Научная статья на тему 'ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПОСРЕДОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВО: МЕДИЙНЫЙ АСПЕКТ'

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПОСРЕДОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВО: МЕДИЙНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАСС-МЕДИА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вологина Е.В.

Настоящая статья посвящена медийным аспектам воздействия на социальную ситуацию посредством института литературных премий. В основе работы лежит идея опосредованного социального воздействия, как фактора регулятивной деятельности. В рамках этой идеи мы ориентированы раскрыть потенциал воздействия на культурную сферу с целью влияния на практику общественных отношений, а также продемонстрировать важность медийной составляющей данного процесса на примере института литературных премий, как одного из инструментов целеполагания культурного развития. Исходной точкой написания статьи является вопросу об опосредованном и прямом социальном регулировании. В тексте анализируются как устоявшиеся социальные практики, нашедшие свое выражение как в советской и постсоветской России, так и за рубежом. Методология исследования определена классическим аналитическим методом и контент-анализом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERARY PRIZES AS A TOOL FOR INDIRECT IMPACT ON SOCIETY: THE MEDIA ASPECT

This article is devoted to the media aspects of the impact on the social situation through the institution of literary prizes. The work is based on the idea of indirect social impact as a factor of regulatory activity. Within the framework of this idea, we are focused on revealing the influencing potential on the cultural sphere in order to effect the practice of public relations, as well as to demonstrate the importance of the media component of this process using the example of the institution of literary prizes, as one of the tools for setting goals for cultural development. The starting point of this article is the problem of indirect and direct social regulation. The text analyzes both well-established social practices that have found their expression both in Soviet and post-Soviet Russia and abroad. The research methodology is determined by the classical analytical method and content analysis.

Текст научной работы на тему «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПОСРЕДОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВО: МЕДИЙНЫЙ АСПЕКТ»

УДК: 82-92

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_4_83

Вологина Е.В.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ОПОСРЕДОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВО: МЕДИЙНЫЙ АСПЕКТ

Vologina E.V.

LITERARY PRIZES AS A TOOL FOR INDIRECT IMPACT ON SOCIETY:

THE MEDIA ASPECT

Ключевые слова: литературные премии, общество, социальное регулирование, мас-смедиа, информационное пространство, литература.

Keywords: literary awards, society, social regulation, mass media, information space, literature.

Аннотация: Настоящая статья посвящена медийным аспектам воздействия на социальную ситуацию посредством института литературных премий. В основе работы лежит идея опосредованного социального воздействия, как фактора регулятивной деятельности. В рамках этой идеи мы ориентированы раскрыть потенциал воздействия на культурную сферу с целью влияния на практику общественных отношений, а также продемонстрировать важность медийной составляющей данного процесса на примере института литературных премий, как одного из инструментов целеполагания культурного развития. Исходной точкой написания статьи является вопросу об опосредованном и прямом социальном регулировании. В тексте анализируются как устоявшиеся социальные практики, нашедшие свое выражение как в советской и постсоветской России, так и за рубежом. Методология исследования определена классическим аналитическим методом и контент-анализом.

Abstracts: This article is devoted to the media aspects of the impact on the social situation through the institution of literary prizes. The work is based on the idea of indirect social impact as a factor of regulatory activity. Within the framework of this idea, we are focused on revealing the influencing potential on the cultural sphere in order to effect the practice of public relations, as well as to demonstrate the importance of the media component of this process using the example of the institution of literary prizes, as one of the tools for setting goals for cultural development. The starting point of this article is the problem of indirect and direct social regulation. The text analyzes both well-established social practices that have found their expression both in Soviet and postSoviet Russia and abroad. The research methodology is determined by the classical analytical method and content analysis.

Социальное регулирование - сложная деятельность, которая предполагает понимание сущности социальных процессов и знание того, какие воздействия на общественную структуру могут привести к искомому результату. В этом плане можно выделить прямое регулирование, которое связано с непосредственным целевым воздействием на конкретную область общественной жизни, а также косвенное, опосредованное управление социальными процессами. На современном этапе развития общества наблюдается тенденция повышения

нагрузки на институт государства, что связано с ростом интенсивности социальных процессов, обострением кризисных тенденций, общим усложнением структуры общества. На уровне ряда исследований, в число

которых входят работы таких авторов, как 1 2 Ю.В. Андриенко , Е.С. Чигвинцева ,

1 Андриенко Ю.В. В поисках объяснения роста преступности в России в переходный период: криминометрический подход // Экономический журнал ВШЭ. 2001. №2. С. 194-220.

2 Чигвинцева Е.С. Криминальная детерминанта общественного благосостояния: издержки общества,

1 2 Е.А. Алексеева , МБ. Перова, Е.В. Перов ,

Н.Н. Юрченко, В.А. Бедная3, Е.А. Кублиц-

4

кая отмечается рост уровня кризисных тенденций как в социально-политической и экономической, так и в правовой сферах. Одновременно с этим ряд исследований, осуществленных такими авторами, как Н А. Хренов5, Н А. Углинская6, Н.М. Муха-

7

меджанова свидетельствуют в пользу того, что и на уровне культурной сферы наблюдается серьезный кризис. В этих условиях далеко не всегда власть располагает достаточным количеством ресурсов для вмешательства во все социальные сферы, состояние которых не может быть оценено в качестве удовлетворительного. Соответственно, актуализируется вопрос о том, каким образом можно повлиять на ситуацию, если прямое вмешательство в нее не представляется возможным, либо требует длительного поиска необходимых ресурсов? На фоне этого вопроса приобретает актуальность тематика регулирующих воздействий, влияющих не столько на саму целевую область общественной жизни, сколько на детерминирующие ее социальные факторы. Подобного рода воздействие имеет существенный потенциал, поскольку позволяет не столько

виды социальных потерь // Пространство экономики. 2010. №3-2. С. 30-36.

1 Алексеева Е.А. Современные тенденции развития женской преступности в России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. №1 (80). С. 105-112.

2 Перова М.Б., Перов Е.В. Социально-экономическая трансформация российского общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. №4. С. 59-74.

3 Юрченко Н.Н., Бедная В.А. Административно -политическое управление в РФ в условиях обострения социальной напряженности: предпосылки возникновения конфликтного состояния // ИСОМ. 2015. №7-2. С. 188-191.

4 Кублицкая Е.А. Конфликтный потенциал межнациональных и этноконфессиональных отношений // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013. №1. С. 91-99.

5 Хренов Н.А. Кризис медиа в контексте кризиса культуры // Культура культуры. 2014. №1 (1). С. 4052.

6 Углинская Н.А. Кризис культуры: кризис системы ценностей или кризис стратегий действия? // Kant. 2020. №3 (36). С. 191-195.

7 Мухамеджанова Н. М. Модернизация и гло-

бальный кризис культуры // Манускрипт. 2017. №5

(79). С. 114-116.

противостоять на регулярной основе возникающим социальным проблемам, сколько устранять их источник, либо активизировать защитные социальные механизмы, стабилизирующие ситуацию. Такие воздействия представляют собой не столько восстановление социальной структуры, сколько ее настройку, что определяет возможность достижения значимых результатов при сравнительно невысоких затратах усилий и ресурсов. В этом контексте возникает вопрос о том, какие типы опосредованного социального регулирования могут дополнить прямое воздействие на основные общественные институты.

В рамках анализа данного вопроса мы опирались на теоретико-методологические основы структурного функционализма, представленные в работах таких авторов,

8 9

как Т. Парсонс и Р. Мертон . Отправной точкой исследования стало определение типологии детерминант социального взаимодействия. Социальные отношения имеют внешнюю, локализованную на уровне общественной структуры, определенность, и, одновременно с этим, являются результатом мотивов, инициатив, решений, исходящих со стороны социальных акторов. Это тот аспект, понимание которого является одним из ключевых достижений структурно-функциональной теории: человек является носителем социальных ролей и функций, однако, одновременно с этим, он обладает собственными целями, потребностями и ценностными установками. При этом, как отмечал Р. Мертон, от степени соответствия данных мировоззренческих установок структуре общества напрямую зависит степень приверженности субъекта деструктивным действиям10. Иными словами, при од-

8 Parsons T. The Social System. New York: The Free Press, 1951.-620 p., Parsons, T. Values, Motives, and Systems of Action, in Parsons, Т., Shils, E. (eds.) Toward a General Theory of Action. Cambridge: Harvard University Press, 1954. - 360 p., Парсонс Т. Система современных обществ / Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.

9 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: ACT, 2006. - 873 с.

10 Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. С. 299-313.

ном и том же состоянии общественной структуры, в зависимости от того, каковы культурные установки субъекта, он может вести себя в соответствии с социальными нормами, либо грубо нарушать их в личных целях. Таким образом, мы приходим к пониманию того, что культурные характеристики личности являются одним из важнейших факторов, определяющих общий характер деятельности субъекта. На общесоциальном уровне это означает глубокую зависимость между характеристиками культурного уровня населения и характером протекающих в обществе процессов.

Формирование мировоззрения и, в частности - принятие ценностей и моделей поведения представляет собой сложный процесс, наиболее интенсивно протекающий в детском и молодом возрасте; вместе с тем, справедливо суждение о том, что процесс формирования мировоззрения продолжается на протяжении жизни человека, а степень интенсивности данного процесса во многом зависит от того, насколько гибким является мышление человека и насколько обширным и многообразным является приобретаемый опыт. На общем уровне мы можем выделить два основных источника знаний человека об обществе: личный опыт восприятия определенных социальных явлений и опосредованный опыт, приобретаемый в результате взаимодействия человека с другими людьми, а также в процессе приобщения к разнообразным продуктам культуры.

В этом контексте показательно, что одной из острых проблем современности является накопление кризисных тенденций на уровне культурной сферы, что проявляется в деформации ценностей членов общества, возникновении массовой ориентации на культуру потребления и связанных с данными тенденциями деструктивных процессах. Нарушение ценностного аспекта культуры влечет за собой изменение ключевых мотивов деятельности членов общества и возникновение ряда деструктивных тенденций, связанных с ростом конфликтности, нарушением взаимодействия между различными социальными группами, повышении уровня преступности и т. д. Фактически, речь идет о том, что на уровне одной из

сфер общественной регуляции наблюдается острый кризис, влекущий за собой еще большую интенсификацию социальных проблем, о которых было упомянуто выше. Приобщаясь к культуре, которая сама по себе находится в настоящее время в состоянии существенного кризиса, члены общества формируют деструктивные установки мировоззрения и существенно реже, нежели это могло бы иметь место при оптимальном состоянии культурной среды, формируют конструктивные мировоззренческие установки. В настоящее время исследователи уже отмечают повышение востребованности различного рода деструктивных ценностей и моделей поведения, отмечают нарушение гражданского самосознания, развитие правового нигилизма и т. д. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время существует сфера, напрямую детерминирующая область социальных отношений и, при этом, требующая существенного конструктивного вмешательства. И для того, чтобы эффективно воздействовать на данную сферу и привести ее к более оптимальному состоянию необходимо найти способы воздействия, которые, будучи реализуемыми в ресурсном плане, могли бы способствовать значительному изменению ситуации в лучшую сторону.

В рамках исходной постановки вопроса мы остановимся на таком канале приобретения опосредованного социального знания, как литературные тексты. Для того, чтобы охарактеризовать влияние литературы на культурную сферу в целом, следует отметить, что приобщение к литературному творчеству обладает высоким потенциалом воздействия на мировоззрение читающего, что во многом связано с тем, что читатель активно участвует в процессе приобретения знания и, в случае с прочтением художественной литературы, вживается в те ситуации, которые предоставляет к рассмотрению автор, в том числе, примеряя на себя роль главного действующего лица (и воспринимая его ход мысли). В этом плане очевидно, что воздействие на литературную сферу является одним из ключевых направлений воздействия на мировоззрение членов общества. Вместе с тем, при постановке вопроса о том, каким образом можно воздей-

ствовать на литературную сферу, актуализируется проблема поиска правильных, конструктивных механизмов.

Одним из ключевых социальных механизмов, определяющих развитие литературной сферы, на протяжении длительного времени являлась деятельность издательств, фактически, дающих «путевку в жизнь» авторам произведений, которые одобряются к печати, а также институт литературных премий. И здесь следует отметить, что и деятельность издательств, и организация литературных конкурсов, будучи социальными факторами, в значительной степени стимулирующими развитие литературного творчества, оказывают на сферу литературы вариативное воздействие в зависимости от способов организации издательской деятельности и премирования. На уровне издательств одной из острых проблем является то, что судьба представляемых к рассмотрению произведений зависит от вкусовых предпочтений отдельных редакторов, а также общего курса по продвижению литературных работ определенного плана (идеологическая, коммерческая обусловленность издательств). В то же самое время, механизмы премирования в плане своего воздействия на литературную сферу также в существенной степени вариативны в зависимости от того, как именно организуется конкурсная деятельность и, в частности, насколько ее целевой аспект преобладает над формально-организационным. А.Г. Янковская, анализируя советские реалии, с одной стороны, убедительно показывает, насколько Сталинская премия была мощным социокультурным регулятором. С другой стороны, акцентирует внимание на характере социальных последствий. «Сталинские премии формировали "центр советского официоза, создавали костяк художественной структуры заказного искусства советской эпохи. Рутинная процедура выдвижений, обсуждений и присуждений лауреатских званий стала частью повседневной художественной жизни. Сталинские премии присуждались чуть более десяти лег, и за этот небольшой отрезок времени они оказали сильное влияние на художественную жизнь СССР. Премии перестали быть редкими, "штучными" наградами, профессио-

нальные критерии при отборе и обсуждении творческих работ отходили на второй план. Борьба за лауреатские звания и привилегии оказывала негативное воздействие на нравы художественной интеллигенции. В решениях специального комитета по присуждению Сталинских премий отражались и массовый вкус советского человека, и приоритеты текущей культурной политики, и нравы артистически-художественного сообщества»1. М.А. Черняк указывает на то, что и в современной России «литературные премии как влиятельный институт литературной жизни во многом определяют круг чтения, политику книгоиздания, перевода, тенденции литературного развития»2. Существует ряд исследований, показывающих степень влияния литературного премирования на социальную реальность. Это и работы, посвященные устоявшимся явлением в истории литературного премирования3, и публикации, показывающие механизмы социального регулирования на региональном, локальном уровне4. Таким образом, институт литературных премий на настоящем этапе сохраняет свое значение, как один из социальных механизмов, ориентированных на продвижение талантливых авторов, работающих в различных жанрах и тематических областях. При этом, с учетом того, что в настоящее время государственная политика предполагает значимость свободы слова и отказ от агрессивного моноидеологического воздействия, институт литературного премирования освободился от ряда «болезней», свойственных ему в советский период.

Рассмотрим более подробно вопрос о том, каким образом в настоящее время литература оказывает влияние на мировоззрение членов общества. Это в особенности

1 Янковская Г.А. К истории Сталинских премий в области литературы и искусства // Вестн. Перм. унта. Сер. История. 2001. №1. С. 152-159.

2 Черняк М.А. Литературная премия как диагноз актуальной словесности // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. №3-4. С. 6-11.

3 Полушкин А.С. Лауреаты и/или академики: академизм как фактор формирования «нобелевского формата» в литературе // Челябинский гуманитарий. 2010. №4 (13). С. 44-51.

4 Киреева Н.В. Формирование и бытование института литературных премий в Амурской области // КПЖ. 2016. №1 (114). С. 161-164.

важно с учетом того, что ныне существует множество альтернативных сфер информационного взаимодействия, оказывающих на социальную картину мира, ценностные установки, модели поведения и жизненные стратегии членов общества существенное влияние.

Несмотря на то, что литературные произведения являются плодом воображения авторов, они содержат в себе модели взаимодействия, идеи, рассуждения, при этом, как уже отмечалось выше, в рамках прочтения литературного текста читатель зачастую отождествляет себя с основным персонажем повествования, что приводит, в том числе, к примерке на себя его стилистики действий и моделей поведения. Литературные произведения способны оказать очень мощное воздействие на характер мировоззрения человека, закладывая ценностные установки, перевоспитывая, указывая на определенные социальные приоритеты. По этой причине значение литературы, как культурного фактора, определяющего характер деятельности членов общества, крайне велико. Вместе с тем, коль скоро мы говорим о литературе и ее влиянии на умы, следует отметить, что наибольшей популярностью в социальной среде пользуются не классические произведения прошлого и позапрошлого веков, а современные произведения, что во многом связано с близостью (по социокультурным характеристикам) читателей и авторов современного периода. Соответственно, если мы ставим вопрос о том, каким образом возможно повлиять на характер социальных процессов через культурную сферу, одним из приоритетных направлений становится воздействие на нарождающуюся литературную сферу. Здесь мы, собственно, и переходим непосредственно к тематике литературных премий, как фактора опосредованного воздействия на социокультурную сферу.

В российском обществе литературная деятельность редко рассматривается как серьезное занятие, способное выступать в качестве профессии. По большому счету, для начинающих авторов крайне проблематичным является выход на издательства и наработка аудитории, и потому написание литературных произведений выступает скорее

как увлечение, хобби, нежели как основное занятие человека. Как результат - многие талантливые люди вынуждены в течение длительного времени заниматься профессиональной деятельностью, никак не связанной с областью их творческих возможностей, в то время как литературная деятельность осуществляется по остаточному принципу. Подобного рода ситуация не располагает к творческому росту начинающих писателей, а также не позволяет им сосредоточиться на литературной деятельности. При этом существует, как минимум, три причины, стоящие на пути их развития в литературной сфере:

- нехватка материальных ресурсов;

- недостаток уверенности в своем таланте;

- отсутствие читательской аудитории и благоприятного контакта с издательствами.

На современном этапе существует три основных социальных механизма, на уровне которых становится возможным развитие начинающих авторов в литературной среде:

- издательства;

- сетевые литературные порталы, на уровне которых авторы получают возможность публикации своих произведений;

- институт литературных премий.

Рассмотрим по порядку специфику деятельность каждого из обозначенных социальных механизмов и, в частности, вопрос о том, каким образом они в текущем своем состоянии влияют на культурную среду через сферу литературы.

Что касается издательств, следует отметить, что в настоящее время подавляющее большинство издательств имеет коммерческий характер, что подчиняет их деятельность критериям и принципам экономической эффективности. Это означает, что к публикации принимаются, преимущественно, те литературные произведения, которые обладают высоким потенциалом реализации в читательской среде. Отсюда -ориентация на массовую читательскую аудиторию и стремление к публикации мейнстримной литературной продукции. В какой-то степени это означает, что коммерциализация издательств определяет их зависимость от актуальной культурной ситуации. А это, в свою очередь, влечет за собой

то, что издательства скорее служат репрезентации основных трендов современной культуры, нежели оказывают на нее формирующее воздействие.

Обратимся к сфере сетевого взаимодействия. Здесь одним из ключевых явлений в литературной сфере стали сетевые площадки самиздата, на уровне которых авторы имеют возможность самостоятельно выкладывать написанные ими произведения. Если на уровне издательств произведение сначала проходит оценку редактором, и только после этого, в случае утверждения работы к публикации, становится доступной читателю, то на уровне сетевых порталов публикация работы в сети означает мгновенное получение читательской аудиторией возможности ознакомления с ней, частично (если опубликован ознакомительный фрагмент продаваемой книги) либо полностью. В данном случае владельцы сетевой литературной площадки вкладывают значительно меньшее количество средств в публикацию произведения, что связано со спецификой хранения информации и предоставления пользователям доступа к ней в Интернет-пространстве. Как следствие, имеет место множество бесплатных и полубесплатных сайтов, на уровне которых авторы, не вкладывая средств, могут разместить свои произведения.

Ключевая проблема, с которой сталкивается начинающий автор, размещая свою работу на подобного рода сайте - это получение аудитории. Если в рамках издательской деятельности издательство берет на себя работу по продвижению опубликованных произведений, то в случае с их размещением в сетевом пространстве ключевым условием успеха является узнавание потенциальными читателями о факте существования произведения. И здесь как раз присутствуют серьезные проблемы, поскольку количество произведений, размещенных на уровне современных литературных порталов, колоссально, и новая работа рискует затеряться среди этого многообразия.

На уровне существующих литературных порталов данная проблема отчасти разрешается посредством механизмов оценки прочитанных книг читателями и основанного на пользовательских оценках механизма

ранжирования произведений. Более популярные работы получают продвижение, в то время как произведения, которые получили мало «лайков», оказываются на нижних строчках рейтинга и, соответственно, предлагаются к прочтению в последнюю очередь. Данный механизм имеет ряд положительных сторон, поскольку позволяет работам, имеющим высокий потенциал привлечения читательского интереса, найти свою аудиторию. Вместе с тем, следует отметить, что в данном случае имеет место проблема, сходная с той, которую мы рассмотрели, анализируя специфику деятельности издательств: наибольшее читательское одобрение получают те работы, которые в наибольшей степени отвечают актуальным мировоззренческим характеристикам массовой аудитории. В условиях культурного кризиса это означает, что верхние строчки рейтинга с высокой долей вероятности будут занимать работы, отвечающие кризисным тенденциям и лишь усугубляющие их. Это вполне подтверждается практикой: в число наиболее продаваемых работ входят произведения, ключевые персонажи которых характеризуются циничным взглядом на жизнь, потребительским подходом к отношениям и т. д. При этом следует отметить важный момент: отсутствие редакторов, как того звена, на котором отсеиваются наиболее плохие работы, а также тот факт, что данные сайты имеют характер посредника и не несут ответственности за размещенную на них информацию, влечет за собой размещение на уровне данных порталов деструктивной по своему содержанию литературы (например, содержащей в себе описание инцеста, педофилии, сексуального насилия и т. д.), в которой данные действия не только не порицаются, но и, напротив, оправдываются. Еще одним примером негативных тенденций в сетевой литературе становится обилие в ней ненормативной лексики.

Итак, мы приходим к пониманию того, что на уровне сетевых литературных порталов также присутствуют механизмы, связанные с репрезентацией существующих культурных нарушений и предоставлены сравнительно невысокие возможности для развития литературы, не относящейся к

мейнстриму, однако ориентированной на изменение мировоззрения читателей в конструктивную сторону. Мы не говорим о том, что такого рода литература не имеет шансов найти в сетевом пространстве свою аудиторию, однако это возможно в том случае, если автор приложит серьезные усилия для продвижения своего произведения (в том числе, с привлечением личных средств для осуществления рекламной кампании).

Рассматривая институт литературных премий, мы можем констатировать, что весь процесс участия в литературном конкурсе и, безусловно, его результат в виде занятия призового места, ориентированы на преодоление препятствий, с которыми сталкиваются талантливые молодые авторы. При этом в рамках института литературной премии производится, фактически, инвестиция в наиболее перспективных представителей литературной сферы1. Попадание в шорт-листы престижных литературных конкурсов дает импульс уверенности в себе, способствует выходу на контракт с издательством, а также способствует приобретению известности среди той части читательской аудитории, которая интересуется результатами конкурса. И здесь очень важно то, что критерии выбора перспективных произведений отличаются от механизмов продвижения литературного творчества, реализуемых на уровне ведущих издательств и сетевых литературных порталов, ориентированных на массовую аудиторию. Литературные премии не относятся к числу коммерчески-ориентированных (и, соответственно, ком-мерчески-обусловленных) институтов, и, что немаловажно, в рамках оценки работ представители жюри опираются не на количественные показатели, но на качество и содержательную ценность работ.

Следует обратить внимание на еще один важный аспект литературных премий. На первый взгляд, литературные премии стимулируют литературную сферу в целом, однако это не так. Литературные премии носят тематический характер, что определяет специфику работ, их жанровую определенность, содержание, тематику и т. д. При

1 Луков В.А. Премии литературные // Знание. Понимание. Умение. 2011. №2. С. 281-286.

этом, как уже было отмечено выше, премии влияют на развитие литературы, выступая в качестве стимулирующего фактора. Ключевым аспектом в данном случае является то, что выбор определенной тематической направленности для организации литературного конкурса означает воздействие на литературную сферу, связанное с поощрением той прослойки авторов, которые выражают в своих работах именно эту тематическую направленность. По этой причине литературные премии можно рассматривать в качестве одного из инструментов воздействия на область литературы (а через нее -на культуру в целом), поскольку целевой характер премирования задает соответствующие возможности.

В рамках проведенного аналитического рассмотрения нельзя обойти вниманием тот факт, что интенсивность влияния литературного конкурса на судьбу автора зависит, как бы парадоксально это ни звучало, не от материальной премии, но от той информационной поддержки, которую институт премии оказывает участникам и финалистам. Это связано с тем, что материальное поощрение имеет разовый характер, в то время как читательская аудитория может многократно оплачивать выходящие произведения, обеспечивая спрос на отдельные работы и определяя повышение интереса издательства. В целом, в современных условиях, когда имеет место активное развитие информационной сферы, и непрерывно формируется огромное количество информационной продукции, конкуренция за внимание потенциальной аудитории (и, соответственно, его привлечение) становится одним из ключевых аспектов развития в творческой сфере, наряду, собственно, с обретением творческого мастерства.

Существуют исследовательские позиции, согласно которым, практика литературного премирования в современной России претерпевает ряд трансформаций. Так, например, Т.А. Ветрова указывает на то, что «возникает вопрос относительно таких систем рейтингования литературы, предложения читателю неких списков для чтения. И хотя такая функция литературной премии может быть обозначена как одна из главенствующих - выделение автора и

произведения из ряда других и рекомендация к чтению, но рейтинги литературных премий последнего времени не столь очевидны. Естественно, влияет уже сам факт количества премий разного формата, территории, разного состава жюри. Так, ранее премии выполняли функцию критика»1.

Здесь мы, собственно говоря, и подходим к вопросу о том, насколько зависим масштаб влияния института премий на литературную сферу от того, какую поддержку существующим премиям оказывают ведущие СМИ, а также насколько широкую представленность приобретают результаты конкурса на уровне сетевого пространства. Чем шире информационное отражение литературной премии, тем, с одной стороны, большее число авторов в дальнейшем будут готовы откликнуться на конкурс, и, с другой стороны, тем большая читательская аудитория узнает о новых перспективных авторах. Все это в совокупности определяет масштаб опосредованного влияния литературных

1 Ветрова Т.А. Литературные премии как феномен социокультурной жизни России // Вестник Череповецкого государственного университета, № 5 (66), 2015. С. 37-40.

премий на общество и протекающие в нем процессы.

Сделанные выводы, с одной стороны, подтверждают значимость формирования литературных премий, как социально сберегающего механизма, с другой обозначают серьезные приоритеты информационного отражения существующих литературных премий, с целью максимизации их позитивного воздействия на социальную сферу.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что в текущих условиях институт премий можно считать развивающимся, но незавершенным в структурном плане социально-сберегающим механизмом, ввиду его недостаточной интеграции с медийной сферой. Вместе с тем, стоит обратить внимание на тот факт, что современный институт литературного премирования активно развивается, что проявляется в его интеграции с существующими механизмами продвижения литературного творчества. С одной стороны, речь идет о том, что представители ведущих издательств заключают контракты с призерами литературных конкурсов, с другой - о том, что в настоящее время все большее распространение получают литературные конкурсы, реализуемые в сетевом пространстве.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеева, Е.А. Современные тенденции развития женской преступности в России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2020. - №1 (80). С. 105-112.

2. Андриенко, Ю.В. В поисках объяснения роста преступности в России в переходный период: криминометрический подход // Экономический журнал ВШЭ. - 2001. - №2. С. 194-220.

3. Ветрова, Т.А. Литературные премии как феномен социо-культурной жизни России // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 5 (66). - 2015. С. 37-40.

4. Киреева, Н.В. Формирование и бытование института литературных премий в Амурской области // КПЖ. - 2016. - №1 (114). С. 161-164.

5. Кублицкая, Е.А. Конфликтный потенциал межнациональных и этноконфессио-нальных отношений // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2013. - №1. С. 91-99.

6. Луков, В.А. Премии литературные // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - №2. С. 281-286.

7. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, 2006. - 873 с.

8. Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. С. 299-313.

9. Мухамеджанова, Н.М. Модернизация и глобальный кризис культуры // Манускрипт. - 2017. - №5 (79). С. 114-116.

10. Парсонс, Т. Система современных обществ/Пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.

11. Перова, М.Б., Перов, Е.В. Социально-экономическая трансформация российского общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. -№4. - С. 59-74.

12. Полушкин, А.С. Лауреаты и/или академики: академизм как фактор формирования «нобелевского формата» в литературе // Челябинский гуманитарий. - 2010. - №4 (13). С. 4451.

13. Углинская, Н.А. Кризис культуры: кризис системы ценностей или кризис стратегий действия? // Kant. - 2020. - №3 (36). С. 191-195.

14. Хренов, Н.А. Кризис медиа в контексте кризиса культуры // Культура культуры. -2014. - №1 (1). С. 40-52.

15. Черняк, М.А. Литературная премия как диагноз актуальной словесности // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2016. - №3-4. С. 6-11.

16. Чигвинцева, Е.С. Криминальная детерминанта общественного благосостояния: издержки общества, виды социальных потерь // Пространство экономики. 2010. №3-2. С. 3036.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Юрченко, Н.Н., Бедная, В.А. Административно-политическое управление в РФ в условиях обострения социальной напряженности: предпосылки возникновения конфликтного состояния // ИСОМ. - 2015. - №7-2. С. 188-191.

18. Янковская, Г.А. К истории Сталинских премий в области литературы и искусства // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. - 2001. - №1. С. 152-159.

19. Parsons, T. The Social System. New York: The Free Press, 1951. - 620 p.

20. Parsons, T. Values, Motives, and Systems of Action, in Parsons, Т., Shils, E. (eds.) Toward a General Theory of Action. Cambridge: Harvard University Press, 1954. - 360 p.

Дата поступления: 25.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.