Научная статья на тему 'Мейнстрим в современной литературе: культурологический аспект'

Мейнстрим в современной литературе: культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2218
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЙНСТРИМ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНДИКАТОР / MAINSTREAM / LITERATURE PROCESS / MARGINAL LITERATURE / MASS LITERATURE / PROTECTIVE LITERATURE / SOCIO-CULTURAL INDEX

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казакова Галина Михайловна

В литературе и издательском деле мейнстрим анализируется с позиций культурологического подхода как явление объективное, целостное, автономное, очевидное и универсальное. Смысловое наполнение и сущностные характеристики мейнстрима, его социокультурные функции и место рассматриваются наряду с массовой, маргинальной, охранительной и классической литературой; к главным принципам мейнстрима можно отнести ориентацию литературного произведения на демократические ценности и широкую аудиторию, актуальность тематики, реалистичность, акцент на анализ характеров, нравственных исканий героев. Литературный мейнстрим сегодня становится механизмом формирования широкого читательского вкуса и мировоззрения, индикатором смены и/или перераспределения влияния на общественное сознание различных культурных парадигм и способствует регулированию книгоиздательской политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINSTREAM IN MODERN LITERATURE: CULTUROLOGICAL ASPECT

Mainstream in literature and publishing industry is analyzed from the position of the culturological approach as objective, integral, autonomous, evident and universal phenomenon. Meaning content and essential characteristics of mainstream, its socio-cultural functions and position is considered along with mass, marginal, protective and classical literature. The fundamental principles of mainstream include literary work orientation to democratic values and large readership, to subject matter urgency, reality, accent on the analysis of characters, moral searches of characters. Literature mainstream today has become the mechanism of forming the taste and viewpoints of wide readership as an index of changes or/and redistribution of influence on the public conscience of different cultural paradigms and regulates book-publishing policy.

Текст научной работы на тему «Мейнстрим в современной литературе: культурологический аспект»

УДК 316.7

Г. М. Казакова

д-р культурологии, профессор, Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]

МЕЙНСТРИМ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В литературе и издательском деле мейнстрим анализируется с позиций культурологического подхода как явление объективное, целостное, автономное, очевидное и универсальное. Смысловое наполнение и сущностные характеристики мейнстрима, его социокультурные функции и место рассматриваются наряду с массовой, маргинальной, охранительной и классической литературой; к главным принципам мейнстрима можно отнести ориентацию литературного произведения на демократические ценности и широкую аудиторию, актуальность тематики, реалистичность, акцент на анализ характеров, нравственных исканий героев. Литературный мейнстрим сегодня становится механизмом формирования широкого читательского вкуса и мировоззрения, индикатором смены и/или перераспределения влияния на общественное сознание различных культурных парадигм и способствует регулированию книгоиздательской политики.

Ключевые слова: мейнстрим, литературный процесс, маргинальная литература, массовая литература, охранительная литература, социокультурный индикатор

Для цитирования: Казакова, Г. М. Мейнстрим в современной литературе: культурологический аспект / Г. М. Казакова //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 1 (49). - С. 60-64.

Книжная культура современного читательского сообщества претерпевает эволюционные изменения [См. подробнее об этом: 3; 7; 8; 11]. В предыдущее десятилетие усилия научного и профессионального сообщества были направлены на преодоление кризиса чтения как социальной проблемы. Очевидно, что чтение остается потребностью думающего человека, но сам процесс чтения и литературный процесс значительно модифицировались. Появились новые феномены современной литературы, изменились основные характеристики культурной жизни писательско-читательского сообщества [См., напр.: 1; 4], стали разнообразнее мировоз-зренческо-идеологические дискурсы. Понимание и анализ этих изменений в литературном пространстве важны, поскольку именно культурный дискурс конституирует основу персональной личности и основу социального существования в целом.

В современной книжной культуре мы наблюдаем новые явления, такие как мейнстрим, сетература, фанфик и др., для объяснения которых требуется понимание социальной среды существования читателя и самого читателя как

социальной единицы. В этом смысле вышеназванные явления в той же степени социальные, в какой и литературные. Всех их роднит тот факт, что они являются проекцией социальных сдвигов, происходящих и в современном литературном процессе новейшего времени; это отход от традиционной лого- и книгоцентричной формы к полифоничности под воздействием процессов мультикультурации, интернетизации, коммерциализации и т. д. Сохраняя фундаментальные структурно-функциональные основания, книжная культура меняется в своей надстроечной, мировоззренческой части, реагируя на обновление окружающей действительности под воздействием социо-, культуро-, техно- и интернет-технологий.

Мейнстрим (англ. main stream - 'основное', 'наиболее сильное течение') - это набор принятых, широко употребимых, официальных культурных стандартов; менее распространенное его название - оверграунд [2]. Мейнстрим представляет собой тот книжный пласт, который обширный круг читателей отчасти по воле собственных представлений, отчасти в силу традиции, моды или под воздействием властных институ-

60

ций соглашается считать главным, «основным потоком» в современной литературе.

Это слово вошло в обиход в начале ХХ в. в Америке. Его авторство приписывают Уильяму Дину Хоуэллсу (1866-1920), романисту, эссеисту, редактору одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов своего времени The Atlantic Monthly, блистательному литературному критику. Он вошел в историю американской литературы как выразитель мировоззрения среднего класса. У. Хоуэллс утверждал, что лучшие читатели находятся не среди богачей, а среди пастырей и учителей, клерков и офицеров армии и флота, поэтому все его публикации были ориентированы именно на эту категорию населения. Он считал важной задачей литературных произведений повышать уровень образованности среднего класса, заставлять читателя задуматься, повлиять на их вкусы [10]. Со времен У. Хоуэллса закладываются главные принципы мейнстрима: ориентация литературного произведения на демократические ценности и широкую аудиторию; актуальность тематики; реалистичность; акцент не столько на занимательность сюжета, сколько на анализ характеров, нравственных исканий героев.

Вскоре мейнстрим стал употребимым понятием в культурологических кругах для обозначения всякого ведущего направления в литературе, киноискусстве и т. д., а также любого массового движения в общественной жизни (например, движение хиппи в 70-х гг. ХХ в., современный мейнстрим - это общение в социальных сетях; в мировой политике - это либерализм и демократия и т. д.). Универсальность мейнстрима объясняется нестрогостью содержания и размытыми границами, постоянно переосмысливаемыми из-за переменчивости общественных взглядов под воздействием идеологических дискурсов.

В литературном мейнстриме условно принято выделять diction - динамичную, конъюнктурную составляющую (быструю реакцию на изменения читательских вкусов, социальных перемен и общественных ожиданий) и literature - фундаментальные, канонические основания, которые хотя и «легче» «высокого кано-

61

на», но представляют литературу «серьезную», качественную беллетристику, достаточно многообразную и глубокую по своему содержательному наполнению и литературному исполнению [9, с. 246].

Для каждого периода мейнстримом является свое литературное течение. Так, в западной литературе XIX в. им был реализм, в советскую эпоху - социалистический реализм, изображение счастливой жизни народа в нужном идеологическом ключе. В настоящее время мейнстримовым считается литературное произведение на стыке жанров, отличающееся психологизмом сюжета и характеров героев. Мейнстрим выполняет функцию того, что некогда называли «общественными идеалами»: даже в наиболее легкомысленных образцах эти ценности вполне позитивные [2].

В современной литературе рассматриваемое явление внепарадигмально, его главным социальным признаком можно назвать потребность широкой читательской аудитории «здесь и сейчас» в данном произведении. Сегодняшний мейнстрим возникает как стойкое соединение сугубо развлекательных, традиционалистских дискурсов. Согласно его логике, аудитория должна получить свою долю развлечения и комфорта. В основе данных произведений лежат, как правило, судьбы реальных людей, их (а также писательские) принципы и мировоззрение. Здесь важна не столько фабуль-ность, сколько внутреннее развитие героя, его трансформация, его мысли и решения. К мейн-стриму в таком понимании, например, можно отнести современную качественную прозу Людмилы Улицкой, Захара Прилепина, Алексея Иванова, Натальи Нестеровой, Бориса Аку-нина и др. На свое место в мейнстриме претендует и актуальная словесность, продюсируемая зарубежными славистами, переводчиками, издателями, и нарождающаяся миддл-литература.

При всей зыбкости очертаний, вторичности и заимствовании ряда признаков и литературных приемов мейнстрим в литературе - не «призрак» и выдумка литературных обозревателей или «субкультура филологов» [12, с. 303], а явление объективное, целостное, автономное, очевидное

и универсальное. В силу своей подвижности и динамичности он постоянно включает новые имена и явления в зависимости от моды или политико-социального заказа и зачастую выступает в качестве социокультурного регулятора.

В современной литературе место мейнст-рима определилось в ряду с массовой, маргинальной, элитарной, классической/канонообра-зующей литературой и др. Но, в отличие от перечисленных направлений, он не укладывается в привычные жесткие границы литературных стилей, а в определенном смысле «надстилен». Будучи явлением подвижным и подверженным переменчивому общественному массовому вкусу, мейнстрим впитал в себя черты многих стилей в литературе, «сплавив» их в диалектическое единство, примирив противоречивость и антагонистичность по отношению друг к другу и тем самым выявив собственную целостность и очевидность. «В прикладном значении мейнстрим часто определяется "от противного" - как литературное явление, не попадающее под другие определения: жанровые, тематические, эстетические и т. д., не имеющие ярко выраженных типологических признаков. Например, если роман не исторический, не любовный, не детективный, не научно-фантастический, он скорее всего попадет под определение мейнстрим» [9, с. 247].

От массовой культуры литературный мейн-стрим вобрал в себя такие качества, как адапта-ционность, открытость, доступность, масштабность, широта, простота, тривиальность, опора на общеизвестное, смысловая и эстетическая вторичность, апелляция к обыденному опыту, обращение к архетипическим образам и представлениям, особая эстетическая система, включающая наряду с категориями прекрасного категории сверхъестественного, ужасного, трогательного, безобразного, и пр. У литературы мейнстрима так же, как и у произведений массовой культуры, заметна настроенность на самопроизводство, цитирование, се-риальность, вариативность, самотождественность и т. д. [6, с. 250].

«Последние десятилетия ХХ в. постепенно ввели в мейнстрим ранее маргинализированные явления, легко им освоенные. Они отвечали об-

62

щим принципам мейнстрима: были достаточно апологетическими, респектабельными; понятными и близкими среднему читателю; несли так называемые общечеловеческие ценности в привычной форме; их "иное" бытие было вполне предсказуемо и неопасно» [9, с. 247]. Зачастую писательско-читательское сообщество относится к мейнстриму с оттенком пренебрежения как к маргинальной литературе: ни один писатель добровольно не заявит себя приверженцем данного течения. Но появление своего произведения в «шорт-листе» литературы мейнстрима для каждого автора - предмет читательского признания.

Мейнстрим и классическая/каноническая литература - также связанные и взаимообусловленные понятия. Традиционно классическая русская литература обладает значительным духовно-нравственным влиянием на общественность, что в свою очередь объясняет ее апологетические и охранительные тенденции в русской культуре в целом. Взаимодействие и взаимовлияние мейнстрима и классической/охранительной литературы определяется следующей логикой: первоначально мейнстрим выступает полигоном для новых тенденций, имен, веяний. Далее его установки либо принимаются массовым общественным сознанием, либо отвергаются им. В случае «укоренения» в коллективном сознании той или иной тенденции мейнстрима она имеет шанс перейти в разряд «классической», «каноничной». (Таковы, например, история русского авангарда начала ХХ в. или движение хипстеров середины ХХ в. и т. д.) Однако во все времена находятся люди, которые не могут или не хотят идти в общем потоке мнений. Бунтуя против мейнстрима, они создают свои направления в искусстве и литературе. Если одно из них приобретает широкую популярность, оно в свою очередь становится новым мейнстри-мом - и так до появления другого бунтаря. Регулятором процесса «канонизации» в мейнстриме выступают различные международные и национальные литературные премии; сохраняемые до сих пор в обиходе образовательные списки литературы, рекомендованные для чтения школьниками; коммерческие издательства, ориентиро-

ванные на подобную литературу; а также культурная критика. Нормообразующую функцию мейнстрима по-прежнему оставляют за собой традиционные «толстые» журналы класса «Дружбы народов», «Звезды», «Знамени», «Невы», «Нового времени», «Октября», «Нашего современника» и др. [12, с. 302].

Парадокс мейнстрима состоит в том, что, будучи очевидным явлением в литературном процессе, он вызывает огонь критики и пренебрежения со стороны взаимоисключающих направлений. «Канонисты» отвергают его за политическую ангажированность и сиюминутность; приверженцы экспериментов и авангарда - за инерционность и эстетическую примитивность; леворадикальные критики -за излишнюю законопослушность и склонность к апологетике; сторонники «высокой литературы» - за коммерческую выгоду и интеллектуальную убогость. Причины этого - не

столько в конфликтной природе мейнстрима, сколько в общей тенденции современного литературного пространства к полифонизму -разделению на практически несообщающиеся между собой сегменты, сектора и рыночные ниши, ориентированные каждый на свою целевую аудиторию.

Читательская заинтересованность в мейн-стриме складывается под влиянием многофакторных тенденций и отнюдь не всегда соответствует ожиданиям издателей, предсказаниям критиков или коммерческой выгоде.

Таким образом, литературный мейнстрим становится механизмом формирования широкого читательского вкуса и мировоззрения, индикатором смены и/или перераспределения влияния на общественное сознание различных культурных парадигм, теорий и представлений и как частное следствие - способствует регулированию книгоиздательской политики.

1. Авдейчик, Л. Л. Сетевая литература как феномен современной культуры / Л. Л. Авдейчик [Электронный ресурс] // СМИ и современная культура: к 90-летию заслуженного деятеля науки Республики Беларусь, д-ра филол. наук, проф. Е. Л. Бондаревой: сб. науч. тр. / под общей ред. Л. П. Саенковой. - Минск: БГУ, 2012. - С. 18-26. - Режим доступа: http://bz.ez.by/files/345/215/h_b19a54905d37b308924e632ca27f1b78.

2. Десятирик, Д. Альтернативная культура: энцикл. [Электронный ресурс] / Д. Десятирик. - Москва: Ультра. Культура, 2005. - Режим доступа: royallib.com/book/.../alternativnaya_kultura_entsiklopediya.html.

3. Дыдров, А. А. Противостояние библиотек и «эффект сгущения» / А. А. Дыдров // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 1 (41). - С. 159-163.

4. Казакова, Г. М. Нон-фикшн в современной книжной культуре / Г. М. Казакова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - С. 7-12.

5. Казакова, Г. М. «Сетература»: comment культуролога [Электронный ресурс] / Г. М. Казакова // Вопросы культурологии. - 2017. - № 3. - В печати.

6. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. - Москва: Изд-во ЛКИ, 2011. - 252 с.

7. Лютов, С. Н. Традиции книжности в современных интерпретациях / С. Н. Лютов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 3 (39). - С. 7-12.

8. Современный читатель: взгляд специалистов книжной культуры: сб. ст. / РНБ; сост. А. С. Степанова, В. В. Ялышева. - Санкт-Петербург, 2011. - 192 с.

9. Тлостанова, М. В. Мейнстрим / М. В. Тлостанова // Западное литературоведение ХХ века: энцикл. / гл. ред. Е. А. Цурганова. - Москва, 2004. - С. 246-247.

10. Фесянова, Н. Л. Эволюция романного творчества Уильяма Дина Хоуэллса [Электронный ресурс] / Н. Л. Фе-сянова // Вестник Чувашского университета. - 2009. - Вып. 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ evolyutsiya-romannogo-tvorchestva-uilyama-dina-houellsa.

11. Чтение. XXI век: коллективная монография / науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2014. - 310 с.

12. Чупринин, С. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. - Москва: Время, 2007.

Получено 07.12.2016

63

G. Kazakova

Doctor of Culturology, Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]

MAINSTREAM IN MODERN LITERATURE: CULTUROLOGICAL ASPECT

Mainstream in literature and publishing industry is analyzed from the position of the culturological approach as objective, integral, autonomous, evident and universal phenomenon. Meaning content and essential characteristics of mainstream, its socio-cultural functions and position is considered along with mass, marginal, protective and classical literature. The fundamental principles of mainstream include literary work orientation to democratic values and large readership, to subject matter urgency, reality, accent on the analysis of characters, moral searches of characters. Literature mainstream today has become the mechanism of forming the taste and viewpoints of wide readership as an index of changes or/and redistribution of influence on the public conscience of different cultural paradigms and regulates book-publishing policy.

Keywords: mainstream, literature process, marginal literature, mass literature, protective literature, socio-cultural index

For citing: Kazakova G. 2017. Mainstream in modern literature: culturological aspect. Culture and Arts Herald. No 1 (49): 60-64.

References

1. Avdeichik L. 2012. Network literature as phenomenon of modern culture [Electronic resource]. Sredstva massovoy informatsii i sovremennaya kul'tura [Mass media and modern culture]. Minsk: BGU. P. 18-26. Available from: http://bz.ez.by/files/345/215/h_b19a54905d37b308924e632ca27f1b78. (In Russ.).

2. Desiatirik D. 2005. Al'ternativnaya kul'tura [Alternative culture] [Electronic resource]. Moscow: Ul'tra. Kul'tura. Available from: royallib.com/book/.../alternativnaya_kultura_entsiklopediya.html. (In Russ.).

3. Dydrov A. 2015. Confrontation libraries and «thickening effect». Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 1 (41): 159-163. (In Russ.).

4. Kazakova G. 2016. Non-fiction in modern book culture. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 7-12. (In Russ.).

5. Kazakova G. 2017. "Netliterature": comments of the culturologist. Voprosy kul'turologii [Cultural science questions]. No 3. In print. (In Russ.).

6. Kostina A. 2011. Massovaya kul'tura kak fenomen postindustrial'nogo obshchestva [Mass culture as phenomenon of post-industrial society]. Moscow: Izdatel'stvo LKI. 252 p. (In Russ.).

7. Lutov S. 2014. Books traditions in modern interpretations. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (39): 7-12. (In Russ.).

8. Sovremennyy chitatel': vzglyad spetsialistov knizhnoy kul'tury [Modern reader: view of experts of book culture]. 2011. comp. by Stepanova A. and Ialysheva V. Saint Petersburg. 192 p. (In Russ.).

9. Tlostanova M. 2004. Mainstream. Zapadnoe literaturovedenie XX veka [Western literary criticism of the 20th century]. Tsurganova E., chief ed. Moscow. P. 246-247. (In Russ.).

10. Fesianova N. 2009. The evolution of novelistic creativity of William Dean Howwells [Electronic resource]. Vestnik Chuvashskogo Universiteta [Bulletin of the Chuvash University]. Vol. 3. Available from: http://cyberleninka.ru/article/n7evolyutsiya-romannogo-tvorchestva-uilyama-dina-houellsa. (In Russ.).

11. Chtenie. 21 vek [Reading. 21st century]. 2014. Askarova V., scientific ed. and comp. Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 310 p. (In Russ.).

12. Chuprin S. 2007. Russkaya literatura segodnya. Zhizn' po ponyatiyam [Russian literature today. Life on concepts]. Moscow: Vremya. (In Russ.).

Received 07.12.2016

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.