Исследование расходной части бюджета Республики Мордовия
Бусалова Светлана Генадьевна к.э.н., доцент
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университетим.Н.П.Огарева»
Филичкина Юлия Юрьевна к.э.н., доцент
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университетим.Н.П.Огарева» [email protected]
Аннотация. В статье проведен анализ исполнения расходной части бюджета Республики Мордовия. Выявлены основные тенденции,и предложен комплекс мероприятий, позволяющий совершенствовать процесс формирования и исполнения расходной части регионального бюджета.
Abstract. In the article the analysis of expenditure out of the budget of the Republic of Mordovia. Identified key trends, and proposed the complex of measures allowing to improve process of formation and expenditure of regional budget.
Ключевые слова. Расходная часть регионального бюджета, объем бюджетных ассигнований, первоочередные расходы, финансирование расходов по основным разделам, анализ расходной части республиканского бюджета, бюджетные и автономные учреждения, развитие системы бюджетного планирования, невыполнение плана поступления доходов в бюджет Республики Мордовия, реализация федеральных и республиканских программ, величина расходов по подразделу.
Исполнение расходных обязательств Республики Мордовия, передаваемых федеральных полномочий, стратегических задач и приоритетов социально-экономического развития республики, ориентированных на улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и
социальной сфереобеспечивали бюджетные ассигнования, предусмотренные в республиканском бюджете Республики Мордовия.
В первоочередном порядке производились расходы, связанные с выплатой заработной платы и начислений на нее, социальным обеспечением населения, лекарственным обеспечением, закупкой продуктов питания, оплатой коммунальных услуг, погашением и обслуживанием государственного долга, а также иными первоочередными расходами. Остальные расходы финансировались в соответствии с фактической динамикой поступления доходов [1].Динамика расходов бюджета Республики Мордовия за 2010- 2015гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1-Динамика расходов бюджета Республики Мордовия за 2010-2015 гг., тыс. р.
Расходы 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г., план
Бюджетные 9 784,90 11 405,70 12 274,60 12 701,50 13 371,20 13 860,10
Текущие 9 555,60 11 216,20 11 871,20 12 298,10 12 967,80 13 456,80
Капитальные 184,60 56,30 403,40 403,40 403,40 403,30
Согласно представленным данным, бюджетные расходыза рассматриваемый период возросли с 9 784,90 тыс. р. в 2010 году до 13 371,20 тыс. р. в 2014 году, Величина текущих расходов с течением времени также увеличивается с 9 555,60 до 12 967,80 тыс. р., то есть на 3 412,2 тыс. р.
В 2010-2011 гг. объем капитальных расходов снизился на 30,5 %, составив 56,30 тыс. р.; к 2012 г. произошло их значительное повышение практически в 8 раз. На протяжении последних двух лет капитальные расходы остаются на неизменном уровне. Такая динамика связана с тем, что в 2011 году была продолжена реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского
народа с народами Российского государства, начатая в 2010г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2010 г. №7-р.[2]. Основными направлениями, в рамках вышеуказанных мероприятий, были вложения в инвестиционные проекты. На капитальное строительство, включая дорожное, было направлено 8 719,3 млн. р., в том числе за счет средств федерального бюджета - 3 787,1 млн. р., из бюджета Республики Мордовия - 4 932,2 млн. р. На организацию и проведение фестивалей, конкурсов, форумов, выставок, презентаций, посвященных этой дате, было выделено 124,9 млн.р., в том числе за счет средств федерального бюджета - 11,8 млн. р., бюджета Республики Мордовия - 113,1 млн. р. Рассмотрим динамику расходов бюджета РМ (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика расходов республиканского бюджета республики Мордовия по основным разделам и подразделам за 2010-2013гг.,
тыс. р.
Наименование 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Общеэкономическ ие вопросы 614 027,1 690 627,8 156 043,8 169 317,0 118 417,8
Сельское хозяйство и рыболовство 4 948 719,9 3 421 514,8 3 429 680,8 4 011 554,5 2 990 026,2
Транспорт 164 438,2 144 344,6 281 448,4 171 492,7 231 048,4
Жилищно- коммунальное хозяйство 3 500,0 1 197 180,1 868 122,7 1 234 628,2 939 594,0
Охрана окружающей среды 2 147,1 7 666,0 8 774,6 18 906,2 9 058,1
Образование 1 477 830,4 4 340 142,3 5 841 572,5 6 344 030,4 5 806 740,0
Культура и СМИ 1 278 704,7 1 408 557,1 2 068 458,1 727 515, 1 898 974,5
Здравоохранение 2 618 632,9 6 139 432,7 5 891 316,9 5 056 584,1 3 604 337,3
Физическая культура и спорт 301 391,8 586 675,3 648 323,9 584 179,1 1 648 751,2
Социальная политика 7 112 338,5 5 982 881,0 6 428 898,6 5 428 404,6 4 492 261,5
По подразделу «Общеэкономические вопросы» отражены расходы на реализацию государственной политики занятости населения, включающие содержание и обеспечение деятельности государственных учреждений службы занятости населения, осуществляемые за счет субвенции, передаваемой из федерального бюджета, а также расходы на реализацию программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия. Большая часть расходов по данному разделу направляется на реализацию Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Мордовия.Средства Программы направлены на следующие мероприятия по снижению напряженности на рынке труда:
- организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу;
- опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников);
- содействие трудоустройству инвалидов;
- стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.
- содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Величина расходов по этому подразделу «Общеэкономические расходы» изменялась неодинаково. В 2011 г. наблюдалось незначительное увеличение объема, но к 2012 г. расходы снизились на 534 584 тыс. р., то есть почти в 4 раза и в 2013 году составили 169 317,0 тыс. р. Причинами такой динамичной ситуации могли статьнизкая активность
работодателей,изменение размера заработной платы,нежелание женщин сменить рабочее место, в связи с выработкой стажа работы для выхода на льготную пенсию и т.д.
Государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли Республики Мордовия осуществлялась в соответствии с направлениями, определенными Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы. Средства предоставлялись в виде поддержки племенного животноводства, производства яиц, мяса птицы и свинины, создания семейных молочных животноводческих ферм, в виде возмещения затрат товаропроизводителям, в виде субсидий на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, экономически значимых региональных программ по развитию сельского хозяйства и т.д.Расходы по данному подразделу за период с 2010-2014 гг. изменялись незначительно и в основном находились на одинаковом уровне.
Основной причиной неполного освоения ассигнований является позднее внесение изменений в распределение в республике федеральных субсидий в сторону уменьшения, в связи, с чем они не были учтены в утвержденных суммах.
По подразделу «Транспорт» наибольший объем финансирования за рассматриваемый нами период был в 2012 году в сумме 281 448,4 тыс. р., что составило 93,9% к плановому назначению или в пределах фактически выполненных работ и предоставленных услуг. По данному подразделу расходы в основном осуществляются в виде возмещения части затрат, связанных с обеспечением авиаперевозок и оказанием иных услуг, поддержки железнодорожного транспорта, возмещением затрат и компенсацией потерь.
Расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» направлены на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунальной сферы, повышения благоустройства и комфортности условий проживания
граждан, на улучшение состояния, строительство и реконструкцию жилищного фонда, на поддержку коммунального хозяйства, на реализацию Республиканских целевых программ «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства» на 2011-2015 годы и «Чистая вода» на 2011-2015 годы. Расходы по данному разделу с 2010-2013гг. увеличились с 3 500,0 до 1 234 628,2 тыс. р.
По разделу «Охрана окружающей среды» приводятся расходы природоохранного характера, то есть средства на тампонирование бесхозяйных водонапорных скважин, обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды, активизацию работы школьных лесничеств, ведение Красной книги Республики Мордовия, экологическое воспитание, образование и пропаганду экологических знаний, проведение конкурсов, слетов, научно-практических конференций экологического направления, оплату государственных услуг, оказываемых федеральным государственным бюджетным учреждением «Мордовгидрометеорология и т.д. Объем расходов по данному разделу неуклонно возрастал, прирост в 2013 году по сравнению с 2010 составил 16 759,1 тыс. р. Это связано с тем, что помимо всех перечисленных выше мероприятий, в 2013 году еще добавились расходы на оплату работ по строительству полигона ТБО (г.Ардатов), изготовление технических и кадастровых паспортов для бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также расходы на выполнение государственного задания ГБУ Республики Мордовия «Зубово-Полянское опытное охотничье хозяйство» в сумме 6 511,3 тыс. р. Все это, безусловно, требовало финансовых вложений.
Финансирование расходов на образование осуществлялось с учетом обеспечения доступности качественного общего, дополнительного и профессионального образования, а также дальнейшей реализацией приоритетного национального проекта «Образование». Также расходы по данному разделу направляются на содержание государственных образовательных учреждений, финансирование мероприятий в рамках целевых программ и централизованных мероприятий, на проведение летней
оздоровительной кампании детей и подростков, на содержание органов управления и т.д. Величина расходов на образование увеличивалась с течением времени и в 2013 году стала составлять 6 344 030,4 тыс. р., что составляет 97,6% от утвержденного плана. Такая ситуация вполне закономерна, ведь в Республике Мордовия успешно реализуется проект модернизации региональных систем образования. В рамках реализации проекта своевременно разработана нормативно-правовая база на всех уровнях: региональном, муниципальном, учрежденческом. Также значительное количество средств расходуется на региональные и федеральные целевые программы, такие как «Одаренные дети», Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы и т.д. В 2013 году по отрасли «Образование» реализовывались федеральные и республиканские программы на сумму 632 161,6 тыс. р., что составляет 94,8% от плановых назначений. Кроме того, создан и функционирует Центр дистанционного обучения детей-инвалидов.Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 11 мая 2010 года № 227-р создано Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей - Центр для одаренных детей», в котором отрабатывается новая система поиска, отбора и сопровождения талантливых детей. Ему отводится значительная роль в инновационной подготовке кадров для Технопарка Мордовии и инновационного Центра «Сколково», что позволит обеспечить систему непрерывного образования «школа - национальный исследовательский университет - технопарк».
Разделы «Культура, кинематография» и «Средства массовой информации» направляют свои средства на проведение централизованных мероприятий в области культуры, финансирование целевых республиканских программ, на кинематографию в части финансового обеспечения деятельности автономного учреждения «Кинофонд Республики Мордовия», на содержание аппарата Министерства культуры Республики Мордовия, а также на государственную поддержку в сфере электронных средств массовой
информации и обеспечение деятельности учреждений этой сферы, таких как ООО «РТКОМ» (телевидение), АУ «Мордовия-7 дней» (Радиостанция «Вайгель»), ГТРК «Мордовия»), содержание государственных учреждений по изданию газет и журналов и т.д. Расходы по данному разделу с 20102012гг. увеличивались, а к 2013 снизились и составили 727 515, 1 тыс. р.
Расходы по отрасли здравоохранение по видам медицинской помощи (без учета расходов на капитальные вложения и аппарат управления) характеризуются направлением средств на медицинскую помощь в стационарных условиях, на медицинскую помощь в амбулаторных условиях, на медицинскую помощь в условиях дневного стационара, на скорую медицинскую помощь, на санаторно-оздоровительную помощь в условиях санаториев и т.д. За 2010-2013 гг. объем расходов увеличился с 2 618 632,9 до 5 056 584,1 тыс. р. Причем процент исполнения составил 84 и 97,8% соответственно. Отклонения от утвержденных годовых назначений сложились в связи с наличием экономии по транспортным расходам, услугам связи, коммунальным услугам, экономией по результатам проведенных конкурсных процедур, а также поздними сроками проведения конкурсных процедур и соответственно отсутствием факта выполнения работ, поставки оборудования, частичной экономией по результатам конкурсных процедур, длительностью сроков заключения государственных контрактов.
В составе расходов на физическую культуру и спорт отражены расходы на текущее содержание физкультурных центров и комплексов, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, реализацию республиканских целевых программ в области физической культуры и спорта, предоставление премий, грантов и единовременных материальных вознаграждений спортсменам и специалистам в области спорта, оказание государственной поддержки негосударственным (немуниципальным) юридическим лицам, предоставляющим физкультурно-спортивные услуги. Величина расходов по разделу «Физическая культура и спорт» увеличивалась с 2010 до 2012 гг. с 301 391,8 до 648 323,9 тыс. р. К
2013 году расходы снизилась и составили 584 179,1 тыс. р. Неполное освоение средств по содержанию и обеспечению деятельности учреждений сложилось в связи с экономией по арендной плате, содержанию имущества, услугам связи, а также в связи с экономией по транспортным расходам, и расходам на учебно-тренировочные сборы. Создание современной спортивной инфраструктуры, открытие новых спортивных школ, приглашение квалифицированных тренеров и специалистов и, особенно, успехи спортсменов республики на крупных международных соревнованиях способствуют росту численности населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом. В 2013 году этот показатель составил 29% граждан от всего населения республики. Уровень данного показателя является одним из самых высоких среди всех регионов страны.
Раздел «Социальная политика» включает расходы на доплаты и надбавки к пенсии, на социальное обслуживание населения, на социальное обеспечение населения, на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Мордовия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовия и т.д. Расходы по данному разделу за анализируемый период снизились с 7 112 338,5 до 5 428 404,6 тыс. р. Такая ситуация сложилась в связи с сокращением численности отдельных категорий льготников, со снижением численности безработных граждан, с отсутствием заключенных договоров купли-продажи жилых помещений, отсутствием потребности в средствах и т.д.
Прогноз объема расходов в 2014 г. на общеэкономические вопросы был исполнен на 69,1%, отклонение составило 52 974,1 тыс. р. Причинами неполного освоения средств стали низкая активность работодателей и изменение заработной платы. По подразделам «Сельское хозяйство и рыболовство» и «Транспорт» процент выполнения плана за 2014 год составил 67,3% и 60,1% , что связано, скорее всего, с поздним внесением изменений в распределение в республике федеральных субсидий в сторону
уменьшения, в связи с этим они не были учтены в утвержденных суммах. Прогноз объема расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» был исполнен на 74, 2%, при плане 1 267 139,8 тыс. р., фактически было направлено 939 594,0 тыс. р. Причиной неполного освоения является невыполнение плана поступления доходов в республиканский бюджет Республики Мордовия в 2014 году. В 2014 году ниже запланированного объема были направлены средства на охрану окружающей среды (38,5%), при прогнозе в 23 521,6 тыс. р., израсходованы только 9 058,1 тыс. р. Причиной такой ситуации стало то, что не были профинансированы расходные обязательства по их содержанию. По разделу «Образование» процент исполнения плана составил 70,7%, «Здравоохранение» - 73,6%, «Социальная политика» - 74%. Причинами невыполнения плана стали наличие экономии по транспортным расходам, услугам связи, коммунальным услугам, а также экономией по результатам проведенных конкурсных процедур. Расходы на культуру и средства массовой информации также не были осуществлены в полном объеме - при прогнозе 1 123 225,1 тыс. р., фактическое исполнение составило 898 974,5 тыс. р. или 80%. Прогноз расходов по разделу «Физическая культура и спорт» был исполнен на 62,3%, отклонение составило 998 095,3 тыс. р., что связано с экономией по арендной плате, содержанию имущества и расходам на учебно-тренировочные сборы.
Теперь рассмотрим и проанализируем структуру расходов бюджета Республики Мордовия за 2010-2014 гг. по разделам «Общегосударственные вопросы» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» ( таблица 2).
Исходя из данной таблицы, мы видим, что объем расходов по разделу «Общегосударственные вопросы», по которому отражаются расходы на государственное управление, а именно на функционирование Администрации Главы Республики Мордовия, на функционирование законодательных органов государственной власти и местного самоуправления, на обеспечение проведения выборов и референдумов, на
обеспечение деятельности аппаратов мировых судей и т.д., с 2010-2014 гг. уменьшился с 1 020 528,5 до 352 570,6 тыс. р. Уменьшение объема расходов сложилось в связи с тем, что не были профинансированы расходные обязательства по оплате государственных контрактов, в связи с невыполнением плана поступления доходов в республиканский бюджет Республики Мордовия, а также в связи с напряженным исполнением республиканского бюджета Республики Мордовия в конце отчетного финансового года[1].
По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» отражаются расходына усиление борьбы с преступностью и укрепления материально-технической базы органов внутренних дел, противопожарной службы, а также на проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций. За 2010-2014 гг. произошло увеличение объема расходов на 3 697,4 тыс. р. [3].
Таким образом, проанализировав расходную часть республиканского бюджета Республики Мордовия за 2010-2014гг., мы пришли к выводу о том, что в целях совершенствования формирования и исполнения расходной части регионального бюджета, следует реализовать комплекс мероприятий. Во-первых, необходимо развитие системы бюджетного планирования, включающеевнедрение новых информационно-коммуникационных технологий в бюджетный процесс;совершенствование механизмов формирования государственных заданий бюджетным и автономным учреждениям Республики Мордовия;расширение прав ответственных исполнителей государственных(муниципальных) программ в распределении общего(доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам;формирование общих подходов к увязке государственных программ субъектов РФ с соответствующими государственными программами РФ;завершение работы по сокращению количества субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов в рамках государственных программ. Во-вторых,необходимо дальнейшее развитие инструментов
повышения эффективности бюджетных расходов, через своевременную и качественную подготовку проекта закона Республики Мордовия о республиканском бюджете;обеспечение исполнения республиканского и консолидированного бюджета Республики Мордовия и формирование бюджетной отчетности; качественное ведение реестра расходных обязательств Республики Мордовия; активную разработку и внедрение системы анализа эффективности бюджетных расходов; дальнейшее развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Библиографический список
1. Федеральный закон N 349-Ф3 (с изменениями и дополнениями) от
02. 12. 2013 г. "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов": [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70525334
2. Об утверждении плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 15.01.2010 N 7-р - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6632149/-Загл. с экрана.
3. Национальная политика Республики Мордовия: цифры и факты // Официальный сайт органов государственной власти РМ. URL: http://www.e-mordovia.ru/.