© И. Н. Мороз, Т. Г. Светлович, 2014 г. УДК 368.4-053.9
И. Н. Мороз, Т. Г. Светлович
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ ОДИНОКИХ И ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК РЕСУРС ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ
Белорусская медицинская академия последипломного образования; Белорусское общество Красного Креста, г. Минск, Республика Беларусь
ВВЕДЕНИЕ
В мире проблема оказания медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста в настоящее время находится в центре внимания многих государств, деятельность которых направлена не только на решение медицинских и социальных вопросов, но и на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей. Актуальность проблемы организации медицинского и социального обслуживания лиц в возрасте 60 лет и старше обусловлена тем, что старение населения сопровождается не только ростом заболеваемости и инвалидности, но и переменами в социальной деятельности, досуге, снижением социальных контактов, одиночеством [1—3, 5].
К наиболее серьезным медико-социальным проблемам, формирующим потребности пожилых людей в медико-социальной помощи и определяющим подходы в ее организации, относят [2, 5]:
— поддержание приемлемого материального уровня жизни;
— получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки;
— изменение образа жизни и адаптация к новым условиям;
— осознание естественности процесса старения, снижения физической активности, возможности активного передвижения.
В настоящее время в большинстве стран мира пересматриваются подходы и приоритеты в оказании медико-социальной помощи пожилым, которые обусловлены, с одной стороны, финансовыми и кадровыми проблемами, с другой стороны, достижениями в области медицинских и информационных технологий, изменениями взглядов и отношения не только общества, но и самих нуждающихся к предоставлению услуг медицинского и социального характера [1—3, 5].
Во многих странах в организации медико-социальной помощи лицам в возрасте 60 лет отмечается
процесс деинституционализации, одним из основных принципов которого является приоритетность развития медицинского и социального обслуживания в нестационарных условиях, в том числе на дому. Результаты опроса, проведенного в странах Европейского Союза, показали, что почти 90 % респондентов высказали мнение о том, что системы здравоохранения и социального обслуживания должны помогать пожилым людям как можно дольше оставаться в домашних условиях [1—3, 5, 6].
Развитие медицинского и социального обслуживания на дому способствовало усилению роли неформального сектора как одного из ресурсов предоставления услуг медико-социальной помощи и сохранению социальных контактов с родственниками, соседями, друзьями. По данным зарубежных авторов, сохранение социальных контактов у лиц пожилого и старческого возраста способствует поддержанию не только их социальной и психологической стабильности, но и достойного качества жизни, что необходимо учитывать при организации медико-социальной помощи на дому [4 — 6].
Целью исследования было изучение социальных контактов одиноких и одиноко проживающих лиц в возрасте 60 лет и старше как ресурса оказания медико-социальной помощи на дому, которое проводилось в рамках совместного проекта Белорусского общества Красного креста (БОКК) и Консорциума Австрийского, Немецкого и Швейцарского обществ Красного креста «Укрепление службы сестер милосердия БОКК».
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования был представлен одинокими и одиноко проживающими лицами 60 лет и старше, инвалидами Витебской и Гродненской областей, нуждающихся в медико-социальной помощи на дому. При проведении исследования использовались социологический (опрос) и статистический методы. Социологический опрос осуществлялся с привлечением специалистов Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета.
В опросе приняли участие 700 одиноких и одиноко проживающих лиц Витебской и Гродненской областей, в том числе 623 респондента в возрасте 60 лет и старше, нуждающихся в медико-социальной помощи на дому. Среди опрошенных в возрасте 60 лет и старше доля одиноких лиц составила 49,7 % (310 из 623), доля одиноко проживающих — 50,3 % (313 из 623).
Средний возраст респондентов составил 74,4 года (95 % ДИ 74,3 — 75,4), в том числе одиноких — 75,2 года (95 % ДИ 74,4 — 76,0), одиноко проживающих — 74,5 года (95 % ДИ 73,7 — 75,3). Статистически значимых различий среднего возраста одиноких и одиноко проживающих респондентов не выявлено
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
(1-1еБ1=1,22, р = 0,21). Среди опрошенных преобладали женщины независимо от категории респондентов, удельный вес которых составил 81,9 % (510 из 623).
Удельный вес инвалидов среди опрошенных составил 23,8 % (148 из 623), в том числе 1,8 % респондентов с I группой инвалидности, 20,9 % — со II, 1,1 % — с III. Среди одиноких респондентов удельный вес лиц, имевших группу инвалидности, составил 22,6 % (70 из 310), среди одиноко проживающих — 24,9 % (78 из 313). Каждый пятый респондент среди одиноких (20,3 %) и одиноко проживающих (21,4 %) лиц в возрасте 60 лет и старше имел II группу инвалидности. Статистически значимых различий распределения одиноких и одиноко проживающих респондентов по наличию группы инвалидности (СЫ-Бдиаге =0,47, р = 0,49) не отмечено.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ «^аЙБИса 6» с использованием параметрических и непараметрических методов исследования, в том числе методов описательной статистики, оценки достоверности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Одним из важных факторов, характеризующих удовлетворенность жизнью и наличие социальных контактов, принято считать чувство одиночества. Результаты проведенного исследования показали, что при описании своего привычного эмоционального состояния, настроения пожилые люди нередко отмечали, что их сопровождает чувство одиночества и ощущение, что они всеми забыты и никому не нужны. Так охарактеризовали свое эмоциональное состояние 34,2 % лиц в возрасте 60 лет и старше. Закономерно, что среди одиноких доля респондентов, которых сопровождают чувство одиночества и ощущение, что они всеми забыты и никому не нужны, статически значимо выше (СЫ-Бдиаге = 22,39, р = 0,001), чем среди одиноко проживающих, — соответственно 43,2 % (134 из 310) и 25,2 % (79 из 313).
Почти каждый третий респондент в возрасте 60 лет и старше (29,4 %) не смог дать утвердительный ответ на вопрос о том, есть ли в их окружении кто-либо, кто может выслушать, когда необходимо выговориться. Доля не уверенных в возможности общения среди одиноких была статистически значимо выше (СЫ-Бдиаге = 22,39, р = 0,001) и составляла 34,5 % (107 из 310), чем среди одиноко проживающих лиц в возрасте 60 лет и старше (24,3 %). О возможности общения с уверенностью сообщили 70,6 % (440 из 623) опрошенных, 65,5 % (203 из 310) одиноких и 75,7 % (237 из 313) одиноко проживающих респондентов.
Основными категориями общения респонденты в возрасте 60 лет и старше назвали медицинский
персонал учреждений здравоохранения (79,6 %), социальных работников (40,4 %), родственников (71,9 %), соседей, друзей, знакомых (94,2 %). Роль в общении представителей неформального сектора, за исключением социальных контактов с родственниками (71,9 %), соседями, друзьями, знакомыми (94,2 %), незначительна. Общение с представителями религиозных организаций отметили 11,4 % респондентов, Службы сестер милосердия БОКК — 7,9 %, других общественных организаций — 8 % респондентов.
Значительная часть респондентов (94,2 %) считают, что общение с соседями, друзьями и знакомыми является для них важным социальным контактом, позволяющим поддерживать их социальную и психологическую стабильность, особенно для 93,9 % одиноких и 94,6 % одиноко проживающих лиц. Ежедневно или хотя бы несколько раз в неделю имеют возможность видеться с соседями, друзьями, знакомыми 60,9 % одиноких и 69,0 % одиноко проживающих лиц; ежемесячно — 24,2 % одиноких и 17,3 % одиноко проживающих; реже, чем раз в месяц, — 8,7 % одиноких и 8,3 % одиноко проживающих лиц. Лишь 6,1 % одиноких и 5,4 % одиноко проживающих лиц в возрасте 60 лет и старше не могут рассчитывать на общение с соседями, друзьями, знакомыми.
Одним из видов социальных контактов, а также важным ресурсом (элементом) оказания медико-социальной помощи на дому пожилым людям являются родственники. Как показывают результаты исследования, потенциально этот ресурс имеют более половины одиноко проживающих респондентов (58,2 %). Ежедневно или хотя бы несколько раз в неделю имеют возможность видеться с родными треть одиноко проживающих пожилых людей (37,1 %). Примерно четверть одиноко проживающих пожилых людей (25,9 %) родственники навещают несколько раз в месяц. Почти треть одиноко проживающих пожилых людей (30,4 %) встречаются с родственниками реже, чем раз в месяц. Лишь 6,7 % одиноко проживающих респондентов не имеют возможности встречаться с родственниками.
Несмотря на то, что значительная часть респондентов указали на возможность социальных контактов с родственниками (71,9 %) и соседями, друзьями, знакомыми (94,2 %), рассчитывать на помощь близких людей могут только 69,5 % респондентов (67,7 % одиноких и 71,4 % одиноко проживающих лиц). При этом у более половины респондентов (57,0 %) не было уверенности в том, что родственники и/или близкие люди (соседи, друзья) будут постоянно поддерживать их морально и обеспечивать длительный уход. Так считают более 75,5 % одиноких и 38,6 % одиноко проживающих пожилых людей (СЫ-Бдиаге = 86,17, р = 0,001).
В то же время большинство респондентов (66,6 %) ориентированы на то, чтобы оставаться дома и получать помощь медицинских и социальных работников на дому. Каждый десятый респондент (10,1 %) желает оставаться дома и иметь возможность периодически получать медико-социальную помощь (МСП) в стационарных условиях, 7,9 % респондентов предпочли оказание МСП в стационарных условиях, 15,4 % респондентов не смогли выбрать модель МСП. Статически значимых различий мнения одиноких и одиноко проживающих респондентов по выбору модели предоставления МСП не выявлено (СЫ-8диаге = 5,29, р>0,05). Почти 62,3 % одиноких и 70,9 % одиноко проживающих лиц в возрасте 60 лет и старше ориентированы на то, чтобы оставаться дома и получать помощь медицинских и социальных работников на дому. Лишь 9,0 % одиноких и 6,7 % одиноко проживающих связывают свой выбор с получением МСП в стационарных условиях.
В ходе опроса пожилые люди нередко отмечали, что смысл жизни для них потерян и свое существование они видят лишь в том, чтобы быстрее уйти из жизни. При этом они испытывают страх, но не страх смерти, а боязнь страданий и страх умереть в одиночестве. В то же время сами пожилые люди далеко не всегда стремятся к общению. О своем нежелании видеться и общаться с другими людьми заявили 11,7 % лиц в возрасте 60 лет и старше. Среди одиноких респондентов удельный вес лиц, не желающих общаться с людьми, был статистически значимо выше, чем среди одиноко проживающих пожилых людей (СЫ-вдиаге = 5,81, р = 0,015), и, соответственно, составил 14,8 и 8,6 %.
ВЫВОДЫ
1. Почти для 79,6 % респондентов значимым социальным контактом является общение с медицинскими работниками учреждений здравоохранения, для 40,4 % — с социальными работниками, для 71,9 % — с родственниками, для 94,2 % — с соседями, друзьями, знакомыми; для 11,4 % — с религиозными организациями, для 7,9 % — со Службой сестер милосердия БОКК, для 8 % — с представителями других общественных организаций.
2. Социальные контакты неформального сектора (родственники, соседи, друзья) почти у 69,5 % респондентов можно использовать как один из ресурсов оказания медико-социальной помощи на дому.
3. У более половины респондентов (57,0 %) нет уверенности в том, что близкие люди (родственники, соседи, друзья) обеспечат им оказание постоянного и длительного ухода, но при этом 66,6 % одиноких и одиноко проживающих пожилых людей отдают предпочтение модели получения медико-социальной помощи на дому, которая будет способ-
ствовать не только поддержанию их социальной и психологической стабильности, но и достойного качества жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильчиков В. М. Идеолого-правовые и организационные аспекты деятельности государственной системы социально-медицинского обслуживания пожилых людей // Клин. геронтол.: науч.-практ. журн. — 2007. — Т. 13. — № 3. - С. 11-21.
2. Карюхин Э. В. О путях развития служб геронтологи-ческой помощи на дому // Клин. геронтол.: науч.-практ. журн. - М.: Ньюдиамед, 2006. - Т. 12. - № 4. - С. 27-30.
3. Копырина И. Д., Арьев А. Л., Малаховская М. В. Модель медико-социального ухода за пожилыми людьми, действующая в Финляндии: возможность адаптации в социально-экономических условиях России // Клин. геронтол.: науч.-практ. журн. - 2007. - Т. 13. - № 3. - С. 50-62.
4. Перлман Д., ПеплоЛ. Лабиринты одиночества / пер. с англ.; сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.
5. Уход на дому в Европе. Убедительные факты (Home саге in Europe. The solid facts) / под ред. Rosanna Tarricone и Agis D. Tsouros; Всемирная организация Здравоохранения, 2010. - 45 с.
6. Landi F. et al. A new model of integrated home care for the elderly: impact on hospital use // J. Clin. Epidemiol. - 2001. -Vol. 54. - № 9. - P. 968-970.
РЕЗЮМЕ
И. Н. Мороз, Т. Г. Светлович
Социальные контакты одиноких и одиноко проживающих пожилых людей как ресурс организации медико-социальной помощи на дому
Изучены социальные контакты 623 одиноких и одиноко проживающих лиц в возрасте 60 лет и старше. Значительная часть респондентов указали на наличие социальных контактов с родственниками (71,9 %) и соседями, друзьями, знакомыми (94,2 %). Большинство респондентов отдали предпочтение предоставлению медико-социальной помощи на дому, несмотря на то, что рассчитывать на помощь близких людей могут только 69,5 % респондентов (67,7 % одиноких и 71,4 % одиноко проживающих лиц).
Ключевые слова: одинокие и одиноко проживающие лица в возрасте 60 лет и старше, медико-социальная помощь на дому, социальные контакты.
SUMMARY
I. N. Moroz, T. G. Svetlovich
Social contacts of lonely seniors and seniors living alone as a resource for organization of health and social care
Social contacts of 623 lonely and living alone 60-and- older seniors were studied. A considerable part of respondents indicated the existence of social contacts with relatives (71.9 %) and neighbors, friends, acquaintances (94.2 %). The majority of respondents preferred health and social care though only 69.5 % of respondents could rely on relatives (67.7 % of lonely seniors and 71.4 % living alone seniors).
Key words: lonely and living alone 60-and-older seniors, health and social care, social contacts.