Научная статья на тему 'Отражение взаимодействия политических партий и государства в содержании предвыборных программ политических партий'

Отражение взаимодействия политических партий и государства в содержании предвыборных программ политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1907
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПРЕДВЫБОРНЫЕ ПРОГРАММЫ / КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ / POLITICAL PARTIES / GOVERNMENT / CRITICAL DISCOURSE ANALYSIS / ELECTORAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Левченко Андрей Александрович

Рассматриваются механизмы и вопросы взаимодействия политических партий и органов государственной власти, оформленные в предвыборных программах на федеральных выборах в Государственную Думу VI созыва. Раскрывается элементный состав предвыборной программы как механизма взаимодействия политических партий с органами государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Reflection of the Interaction between Political Parties and the State in the Political Parties’ Election Programs Content

Mechanisms issues of the interaction between political parties and public authorities, formed in the election programs of the federal election to the State Duma of the VI convocation are considered. The elemental composition of the electoral program as a mechanism of interaction between political parties and public authorities is revealed.

Текст научной работы на тему «Отражение взаимодействия политических партий и государства в содержании предвыборных программ политических партий»

A.A. Levchenko

The Reflection of the Interaction between Political Parties and the State in the Political Parties' Election Programs Content

Mechanisms issues of the interaction between political parties and public authorities, formed in the election programs of the federal election to the State Duma of the VI convocation are considered. The elemental composition of the electoral program as a mechanism of interaction between political parties and public authorities is revealed.

Key words and word-combinations: political parties, government, electoral programs, critical discourse analysis.

Рассматриваются механизмы и вопросы взаимодействия политических партий и органов государственной власти, оформленные в предвыборных программах на федеральных выборах в Государственную Думу VI созыва. Раскрывается элементный состав предвыборной программы как механизма взаимодействия политических партий с органами государственной власти.

Ключевые слова и словосочетания: политические партии, государственная власть, предвыборные программы, критический дискурс-анализ.

УДК 329 (470+ 571):324 ББК 66.69(2) +66.3(0), 131

А.А. Левченко

ОТРАЖЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ГОСУДАРСТВА В СОДЕРЖАНИИ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

политической системе современной России заложен определенный механизм взаимодействия политических партий и государства. Данный механизм по своей природе дуалистичен. С одной стороны, политические партии вынуждены следовать и приспосабливаться к правилам игры, которые устанавливает государство, представленное органами государственной власти и персонифицированное в лицах, наделенных государственными полномочиями. С другой стороны, политические партии независимы в выборе цели деятельности и методов работы, воздействуют в своих интересах на принятие государственных решений, в той степени, насколько имеют доступ к ресурсам государства, прежде всего административным, финансовым и информационным. Иными словами, вхождение партий в государственные органы власти, и особенно в парламент, является крайне важным для их выживания. Государству важно обеспечение политической стабильности, для поддержания которой используется институт политических партий. Наконец, именно посредством выборов, основной субъект которых политические партии, общество имеет возможность легитимного контроля над властью и проводимой ею политикой.

Одним из источников информации о феномене взаимодействия политических партий

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 103

и государства могут служить предвыборные программы политических партий. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу [ 1 ]. С точки зрения политического анализа предвыборная программа представляет собой развернутый документ, позволяющий понять, каково отношение партии к тем или иным проблемам, готова ли она взять на себя ответственность за их решение и насколько реалистичны и серьезны ее намерения. Анализ массива программных документов позволяет определить ориентиры и целевые установки политических партий, а также выявить альтернативные подходы в решении актуальных проблем, стоящих перед обществом в конкретный политико-исторический период.

Предвыборные программы политических партий наряду с ежегодными посланиями президентов являются важнейшей составной частью политического дискурса. Результаты исследования, посвященного взаимодействию государства и политических партий в официальном дискурсе власти, проведенного на материалах президентских посланий с 1994 по 2012 гг. были освещены автором ранее [2].

Особый интерес представляет изучение вопросов взаимодействия политических партий и органов государственной власти, оформленных в предвыборных программах политических партий на выборах в Государственную Думу VI созыва, по методике критического дискурс-анализа. Последовательность анализа документов представляется здесь в соответствии с количеством полученных партией голосов избирателей, от большего к меньшему.

Предвыборной программой Всероссийской политической партии «Единая Россия» являются тексты выступлений на XII съезде партии Президента Д.А. Медведева и Премьер-министра В.В. Путина.. При этом сказанное ими позиционируется, с одной стороны, как заявления должностных лиц государства, например, Д.А. Медведев подчеркивает свой статус Президента, что находит воплощение в его словах: «Я обязан это сказать как глава государства» [3]. С другой стороны, политики обозначают свое единство с партией: «мы вместе реализовали», «мы одинаково понимаем», «наша общая позиция» и т.д. Таким образом, данный партийный документ демонстрирует то, что высшее государственное руководство и лидеры «Единой России» персонифицированы в одних лицах.

Отдельный тематический блок в документе посвящен «Народному фронту». Данный организационный феномен, по сути, определяется как проект «Единой России», что прослеживается в словах «мы с вами создали "Народный фронт"». Сущность данного партийного проекта заключается в формировании широкой общественной коалиции, создающей возможность беспартийным и представителям других партий влиять на выработку и принятие государственных решений. В то же время содержание программы позволяет сделать вывод: «Народный фронт» играет далеко не второстепенную роль по отношению к «Единой России», что следует из цитаты: «через "Народный фронт" идут обновления партии "Единая Россия"» [3].

Кроме того, в документе говорится о грядущем избирательном цикле, включаю-

104 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

щим в себя выборы в Госдуму, выборы президента и следующим за ними формированием правительства.. Эти ключевые вехи характеризуются «важными этапами создания базовых условий для политической стабильности в России» [3]. Далее излагается партийный план предстоящего обновления высших органов власти: на выборах в Госдуму большинство мест должна получить « Единая Россия» во главе с Д.А. Медведевым, которая сформирует комитеты и органы управления парламента.. На выборах президента должен победить кандидат, выдвинутый «Единой Россией», то есть В.В. Путин. Опираясь на поддержку «Единой России» в парламенте, Д.А. Медведев должен сформировать и возглавить Правительство РФ.

Таким образом, данная предвыборная программа еще раз закрепляет за «Единой Россией» лейблы «партия власти», «пропрезидентская партия» и «партия Путина». Что касается закрепленных в документе планов взаимодействия партии с органами власти, то следует отметить их конкретность и ясность для избирателя. Лидерами партии озвучен предельно четкий образ желаемого будущего и обозначены способы его достижения.

Предвыборная программа Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» озаглавлена: «Политика большинства призвана побеждать. Вернуть украденную у нас Родину!». Из названия, впрочем как и из содержания документа, следует вывод о крайне критическом отношении партии к проводимому органами власти политическому курсу. Так, в документе говорится, что в России нет «ответственного и национально мыслящего правительства... действующего в интересах большинства граждан» [4].

Особенность данного программного документа — высокая степень идеологизации, основу которой составляет приверженность курсу социализма и борьба с противоположным ему капитализмом. Именно конфликт ценностей и системных установок служит предпосылкой содержащегося в программе тезиса «без смены власти спасти страну невозможно... России нужна новая власть» [4]. По логике документа этой «новой властью» должна стать КПРФ. Следовательно, взаимодействие партии КПРФ с органами власти определяется идеологической конкуренцией.

Перечень программных положений, которые обещает реализовать КПРФ, приняв управление страной, по большей части позиционируются как направленные на демократизацию политической системы и повышение ее эффективности. Перечисляемые обещания в большинстве своем не имеют количественной или относительной конкретизации, что, по всей видимости, является проявлением популизма. Например, декларируется необходимость уменьшения госаппарата, но не указываются конкретные числа или проценты, расширения контрольных функций парламента, но не озвучивается, каких именно, и т.д.

Таким образом, содержание данного программного документа можно характеризовать как оппозиционное к действующей власти. Программные положения, направленные на реформирование системы органов государственной власти и управления, отличаются низкой степенью детализации, из чего можно сделать вывод об отсутствии четкого плана действий в случае победы на выборах. Еще одним характерным отличием рассматриваемой программы служит бескомпромиссность ее положений, которые могут быть реализованы только в

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 105

условиях победы на выборах и только в полной мере, без компромисса с другими политическими силами.

Предвыборная программа Политической партии «Справедливая Россия» — «Наша цель — новый социализм, социализм XXI века. Справедливость — свобода — солидарность» включает в себя 21 тематический блок, два из которых непосредственно связаны с исследуемой проблематикой. В документе нет прямой критики руководства страны и проводимого им политического курса, основной акцент присутствующих в программе критических оценок действительности касается социальных проблем. Исходя из своей идеологической позиции партия требует от государственных органов придать четко выраженную социальную ориентацию рыночной экономике.

Один из блоков программы посвящен модернизации политической системы, необходимость которой актуализирована тем, что «существующие политические ограничения и барьеры препятствуют реализации механизмов народовластия... власть утрачивает легитимность» [5]. Лейтмотив блока — усиление партийного влияния на выработку и реализацию государственной политики (например, предложение формировать правительство из представителей всех парламентских партий). Выдвижение подобных предложений «Справедливой Россией» является практичным для самой партии, в том плане, что их реализация укрепит позиции партий «парламентского меньшинства», расширив их влияние на формирование и деятельность органов государственной власти.

Второй блок посвящен борьбе с коррупцией. Актуализация происходит аналогично предыдущему блоку: сначала констатируется негативное воздействие данного явления на общество (разжигает социальную ненависть, угрожает экономической и социальной стабильности), а затем последствия для государственных институтов (подрывает доверие к власти) [5]. Помимо предлагаемых конкретных мер по борьбе с коррупцией в госорганах (не принимать на государственную службу лиц, отказавшихся от тестирования на «детекторе лжи»), присутствуют более опосредованные (запрет на замещение любых выборных должностей более двух сроков подряд). В целом содержание блока не отличается системностью.

Таким образом, в указанном программном документе критика органов государственной власти и проводимого политического курса сведена к минимуму. В тех же случаях, когда речь заходит о решении стоящих перед обществом проблем, партия обращается за поддержкой своей позиции не только к электорату, но и к государственному аппарату. Это позволяет заявить о конформизме и лояльности «Справедливой России» к проводимому политическому курсу. Партия не претендует на победу на выборах, ее цель заключается в сохранении своего представительства в органах государственной власти, особенно в Государственной Думе.

Предвыборная программа Политической партии «Либерально-демократическая партия России», «Мы за Русских! (111 позиций ЛДПР)» построена на основе критики проводимого политического курса. Так, в документе декларируется категорическое несогласие партии с проводимой государственной политикой, которая характеризуется как «политика социального людоедства» [6]. При этом подчеркивается причинно-следственная зависимость государственного курса от политической и экономической элиты. Иными словами, из содержания

106 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

данной предвыборной программы следует вывод — партия ЛДПР оппонирует и борется с правящей элитой, а не государственным аппаратом.

Документ состоит из 111 программных задач, сгруппированных по тематическим блокам. В одном из восьми блоков — «Государственное устройство, власть и общество», содержащем семь программных задач, затрагиваются вопросы взаимодействия партии с органами власти. Наиболее важные предложения: формирование представительных органов власти всех уровней только по партийным спискам, преобразование парламента в однопалатный. В целом программные предложения являются плохо обоснованными, остается непонятной их актуальность и способы реализации.

Таким образом, декларируемый механизм взаимодействия партии с органами власти достаточно противоречив, наблюдается сочетание конкуренции и сотрудничества. Заложенная в водной части программы критика правящей элиты и амбициозная заявка на формирование альтернативной государственной политики слабо раскрывается в программных предложениях, что характерно в том числе для вопросов взаимодействия партии с органами власти.

В предвыборной программе «Российской объединенной демократической партии «Яблоко» декларируется категоричное несогласие с политическим курсом руководства страны. Главной программной целью провозглашается «мирным конституционным путем построить в России современное правовое демократическое социальное государство» [7]. Из указанного следует вывод об оппозиционности данной партии по отношению к деятельности органов государственной власти.

Лейтмотивом программных положений, относящихся к предмету исследования, является переустройство всех властных институтов в направлении развития системы сдержек и противовесов, а также укрепления гарантий политических прав и свобод граждан. Предлагаемые к внедрению сдержки и противовесы направлены на обеспечение независимости законодательной и судебной власти от исполнительной. Кроме того, предлагается прекратить вмешательство федерального центра в компетенцию субъектов РФ и освободить органы местного самоуправления от избыточной государственной опеки, то есть демонтировать существующую вертикаль власти.

Особенностью программного документа является предложение, затрагивающее такие органы государственной власти, как спецслужбы и силовые структуры, а именно «отмена законов и подзаконных актов, необоснованно расширяющих полномочия ФСБ, ФСО, полиции и других силовых структур» [7]. Какого-либо обоснования необходимости данные предложения не получают, поэтому можно лишь предположить, что они вызваны традиционным недоверием правых политических сил к государственным органам правопорядка и безопасности.

Таким образом, предвыборная программа «Российской объединенной демократической партии «Яблоко» достаточно идеологизированна. Идеологией в данном случае выступает либерально-демократическая традиция в западной (англосаксонской) интерпретации, которая как раз и является определяющей при формировании механизма взаимодействия партии с государством. Программные предложения носят системный характер и отличаются достаточной конкретностью, что свидетельствует о наличии зрелых идейных представлений по вопросам взаимодействия партии с органами власти.

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 107

В предвыборной программе Политической партии «Патриоты России», «Патриоты России — за национальное возрождение!» во главу угла ставятся национально-государственные интересы страны, что, в свою очередь, определяет как в критику («сегодняшний общественно-политический и экономический строй, сформированный в соответствии с идеями крайнего либерализма, не отвечает национально-государственным интересам страны» [8]), так и ключевые программные предложения («все государственные решения должны проходить патриотическую экспертизу» [8]).

Отличием рассматриваемого документа от программ других партий является наличие предложений, затрагивающих деятельность Министерства обороны РФ и Генерального штаба ВС РФ. Необходимость вносимых предложений, заключающихся в разграничении полномочий и сфер деятельности между Министерством обороны и Генеральным штабом, не получает какого-либо причинно-следственного обоснования, что указывает на безосновательность их выдвижения, популистскую демонстрацию компетентности в вопросах обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Несмотря на критический характер отношения к либерализму, партия требует максимальной демократизации политической системы страны. В рамках развития данного положения в документе пишется о «выравнивании условий деятельности парламентских и непарламентских партий» [8], что достаточно прагматично для партии «Патриоты России», однако вряд ли имеет прямое отношение к вопросам демократизации и обеспечения справедливости политической системы.

Не остается без внимания и проблематика борьбы с коррупцией. Этот вопрос освещается в типичной для партии популистской риторике, демонстрирующей правовую безграмотность авторов программы. Так, одним из конкретных предложений по борьбе с коррупцией является инициатива «ввести государственную присягу для всех государственных служащих категории «А» [8]. Деление государственных служащих на категории «А», «Б» и «В» преду сматри-валось Федеральным законном «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 1995 г. [9], который утратил силу в 2004 г. в результате принятия Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [10]. Иными словами, оперирование нормами утратившего силу закона неактуально и свидетельствует о некомпетентности партии в затронутом вопросе.

Таким образом, программный документ содержит предложения, касающиеся государственной политики и функционирования системы государственных органов, которые могут быть оценены как популистские. В результате декларируемый механизм взаимодействия партии с государственными органами, который выстраивается вокруг национально-государственных интересов страны, воспринимается аморфным и оторванным от реальности.

Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Правое дело», оперируя демократическо-либеральной риторикой, формирует запрос органам государственной власти на «создание условий всестороннего развития личности и свободной реализации способностей каждого россиянина, соблюдения его

108 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

прав, повышения уровня благосостояния» [11]. Иными словами, партия относится к государству, как к инструменту улучшения жизни граждан, что является характерным для западной теории демократии.

Отличительная черта документа — явно гипертрофированная критика проводимого политического курса, сконцентрированная на обвинениях режима в ограничении прав и свобод граждан, например свободы слова.. Социальные, экономические и иные вопросы уходят на второй план и практически не рассматриваются.

Среди программных предложений в рамках исследуемой проблематики выделяются три основных тезиса: ограничение произвола бюрократии; восстановление контроля общества над властью; упрощение процедур создания, регистрации и участия в избирательном процессе политических партий. Эти тезисы многократно повторяются, за счет чего увеличивается объем программы при сохранении ее содержательной части.

Особую критику у партии вызывает «усиление роли и реального влияния "силовых структур" [11], не получающее какого-либо фактологического обоснования. Далее следует предложение «ликвидировать корпоративные "силовые" структуры госкорпораций» [11] (речь прежде всего идет о ФСО). Причины подобного отношения партии к органам правопорядка и спецслужбам вызывают непонимание, в первую очередь из-за отсутствия в документе каких-либо причин и даже поводов для подобных предложений.

Таким образом, содержание программы «Правого дела» является крайне теоретизированным и оторванным от реального состояния дел в российском социуме. Программные предложения направлены, с одной стороны, на сокращение влияния органов власти на жизнь общества, а с другой стороны, на усиление роли партий в функционировании госаппарата. Предложения, относящиеся к предмету исследования, в основном крайне абстрактны, что свидетельствует об их низкой практической реализуемости.

Анализ текстов предвыборных программ всероссийских политических партий на выборах в Государственную Думу VI созыва позволяет сделать ряд выводов относительно взаимодействия партий и органов государственной власти, которое можно определить в качестве влияния (и попыток влияния) политических партий на органы государственной власти в процессе их политической деятельности. Как и в любом другом целенаправленном политическом процессе, во взаимодействии партий и государства существуют механизмы, которые используют политические акторы для достижения преследуемых ими целей. Механизмы взаимодействия политических партий и органов государственной власти в наиболее общем виде — это совокупность инструментов (элементов) влияния политических партий на органы государственной власти.

Предвыборные программы политических партий (в части, направленной на влияние на деятельность госорганов) являются одним из механизмов взаимодействия политических партий с государством. Сущность такого механизма, при трактовке в узком смысле, состоит в навязывании органам власти позиции партии по определенному кругу вопросов и стимулировании их деятельности на выполнение программных положений. В широком смысле — в выполнении роли элемента системы механизмов взаимодействия (наряду с механизмом

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 109

выборов должностных лиц, кадрового обеспечения органов власти и т.д.), обеспечивающих вариативность и соревнование альтернатив общественно-государственного развития, в рамках демократического политического процесса, при непосредственном участии граждан.

Механизм взаимодействия политических партий и государства включает в себя ряд элементов: идейно-ценностные установки партии; оценка деятельности государства, его органов и лиц, наделенных властными полномочиями; предложения по реформированию системы органов государственной власти; предложения по кадровому обеспечению госорганов и государственных должностей; конкретные планы деятельности госорганов.

Идейно-ценностные установки являются базисом при самоидентификации партии и отправной точкой при формировании модели взаимодействия с государством. Исходя из того, насколько действия государственного аппарата соответствуют идеологии и ценностям политической партии, последняя дает оценку государству, его органам и лицам, наделенным властными полномочиями, то есть является специфической формой воздействия, основанной на одобрении или порицании.

Кроме того, предвыборные программы могут содержать предложения по реформированию системы органов государственной власти. Подобные предложения основываются на различных мотивах: идеологии, рационализма или популизма и т.д.

Предложения по кадровому обеспечению госорганов и государственных должностей являются наиболее важными для политических партий, так как только они позволяют достичь максимального воздействия на государственный аппарат, вплоть до получения над ним контроля. Данный элемент, даже если он не прописан в тексте документа напрямую, все равно подразумевается уже самим фактом участия политической партии в борьбе за представительство в парламенте.

Конкретные планы деятельности госорганов могут распространяться на все сферы государственного управления и отражают готовность партии к практической деятельности в случае получения достаточной степени влияния на деятельность органов государственной власти.

Качественные характеристики взаимодействия политических партий с государством: во-первых, уровень обоснованности (актуализации) программных предложений и инициатив, их проработка, содержание и системность; во-вторых, характер взаимодействия политических партий и государства.

Уровень обоснованности программных предложений и инициатив, их проработка, содержание и системность являются достаточно субъективными для оценки, в то же время они крайне важны для понимания сущности взаимодействия конкретной политической партии с органами государственной власти. Именно данные показатели позволяют отличить партии, нацеленные на спекуляции с политическим капиталом, от создающих реальное поле борьбы альтернатив общественного государственного развития.

Библиографический список

1. О политических партиях: Федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (ред. от 7 мая 2013 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

110 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

2. Левченко А.А. Взаимодействие государства и политических партий в официальном дискурсе власти (на материалах президентских посланий 1994-2012 гг.) // Вестник ПАГС. 2013. № 3 (36). С. 117-125.

3. Предвыборная программа партии «Единая Россия»: [офиц. сайт партии «Единая Россия»]. URL:http://er.ru/news/2011/9/24/predvybornaya-programma-partii-edinaya-rossiya/

4. Предвыборная программа КПРФ: [офиц. сайт КПРФ] URL:http://kprf.ru/crisis/offer/ 97653.html

5. Предвыборная программа партии «Справедливая Россия»: [офиц. сайт партии «Справедливая Россия»]. URL: http://www.spravedlivo.ru/upload/file/ programm2011/Programma_2011_6s.pdf

6. Предвыборная программа ЛДПР: [офиц. сайт партии ЛДПР]. URL: http://www.ldpr.ru/ #party/regions/Mordovia_Republic/Mordovia_ Events/Program

7. Предвыборная программа «РОДП «Яблоко»: [офиц. сайт партии «РОДП «Яблоко»]. URL: http://www.yabloko.ru/programma

8. Предвыборная программа партии «Патриоты России»: [офиц. сайт Партии «Патриоты России»]. URL: http://www.patriot-rus.ru/newsParty/nws_554/

9. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федер. закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ (ред. от 27 мая 2003 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

10. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 07 июня 2013 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

11. Предвыборная программа партии «Правое дело»: [офиц. сайт партии «Правое дело»]. URL: http://www.pravoedelo.ru/party/program.

A.S. Stepanov Enterprises Efficiency Management Analysis

УДК 338.24 ББК 65.291.2

Issues of organizations efficiency management analysis are studied. Various aspects of management process at an enterprise and factors influencing the development of an organization and the formation of business models are considered.

А.С. Степанов

АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Key words and word-combinations: enterprises efficiency, strategic management, tactical management.

Исследуются вопросы анализа управления эффективностью организации. Рассматриваются различные аспекты управленческого процесса на предприятии и факторы, оказывающие влияние на развитие организации и формирование бизнес-модели.

стве ключевой задачи менеджмента подтверждает актуальность данного вопроса в современной экономической системе. Именно управление эффективностью предприятия оказывает основополагающее воздействие на процессы развития организации (бизнеса) и финансовый результат как одну из основных целей управленческого процесса на предприятии. Полный и де-

Ключевые слова и словосочетания: эффективность предприятий, стратегическое управление, тактическое управление.

2014 • ВЕСТНИК ^ГС 111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.