Научная статья на тему 'Налоговые новации в программах партий'

Налоговые новации в программах партий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тернопольская Г.Б., Тютюрюков К.Н.

24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», с 1 января 2008 г. он вступил в силу. Этот закон принимали практически те же победившие партии, которые предлагают изменения в налоговом законодательстве. Реализация рассмотренных авторами налоговых корректировок может привести к корректировкам данного закона. Учитывали ли это партии, их предлагающие? Или же предложения партий чисто декларативны? В целом представленный авторами анализ приводит к выводу о социальной направленности и стимулировании предпринимательства, в частности малого, предлагаемых корректировок в налогообложении. Наиболее детально проработаны предложения партии «Справедливая Россия». У партий, не представленных в Думе нового созыва, также есть интересные предложения в налогообложении, которые заслуживают внимания: у Аграрной партии России, которая, в частности, поддерживает введение прогрессивного НДФЛ, и у партии «Яблоко». Наиболее интересно будет проследить развитие интриги, связанной с предвыборными обещаниями партий о введении прогрессивного налогообложения доходов граждан и предложением послания Президента РФ о сохранении единой ставки НДФЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые новации в программах партий»

НАЛОГОВЫЕ НОВАЦИИ В ПРОГРАММАХ ПАРТИИ

Г.Б. ТЕРНОПОЛЬСКАя, кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Всероссийская государственная налоговая академия

Минфина России

Н.Н. ТЮТЮРЮКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры конкретной экономики и финансов Российская академия государственной службы

при Президенте РФ

Большинство мест в Государственной Думе по результатам выборов 2 декабря 2007 г. получила «Единая Россия». Остальные места разделили между собой КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Все партии обозначили себя как державные партии, правда, трактуют они это понятие по-разному. В качестве одного из программных разделов ими предлагаются изменения в налоговой политике страны.

Налоговая система должна стимулировать экономический рост и обеспечивать необходимый уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации. Ближайшие направления развития налоговой политики обозначены в решениях Правительства РФ и Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.2007 «О бюджетной политике в 2008 — 2010 годах». Президент призвал продолжать движение в следующих направлениях:

— снижение налогового бремени;

— снижение масштабов уклонения от налогообложения;

— преобразования в сфере налогообложения фонда оплаты труда в увязке с реформой системы социального и пенсионного страхования;

— сохранение в существенных аспектах действующего порядка налогообложения доходов физических лиц при сохранении единой ставки налога;

— введение налога на жилую недвижимость граждан;

— создание института консолидированной налоговой отчетности в целях более справедливого распределения средств между субъектами РФ;

— совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов;

— реформирование системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров.

Среди своих задач партия «Единая Россия» обозначила переход к инновационной экономике, основанной на перспективных идеях, изобретениях и способности быстрее других внедрять их в реальную практику Первоочередная задача партии — создание благоприятных условий для всех реально работающих в России предприятий. Можно ожидать, что именно этому будет подчинена политика партии в сфере налогового, таможенного и тарифного регулирования. Более о развитии налоговой системы не сказано. Учитывая, что предшествующие четыре года «Единая Россия» имела большинство в Государственной Думе, ее программа в области налогообложения, скорее всего, совпадает с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию и с решениями Правительства РФ.

Программа КПРФ в этом разделе более радикальна. Так, в программе утверждается, что регионы посажены на голодный паек, свыше 60 % налогов забирает федеральный бюджет. Действительно ли это так? Обратимся к статистике. В докладе ФНС России на заседании Правительства РФ 21 июня 2007 г. приведены данные, свидетельствующие о примерно равном распределении налоговых доходов между «центром» и консолидированными бюджетами регионов (табл. 1).

После победы на выборах КПРФ предлагает изменить распределение: 40 на 60 % в пользу регионов. Удивительно, что эта партия не набрала большинства в регионах-донорах (Москва, Ханты-Мансийский автономный округ и т. п.).

С этой точки зрения интересно рассмотреть опыт европейских стран по зачислению налогов

Таблица 1

Налоговые доходы бюджетной системы России (млрд руб.)

Показатель 2004 г. факт. 2005 г. факт. 2006 г. факт. 2007 г. оценка 2008 г. прогноз 2009 г. прогноз 2010 г. прогноз

ВВП 17 048 21 615 26 781 30 690 35 000 39 690 44 800

Поступление доходов в бюджетную систему 4 426 5 704 6 763 7 572 8 092 9 314 10 377

Поступление доходов в консолидированный бюджет 3 775 4 897 5 748 6 427 6 830 7 872 8 755

Поступление доходов в федеральный бюджет 1 974 2 668 3 001 3 085 3 333 3 955 4 382

Доля федеральных доходов в консолидированном бюджете, % 52,3 54,5 52,2 48,0 48,8 50,2 50,1

на верхний уровень (табл. 2). Евросоюз расширяет свои экономические границы, принимая новые страны с более низким уровнем развития. При этом в условиях ужесточающейся мировой конкуренции вырабатывается единая экономическая, в том числе налоговая, политика.

Таблица 2

Доля сумм налогов, зачисляемых в «верхний» уровень бюджета, в общей сумме налогов, %

Число европейских стран, распределяющих налоги в пропорции, предлагаемой КПРФ, неизменно, их всего 4 из 27 стран ЕС: Франция, Испания, Бельгия и Германия. Заметим, что Франция, Испания, Бельгия характеризуются примерно равным экономическим развитием всей своей территории. Германия испытывает определенные трудности с развитием своей восточной части.

Свыше 60 % собранных налогов перечисляются в центральный бюджет в 10 странах, это почти 2/3 стран Евросоюза.

Среди европейских стран наибольший прирост сумм налогов, перечисляемых в центральный бюджет, обеспечила Болгария, а в Чехии шел обратный процесс, но обе страны перечисляют в центральный бюджет более 69 % собранных сумм налогов.

Россия находится в группе стран, перечисляющих на верхний уровень примерно 50 % собранных налогов. Кроме того, в России есть и регионы-доноры, и около 20 высокодотационных регионов (по информации круглого стола Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике 24 апреля 2006 г.). Необходимо отметить, что число последних сокращается. Кроме того, сектор реальной экономики России характеризуется наличием небольшого числа крупнейших организаций. На том же круглом столе выступил член Совета Федерации В. А. Новиков: «...Ряд налогов становятся мобильными. Вы знаете ситуацию с Сибнефтью, которая сейчас перерегистрируется в Санкт-Петербург, а это, извините, 14 млрд (руб.), между прочим. Что это означает? Это означает, что хозяйствующий субъект занимается межбюджетными отношениями. Он выполняет впрямую функцию государства». По мнению авторов, можно сделать вывод, что предложение КПРФ о перераспределении структуры налогов преждевременно, кроме того, от ее предложения выиграют только регионы-доноры.

КПРФ и «Справедливая Россия» предлагают освободить от уплаты НДФЛ граждан, чей доход

Страна 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Изменение 2005 - 2002 гг.

Мальта 100,0 100,0 99,1 98,6 -1,4

Великобритания 94,3 94,1 94,3 94,4 0,1

Ирландия 83,6 83,8 84,5 84,4 0,8

Кипр 77,2 77,5 75,0 74,9 -2,3

Чехия 75,5 75,4 74,9 72,0 -3,5

Эстония 72,1 72,1 70,8 70,7 -1,4

Болгария 58,2 67,0 68,2 69,0 10,8

Люксембург 66,0 65,8 66,5 67,6 1,6

Дания 61,8 61,7 63,1 64,5 2,7

Греция 63,9 62,1 63,1 63,9 0,0

Нидерланды 59,7 57,8 57,6 60,2 0,5

Португалия 60,9 60,3 59,3 59,7 -1,2

Швеция 55,3 55,0 55,7 56,6 1,3

Словения 55,4 55,6 55,3 55,6 0,2

Венгрия 57,7 56,9 56,1 55,4 -2,3

Литва 53,5 54,0 53,2 53,8 0,3

Словакия 56,0 55,8 57,2 53,7 -2,3

Финляндия 53,6 53,8 54,0 53,7 0,1

Австрия 53,7 54,0 53,9 53,3 -0,4

Латвия 49,8 51,0 50,9 53,1 3,3

Италия 54,0 53,5 53,1 52,6 -1,4

Польша 49,3 50,0 46,8 48,2 -1,1

Румыния 43,1 44,8 45,3 44,0 0,9

Франция 40,6 40,0 42,1 40,5 -0,1

Испания 38,7 36,9 35,6 36,4 -2,3

Бельгия 34,7 33,5 32,7 31,9 -2,8

Германия 28,5 28,6 28,0 28,5 0,0

ЕС-27 средняя 51,8 51,1 51,6 51,8 0,0

Норвегия 64,4 62,5 64,9 66,4 2,0

менее 10 тыс. руб. в мес. (по мнению партий, эта величина примерно равна прожиточному минимуму). Интересно в этом плане рассмотреть опыт других стран.

Законодательно установленная в различных странах минимальная зарплата представлена в табл. 3. В ряде стран минимальная зарплата устанавливается не законом, а трехсторонним договором с участием государства, профсоюзов и работодателей. Интересно, что в Испании, Португалии, Греции минимальная зарплата выплачивается 14 раз в год.

При установлении минимальной зарплаты в странах Европы учитывается не только прожиточный уровень, но и объем социальных потребностей. В России учитывается только прожиточный уровень.

Из табл. 3 видно, что с одной стороны, минимальная зарплата в Европе выше, чем в России,

даже с учетом ее повышения с сентября 2007 г. до 2 300 руб. (это примерно 66 евро). С другой стороны, процент работников, получающих минимальную зарплату в России, сравним с показателем Франции. Но обратим внимание на почти 20-кратную разницу в величине минимальной зарплаты! И это при том, что Россия входит в G-8...

Все партии отмечают, что доходы наиболее бедных и наиболее богатых людей в России разнятся более чем в 15 раз. Такого разброса нет в благополучной Европе. В этих условиях КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» предлагают ввести прогрессивную шкалу НДФЛ.

В большинстве стран установлены прогрессивные шкалы налога на доходы физических лиц, максимальные ставки приведены в табл. 4. Единая ставка НДФЛ установлена в странах Прибалтики

Таблица 3

Законодательно установленный минимум месячной зарплаты

Страна В национальной валюте на 1 января 2007 г. В пересчете в евро % работников, получающих минимальную зарплату, 2005 г. Минимальная зарплата в % от средней в промышленности и сфере услуг, 2005 г.

Бельгия 1 259 1 259 Н.д. Н.д.

Болгария 180 92 16 50

Чехия 8 000 288 2 39

Дания Н.. Н.д. Н.. Н..

Германия Н.. Н.д. Н.. Н..

Эстония 3 600 230 4,8 33

Ирландия 1 403 1 403 3,3 52

Греция 668 668 Н.. Н..

Испания 666 666 0,8 40

Франция 1 254 1 254 16,8 Н.д.

Италия Н.д. Н.д. Н.д. Н.д.

Кипр Н.д. Н.. Н.д. Н.д.

Латвия 120 172 12 34

Литва 600 174 10,3 38

Люксембург 1 570 1 570 11 51

Венгрия 65 500 258 8 38

Мальта 251 585 1,5 51

Нидерланды 1 301 1 301 2,2 46

Австрия Н.. Н.д. Н.д. Н.д.

Польша 936 246 2,9 34

Португалия 470 470 4,7 41

Румыния 390 114 9,7 33

Словения 522 522 2,8 46

Словакия 7 600 217 1,7 34

Финляндия Н.д. Н.д. Н.д. Н.д.

Швеция Н.д. Н.д. Н.д. Н.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Великобритания 916 1 361 1,8 37

Норвегия Н.д. Н.д. Н.д. Н.д.

Турция 563 298 Н.д. Н.д.

США (федеральны миниму) 893 676 1,3 32

Россия 1 100 32 17,8 (на 1.01.2005) 9 (на 1.01.2005)

Н.д. — нет данных (или устанавливается трехсторонним договором).

Таблица 4

Максимальные ставки НДФЛ по странам на 01.01.2006

Страна Максимальная ставка налога, %

Дания 59,7

Швеция 56,6

Франция 55,9

Бельгия 53,5

Нидерланды 52,0

Финляндия 50,9

Австрия 50,0

Германия 45,4

Испания 45,0

Италия 44,1

Ирландия 42,0

Португалия 42,0

США 41,4

Греция 40,0

Польша 40,0

Великобритания 40,0

Норвегия 40,0

Люксембург 39,0

Венгрия 36,0

Турция 35,6

Чехия 32,0

Словакия 19,0

Россия 13,0

(Латвия - 25 %, Литва - 33 %, Эстония - 24 %), Грузии (12 %), а с 2008 г. - в Болгарии (10 %).

За введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц в России проголосовало 28 % избирателей - это те, кто проголосовал за КПРФ, ЛДПР и «Справедливую Россию».

«Справедливая Россия» предлагает схему налогообложения доходов физических лиц, представленную в табл. 5, что корреспондирует с подходом КПРФ и пожеланиями ЛДПР.

Таблица 5

Предлагаемая прогрессивная шкала ставок НДФЛ

Размер дохода в месяц Ставка, %

До 10 тыс. руб. Не облагается налогом

От 10 до 100 тыс. руб. 10

От 100 тыс. до 1 млн руб. 13

От 1 до 3 млн руб. 20

Свыше 3 млн руб. 30

Если сравнить эту шкалу с приведенной табл. 4, то партиями предлагается весьма щадящая прогрессивная шкала по сравнению с США и странами Европы.

По мнению авторов, эту шкалу лучше было бы отобразить в программе партии в ином виде. Необлагаемый доход в 10 тыс. руб. в месяц можно вывести из шкалы и определить в тексте Налого-

вого кодекса как стандартный вычет. Тогда шкала будет иметь вид, представленный в табл. 6.

Таблица 6

Предлагаемая шкала ставок НДФЛ

Вид ставки Размер дохода в месяц Ставка, %

Пониженная От 10 до 100 тыс. руб. 10

Основная От 100 тыс. до 1 млн руб. 13

Повышенная От 1 до 3 млн руб. 20

Дополнительная Свыше 3 млн руб. + 10

КПРФ и «Справедливая Россия» предлагают ввести еще один налог - налог на роскошь. Данное предложение детально проработано в программе «Справедливой России». Объектом обложения предлагается сделать:

- недвижимое имущество стоимостью свыше 20 млн руб.,

- транспортные средства (авиатехника, яхты, автомобили) стоимостью свыше 2 млн руб.,

- ювелирные изделия и антиквариат стоимостью свыше 300 тыс. руб.

Ставку налога предлагается сделать дифференцированной от 1 до 5 % в зависимости от стоимости приобретения.

Все партии предлагают ввести налоговые преференции для некоторых видов предпринимательской деятельности. При этом часть предложений партий уже реализована и действует.

Например, КПРФ предлагает льготное налогообложение части прибыли, направляемой на создание системы социальной поддержки работников. С 1 января 2004 г. при налогообложении прибыли принимаются расходы на страхование пенсионное, медицинское по установленным нормам.

«Справедливая Россия» предлагает законодательно закрепить изъятие из налоговой базы средств, направляемых на научные разработки, что уже действует с 1 января 2007 г.

ЛДПР - за создание и развитие свободных экономических зон, налоговые послабления для частного предпринимательства. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» принят 22 июля 2005 г. и функционирует, но это функционирование еще недостаточно эффективно.

Налоговые послабления для малых предприятий (МП) действительно необходимо вводить. По данным статистических наблюдений, в странах-членах ЕС в среднем в малой компании работают 7 сотрудников, ее годовой оборот составляет 1 млн 724 тыс. евро. Так, например, в Европе ставка налога на прибыль для МП примерно на 7 % ниже,

45

35

30

25

20

15

1

Максимальная стандартная ставка Максимальная ставка для МП Минимальная стандартная ставка Минимальная ставка для МП

Средняя стандартная ставка

■Средняя ставка для МП

2002 2003 2004 2005 2006 Год

Динамика изменения диапазона ставок налога на прибыль в некоторых

странах ЕС

чем стандартная ставка (см. рисунок); налог при этом уплачивается не чаще одного раза в квартал.

«Справедливая Россия» призывает освободить товарищества собственников жилья (ТСЖ) от уплаты налогов на прибыль и добавленную стоимость в отношении деятельности по оказанию услуг членам данных ТСЖ. Желание естественное, но само функционирование ТСЖ еще не отработано. Поэтому задачей депутатов от этой партии будет конкретизация, какие услуги ТСЖ желательно освободить от налогообложения.

ЛДПР предлагает ввести освобождение новых производственных предприятий в Сибири и на Дальнем Востоке от всех налогов на 3 года. По мнению авторов, прежде чем давать такое предложение, необходимо провести расчет выпадающих доходов по всем уровням бюджета и предусмотреть дотации субъектам на период становления предприятий на 3 года при условии уже сверстанного планового федерального бюджета на те же 3 года.

«Справедливая Россия» предлагает ввести освобождение для вновь создаваемых крестьянских хозяйств — на 2 года. До 2008 г. все, а не только новые сельскохозяйственные товаропроизводители не уплачивали налога на прибыль, транспортный налог с сельскохозяйственной техники, так что частичное освобождение уже имело место.

«Справедливая Россия» предлагает модернизировать систему налогового администрирования: начислять штрафы за неуплату налогов только по решению суда и готовить налоговую отчетность по итогам года. Реализация последнего предложения действительно позволит снизить нагрузку на налоговые органы. Однако сдача годовой отчетности в первом квартале года, следующего за отчетным,

резко повышает нагрузку налоговых органов во втором квартале.

Для обеспечения более равномерной нагрузки на налоговые органы авторы могут предложить введение для организаций налогового периода не с начала календарного года, как это реализовано в настоящее время, а с первого числа квартала, в котором зарегистрирована организация. Данное предложение несколько уточняет предложение партии «Справедливая Россия».

Партии, участвовавшие в предвыборной кампании, но не победившие в ней, представлены, в частности, Аграрной партией России, «Гражданской силой», СПС, «Яблоком». Эти партии в своих предвыборных программах также предлагают изменения в налоговой политике. И хотя партии эти не представлены в Думе, некоторые из их предложений заслуживают внимания и дальнейшей проработки.

Например, Аграрная партия России предлагает установить прогрессивный земельный налог на необрабатываемые и превышающие допустимые размеры площади. В настоящее время в гл. 30 НК РФ сказано о прогрессивном налогообложении земли, но только предназначенной для индивидуального жилищного строительства. Учитывая, что Россия может стать мировой державой в производстве сельхозпродукции, предложение Аграрной партии достойно внимания и реализации. Программа этой партии в части введения прогрессивного налога на сверхдоходы физических лиц, а также на дорогие транспортные средства — самолеты, корабли, яхты, находящиеся в частной собственности, совпадает с предложениями КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». А вот сверхдоходы юридических лиц — это новое! Очевидно, это предложение касается монополий. Действительно, в некоторых странах, например в США, действует прогрессивная шкала налога на прибыль компаний.

Аграрная партия России против попыток введения налога на личные подворья. Авторам неизвестны попытки введения такого налога. Очевидно, это проявление методов «черного пиара» в предвыборной кампании.

Партия также предлагает пересмотреть кадастровую оценку земель сельскохозяйственного назначения, проведенную в 2006 г. и приведшую, по мнению аграриев, к значительному и необоснованному увеличению земельного налога (табл. 7).

%

4

Таблица 7

Динамика поступления сумм земельного налога в бюджетную систему России (тыс. руб.)

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Земельный налог (Закон РФ) 41 572 126 46 642 442 - - -

Земельный налог (Гл.31) - - 48 501 777 45 345 176 68 941 045

Темп роста поступлений (к предыдущему году), % 164 112 104 93 152

Поступившие суммы налога (администрируе-мого в соответствии с гл. 31 НК РФ) в 2006 г. меньше, чем суммы, поступившие в 2004 г. (когда налог администрировался по закону РФ). Градация сумм этого налога, зачисляемых по категориям земель, отсутствует. Но, поскольку это предмет заботы партии, отражающей чаяния сельскохозяйственной отрасли, необходимо учесть градацию категорий земель, если не в кодах КБК, то хотя бы в налоговых декларациях по земельному налогу.

Аграрная партия считает, что средняя зарплата на селе должна быть не ниже 10 тыс. руб. в мес. Это более «скромно» по сравнению с предложениями победивших партий сделать 10 тыс. руб. минимальным порогом, с которого не берется НДФЛ.

Необычным выглядит следующее предложение аграриев: «Для регулирования сверхприбылей олигархов налог на добавленную стоимость в размере 18 % вместо возмещения государством экспортерам нефти полностью или частично направить на поддержку АПК. Это положение распространить также на частные компании, экспортирующие природный газ и минеральные удобрения». Комментировать это предложение трудно, а вот провести его анализ интересно.

Никто не станет спорить, что возврат НДС при экспорте товаров — мера стимулирования экспорта. Однако в теории предполагается, что раз товарные потоки и финансовые потоки направлены навстречу друг другу, то лучше всего, чтобы торговое сальдо между странами было равно нулю. В реальности же в эти потоки вклиниваются так называемые «офшорные зоны». В результате такой трехсторонней сделки межстрановое торговое равновесие нарушается, и страна-экспортер «теряет деньги». Очевидно, такую ситуацию и имела в виду Аграрная партия России. Тогда их предложение заслуживает проработки. Данная партией формулировка не будет реализована никогда, но можно предложить изменить ее на другую формулировку (аналогичная норма присутствует в налоговом законодательстве Норвегии): «Если экспорт сырой нефти, природного газа и минеральных удобрений происходит в офшорную зону, то эта операция подлежит обложению НДС как осуществляемая на территории России». Интерес Аграрной

партии можно усилить, если предложить, чтобы весь получаемый НДС от этих операций имел целевое назначение — поддержка АПК. Такая формулировка не противоречит концепции НДС и отвечает чаяниям этой партии. Кстати, сверхприбыль и НДС — разные экономические категории. Сверхприбыль — чистый доход недропользователей — облагается у нашего стратегического партнера и ближайшего соседа—Казахстана по прогрессивным ставкам до 60 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Партия «Гражданская сила» провозглашает своими целями «низкий уровень налогов и социальных расходов». Данное предложение слабо корреспондирует с положениями Конституции России (п. 1 ст. 7) «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В программе этой партии перепутаны понятия. Чьи социальные расходы они предлагают снижать: общества (в лице государства), организации или гражданина? Низкие налоги — это автоматически низкие социальные расходы государства. Низкие социальные расходы самого человека — а как же развитие человека? Низкие социальные расходы организации — запретить перечисление средств на добровольное страхование работников? Очевидно, что цель сформулирована неграмотно. Раскрывая свои задачи, «Гражданская сила» утверждает, что в налоговой составляющей неоправданно завышены отчисления на социальные нужды и коррупционная составляющая. Снова перепутаны понятия: коррупционный платеж — часть налогового? Странное политическое заявление.

Партия «Гражданская сила» предлагает снизить ЕСН с 26 до 12 %. Однако шкала ЕСН регрессивная (минимальная ставка при зарплате более 600 тыс. руб. — 104 800 руб. + 2 %), а для отдельных категорий налогоплательщиков максимальная ставка уже менее 12 %. Означает ли, что предлагается ввести плоскую шкалу налога и увеличить ставку для тех, кто платит меньше, чем предлагает партия, — в программе об этом ничего не сказано.

Некоторые предложения носят характер лозунгов: «возврат НДС российским предприятиям за экспорт продукции; отказ от взимания налогов с

граждан, зарабатывающих менее 10 тыс. руб. /мес.; введение 5-летнего моратория на повышение налогов с малых и средних предпринимателей». Эти положения трудно и комментировать, и анализировать, как несерьезные. Партия также предлагает отменить транспортный налог. Просто и ясно!

Конечно, в ее программе предлагается «упрощение и модернизация системы налогового администрирования, переход от ежеквартальной отчетности к ежегодной». Это положение мы уже рассматривали ранее. А вот с предложением о введении запрета на проведение повторных проверок предпринимателей контролирующими органами (вероятно, налоговыми, так как предложение дано в разделе, посвященном налоговой политике) авторы не согласны. Конечно, повторная налоговая проверка должна быть серьезно обоснована. Даже организации добровольно проверяются минимум два раза в год (а в некоторых странах и чаще): бухгалтерами (или внутренними ревизорами) и аудиторами, и все считают это положение в порядке вещей. С предложением о снижении ввозных пошлин на высокотехнологичное оборудование можно согласиться как с временной мерой, но не более. Надо стимулировать приобретение современных технологий, а не оборудования, в котором реализованы «прошлые» высокие технологии. Очевидно, что эта часть программы «Гражданской силы» смотрится проигрышно по сравнению с ранее рассмотренными партиями.

СПС в своей программе прежде всего определяет свой электорат. В том числе это предприниматели, которые хотят платить разумные налоги. Раскрытие сути разумных налогов не приводится.

СПС считает себя партией налогоплательщиков, которые хотят контролировать расходование сформированного бюджета. С расходами можно ознакомиться в законах Об исполнении федерального бюджета за 2005 год (от 09.04.2007 № 41-ФЗ) и за 2004 год (от 15.04.2006 № 52-ФЗ) или в аналогичных законах субъектов РФ, нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований. Партия выступает за упрощение системы налогообложения для малого бизнеса. Однако эти предприниматели уже не ставят на первое место сложность налогового законодательства. УСН и ЕНВД активно применяется ими. Конечно, сложности у этих налоговых режимов также есть, но процесс развития, как говорил один известный политик, уже идет.

СПС предлагает провести реформу местного самоуправления, закрепляющую за муниципали-

тетами определенные статьи бюджетных доходов, в том числе налог на прибыль. Реформа местного самоуправления началась с 2004 г. с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», и ее планируется завершить к 1 января 2009 г. Закон № 131-Ф3 имеет много поправок, которые характеризуют сложность процесса. Предложение партии уже было реализовано в 2002 г. при введении гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», но в дальнейшем компонента налога, зачисляемая в местные бюджеты (по ставке 2 %), была, к сожалению, исключена (при этом часть ставки в 1,5 % перераспределилась в пользу федерального бюджета). Авторы согласны с предложением СПС о том, что часть налога на прибыль должна идти в местный бюджет.

Неожиданно радикальным является предложение партии «Яблоко» в разделе программы, посвященном налогообложению: «любые налоги, связанные с обслуживанием жилого фонда, отменяются». Формулировка напоминает декреты 1917 г., не правда ли? Частично данное предложение совпадает с позицией «Справедливой России», которая была рассмотрена выше.

А вот другие инициативы «Яблока» заслуживают внимания: «Для компенсации обществу ущерба от приватизации вводится единовременный компенсационный налог на сверхкрупные доходы, полученные от приватизации важнейших государственных активов в ходе залоговых аукционов. Речь идет о компенсационном налоге, который может, например, рассчитываться как определенный процент от разницы между оценкой суммы прибыли, полученной после приобретения активов, за вычетом суммы документированных капитальных вложений (инвестиций) или присоединенных активов, и ценой приобретения в момент приватизации». На взгляд авторов, подобное предложение несколько опоздало. Некоторые важнейшие государственные активы поменяли своих владельцев, и кто будет платить этот налог? Кроме того, какие активы являются важнейшими, каков критерий отнесения к ним? Из-за отсутствия ответов на эти вопросы инициатива напоминает лозунг. Хотя для будущих приватизаций такое предложение партии будет интересным. «Яблоко» предлагает внести изменения в налоговое законодательство, обязывающие монополии уплачивать налоги в бюджеты тех регионов и муниципалитетов, на чьих территориях функционируют их хозяйствующие субъекты. Региональные и местные налоги всегда так уплачивались, а вот

регулирующие федеральные налоги для разных отраслей экономики, конечно, необходимо изменять.

Но это постоянный процесс.

* * *

24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон от № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», с 1 января 2008 г. он вступил в силу. Этот Закон принимали практически те же победившие партии, которые предлагают изменения в налоговом законодательстве.

Реализация рассмотренных нами налоговых корректировок может привести к корректировкам данного закона. Учитывали ли это партии, их предлагающие? Или же предложения партий чисто декларативны?

В целом проведенный нами анализ приводит к выводу о социальной направленности и стимулировании предпринимательства, в частности, малого, предлагаемых корректировок в налогообложении.

Наиболее детально проработаны предложения «Справедливой России».

У партий, не представленных в Думе нового созыва, также есть интересные предложения в налогообложении, которые заслуживают внимания: у Аграрной партии России, которая, в частности, поддерживает введение прогрессивного НДФЛ, и у «Яблока».

Наиболее интересно будет проследить развитие интриги, связанной с предвыборными обещаниями партий о введении прогрессивного налогообложения доходов граждан и предложением послания Президента РФ о сохранении единой ставки НДФЛ.

Литература

1. Правовая справочная система «Консультант-Плюс».

2. Сайты политических партий.

3. Налоговые сайты ОЭСР.

4. Сайт Федерального казначейства.

СЕРИЯ

МСФО

»ЫТИЕ Q13 МАЯ 2008 г

СОБЫТИЕ Ф 5июня 2008г

отель ARARAT PARK HYATT MOSCOW

Москва ул. Неглинная, д. 4 Sargsyan Hall

Первое применение МСФО и учетная политика

Сложные вопросы учета по МСФО

Для регистрации звоните в департамент конференций, выставок и бизнес-семинаров по телефону (495) 933-5518, посетите сайт http://www.events.b2bmedia.ru или пишите на e-mail: events@b2bmedia.ru Продюсер конференций - Яна Стеценко: stetsenko@b2bmedia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.