Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ СФЕРУ'

СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ СФЕРУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЛИТЕРАТУРА / ПРОДВИЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / АВТОР И АУДИТОРИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вологина Екатерина Владимировна

Литература играет существенную роль в формировании мировоззрения членов общества. По этой причине представляют интерес социальные механизмы, определяющие развитие литературной сферы. В статье производится сравнительный анализ основных общественных институтов, участвующих в продвижении литературного творчества. Анализируется специфика издательской деятельности, особенности сетевых литературных порталов, а также особенности института литературных премий. Осуществляется анализ их функционирования в контексте вопроса о возможности влияния на процесс развития литературной сферы. Доказывается, что институт литературных премий имеет высокий уровень перспективности как инструмент воздействия на литературную сферу, что связано с возможностью стимулирования развития перспективных авторов и продвижения их работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MECHANISMS OF INFLUENCE ON THE LITERARY SPHERE

Literature plays a significant role in shaping the worldview of members of society. For this reason, the social mechanisms that determine the development of the literary sphere are of interest. The article makes a comparative analysis of the main public institutions involved in the promotion of literary creativity. The peculiarities of publishing activity, peculiarities of network literary portals, as well as peculiarities of the institute of literary prizes are analyzed. An analysis of their functioning is being carried out in the context of the question of the possibility of influencing the development of the literary sphere. It is proved that the institute of literary prizes has a high level of perspective as an instrument for influencing the literary sphere, which is associated with the possibility of stimulating the development of promising authors and promoting their works.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ СФЕРУ»

УДК 316

РО! 10.23672/Г4454-1782-3826-1

Вологина Екатерина Владимировна

кандидат филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой электронных СМИ и новых медиа, Кубанский государственный университет vokal@list.ru

Ekaterina V. Vologina

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Electronic Media and New Media, Kuban State University vokal@list.ru

Социальные механизмы

воздействия на литературную сферу

Social mechanisms

of influence on the literary sphere

Аннотация. Литература играет существенную роль в формировании мировоззрения членов общества. По этой причине представляют интерес социальные механизмы, определяющие развитие литературной сферы. В статье производится сравнительный анализ основных общественных институтов, участвующих в продвижении литературного творчества. Анализируется специфика издательской деятельности, особенности сетевых литературных порталов, а также особенности института литературных премий. Осуществляется анализ их функционирования в контексте вопроса о возможности влияния на процесс развития литературной сферы. Доказывается, что институт литературных премий имеет высокий уровень перспективности как инструмент воздействия на литературную сферу, что связано с возможностью стимулирования развития перспективных авторов и продвижения их работ.

Ключевые слова: культура, литература, продвижение литературных произведений, автор и аудитория, литературные премии.

Annotation. Literature plays a significant role in shaping the worldview of members of society. For this reason, the social mechanisms that determine the development of the literary sphere are of interest. The article makes a comparative analysis of the main public institutions involved in the promotion of literary creativity. The peculiarities of publishing activity, peculiarities of network literary portals, as well as peculiarities of the institute of literary prizes are analyzed. An analysis of their functioning is being carried out in the context of the question of the possibility of influencing the development of the literary sphere. It is proved that the institute of literary prizes has a high level of perspective as an instrument for influencing the literary sphere, which is associated with the possibility of stimulating the development of promising authors and promoting their works.

Keywords: culture, literature, promotion of literary works, author and audience, literary prizes.

Гуманитарное познание имеет не только теоретическое измерение, как способ расширения знаний о различных аспектах жизни человека и общества, но также и практическое измерение, связанное с созданием предпосылок решения серьезных социальных проблем. Это является одной из причин того, что в современных социальных исследованиях преобладает постановка вопросов о социальных нарушениях [1, с. 97-167]. В ряд случаев именно в результате гуманитарного познания становится возможным своевременное выявление социальных проблем и угроз, что делает возможным минимизацию ущерба от них.

По мере развития социальных наук, одним из важнейших направлений, которому уделяется серьезное внимание в исследовательской среде, стало осмысление механизмов и принципов социальной регуляции, в результате действия которых становится возможной нормализация общественных отношений.

Оборотной стороной данного направления исследования является анализ социальных нарушений, которым противостоят обозначенные социально-сберегающие механизмы. Вместе с тем, всякий социальный механизм может иметь нарушенный, дисфункциональный характер, и это относится, в том числе, к области социальных регуляторов. Очевидно, что подобного рода ситуация дисфункции регулирующих социальных элементов несет в себе серьезные риски, в связи с чем данная проблема приобретает особенно высокую степень актуальности.

Одним из ключевых регуляторов общественных отношений является совокупность норм поведения и ценностных установок, локализованная на уровне культурной среды. Здесь следует обратить внимание на важный аспект: мировоззрение членов общества, их ценностные ориентации и цели, в конечном счете, определяют способ поведения социального субъекта и векторы его активности [4]. Соответственно, от того, насколько ценностные установки членов общества и

воспринятые нормы соответствуют социальной структуре, во многом зависит то, насколько конструктивным будет их поведение.

Как отмечает Р. Мертон, в отдельных случаях, когда наблюдается существенное расхождение между культурной ситуацией и характером реализованных на уровне общественной структуры отношений, имеет место повышенная предрасположенность социальной системы к развитию ано-мичных социальных проявлений [3, с. 299-313]. Все это свидетельствует в пользу того, что возникновение кризисных тенденций на уровне культурной сферы неизбежно влечет за собой их проекцию на уровне системы общественных отношений, в связи с чем, чрезвычайно важно, чтобы имели место конструктивные процессы формирования социального мировоззрения и, напротив, сводились к минимуму деструктивные процессы, ориентированные на деформацию ценностей (или даже привитие антиценностей), развитие негативных моделей и практик поведения и т.д. Одним из направлений, которое, на наш взгляд, заслуживает серьезного внимания, является в данном отношении область литературного творчества, приобщение к которому является одним из значимых аспектов формирования социального мировоззрения субъекта.

В исследовательской литературе основное внимание, уделяемое проблематике влияния литературной сферы на мировоззрение членов общества, связано с отражением позитивных возможностей и значения литературы, как фактора воспитания (при этом, в первую очередь, рассматривается классическая литература). Вместе с тем, следует отметить, что люди читают различные по своему содержанию произведения, и, если не уходить в терминологический спор о том, что из публикуемых ныне книг можно назвать литературой в подлинном смысле слова, приходится признать, что далеко не всякое литературное произведение, если рассмотреть его с точки зрения влияния на мировоззрение человека, можно считать конструктивным и позитивным.

Литература - одно из направлений культурного творчества, на уровне которого получает отражение, как внутренний мир человека, так и мир социальный, при этом, осуществляя написание литературного труда, автор проецирует в ряде аспектов собственное видение общественных отношений, собственные оценки, ценностные установки и т.д. Соответственно, если литературное произведение написано носителем деструктивных ценностей, либо ориентировано на целевую аудиторию, в которой востребованы различного рода негативные аспекты социального мировоззрения (жестокость, цинизм и т.д.), подобного рода творчество становится фактором репрезентации и насаждения деструктивных социальных установок. По этой причине мы не говорим безоглядно о том, что повышение уровня приобщения членов общества к чтению неизбежно повлечет за собой нормализацию общественных отношений. Напротив, мы полагаем, что имеет большое значение то, что именно читают люди, и, что не менее важно - какого рода произведения создаются и продвигаются в социокультурной

среде. В этом контексте, целесообразно указать на один важный момент, имеющий ключевое значение для понимания специфики развития литературной сферы и ее влияния на общество. Речь идет о моменте востребованности литературного произведения как факторе, определяющем, с одной стороны, тренды в литературной сфере, с другой - влияние произведения на социальное мировоззрение читательской аудитории. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Литературное произведение может обладать исключительными качествами, однако его влияние на общество оценивается на стыке качественного и количественного аспектов приобщения к нему читателей. Иными словами, имеет значение не только то, насколько сильное влияние оказало литературное произведение на прочитавших его людей (что, собственно, характеризует его качественный аспект), но и то, насколько много у конкретного произведения читателей.

Одним из распространенных заблуждений является представление о том, что выдающаяся книга непременно найдет свою аудиторию, иными словами - что качество произведения гарантирует его успех. Это было бы возможно при условии идеальной институциональной организации продвижения литературного творчества, однако, в текущих условиях каждый из существующих путей продвижения литературного творчества обладает своими особенностями, которые влияют на продвижение перспективных литературных работ. Речь идет о коммерциализации литературной сферы, как факторе деятельности издательств, а также об ориентации на массовые предпочтения читателей в рамках сетевых литературных порталов, предоставляющих возможность самостоятельной публикации произведений (сетевого самиздата). Таким образом, процесс продвижения литературного произведения и, собственно, переход его в публичный статус, обнаруживает зависимость от ряда факторов, в число которых входит, в том числе, характер действующих литературных институтов.

Востребованность литературного произведения в самом общем виде - это готовность читательской аудитории приобщиться к его содержанию, и эта востребованность, по факту, состоит из двух важнейших слагаемых - осведомленности читателя о наличии определенной книги и его интереса к ней. Для того, чтобы читатель просто открыл книгу и начал ознакомление с ее содержанием, она уже должна пройти серьезный путь (в особенности, если мы говорим о массовом читателе). И здесь мы приходим к важнейшему выводу, который позволяет нам осмыслить ситуацию в современной литературной сфере: действующие литературные институты обладают инструментами продвижения конкретных произведений, то есть -механизмами формирования их востребованности в читательской среде. Следует ли из этого, что существующие литературные институты обладают ресурсом воздействия на мировоззрение членов общества через продвижение литературы конструктивного содержания? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, целесообразно проанализировать то, как устроены действующие

литературные институты и, в частности, от чего они зависят. В настоящее время существует три основных социальных механизма, посредством которых литературные произведения получают продвижение и, соответственно, их авторы получают возможность построения карьеры в литературной сфере. Речь идет о сетевых порталах, на уровне которых авторы имеют возможность самостоятельного размещения литературной продукции, издательствах, а также институте литературных премий.

Рассмотрим по порядку, каким образом устроены данные институты, чем они обусловлены, и насколько велик их потенциал продвижения качественной литературы, имеющей высокий потенциал позитивного воздействия на мировоззрение членов общества. Для начала обратимся к такому традиционному механизму продвижения литературных произведений, как их публикация на уровне ведущих издательств. В данном случае следует отметить, что большинство издательств представляет собой в настоящее время коммерческие организации, заинтересованные в получении прибыли от продажи опубликованного произведения, в связи с чем одним из ключевых факторов, определяющих принятие работы к публикации или, напротив, отказ автору в публикации, является то, насколько вероятным является спрос со стороны потенциальной аудитории произведения.

По этой причине основной критерий, в соответствии с которым принимается решение о продвижении произведения - это его предполагаемая рентабельность. Коммерческий характер работы издательств определяет то, что предлагаемые начинающими авторами работы проходят жесткий отбор на основании представлений редакторов о предпочтениях массовой аудитории. Собственно говоря, в данном случае ключевым аспектом является количественный показатель целевой аудитории. Мы не говорим о том, что редакторы не обращают внимания на качество предлагаемых текстов, однако, следует отметить, что речь идет о форме подачи текста, его стилистике и композиции, в то время как содержательная составляющая, включая моральный аспект формируемых произведений, нередко ускользает от рассмотрения. В целом, рассматривая деятельность издательств, следует отметить, что в данном случае реализуется классическая схема развитого централизованного института, ориентированного на выполнение конкретной функции.

Соответственно, и продвижение литературного творчества в данном случае реализуется средствами института при условии, если его представители увидели высокий потенциал конкретного произведения (что может проявляться, например, в серьезных рекламных кампаниях перед выходом определенной книги). К серьезным недостаткам издательств как института продвижения литературного творчества можно отнести то, что решение о принятии к публикации произведения, либо отказе в публикации осуществляется отдельным специалистом, на основании его вкусов и представлений, что, при всем возможном профессионализме, не уберегает редакторов от

ошибок, связанных с субъективной оценкой отдельных работ. В качестве примера можно привести историю публикации первого тома серии «Гарри Поттер», которая произошла после многочисленных отказов со стороны ряда издательств.

Что касается сетевых порталов, в рамках которых авторы имеют возможность самостоятельно публиковать свои произведения, следует отметить, что на их уровне реализуется принципиально отличный механизм отбора произведений, которые подлежат продвижению. Если на уровне издательств оценка произведения осуществляется одним редактором, через которого проходит огромное количество оцениваемых работ, то на уровне сетевых порталов оценка опубликованных работ осуществляется непосредственно читателями, которые оставляют оценки прочитанных работ. На основании пользовательских оценок производится формирование рейтинга работ, с дальнейшим продвижением произведений, которые пользуются наибольшим читательским одобрением.

Данный механизм, основанный на количественном анализе пользовательских реакций на произведение, дает начинающим авторам обширные возможности для развития в литературной среде [5, с. 59-64], при этом, как таковой, «порог вхождения» в данном случае практически отсутствует ввиду того, что размещение текстов в сетевом пространстве неизмеримо дешевле, нежели печать текстов на бумажных носителях. Соответственно, на уровне сетевых площадок самиздата размещается огромное количество работ, доступных к прочтению. В данном случае ключевой проблемой, определяющей перспективность развития конкретных авторов в литературной сфере, становится информирование читательской аудитории о наличии конкретного произведения. И здесь следует отметить, что, несмотря на наличие в механике работы сетевых порталов специальных виджетов, способствующих распространению информации о публикуемых работах, в целом, наблюдается принцип «снежного кома»: авторы, уже успевшие получить известность и «наработать аудиторию», обладают высокими шансами на продвижение последующих произведений, в то время как начинающие авторы сталкиваются с серьезными проблемами по продвижению своих работ. Отдельно следует отметить в данном случае то, что продвижение работ на основании пользовательских оценок приводит к тому, что наиболее конкурентными становятся работы, ориентированные на массовую аудиторию и, в целом, отвечающие картине мира, уже доминирующей на уровне социального мировоззрения читателей. Иными словами, в рамках литературных площадок, ориентированных на продвижение популярных в читательской среде работ, формируется мейнстримное направление, связанное с трансляцией и закреплением мировоззренческих установок, доминирующих среди читательской аудитории.

Как следствие, данный институт распространения и продвижения литературного творчества, в силу своей коммерческой ориентированности на массовую аудиторию, обнаруживает невысокий

потенциал конструктивного воздействия на мировоззрение членов общества. Напротив, в условиях культурного кризиса закономерно, что посредством социальных механизмов саморегуляции, основанных на господствующих мировоззренческих установках, кризисные тенденции получают репрезентацию и дальнейшее закрепление. Собственно, именно это мы наблюдаем на уровне современных сетевых порталов, где зачастую первые строчки рейтингов занимают произведения откровенно циничного и аморального характера.

Рассматривая специфику литературных премий, отметим, что речь идет о механизме отбора и дальнейшего продвижения литературных работ, лишенном ряда недостатков, свойственных издательской сфере и сетевым литературным порталам. Это единственный из трех рассматриваемых институтов механизм, в основе действия которого лежит не коммерческий интерес, а стремление к конструктивному воздействию на сферу литературы и культуры в целом. При этом решение по рассматриваемым работам осуществляется не отдельным человеком, а группой специалистов, составляющих жюри, что способствует минимизации ошибок в оценке рассматриваемых работ. Также, немаловажно, что механизмы оценивания работы основаны не на количественных алгоритмах (как это имеет место на уровне сетевых площадок), а комплексно, на основании оценки стилистических особенностей предлагаемых тексов, их композиции и содержания.

Литература:

1. Гофман А.Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции / А.Б. Гофман; Ред. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефременко // Социологический ежегодник 2012. Сб. научных трудов. М. : ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ ВШЭ, 2013.

2. Луков В.А. Премии литературные / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2.

3. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М. : Прогресс, 1966.

4. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М. : ACT, 2006.

5. Савенко Е.Н. Современные тенденции самоиздания / Е.Н. Савенко // Библиосфера. 2019. № 2.

6. ЧернякМ.А. Литературная премия как диагноз актуальной словесности / М.А. Черняк // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 3-4. URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/literaturnaya-premiya-kak-diagnoz-aktual-noy-slovesnosti (дата обращения 03.10.2021).

7. Янковская Г.А. К истории Сталинских премий в области литературы и искусства / Г.А. Янковская // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2001. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-stalinskih-premiy-v-oblasti-literatury-i-iskusstva (дата обращения 05.10.2021).

Литературные премии реализуют ключевые функции продвижения литературного творчества через информационное освещение наиболее перспективных работ, формирование для наиболее перспективных работ упрощенного выхода на публикацию, создание для авторов благоприятных материальных возможностей для осуществления дальнейшей творческой деятельности [2, с. 281-286]. При этом на уровне литературных премий становится возможным целевое развитие определенных направлений литературной сферы, что связано с созданием специальных конкурсов с изначально заданной тематикой и, далее - поддержкой авторов, чьи работы видятся наиболее перспективными. В этом плане, с учетом того, что в настоящее время именно продвижение работ, формирование их востребованности играет ключевую роль в развитии конкретных авторов в литературной сфере, институт литературных премий видится тем самым механизмом, который может обеспечить изменение ситуации в литературной среде и, соответственно, изменение того конечного воздействия, которое оказывает нарождающееся литературное творчество на мировоззрение членов общества.

Таким образом, в контексте исходной постановки вопроса о путях нормализации социального мировоззрения, связанных с литературной сферой, наиболее перспективным видится воздействие на литературную сферу через институт литературных премий, с помощью которого можно стимулировать развитие авторов, произведения которых оказывают на читателей позитивное влияние.

Literature:

1. Hoffman A.B. Solidarity or Rules, Durkheim or Hayek? On two forms of social integration / A.B. Hoffman; Ed. N.E. Pokrovsky, D.V. Efremenko // Sociological Yearbook 2012. Collection of articles. scientific papers. M. : INION RAN; Department of General Sociology, National Research University Higher School of Economics, 2013.

2. Lukov V.A. Literary Prizes / V.A. Lukov // Knowledge. Understanding. Skill. 2011. № 2.

3. Merton R.K. Social structure and anomie / R.K. Merton // Sociology of crime (Modern bourgeois theories). M. : Progress, 1966 .

4. Merton R. Social theory and social structure. M. : ACT, 2006 .

5. Savenko E.N. Modern tendencies of self-publishing / E.N. Savenko // Bibliosphere. 2019. № 2.

6. Chernyak M.A. Literary Prize as a Diagnosis of Actual Literature / M.A. Chernyak // Labyrinth. Journal of Social and Humanitarian Research. 2016. № 3-4. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/liter-aturnaya-premiya-kak-diagnoz-aktualnoy-slovesnosti (date of application 03.10.2021).

7. Yankovskaya G.A. On the history of Stalin prizes in the field of literature and art / G.A. Yankovskaya // Vestn. Perm. un-that. Ser. History. 2001. № 1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-stalinskih-premiy-v-oblasti-literatury-i-iskusstva (date of application 05.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.