ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В .ЗДРАВООХРАНЕНИИ, 3-4, 2015
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛУЧЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ ОДИНОКИМ И ОДИНОКО ПРОЖИВАЮЩИМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
Н.В. Алламярова1
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Представлены основные результаты изучения потребности в медико-социальной помощи одиноким и одиноко проживающим пожилых людей на территории Владимирской и Ярославской областей. Рассмотрены региональные особенности структуры респондентов в различных областях, возрастно-половая структура, уровень образования, материальное обеспечение и уровень благоустройства жилья, разработаны предложения по организации медико-социальной помощи на дому данному контингенту людей.
Ключевые слова: одинокие и одиноко проживающие пожилые люди, организация медико-социальной помощи на дому, потребность в медицинской помощи, обучение приемам самообслуживания, функциональные возможности, качество жизни
Постоянное возрастание доли пожилых людей во всём населении становится значимой социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей. С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естествен-
1 Алламярова Наталья Валерьевна — канд. мед. наук, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения; 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; тел. +7 (499) 248-04-05, e-mail: anv2503@mail.ru.
ной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста. Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на государственном уровне [1 —3].
Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550 млн. По прогнозам к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1 млрд 100 млн человек. По сравнению с 1950 г. их численность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза [4, 5].
Опыт большинства европейских стран доказывает, что организация медико-социальной по-
мощи на дому, с медико-социальной и экономической точки зрения, чрезвычайно важна, так как позволяет нуждающимся продолжать жить дома и способствует более эффективному поддержанию состояния здоровья, функциональных возможностей и повышению качества жизни.
Цель исследования: определение потребности одиноких и одиноко проживающих пожилых людей и разработка предложений по организации медико-социальной помощи на дому. Исследование проводилось в рамках проекта Российского общества Красного креста.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследовании приняли участие одинокие и одиноко проживающие лица Владимирской и Ярославской областей различных возрастных групп, нуждающихся в медико-социальной помощи на дому. В возрастной структуре опрошенных, нуждающихся в медико-социальной помощи на дому, больший удельный вес имеют лица в возрасте от 60 до 74 лет (58,9%) и от 75 до 89 лет — 36,0%. Группа долгожителей, представленная лицами в возрасте от 90 до 95 лет, немногочисленна и составляет 1,4% респондентов. Доля лиц моложе 60 лет составляла 3,7% и была представлена инвалидами.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования показали, что в гендерной структуре респондентов преобладают женщины — 79,9%, мужчины — 20,1%. В структуре респондентов по признаку пола выявлены некоторые особенности в зависимости от места жительства. В исследуемой категории доля лиц мужского пола в сельской местности (23,1%) достоверно больше (%1 = 7,8, р < 0,05), чем в городах. Среди одиноких и одиноко проживающих респондентов значительную долю составляли инвалиды (18,9%). Среди опрошенных в возрасте 60 лет и старше было16,7% инвалидов, а в возрасте до 60 лет — 100%.
Во Владимирской области среди одиноких и одиноко проживающих респондентов доля инвалидов составляет 19,1%, в Ярославской области — 18,8% Достоверных различий не отмечается (х1 = 2,5, р > 0,05).
В сельской местности проживает более половины респондентов (56,3%), в городской — 43,7%. Следует отметить, что удельный вес сельских жителей среди респондентов Ярославской области выше, чем среди респондентов Владимирской области (%! = 24,4, р < 0,001) и состав-
ляет 65,9 и 46,6%, а удельный вес городских жителей ниже — 34,1 и 53,4% соответственно.
Удельный вес инвалидов, проживающих в сельской и городской местности Владимирской и Ярославской областей, был одинаковым (XI = 2,4, р > 0,05) и составлял на селе 58,8 и 51,2%, а в городе — 41,2 и 48,2% соответственно. Уровень полученного образования различался как среди одиноких и одиноко проживающих пожилых и инвалидов, так и среди респондентов, проживающих в городской и сельской местности. Среди опрошенных основную группу составляют лица, имеющие начальное, неполное среднее образование (45,4%). Около 31,7% респондентов — это лица с более высоким уровнем образования, в том числе 12,6% респондентов — с высшим образованием, 19,1% — со средним специальным образованием. Почти 22,9% респондентов имеют общее среднее образование. Следует отметить, что среди респондентов, проживающих в городской местности, преобладают (%1 = 4,8, р < 0,05) лица, имеющие высшее (20,0%) и среднее специальное образование (24,2%), чем среди сельских жителей (6,7 и 15,1%). Среди респондентов, проживающих в сельской местности, достоверно больше (%1 = 3,9, р < 0,05) удельный вес лиц, имеющих начальное, неполное среднее образование (57,4%), чем среди горожан (30,3%).
Таким образом, наличие среди респондентов двух групп, значительно отличающихся по уровню образования, влияет на формирование потребности в медико-социальной помощи, особенно среди опрошенных, проживающих в городской и сельской местности. Образование определяет более высокий уровень потребности в медико-социальной помощи на дому респондентов, проживающих в городе, чем в сельской местности, и его необходимо учитывать при организации медико-социальной помощи на дому. Кроме того, наличие среди респондентов значительной доли лиц с высшим и средним специальным образованием расширяет возможности обучения приемам адаптации, реабилитации, само- и взаимопомощи и т.д.
Результаты исследования показали, что при организации медико-социальной помощи на дому одиноким и одиноко проживающим пожилым и инвалидам необходимо учитывать комплексный характер их потребностей в медико-социальной помощи. Почти половина (47,6%) респондентов нуждается в четырех видах медико-
ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В .ЗДРАВООХРАНЕНИИ, 3-4, 2015
социальной помощи (медицинская помощь, социальная, хозяйственно-бытовая, помощь по индивидуальному повседневному уходу), 30,4% — в трех видах медико-социальной помощи, 12,6% — в двух видах медико-социальной помощи, 8,4% — в одном виде медико-социальной помощи. Лишь только 1,0% респондентов указали на то, что они не нуждаются ни в каком виде медико-социальной помощи. Следует подчеркнуть, что потребность в различных видах медико-социальной помощи на дому зависит от возраста респондентов. В возрасте 60—74 года лица, нуждающиеся в четырех видах медико-социальной помощи, составляют 40,9%, в возрасте 75—89 лет — 51,1%, а в возрасте 90 лет и старше — 68,8% (СЫ^иаге, XI = 12,4, p < 0,05). Уровень потребности одиноких и одиноко проживающих лиц в возрасте 60 лет и старше во всех видах медико-социальной помощи на дому превышает уровень обеспеченности и составляет 1597,8 ±15,2 и 1331,6 ± 13,2 услуг на 100 респондентов ^ < 0,001). При этом уровень потребности одиноких и одиноко проживающих лиц в возрасте 60 лет и старше в медицинской помощи (789,3 ± 10,2) статистически значимо выше ^ < 0,01), чем потребность в хозяйственно-бытовой (481,4 ± 8,2), социальной (788,0 ± 6,5) и индивидуальном повседневном уходе (347,7 ± 4,7 услуг на 100 респондентов).
В структуре медико-социальной помощи на дому, в которой нуждаются респонденты, преобладает медицинская и хозяйственно-бытовая помощь, удельный вес которой составляет 45 и 27,5%; на долю социальной помощи и индивидуального повседневного ухода приходится 18,0 и 9,5% соответственно. Следует отметить, что структура медико-социальной помощи на дому различна и зависит от потребителя (СЫ^иаге, XI = 875, p < 0,001). Среди помощи инвалидам наибольшую долю занимает медицинская (72,9%). Среди одиноких и одиноко проживающих лиц пожилого возраста удельный вес медицинской и хозяйственно-бытовой помощи составляет 42,9 и 33,2% (СЫ^иаге, х1 = 735, p < 0,001). Потребность в медицинской помощи в целом и по отдельным ее видам значимо выше, чем обеспеченность ^ < 0,05) и соответственно составила 869,3 ± 10,2 и 531,4 ± 8,2 услуг на 100 респондентов. Высокий уровень потребности в медицинской помощи на дому обусловлен состоянием здоровья пожилых и инвалидов, особенно наличием нескольких патологий, и поэтому требующих комплекса медицинских услуг.
Большинство респондентов (96,2%) указали, что они нуждаются в получении каких-либо медицинских услуг и лишь 3,8% не нуждаются. Кроме того, 68,1% респондентов указали, что они нуждаются в получении от 1 до 5 медицинских услуг, каждый пятый (19,4%) — от 5 до 11, а 5,9% респондентов — 11 и более. Следует отметить, что из перечня услуг медицинской помощи, оказываемой на дому, наиболее востребованы медицинские процедуры (431,7 ± 7,2), первая медицинская помощь (123,0 ± 3,99), реабилитационные мероприятия (92,6 ± 1,2), профилактические осмотры (63,7 ± 1,92), лабораторные исследования (37,1 ± 1,87), обучение (23,2 ± 1,6). Высокий уровень потребности в медицинских процедурах и первой медицинской помощи обусловлен тем, что данные виды помощи способствуют поддержанию жизнедеятельности респондентов. Обеспеченность в медицинской помощи по этим направлениям ниже, чем потребность в них ^ < 0,05). Установлены статистически значимые различия в потребности и обеспеченности медицинской помощью на дому одиноких и одиноко проживающих пожилых и инвалидов, проживающих в городской и сельской местности. Потребность в медицинской помощи респондентам, проживающим в городской местности, почти в 1,5 раза выше ^ < 0,001), чем в сельской, и составляет 612,6 ± 13,5 и 435,5 ± 9,7 услуг на 100 респондентов. Обеспеченность респондентов в медицинской помощи, проживающих в городской местности почти в 1,6 раза выше ^ < 0,001), чем в сельской, и составляет 461,7 ± 11,4 и 321,3 ± 7,8 услуг на 100 респондентов ^ < 0,001). Изучение потребности и обеспеченности в помощи по индивидуальному повседневному уходу показало, что потребность выше, чем обеспеченность, и составляет 167,7 ± 4,7 и 128,6 ± 4,2 услуг на 100 респондентов. Наиболее востребована помощь в поддержании личной гигиены (90,1 ± 0,7 услуг на 100 респондентов) и в обеспечении жизненных потребностей (44,1 ± 1,9 услуг на 100 респондентов). К сожалению, потребность в обучении приемам самообслуживания наиболее низкая и составляет 6,4 ± 0,9 услуг на 100 респондентов, хотя, по мнению специалистов, данный вид помощи должен быть востребован почти у 52,6% респондентов. Результаты исследования показали, что потребность в хозяйственно-бытовой помощи на дому выше, чем обеспеченность, и составляет 444,2 ± 9,3 и 361,4 ± 6,2 услуг на
100 респондентов. Наиболее необходима хозяйственно-бытовая помощь по следующим направлениям: выполнение домашней работы (генеральная и повседневная уборка, стирка и глажка белья и т.д.), хозяйственно-бытовая деятельность (принести воду, дрова, уголь, отапливать дом), уровень которых соответственно составляет 199,5 ± 5,3 и 134,0 ± 4,4 услуг на 100 респондентов. Следует отметить, что по некоторым направлениям хозяйственно-бытовой помощи, таким как покупка и доставка продуктов питания и товаров первой необходимости, нет достоверных различий между потребностью и обеспеченностью. Хотя, по мнению специалистов, потребность респондентов в данном виде помощи должна быть выше. Исследование проблем социальной помощи на дому показало, что потребность выше, чем обеспеченность и составляет 268,0 ± 6,5 и 240,5 ± 5,9 услуг на 100 респондентов. Следует отметить, что по большинству направлений социальной помощи достоверных различий между потребностью и обеспеченностью нет (p > 0,05), это касается в первую очередь помощи в получении пенсий и распоряжении деньгами, оплате коммунальных услуг, доставке рецептов и лекарств. В осуществлении медико-социальной помощи на дому принимают участие медицинские работники организаций системы здравоохранения (37,7%), социальные работники (18,9%), родственники (15,1%), соседи (15,8%), медицинские сестры милосердия РКК (6,2%), представители церкви (3,2%) и люди, нанятые за оплату (3,1%). Следует отметить, что в структуре медико-социальной помощи на дому, оказываемой медицинскими работниками организаций здравоохранения, около 72% составляют услуги медицинской помощь и почти 28% услуг, не входящих в их должностные обязанности (12,4% — хозяйственно-бытовая деятельность, 8,2% — социальная, 7,9% — индивидуальный повседневный уход). Среди медико-социальной помощи на дому, оказываемой медицинскими сестрами милосердия РКК, значительную долю составляет медицинская помощь — 47,8%, хозяйственно-бытовая — 23,0%; социальная — 17,3% и помощь по индивидуальному повседневному уходу — 11,8%. Кроме того, согласно опросу инвалидов, получающих медико-социальной помощи на дому, медицинские сестры милосердия РКК осуществляют обучение родных, близких или соседей респондентов необходимым
навыкам ухода за инвалидами (70,0% инвалидов, получающих данную услугу, указали, что ее выполняют медицинские сестры милосердия РКК); оказывают психологическую поддержку 48,7% инвалидов; выполняют массаж 57,3% инвалидам.
ВЫВОДЫ
Уровень обеспеченности медико-социальной помощью на дому опрошенных одиноких и одиноко проживающих пожилых людей и инвалидов на 25,3% ниже уровня потребности и составляет 1311,6 ± 13,2 услуг на 100 респондентов (p < 0,001) или 13,12 ± 0,13 услуг медико-социальной помощи на дому на одного респондента. Уровень обеспеченности ниже потребности в медицинской помощи на 39,5%, в социальной помощи — на 19,7%, хозяйственно-бытовой помощи — на 18,0%, в помощи по индивидуальному повседневному уходу — на 26,5%.
При планировании организации и развития системы медико-социальной помощи и для прогнозирования потребностей в медико-социальной помощи на дому среди одиноких и одиноко проживающих пожилых людей и инвалидов необходимо учитывать следующие факторы: региональные особенности структуры респондентов в различных областях, территориальное распределение респондентов (преобладание нуждающихся в медико-социальной помощи среди сельских жителей), возрастно-половую структуру (преобладание женщин и лиц в возрасте 60 лет и старше); уровень образования, материальное обеспечение и уровень благоустройства жилья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шабалин В.Н. Организация работы гериатрической службы в условиях прогрессирующего демографического старения населения Российской Федерации // Успехи геронтологии. 2009. Т. 22. № 1. С. 186—195.
2. Копырина И.Д., Арьев А.Л., Малаховская М.В. Модель медико-социального ухода за пожилыми людьми, действующая в Финляндии: возможность адаптации в социально-экономических условиях России // Клиническая геронтология. 2007. № 3. С. 50—62.
3. Рубцов А.В. Влияние постарения населения на развитие медико-социальных услуг // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2005. № 1. С. 12—16.
4. Апарин И.С. О проблемах медико-социальной помощи пожилым // Проблемы управления здравоохранением. 2006. № 1. С. 81—83.
5. Гехт И.А., Артемьева Г.Б. Постарение населения и программы модернизации здравоохранения // Клиническая геронтология. 2011. № 11. С. 51—52.