Зарубежный опыт
анализ бюджетно-финансовой политики
республики Беларусь
А.В. ХОТЬКО, кандидат экономических наук, доцент Белорусский государственный экономический университет
Согласно действующему законодательству Совет Министров Республики Беларусь ежегодно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент отчет об исполнении республиканского бюджета. Отчет представляется на рассмотрение Национального собрания не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового (бюджетного) года по структуре принятого на соответствующий год бюджета.
Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов, так же как и принятие закона о бюджете Республики Беларусь и местных бюджетов на очередной год, публикуются в печати. Кроме того, результаты исполнения бюджетов, параметры принимаемых бюджетов широко обсуждаются в средствах массовой информации, чем обеспечивается реализация одного из принципов бюджетного устройства — гласности.
Исполнение бюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Именно здесь выявляются все просчеты в планировании доходной и расходной частей бюджета, осуществляется оценка качества прогнозирования макроэкономических показателей в части их реальности и обоснованности. Организуя исполнение республиканского бюджета, Совет Министров и в первую очередь Министерство финансов обеспечивают реализацию стратегических показателей бюджетно-финансовой политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и социальных процессов.
Вместе с тем анализ исполнения республиканского бюджета позволяет отметить на протяжении ряда лет практику корректировки его доходов и расходов, дефицита бюджета. При этом уточнение показателей в течение бюджетного года могло проводиться неоднократно. Заметим, что хотя процесс
уточнения показателей бюджета осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в то же время это указывает на отдельные просчеты его разработчиков и парламентариев, а также на недостаточную обоснованность и аргументированность их доводов в диалоге с различного рода оппонентами. Все это, разумеется, не лучшим образом сказывалось на деятельности субъектов бюджетного процесса. Поэтому начиная с 2006 г. согласно Закону о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год предложения о корректировке отдельных показателей республиканского бюджета могут вноситься правительством главе государства не более 1 раза в квартал.
В результате внесенных в сентябре и декабре 2007 г. изменений уточненный план по доходам республиканского бюджета на 2007 г. составил 35 117 млрд руб. вместо первоначально утвержденного Национальным собранием 30 611 млрд руб., по расходам соответственно — 36 549 и 32 011 млрд руб., дефицит бюджета — (-1 432) и (-1 400) млрд руб., или (-1,5) и (-1,5) % к ВВП.
Направленный Президентом Республики Беларусь 31 мая 2008 г. в Палату Представителей проект Закона Республики Беларусь «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2007 г.» был принят ею 10 июня, а 20 июня одобрен Советом Республики. 30 июня 2008 г. данный закон был подписан главой государства. Таким образом, Совет Министров, обеспечивающий исполнение республиканского бюджета, в целом получил одобрение Парламента и Президента страны проводимой им в 2007 г. бюджетно-финансовой политики.
Результативность исполнения бюджета и эффективность функционирования экономики страны взаимообусловлены и взаимоувязаны, т. е.
68
финансы и кредит
успехи или просчеты в одном из них непосредственным образом сказываются на результатах другого. Так, рост объемов производства и реализации продукции, увеличение объема прибыли и уменьшение убытков в отраслях народного хозяйства и др. способствовали увеличению налогооблагаемой базы и соответственно росту доходной и расходной частей бюджета. В свою очередь бюджетная поддержка национальной экономики в 2007 г. в размере 9,2 трлн руб., а также посредством выдачи кредитов под гарантии правительства и в части продвижения продукции белорусских предприятий на внешнем рынке и др. явилась важным фактором, обусловившим рост ВВП на 8,1 %, увеличение объемов производства и доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций, реальной заработной платы в экономике и т. д. В целом же в 2007 г. бюджетная политика была ориентирована на выполнение Программы социально — экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы, в том числе на поддержание макроэкономической стабильности, достижение высоких темпов экономического роста, повышение уровня жизни и социальной защиты населения. Так, бюджетные ассигнования позволили обеспечить повышение заработной платы в бюджетной сфере до 700 тыс. руб., стипендий студентам высших учебных заведений в среднем — до 120 тыс. руб. и учащимся средних специальных учреждений — до 90 тыс. руб. Среднемесячный размер пенсий по возрасту в истекшем году возрос до 305,3 тыс. руб. (17,9 %).
За 2007 г. республиканский бюджет исполнен по доходам на 103,2 % к уточненному годовому плану и 118,4 % — к первоначальному утвержденному законом плану (36 235 млрд руб.). Полученные в прошлом году доходы республиканского бюджета на 26,4 % превышали платежи 2006 г.
Поступления налога на добавленную стоимость, удельный вес которого в 2007 г. занимал в объеме налоговых доходов 26,3 % и в общей величине доходов республиканского бюджета — 16,7 %, возросли по сравнению с предыдущим годом на 17,9 % и составили 6 069 млрд руб., или 101,9 % к уточненному плану.
Прирост поступлений налога на добавленную стоимость обеспечен в результате роста валового внутреннего продукта.
На уровень поступлений по данному доходному источнику оказали влияние: • активизация экспортной деятельности субъектов хозяйствования и, как следствие, рост
облагаемых по нулевой ставке оборотов;
• рост налоговых вычетов, обусловленный наращиванием принимаемых к зачету сумм НДС, что вызвано увеличением цен в сферах, оказывающих непосредственное влияние на деятельность всех отраслей экономики (в топливной промышленности, электроэнергетике и др.).
По информации Министерства по налогам и сборам РБ за прошлый год предприятиям-экспортерам возвращено (зачтено) НДС в размере 5,1 трлн руб., что было на 77 % выше уровня 2006 г.
В 2007 г. достигнуто также перевыполнение уточненного плана поступлений по налогам на доходы и прибыль — 103,7 % (2 284 млрд руб.), в том числе по налогу на прибыль — 103,8 % (2 185 млрд руб.). Поступления по налогу на доходы составили 98,8 млрд руб., или 103,6 % к уточненному плану.
Уплата налога на доходы в прошлом году осуществлялась с учетом принятых изменений налогового законодательства. В частности, с 1 января 2007 г. страховые организации были переведены на общий порядок налогообложения прибыли, ставка которого устанавливалась ниже ставки налога на доходы. В результате этого платежи по налогу на доходы по сравнению с 2006 г. уменьшились на 14, 5%.
Поступления акцизов в республиканский бюджет в истекшем году составили 2 884 млрд руб., или 101,4 % к уточненному годовому плану. Прирост поступления акцизов по отношению к 2006 г. был равен 7,5 %.
Поступления акцизов на автомобильное топливо (кроме импортируемого) в 2007 г. составили 1,8 трлн руб. Акцизов по водке и ликероводочным изделиям поступило в сумме 618 млрд руб., или 100,8 % к годовому плану, что было на 20 % выше уровня предыдущего года. Поступления акцизов по табачным изделиям составили 126,9 млрд руб., в том числе от отечественных производителей — 116,5 млрд руб., или 101,2 % к плану, импортного производства — 10,4 млрд руб. (100,7 %).
В 2007 г. значительно возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, за счет которых было сформировано более 1/4 (27,2 %) доходной части республиканского бюджета. По результатам года по данному источнику исполнение составило 6 281 млрд руб., или 103,5 % к уточненному годовому плану. При этом основной объем платежей по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности (около 62 %) приходится на вывозные таможенные пошлины, уплачиваемые при экспорте нефтепродуктов — 4 420 млрд руб.
Объем поступления взносов на государственное социальное страхование, наиболее значительной статьи доходной части республиканского бюджета (около 31,1 % всех доходов), в отчетном году составил 11 257 млрд руб., или 104,6 % уточненного годового плана.
Задолженность налогоплательщиков перед бюджетом по состоянию на 1 января 2008 г. составила 149,5 млрд руб., или по отношению к предыдущему году снизилась на 85,2 млрд руб.
Исполнение расходной части республиканского бюджета за 2007 г. составило 35 909 млрд руб., или 98,2 % к уточненному годовому плану и 112,2 % — к утвержденному законом плану. Удельный вес расходов республиканского бюджета в ВВП по сравнению с 2006 г. увеличился на 2,8 процентных пункта и составил 37,4 %.
Исполнение расходов республиканского бюджета в 2007 г. осуществлялось с учетом приоритетов бюджетно-финансовой политики страны, установленных Законом о бюджете Республики Беларусь на 2007 г.: повышения благосостояния населения, финансирования отраслей социальной сферы, строительства жилья и др.
В отчетном 2007 г. была сохранена социальная направленность бюджета. В первую очередь финансировались защищенные расходы, обеспечивалась своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий, денежных компенсаций, других трансфертов населению, а также осуществлялась поддержка отраслей народнохозяйственного комплекса.
Все расходы, заявленные распорядителями средств в органы государственного казначейства в 2007 г., были профинансированы в полном объеме в пределах плановых назначений и поступивших объемов целевых бюджетных фондов.
Кредиторская задолженность по республиканскому бюджету на 1 января 2008 г. составила 36,5 млрд руб. На протяжении всего года она складывалась в стабильно низком объеме 40 — 70 млрд руб. (без учета фондов).
Анализ исполнения республиканского бюджета свидетельствует о практически не изменившейся в целом структуре его расходной части по сравнению с 2006 г. Так, удельный вес субсидий и текущих трансфертов в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 3,7 процентных пункта и составил 64,7 % в общем объеме расходов. В то время как трансферты населению снизились на 3,1 процентных пункта, субсидии увеличились на 4,9, а текущие трансферты — на 2,0 процентных
пункта, в основном за счет увеличения удельного веса средств, передаваемых местным бюджетам из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц. Несмотря на абсолютный рост заработной платы работников бюджетной сферы, ее удельный вес (с начислениями) в 2007 г. уменьшился на 1,7 процентных пункта и составил 9,5 % (3,4 трлн руб.). Доля капитальных расходов снизилась на 1,7 процентных пункта.
При исполнении расходной части уточненного республиканского бюджета за 2007 г. в целом на 98,2 % по отдельным разделам функциональной бюджетной классификации расходов наблюдались существенные отклонения. Наиболее высокий процент выполнения годового плана по расходам сложился по разделам «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности» — 99,4 % (1754 млрд руб.), «Здравоохранение» — 99,2 % (937 млрд руб.), «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации» — 99,0 % (416 млрд руб.).
Выше среднего было также выполнение уточненного плана расходов по таким разделам, как «Социальная политика» — 98,6 % (12085 млрд руб.) и «Образование» — 98,3 % (1077 млрд руб.).
Наиболее низкий уровень финансирования отмечен по разделам «Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство», где было профинансировано соответственно — 97,2 % (9 млрд руб.) запланированных расходов, «Национальная оборона» — 97,5 % (1189 млрд руб.), «Общегосударственные расходы» — 97,8 % (8734 млрд руб.), «Национальная экономика» — 98,0 % (9169 млрд руб.) и «Охрана окружающей среды» — 98,1 % (538 млрд руб.).
В разрезе подразделов бюджетной классификации финансирование расходов в прошлом году было представлено следующим образом.
Расходы по подразделу «Трансферты другим уровням государственного управления», занимавшие наибольший удельный вес в расходах раздела «Общегосударственные расходы» — 68,1 %, профинансированы в объеме 5948 млрд руб., или 99,4 % к уточненному годовому плану. На финансирование государственных органов общего назначения было направлено 567 млрд руб. (96,9 %), международной деятельности — 232 млрд руб., или 91,7 % уточненных плановых назначений.
Расходы по подразделу «Оборона и Вооруженные силы», составлявшие 90,3 % от расходов по разделу «Национальная оборона», профинансированы в сумме 1074 млрд руб., или 97,5 % плана.
70
финансы и кредит
Наибольшую долю в расходах на финансирование «Правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности» в 2007 г. занимали расходы подразделов «Органы внутренних дел» — 37,9 %, «Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям» — 12,5 %, «Пограничные войска» — 10,4 %, «Органы и учреждения уголовно-исправительной системы» — 9,4 %. Расходы на финансирование органов внутренних дел в прошлом году составили 665 млрд руб., или 99,4 % от уточненного годового плана, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, соответственно — 219 млрд руб., или 99,9 %, пограничных войск — 183 млрд руб. (99,1 %), органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — 164 млрд руб., или 99,7 % уточненных годовых плановых назначений.
Объем уточненных ассигнований по подразделу «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура» на 2007 г. был предусмотрен в размере 4 182 млрд руб., или 44,7 % всех запланированных средств по разделу «Национальная экономика». Фактически финансирование по этому подразделу составило 4 075 млрд руб., что равнялось 97,4 % годового плана.
На финансирование топливно-энергетического комплекса в прошлом году было направлено 1 095 млрд руб., или 96,7 % уточненного плана. При этом около 98 % всех расходов были представлены ассигнованиями инновационных фондов Белне-фтехима и Министерства энергетики.
Наибольший удельный вес в средствах данного подраздела занимали прочие расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, которые составляли 2461 млрд руб. (60,4 %), а уровень их исполнения равнялся 98,9 % годового плана. Основная часть этих ассигнований (около 92 %) была использована согласно соответствующим актам главы государства в целях оптимизации условий поставок углеводородного сырья в Республику Беларусь.
На финансирование в 2007 г. сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности из республиканского бюджета было направлено 2 612 млрд руб., или 98,2 % уточненного плана. Основную часть средств (2,1 трлн руб.) составляли расходы республиканского фонда поддержки производите-
лей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.
Основную долю расходов бюджета по разделу «Социальная политика» (86,8 %) занимают поступления Фонда социальной защиты населения. В прошлом году расходы ФСЗН составили 10 485 млрд руб., или 98,7 % уточненного плана. Наибольший удельный вес в расходах Фонда составили расходы на выплату пенсий и пособий — 10,1 трлн руб., или 96,2 %. В 2007 г. обеспечено финансирование всех необходимых расходов за счет Фонда социальной защиты населения.
По результатам исполнения в 2007 г. республиканского бюджета сложилось превышение его доходов над расходами, т. е. получен профицит бюджета в размере 326,0 млрд руб., или по отношению к ВВП + (0,3) % (при планируемом дефиците бюджета — (1,5) %). Основным источником финансирования дефицита республиканского бюджета являлись государственные ценные бумаги. Посредством их выпуска в 2007 г. Правительство проводило заимствование на финансовом рынке с целью привлечения необходимых ресурсов для осуществления финансирования расходов бюджета, погашения ранее размещенных займов, сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей, обеспечения финансирования необходимых государственных программ и др.
За отчетный период в бюджет от реализации ценных бумаг Правительства поступило 2,1 трлн руб. (100 % плана 2007 г.). На их погашение направлено 1,7 трлн руб. (100 % плана прошлого года). По состоянию на 1 января текущего года в обращении находилось государственных ценных бумаг на 3,8 трлн руб.
Поступление средств внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета в 2007 г. составило 3,1 трлн руб., что в эквиваленте равняется приблизительно 1,4 млрд долл. США.
В заключение следует также отметить, что для исполнения республиканского бюджета за2007 г был характерен существенный рост его доходной и расходной частей по отношению к 2006 г (соответственно 126,4 и 130,6 %) . При этом темпы роста доходов и расходов бюджета были значительно выше уровня инфляции, что вызывает осторожный оптимизм.