Научная статья на тему 'Социальные инвестиции в регионе'

Социальные инвестиции в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
SOCIAL INFRASTRUCTURE / SOCIAL INVESTMENT / HUMAN CAPITAL / HEALTH / EDUCATION / GOVERNMENT FUNDING TARGETED PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Наталья Николаевна

В статье анализируется динамика и эффективность бюджетных расходов на финансирование социальной инфраструктуры в отраслях здравоохранения и образования, оказывающих непосредственное влияние на качественные и количественные параметры человеческого капитала в Республике Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные инвестиции в регионе»

УДК 330.322.3

Королева Наталья Николаевна к.э.н., доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РЕГИОНЕ

Аннотация: В статье анализируется динамика и эффективность бюджетных расходов на финансирование социальной инфраструктуры в отраслях здравоохранения и образования, оказывающих непосредственное влияние на качественные и количественные параметры человеческого капитала в Республике Мордовия.

Ключевые слова: социальные инвестиции, социальная инфраструктура, человеческий капитал, здравоохранение, образование, бюджетное финансирование, целевые программы.

Keywords: social infrastructure, social investment, human capital, health, education, government funding targeted programs.

Социальная инфраструктура является важнейшей частью региональной инфраструктуры, целью функционирования которой является формирование, развитие и воспроизводство человеческого капитала. Наряду с остальными факторами производства человеческий капитал является исчерпаемым и подверженным физическому и моральному износу, что обуславливает необходимость осуществлять социальное инвестирование.

Социальные инвестиции можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые социальные инвестиции - это непосредственные вложения в человека с целью улучшения показателей, учитываемых при оценке человеческого капитала. Косвенные социальные инвестиции рассматриваются как разновидность социальных инвестиций, объектом инвестирования которых выступает не сам «носитель» человеческого капитала, а элементы,

формирующие его, в том числе отрасли социальной инфраструктуры. Поэтому не следует отождествлять понятия «социальные инвестиции» и «инвестиции в социальную инфраструктуру», представляющие собой различные уровни одной классификации [2].

Среди множества отраслей социальной инфраструктуры в качестве основных можно выделить:

- здравоохранение, между качеством услуг которого и уровнем развития человеческого капитала существует объективная связь;

- образование, доступность которого является фактором целостного развития человека и реализации человеческого потенциала.

Уровень развития социальной инфраструктуры этих отраслей оказывает непосредственное влияние на качественные и количественные параметры человеческого капитала. Здравоохранение способствует формированию количественных показателей человеческого капитала, таких как численность населения, его прирост, трудоспособный период жизни, а система образования качественных - уровень образования и навыки трудовой деятельности.

Важнейшим источником финансирования развития социальной инфраструктуры является бюджет. В таблице 1 представлена динамика бюджетных расходов на финансирование здравоохранения и образования в Республике Мордовия.

Таблица 1. Динамика бюджетного финансирования здравоохранения и образования в Республике Мордовия, млн. руб. [1].

Показатель 2011 год 2012 год 2013 год Отклонение 2013-2011 гг. %

Образование 4 340 5 842 6 344 146,2

Здравоохранение 6 139 6 637 5 533 90,1

Из данных приведенных в таблице 1 заметно сокращение бюджетных расходов в здравоохранении: за 2011-2013 гг. на 9,9%. Положительной тенденцией является увеличение объемов финансирования за тот же период в

сфере образования - темп роста объемов бюджетного финансирования составил 146,2%.

Рисунок 1 - Структура бюджетных расходов на развитие социальной сферы в Республике Мордовия в 2013 году, % [1].

Физическая культура и спорт

8,3%

Средства массовой

информации

0,7%

Социальная политика 27,6%

Образование

32,3%

Культура и кинематография 2,9%

Здравоохранение 28,2%

Из рисунка 1 видно, что наибольшие расходы бюджета связаны с финансированием образования - 32,2% и здравоохранения - 28,2%.

Для оценки эффективности инвестиций в образование и здравоохранение, целесообразно использовать показатели бюджетной эффективности.

Бюджетную эффективность целесообразно определять по следующим направлениям:

- расходы консолидированного бюджета РМ на образование в расчете на одного человека;

- расходы консолидированного бюджета РМ на здравоохранения в расчете на душу населения

Рисунок 2 - Расходы консолидированного бюджета РМ на образование в расчете на одного человека [1].

10 8 6 4 2 0

5,2

2011

7,1

7,8

Расходы республиканского бюджета РМ, тыс.рублей/чел.

2012

2013

Рисунок 3 - Расходы консолидированного бюджета РМ на здравоохранение в расчете на душу населения [1].

Данные рисунки наглядно демонстрируют сокращение расходов на здравоохранение в расчете на душу населения на 600 руб. и увеличение расходов на образование в расчете на одного человека на 2600 руб.

Инвестиции в образование Республики Мордовия осуществляются из трех основных источников - бюджета Республики Мордовия, бюджета городского округа Саранск, бюджетов городских и сельских поселений. Бюджетные расходы по отраслевому признаку представлены, в основном, расходами на дошкольное, общее, начальное и среднее профессиональное образование. По всем направлениям последние годы происходит рост общих образовательных расходов с одновременной сменой приоритетных направлений финансирования внутри отрасли, что обусловлено реструктуризацией сети бюджетных учреждений и сокращением численности контингента. Наибольшая доля в региональных образовательных расходах приходится на общее образование.

За 2011-2013 годы в объекты образования Республики Мордовия были направлены бюджетные инвестиции по следующим направлениям:

• Межрегиональный центр для одаренных детей в городском округе Саранск - 244,3 млн. руб.

• Саранская специальная коррекционная образовательная школа-интернат I, II вида - 5,2 млн. руб.

• Реконструкция зданий ГСКОУ "Ардатовская общеобразовательная Специальная (коррекционная) школа-интернат IV вида", г.Ардатов - 5,2 млн. руб.

• Реконструкция здания ГОУСПО «Саранское музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова» со строительством общежития, г.Саранск - 230,5 млн. руб.

• Реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса Школа высшего спортивного мастерства, г. Саранск - 26,7 млн. руб.

• Региональный центр - специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта, г.Саранск - 19,9 млн. руб.

• Центр олимпийской подготовки Республики Мордовия по спортивной ходьбе, г.Саранск - 103,5 млн. руб. [1].

Инвестиции и финансовое обеспечение здравоохранения в Республике Мордовия осуществляется из нескольких источников: из средств бюджетов всех уровней, из средств системы обязательного медицинского страхования, а также за счет внебюджетных источников. В объекты здравоохранения Республики Мордовия за 2011-2013 годы бюджетные инвестиции были направлены по следующим направлениям:

• Республиканская клиническая больница на 1 080 коек с поликлиникой на 500 посещений в смену в г. Саранске - 612,9 млн. руб

• Лечебный корпус на 120 коек на территории противотуберкулёзного диспансера, г. Саранск - 53,8 млн. руб

• Межрайонный перинатальный центр (реконструкция комплекса зданий детской республиканской больницы №1 по ул. Полежаева), г.Саранск -21,1 млн. руб. [1].

На данный момент в Республике Мордовия реализуются множество программ по развитию здравоохранения и образования. Однако объемы финансирования данных целевых программ имеют отрицательную тенденцию, которую демонстрируют данные таблицы 2.

Таблица 2 - Целевые программы, принимаемые к финансированию из республиканского бюджета республики Мордовия, на 2011-2013 годы (млн. рублей) [1].

Год 2011 2012 2013

Всего 10 335,8 9 246,5 6 427,0

Федеральные целевые программы 2 520,9 4 803,6 2 117,8

Региональные целевые программы 7 814,9 4 442,8 4 309,3

Данная таблица наглядно показывает, что финансирование программ в 2013г по сравнению с 2011 годом снизилось на 3928,8 млн. рублей: из них федеральных целевых программ на 403,1 млн. рублей, а региональных на 3505,6 млн. рублей.

Для привлечения инвестиций в социальную инфраструктуру следует усилить программно-целевую компоненту в деятельности государства и расширить применение механизмов государственно-частного партнерства. Подобное взаимодействие будет способствовать как росту частных инвестиций, так и росту эффективности государственных вложений. Наиболее эффективной формой государственно-частного партнерства при реализации крупных инвестиционных проектов в отраслях социальной инфраструктуры является концессия.

В современных условиях развитие объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающих качественное воспроизводство человеческого капитала,

становится основным фактором повышения эффективности национального хозяйства.

Список литературы

1.Министерство финансов Республики Мордовия. Официальный сайт // Режим доступа - http://minfinrm.ru/

2. Ященко С.О. Инвестиции институциональных инвесторов в социальную инфраструктуру // Российское предпринимательство. — 2008. — № 11 Вып. 1 (122). — ^ 42-45. — http://www.creativeconomy.ru/articles/5101/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.