Научная статья на тему 'Формирование и исполнение консолидированного бюджета Чеченской республики в период с 2000 по 2013 г'

Формирование и исполнение консолидированного бюджета Чеченской республики в период с 2000 по 2013 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕГИОНА / БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС / ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решиев С.С.

В статье исследуются особенности формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики за последние 14 лет. На базе структурного анализа исполнения консолидированного бюджета республики в исследуемый период установлены его чрезмерная зависимость от безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также крайняя уязвимость от конъюнктуры федеральной бюджетной политики по отношению к республике. На основании анализа характера формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики в период с 2000 по 2013 г. предлагается решить некоторые задачи, направленные на оптимизацию экономической и бюджетной политики республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и исполнение консолидированного бюджета Чеченской республики в период с 2000 по 2013 г»

Региональные финансы

Удк 336.1

формирование и исполнение консолидированного бюджета чеченской республики в период

с 2000 ПО 2013 г.

С. С. РЕШИЕВ, доктор экономических наук, начальник отдела развития финансово-бюджетной системы секретариата первого заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики E-mail: budgetdepchech@mail.ru

В статье исследуются особенности формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики за последние 14 лет. На базе структурного анализа исполнения консолидированного бюджета республики в исследуемый период установлены его чрезмерная зависимость от безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также крайняя уязвимость от конъюнктуры федеральной бюджетной политики по отношению к республике. На основании анализа характера формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики в период с 2000 по 2013 г. предлагается решить некоторые задачи, направленные на оптимизацию экономической и бюджетной политики республики.

Ключевые слова: Чеченская Республика, консолидированный бюджет региона, Бюджетный кодекс, юридический статус бюджета, бюджетная система Российской Федерации, доходы бюджета, расходы бюджета, республиканские целевые программы.

Динамика формирования и исполнения республиканского бюджета и его структура свидетельствуют о характере и уровне социально-экономического развития региона. На основе этих факторов можно

прогнозировать и программировать потенциал региона для синергетического развития.

В представленном исследовании динамика формирования и исполнения консолидированного бюджета республики за 2000-2013 гг. рассматривается в два этапа.

Первый этап (2000-2005 гг.) - период формирования и исполнения консолидированного бюджета республики в ограниченном режиме.

Второй этап (2006-2013 гг.) - период формирования и исполнения консолидированного бюджета республики в полноценном режиме.

Основные характеристики консолидированного бюджета Чеченской Республики в период с 2000 по 2005 г. представлены в табл. 1 и 2.

С 2006 г. Чеченская Республика перешла на полноценную структуру финансовой системы, в частности, были упорядочены и законодательно регламентированы бюджетное устройство и бюджетный процесс республики. В отличие от периода с 2003 по 2005 г. юридический статус бюджета в 2006 г. был повышен: он был утвержден в форме республиканского закона. Были разграничены финансовые полномочия районного и республиканского уровней бюджетов

Таблица 1

структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской республики

в период с 2000 по 2005 г., млн руб.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Доходы бюджета, всего 5,5 3 109,9 7 555,5 9 115,6 25 038,0 16 753,3

Налоговые поступления 4,6 13,1 1 302,1 1 120,9 1 707,2 1 746,2

Неналоговые поступления 0,3 0,8 5,3 6,4 73,8 64,3

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета - 3 094,6 6 246,5 7 988,3 23 257,1 14 550,9

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011.

Таблица 2

структура расходной части консолидированного бюджета Чеченской республики

в период с 2000 по 2005 г., млн руб.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Расходы, всего 5,4 2742,1 6683,3 10187,4 24668,5 15357,2

Промышленность, энергетика и строительство - 0,0 1 422,4 1 777,9 1 340,6 -

Сельское хозяйство и рыболовство 0,0 46,2 10,1 376,4 307,2 -

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика - 46,7 221,9 94,1 75,7 -

Жилищно-коммунальное хозяйство 0,2 317,4 567,5 643,3 836,1 1 402,5

Социально-культурные мероприятия 0,5 1 301,8 2 666,1 3 916,8 17 288,8 7 050,1

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011.

внутри бюджетной системы республики. С 2006 г. был установлен статус органов исполнительной власти республики как распорядителей бюджетных средств, а также упорядочены система кассового исполнения бюджета и порядок представления финансовой отчетности бюджетополучателями всех уровней бюджетной системы республики.

Согласно отчетам Правительства Чеченской Республики (на основании мер по повышению эффективности расходов бюджета республики), представляемым на основании соглашения по повышению эффективности бюджетных расходов в соответствии с требованиями п. 4 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 2006 г. не было допущено необоснованного роста численности работников учреждений сектора государственного управления, а также задолженности по заработной плате и социальным выплатам. Следует отметить, что указанный пункт Бюджетного кодекса РФ налагает серьезные ограничения на субъекты РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 % объема собственных доходов консолидированного бюджета.

Далее структура консолидированного бюджета Чеченской Республики за последние 8 лет, т. е. с начала утверждения бюджета в форме республиканского закона, будет представлена в графической и табличной форме.

Структура исполнения консолидированного бюджета республики за последние годы свидетельствует:

- о чрезмерной зависимости консолидированного бюджета Чеченской Республики от безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также о его крайней уязвимости от конъюнктуры (поведения) федеральной бюджетной политики по отношению к республике;

- об отсутствии диверсифицированной (разносторонней) структуры экономики республики, отвечающей современным требованиям и вызовам.

При рассмотрении доходной части консолидированного бюджета республики за период с 2000 по 2013 г. можно наблюдать, что она увеличивается с 2007 по 2012 г. и уменьшается в 2013 г. Рост за указанный период был связан с финансированием программных мероприятий ФЦП «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 г. и последующие годы)»1 и ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 гг.»2. Снижение показа-

1 О Федеральной целевой программе «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)»: постановление Правительства РФ от 21.12.2001 № 889 (ред. от 29.12.2007).

2 О федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы»: постановление Правительства РФ от 15.07.2008 № 537 (ред. от 08.12.2011).

Таблица 3

структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской республики

в период с 2006 по 2013 г., млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013*

Доходы бюджета, всего 23 378,5 63 565,5 64 684,0 65 259,4 64 832,8 78 917,1 78 303,4 60 158,8

Налоговые и неналоговые доходы 3 519,0 4 685,3 6 031,3 6 107,4 8 689,5 10 354,4 11 650,6 12 658,3

Налог на прибыль организаций 680,6 746,5 810,7 728,1 847,1 1 546,0 665,6 849,5

Налог на доходы физических лиц 2 229,5 3 162,5 4 056,6 4 630,9 4 842,5 5 329,8 7 128,1 7 783,8

Налог на добычу полезных ископаемых 240,1 251,0 331,0 157,2 0 0 0 0

в виде углеводородного сырья

Прочие налоговые и неналоговые 368,8 525,3 833,0 591,2 2 999,9 3 478,6 3 856,9 4 025

доходы

Безвозмездные перечисления 19 859,5 58 880,2 58 652,7 59 152,0 56 143,3 68 566,0 66 652,7 47 500,5

из федерального бюджета

Источник: Отчеты министерства финансов Чеченской Республики об исполнении консолидированного бюджета; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. /Росстат. М., 2012.

* Утвержденные плановые показатели приведены на основе отчета министерства финансов Чеченской Республики об исполнении консолидированного бюджета республики на 01.04.2013.

теля в 2013 г. было обусловлено окончанием указанных ФЦП.

Доходы консолидированного бюджета республики на 2013 г. сформированы и утверждены в объеме 60 158,8 млн руб., что на 18 144,6 млн руб. (23,2 %) меньше, чем в 2012 г. Сокращение доходов консолидированного бюджета республики в 2013 г. произойдет из-за сокращения безвозмездных перечислений из федерального бюджета. В 2013 г. собственные доходы в доходной части консолидированного бюджета республики прогнозируются на уровне 12 658,3 млн руб. (21,0 %), а безвозмездные перечисления из федерального бюджета - на уровне 47 500,5 млн руб. (79,0 %). В 2013 г. безвозмездные перечисления из федерального бюджета уменьшатся по сравнению с 2012 г. на 19 152,2 млн руб., или на 28,7%.

Л Л)' (Ф Л ,

* Утвержденный плановый показатель. рис. 1. Доходы консолидированного бюджета республики за 2000-2013 гг.

Структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в период с 2006 по 2013 г. представлена в табл. 3.

В 2013 г. консолидированный бюджет республики будет меньше, чем в 2007 г. (по доходам - на

3 406,7 млн руб., а по расходам - на 2 384,8 млн руб.). Доходы консолидированного бюджета республики за 2000-2013 гг. представлены на рис. 1.

Доходы консолидированного бюджета республики в последние годы в основном формируются за счет

4 статей, а именно: «Безвозмездные перечисления из федерального бюджета», «Налог на доходы физических лиц», «Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации», «Налог на прибыль организаций».

С 2000 г. главное место в доходной части консолидированного бюджета республики, безусловно, занимают безвозмездные перечисления из федерального бюджета (более 80 %, в республиканском бюджете этот показатель соответствует примерно 90 %).

В последние годы по объему поступлений налог на доходы физических лиц прочно занимает 2-е место среди всех статей доходной части консолидированного бюджета республики. Доход по этому виду налога в консолидированном бюджете республики практически формируется за счет подоходного налога на заработную плату работников бюджетной сферы (согласно

п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации) (указанный налог изымается при начислении заработной платы).

Таким образом, данный вид налога является легко собираемым, и объем его поступлений в бюджет республики фактически зависит от роста заработной платы работников бюджетной сферы, установленной на федеральном уровне. Заслуга за его сбор в консолидированный бюджет республики фискальных органов (финансовых и налоговых органов республики) невелика.

На 3-м месте по объему поступлений находятся акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации. Доход по этому виду налога в консолидированном бюджете республики практически формируется на федеральном уровне исходя из протяженности автомобильных дорог республики и зарегистрированных автомобилей на ее территории. Заслуга за его сбор в консолидированный бюджет республики фискальных органов региона также невелика.

На 4-м месте по объему поступлений находится налог на прибыль организаций. В последние годы показатель фактического сбора этого налога, являющегося индикатором экономического развития региона, не достигает планового уровня. До настоящего времени не удалось найти действенных способов (мер) по увеличению налоговой базы данного налога на территории региона.

1%

9%

Таким образом, фактические усилия фискальных органов республики направлены на обеспечение нескольких процентов дохода (за счет налога на прибыль организаций и прочих налоговых и неналоговых доходов) (рис. 2).

Структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в период с 2006 по 2013 г. представлена на рис. 3.

Можно отметить, что в настоящее время существует крайняя необходимость в установлении объективной налоговой базы республики и развитии ее с учетом позитивного опыта отечественной практики.

Рассматривая структуру расходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики (табл. 4, рис. 4-6), можно наблюдать, что в период с 2006 по 2012 г. наибольшие расходы консолидированного бюджета республики приходились на восстановление, поддержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства республики (78 501,0 млн руб.). На 2-м месте по расходам было образование (68 772,7 млн руб.), на 3-м месте - социальная политика (67 444,3 млн руб.), на 4-м месте - здравоохранение и спорт (60 434,4 млн руб.), на 5-м месте -национальная экономика (59 017,6 млн руб.).

В 2013 г. практически все основные показатели статей расходной части республиканского бюджета (см. табл. 4) будут ниже их уровня в 2012 г., а некоторые существенно. Исключением является

I Налог на прибыль организаций

0 Налог на доходы физическихлиц

□ Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ 0 Прочиеналоговыеи неналоговые доходы

□ Безвозмездные перечисления из федерального бюджета

Рис. 2. Структура доходной части консолидированного бюджета республики в 2012 г.

* Утвержденные плановые показатели.

рис. 3. Структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в период с 2006 по 2013 г., млн руб.

Таблица 4

Структура расходной части консолидированного бюджета Чеченской республики

в период с 2006 по 2013 г., млн руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013*

Расходы бюджета, всего 21 030,4 60 600,6 64 884,8 74 055,8 65 720,2 80 791,8 77 531,9 58 215,8

Общегосударственные вопросы 3 317,0 4 429,9 5 557,2 5 378,9 5 945,5 6 822,1 7 996,0 6 025,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 3 766,0 4 253,4 3 944,8 3 694,2 3 343,6 3 392,6 327,8 394,8

Национальная экономика 2 254,5 5 171,6 8 967,4 13 375,4 8 377,0 9 658,6 11 213,1 9 286,4

Жилищно-коммунальное хозяйство 2 150,8 26 157,6 16 247,3 1 282,8 10 600,7 13 827,7 8 234,1 1 814,7

Образование 4 313,6 7 658,8 9 938,0 10 760,3 1 797,4 14 556,6 19 748,0 18 058,4

Здравоохранение и спорт 2 549,3 5 348,0 7 460,2 10 455,4 8 299,8 12 450,8 13 870,9 9 941,5

Социальная политика 2 098,7 5 848,8 9 545,2 14 386,6 12 300,2 11 071,2 12 193,6 9 700,2

Прочие расходы 580,5 1 732,5 3 224,7 4 722,2 5 056 9 012,2 3 948,4 2 994,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Отчеты министерства финансов Чеченской Республики об исполнении консолидированного бюджета; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

* Утвержденные плановые показатели приведены на основе отчета министерства финансов Чеченской Республики об исполнении консолидированного бюджета республики на 01.04.2013.

и-1---1-1-1-1-1-1-1-1-Г

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013"

* Утвержденный плановый показатель.

Рис. 4. Расходы консолидированного бюджета Чеченской Республики в период с 2000 по 2013 г., млн руб.

30 ООО г

25 ООО

20 ООО

15 ООО

10 ООО

5 000

É

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013*

I Общегосударственные вопросы

□ Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

□ Национальная экономика

□ Жилищно-коммунальноехозяйство

] Образование

■ Здравоохранение и спорт

□ Социальная политика

ш Прочие расходы

* Утвержденные плановые показатели.

Рис. 5. Структура расходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики

в период с 2006 по 2013 г, млн руб.

ш. Об ш^е г(куда рсг ве н н ь

Национальная безопасность и

правоохранительная

деятельность

Национальная экономика

. Жилищно-коммунальное

ХОЗЯЙСТВО

Образование

Здравоохранение и спорт

Социальная политика

Прочие расходы

Рис. 6. Структура расходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2012 г

статья «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», увеличение значения этого показателя в 2013 г. запланировано на 20,4 % по сравнению с 2012 г.

В рамках республиканского бюджета на 2013 г. предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию долгосрочных (республиканских) целевых программ в размере 5 049,4 млн руб. Всего этих программ 25. Программы развития, по которым рассмотрено финансирование из республиканского бюджета в 2013 г., представлены в табл. 5.

Кроме того, в республиканском бюджете предусмотрены: субсидии на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за счет средств регионального бюджета в размере 210,0 млн руб.; бюджетные ассигнования на реализацию 10 ведомственных целевых программ развития и поддержания социальной сферы республики на общую сумму 19 852,8 млн руб.

В рамках республиканского бюджета на 2013 г. также запланированы государственные гарантии

Чеченской Республики на общую сумму 1 413,2 млн руб., в том числе:

1) на строительство всесезонного горнолыжного курорта «Ведучи» - Итум-Калинский район (1 020,0 млн руб.);

2) на закладку многолетних насаждений (виноградарство) по интенсивной технологии на площади 500 га (130,7 млн руб.);

3) на строительство спортивно-туристического комплекса «Кезеной-Ам» (262,5 млн руб.).

В настоящее время для того чтобы за короткие сроки нарастить собственные доходы в доходной части консолидированного бюджета республики и полноценно интегрировать ее в единое социально-экономическое пространство страны и мирохозяйственные процессы, руководству республики, по мнению автора, необходимо в регионе решить ряд задач:

1) реально обеспечить и защитить экономические свободы предпринимателей на территории республики, в том числе неприкосновенность частной собственности;

Источник: Отчет министерства финансов Чеченской Республики об исполнении консолидированного бюджета республики на 01.04.2013.

Таблица 5

республиканские целевые программы, действующие на территории Чеченской республики в 2013 г., млн руб.

республиканская целевая программа Запланированное финансирование программ из республиканского бюджета в 2013 г.

Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2014 гг 31,1

Культура Чеченской Республики 30,7

Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Чеченской Республике на 2011-2015 гг 30,0

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Чеченской Республике на 2011-2013 гг и на перспективу до 2020 г 495,1

Допризывная подготовка молодежи в Чеченской Республике на 2010-2014 гг 4,1

Обеспечение резервными автономными источниками энергоснабжения социально значимых объектов жизнеобеспечения Чеченской Республики на 2011-2014 гг 132,4

Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на территории Чеченской Республики на период с 2009 по 2014 г 4,1

Информатизация системы здравоохранения Чеченской Республики на 2011-2013 гг. 97

Информационное общество Чеченской Республики на 2011-2020 гг 64,0

Экология и природные ресурсы Чеченской Республики на период с 2012 по 2020 г 30,8

Развитие промышленности в Чеченской Республике на период с 2012 по 2014 г. 250,0

Повышение эффективности бюджетных расходов Чеченской Республики на период до 2014 г 106,6

Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 гг. 212

Повышение качества жизни пожилых людей на 2011-2013 гг 51,5

Развитие села до 2013 г 390,0

Развитие спорта в Чеченской Республике на период с 2012 по 2014 г 595,0

Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама на 2012-2014 гг. 91,5

Развитие системы дошкольного образования Чеченской Республики на 2012-2014 гг. 286,0

Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Чеченской Республике на 2011-2013 гг 24,5

Развитие семейных животноводческих ферм на базе фермерских (крестьянских) хозяйств в Чеченской Республике на период с 2012 по 2014 г 28,4

Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 гг. 4,8

Создание резерва материально-технических, медицинских и иных средств для выполнения мероприятий гражданской обороны в Чеченской Республике на 2013-2022 гг 23,9

Обеспечение мер пожарной безопасности в лесах Чеченской Республики на 2012-2018 гг 1,7

Подготовка национальных кадров за рубежом на 2008-2017 гг. 255,0

Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики на 2012-2014 гг 2 709,2

2) обеспечить настоящую конкуренцию среди предпринимателей на территории республики и не допустить монополизации сегментов внутреннего рынка;

3) создать необходимые условия для существенного снижения платы за аренду торговых (производственных) площадей на территории республики и создания значительного количества

альтернативных торговых (производственных) площадок, необходимых:

- для поддержания конкуренции в регионе;

- для лучшего обеспечения спроса конечных потребителей;

- для максимального аккумулирования потребительских денежных расходов населения республики на внутреннем рынке;

4) максимально снизить коррупционный и бюрократический пресс на предпринимателей в республике.

Указанные задачи необходимо решать с учетом опыта успешных аналогов из отечественной и мировой практики.

Список литературы 1. О республиканском бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.: закон Чеченской Республики от 26.12.2012 № 40-РЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Отчет министерства финансов Чеченской Республики об исполнении консолидированного бюджета республики на 01.04.2013. URL: http:// www. minfinchr. ru.

3. Отчеты министерства финансов Чеченской Республики об исполнении консолидированного бюджета республики за 2006-2012 гг. URL: http:// www. minfinchr. ru.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012.

6-7 ноября 2013 г. в Новосибирске факультет бизнеса НГТУ и Новосибирский территориальный институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов проведут Всероссийскую научно-практическую конференцию

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

Тематика секционных выступлений:

- междисциплинарный подход в образовании: проблемы и перспективы реализации;

- проблемы и особенности развития образовательного пространства и рынка образовательных услуг в России;

- основные направления развития финансово-экономической науки;

- современные образовательные технологии в подготовке бакалавров и магистров финансово-экономических направлений;

- роль и значение научно-исследовательской деятельности студентов как доминанты федеральных государственных образовательных стандартов;

- повышение качества финансово-экономического образования: необходимое требование инновационной экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- психолого-педагогические исследования в системе финансово-экономического образования;

- компетентностный подход при проектировании образовательных программ базового и дополнительного профессионального образования;

- повышение роли профессионального сообщества и саморегулируемых организаций в развитии финансово-экономического образования;

- совершенствование системы работы по выявлению, поддержке и сопровождению талантливой студенческой молодежи (круглый стол с участием педагогических работников общеобразовательных учреждений).

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону (383) 315-32-45 либо по электронной почте fineced@yandex.ru

http://econedu.conf.nstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.