УДК 316.6
DOI: 10.18384/2310-7227-2021-1-65-74
ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Лонский Я. А.
Российский университет транспорта
127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, Российская Федерация Аннотация
Цель. Проанализировать особенности поликонфессионального подхода в деятельности транспортной отрасли современной России.
Процедура и методы. Проанализирован корпус текстов. Автор, опираясь на вероучительные доктрины традиционных для России конфессий (православного христианства, ислама, буддизма и иудаизма), а также ряд документов, содержащих свод правил проектирования и строительства религиозных зданий и сооружений, предлагает включение в программу повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников транспортной отрасли тем, связанных со спецификой обслуживания пассажиров и мировоззрением работников, представляющих традиционные для России религиозные учения. В исследовании использованы принципы историзма и системности, а также сравнительный метод.
Результаты. Проведённый анализ показал, что в российском обществе в течение долгого времени религия была и по сей день остаётся одним из системообразующих элементов организации социума, формируя правила функционирования государства, оказывает влияние на разные стороны жизни, как отдельного человека, его семьи, так и общины. Поэтому, во избежание конфликтных ситуаций для работников сферы транспортной отрасли важно знание основ религиозных и культурных особенностей народов, населяющих Россию.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён материал по исследуемой теме. Предложенная система программ дополнительного профессионального образования работников транспорта, связанных с обслуживанием пассажиров транспортной сферы, вносит ряд новшеств по подготовке сотрудников транспортной отрасли, заключающихся в более качественном транспортном обслуживании как иностранных граждан, так и соотечественников, относящихся к традиционным для России конфессиям. Статья адресована как высшим должностным лицам, представляющим транспортную отрасль России, так и экспертам в области межконфессиональных отношений для профилактики и снижения накала религиозного экстремизма в обществе.
Ключевые слова: работники транспорта, религия, дополнительное образование, транспортная сфера, обслуживание пассажиров
POLY-CONFESSIONAL APPROACH IN THE ACTIVITIES OF THE TRANSPORT INDUSTRY IN MODERN RUSSIA
Ya. Lonsky
Russian University of Transport
9, bldg. 9 Obraztsova ul., Moscow 127994, Russian Federation Abstract
Aim. To analyze the features of the poly-confessional approach in the activities of the transport industry in modern Russia.
Methodology. The body of texts has been analyzed. The author, relying on the doctrines of traditional for Russia confessions (Orthodox Christianity, Islam, Buddhism and Judaism), as well as on a number of
© CC BY Лонский Я. А., 2021. _
^бГТ
documents concerning the set of rules for the design and construction of religious buildings and structures, offers to include into the retraining programs for the transport industry employees the topics relating the specifics of passenger service and the worldview of workers representing traditional religions in Russia. The research uses the principles of historicism and consistency, as well as the comparative method. Results. The research showed that in the Russian society religion has been for a long time, and, remains at present to be one of the system-forming elements of the organization of society. It forms the rules for the state functioning, influences various aspects of life of both an individual and his family, and the community. Therefore, in order to avoid conflict situations, it is important for the transport industry employees to know the basics of the religious and cultural characteristics of the peoples inhabiting Russia. Research implications. The material on the theme of the research is generalized. The proposed system of additional vocational training on the programs for transport industry employees, involved into the passenger service, offers a number of novelties on preparing the employees for more effective transport service of both foreigners and the compatriots of traditional for Russia confessions.The article is addressed to both senior officials representing the transport industry in Russia and experts in the field of interfaith relations to prevent and reduce the intensity of religious extremism in society.
Keywords: transport industry employees, religion, additional education, transport sector, passenger service
Введение
На передовой современных глобализа-ционных процессов находятся работники транспорта. Каждый год в нашу страну приезжают с целью туризма и работы миллионы иностранных граждан1. Сотрудникам, работающим в сфере транспорта, приходится обслуживать пассажиров разных конфессий. И во избежание конфликтных ситуаций важно знать религиозные и культурные особенности как народов, населяющих Россию, так и иностранных граждан, приезжающих в нашу страну. А для руководителей различных транспортных узлов, транспортной отрасли в целом необходимо знать религиозные и культурные особенности традиционных конфессий России - православного христианства, ислама, буддизма и иудаизма, так как значительная часть их подчинённых является приверженцами данных конфессий.
Перечисленное выше обосновывает включение в программы дополнительного профессионального образования тем, связанных со спецификой обслуживания пассажиров и мировоззрением работников, представляющих традиционные для
1 Ситуация пандемии очевидным образом существенно сократила этот поток, однако проблема транспортного обслуживания иностранцев не потеряла своей актуальности.
Российской Федерации конфессии. К числу таких тем следует отнести [9; 10; 11]:
- «Роль религии в современном мире»;
- «Организация отправления религиозных обрядов в поездках»;
- «Влияние религии на обычаи народов различных государств»;
- «Организация питания представителей различных конфессий в поездках».
Рассмотрим основные содержательные компоненты перечисленных тем с опорой на труды известного педагога-методолога в области дополнительного профессионального образования академика В. Я. Синенко [15-20].
Роль религии в современном мире
Рассматривая данную тему, которую целесообразно изучать в один из первых дней курсов повышения квалификации, отведя на неё не более одного часа учебного времени, преподаватель обращает внимание слушателей на то, что религия зародилась одновременно с осознанием человека как элемента социума. В своей истории она претерпела многочисленные трансформации: от язычества к монотеизму, от тотального господства церкви и её контроля личности до запрета и гонения со стороны
государства, распалась на отдельные ветви мировых религий, была причиной мировых войн и переселения народов, ныне мирно сосуществуя с высокоразвитой наукой и техникой [12; 13].
Далее преподаватель может задать слушателям курсов вопрос: «Почему религия, несмотря на активные действия атеистов, смогла не только выжить, но и успешно развиваться, приобретая всё больше новых адептов?». Анализируя прозвучавшие ответы на этот вопрос, он отмечает, что религия представляет собой форму мобилизации разнообразных человеческих чаяний. Возникновение и долгое существование мировых религий объясняются потребностями человеческой души. Это поиск защиты перед лицом всегда суровой реальности, потребность в утешении [15].
Комплекс религиозных представлений имеет существенное значение, так как встроен в структуру мировоззрения. В этом контексте неважно, идёт ли речь о народах, которые исторически исповедовали ислам, христианство и другие религии, или речь идёт о тех индивидах, которые сегодня дистанцированы от религии, т. е. не ходят в церковь или мечеть. В любом случае эти люди выросли в системе культуры через ценностные установки, которые транслируются известными механизмами.
Завершая рассмотрение темы, преподаватель подчёркивает, что религия играла и до сих пор играет особую роль в жизни народов, населяющих нашу страну. И самое парадоксальное - то, что сотни народов и народностей, населяющих нашу страну, придерживающихся отличных друг от друга культурных и религиозных представлений, мирно и дружно проживают друг с другом.
Организация отправления религиозных обрядов в поездках
Во вступительном слове, предваряющем изучение данной темы, преподаватель отмечает, что в настоящее время при организации обслуживания пассажиров актуализируются вопросы предоставления
помещений для отправления религиозных обрядов, создания для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка организации и учитывающих интересы верующих различных конфессий, а также атеистов.
Что касается оборудования молельных помещений в аэропортах и на железнодорожных вокзалах, специалистам, занимающимся проектированием и строительством, необходимо учитывать специфику осуществления религиозного культа. Они должны знать некоторые важные вещи, касающиеся религиозной культуры верующих традиционных для России конфессий - православного христианства, ислама, буддизма и иудаизма. К примеру, для верующего мусульманина совершение пятикратной молитвы может происходить в любом подходящем месте (не обязательно в мечети) - для него нет никаких ограничений, установленных его верой. Главное, что перед молитвой он должен совершить омовение и стать на молитвенный коврик, который называется саджжада, лицом к Мекке. Женщины должны молиться отдельно от мужчин, а если это невозможно -они становятся сзади мужчин. Однако для того, чтобы не вызывать дискомфорта у приверженцев других конфессий и атеистов, связанного с тем, что верующий мусульманин (ему не возбраняется молиться, показывать свою веру и в общественных местах, в том числе, на глазах у иноверцев) может встать на молитву и в общественном месте, что может привести к конфликту с другими верующими, руководству российских аэропортов, крупных железнодорожных вокзалов необходимо продумать оборудование мест для молитвы представителей разных конфессий.
В частности, для построения мусульманской молитвенной комнаты не нужно выдерживать каких-либо особых предписаний и канонов, касающихся определённых правил строительства религиозного сооружения. Для осуществления намаза (обязательной пятикратной молитвы для каждого мусульманина) подойдёт обычная
комната, желательно с местом для омовения.
Что же касается оборудования православной молельной комнаты или часовни внутри здания аэропорта или железнодорожного вокзала, как строителям, так и архитекторам необходимо ознакомиться со сводом правил, относящихся к проектированию православных храмов1. Данный документ был принят и утверждён приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. Он устанавливает определённые каноны, в духе которых должно осуществляться проектирование и строительство православных религиозных сооружений. Инженеры, архитекторы, строители должны быть знакомы со специфической церковной терминологией и названием основных частей внутреннего убранства храма - алтарь, амвон, клирос, солея, иконостас, горнее место, престол, поликандило, пономарка и т. д. Проектировщикам и архитекторам необходимо знать некоторые нюансы при оборудовании и строительстве домовых храмов, а именно:
- глубина алтаря в малых и домовых храмах должна составлять не менее 3,0 м;
- престол (размер стороны 0,8-1,0 м) размещается на расстоянии до Царских врат иконостаса не менее 1,3 м.;
- вокруг престола должен быть предусмотрен круговой обход с расстоянием от престола до запрестольного образа (Горнего места) не менее 0,9 м.
Домовые церкви и церкви, встроенные в общественные здания учреждений медицинского и социального назначения, учебных заведений и пр. следует размещать на верхних этажах зданий или таким образом, чтобы над алтарем не было помещений иного назначения.
В завершении рассмотрения темы преподаватель подводит слушателей к мысли,
что открытие молельных комнат в аэропортах и на железнодорожных вокзалах может оказать благотворный психологический комфорт как для пилотов, машинистов, обслуживающего персонала, так и для обычных пассажиров. Руководитель Союза православных граждан России (СПГ) Валентин Лебедев убеждён, что открытие молельных комнат в аэропортах «заставит путешествующих воздушным транспортом отказаться от других средств по успокоению души ... Люди бояться летать, а потому и опустошают алкогольные полки в duty free. Появление молельных помещений отвлечет их от пьянства на борту судна и снизит уровень пассажирского хулиганства в самолетах»2.
Влияние религии на обычаи народов различных государств
Данную тему целесообразно рассматривать в контексте информационной поддержки пассажиров, путешествующих за рубеж. И хотя в настоящее время заграничный пассажиропоток существенным образом сокращён вследствие пандемии, рано или поздно наступит восстановление его объёмов, к чему следует быть готовыми.
Предваряя рассмотрение темы, преподаватель акцентирует внимание слушателей на том факте, что ежегодно сотни тысяч российских граждан отправляются путешествовать в другие страны. Они везут туда не только одежду для отдыха, но и распространённую среди наших соотечественников законодательную неграмотность. К сожалению, многие россияне плохо знают законы своей страны, не говоря уже о законах других государств. А между тем во многих странах можно получить высшую меру наказания - смертную казнь за деяния, за которые в России положено лишь административное взыскание или
СП 391.1325800.2017 Храмы православные. Правила проектирования // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/552113080 (дата обращения: 26.10.2020).
Минтранс просят открыть молельни в каждом аэропорту // Известия [сайт]. 2013. 25 декабря. URL: https://iz.ru/news/563165 (дата обращения: 01.07.2020).
2
которые просто могут не являться нарушением закона.
Далее целесообразным представляется рассмотрение специфики традиций и законодательства исламских государств, испытывающих на себе существенное влияние шариата. Тем более что сотни тысяч россиян в качестве туристов посещают исламские страны, такие как Турция, Тунис, ОАЭ, Иордания, Марокко, Индонезия и ряд других государств. Для того, чтобы не попадать в неприятные ситуации, им необходимо знать историю, культурные и религиозные особенности принимающей стороны.
Некоторые страны вводят ряд ограничений как для туристов, так и для собственных граждан, касающиеся хранения, перевозки, распространения литературы религиозного характера. Приветливость и гостеприимство - важная черта мусульман. При приветствии произносится «Ас-саляму алейкум» («Мир вам») с ответом «Ваалейкум ас-салям» («И вам мир»). Малознакомые люди на Востоке не пожимают рук, приветствуя друг друга лишь легким поклоном. Руку арабы подают лишь в знак дружеского расположения. В случае, если здороваются или прощаются с близким другом, используют в рукопожатии обе руки. После рукопожатия принято правую руку прижать к сердцу, что является знаком внимания и глубокого уважения. Хорошо знакомые друг другу люди совершают троекратный символический поцелуй. В исламе чистой считается правая рука: мусульмане едят, стараясь использовать только правую руку, надевать одежду и туфли с правой стороны, а снимать - с левой. Гостю уделяется особое внимание и уважение. Его обязательно угощают чаем, кофе и другими блюдами. От угощения отказываться не принято, поскольку отказ может обидеть хозяина.
При разговоре с мусульманином избегают вопросов о супруге и семье, под запретом следующие темы: осуждение религии и насмешка над ней; обсуждение руководства государства, национальных идей, истории и женщин.
Для закрепления изученного материала преподавателю имеет смысл провести ролевую игру, в ходе которой слушатели разыграют типичные ситуации, которые могут возникнуть во время путешествия в исламские страны, а также ситуации, которые могут возникнуть в отечественных поездах, самолетах и на кораблях с представителями различных конфессий. Такая ролевая игра может служить логическим переходом к изучению темы, связанной с организацией их питания во время путешествий.
Организация питания представителей различных конфессий в поездках
Начиная изучение данной темы, преподаватель отмечает, что, несмотря на глоба-лизационное влияние, в настоящее время всё больше и больше людей обращается к своим истокам, открывают для себя национальные традиции, культуру, традиционную для своего народа религию. Среди многообразия религиозных аспектов, влияющих на её последователя, немаловажными являются законы и правила, регламентирующие такую важную часть нашей жизни, как питание. Они начинаются перечнями разрешённых и запрещённых к употреблению продуктов, способов их обработки и заканчиваются режимами питания.
В правилах, регламентирующих питание в христианстве, особая роль отводится постам. Именно поэтому важно рассмотреть особенности рациона и режима приёма пищи в каждый православный пост. В Русской православной церкви посты делятся по длительности на однодневные и многодневные (общее количество постных дней в году приближается к 200), а также по строгости, т. е. по степени возлагаемых ограничений. Одна из форм воздержания в православных постах - воздержание от пищи и питья - ограничение в принятии продуктов питания различного происхождения.
Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост
установлен во вспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует исключение из рациона рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.
К однодневным постам также относятся: Крещенский сочельник (18 января), накануне Крещения Господня; Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября), это день памяти и гибели великого пророка Иоанна; Воздвижение Креста Господня (27 сентября), память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого.
Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). В однодневные посты запрещается есть рыбу, но разрешается приём пищи с растительным маслом.
Перечисленные выше особенности необходимо знать шеф-поварам вагонов-ресторанов, руководителям организаций, предоставляющих бортовое питание на самолёты, проводникам и бортпроводникам, прочим работникам, связанным как с формированием меню для пассажиров, так и с их обслуживанием. Поскольку человеку, не погружённому глубоко в православную жизнь, крайне сложно учесть все нюансы питания православных пассажиров, сотрудникам, отвечающим за питание целесообразно иметь на рабочем месте календарь на текущий год, отражающий особенности приёма пищи в конкретный день православным, чтобы при приготовлении пищи учесть их.
Религиозные традиции ислама также имеют непосредственное влияние на культуру питания верующих. Формирование пищевого рациона мусульман происходит исключительно по правилам, предписанным Кораном (священной книгой мусульман, сводом откровений, произнесённых
от имени Аллаха пророком Мухаммедом) и Сунной (жизнеописанием пророка Мухаммеда).
В исламской религии действует принцип: разрешено (халяль) всё, что явно не запрещено (харам). Соответственно, еда, употребляемая в пищу мусульманами, должна быть халяльной.
В мусульманских странах не принято отказываться от предложенного угощения - это воспринимается как обида или оскорбление. Шариат подробно описывает продукты, которые категорически запрещено употреблять в пищу, а также приводит перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и осуждаемых продуктов.
В исламе существует ритуал принятия пищи. Перед едой и после неё мусульманин должен мыть руки. Едят и пьют только правой рукой, считается неприличным принимать пищу на ходу и смотреть на жующего человека. Запрет на отдельные пищевые продукты в исламе вклюён в понятие «харам» (запрет).
Пищевое поведение мусульман во время поста, так же, как и у верующих других религий, должно соответствовать строгим правилам. Однако распространяются они больше на время принятия пищи, нежели на её количество или состав. Например, во время главного поста - Рамадана (длится один месяц) - запрещается вкушать пищу от восхода солнца до заката, причём соблюдать это правило следует очень строго, даже во время покупки продуктов на рынке днём их категорически запрещается пробовать.
Что касается традиционного иудаизма, то все аспекты жизни правоверного иудея ритуализованы вероучительными предписаниями, начиная с пробуждения и первой утренней молитвы и заканчивая пищей. Последние обозначаются в иудейской религиозной культуре особым термином -«кашрут», что означает дозволенность, пригодность. А еда, которая должна употребляться иудеем, должна быть только кошерная, т. е. соответствующая пищевым запретам и правилам. Кошерными называются все продукты и их сочетания, кото-
рые разрешены Торой - главной священной книгой евреев, известной христианам как «Пятикнижие Моисеево».
Принципы кашрута: кошерный скот определяется как имеющий раздвоенное копыто и жующий жвачку (свинина, например, исключена из рациона), кошерная рыба должна обязательно иметь чешую и лучевые плавники (моллюски и ракообразные запрещены). Птица иудеями употребляется в пищу только домашняя (индейки, куры, утки, перепела), их кошерность подтверждена давней традицией. Молоко, икра, яйца как производные некошерных животных, птиц и рыб подвергаются запрету, как, впрочем, и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попали некошерные ингредиенты.
В иудаизме существуют правила употребления разрешённых видов пищи. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами. Даже если какое-то количество молока во время приготовления пищи случайно попадёт в мясной бульон, этот бульон непременно нужно будет вылить. Все дело в том, что кошерная кухня строго подразделятся на две части: мясную и молочную. Для приготовления мясных и молочных продуктов используется не только отдельный кухонный инвентарь и посуда, но и отдельные помещения, особенно на предприятиях общественного питания.
В иудаизме есть несколько постов, во время которых верующие должны соблюдать определённые правила, в том числе и в отношении питания. Самый важный праздник, день поста в иудаизме » Йом Кипур (День Искупления). Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (национальный день траура еврейского народа), продолжается от захода солнца до появления звезд вечером следующего дня, т. е. более 24 часов. В это время запрещается приём пищи и питие. В преддверии поста Девятого Ава проходят три траурные недели. В течение последней недели нельзя употреблять в пищу мясо и вино.
Гастрономическими познаниями в области религиозной кухни различных ве-
рований хорошо бы было обладать как шеф-поварам, поварам, так и обслуживающему персоналу. Шеф-поварам и поварам необходимо знать особенности религиозной кухни пассажиров, относящихся к традиционным российским конфессиям (православию, исламу, иудаизму и буддизму) для того, чтобы заранее подобрать перечень блюд и специальных продуктов в соответствии с календарным периодом, на который может выпадать пост. Так, мусульмане, индуисты, иудеи, православные христиане, пользующиеся услугами авиакомпании «Аэрофлот», могут заказать себе особенный обед.1
Заключение
В завершение рассмотрения тем, связанных с обслуживанием пассажиров и сотрудников, представляющих традиционные конфессии Российской Федерации, преподавателю курсов следует подчеркнуть, что в течение долгого времени религия была и по сей день является одним из системообразующих элементов организации социума, формируя правила функционирования государства, оказывала влияние на разные стороны жизни как отдельного человека, его семьи, так и общины. Во избежание конфликтных ситуаций с религиозной частью населения нашего общества, для работников сферы транспортной отрасли важно знание основ религиозных и культурных особенностей народов, населяющих Россию. Этим обуславливается целесообразность включения перечисленных выше тем в содержание курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки [222].
Статья поступила в редакцию 05.02.2021.
1 «Курица, рыба, халяль?»: «Аэрофлот» решил кормить пассажиров по канонам ислама // Бизнес-газета. URL: https://www.business-gazeta.ru/ article/298786 (дата обращения: 20.10.2020).
ЛИТЕРАТУРА
1. Дзуцев Х. В., Дибирова А. П. Место религиозной идеологии в мировоззрении современного северокавказского общества Российской Федерации: этносоциологический анализ. Программа и материалы массового опроса населения республик СКФО.- Москва-Владикавказ: ИСПИ РАН; СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2016. 212 с.
2. «Курица, рыба, халяль?»: «Аэрофлот» решил кормить пассажиров по канонам ислама // Бизнес-газета [сайт]. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/298786 (дата обращения: 20.10.2020).
3. В дорогу с Богом: как простому смертному найти, где помолиться на вокзале // РИА новости. URL: https://ria.ru/20170916/1504884648.html (дата обращения: 20.10.2020).
4. Религиозные традиции мира. В 2 т. Т. 1. М.: КРОНПРЕСС, 1996. 576 с.
5. Религиозные традиции мира. В 2 т. Т. 2. М.: КРОНПРЕСС, 1996. 640 с.
6. СП 391.1325800.2017. Храмы православные. Правила проектирования // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/552113080 (дата обращения: 26.10.2020).
7. Минтранс просят открыть молельни в каждом аэропорту // Известия. 2013. 25 дек. URL: https:// iz.ru/news/563165 (дата обращения: 01.07.2020).
8. Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. 1520 с.
9. Бакурадзе А. Б., Бондарева Я. В. Аксиологические основания эволюции управления // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2015. № 1. С. 26-38.
10. Бондарева Я. В. Теоретико-методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ: дис.... докт. филос. наук. М., 2011. 325 с.
11. Бондарева Я. В., Молчан Э. М. Духовно-нравственные ценности как вектор развития социальных систем // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 43-51.
12. Горбунов А. С. Проблема институализации средств массовой коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2016. № 2. С. 79-86.
13. Горбунов А. С. Личность в контексте информационной безопасности государства // Сибирский учитель. 2017. № 5 (114). С. 64-68.
14. Родичкин Д. В., Буренков С. В. К вопросу о влиянии культуры на формирование национальной идентичности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2020. № 4 (54). С. 167-179.
15. Синенко В. Я. Система повышения квалификации работников образования - от кризиса в сознании до реальных перспектив // Сибирский учитель. 2010. № 2 (68). С. 5-12.
16. Синенко В. Я. Каскадная (циклическая) система повышения квалификации работников образования // Вестник образования. 2012. № 20. С. 11-14.
17. Синенко В. Я. Модернизация системы дополнительного профессионального педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 73-80.
18. Синенко В. Я. О ключевых факторах успешности системы повышения квалификации работников образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 35-37.
19. Синенко В. Я. Инновационное управление образованием как ключевой фактор роста его качества // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2016. № 5. С. 18-21.
20. Синенко В. Я., Беленок И. Л., Величко А. Н., Волчек М. Г. Концепция модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования новосибирской области // Сибирский учитель. 2011. № 4 (77). С. 22-28.
21. Alekhina E. V., Zolkin A. L., Parkhomenko R. N., et al. Philosophical and pedagogical aspects of career guidance policy for learners and students // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2020. Vol. 8. № 1. P. 175-181.
1. Dzutsev Kh. V, Dibirova A. P. Mesto religioznoi ideologii v mirovozzrenii sovremennogo severokavkazskogo obshchestva Rossiiskoi Federatsii: etnosotsiologicheskii analiz: programma i materialy massovogo oprosa naseleniya respublik SKFO [The place of religious ideology in the worldview of the modern North Caucasian society of the Russian Federation: an ethnosociological analysis: program and materials of a mass survey of the population of the North Caucasus Federal District]. Moscow, Vladikavkaz, Institute for Social and Political Research of the
REFERENCES
Russian Academy of Sciences; North Ossetian State University, named after K. L. Khetagurov, 2016. 212 p.
2. ["Chicken, fish, halal?": Aeroflot decided to feed passengers according to the canons of Islam]. In: Biznes-gazeta [Business newspaper]. Available at: https://www.business-gazeta.ru/article/298786 (accessed: 20.10.2020)
3. [On the road with God: how can a mere mortal find where to pray at the station]. In: RIA novosti [RIA News]. Available at: https://ria.ru/20170916/1504884648.html (accessed: 20.10.2020)
4. Religioznye traditsii mira. V dvukh tomakh. T. 1. [Religious traditions of the world. Vol. 1.] Moscow, KRONPRESS Publ, 1996. 576 p.
5. Religioznye traditsii mira. V dvukh tomakh. T. 2 [Religious traditions of the world. Vol. 2]. Moscow: KRONPRESS Publ, 1996. 640 p.
6. [SP 391.1325800.2017. Orthodox churches. Rules of constructing]. In: Elektronnyi fond pravovoi i nor-mativno-tekhnicheskoi dokumentatsii [Electronic fund of legal and normative-technical documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/552113080 (accessed: 10.26.2020).
7. [Ministry of Transport asks to open chapels at every airport]. In: Izvestiya [News]. 2013. December 25. Available at: https://iz.ru/news/563165 (accessed: 07.01.2020).
8. Entsiklopediya religii [Encyclopedia of Religions]. Moscow, Academic Project Publ.; Gaudeamus Publ, 2008. 1520 p.
9. Bakuradze A. B., Bondareva Ya. V. [Axiological foundations of the evolution of management]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy], 2015, no. 1, pp. 26-38.
10. Bondareva Ya.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy russkoi religioznoi filosofii: istoriko-filosofskii analiz: diss....dokt. filos. nauk [Theoretical and methodological foundations of Russian religious philosophy: historical and philosophical analysis: PhD thesis in Philosophy]. Moscow, 2011. 325 p.
11. Bondareva Ya. V., Molchan E. M. [Spiritual and moral values as a vector of social systems development]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Philosophy], 2019, no. 1, pp. 43-51.
12. Gorbunov A. S. [The problem of institutionalizing the mass media]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Philosophy], 2016, no. 2, pp. 79-86.
13. Gorbunov A. S. [Personality in the context of information security]. In: Sibirskii uchitel [Siberian teacher], 2017, no. 5 (114), pp. 64-68.
14. Rodichkin D. V., Burenkov S. V. [On the question of the influence of culture on the national identity formation]. In: Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Tver State University. Series: Philosophy], 2020, no. 4 (54), pp. 167-179.
15. Sinenko V. Ya. [The system of advanced training for educators - from a crisis in the mind to real prospects]. In: Sibirskii uchitel' [Siberian teacher], 2010, no. 2 (68), pp. 5-12.
16. Sinenko V. Ya. [Cascade (cyclical) system of professional development of educators]. In: Vestnik obra-zovaniya [Education Bulletin], 2012, no. 20, pp. 11-14.
17. Sinenko V. Ya. [Modernization of the system of additional professional pedagogical education]. In: Sibirskiipedagogicheskii zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2012, no. 3, pp. 73-80.
18. Sinenko V. Ya. [On the key factors of the success of the system of advanced training for educators]. In: Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2013, no. 5, pp. 35-37.
19. Sinenko V. Ya. [Innovative management of education as a key factor in the growth of its quality]. In: Upravlenie kachestvom obrazovaniya: teoriya i praktika effektivnogo administrirovaniya [Education quality management: theory and practice of effective administration], 2016, no. 5, pp. 18-21.
20. Sinenko V. Ya., Belenok I. L., Velichko A. N., Volchek M. G. [The concept of modernization of the system of additional professional pedagogical education in Novosibirsk region]. In: Sibirskii uchitel' [Siberian teacher], 2011, no. 4 (77), pp. 22-28.
21. Alekhina E. V., Zolkin A. L., Parkhomenko R. N., et al.. Philosophical and pedagogical aspects of career guidance policy for learners and students // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2020, vol. 8, no. 1, pp. 175-181.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Лонский Ярослав Александрович - старший преподаватель кафедры философии, социологии и истории Российского университета транспорта; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Yaroslav A. Lonskiy - Senior Lecturer, Department of Philosophy, Sociology and History, Russian University of Transport;
e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Лонский Я. А. Поликонфессиональный подход в деятельности транспортной отрасли современной России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2021. № 1. С. 65-74. DOI: 10.18384/2310-7227-2021-1-65-74
FOR CITATION
Lonsky Ya.A. Poly-confessional Approach in the Activities of the Transport Industry in Modern Russia. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2021, no 1. pp. 65-74. DOI: 10.18384/2310-7227-2021-1-65-74
vzv