Научная статья на тему 'Социальные меры профилактики наркомании среди молодежи (на примере Приморского края)'

Социальные меры профилактики наркомании среди молодежи (на примере Приморского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
372
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / НАРКОМАНИЯ / НАРКОТИЗМ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / SOCIAL / PREVENTIVE / COUNTERACTION / NARCOMANIA / NARCOTISM / PRIMORSKY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорец Фания Исмагиловна

Профилактика и борьба с подростковой наркоманией это очень трудная, многоплановая проблема, решение которой возможно только при тесном взаимодействии и координации сил и средств, задействованных в этом деле. Для этого нужны не кампании и отдельные формальные мероприятия, а комплексная система хорошо продуманных и отлаженных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social measure of preventive maintenance of drug addic- tion among youth (on the example of Primorski Territory)

Preventive treatment and abatement with teen drug abuse is very thorny and multidimensional problem which is possible to solve only with a close cooperation and coordination of workforce and means used in this case. Preventive treatment and abatement with drug abuse should be based on scientifically developed and financially well-founded program including political, socioeconomic, medical, moral-educational and legal nature efforts.

Текст научной работы на тему «Социальные меры профилактики наркомании среди молодежи (на примере Приморского края)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 4

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Ф.И. Григорец, зам. руководителя Центра по профилактике наркомании

и деструктивных воздействий Дальневосточного государственного

*

университета

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ (на примере Приморского края)

Профилактика и борьба с подростковой наркоманией — это очень трудная, многоплановая проблема, решение которой возможно только при тесном взаимодействии и координации сил и средств, задействованных в этом деле. Для этого нужны не кампании и отдельные формальные мероприятия, а комплексная система хорошо продуманных и отлаженных действий.

Ключевые слова: социальный, профилактика, противодействие, наркомания, наркотизм, Приморский край.

Preventive treatment and abatement with teen drug abuse is very thorny and multidimensional problem which is possible to solve only with a close cooperation and coordination of workforce and means used in this case. Preventive treatment and abatement with drug abuse should be based on scientifically developed and financially well-founded program including political, socioeconomic, medical, moral-educational and legal nature efforts.

Key words: social, preventive, counteraction, narcomania, narcotism, Primorsky.

В настоящее время наркотики стали бедой не только отдельно взятых государств, но всего мирового социума. Наркомания опасна прежде всего тем, что она лишает человека как физического, так и нравственного здоровья, приводя к смертельному финалу, при этом появляются все новые и новые жертвы. Проблема злоупотребления наркотиками чрезвычайно сложна и очень многогранна, так как она затрагивает социальные, медицинские, правовые, воспитательные и иные аспекты жизнедеятельности человека. Поэтому и система мер противодействия и первичной профилактики наркомании и наркотизма должна быть выражена с максимальным учетом ее всестороннего воздействия.

В современном мире наряду со стремительным ростом технического прогресса и все новых открытий в науке идет постоянное развитие человеческих возможностей. И, казалось бы, должен со* Григорец Фания Исмагиловна — faniya1966@mail.ru

8 ВМУ, социология и политология, № 4

113

вершенствоваться и сам человек, формируясь как гармоничная личность, поднимаясь на новый уровень своего преображения в интеллектуальном и духовном плане. К сожалению, это не всегда происходит, и в реальной действительности нередко наблюдается увеличение таких социальных явлений, как наркомания, алкоголизм, создание тоталитарных сект и втягивание в них, распространение игромании и других деструктивных зависимостей.

Так, на протяжении многих лет человечество борется с таким опасным явлением, как наркомания, но до сих пор безрезультатно. Этот теневой бизнес постоянно видоизменяется, совершенствуется и приносит огромные доходы наркоторговцам с помощью привлечения новых потребителей наркотиков из числа молодых людей. Наркотики и наркоманию сегодня многие специалисты называют "чумой ХХ в.". И как всякая тяжелая хроническая болезнь, она длительное время мучает, а затем уничтожает миллионы людей. От наркотиков гибнут не только в связи с передозировкой или отравлением, но и от сопутствующих заболеваний, таких как СПИД, гепатит; под действием наркотических веществ совершаются суициды, аварии, происходят несчастные случаи со смертельным исходом. А некоторые наркоманы в поисках средств на очередную дозу подчас готовы убить человека.

Рис. 1. Основные причины смерти в результате употребления наркотиков

Наркомания опасна прежде всего тем, что она лишает физического и нравственного здоровья человека, приводя к смертельному финалу, при этом появляются все новые и новые жертвы.

Основные потребители наркотиков — это молодежь в возрасте от 16 до 25 лет, что отрицательно отражается на здоровье подрастающего поколения, на будущем российского государства. Ведь речь идет о трудовых резервах налогоплательщиков страны и, следова-

тельно, о пополнении бюджета, научном потенциале, рождении детей от здоровых, полноценных родителей, что напрямую связано с национальной безопасностью российского государства.

Сегодня в мире на различных уровнях власти очень часто говорят о проблеме наркомании и наркотизма, пытаются найти эффективные меры борьбы с этим постоянно разрастающимся и всепоглощающим явлением. В разных государствах накоплен свой опыт, свои научно-практические исследования профилактических мер. Но, к сожалению, они не всегда являются доступными для широкого круга специалистов и ученых других стран, занимающихся данной проблемой. Определенный положительный опыт у стран ООН появился после принятия широко известных международных соглашений: в 1961 г. — по наркотическим средствам, в 1971 г. — психотропным веществам, в 1988 г. — незаконному обороту и отмыванию денег, в 2000 г. — транснациональной организованной преступности.

В настоящее время существует множество программ по профилактике алкоголизма и наркомании, их разрабатывают ученые, общественные и религиозные организации как в России, так и за рубежом, но проблема в том, что практически невозможно отследить их эффективность. Для этого необходимы тщательные исследования. А между тем изменения, происходящие в молодежной среде, весьма динамичны: меняются потребности, мода молодых людей; то, что пользовалось популярностью еще вчера, сегодня устарело, и многие вещи выглядят уже иначе. Невозможно предугадать, что будет популярно среди молодежи завтра.

Профилактическая работа с молодыми людьми относится к программам первичной профилактики. Первичная профилактика наркомании — наиболее массовый по воздействию комплекс мероприятий (в идеале — охватывающий учащихся всех образовательных учреждений), имеющий целью воспрепятствовать приобщению детей, подростков и молодежи к употреблению наркотических веществ через формирование у них антинаркотических установок и соответствующей позитивной системы жизненных ценностей, в том числе личной ответственности за свое поведение1.

Очень часто профилактику наркомании, в том числе подростковой, связывают прежде всего с органами внутренних дел или с наркологией. Это ошибочное мнение, так как бороться против такого сильного и ухищренного врага необходимо, объединив все

1 Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. Министерство образования РФ. Исполнительная дирекция по президентской программе "Дети России". М., 2001.

усилия. Об этом же говорят статьи 181 и 194 Федерального закона о наркотических средствах и психотропных веществах, указывающие на необходимость подготовки учителей и других специалистов к тому, чтобы они могли предотвращать и решать эти проблемы, а также на необходимость создания школ, которые будут выполнять роль базовых и справочных центров для предоставления медицинской, консультативной и другой помощи молодым людям2.

Повторимся, что проблема злоупотребления наркотиками чрезвычайно сложна и очень многогранна, так как она затрагивает социальные, медицинские, правовые, воспитательные и иные аспекты жизнедеятельности человека. Поэтому и система мер противодействия и первичной профилактики наркомании и нар-котизма должна быть выражена с максимальным учетом ее всестороннего воздействия.

Во-первых, в осуществлении профилактических мер задействовано много структур, государственных органов, органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти, учебных, медицинских и общественных организаций, работу которых необходимо координировать и согласовывать. Во-вторых, профилактика — это и система разноплановых мероприятий, адресованных различным слоям населения, которые отличаются по социальному статусу, возрасту, полу, месту проживания, что очень важно учитывать при реализации антинаркотических мер. Именно поэтому в рамках общего противодействия наркомании, осуществляемого на региональном или местном уровне, должны быть хорошо представлены программы, непосредственно адресованные отдельным слоям населения: несовершеннолетним, учащейся молодежи, студентам вузов, сузов и особенно тем слоям населения, кто входит в группы риска.

При организации профилактической антинаркотической деятельности не всегда учитываются социальные, психологические, нравственные особенности личности. Безусловно, невозможно все предусмотреть, ответить на все вопросы, актуальные на настоящий момент, но такие моменты, как возрастные различия, тип темперамента, репрезентативная система, социальная среда существования учесть просто необходимо, иначе антинаркотическая работа окажется неэффективной.

Работа в противодействии распространению наркомании и наркотизма социальной направленности нам видится таким образом, как показано на рис. 2.

2 Федеральный закон Российской Федерации № 86-ФЗ от 8 января 1998 года "О наркотических средствах и психотропных веществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст.181, 194.

Рис. 2

Большая роль в противодействии наркомании и наркотизма отводится государственной политике, и эффективность ее работы будет зависеть от того, насколько власть заинтересована в решении данной проблемы, а также от ее умения логически выстраивать всю систему антинаркотических мер. Большое значение имеют законы, их содержание и действие. Какими будут законы — жесткими или, наоборот, попустительскими, — таким и будет контроль над распространением наркотиков и наркопреступностью.

Рис. 3

Исполнительная власть должна отслеживать, как соблюдаются законы, выстраивать работу на местах таким образом, чтобы эти законы работали. Важным препятствием для совершенствования антинаркотической деятельности органов исполнительной власти всех уровней, в том числе и органов внутренних дел, ФСКН, является ее недостаточное ресурсное обеспечение. Не налажено в полном объеме сотрудничество органов исполнительной власти с органами внутренних дел, здравоохранения и образования в противодействии злоупотреблению наркотиками и другими психотропными веществами.

Эмпирическое исследование состояния наркотизма в Приморском крае, проведенное автором в 2006—2008 гг. совместно с Центром Дальневосточного государственного университета по профилактике

наркомании и деструктивных воздействий, позволило сформулировать ряд наиболее актуальных проблем, свидетельствующих о высоком уровне наркотизации некоторых слоев населения. Объектом исследования стали представители следующих групп различных регионов Приморского края:

1) 600 учащихся 8—11 классов муниципальных образовательных учреждений средних школ;

2) 600 молодых людей 1—3 курсов лицея, колледжей;

3) 600 студентов 1—3 курсов высших учебных заведений в возрасте от 14 до 20 лет (57% — девушки, 43% — юноши).

Опрос проводился по специально разработанным анкетам, для каждой группы отдельно. Такой подход позволил не только выяснить и проанализировать наркоситуацию, но и причины, обусловливающие некоторые отличия в характеристике личности наркопотребителей с учетом возрастных особенностей, социального статуса, определить наиболее характерные региональные тенденции, типичные только для данной территории, а также учесть место проживания, имея в виду приближенность к районам произрастания наркосодержащих растений.

В процессе проведенного нами исследования выяснилось, насколько необходима работа в области профилактики наркомании в современных условиях и какова ее эффективность.

Молодые люди в большинстве случаев (63%) считали, что профилактика наркомании эффективна, если она сопровождаестя показом фильмов и проводится в виде игры-тренинга. В то же время примерно 22% опрошенных указали, что они осознанно избегали подобных антинаркотических мероприятий, так как считали, что в своей жизни они с наркотиками не встретятся, и поэтому для них эти занятия не представляли интерес. Только 8% учащихся написали, что хотели бы услышать мнение бывших наркоманов. Каждый десятый подросток от ответа на данный вопрос либо уклонился, либо указал, что он знает, что такое наркотик.

Хотелось бы поподробнее остановиться на мнении о том, что первичная профилактика наркомании будет эффективна, если ее будут проводить сами бывшие наркоманы (так считают при опросе и некоторые родители — 12%). Проведенное нами исследование позволяет прийти к выводу, что представители наркобизнеса умело используют возможности ранее судимых наркоманов, чтобы те, прибегая к тюремной романтике, насаждали молодежи интерес к наркотикам. Таким образом, идет скрытая реклама, навязывающая убеждение, что можно легко отказаться от употребления наркотиков. Взаимодействие с теми людьми, кто на настоящий момент не употребляет наркотические вещества и желает поделиться своим опытом, рассказать о проблемах, с которыми они столкнулись, будет 118

эффективно для ребят, у которых уже есть опыт пробы наркотиков или выработана стойкая зависимость от них.

В 45% случаев опрошенные подростки указывали, что они просто не знают, куда необходимо обратиться, если им нужны совет или помощь. При этом 52% ответили, что не решаются спрашивать взрослых (родителей, учителей) о наркотиках, так как боятся, что их сразу станут считать наркоманами; 3% опрошенных уклонились от ответа на этот вопрос.

По результатам нашего исследования, современную молодежь в нашей стране можно условно разделить на несколько групп. Группа молодежи (13%) с активной жизненной позицией, целеустремленная, талантливая, которая отлично учится, участвует в общественной и политической жизни государства, побеждает на конкурсах, выигрывает гранты, получает за успешную учебу дополнительную стипендию и др. Молодые люди, принадлежащие к этой группе, как правило, при любых жизненных условиях пробиваются и достигают намеченной цели вне зависимости от того, есть ли поддержка (родителей, общества) или нет. В основном молодежная политика нашего государства направлена на эту молодежь, с активной жизненной позицией, с большим творческим и интеллектуальным потенциалом, т.е. на молодежь талантливую. Примерно 11% молодых людей составляют абсолютно полярную вышеописанной группу. Это слабохарактерная часть молодого населения, неуверенная в своих силах, не умеющая бороться с трудностями, "плывущая по течению", очень часто оказывающаяся растерянной или даже уничтоженной возникшими проблемами или сложившимися обстоятельствами, жизненными экстремальными ситуациями. Именно эта группа, столкнувшаяся с жесткими обстоятельствами реальности, пытается от них уйти, прибегая к употреблению алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ. Очень часто лица данной категории, встретившись с трудностями в работе, учебе, бросают их, начинают жить за счет случайного заработка, опускаются, деградируют как личности, нередко они становятся бродягами, попрошайками, живут за счет совершения корыстных или иных преступлений.

Примыкают к этой самой крайней категории так называемые люмпены, к которым относят людей, опустившихся на "дно" общественной жизни, — бродяг, нищих, бомжей. Эта молодежь, как правило, выходит из неблагополучных, неполных семей, где родители ведут антиобщественный, аморальный образ жизни, пьянствуют. В таких семьях обычное явление — физическое или психологическое насилие над детьми и между супругами, обязательный атрибут семейного воспитания — ругань, сквернословие, рукоприкладство. Эта группа отчасти тоже попадает под действие антинаркотических,

антипреступных профилактических программ, хотя, по нашим исследованиям, наблюдается явный недостаток социально-экономических, нравственно-психологических, реабилитационных мер, рассчитанных именно на данную категорию людей.

Самая большая группа включает 76% молодежи. Она по большому счету не охвачена ни одной государственной программой, социально-экономической поддержкой и помощью. Конечно, около 30% молодых людей из этой группы могли бы получить образование, достичь определенного успеха в бизнесе, науке, других сферах знаний или профессиональной деятельности. И хотя эта часть молодежи в свое время не получала грантов, не пользовалась повышенной стипендией, которая выдавалась талантливой молодежи, тем не менее они смогли найти свое место в жизни и вырасти достаточно успешными людьми, имеющими интересную работу, создавшими благополучную семью. Люди стали хорошими специалистами в своем деле, о которых говорят "золотые руки", "умельцы", "мастера от Бога". Большая часть молодежи из этой, третьей, группы — люди физического труда.

Как уже говорилось, взвешенная и хорошо продуманная молодежная политика, которая была бы адресована именно этой группе населения, отсутствует. Ориентация на высшее образование большей части молодых людей в 1980-е гг. привела к серьезному перекосу социальной политики государства в настоящее время. Это обусловило отсутствие в полном объеме подготовки среднего класса и рабочих специальностей. В связи с этим на современном этапе должна быть продумана молодежная политика, устраняющая эти проблемы. Необходимо больше внимания уделять молодым людям рабочих специальностей. В 1990-е гг., когда были уничтожены ПТУ, молодежь была ориентирована только на получение высшего образования. В нашей стране также необходимо реализо-вывать политическую программу, направленную на формирование здорового, морально устойчивого образа жизни для рабочей молодежи, для того чтобы она чувствовала поддержку государства, а это соответственно сократит количество потребителей наркотических веществ среди данной категории населения.

В этих целях необходимо на федеральном и региональном уровнях создать и внедрить программы здорового образа жизни, целью которых было бы "...формирование стилей и моделей образа жизни, социально приемлемых и одновременно предоставляющих возможности для наиболее адекватной реализации личности. Выбор таких моделей должен быть свободным, не навязанным извне и одновременно ответственным"3.

3 Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России — шаг до национальной катастрофы // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 65.

Этого можно достичь разными методами: 1) проводимыми в жизнь специальными программами, осуществляемыми в рамках школьного образования; 2) правовыми, просветительскими, разъяснительными, идейно-воспитательными программами, совместно осуществляемыми медицинскими учреждениями и правоохранительными органами; 3) информационными программами телевидения и иных средств массовой информации по развенчиванию мифов о наркомании, "моды" на наркотический дурман, последовательному проведению антинаркотической пропаганды и т.д. Как отмечает А. А. Ильюхов, именно "...к качеству антинаркоманий-ной пропаганды в данный момент много претензий, хотя количество проводимых мероприятий в отчетах выглядит внушительно"4.

Учитывая степень влияния средств массовой информации на сознание подрастающего поколения, представляется наиболее перспективной разработка системы телевизионной пропаганды антинаркотического поведения. Сейчас в связи с популярностью сотовых телефонов, через которые передаются SMS и MMS разного толка, в том числе идет и скрытая реклама наркотиков, например изображение листа конопли и др. Поэтому следует разработать альтернативные SMS и MMS.

Высокая степень информированности подростков о вреде наркомании, о ее тяжелых последствиях может выступать охранительным фактором. Здесь главная цель — сформировать психологический иммунитет, задача которого будет заключается в том, чтобы вызвать у человека стойкое отрицательное отношение к наркотикам. В трудной ситуации, когда подросток столкнется с возможностью употребления наркотика, осознание опасности может остановить его. Правдивый и спокойный рассказ о наркотиках способствует принятию самостоятельного решения не употреблять их.

Практика подтверждает, что не только дети, но и их родители сплошь и рядом не знают самого элементарного о наркотиках и всех отрицательных последствиях их употребления. Поэтому необходимы курсы "ликбеза" для родителей, где в полном объеме давалась бы информация о современной наркоситуации, о чем и как надо говорить с детьми, с какими трудностями они могут столкнуться. Если ребенку просто говорить, что наркотики вредны для здоровья и в конце концов приводят к смерти, это не даст необходимого эффекта. Если же разъяснять молодому человеку, что именно происходит, когда начинают принимать наркотики, об истинной сущности наркотиков, обо всех наступающих негативных последствиях и трудностях лечения, восстановления утраченных

4 Ильюхов А.А. Культура общества и борьба с наркоманией // Преступления и культура / Под ред. А.И. Долговой. М., 1999. С. 62—63.

навыков и т.д., то знания могут превратиться в убеждения, а значит, ситуация может изменится к лучшему и подростковой наркомании будет меньше.

Сегодня в учебных программах школ России есть предметы, которые позволяют системно давать информацию о вреде наркотических средств, например ОБЖ, валеология. "Но <...> здесь нужна очень тонкая, умелая, убедительная работа. Нередко своей некомпетентностью, неумело построенной беседой иной учитель наносит больше вреда, нежели пользы"5. Большую роль в этом деле могут сыграть Центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических и медицинских работников образовательных учреждений, участвующих в профилактической и реабилитационной работе с несовершеннолетними.

Человек при развитии и становлении его как личности, а также при определении своего места и роли в современном социуме проходит различные стадии: семья, ближайшее окружение, обучающие и образовательные программы, работа, религиозные или общественные организации, трудовые коллективы и т.д. На каждом этапе своего роста человек сталкивается как с позитивными, так и с негативными факторами, которые оказывают свое влияние на формирование личности. Задача профилактики наркомании заключается в том, чтобы каждый этап развития человека сопровождался эффективной системой предупредительных мер, ограждающей его от соблазна наркотических веществ и создающей максимально благоприятные и безопасные условия для процесса формирования личности и последующей жизни в гражданском обществе.

По мере взросления подросток должен быть информирован в полном объеме о проблеме наркомании и наркотизма, находить ответы на свои вопросы у компетентных специалистов, а не случайных лиц, нередко напрямую заинтересованных в распространении наркотиков. На наш взгляд, для того чтобы молодежь была ориентированна на здоровый образ жизни, на достижение социально значимых задач, должна работать хорошо отлаженная, высоко эффективная система ранней адресной профилактики, рассчитанная на различные возрастные группы несовершеннолетних и молодых людей.

Одним из главных факторов защиты подростков от наркотиков является ориентирование их на общечеловеческие ценности, здоровый образ жизни, законопослушность, уважение к человеку, государству, окружающей среде и др., которые будут являться регуляторами их поведения. "Стремление родителей и <...> педагогов сформировать и поддерживать у подростков интерес к учебе и тру-

5 Смирнов Н.К. Дурман над молодежью. Кто его развеет? // Народное образование. 2000. № 1. С. 179.

ду, выявление среди молодежи лидеров, способных привлечь ребят к общественно значимым делам, формирование возможностей для культурно-оздоровительной и инновативной деятельности подростков — все это будет барьерами на пути распространения наркомании"6.

Барьер на пути распространения наркомании возникнет, если "...подросток овладеет психологически и социально ценными способами осуществлять свою потребность в признании окружающих, в новых ощущениях и переживаниях. Если он станет интересным для друзей, сможет получать удовольствие от книг и музыки, будет испытывать удовлетворение от своих спортивных достижений. Вот тогда ему не придется искать искусственных радостей. Конечно, научить подростка всему этому трудно, такая работа потребует неизмеримо больше усилий и времени, чем беседы (сами по себе нужные) об опасности наркотиков. Но только этот путь может привести к реальному успеху"7.

При этом нельзя однозначно говорить о том, что если ребенок посещает занятия в музыкальной, художественный школе или ходит в спортивные секции, то это полностью предохраняет его от интереса к наркотическим препаратам. При опросе людей, употребляющих наркотики, 34% указали, что они вели достаточно активный образ жизни, занимались в различных школах, кружках, спортивных секциях.

Конечно, необходимо заботиться о правильном физическом, психическом и социальном развитии детей, так как от условий развития зависит формирование их психики. Неверно сформированные черты психики в последующем толкают людей на путь решения своих внутренних проблем с помощью одурманивающих средств. От родителей требуется не только забота об удовлетворении потребностей ребенка, но и осведомленность о ближайшем окружении, друзьях, круге общения, интересах, а также участие в жизни ребенка. Также "важно научить детей самостоятельности и умению критически оценивать как собственное поведение, так и действия окружающих. Выработка волевых качеств поможет подростку правильно ориентироваться в трудных ситуациях"8. Человек, не обладающий этими навыками, — удобная мишень для наркоторговцев. Чем слабее характер, тем вероятнее опасность возникновения наркотической трагедии9.

6 Гвоздева Г.П., Коротких М.В., Харченко И.И. Социальное окружение школьников и опасность приобщения к наркотикам // Регион. 2006. № 2. С. 94.

7 Макеева А., Макеев Г. Подросток тянется к наркотикам // Семья и школа. 2003. № 7—8. С. 17.

8 Мирошниченко Л.Д. Проблемы антинаркотической работы с подростками // Педагогика. 2000. № 9. С. 21.

9 См.: Гурски С. Внимание, родители: наркомания! М., 2005. С. 132.

Врачи-наркологи с полной серьезностью и ответственностью говорят о том, что антинаркотическое воспитание надо начинать с детского сада. Это не означает, конечно, что малышам надо интригующе рассказывать о каком-нибудь галлюциногене или о том, как плохо курить марихуану. Профессиональный психолог должен учить детей правильно себя вести в стрессовой ситуации, выходить из нее с наименьшими потерями (а ведь именно такие ситуации провоцируют в любом, в том числе и детском, возрасте на поиск помощи в виде какого-либо допинга). Еще до школы ребенок должен научиться говорить "нет" групповому давлению10.

На пути решения поставленных задач профилактики и борьбы с наркоманией стоит целый ряд серьезных препятствий. Так, все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что "...место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует"11.

К правовой базе указанной деятельности, безусловно, должны относится все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают: действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры; действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия.

Очень часто неправильно выстроенная профилактическая программа может привести к негативным последствиям, так как встречаются ошибки следующего вида:

— проводимые профилактические мероприятия (образовательные) характеризуются малой широтой распространения, отсутствием научного подхода, неадаптированностью к российским условиям, некомпетентной активностью;

— неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящие к противоположному эффекту;

10 См.: Понятовская О. Жизнь без "кайфа" // Социальная защита. 1998. № 4. С. 80.

11 Наркопрофилактика // Народное образование. 2000. № 7. С. 212.

— все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все ее решения на правоохранительные органы;

— тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий;

— все большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;

— существующая система лечения и реабилитации наркозависимых характеризуется направленностью на старую социальную структуру больных (психически больные, бывшие криминальные элементы и т.д.);

— в реабилитации и профилактике преобладает ведомственный подход, что препятствует комплексному решению проблемы реабилитации и профилактики;

— существующие подходы к реабилитации не так эффективны в сравнении с мировыми показателями;

— существующая система финансирования реабилитации, научных исследований в этой области и оплата труда специалистов не способствует улучшению качества работы;

— ситуация с реабилитацией приводит к созданию мифа о неизлечимости наркомании, что утяжеляет положение наркоманов;

— наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения венерических заболеваний и даже СПИДа12.

Таким образом, профилактика и борьба с подростковой наркоманией — это очень трудная, многоплановая проблема, решение которой возможно только при тесном взаимодействии и координации сил и средств, задействованных в этом деле. В борьбе с данным явлением нужны не кампании и отдельные формальные мероприятия, а комплексная система хорошо продуманных и отлаженных действий. Эта работа должна строиться на основе научно разработанной, материально обоснованной программы, включающей меры политического, социального, экономического, медицинского, нравственно-воспитательного и юридического характера. Необходимо согласованное взаимодействие: на межведомственном уровне — органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.); на профессиональном уровне — специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят раз-

12 См.: Гилинский Я.И. Наркотизм: мифы и реальность // Молодежь. Цифры, факты, мнения. 2000. № 1. С. 80—84.

личные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних); в системе образования — органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.

В сфере противодействия распространения наркотиков необходима прежде всего взаимная координация всех силовых структур, законодательной и исполнительной власти, общественных организаций в искоренении самого источника распространения наркотиков как угрозы национальной безопасности. Необходимо закрывать каналы поставок наркотиков в города, внедрять помимо стационарных постов также передвижные посты милиции со специально обученными собаками для обнаружения наркотиков при проверке машин, въезжающих в населенные пункты.

Также нужно размещать в средствах массовой информации социальную рекламу антинаркотической направленности. Это приведет к увеличению охвата населения Российской Федерации объективной информацией о последствиях употребления наркотиков и угрозе здоровью, что будет способствовать формированию активной позиции отказа от наркотиков у подростков и молодежи. Следует выявлять факты незаконной рекламы и пропаганды наркотиков, использовать систему фильтрации информационных потоков в интернете, особенно в школах и институтах, внедрять консультационную службу доверия по вопросам профилактики и лечения наркозависимости во всех городах. Ведущими аспектами профилактической деятельности, по нашему мнению, являются: социальный, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения подростка к пробе и приему психоактивных веществ; психологический, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок; образовательный, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления психоактивными веществами; и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гвоздева Г.П., Коротких М.В., Харченко И.И. Социальное окружение школьников и опасность приобщения к наркотикам // Регион. 2006. № 2.

Гилинский Я.И. Наркотизм: мифы и реальность // Молодежь. Цифры, факты, мнения. 2000. № 1.

Гурски С. Внимание, родители: наркомания! М., 2005.

Ильюхов А.А. Культура общества и борьба с наркоманией // Преступления и культура / Под ред. А.И. Долговой. М., 1999.

Макеева А., Макеев Г. Подросток тянется к наркотикам // Семья и школа. 2003. № 7—8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мирошниченко Л.Д. Проблемы антинаркотической работы с подростками // Педагогика. 2000. № 9.

Наркопрофилактика // Народное образование. 2000. № 7.

Понятовская О. Жизнь без "кайфа" // Социальная защита. 1998. № 4.

Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России — шаг до национальной катастрофы // Социологические исследования. 1998. № 8.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. Министерство образования РФ. Исполнительная дирекция по президентской программе "Дети России". М., 2001.

Смирнов Н.К. Дурман над молодежью. Кто его развеет? // Народное образование. 2000. № 1.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 года, № 86-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 181, 194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.