Научная статья на тему 'Состояние финансирования экономики и социальной сферы Республики Мордовия'

Состояние финансирования экономики и социальной сферы Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / FUNDING / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SERVICES / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH / КУЛЬТУРА / CULTURE / РАСХОДЫ / SPENDING BUDGET / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катайкина Н.Н., Лохтина Л.М.

В статье рассматривается процесс финансирования экономики и социальной сферы Республики Мордовия. К числу важных условий социально-экономического развития человеческого потенциала региона относится процесс финансирования таких сфер, как образование, здравоохранение, жилищная сфера и другие. В статье рассмотрена динамика объемов финансирования экономики и социальной сферы, которые оказывают значительное влияние на развитие человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDING STATUS OF ECONOMY AND SOCIALSERVICES REPUBLIC OF MORDOVIA

The article discusses the process of financing of the economy and social sphere of the Republic of Mordovia. Among the important conditions for economic and social development of the human potential of the region is the process of financing such areas as education, health, housing and others. The article deals with the dynamics of the volume of financing of the economy and social sphere, which have a significant impact on human development.

Текст научной работы на тему «Состояние финансирования экономики и социальной сферы Республики Мордовия»

УДК: УДК 336.5:[37+61+008](470.345) ББК: У26

Катайкина Н.Н,. Лохтина Л.М

СОСТОЯНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Kataykina N.N., Lokhtina L.M.

FUNDING STATUS OF ECONOMY AND SOCIALSERVICES REPUBLIC OF

MORDOVIA

Ключевые слова: финансирование, социальная сфера, образование, здравоохранение, культура, расходы, бюджет.

Keywords: funding, social services, education, health, culture, spending budget.

Аннотация: в статье рассматривается процесс финансирования экономики и социальной сферы Республики Мордовия. К числу важных условий социально -экономического развития человеческого потенциала региона относится процесс финансирования таких сфер, как образование, здравоохранение, жилищная сфера и другие. В статье рассмотрена динамика объемов финансирования экономики и социальной сферы, которые оказывают значительное влияние на развитие человека.

Abstract: the article discusses the process of financing of the economy and social sphere of the Republic of Mordovia. Among the important conditions for economic and social development of the human potential of the region is the process offinancing such areas as education, health, housing and others. The article deals with the dynamics of the volume of financing of the economy and social sphere, which have a significant impact on human development.

В связи с принятием Конституции 1993 г., Российская Федерация провозглашена социально ориентированным государством с рыночной экономикой. Страна начала строить демократическую социально-экономическую систему, в которой человека нужно рассматривать не как средство, а как цель развития. Особенно актуально социально ориентированное государство в последнее время, когда остро встала необходимость импортозамещения, а для этого необходимо наличие развитого человека, специалиста, обладающего высоким индексом человеческого развития, способного создавать качественные товары и услуги. Развития человека возможно при условии доступного качественного образования, хорошего здравоохранения, доступного жилья, стадионов, театров и т.д. Развитие мировой цивилизации диктует необходимость достижения устойчивого роста основных параметров социально-экономических систем, что в условиях информационного общества возможно только при наличии высококачественного человеческого капитала [1]. Таким образом, на сегодняшний день весьма актуальной является ре-

шение проблемы активизации одного из инструментов механизма регулирования социально-экономического развития человеческого потенциала региона: бюджетных средств. Исполнение регионального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств регионального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета и подразделяется на этапы:

составление и утверждение бюджетной росписи;

утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств и утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств ;

подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Финансовый инструмент механизма социально-экономического развития человеческого потенциала региона играет большую роль в развитии человека. Большую роль в развитии человеческого потенциала играет социальная сфера и, в частности, образование, здравоохранение и др. Состояние социальной сферы во многом определяется ее финансированием и эффективным использованием средств.

В современных условиях образование играет определяющую роль в обеспечении благополучия человека, формировании гражданского общества, создании инновационной экономики, базирующейся на знаниях и наукоемких технологиях. Выполнение этой роли возможно только при условии устойчивого и непрерывного развития системы образования, обеспечения его качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Финансирование образования в Республике Мордовия осуществляется по уровням бюджетной системы, видам образования и экономической характеристике расходов на уровне образовательного учреждения. Объемы финансирования зависят от трех факторов: изменения количества учреждений, численности учащихся и размера инвестиционного бюджета региона.

Основным источником финансирования расходов на образование служат федеральный, региональный и муниципальные бюджеты. Незначительную роль играют внебюджетные средства. Учреждения заинтересованы в расширении внебюджетного финансирования, так как значительная часть таких средств направляется на повышение мотивации труда персонала учреждений и улучшение условий труда.

Проанализируем исполнение бюджета Республики Мордовия по расходам за 2010 -2014 гг. (таблица 1) [3, 4]. Как можно видеть из данных таблицы 1, исполнение бюджета Республики Мордовия по расходам за анализируемый период выполняется в полном объеме и своевременно. Во многом это объясняется тем, что выделение денежных средств производится в соответствии с целевым характером. Наибольшее финансирование за 2010-2014 гг.

приходилось на сферы образования, здравоохранения и социальной политики.

За 2010-2014 гг. наблюдается увеличение финансирования образования из республиканского бюджета Республики Мордовия в 5,6 раза. Если в 2010 г. расходы по данной статье составляли 1 477 830,4 тыс. руб., то в 2014 г. они исполнены в сумме 8 278 453,6 тыс. руб.

Расходы по разделу «Здравоохранение» в 2010 г. были исполнены в сумме 2 618 632,9 тыс. руб. и к 2014 г. выросли на 2 012 030,0 тыс. руб. или на 76,84 % и составили 4 630 662,9 тыс. руб. В финансировании расходов по разделу «Социальная политика» наблюдается сокращение расходных средств за анализируемый период на сумму 1124049,7 тыс. руб. или на 15,81%. В 2010 г. они были исполнены в сумме 7112338,5 тыс. руб., а в 2014 г. на сумму 5988288,8 тыс. руб. Наименьшее финансирование расходов по статьям бюджета приходится на раздел «Охрана окружающей среды». В 2010 г. расходы по данному разделу были исполнены в сумме 2147,1 тыс. руб., в 2014 г. они составили 11580,9 тыс. руб. В динамике расходы за период 2010 - 2014 гг. выросли на сумму 9433,8 тыс. руб. или в 5,4 раза. Расходная часть республиканского бюджета Республики Мордовия в 2010 г. исполнена в сумме 34252058,6 тыс. руб. За анализируемый период расходная часть увеличивалась в динамике и к 2014 г. она исполнена в сумме 40337283,8 тыс. руб.

Исходя из расчетов по данным таблицы 1 видно, что за анализируемый период наибольший удельный вес приходятся на разделы «Образование», «Здравоохранение» и «Социальная политика». Так, в 2010 г. удельный вес по разделу «Образование» составил 4,31%, удельный вес по разделу «Здравоохранение» -7,66% и по разделу «Социальная политика» -20,77%. На конец анализируемого периода -2014 г. - удельный вес по разделу «Образование» составил 20,52%, по разделу «Здравоохранение» - 11,48% и по разделу «Социальная политика» - 14,85%. Наименьший удельный вес приходится на раздел «Охрана окружающей среды». Доля данной статьи с 2010 а (с 0,01%) увеличивается и к концу 2014 г. составила 0,03%. Для остальных статей расходной части бюджета характерна нестабильность.

Таблица 1 - Бюджетное финансирование по расходным статьям в РМ в 2010 - 2014 гг., тыс. руб.

Статьи 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Отклонение 2014 г. от 2010 г. Отклонение 2014 г. от 2013 г.

Тыс. руб. Темп прироста, % Тыс.руб. Темп прироста, %

Расходы всего, б том числе: 34252058,6 37689520,8 39205595,5 35465878,0 40337283,8 6035225,2 17,77 4871405,8 13,74

Общегосударственные вопросы 1020528,7 961038,6 1051041,0 1131193,8 1337557,6 317028,9 31,07 206363,8 18,24

Национальная оборона 23230,5 21344,1 19866,1 19831,9 20935,5 -2295 -9,88 1103,6 5=57

Национальная безопасность н правоохранительная деятельность 1010183.1 1080865.0 166690.5 211078.7 225241.7 -784941.4 -77.71 14163.0 6,71

Национальная экономии 178859,3 690627,8 156043,8 169317,0 176102,5 -2756,8 -1=54 6785,5 4,01

Жилищно-коммунальное хозяйство 522392.7 1197180.1 368122.7 1234628.2 1206897.7 684505.0 131,03 -27730.5 -2.25

Охрана окружающей среды 2147.1 7666.0 $774.6 18906.2 11580.9 9433.8 439.37 -7325.3 -38.75

Образование 1477330,4 4340142,3 5841572,5 6344030,4 8278453,6 6800623,2 460,18 1934423,2 30,49

Культура., кинематография и средства масссвой информации 1278704,7 1408557,1 2068458,1 727515,1 1260383,2 -18321,5 -1=43 532871,1 73,24

Здравоохранение 2618632,9 6139432,7 5891316,9 5056584,1 4630662,9 2012030,0 76,84 -425921,2 -8,42

Социальная политика 7112338,5 5982881,0 6428898,6 5428404,6 5988288,8 -112449,7 -15,81 559884,2 10,31

Физическая культура и спорт 1539784,8 3290000,5 648323,9 584179,1 385093,5 -115491,3 -74,99 -199085,6 -34,08

Прочие 17467425,9 17990792,9 16056486,8 14540208,9 16816085,9 -6.4340 -3,73 2275877,0 15,65

Основными направлениями бюджетных расходов на образование в российских регионах являются расходы на общее и дошкольное образование. Финансирование расходов на образование осуществлялось с учетом обеспечения доступности качественного дошкольного, общего и профессионального образования, а также дальнейшей реализацией приоритетного национального проекта «Образование». Бюджетное финансирование в зависимости от видов образования в Республике Мордовия за 2010-2014 гг. представлено в таблице 2.

В целом объемы финансирования образования по Республике Мордовия в 2010-2014 гг. увеличились в 5,6 раза. Финансирование дошкольного образования в 2014 г. выросло более чем в 60 раз, общего образования - в 15 раз, среднего профессионального образования - почти в 3 раза. Также увеличилось выделение средств на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации - на 92,4%. Объемы финансовых средств, выделяемые на финансирование молодежной политики и оздоровление детей, выросли на 66,2%. В то же время финансирование по другим направлениям образования выросло только на 50,2%. В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан развивается сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В связи с этим, в 2014 г. из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия были предоставлены субсидии на реализацию комплекса мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в размере 342 760,4 тыс. руб. За счет этих средств были созданы дополнительные места в дошкольных образовательных учреждениях, приобретено оборудование для оснащения дополнительных мест, проведена реконструкция, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, строительство новых дошкольных образовательных организаций.

Данная модернизация в части введения дополнительных мест коснулась 18 дошкольных образовательных организа-

ций. Сумма софинансирования из бюджета республики составила 179 108,5 тыс. руб. С 2014 г в соответствии с федеральным законодательством финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, производится за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия. На данные цели предусмотрена субсидия частным детским садам в размере 4 072,2 тыс. руб.

Ежегодно Республика Мордовия принимает участие в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 г по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образов а-тельной инициативы «Наша новая школа». В 2014 г на данные цели за счет средств федерального бюджета были предусмотрены средства в размере 13 301,0 тыс. руб., которые в Республике Мордовия были реализованы в полном объеме.

Ежегодно с 2011 г а в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 г Мордовии на условиях со-финансирования выделяются федеральные средства на развитие организаций профессионального образования. В 2014 г на данные цели за счет средств федерального бюджета были направлены средства в размере 9 000,0 тыс. руб.

Учреждения профессионального образования республики ежено принимают участие в реализации мероприятий в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг по таким направлениям, как «распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», а также «разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации». На эти цели в 2014 г было выделено средств в размере 14 430,6 тыс. руб.

Таблица 2 - Бюджетное финал сиров ание л о видам образования в Республике Мордовия в 2010-2014 гг.; тыс. руб.

Уровень бюджетной системы 2010г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014г. Отклонение 2014 г. от 2010г. Отклонение 2014 г. от 2013 г.

Тыс. руб. Темп роста, % Тыс. руб. Темп роста, %

Образование: 1 477 830:4 4 340 142=3 5 841 512.5 6 344 030=4 8 278 453:6 6 800 623=2 В 4=б р. 1 934 423=2 130=49

дошкольное образование 32 470:7 147 253=б 303 866:9 596 144=9 1 988 110,4 1 955 6397 В 61:2 р. 1 391 965=5 В 3=3 р.

общее образование 287 165:б 2 777 301,5 3 774 091,0 4 055 417:0 4 350 301,9 4 063 136=3 В 15Д р. 294 884:9 107:27

начальное профессиональное образование 21 167=5 184 671=2 132 079:0 77 39б:9 - -21 167:5 - - 77 396:9 -

среднее профессиональное образование 317 493=3 345 187=3 786 832:б 676497=0 906 996Д 589502:8 285:67 230 499,1 134,07

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 55 661,7 67 365 Л 88 086:1 86 065:2 107 072:7 5141L0 192:36 21 007:5 124=41

молодежная полигика и оздоровление детей 110 486:5 153 623=3 149 595:8 150 082=3 183 662:8 73 176=3 166:23 33 580:5 122=37

др^тие вопросы в области образования 495 094:9 650 7547 607 021Л 702 427,1 742 309:7 247 214:8 149:93 39 882:6 105=68

Таким образом, за годы реализации целевых программ в сфере образования направления их финансирования часто меня-

Анализируя рисунок 1, можно сделать вывод, что расходы республиканского бюджета в сфере образования за период с 2010 по 2014 гг имеют умеренный темп роста. Резкое сокращение ассигнований не наблюдалось.

В современном обществе определяющим фактором роста и развития экономики является человеческий капитал. Восстановление человеческого капитала, столь необходимого для расширенного воспроизводства, обеспечивается в процессе функционирования организаций здравоохранения, которое является одной из наиболее важных сфер экономики. Решение проблем повышения качества оказываемой медицинской помощи зависит от многих факторов, одним из которых является система финансирования здравоохранения. Государство с помощью законов определяет источники финансирования в зависимости от потребностей общества.

Расходы республиканского бюджета по разделу «Здравоохранение» в 2012-2014 гг отражены в таблице 3.

Как видно из данных таблицы 3, за 2012 - 2014 г наблюдается сокращение финансирования сферы здравоохранения. Снижение в 2014 г по сравнению с 2012 г составило 1 260 654,0 тыс. руб. или 21,4%.

В 2014 г на реализацию республиканских мер социальной поддержки населения по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения льготных категорий граждан по рецептам

лись.

Динамика расходования бюджетных средств представлена на рисунке 1.

врача бесплатно было направлено 438 271,5 тыс. руб. На лечение больных в другие города было направлено 1930,6 тыс. руб. Расходы на централизованное приобретение медикаментов составили 25 557,2 тыс. руб. Кроме того, расходы на приобретение расходного материала для перинатальной диагностики составили 3 000,0 тыс. руб., на закупку диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека - 689 тыс. руб. Расходы на оказание высокотехнологической медицинской помощи составили 51 608 тыс. руб. Расходы на долечивание работаю щих граждан после стационарного лечения составили 15 519,4 тыс. руб.

Большой удельный вес в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Мордовия приходится на расходы, связанные с финансированием социальной политики.

Социальная политика направлена на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни населения, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала.

8 000 000 -

6 000 000

4 000 000 -

2 000 000

0

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Рисунок 1 - Динамика расходования средств по направлению «Образование»

в РМ в 2010-2014 гг

Направления финансирования 2012 г. 2013 г. 2014 г. Отклонение 2014 г. от 2012 г. Отклонение 2014 г. от 2013 г.

Тыс. руб. Темп прироста, % Тыс. руб. Темп прироста, %

Региональный бюджет всего, в том числе: 5 891 316,9 5 056 584,1 4 630 662,9 -1 260 654,0 -21,40 425 921,2 -8,42

Больницы, клиники, госпитали, медико-санитарные части 2 871 846,9 2 444 530.4 1 996 914,1 -874 932,8 -30,47 447 616,3 -18,31

Поликлиники, амбулатории, диагностические центры 1 502 411,5 954 308,3 1 137 770,7 -364 640,8 -24,27 183 462,4 19,22

Медицинская помощь в дневных стали он арах всех типов 83 872,0 84 578,9 71 468,5 -12 403,5 -14,79 -13 110,4 -15,50

Станции скорой и неотложной помощи 290 301,6 294 284,0 437 407,7 147 106,1 50,67 143 123,7 48,63

Санаторно-озд оро вительн ая помощь (санатории для больных туберкулезом и санатории для детей и подростков) 84 456,0 98 355,0 105 591,9 21 135,9 25,03 7 236,9 7,36

Станции и отделения переливания крови 64 592,6 398 838,8 98 282,9 33 690,3 52,16 -300 555,9 -75,36

Санитарно-эпидеми о логическо е благополучие населения 0,0 4 788,2 6 979,8 -6 979,8 2 191,6 45,77

Другие вопросы в области здравоохранения 993 836,3 776 900,5 776 247,3 -217 589,0 -21,89 - 653,2 -0,08

Социальная политика является одной из главных составляющих политики Правительства Республики Мордовия, которая ставит перед собой цель решения социальных проблем. Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» в 2012-2014 ггг отражены в таблице 4.

Из данных таблицы 4 видно, что за анализируемый период наблюдается сокращение финансирования социальной политики за счет бюджетных средств. Отклонение 2012 г от 2014 г составило 440 609,8 тыс. руб. или 6,85%. Главным образом это связано с сокращением пенсионного обеспечения за счет бюджетных средств, объемы которого за 2012 - 2014 гг сократились на 2 024 997,7 тыс. руб.: с 2 096 190,1 тыс. руб. в 2012 г до 71 192,4 тыс. руб. в 2014 г По остальным составляющим социальной политики, реализуемой в Республике Мордовия, отмечается положительная динамика [5, 6]. На мероприятия государственной программы «Доступная среда» с целью обеспечения доступности для инвалидов направлено 7 481,9 тыс. руб.

На реализацию государственной политики в области занятости населения, осуществляемой за счет субвенции, передаваемой из федерального бюджета на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, было потрачено бюджетных ассигнований в

8 ООО ООО

6 ООО ООО

4 ООО ООО

2 ООО ООО

сумме 134 814,7 тыс. руб.

Большое значение приобретают социальные выплаты и субсидии на строительство или приобретение жилья гражданами, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Расходы на предоставление социальных выплат и субсидий на строительство или приобретение жилья составили 1 070 700,6 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг предусмотрены бюджетные средства в сумме 272 089,7 тыс. руб. В рамках реализации данной подпрограммы в

2014 г получили социальную выплату на улучшение жилищных условий 564 молодые семьи.

Кроме того, на предоставление дополнительных социальных выплат семьям -участницам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Республиканской целевой программы «Жилище» на 2011 -

2015 гг при рождении (усыновлении) одного ребенка было предусмотрено за счет средств бюджета Республики Мордовия - 2 412,0 тыс. руб. Социальной выплатой воспользовались 17 семей.

Динамика расходования бюджетных средств по направлению «Социальная политика» представлена на рисунке 2.

гш

2012 г.

2013 г.

2014г.

Рисунок 2 - Динамика расходования средств по направлению «Социальная политика»

в РМ в 2012-2014 гг

Таблица 4- Бюджетное финал сиров ание социальной политики в Республике Мордовия за 2012 - 2014 гг.: тыс. руо.

Направления финансирования 2012 г. 2013 г. 2014г. Отклонение 2014 г. от 2012 г. Отклонение 2014 г. от 2013 г.

Тыс. руо. Темп прироста, % Тыс. руо. Темп прироста, %

Региональный бюджет всего, в том числе: 6 428 898:б 5 428 404,6 5 988 288:8 440 609:8 -6:85 559 884:2 \т

Пенсионное обеспечение 2 096 190:1 66 370:5 71 192:4 -2 024 997:7 -96:60 4 821:9 121

Социальное обспухнннне населения 719 072:2 825 586:5 915 903:3 196 &31Д 27:37 90 316:8 10:94

Социальное обеспечение населения 3 187 878:2 4 054 928:0 4 276 828:7 1 088 950:5 34:16 221 900:7 5:47

Охрана семьи и детства 326 849:7 386 070:8 602 547:3 275 697:6 84:35 216476:5 5б:07

Другие вопросы в области социальной политики 98 908:4 95 448:8 121 817,1 22 908:7 23:16 26 368:3 27:63

Как видно из рисунка 2, за анализируемый период наблюдается некоторое сокращение финансирования направления «Социальная политика». Так, в 2012 г ассигнования исполнены в размере 6 428 898,6 тыс. руб., в 2013 г они снизились на 10,31% и составили 5 428 404,6 тыс. руб. В 2014 г наблюдается рост ассигнований. Они составили 5 988 288,8 тыс. руб.

В процессе проведенного анализа мы рассмотрели необходимость финансирования экономики и социальной сферы как

фактора развития человеческого потенциала региона. Доходы бюджетов субъектов РФ являются основой и предпосылкой развития соответствующих территорий, удовлетворения потребностей населения региона, повышения человеческого потенциала. Наличия ресурсов в достаточном количестве для осуществления необходимых бюджетных расходов является важнейшим условием успешной реализации экономической и социальной политики государства, человеческого развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Чубрикова, Л.Н., Катайкина, Н.Н. Социально-экономические аспекты уровня и качества жизни населения России // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2013. - № 2. - С. 82-87.

2. Баурина, С.Б. Управление качеством в отраслях материального производства: монография. - Саранск: 13РУС-Принт, 2015. - 176 с.

3. Россия в цифрах. 2014: Крат. стат. сб. / Росстат - М., 2014. - 752 с.

4. Об основных направлениях бюджетной политики на 2013 -1015 гг // Инвестиции в России. - № 9. - С. 23-32.

5. Мягкова, М.В., Маркова, А.А. Современные тенденции развития банковского кредитования предприятий реального сектора экономики // Научное обозрение. - 2014. - № 11-3. - С. 863-868.

6. Катайкина, Н.Н., Лохтина, Л.М. Тенденции финансирования национального проекта в сфере образования на территории Республики Мордовия // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2012. - № 2. - С. 118-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.