Научная статья на тему 'Социальные компоненты партийных предвыборных программ (государственная Дума VI созыва, 2011 г. )'

Социальные компоненты партийных предвыборных программ (государственная Дума VI созыва, 2011 г. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
191
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА / ELECTORAL PROGRAM / ПАРТИЯ / ОБЕЩАНИЯ / PARTY PROMISES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сафонова Ольга Диомидовна

В статье рассматриваются предвыборные программы семи зарегистрированных к выборам в Государственную Думу VI созыва партий. Акцент сделан в основном на социальных компонентах как наиболее значимых для избирателей. Социальным компонентам все партии уделили достаточное внимание, что нашло отражение в предвыборных программах. Основным выводом настоящей статьи может быть то, что, несмотря на всеобщую декларативность обещаний и небольшую вероятность того, что многие из данных обещания партии смогут выполнить, явка на выборах была высокой. Данный факт в том числе может служить доказательством того, что граждане, в общем, верят партийным лидерам, партийным программам и ожидают от них выполнения обещаний хотя бы в какой-то части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social components in the party programms (the VI State Duma elections, 2011)

The article deals with the pre-election programs of seven registered parties for the VI State Duma elections. The authors mainly interested in the social components as most important voters. All of seven parties have paid sufficient attention to the social components as reflected in the election programs. The main conclusion of this article may be that despite the general declarative promises and little likelihood that many of the sepromises the party will be able to perform,voter turn out was rather high. This fact, in particular, can serve as proof that the citizens in general, believe party leaders, party programs and expect them to fulfill the promises made, at least in some part.

Текст научной работы на тему «Социальные компоненты партийных предвыборных программ (государственная Дума VI созыва, 2011 г. )»

О. Д . Сафонова

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПАРТИЙНЫХ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА VI СОЗЫВА, 2011 г.)

В статье рассматриваются предвыборные программы семи зарегистрированных к выборам в Государственную Думу VI созыва партий. Акцент сделан в основном на социальных компонентах как наиболее значимых для избирателей. Социальным компонентам все партии уделили достаточное внимание, что нашло отражение в предвыборных программах. Основным выводом настоящей статьи может быть то, что, несмотря на всеобщую декларативность обещаний и небольшую вероятность того, что многие из данных обещания партии смогут выполнить, явка на выборах была высокой. Данный факт в том числе может служить доказательством того, что граждане, в общем, верят партийным лидерам, партийным программам и ожидают от них выполнения обещаний хотя бы в какой-то части.

Ключевые слова: социальная сфера, выборы, предвыборная программа, партия, обещания

Важнейшей функцией любого политического института должно быть обеспечение политической стабильности. Применительно к институту выборов на современном этапе социально-политического развития России подобная задача приобретает особое значение. Избирательное право является одним из основных конституционных прав граждан и относится к группе политических прав. Это один из важнейших институтов, реализация норм которого является главным условием становления, развития и укрепления демократических элементов в жизни общества.

Актуальность исследования вопросов, связанных с выборами в органы государственной власти, не подвергается сомнению. Целью настоящей работы является выявление социальной компоненты в программах политических партий, участвовавших в выборах в Государственную Думу Российской Федерации VI созыва. В задачи входят рассмотрение предвыборных программ партий, сравнение обещаний партий в социальной сфере. Также необходима оценка реальности выполнения подобных обещаний исходя из социально-политической и экономической ситуации в стране.

В процессе проведения выборов сталкиваются интересы различных политических сил, выразителями которых являются партии. Особенно ярко различные интересы выражаются в программах партий, участвующих в выборах. Но из всех предвыборных обещаний граждан более всего интересуют вопросы социальной сферы. Именно эта

© О. Д. Сафонова, 2013

сфера касается непосредственно каждого человека в отдельности и поэтому социальным вопросам все партии уделяют значительное внимание.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О политических партиях», «политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач...» (ФЗ «О политических партиях», 2011).

Программа политической партии — документ, отражающий основные идеи, выдвигаемые политической партией, включающие оценку текущей ситуации в стране и набор мер, необходимых для достижения поставленных целей. Платформа партии краткое изложение сути основных положений партийной программы. Программа-минимум — меры, предлагаемые партией для решения текущих проблем, с выделением первоочередных задач; она часто составляется в форме набора лозунгов. Программа-максимум — это стратегия партии на перспективу.

Именно посредством предвыборных программ партии заявляют о своих социально-политических приоритетах. Для партий главное — правильное позиционирование в структуре электората — определение совокупности социальных групп и слоев, опора на которые обеспечит победу (Солопова, 2008, с. 55). В программах полностью или частично должны быть отражены направления политической и социальной деятельности партий, которую они планируют проводить после победы на выборах и получения определенного количества мандатов доверия от избирателей.

Социальная компонента содержится в программах и платформах всех политических партий, поскольку социальная сфера касается жизни каждого человека и представляет для него реальную практическую ценность. Она включает в себя описание насущных проблем и перечень мероприятий, направленных на решение наиболее (по мнению лидеров партии) актуальных задач в сфере социальной политики. Вполне естественно, что каждая партия в ходе предвыборной кампании стремится привлечь на свою сторону как можно большее количество избирателей из разных социальных слоев населения и, соответственно, ориентируется на их ценности при составлении предвыборной программы. Поэтому в программах партий и в лозунгах мы можем встретить весь политический спектр — от левых до правых ориентаций, иногда даже в рамках одной и той же программы партии.

Конституцией Российской Федерации установлено, что граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты. В декабре 2011 г. в Государственную Думу депутаты впервые избирались на пять лет. Во второй и последний раз для полноценного представительства в Государственной Думе политическим партиям было необходимо преодолеть семипроцентный «заградительный» барьер. Партия, набиравшая от 5 до 6%, получала возможность претендовать на одно место в Госдуме, а набиравшая от 6 до 7% — на два места.

Впервые в выборах участвовали все семь политических партий Российской Федерации, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ на сентябрь 2011 г.:

— всероссийская политическая партия «Единая Россия»;

— политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ);

— политическая партия «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР);

— политическая партия «Справедливая Россия»;

— политическая партия «Патриоты России»;

— политическая партия «Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"»;

— всероссийская политическая партия «Правое дело».

Для целей настоящей работы важно рассмотреть основные ориентиры, цели и задачи всех семи зарегистрированных к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской федерации VI созыва политических партий с точки зрения обещаний изменений в социальной сфере, а также акцентировать внимание на предполагаемые партиями источники для выполнения данных обещаний.

Программа партии «Справедливая Россия» была принята IV Съездом политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» 25 июня 2009 г. (Программа..., http://www.minjust.ru/ поЬе/898). Программа построена на базовых ценностях современного социалистического мировоззрения: Справедливость, Свобода и Солидарность. Цель — актуальный, демократический и эффективный социализм.

В трудовой сфере, молодежной политике, здравоохранении и сфере пенсионного обеспечения партия предлагает классические варианты изменений в социальной сфере, часть из которых и так регулярно выполняется правительством (например, индексация заработной платы). Отдельно можно выделить следующие предложения:

— поднять уровень оплаты труда в три раза: увеличить долю заработной платы в ВВП с сегодняшних 24 до 60%;

— повысить оплату труда бюджетникам (врачам, учителям, ученым, работникам культуры);

— установить пособие по безработице не ниже социального стандарта потребления;

— предоставить молодым семьям беспроцентный кредит на покупку квартиры и на получение платного высшего профессионального образования с обязательством в дальнейшем отработать по специальности. При рождении первого ребенка списывается 25% кредита, второго — 50%, третьего — кредит погашается.

Партия будет стремиться добиться полного реального бесплатного лечения детей за счет средств федерального бюджета. Законодательно закрепить за врачами, работающими в системе государственной медицины, статус госслужащих с соответствующим повышением оплаты труда и социальными гарантиями, установить льготы для сельских врачей (целевые субсидии на приобретение жилья).

Государственные расходы на медицину должны соответствовать рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и составлять не менее 5% ВВП.

Планируется увеличить расходы государства на пенсионное обеспечение с нынешних 5 до 10% ВВП. Средняя трудовая пенсия должна составлять не менее 65% от прежнего заработка.

Необходимо регулярно индексировать размер пенсии пропорционально росту средней заработной платы в стране, выплачивать повышенную пенсию начиная с 70 лет. Ввести право на получение двух пенсий — социальной и трудовой. Отменить особый порядок пенсионного обеспечения чиновников. Включить в трудовой стаж учебу в вузе и техникуме. Увеличить доплату к пенсии за каждый отработанный год сверх пенсионного возраста с 1 до 5%.

Партия будет стараться увеличить все единовременные и ежемесячные детские пособия, а также ввести единовременное пособие при поступлении в школу. Продлить оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет.

Необходимо увеличить количество бюджетных мест в вузах. Законодательно закрепить за работниками государственной системы образования, учителями средних школ и преподавателями вузов, статус госслужащих с соответствующим повышением оплаты труда и социальными гарантиями.

Довести удельный вес расходов федерального бюджета на культуру, искусство и кинематографию до 2% ВВП. Законодательно закрепить за работниками государственных учреждений культуры статус госслужащих.

Для формирования финансовых источников социальной политики государства и выполнения подобных затратных обещаний партия «Справедливая Россия» предполагает:

— заменить «плоскую шкалу» с налоговой ставкой 13% на четырехступенчатую, прогрессивную шкалу;

— установить трехчастное изъятие природной ренты: 1) через усовершенствованный налог на добычу полезных ископаемых; 2) через оптимизированную и гибкую экспортную пошлину; 3) через ежемесячные лицензионные платежи за месторождение;

— ввести налог на роскошь с дифференцированной ставкой от 1 до 5% в зависимости от стоимости приобретения.

Дополнительные источники финансирования здравоохранения должны поступать из средств фонда социального развития, части акцизов от продажи табака и алкогольной продукции, отчислений от доходов игорного бизнеса.

Одним из источников повышения пенсий должно стать взыскание средств, недополученных от приватизации государственной собственности. Предлагается ввести единовременный компенсационный налог, исчисляемый как фиксированный процент от разницы между ценой покупки приватизированной собственности и ее нынешней рыночной ценой.

Часть дохода от распространения зарубежной теле- и радиопродукции необходимо направлять на поддержку отечественной культуры, на создание произведений, пропагандирующих созидательный труд, семейные ценности, патриотизм и служение людям.

Приведенная выше (достаточно подробно) социальная компонента программы партии «Справедливая Россия» призвана продемонстрировать социальную ориентированность партии. Но в то же время источники пополнения бюджета, до такой степени, чтобы выполнить все обещания партии по всем разделам, не указаны. Выполнение данных программных обещаний явилось бы, по всей видимости, самым затратным для бюджета Российской Федерации.

Программа «Либерально-демократической партии России» принята XVII съездом 13 декабря 2005 г. (Программа..., http://www.minjust. ги/поЬе/873). ЛДПР — партия центристского толка. Ее основные ориентиры: Россия, Труд, Победа, Честь. Главные цели ЛДПР: создание могущественного Российского государства; воссоединение земель бывшего СССР; правопорядок и диктатура закона; создание социально ориентированного общества; стабильно хорошие условия жизни для всех граждан России. Девиз ЛДПР: «Свобода. Закон. Порядок!».

В социальной сфере ЛДПР предполагается установить минимальную заработную плату 50 руб. в час, с 2014 г. — 100 руб. в час. Работу — в первую очередь гражданам России. Нуждающимся — бесплатные

земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Учёным, учителям, врачам — заработная плата в два раза выше средней по стране. Не допустить повышения пенсионного возраста.

Партия после прихода к власти обещает установить социальные пенсии, превышающие размер прожиточного минимума не менее чем в три раза, приравнять учителей муниципальных школ и преподавателей государственных вузов и техникумов к служащим исполнительной власти, обязать муниципалитеты содержать и развивать объекты инфраструктуры для массового спорта: дворовые спортивные площадки, детские спортивные школы, стадионы и крытые бассейны, а также вдвое увеличить государственные компенсации по вкладам в Сберегательном банке, сделанным до 1991 г.

Опять же, программные обещания не подкреплены какими-либо экономическими расчетами. На какие средства партия планирует выполнять бюджетные обещания и реализовывать экономические проекты? Где взять эти деньги? Например, средств, вырученных от введения прогрессивной шкалы и налога на роскошь, может, и хватило бы для резкого повышения минимальных зарплат, но в этом случае не останется денег на выполнение других бюджетных обязательств (финансирование медицины, образования, армии и т.д.) и экономических проектов.

Судя по программе, «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ) в социальной сфере предполагает: искоренение безработицы как признака капиталистической дикости; пересмотр радикально ухудшившегося в последние годы законодательства в сфере образования, охраны здоровья, социальных гарантий; восстановление всеобщего доступного бесплатного образования, гарантий граждан на отдых, повышение образовательного и культурного уровня, социальную и правовую защиту государства. Врачей — в категорию наиболее высокооплачиваемых граждан (Программа..., http://kprf.ru/party/program).

КПРФ в первую очередь предлагает восстановить льготы для многодетных семей, воссоздать сеть общедоступных детских садов, обеспечить жильём молодые семьи, а также ввести государственный контроль над ценами на товары первой необходимости и увеличить финансирование науки. КПРФ выступает за бесплатное образование и здравоохранение.

Программа социально ориентирована, впрочем, как всегда за последние 20 лет. Откуда будут поступать средства на реализацию данных обещаний, не сообщается. Однако основным отличием программы КПРФ от аналогичных документов политических партий является то, что она ориентирована на умножение доходов населения и государства (и, как следствие, пополнения бюджета), в то время как все

другие партии и движения предпочитают «делить» бюджет, определяя приоритеты расходования бюджетных средств.

Программа всероссийской политической партии «Единая Россия» была принята на Учредительном Съезде партии 1 декабря 2001 г. Ценности: Свобода, Закон, Справедливость и Согласие (Программа..., http://www.minjust.ru/node/825).

«Единая Россия» в своей программе ключевой упор делает на следующие социальные категории: пенсионеры, работники бюджетной сферы, матери с детьми — всем им обещан рост выплат. Кроме того, в программе партии говорится о «программе капитального ремонта ветхого жилья» и программе «массового строительства односемей-ных домов в пригородах и на селе».

В планах партии — списать долги граждан по транспортному, земельному, имущественному налогам, образовавшимся до 1 января 2009 г. К концу 2014 г. увеличить среднюю заработную плату в стране в 1,5 раза, довести её до 30-32 тыс. руб., увеличить зарплаты работников бюджетных отраслей. За 5 лет построить не менее одной тыс. школ, не оставить ни одной в аварийном состоянии. К 2016 г. удвоить объём жилищного строительства, снизить ставки по ипотечным кредитам. За два года фонд заработной платы в здравоохранении должен вырасти на 30%. В 2012 г. зарплаты школьных учителей и преподавателей всех российских вузов сравняются или превысят среднюю зарплату по экономике во всех без исключения регионах России.

Возможность выполнения обещаний, видимо, будет происходить за счет того, что партией предлагается увеличить налоги на потребление, недвижимость, имущество для богатых.

Программа всероссийской политической партии «Правое дело» принята Учредительным съездом 16 ноября 2008 г. Главный лозунг: «Свобода. Собственность. Порядок!» (Программа..., http://www. minjust.ru/node/894).

В социальной сфере предполагается борьба с бедностью, проведение реальной пенсионной реформы. В рамках этой реформы необходимо будет обеспечить достойный уровень жизни сегодняшним пенсионерам за счет государства, будущим пенсионерам базовую часть пенсии обеспечить за счет работодателей, а основную часть — через добровольную накопительную систему, формируемую за счет работника, работодателя и государства.

Партия будет стремиться гарантировать единые минимальные, достойные, социальные стандарты бесплатного доступа к услугам образования, здравоохранения и культуры.

Финансирование предвыборных обещаний должно быть обеспечено, прежде всего, из местных бюджетов, а в некоторых случаях — за счет публично контролируемых субвенций из федерального бюджета.

По мнению лидеров партии, необходимо пересмотреть систему разграничения полномочий между центральной властью и местным самоуправлением в социальной сфере. Реформировать высшее и профессиональное образование. Повысить эффективность образования — прежде всего за счёт перехода в высшем образовании с принципа бюджетного финансирования вузов на систему финансирования лучших студентов и предоставления грантов вузам на реализацию конкретных проектов, необходимых обществу.

Реформировать систему здравоохранения на базе широкого развития добровольного медицинского страхования, при обеспечении государством качественного бесплатного медицинского обслуживания для социально незащищенных групп населения. В самые ближайшие годы бюджетные расходы на здравоохранение в России должны вырасти не менее чем до 5-7% ВВП.

Основой жилищной реформы должно стать стимулирование ипотеки, а также аренды жилья, прежде всего социального. Упорядочить процесс привлечения трудовых мигрантов в Россию.

Партия «Правое дело» обещает высокооплачиваемые рабочие места в частном секторе, сочетание частных и государственных систем пенсионного обеспечения, социального страхования, образования и медицинского обслуживания, которые взаимодействуют в конкурентной среде, чем обеспечивается их развитие. Партия «Правое дело» — единственная, поставившая рядом слова «образование», «медицина» и «частное», а также «эффективная система защиты трудовых прав и социального страхования».

Партия «Правое дело» единственная из партий, кто предлагает освобождение от подоходного налога граждан с доходом ниже 15 тыс. рублей в месяц (с последующей индексацией), а также освобождение от налога на транспортные средства — единственного на семью автомобиля с объемом двигателя менее 1,5 л, и от налога на недвижимость — единственного на семью объекта стоимостью менее 4 млн руб.

Социальная политика ведётся неправильно, с точки зрения лидеров партии «Правое дело», поскольку направлена исключительно на перераспределение бюджетных расходов в пользу нуждающихся, а это прямой путь к насильственному равенству в нищете.

Опять-таки, внятного объяснения, откуда взять средства на реализацию обещаний в социальной сфере, в программе не содержится.

Программа политической партии «Патриоты России» принята VII (внеочередным) Съездом 12 июля 2007 г. Главные ценности: человек, семья, государственность России, достойный уровень жизни граждан; мир — международный, гражданский, межнациональный; демократия и свобода; личная и общественная безопасность

граждан, доступность высококачественного здравоохранения и образования; многонациональная культура народов России, оздоровление экологической обстановки в городах и селах, регионах, стране в целом, рациональное использование отечественных природных ресурсов.

В социальной сфере принципиальный ориентир партии: уровень и качество жизни в России должны соответствовать наиболее развитым странам мира.

Приоритетные задачи в социальной сфере:

1) рост доходов населения не менее чем в 2 раза на основе введения в России почасовой оплаты труда на уровне общепринятых международных стандартов; ликвидация бедности и нищеты; преодоление неприемлемого разрыва в доходах между различными слоями населения. Каким образом добиться? Путем справедливого решения вопросов собственности, введения прогрессивного налогообложения на доходы физических лиц и налога на приобретение предметов роскоши.

2) обеспечение современным и доступным жильем всех нуждающихся в этом граждан;

3) обеспечение достойного бесплатного здравоохранения и образования для всех граждан;

4) ликвидация массовой безработицы;

5) внесение поправок в Трудовой кодекс, кардинально расширяющих возможности профсоюзов и права наемных работников труда в обеспечении благоприятных условий труда и его справедливой оплаты; развитие системы социального партнерства;

6) реализация социально значимых проектов в российских регионах, ведущих к решению неотложных проблем их жителей.

Программа данной партии принята сравнительно недавно и партия еще не имеет длительного электорального опыта. Она содержит откровенно популистские лозунги, идеи, но в ней нет конкретных путей решения проблем в социальной сфере.

Программа «Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО — «Демократический манифест» была принята XIII Съездом РДП «ЯБЛОКО» (Программа..., http://www.minjust.ru/node/890). Цель партии — свободная, богатая, здоровая и сильная Россия. Мирным конституционным путем построить в России современное правовое демократическое социальное государство, состоящее на службе у граждан и обеспечивающее динамичное развитие страны. Социальный либерализм XXI в., по мнению лидеров партии, должен быть ориентирован на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.

Ориентир партии «ЯБЛОКО» — общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых.

В социальной сфере партия считает необходимым и приоритетным:

— расширение перечня и увеличение объема товаров и услуг потребительской корзины до уровня прожиточного минимума, соответствующего достойной жизни современного человека;

— рост минимальной оплаты труда — в перспективе до уровня не менее 50% от уровня средней зарплаты;

— создание Фонда старшего поколения, в который будет направляться часть средств от продажи сырьевых ресурсов;

— рост размеров пенсий и социальных пособий, напрямую связанный с предыдущими мерами, которые приведут к росту поступлений в пенсионный и другие социальные фонды;

— введение законодательного понятия «прожиточный минимум инвалида», учитывающего затраты на лекарства и реабилитацию.

В программе не содержится разъяснений, каким образом возможно осуществить предвыборные обещания лидеров партии и добиться поставленной цели.

Во всех программах вышеперечисленных партий прямо или косвенно присутствуют оценки социально-политической ситуации в стране. Даются оценки реализуемой государством политики в социальной сфере, как правило, негативные. Присутствует формулирование социальных проблем и обещания избирателям решить эти проблемы, декларируются цели и задачи партии.

В программных документах выделяются специальные разделы, посвященные социальной сфере. Но редко можно встретить конкретные предложения, претендующие на результативность меры, необходимые для решения выявленных партией проблем (в том числе в сфере социальной политики). Зачастую отсутствуют обоснование, механизмы решения проблем, продуманное изложение возможностей бюджета для реализации обещаний. Почти всем программам присущи такие черты, как популизм, декларативность, и многие лозунги из серии «За всё хорошее против всего плохого».

Например, почти все партии собираются получить дополнительный доход в бюджет не менее 8 триллионов рублей. Это означает удвоение объема доходов бюджета. Если перевести все эти «проценты ВВП» в реальные цифры, то получается, что суммарно зарплаты должны составлять 24 триллиона рублей, пенсии (при количестве пенсионеров, равном половине количества работающих) — 7 триллионов, расходы на культуру с образованием — 4 триллиона, и все это — при реальных сегодня доходах бюджета в 16 триллионов. Очевидно, что с реальным бюджетом эти цифры не сопоставимы.

И еще остается непонятным, что именно мешало некоторым парламентским партиям, существующим на политической арене с 90-х годов, воплотить в жизнь через соответствующие законопроекты многое из обещанного еще раньше.

Осенью 2011 г. издание "FirstNews" (Электронное..., 2011) провело исследование, в ходе которого респонденты оценивали предвыборные обещания всех четырех парламентских партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР.1

Были отобраны по пять инициатив каждой партии, и респондентов попросили сказать, понятен ли смысл инициативы, важна ли она для общества, улучшит ли она жизнь каждого конкретного респондента, и верят ли участники исследования в ее реализацию (табл. 1).

Таблица 1. Отношение респондентов к инициативам партий перед выборами в ГД РФ 2011 г. («Единая Россия»)

Инициативы партии Смысл понятен Для общества важна Жизнь улучшит В реализацию верят

Индексация зарплат бюджетников и пенсий на 10-15%. Установление средней зарплаты в России на уровне 32 000 р. 75% 50% 48% 25%

Сохранение плоской шкалы налогов на доходы граждан (13%) 70% 38% 27% 29%

Увеличение объемов дорожного строительства в два раза 73% 54% 47% 30%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Списание ошибочных долгов по налогам до 1 января 2009 г. 55% 28% 22% 19%

Увеличение денежного содержания военных на 40-50% 73% 38% 37% 25%

Как можно видеть из табл. 1, смысл основных предложений партии в основном понятен, кроме вопроса о списании налогов. Однако респондентам верится только в возможность реализации увеличения объемов дорожного строительства, тогда как улучшила бы жизнь, по их мнению, индексация зарплат и пенсий.

На основании табл. 2 респонденты достаточно хорошо понимают смысл всех предложений, кроме введения прогрессивной шкалы налогообложения. Особенно волнует большинство респондентов доля расходов на услуги ЖКХ, и в реализацию такого предложения респон-

1 Национальная репрезентативная выборка, 18+, личное интервью по месту жительства респондента. Всего 1500 интервью в 8 федеральных округах, 46 субъектах Федерации.

денты верят более всего. В целом вера в реализацию всех пяти предложений партии невысока.

Таблица 2. Отношение респондентов к инициативам партий перед выборами в ГД РФ 2011 г. («Справедливая Россия»)

Инициативы партии Смысл Для Жизнь В реа-

понятен общества важна улучшит лизацию верят

Отказ от МРОТ, переход на почасовую 67% 29% 23% 17%

оплату труда

Максимально допустимая доля рас- 70% 53% 53% 20%

ходов граждан на услуги ЖКХ — 10%

от доходов. Если доходы ниже — люди

получают субсидию.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения 52% 31% 26% 17%

Восстановление выборов губернато- 61% 31% 23% 19%

ров и членов Совета Федерации

Введение налога на роскошь 66% 36% 31% 17%

Как видно из табл. 3, для респондентов очень высок процент осознания предложений партии, они все примерно одинаково важны для общества. Однако велика вероятность выполнения обещаний только в сфере образования и в сфере индустриализации.

Таблица 3. Отношение респондентов к инициативам партий перед выборами в ГД РФ 2011 г. (КПРФ)

Инициативы партии Смысл понятен Для общества важна Жизнь улучшит В реализацию верят

Индустриализация: строительство промышленных предприятий, особенно для оборонной промышленности 70% 44% 37% 20%

Государственное регулирование и планирование экономики 67% 41% 37% 16%

Национализация сырьевого комплекса, промышленных предприятий и транспорта 64% 40% 38% 15%

Увеличение доходов населения в 3 раза. Новое социальное законодательство: проблемы материнства, детства, строительство школ, больниц, детсадов. 40-50 тыс. р. единовременная выплата за каждого ребенка 70% 54% 59% 13%

Качественное образование. Законопроект «Образование для всех». Отмена ЕГЭ. Выделение на образование до 10% ВВП 69% 47% 47% 21%

Как видно из табл. 4, из всех предложений партии респонденты хорошо поняли смысл сокращения депутатского корпуса в 2 раза и объединения с бывшими республиками. Отсюда и высокая степень вероятности реализации данных предложений. По типам вопросов у ЛДПР они менее, чем у других партий, касались социальных сфер, а более — государственного устройства, что не является животрепещущей темой для большей части респондентов. Отсюда и невысокая оценка важности для общества многих из предложений

Таблица 4. Отношение респондентов к инициативам партий перед выборами

в ГД РФ 2011 года. ЛДПР

Смысл понятен Для общества важна Жизнь улучшит В реализацию верю

Превращение России из федерации в унитарное государство. 55% 14% 12% 8%

Объединение России с республиками бывшего СССР 69% 26% 21% 12%

Отмена всех налогов на территории Дальневосточного федерального округа 60% 20% 18% 11%

Сокращение депутатского корпуса Госдумы с 450 до 200 человек 70% 41% 35% 17%

Преобразование Совета Федерации в Совет старейшин, работающий на общественных началах 53% 19% 15% 11%

Данный опрос (см. табл. 5) показал, что, несмотря на известную декларативность программ партий, около 65% опрошенных в целом поддерживают и понимают практически все предложенные инициативы. Однако не все верят в возможность реализации предложений, даже если в целом такие предложения улучшили бы жизнь населения. Респонденты более всего «возлагают надежды» на партию «Единая Россия» в вопросе реализации их предложений.

Таблица 5. Общие данные (среднее значение оценок для каждой из инициатив)

Партии Смысл понятен Важна Жизнь улучшит В реализацию верят

«Единая Россия» 69,2% 41,6% 36,2% 25,6%

«Справедливая Россия» 63,2% 36% 31,2% 18%

КПРФ 68% 45,2% 43,6% 17%

ЛДПР 61,4% 24% 20,2% 11,8%

Источник: Электронное..., 2011

Явка избирателей и итоги выборов также показали, что граждане готовы дождаться реализации обещаний политических партий, в том числе и в сфере социальной политики (табл. 6).

Таблица 6. Итоги выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва (2011 г.)

Наименование политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов Число го за каждый с посов избирателей, поданных эедерапьный список кандидатов

абсолютное значение в процентах от числа избирателей, принявших участие в голосовании мест в парламенте

Политическая партия «Справедливая Россия» 8 695 522 13,24 64

Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» 7 664 570 11,67 56

Политическая партия «Патриоты России» 639 119 0,97

Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» 12 599 507 19,19 92

Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО"» 2 252 403 3,43

Всероссийская политическая партия «Единая Россия» 32 379 135 49,32 238

Всероссийская политическая партия «Правое дело» 392 806 0,60

Источник: Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 декабря 2011 г. № 70/576-6 г.

Теперь у победивших на выборах партий есть еще пять лет, чтобы претворить обещания в жизнь и попробовать воплотить в реальную практику идею истинно социального государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации.

И здесь встает следующий важнейший вопрос, выходящий за рамки данной статьи, но имеющий огромное значение для дальнейших исследований, — выполнение данных обещаний и ответственность за невыполнение.

Из года в год средства массовой информации демонстрируют нам практически пустой зал пленарных заседаний Государственной Думы во время обсуждения законопроектов или встреч с министрами на

«Правительственном часе». В регламентах Думы и Совета Федерации не установлена норма личного присутствия парламентариев на пленарных заседаниях. Регламент также не определяет ответственность парламентариев за отсутствие без уважительных причин. Для депутатов Государственной Думы отзыв не применяется.

Тем не менее, исходя из достаточно высокой общефедеральной явки избирателей, можно сделать вывод о том, что граждане все еще ожидают от партий и депутатов исполнения обещаний, в том числе и в социальной сфере.

Выборы выполняют ряд социально значимых функций, являясь важным каналом обратной связи, позволяющим гражданам и социальным группам организованно артикулировать и агрегировать свои интересы. В настоящее время партиям следует относиться к своим обещаниям более ответственно, так как доверие и терпение избирателей не безграничны и последние многочисленные акции протеста, даже не всегда связанные с недовольством результатами выборов, достаточное тому доказательство.

Выявленная и исследованная в настоящей статье социальная компонента, содержащаяся в программах политических партий, участвовавших в выборах в Государственную Думу Российской Федерации VI созыва, дает возможность оценить значимость социальной сферы для политических партий. Все они уделяют огромное значение обещаниям именно в данной сфере, поскольку для каждого отдельного человека она наиболее важна и понятна, а партии получают хорошую возможность использовать в своей предвыборной риторике красивые общегуманистические лозунги и обещания, к сожалению, зачастую никак не подкрепленные реальными возможностями государственного бюджета.

Литература

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 декабря 2011 г № 70/576-6 г // Российская газета. Федеральный выпуск (суббота) № 5654 от 10 декабря 2011 г (Central Election Commission of the Russian Federation. Resolution, December 9, 2011, N 70/576-6 g. // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue (Saturday) N 5654, December 10, 2011).

Программа политической партии «Справедливая Россия». Официальный сайт Министерства юстиции РФ // http://www.minjust.ru/node/898 (Program of the political party «Spravedlivaya Rossia». The official website of Russian Federation Ministry of Justice).

Программа политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР). Официальный сайт Министерства юстиции РФ // http://www.minjust.ru/ node/873 (Program of the political party «Liberal-democratic party of Rossia». The official website of Russian Federation Ministry of Justice).

Программа политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ). Официальный сайт партии // http://kprf.ru/party/program/(Program of the political party «Communist party of Russian Federation».The official website of the party).

Программа всероссийской политической партии «Единая Россия». Официальный сайт Министерства юстиции РФ // http://www.minjust.ru/node/825 (Program of

the politicalparty «Edinaya Rossia».The official website of Russian Federation Ministry of Justice).

Программа партии «Правое дело». Официальный сайт Министерства юстиции РФ // http://www.minjust.ru/node/894 (Program of the political party "Pravoe Delo". The official website of Russian Federation Ministry of Justice).

Программа партии «Патриоты России». Официальный сайт Министерства юстиции РФ // http://www.minjust.ru/node/879 (Program of the political party "Patriots of Russia". The official website of Russian Federation Ministry of Justice).

Программа партии «ЯБЛОКО». Официальный сайт Министерства юстиции РФ // http://www.minjust.ru/node/890 (Program of the politicalparty «YABLOKO».The officialwebsite of Russian Federation Ministry of Justice).

Солопова О.А. Образ будущего в предвыборных программах политических партий. Политическая лингвистика. Вып. 1(24). Екатеринбург, 2008. 64 c. .(Solopova O.A. Image of the future in the election programs of political parties. Political Linguistics. Issue 1(24). Ekaterinburg, 2008. 64 p.).

Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (в ред. от 23.07.2011) // Российская газета. Федеральный выпуск, № 5538 от 27 июля 2011 г (The Federal law "Political parties", 11.07.2001 N 95-FZ (last amendments 23.07.2011) // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue, № 5538, July 27, 2011).

Электронное издание "Фёст Ньюс". Рейтинг политических инициатив, 24.10. // http://www.firstnews.ru/rating/reyting-politicheskikh-initsiativ (Electronic resource"FistNews". Rating policy initiatives, 24.10.2011).

ПОЛИТЭКС. 2013. Том 9. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.