание: смиряйте тогда души ваши и никакого дела не делайте» (Чис. 29:7).
Основные подробные разъяснения по поводу правил проведения Иом-Кипура даются в трактате Иома, входящего в Мишну, Тосефт, а также в вавилонском и иерусалимском Талмудах. Предписываются различные правила и рекомендации по проведению служб, ритуалов и обрядов, а его 8 глава посвящена проведению поста в Судный день. Согласно трактату Иома, смирение души подразумевало пять запретов: на прием пищи,
умывание, умащение тела, супружескую близость, ношение кожаной обуви [15, Р 1711.
Важность Иом-Кипура свидетельствует то, что даже если этот пост выпадает на субботу, он не переносится, как это происходит со всеми остальными постами в иудаизме, поскольку Иом-Кипур сам считается субботой - «это суббота покоя для вас» (Лев. 16:31). Иом-Кипур чаще всегда справляют даже нерелигиозные евреи. Молитвы в Иом-Кипур - самые длинные в году, а общий характер службы связан с темой прощения за грехи.
Постоянный, ежегодный пост стал нововведение религии древних евреев.Иом-Кипур вместе с другими пищевыми запретами выступал способом социального контроля, приучавший людей к соблюдению определенной дисциплины в обыденной жизни, атакже был одним из факторов, сохранявших целостность религиозной общины и способствовавший ее отделению от инородцев.
Долгое время Иом-Кипур оставался единственным постоянный пост. Пост, до эпохи вавилонского пленения, был чаще всего ответом на какое-либо чрезвычайное событие.
В Библии упоминаются разные обстоятельства и цели поста: желание умилостивить бога, совершить акт раскаяния и продемонстрировать подчинение Богу, установить общение с
духами или Богом, в знак траура и др. [8, с. 697-6981. Пост мог быть как индивидуальными, так и общественными - в целях избавления всего народа.Индивидуальные посты существуют и в наше время в виде персональных постов в годовщину смерти родителей, учителя, перед свадьбой и т.д.Впоследствии появился пост и в аскетических целях, но он считался спорным, поскольку законоучителя полагали, что им можно нанести вред своему здоровью.Пост в иудаизме - воздержание от еды и воды вообще на определенный срок, но иногда практиковались посты воздержанием от конкретных продуктов, чаще всего вина и мяса (Дан. 10:3).
Появление других постоянных постов связано с вавилонским пленением. Вавилон по своим пищевым предпочтениям был растениеводческим, именно хлеб боги предлагали созданным им людям, хлеб и пиво предложили Энкиду, противнику, а затем другу Гильгамеша, чтобы приобщить его к цивилизации. Основным продуктом питания в
Вавилоне являлся ячмень [7, с. 1221, хотя была распространена и мясная пища - свинина, баранина, козье мясо; говядина была доступна в меньшей степени из-за недостатка пастбищ. Существуют некоторые источники, дающие намеки на возможную табуированность рыбы [9, с. 156-1571. Эпоха вавилонского плена для иудаистов, стала временем рассеивания и смешения с другими народами.
После возвращения из плена стали появляться посты, целью которых было воспоминание о трагических датах в истории еврейского народа, связанных с пленением. Вместе с Иом-Кипуром они являются наиболее соблюдаемыми в современном иудаизме. По всей видимости, их появление должно было давать пример неверного поведения, приведшего к трагедии плена и подчеркивать связь с предками. Данные посты выполняли интегративную и воспитательную функции.
Следующий по важности пост в иудаистском календаре - пост 9 ава. Данный пост установлен в память о трагических событиях, произошедших в этот день: 9 ава 586 г. до н.э. произошло разрушение Первого храма вавилонянами (Иер. 52:12-13), а 9 ава 70 г. н.э. разрушение Второго храма римлянами. Приводится еще ряд трагических событий еврейской истории, которые связанны с этим днём: считается, что 9 ава: Моисей привел еврейский народ в земли Израиля, но те не пожелав войти туда, были обречены на 40
лет скитаний; в 132 г. в знак поругания произошла распашка земли Иерусалима; в 1290 г. произошло изгнание евреев из Англии; в 1306 г. из Франции; в 1492 изгнание из
Испании
В память о трагедии разрушения Первого храма, постигшей еврейский народ, день 9 ава, был назначин иудаистскими мудрецами полным постом. Он предполагает воздержание от еды и напитков и даже купания, но в отличии от Иом-Кипураразрешает работу, если это не противоречит скорбной составляющей этого дня.
Иом-Кипур и 9 ава - наиболее широко соблюдаемые посты нового времени, их относят к группе полных постов - длящихся сутки.
К группе «малых постов» относятся посты: 17 таммуза, 10-е тевета, 3 тишрея, 13 адара. Они менее строгие чем полные, длятся с рассвета до заката,при совершении этих постов положено воздерживаться от пищи, но разрешено курить и работать; если они выпадают на субботу, то их переносят на следующий день. Данную группу постов соблюдают только наиболее религиозные иудаисты.
17 таммуза - пост, назначенный в память о взятии стен Иерусалима вавилонянами (Иер.
39:2), а впоследствии и римлянами [14, р. 2001, и разрушения Первого и соответственного Второго храма. Взятие стен вавилонянами произошло 9 таммуза, но, чтобы не перегружать календарь многочисленными постами, мудрецы оставили только один пост. С 17 таммуза начинаются три недели скорби, завершающиеся 9 ава. Считается, что в этот день произошли и другие несчастье, подчеркивающие его скорбную составляющую.
10 тевета пост в память об осаде Иерусалима Навуходоносором (II Ц. 25:1-3; Иер. 54:4). В этот же день вспоминают скорбные события двух предыдущих дней (некоторые иудаисты постятся все три дня), - 8 тевета произошел перевод Торы на греческий язык, известный как Септуагинта (считается, что это деяние подобно сотворению золотого тельца), и 9 тевета, - в этот день умерлиЭзра и Нехемия, возглавлявшие восстановление Иерусалима после вавилонского плена
3 тишрея, пост в память об убийстве Гдалии (Иер. 41:1-2; II Ц. 25:25). После завоевания и разграбления Иерусалима 586 г. до н.э. вавилонянами был назначен наместник с ограниченными полномочиями Гдалья бен Ахикам. Часть еврейского населения считала Гдалью предателем, работающим на врага, и радикально настроенные евреи, борющиеся против власти вавилонян, убили наместника, что привело к установлению прямого контроля над Иудеей со стороны врага. Это убийство потрясло пророка Иеремию, который был противником борьбы против Вавилона и надеялся, что Гдалье позволят восстановить Храм. Еврейскими мудрецами было постановлено поститься в день убийства
наместника Гдальи [10, с. 5001.
13 адара пост, выпадающий на день перед Пуримом и известный как пост Эстер, поскольку назначен в напоминание о её посте. История его происхождения связанна с тем, что вавилонский царедворец Аман уговорил царя Артаксеркса издать указ об убийстве всех евреев в своём царстве. Женой Артаксеркса была еврейка Эстер (или Эсфирь), её брат Мордехай попросил царицу попытаться отменить указ, при том, что ей запрещалось входить к царю без приглашения. Чтобы снискать милость Бога, она просила всех евреев воздерживаться от еды и воды три дня. Поскольку Эстер смогла убедить царя не убивать евреев, постится в дни перед Пуримом стало традицией. Когда-то пост Эстер был, как сказано в Библии, трехдневным, но впоследствии мудрецы ограничил его одним днем, хотя в некоторых общинах по-прежнему постятся, как в
10.25136/2409-8728.2019.3.29618 древности [8' с- 700].
Кроме 7 основных постов, существует еще большое число постов, предписанных раввинами. Они перечислены в Шулхан арухе (ивр. накрытый стол) - кодексе, содержащем устный закон [8, с- 700-7011.
Традиция поста, существовавшая в иудаизме, перешла и в другие авраамические религии. Как и еврейские цари и пророки, Иисус постился сорок дней перед началом своей проповеди. Им и его учениками были устранены практически все иудаистские пищевые запреты, что усиливало христианский прозелитизм: при сохранении привлекательных сторон иудаизма, был ликвидирован один из элементов, усложнявших обыденную жизни неофита - непривычная система питания. К IV веку, когда христианство стало официальной религией Римской империи и религиозная община значительно разрослась, потребовалось четкое разделение христианского и нехристианского населения. Христианство развивалось в растениеводческих регионах. К IV веку появились первые посты по средам и пятницам и Великий пост в сорок дней, подобный посту Христа.
Ислам в период своего формирования попытался смягчить пищевые запреты двух других авраамических религий. Мусульманам была разрешена любая пища кроме запретов,
касающихся вина и мяса [3, с 46-471. Был установлен и пост продолжительностью в 30 дней, сохранявший связь с пищевыми запретами христианством и в тоже время смягчавший их.
Подводя итоги, скажем, что изначально посты в иудаизме чаще были ответом на какое-то событие в жизни человека, требующее вмешательства и помощи Бога, подобно постам в первобытных религиях; так постились многие персонажи Танаха. Первый постоянный пост был сформирован совместно с другими пищевыми запретами во времена исхода из египетского плена и заключения Завета с Богом, в этот период стала необходимой четкая идентичность членов общины. После возвращения из Вавилонского плена стали появляться и другие постоянные посты, связанные с трагическими для иудаизма датами; возможно, это было ответом на острую потребность усиления собственной идентичности после смешение с инородцами, - через воспоминания трагических дат истории. Традиции поста, заложенные в иудаизме, были восприняты другими авраамическими религиями и получили в них широкое развитие.
Библиография
1. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. и прим. Г.А. Стратановского; Под общ. ред. С.Л. Утченко; Ред. пер. Н.А. Мещерский. - Л.: Наука, 1972. - С. 600.
2. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Эмиль Дюркгейм; пер. с фр. А. Апполонова и Т. Котельниковой; под науч. ред. А. Апполонова. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. - С. 736.
3. Зауали Л. Исламская кухня. М.: Новое литературное обозрение, 2008. - С. 224.
4. Иом-Киппур // Краткая еврейская энциклопедия / Под ред. И. Орена (Наделя) и М. Занд. Иерусалим: Издательство «Кетер», 1986. Т.3. C. 758-764.
5. Монтэ П. Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. / Пер. с фр. Ф.Л. Мендельсона - М.: Наука, 1989. - С. 376.
6. Несчастья, постигшие Израиль в Тевете // Дни траура / Сост. П. Полонский, М. Китросская. [Электронный ресурс]. URL: http://www.machanaim.Org/holidays/book_tzo/3.htm#3
7- Павловская А.В. От пищи богов к пище людей. Еда как основа возникновения человеческой цивилизации / Анна Павловская. - М.: Ломоносовъ, 2018. - С. 320.
8. Пост // Краткая еврейская энциклопедия / Под ред. И. Орена (Наделя) и М. Занд. Иерусалим: Издательство «Кетер», 1992. Т.6. C. 697-701.
9. Саггс Г. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья. М.: Центрполиграф, 2012. - С. 530.
10. Телушкин И. рав. Еврейский мир. М., 1995; Иерусалим, 5755. - С. 577.
11. Трагические события, выпавшие на 9 Ава // Дни траура / Сост. П. Полонский, М. Китросская. [Электронный ресурс]. URL: http://www.machanaim.Org/holidays/book_tzo/4.htm#6.1
12. Grivetti L.E. Food Prejudices and Taboos // VI/History, Nutrition, and Health // The Cambridge World History of Food, Volume 2. Cambridge University Press, 2000. P. 1495-1513.
13. Rader R. Fasting // Encyclopedia of Religion, Second edition / Lindsay Jones, editor in chief. - N. Y: Thomson* Gale, 2005. Vol. 5. P. 2995-2998.
14. Taanith // Second division: Moed // The Mishnah / Trans. Danby H. Oxford University Press, 1933. P. 194-201.
15. Yoma // Second division: Moed // The Mishnah / Trans. Danby H. Oxford University Press, 1933. P. 162-172.