Научная статья на тему 'Репрезентация социальной политики в государственном и религиозном дискурсах: опыт политико-правового анализа'

Репрезентация социальной политики в государственном и религиозном дискурсах: опыт политико-правового анализа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / ГОСУДАРСТВО / STATE / РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ / RELIGIOUS DENOMINATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвиенко В.А.

Рассматриваются основные тенденции взаимодействия государства и религиозных конфессий в контексте социальной политики современной России. Анализируется нормативно-правовая база социальной политики. Приводятся позиции глав государств, представителей политической элиты, лидеров религиозных конфессий для иллюстрации тенденций развития отрасли в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representation of Social Policy in State and Religious Discourses: the Experience of Political and Legal Analysis

The main tendencies of interaction between religious confessions and the state in the context of the social policy of modern Russia are considered. The regulatory framework of the current social policy is analyzed. The positions of heads of state, representatives of the political elite, leaders of religious confessions are given.

Текст научной работы на тему «Репрезентация социальной политики в государственном и религиозном дискурсах: опыт политико-правового анализа»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 323(470+571) ББК 66.3(2Рос)

DOI 10.22394/1682-2358-2018-1-79-85

V.A. Matvienko, Candidate of Sciences (Politics), Docent of the Department of Tourism and Hotel Business, Bunin Yelets State University

REPRESENTATION OF SOCIAL POLICY IN sTATE AND RELIGIOUS DISCOURSES: THE EXPERIENCE OF POLITICAL AND LEGAL ANALYSIS

The main tendencies of interaction between religious confessions and the state in the context of the social policy of modern Russia are considered. The regulatory framework of the current social policy is analyzed. The positions of heads of state, representatives of the political elite, leaders of religious confessions are given.

Key words and word-combinations: social policy, the state, religious denominations.

В.А. Матвиенко, кандидат политических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина (email: vamatV@mail.ru)

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ политики В ГОСУДАРСТВЕННОМ И РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСАХ: ОПЫТ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО АНАЛИЗА

Аннотация. Рассматриваются основные тенденции взаимодействия государства и религиозных конфессий в контексте социальной политики современной России. Анализируется нормативно-правовая база социальной политики. Приводятся позиции глав государств, представителей политической элиты, лидеров религиозных конфессий для иллюстрации тенденций развития отрасли в настоящее время.

Ключевые слова и словосочетания: социальная политика, государство, религиозные конфессии.

Н а современном этапе, когда Россия переживает системные кризисные явления охватившие практически все сферы жизни общества, особую научную актуальность и практическую значимость приобретает неВестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2 /у

обходимость совершенствования существующих механизмов социальной помощи различным слоям населения. Не случайно социальная проблематика находится в центре внимания внутренней политики государства, о чем, в частности, свидетельствуют и последние послания Президента РФ, и заявления главы Правительства РФ, и выступления видных государственных деятелей и представителей политического истеблишмента.

В.В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика России» заявил: «Справедливое устройство общества, экономики — главное условие нашего устойчивого развития в эти годы» [1]. Премьер-министр РФ Д.А. Медведев на форуме политической партии «Единая Россия», проходившем в декабре 2017 г. заявлял: «В нашем Основном законе, в Конституции, зафиксировано: Россия является социальным государством. Это значит, что каждый гражданин нашей страны — с момента рождения и до глубокой старости — имеет право на социальную защиту» [2]. Председатель Совета Федераций В.И. Матвиенко на пленарном заседании форума социальных инноваций регионов в Подмосковье в июне 2017 г. отмечала: «Общая цель всех преобразований осталась прежняя — это повышение доступности и качества соцуслуг населения и развитие современной социальной инфраструктуры в каждом субъекте» [3].

Социальная политика современной России стоит перед глобальными и национальными вызовами. И те, и другие не имеют четкой границы, но их объединяют общие, взаимосвязанные тенденции, определяемые национальным социально-экономическим, историческим и культурным контекстом. В этой ситуации, несмотря на наличие реализуемых на данном этапе программ государственной социальной политики, определенную лепту в смягчение или в отдельных случаях устранение социальной напряженности могут вносить комплексы мер общественной направленности и благотворительной деятельности (адресная социальная помощь наиболее нуждающимся слоям населения, добровольческое и волонтерское служение, помощь в чрезвычайных ситуациях и другие), претворяемые в жизнь государством и официально зарегистрированными на территории Российской Федерации религиозными организациями.

Общественный интерес к обозначенной проблематике вполне очевиден. Он обусловлен совокупностью целой группы факторов социально-экономического и политического порядка. Собственная позиция на участие в совместной с государством реализации социально ориентированных мероприятий и разнообразных программ сформировались в индуизме, иудаизме, буддизме, христианстве, исламе и других религиях.

Главы практически всех религиозных конфессий в разное время выражали свое отношение к этому вопросу. Разновременные заявления лидеров Римской Католической Церкви наиболее полно отражают точку зрения значительной части католического населения западноевропейских государств на вопросы социального благополучия и помощь слабо защищенному населению. Иоанн Павел II отмечал: «В милосердии Божьем человечество обретет мир, а человек обретет счастье!» [4]. Ему вторил Бенедикт XVI: «Всегда будет существовать

80 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 2

страдание, просящее об утешении и помощи... Всегда будут возникать ситуации материальной нужды, в которой не обойтись без конкретной помощи и любви ближнего» [5].

Согласно Корану мусульманин ответственен перед Аллахом за каждый свой шаг. Милосердие считается и должно являться главной чертой характера верующего человека, ибо мумин — наместник Всевышнего на Земле. Главная цель ислама — «воспитать нравственно совершенную личность: милосердного, доброго, умеющего сострадать, оказать своевременную помощь, справедливого человека» [6]. Современный российский ислам в большинстве своем придерживается этой цели. Представители российского политического истеблишмента неоднократно отмечали положительные черты традиционного ислама, его роль в поддержании социальной стабильности российского государства, с опорой на идеалы дружбы и добрососедства. Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалов, в своем поздравлении в адрес председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гай-нутдина и мусульман России по случаю Праздника разговения — Иль аль-Фитр — Ураза-байрам в июне 2017 г. отмечал: «Добрые поступки и забота об окружающих, миролюбие и веротерпимость, трудолюбие и стремление к новым знаниям, которые присущи российским мусульманам, являются важным вкладом в общественное развитие страны и этноконфессионального согласия в Российской Федерации» [7] .

Российское православие никогда — ни в прошлом, ни в настоящем не оставалось в стороне от помощи ближнему. Это подтверждается многочисленными высказываниями на этот счет, например Св. Иоанн Кронштадтский писал: «Господь каждого из нас ставит на такое место, где мы можем, если захотим, принести плоды добрых дел и спасти себя и других» [8, с. 58]. «Счастье не в деньгах и не в роскошном дворце. Богатства можно лишиться. В том счастье, что не отнимут ни люди, ни события. В вере, в духовной жизни, в самом себе. Сделай счастливым ближних и сам станешь счастлив...», призывала Великая княгиня Елизавета Федоровна [9, с. 221]. Современный предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Без доброты, без служения людей друг другу не может существовать общество — оно развалится» [10].

Представители научного сообщества также не оставляют без внимания обозначенные проблемы. Большинство исследователей, определяя многочисленные формы социальной помощи, сталкиваются с методологическими трудностями, основные из которых приходятся на разграничивание смысловых контекстов употребления таких терминов, как «милосердие», «благотворительность», «помощь ближнему». Названные понятия имеют схожий смысл, но не являются синонимами.

«Благотворительность», «помощь к ближнему», «милосердие» понятия очень близкие по своему содержанию, но несут в себе отличные друг от друга смысловые характеристики. Термин «благотворительность» — это «термин-

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2 8 1

действие», подразумевающий под собой реальную помощь без каких-либо условий или на определенных привилегированных условиях. «Помощь ближнему» это «термин — внутренний эталон». Он означает личностный образец, определяющий долг каждого человека (верующего или неверующего) в отношении другого человека на основе имеющегося религиозного опыта. Термин «милосердие» это «термин-чувство», отношение, проявляемое в способности одних людей заботиться о других людях, забывая о своих собственных амбициях и предубеждениях. Только в контексте мер по реализации социальной политики государства все эти термины объединяются, выступая «единым фронтом», приобретая определенную структурную органичность и законченность.

Современные научные исследования роли религии в реализации отдельных направлений социальной политики государства наполнены дискуссионными смыслами и попытками оценить эти конкретные шаги и механизмы.

Предпринятый в рамках данной статьи ситуационный анализ показывает разноплановость и многомерность проблемы взаимодействия государства и религии в контексте совместных усилий по реализации отдельных направлений социальной политики. Этот сложный вопрос в разное время, особенно на современном этапе, интересовал в той или иной мере специалистов многочисленных научных и практических школ и направлений — правоведов, историков, политологов, социологов, конфликтологов и других ученых. Разные точки зрения на рассматриваемую проблему можно сгруппировать следующим образом:

Первую группу составляют исследования, посвященные особенностям благотворительной деятельности различных религиозных конфессий на общегосударственном уровне в России и в отдельных ее регионах, где рассматриваются религиозные аспекты благотворительности, деятельность отечественных меценатов прошлого и настоящего, выявляется специфика современной благотворительности и т.п. Это работы Ю.Э. Андроновой, Т.С. Дороховой, Л.В. Устюжанина, Е.А. Вороновой, М.И. Фирсова, И.А. Тарасовой и других авторов. По мнению Ю.Э. Андроновой, «благотворительность в религиозном аспекте испокон веков является скорее необходимым условием личного нравственного здоровья, а не вспомогательным средством общественного благоустройства» [11, с. 100]. Е.Н. Антонов считает, что «развитие благотворительности сегодня способствует консолидации гражданского общества и позволяет совместно решать проблемы, которые по разным причинам остаются вне поля зрения государства» [12, с. 20].

Вторая группа — это публикации, посвященные изучению практического опыта государства и религиозных конфессий по реализации отдельных направлений социальной политики современной России, в которых исследуются формы сотрудничества, направления совместной работы, механизмы реализации общих проектов, полномочия координационных и консультационных органов и советов и т.п. В рамках подобной проблематики работают А.А. Маковский, Н.А. Баранов, В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.В. Симонов и

82 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 2

многие другие. Исследователи полагают что, «в России наряду с крупнейшими конфессиями представлено множество иных религиозных направлений, занимающихся социально значимой деятельностью» [13, с. 220], а «объем и разнообразие видов социально значимой деятельности религиозных организаций весьма велики» [14, с. 271].

Проведенный анализ существующих исследований по данной проблеме позволяет констатировать востребованность научных работ, в центре которых находятся новые формы взаимодействия государства и религиозных конфессий по поддержанию социальной стабильности, построения оптимальной модели социального партнерства органов государственной власти, общественных организаций и религии. Бесспорно, отдельные аспекты рассматриваемого вопроса требуют глубокого изучения. В частности, необходимо разработать методологический инструментарий для анализа форм социального партнерства государственных органов на федеральном и региональном уровнях, а также механизмы взаимодействия с международными благотворительными организациями.

Внимание различных религиозных конфессий и их глав сосредоточено на оценке возможности участия верующих в разнообразных социально ориентированных программах и акциях, что демонстрирует их интерес к нуждам общества, удовлетворению его духовных потребностей. Социальная сфера, насущные проблемы общества не могут оставаться без внимания со стороны религиозных организаций, официально зарегистрированных на территории Российской Федерации. Не случаен тот факт, что основные взгляды на собственное развитие и взаимодействие с «мирским миром» большинство из них изложило в документах, получивших вполне светское наименование — «Социальные концепции». В современной России такие документы есть у представителей ислама (Социальная доктрина российских мусульман) , иудаизма (Социальная концепция российского иудаизма), православия (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). В этих документах приводятся развернутые пояснения, касающиеся взаимоотношений названных конфессий практически со всеми сторонами современной жизни. Особое внимание уделяется взаимодействию государства и религии в деле оказания помощи социально незащищенным слоям населения, их адаптации и реабилитации в обществе, обретению моральной устойчивости в жизни.

На государственном уровне к настоящему времени сформировался комплекс нормативно-правовых документов, регламентирующих социальную политику: Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон от 11 июля 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительности и благотворительной деятельности», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 1 июля 2017 г.) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 23 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (в ред. от 21 авг. 2017 г.) «Об основах социального обслуживания», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» и прочие.

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2 83

Отдельные направления социальной политики конкретизируются в специальных законах:

— предоставление льгот на производство и распространение социальной рекламы (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (в ред. 11 янв. 2018 г.));

— вопросы защиты материнства, детства и отцовства (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. от 5 апр. 2013 г. с измен. от 19 апр. 2013 г.);

— проблемы содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения и духовного развития личности (Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Сложившаяся система законодательного обеспечения реализации отдельных положений социальной политики постоянно претерпевает изменения, о чем свидетельствуют многочисленные обращения к этому вопросу. В частности, об этом шла речь на деловом завтраке «Благотворительность в России: взгляд изнутри» в декабре 2017 г., организованном АСИ (Агентством стратегических инициатив) совместно с ТАСС, информационным агентством России [15]. В Послании В.В. Путина Федеральному Собранию РФ в декабре 2017 г. были даны поручения соответствующим организациям разработать план мероприятий по развитию волонтерского движения в стране.

Кроме того, в России началось обсуждение вопроса о необходимости закрепления на законодательном уровне мотивационных основ благотворительной деятельности. Речь идет о разработке проекта Федерального закона «О меценатах и меценатстве». В марте 2018 г. Президент РФ утвердил перечень поручений Администрации Президента РФ совместно с Советом по культуре и искусству при Президенте РФ в срок до 1 июля 2018 г. обеспечить разработку проектов Федерального закона «О культуре» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в сфере культуры и искусства. Правительство РФ приняло так же решение о выделении денежных средств на повышение заработных плат бюджетников в рамках соблюдения «майских указов», что позволит сохранить интенсивность динамики реализации отдельных направлений социальной политики.

В современных условиях, когда экономический кризис, с одной стороны, ограничивает возможности граждан в достижении ими лучших условий жизни, лишает население стабильности и уверенности в завтрашнем дне; а с другой существенным образом сокращает возможности государства в проведении активных преобразований, в том числе и социальной сферы, на первый план выдвигается задача поиска дополнительных источников финансирования, нахождения альтернативных ресурсов для воплощения наибольшего объема социально ориентированных мероприятий в жизнь. Социальная политика Российского государства строится с опорой на базовые ценности равенства, справедливости, нравственности, морали, ответственности. При этом одним из социальных институтов, обладающих всем необходимым для решения существующих в обществе проблем, является религия.

84 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 2

В настоящие время роль религиозных конфессий в общественно-политической жизни России существенном возрастает. Руководители всех уровней от федерального до регионального понимают необходимость сотрудничества с религиозными конфессиями в деле поддержания социальной стабильности в стране, предотвращения социальной несправедливости, оказания помощи слабозащищенным слоям населения. Государство, реализуя социальную политику, имеет возможность сотрудничать с религиозными конфессиями, пропагандирующими традиционные для государства и общества ценности, осуществляющими социально значимую деятельность, не нарушающими действующее законодательство Российской Федерации. В ближайшей перспективе масштабы совместной деятельности государства и религии в реализации отдельных направлений социальной политики, несомненно, будет возрастать и потребует детального исследовательского и научного подхода к их анализу.

Библиографический список

1. Владимир Путин опубликовал новую статью «Строительство справедливости. Социальная политика России». URL: https://www.5-tv.ru/news/50839/

2. Медведев: социальные обязательства остаются политическим приоритетом «Единой России». URL: http://tass.ru/politika/3127797

3. Матвиенко на форуме в Подмосковье отметила успехи в развитии социальной сферы в России. URL: https://riamo.ru/article/216917/matvienko-na-forume-v-podmoskove-otmetila-us-pehi-v-razvitii-sotsialnoj-sfery-v-rossii.xl

4. Иоанн Павел II: «Воплотить милосердие в жизнь...». URL: http://рускатолик.рф/ip2-mi-loserdie/

5. Первая энциклика Папы Бенедикта XVI. URL: https://wwwgolos-ameriki.ru/a/a-33-2006-01-26-voa4/632575.html

6. Абдуррахманов А. Милосердие - основа Ислама. URL: http://www.islamisemya.com/o-dukhovnom/o-dukhovnom/nastavleniya/872-miloserdie-osnova-islama

7. Поздравления и правительственные телеграммы по случаю праздника Ураза-байрам. URL: https://www.muslim.ru/articles/291/18722/

8. Кронштадтский И. Моя жизнь во Христе. М., 2012.

9. Юсупов Ф.Ф. Мемуары в двух книгах (1887-1953). М., 2016.

10. Из слова после Крестного хода, посвященного 700-летию начала служения в Москве святителя Петра, и молебна у стен Высоко-Петровского монастыря 6 сентября 2015 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/81921.html

11. Андронова Ю.Э. Благотворительность в оценках предпринимателей: вариативность смыслов // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 2 (53). С. 100—105.

12. Антонов Е.Н. Благотворительность в России: основные проблемы и пути решения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 63-1.

13. Социальное партнерство государства и религиозных организаций. М., 2009.

14. СлесаревВ.В., Исаев А.В. Социальное партнерство как механизм развития взаимодействия акторов: к постановке вопроса // Современные проблемы регионалистики: сборник материалов II Мерцаловских чтений: в 2 т. / под ред. П.А. Меркулова. Орел. 2016.

15. Религиозный фактор в благотворительности. URL: http://krasvremya.ru/religioznyj-fak-tor-v-blagotvoritelnosti/

Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 2 AJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.