УДК 655.5(075.6)
Д. П. Зылевич
Белорусский государственный технологический университет
СОВРЕМЕННЫЕ ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья посвящена анализу основных тенденций в современном книгоиздании Беларуси в области художественной литературы. Дана общая оценка литературному процессу. Охарактеризованы роль интернета в развитии литературы и новые для издательской сферы понятия: миддл-литература, мейнстрим, маргинальная литература, альтернативная литература, нон-фикшн. Отмечены положительные и отрицательные факторы в функционировании современной книги. Характеристика белорусских реалий дана в сравнении с российскими и западноевропейскими.
Предоставлены сведения об электронных издательствах и условиях публикации в них. Сформулированы основные издательские тенденции: разнородность литературных направлений и стилей; стирание жанровых границ; приоритетное внимание книге, а не произведению; проблема продвижения издания; ухудшение качества редактирования; слабое развитие законодательства в сфере электронных изданий и авторского права; недостаточное количество литературных критиков и экспертов; отсутствие взаимодействия издателей с системой литературных премий, экспертами и критиками.
Ключевые слова: мейнстрим, миддл-литература, маргинальная литература, альтернативная литература, нон-фикшн, электронное издательство.
D. P. Zylevich
Belarusian State Technological University
CONTEMPORARY PUBLISHING TRENDS IN THE FIELD OF FICTION
This article focuses on analyzing the main trends in contemporary Belarusian book publishing in the field of fiction and on appraising the literary process in Belarus in its entirety. Some new concepts that have been introduced into publishing are defined, and the influence of the Internet in its development is also noted. The article then characterizes both positive and negative influences on the contemporary book's existence. The Belarusian state of affairs is compared to the situation in book publishing in Russia and Western Europe.
This article provides data on electronic publishers, the conditions they set for authors, and thelatest trends in electronic publishing. The latter includes current literary schools, the diverse themes and topics found in electronic editions, blurring of the boundaries between genres, priority in e-publishing being given to the technical details of the edition and not to the text itself, edition promotion degeneration of editing quality, poorly developed legislation in electronic publishing and literary property, a lack of literary critics and experts, and a lack of interaction between the publishers and the established system of literary prizes, experts, and critics.
Key words: mainstream, middle literature, marginal literature, alternative literature, non-fiction, electronic publisher.
Введение. С начала 90-х годов XX века принято говорить о резком снижении уровня современной литературы, о пренебрежении авторов к стилю, о низких вкусовых пристрастиях читателей. Однако эта оценка обусловлена особым статусом художественной литературы в советском обществе: она доминировала над остальными видами искусства. Очевидно, это не совсем верно, и сегодня, можно сказать, все стало на свои места.
Литература занимает достойное место среди других видов искусства. По особенностям развития современную художественную литературу можно сравнивать с литературой Серебряного века. Тогда тоже было ощущение вседозволенности авторов, натиск беллетристики и
сознательное отступление от классических канонов. Можно сказать, что литературный процесс приобрел новый статус в общественном сознании, и к этому новому статусу не могут привыкнуть читатели определенных возрастных категорий.
Цель статьи — охарактеризовать основные издательские тенденции в области художественной литературы. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
^ дать общую оценку современному литературному процессу;
^ охарактеризовать понятия, недавно вошедшие в обиход литературоведов и издателей;
^ сопоставить традиционную литературу и «сетелитературу»;
^ сформулировать основные тенденции в развитии литературно-художественного книгоиздания.
Объектом исследования является современная белорусская художественная литература.
Основная часть. Современный литературный процесс отличается неоднородностью и большим разнообразием литературных школ и направлений (в поэзии — авангард, конкре-тизм, концептуализм, метареализм, критический сентиментализм, постконцептуализм), а также бурным развитием интернет-литературы. В обиход издателей и литературоведов вошли новые термины.
Миддл-литература — это намеренно упрощенные и адаптированные для неквалифицированного читателя произведения, содержащие пародию, стилизацию, написанные известными авторами. По определению Л. Зиминой, миддл-литературу характеризуют:
^ высокие тиражи (50-200 тыс.) в то время как у элитарного издания 5-15 тыс.;
^ ориентация на постсоветскую интеллигенцию, а также современную офис-интеллигенцию;
^ позитивность, отсутствие самоанализа, остроумие, неожиданные сюжетные повороты и хорошая развязка;
^ отсутствие индивидуального стиля [1]. Синонимами термину «миддл-литература» являются «массовая литература», «популярная литература», «беллетристика». В русской литературе к этому направлению относят Б. Аку-нина, Л. Улицкую, В. Пелевина, Е. Гришковца, М. Веллера. В белорусской литературе об этом направлении говорить сложно. Наша миддл-литература плохо вписывается в традиционные представления о культурном феномене, поскольку тиражи книг у нас не превышают 2— 5 тыс. экземпляров, а количество жителей в стране не составляет и 10 млн. Процитируем литературоведа Г. Тычко: «Так, напрыклад, у Беларус стан мщллтаратуры характарызуецца тым, што асноватворныя прыкметы яе тут выяуляюцца слаба. Арыентацыя на класшу, асаблiвасцi моунай с^уацып, спецыфша функ-цыянавання кшжнага рынку (перавага расш-скай i замежнай лтаратуры, абмежаванае кола беларускамоуных чытачоу, дзяржаунае рэгуля-ванне), неканкурэнтаздольная маркетынгавая пал^ыка не спрыяюць актыунаму развщцю айчыннай масавай лгаратуры» [2, с. 403]. Г. Тычко к миддл-литературе с определенными оговорками относит А. Федоренко, А. На-варича, В. Гигевича, Ю. Станкевича, А. Глобуса, В. Степана и др.
Мейнстрим — это современная литература, поддерживающая культурную, идеологиче-
скую и литературную традицию. В 90-х годах мейнстримом был постмодернизм, в последние годы — неореализм.
Главный редактор издательства «Мастацкая лгаратура» В. Шнип на вопрос журналистки газеты «Звезда» о мейнстриме в белорусской литературе ответил, что в этом направлении сегодня работают три поколения. В старшем он никого не выделил. В среднем поколении отметил А. Федоренко, А. Наварича, В. Степана, Б. Петровича. К младшему поколению, представляющему мейнстрим, В. Шнип отнес А. Ха-дановича, С. Балахонова, Г. Лабоденко, М. Мар-тысевич [3].
Маргинальная литература — это литература, максимально удаленная от доминирующей тенденции.
Альтернативная литература — синоним маргинальной, но без негативной эмоциональной оценки. Это произведения, ориентированные на принципиально иную систему ценностей. Так, в современной белорусской литературе активно формируется новый герой, лишенный индивидуальных черт, без прошлого и будущего, в его жизни ничего не происходит (З. Вишнев «Трап для сусьлша, альбо Нэкраф> лiчнае даследаванне аднаго вщу грызуноу», И. Син «Нуль», В. Гапеев «Рэканструкцыя неба»). Многие из подобных произведений написаны тарашкевицей.
Нон-фикшн — это произведения без вымысла: мемуары, очерки, научные и дидактические сочинения, а также художественные тексты, созданные на документальных событиях. Известным белорусским автором подобной литературы сегодня является И. Алине-вич. Его тюремные дневники «Еду в Магадан» вышли вторым изданием и очень популярны в интернете.
Можно говорить о процессе конвергенции массовой и элитарной литературы. Укрепилась беллетристика, появилась новая эстрадная и клубная поэзия. Крупные минские библиотеки, а также некоторые столичные клубы, кафе систематически организуют литературные встречи с авторами, поэтические вечера, презентации книг.
Истоки того процесса, который мы видим сегодня в литературном процессе и издательском деле, находятся в начале 90-х годов прошлого века. Были заложены базовые предпосылки для организации книгоиздания на новых рыночных принципах. Многие российские издатели начинали путь с перевода и издания зарубежной массовой литературы (фантастики, любовных романов, детективов). Популярность приобрел новый литературный жанр — кинороман. Многие издательства делали большие
деньги на издании одной-двух книг и уходили в другой бизнес. В середине 90-х возникла потребность упорядочить правила игры. Профессионалы из бывших советских издательств перешли в частные. Государственные издательства привыкли работать крайне медленно, планировать свою деятельность на годы вперед и рассчитывать на государственное финансирование. Лишенная кадров и не способная адаптироваться к рыночным реалиям государственная книгоиздательская система фактически отошла на задний план.
В Беларуси этот процесс шел медленнее, ориентировались наши издатели в основном на современные произведения реалистичного направления и переиздания детской литературы отечественных авторов. Детективный и любовный романы как четко стандартизированные жанры нашими авторами не востребованы.
Стало очень популярно у издателей выпускать книги в сериях. Для примера назовем интересную серию «Сучасны беларусю дэтэк-тыу», выпускаемую издательством «Мастацкая лгаратура». В этой серии вышли книги Л. Рублевской, С. Трахименка, В. Правдина, Л. Моря-кова, А. Глобуса, В. Сивчикова.
На первое место вышла проблема перепроизводства книжной продукции и развал государственной системы книжной торговли. Основное внимание сегодня уделяется продаже, а не изготовлению книг.
Интересен опыт решения этой проблемы в других странах. В Европе существует такое понятие, как Books-on-demand (книги по запросу — BoD). По этой технологии книги печатаются на заказ тиражом от одного экземпляра. Сверстанная книга хранится в цифровом виде, и издательству не нужно забивать склад тиражами, которые неизвестно когда разойдутся. Технология BoD позволяет читателю получить любую книгу независимо от того, когда она издана. В западных странах эта технология появилась 20 лет назад. В России ее использует издательство «Геликон Плюс», выпускающее современную поэзию и прозу. Себестоимость такого издания, конечно, дороже тиражного, но покупатели должны быть готовы доплачивать за оригинальность своих литературных интересов. В Беларуси подобная технология пока не используется.
В начале 2000-х в издательском деле появились новые термины — книггер и раскрутка. Книггер — это автор, не претендующий на авторство, то есть тот человек, который пишет книгу на заказ. Как правило, это человек, который просто получает удовольствие от письма, потому что такой труд оплачивается невысоко, но зато свободный график работы. Отношения
автора и издателя всегда были закрыты от читателей. В белорусских реалиях книггера представить сложно. Зато термин раскрутка вполне уместно использовать и в условиях отечественного книгоиздания. Большое значение имеет публично-светская жизнь автора, его обаятельность и умение быть интересным публике. Многие авторы не ограничиваются писательством, а являются литературными работниками: журналистами печатных и электронных СМИ, обозревателями сайтов интернета. Особенно характерно это для современных поэтов, у которых мало шансов заработать публикацией своих стихов.
Тиражи наших литературно-художественных изданий сократились в среднем до 2 тыс. экземпляров. Соответственно, возросла себестоимость изданий.
Сложился новый тип читателя — это человек среднего класса, не желающий читать ни элитарную, ни массовую литературу. Хотя число людей, постоянно читающих книги, каждый год снижается, быстрее всего этот процесс происходит в молодежной и подростковой среде. Можно говорить о падении социального и культурного престижа чтения. И все же наблюдения за читательскими интересами студентов показывают, что у студентов книга не утратила своей актуальности. Однако читают сейчас не массово и не одних и тех же авторов, а ориентируются на индивидуальные предпочтения.
Событием в литературном мире стала книга, а не произведение, — именно книга как материальный продукт, в котором органично сочетается художественный текст и бумага, формат, оформление.
Следует признать, что долгая литературная обработка рукописи и тщательное редактирование сегодня большая редкость. Наибольшее внимание уделяется дизайну обложки, качеству печати и дешевизне или, напротив, качеству бумаги. Авторская рукопись готовится к изданию за 2—3 месяца.
Писать объемные книги невыгодно, так как цена книги не зависит от ее объема. Полистовая оплата распространена только в оплате труда переводчиков.
За рубежом очень популярны литературные агенты, там они получают примерно 20% от гонорара автора. В России пока это редкое явление, в Беларуси литературных агентов нет. Процитирую директора издательства «Голиафы» Змитера Вишнева: «...В Беларуси отсутствует арт-рынок. К сожалению, за рубежом очень мало профессиональных переводчиков с белорусского. Хотя ситуация все же за последние десять лет немного улучшилась. И еще, мы мало работаем с авторскими права-
ми. Нужно заключать контракт с автором на несколько лет с учетом продвижения его книги за рубежом. Ведь в отсутствие литературного агента таким агентом для авторов становится издательство. Польские издатели в свое время очень поднялись на том, что начали продавать авторские права в другие страны. Мы еще не научились этого делать. Но будущее именно за этим» [4, с. 21].
Назовем еще некоторые особенности отечественной издательской сферы. Отсутствует институт специально приглашенных экспертов. Лишь иногда в их роли выступают известные критики и литературоведы. До сих пор не налажено взаимодействие издателей с системой литературных премий, литературными салонами, критиками и экспертами. Распространенной издательской практикой стало издание книги за счет автора.
Из положительных изменений в издательской сфере можно назвать развитие интернета. Особенно благотворно это явление сказалось на регионах, удаленных от столицы. Вместе с научно-техническим прогрессом в книгоиздание приходят электронные библиотеки и электронные книги. Трудности с платежами и пиратство в сети не позволили электронным книгам получить приоритет. Зато получила распространение продажа книг через интернет.
Популярны сегодня блоги — интернет-дневники. По статистике их читают до 60% пользователей Рунета. Личные страницы есть у известных писателей, телеведущих, журналистов. Некоторые блоги настолько посещаемы, что издательства решили заняться их публикацией. Первая попытка была предпринята в 2006 г. издательством «Emergenci Exit» в серии «Внутренний голос». Вышли и были раскуплены четыре книги по три тысячи экземпляров. Подобные попытки повторялись, однако, как правило, большого успеха и прибыли они не приносят. Печатающиеся авторы, для которых блог — это способ общения, относятся к публикации дневников скорее скептически.
Блог-литература может писаться как в полном соответствии с форматом дневника (даты, разговорный стиль, обращения), так и просто как набор миниатюр или глав, где новые фрагменты могут быть реакцией на комментарии к предыдущим. Кроме того, блог-литература может быть коллективным творчеством, когда для написания художественного текста используется коллективный дневник (например, сообщество в «Живом журнале»).
К блог-литературе может быть отнесено традиционное авторское творчество, когда в блоге в процессе написания публикуются главы произведения, никак не адаптированные к формату дневниковых записей. Тем не менее про-
цесс написания такого произведения является интерактивным и дальнейшее развитие сюжета может зависеть от комментариев, что отличает произведение от журнальной публикации. Примером такого произведения является «Черновик» Сергея Лукьяненко. Однако среди белорусских авторов такая форма написания произведения пока не востребована, как не востребовано онлайновое сочинительство и параллельное обучение писательскому ремеслу в рамках массового жанра (фан-фикшн).
Развитие интернета очень важно для авторов, живущих на периферии. Объективным и достаточно емким выглядит замечание литературоведа Б. Ф. Егорова: «Обобщенно и схематично я приписываю столичному человеку большую энергичность, открытость, контактность характера, честолюбие (иногда с тщеславием), а провинциалу, наоборот, — меньшую интенсивность и «настырность» натуры, большую интровертность и «домашность», ослабленное внимание к славе» [5, с. 97].
Писатель, живущий в провинции, имеет дело главным образом с этой провинцией. Он не всегда участвует в интернациональной литературной жизни — книжных ярмарках, поэтических фестивалях. С появлением всемирной паутины авторы, во-первых, получили неограниченный доступ к самой актуальной информации, а во-вторых, перестали зависеть от издательств. Сегодня каждый может опубликовать в сети любые, самые смелые по форме и содержанию тексты и получить гарантию того, что с его творчеством познакомится некоторое количество читателей, которое в любом случае будет превышать круг родственников и знакомых. То есть бесплатно продемонстрировать свои литературные труды в интернете достаточно просто. Более того, на сегодняшний день существуют электронные издательства, которые выплачивают гонорары. В электронные издательства попадают отобранные редакторами произведения, которые, как и в традиционном издательстве, проходят литературную обработку перед тем, как быть представленными читателю. Рамки отбора несколько шире, поскольку изготовление электронной версии книги в разы менее затратно, нежели печатной версии, соответственно риск убытков у издательства невысок.
Литераторы, которые ориентируются на русскоязычный рынок, могут предложить свои произведения стремительно развивающемуся российскому электронному издательству «Аэлита» и получать гонорары в виде отчислений от продажи электронных копий. Белорусскоязыч-ные авторы могут обратиться в белорусское электронное издательство «Bybooks», правда, гонорары там пока не выплачиваются, посколь-
ку издательство только начинает свой путь к читателю [6, с. 26].
Сегодня можно говорить о том, что интернет не только приравнял в своих правах провинциальных и столичных авторов, но и начал уверенно размывать прежние границы между культурой центра и периферии, образуя общее литературное пространство.
Заключение. Перечислим основные тенденции в области современного книгоиздания.
^ Разнородность литературных направлений и стилей, в рамках которых пишутся произведения.
^ Стирание жанровых границ, особое внимание авторов к форме произведения.
^ Восприятие произведения в рамках книги как материального продукта.
^ Проблема продвижения издания, его продажи.
^ Ухудшение качества редактирования, приоритетное внимание издателей уделяется оформлению издания, а не его литературной обработке.
^ Развитие интернет-технологий, которые позволили выпускать электронные издания, библиотеки и издательства.
^ Слабая законодательная база в сфере электронных издательств и изданий.
^ Слабое развитие законодательства в области авторского права.
^ Недостаточное количество литературных критиков и экспертов.
^ Отсутствие взаимодействия издателей с системой литературных премий, экспертами и критиками.
Литература
1. Зимина Л. Современные издательские стратегии. М.: Наука, 2004. 274 с.
2. Тычко Г. К. Статус масавай лгаратуры у сучаснай культурнай прасторы Беларус // Асноу-ныя тэндэнцьп развщця сучаснай беларускай культуры: матэрыялы навуковай канферэнцьп (Мшск, 23-24 лютапада 2011 г.) / Беларускi дзяржауны ушверсгот культуры i мастацтвау. Мшск: БДУЮМ,
2013. С.400-405.
3. Салдаценка Т. Сучасная беларуская лгаратура // Звязда. 2009 г. № 31 (77).
4. Рублевская Л. Предвкушение книги // Советская Белоруссия. 23 августа 2014. С. 20-21.
5. Мароши В. Современный отечественный литературный процесс: роль института издателей: учебное пособие. М.: МГУП, 2008. 137 с.
6. Крючкова А. Творчество без бумаги: как издать книгу в электронном издательстве // Аргументы и факты в Белоруссии. 2014. № 39. С. 26.
References
1. Zimina L. Sovremennye izdatel'skiye strategii [The modern publishing strateges]. M.: Nauka Publ., 2004. 274 p.
2. Tychko G. K. The status of popular literature in the contemporary cultural space of Belarus. As-nounyya tendencii razvittsia suchasnay belaruskay kultury [Main tendencies of the contemporary Belaru-sian culture development]: science conference proceedings (Minsk, 23—24 Nov. 2011). Belarusian State University of Culture and Arts. Minsk, 2013, pp. 400-405 (In Belarusian).
3. Saldatsenka T. Modern Belarusian literature. Zviazda [The Star]. 14 Oct. 2009, no. 31 (77). (In Belarusian).
4. Rublevskaya L. An anticipation of the book. Sovetskaya Belorussiya [Soviet Belarus], 23 Aug.
2014, pp. 20-21 (In Russian).
5. Maroshi V. Sovremennyy otechestvennyy literaturnyy process: rol' institute izdateley: study guide [The modern home literature process : the role of institute of publishers: an educational supplies]. Moscow, MGUP Publ., 2008. 137 p.
6. Kr'uchkova A. Literature without paper-printing: how to make book in computer publishing. Argu-menty i fakty v Belorussii [Reasons and Facts in Belarus]. 2014, no. 39, p. 26 (In Russian).
Информация об авторе
Зылевич Дина Павловна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры редакци-онно-издательских технологий, Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Zylevich Dina Pavlovna Ph. D. Philology, assistant professor, assistant professor of the Department of editing and publishing technologie, Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 03.03.2015