Научная статья на тему 'Особенности расходной части регионального бюджета Республики Мордовия'

Особенности расходной части регионального бюджета Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
APPROPRIATIONS / BUDGET / STATE / STATE BACKING / DEFICIT / EXPENSES / REGIONAL ECONOMICS / FINANCIAL MECHANISM / FINANCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филева Анна Николаевна

В статье приводится оценка существующей бюджетной политики Республики Мордовия, рассматриваются особенности ранжирования средств региона по программным и непрограммным расходам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности расходной части регионального бюджета Республики Мордовия»

УДК 336.5

Филева Анна Николаевна, студентка направления подготовки 38.03.01 «Экономика», ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск

ОСОБЕННОСТИ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация: в статье приводится оценка существующей бюджетной политики Республики Мордовия, рассматриваются особенности ранжирования средств региона по программным и непрограммным расходам.

Ключевые слова: Ассигнования, бюджет, государство, государственная поддержка, дефицит, расходы, региональная экономика, финансовый механизм, финансовая политика.

Fileva Anna Nikolaevna, the student of areas of training 38.03.01 "Economics", Mordovian state University N.P. Ogarev (Russia, Saransk)

PECULIARITIES OF THE CONSUMPTION PART OF THE REGIONAL BUDGET OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Abstract: The article provides an assessment of the existing budget policy of the Republic of Mordovia, the features of ranking of the region's funds in program and non-program expenditures are considered.

Keywords: appropriations, budget, state, state backing, deficit, expenses, regional economics, financial mechanism, financial policy.

Региональный бюджет выступает необходимым экономическим механизмом и источником финансового обеспечения успешного развития приоритетных направлений экономики региона и страны в целом. Основополагающей функцией субъекта считается исполнение собственных

расходов по обязательствам как гаранта высокого уровня жизни достойного населения государства.

Актуальность данной работы объясняется необходимостью стабильности бюджетной системы региона, которая достигнута не в полной мере. В связи с этим возникает вопрос: в какой степени рационально ранжированы средства бюджета по расходным статьям при установленных нормативах применения денежных ресурсов с целью обеспечения необходимого уровня функционирования абсолютно всех областей существования населения и поэтапного экономического развития различных прилегающих структур?

В качестве задач в сфере расходов, поставленных в бюджетных посланиях Президента в качестве приоритетных отмечены мероприятия, нацеленные на усовершенствование бюджетных затрат с учетом особенностей оценки их целесообразности и результативности. В настоящий период предоставленная проблема максимально точно изложена в бюджетном послании, в котором говорится о стратегической важности полноценного финансового обеспечения первоочередных вопросов по повышению результативности бюджетных расходов, направленное на инновационное развитие, а также эффективное применение государственной материальной поддержки в нынешних обстоятельствах ограничений бюджета [2].

Предусмотренные в республиканском бюджете Республики Мордовия бюджетные ассигнования, обеспечивали выполнение обязательств по расходным статьям Республики, делегированных федеральных прав, долгосрочных целей и ориентиров общественного развития региона, направленных на формирования благоприятного климата для реализации положительных сдвигов в экономике в разрезе её областей. Также, ассигнования обеспечивают сглаживания динамики номинального объема бюджетных расходов. Данное даст возможность уменьшить отрицательную динамику размера затрат бюджета в номинальном выражении в близлежащие 3 года, обеспечит постепенное снижение дефицита федерального бюджета [3].

Полностью исполнены социально-значимые обязательства. Расходы республиканского бюджета формируются таким образом, чтобы обеспечить

республике выполнение государственных полномочий (рисунок 1). Это означает, что первостепенно производились затраты, сопряженные с оплатой труда, социальной поддержкой граждан, фармацевтическим оснащением, приобретением продовольственных продуктов, погашение расходов в сфере ЖКХ, грамотным управлением государственного долга.

41000 40000 39000 38000 37000 36000 35000 34000 33000

Рисунок 1 - Динамика расходов регионального бюджета Республики Мордовия в 2012 -

2016 гг, млн.руб. [5]

Ассигнования на развитие отраслей здравоохранения, образования, социальной политики, культуры, физкультуры и спорта, в структуре расходной части республиканского бюджета РМ составляют более 55 процентов.

100% - 1—1 п п

80% - 40,6 44,6 43,0 43,1 40,6

60% 6,6 14,8 4,8 18,0 1,7 6,3 20,8 2,8 3,6 2.4

40% - _ 20,8 21,2

20% - К и 15,4 К * Ы 13.8 14.9 1

0% 15,0 1

2012 2013 2014 2015 2016

другие расходы ■ культура, кинематография ■ физическая культура и спорт В образование ■ здравоохранение ■ социальная политика

Рисунок 2 - Структура расходов регионального бюджета Республики Мордовия в 2012 -

2016 гг, % [5]

Для более глубокого анализа обратимся к структуре бюджетных расходов республики на начало октября 2017 года, предоставленная в таблице 1. Расходная часть консолидированного бюджета Республики Мордовия исполнена в сумме 35 691,6 млн. рублей при утвержденном плане на год 52 860,7 млн. рублей или

40337 40238

2012 г 2013 г 2014 г 2015 г 2016 г

выполнена на 67,5 % к плану текущего года и на 107,0 % к соответствующему уровню прошлого года.

Исполнение по основным экономическим отраслям сложилось: общегосударственные вопросы - 63,3 % к годовому плану; национальная оборона - 59,0 %, национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 58,8 %; национальная экономика - 63,4 %; жилищно-коммунальное хозяйство - 59,0 %; охрана окружающей среды - 43,5 %; образование - 72,9 %; культура, кинематография - 68,0 %; здравоохранение - 70,8 %; социальная политика -71,7 %; физическая культура и спорт - 57,6 %, средства массовой информации -75,0 %; обслуживание государственного и муниципального долга - 87,8 %.

Таблица 1 - Расходы РМ за 9 месяцев по статьям бюджета (млн руб.) [6]

01.окт.16 01.окт.17 ТР 17/16

факт план факт % исп откл % откл

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 2 886,6 4 101,3 2 597,6 63,3 -1 503,7 90,0 -289,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 11,8 24,6 14,5 59,0 -10,1 122,6 2,7

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 169,4 313,4 184,4 58,8 -129,1 108,8 15,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 7 763,7 12 153,8 7 703,6 63,4 -4 450,3 99,2 -60,1

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ

ХОЗЯЙСТВО 2 142,0 5 534,5 3 267,0 59,0 -2 267,5 152,5 1 125,0

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 13,0 16,9 7,3 43,5 -9,5 56,5 -5,7

ОБРАЗОВАНИЕ 7 503,2 10 974,9 7 995,8 72,9 -2 979,1 106,6 492,6

КУЛЬТУРА,

КИНЕМАТОГРАФИЯ 1 092,2 1 775,2 1 207,8 68,0 -567,4 110,6 115,5

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 4 146,8 2 883,4 2 042,1 70,8 -841,2 49,2 -2 104,7

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 4 387,0 9 616,3 6 896,3 71,7 -2 720,1 157,2 2 509,3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И

СПОРТ 1 489,6 3 307,5 1 906,0 57,6 -1 401,5 128,0 416,4

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 151,8 200,5 150,4 75,0 -50,1 99,1 -1,4

ОБСЛУЖИВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА 1 610,7 1 958,2 1 718,8 87,8 -239,4 106,7 108,1

Расходы бюджета - всего 33 367,9 52 860,7 35 691,6 67,5 -17 169,1 107,0 2 323,7

Результат исполнения бюджета (дефицит / профицит) -4 132,2 -5 049,7 -6 737,6 133,4 -1 688,0 163,1 -2 605,4

Фактический дефицит консолидированного бюджета Республики Мордовия сложился в сумме 6 737,6 млн. рублей при утвержденном его объеме 5 049,7 млн. рублей, на финансирование которого были привлечены кредиты от кредитных организаций (за вычетом их погашения) на сумму 3 087,8 млн.рублей, бюджетные кредиты из федерального бюджета (за вычетом их погашения) на сумму 2 108,4 млн.рублей [6].

Еще одним важным направлением расходования средств регионального бюджета является государственная поддержка приоритетных отраслей, в том числе сельского хозяйства, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства [1]. Бюджетные вложения в отрасли экономики, которые являются для Республики Мордовия приоритетными, позволили республике достичь значительных результатов. По итогам 2016 года Республика Мордовия занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО по объемам производства сельскохозяйственной продукции, по объемам дорожного строительства, по показателям реализации программы переселения граждан из аварийного фонда, по показателям выполнения программы капитального ремонта многоквартирных домов.

Таблица 2 - Структура расходов консолидированного бюджета Республики Мордовия

на 1 октября 2017 г. [5]

Наименование Исполнено на Исполнено на Темп

показателя 01.07.2016 г., млн. руб. 01.07.2017 г., млн. руб. роста, %

Оплата труда с 9 368,1 9 597,6 102,5

начислениями (с

учетом расходов бюджетных и

автономных

учреждений)

Капитальные вложения 5 093,1 7 277,9 142,9

Расходы на 1 610,7 1 718,8 106,7

обслуживание

государственного и

муниципального долга

Социальное 5 752,4 6 258,9 108,8

обеспечение

Остальные расходы 11 543,6 10 838,4 93,9

В текущем году продолжается реализация положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596-606, направленных на решение приоритетных задач экономического и социального развития страны.

Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга по итогам 9 месяцев 2017 г. составили 1 718,8 млн. рублей, что незначительно выше уровня расходов на обслуживание за аналогичный период 2016 г. Это обусловлено сохранением высоких процентных ставок по кредитам кредитных организаций, увеличением объема государственных облигаций.

Увеличение расходов на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности за IV квартал 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года произошло в связи с реализацией мероприятий в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018, таких как:

- строительство временных сооружений на территории стадиона в г. Саранске, в районе ул. Волгоградская- 399 138,8 тыс. рублей,

- строительство пассажирского терминала аэропортового комплекса -257 923,2 тыс. рублей,

- строительство стадиона на 45000 зрительских мест, г. Саранск, в районе ул. Волгоградская. Сети теплоснабжения - 204 337,7 тыс. рублей,

- Берегоукрепление русла реки Инсар у объекта «Строительство стадиона на 45 000 зрительских мест, г. Саранск в районе ул. Волгоградская» - 180 965,6 тыс. рублей,

Кроме того увеличены расходы на строительство объекта "Средняя школа во втором микрорайоне ЖК "Юбилейный" г. Саранска" на сумму 417787.6 тыс. рублей , осуществлены расходы по строительству объекта "Средняя школа на 800 мест в г.Рузаевка, Рузаевского муниципального района" в сумме 199 228.0 тыс. рублей рамках Подпрограммы"Создание в Республике Мордовия новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы.

Расходы на социальное обеспечение за 2017 год по сравнению с аналогичным периодом 2016 года возросли в связи с уточнением бюджетной классификации. В 2016 году расходы на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения льготных категорий граждан по рецептам врача бесплатно или с 50-процентной скидкой отражались по виду расходов 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -

производителям товаров, работ, услуг. В 2017 году аналогичные расходы отнесены на вид расходов 323«Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения».

Начиная с 2014 года республиканский бюджет РМ формируется по программно-целевому принципу [5]. В 2014-2016 года к финансированию было принято 25 государственные программы, в 2016 году добавлена еще одна государственная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015 -2020 годы». Преимуществом программного бюджета является обеспечение взаимосвязи между целями государственной политики и государственным бюджетом. Доля расходов, формируемых в рамках государственных программ, ежегодно увеличивается.

Далее рассмотрим соотношение доходов и расходов регионального бюджета (рисунок 3). В целом расходы бюджета Республики Мордовия превышают доходы в среднем на 4143 млн.руб., что свидетельствует о дефицитности и разбалансированности республиканского бюджета РМ. Существующие доходные источники регионального бюджета нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации.

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Доходы Расходы

Рисунок 3 - Доходы и расходы республиканского бюджета Республики Мордовия в

2012 - 2016 г, млн.руб. [6]

39206

40337

39183

40238

36351

36946

31753

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33157

2012 г 2013 г 2014 г 2015 г

2016 г

Увеличение бюджетного дефицита в 2016 году в сравнение с 2012 на 438 млн.руб вызвано отрицательным сальдом, образовавшемся в результате превышения расходов субъекта над налоговыми и неналоговыми доходами.Максимальные затраты в размере 40337 млн. руб. наблюдаются в 2014 году,однако доходы находились на минимальном уровне. Максимальный объем бюджетных поступлений зафиксирован в 2016 году - 36946 млн. рублей [5].

Вместе с этим планируется осуществляться деятельность совершенствования расходных обязательств в разрезе межбюджетных отношений. В процессе выполнения данной работы предполагается проанализировать некоторые методы, приводящие к уменьшения затрат в рамках консолидированного бюджета Республики Мордовия.

1. Усовершенствование методики расчета оплаты труда сотрудников бюджетной сферы путем использования фактических данных о размере средней оплаты труда в экономической сфере;

2. Существенным шагом, который оказывает содействие по поводу обеспечения сбалансированности областного бюджета, обязано являться устранение ограничений, определенных федеральным законодательством согласно переходу на целевое (адресное) предоставление мер поддержки в социальной сфере отталкиваясь от необходимости;

3. С целью увеличения отдачи осуществления назначенной задачи в Указе Президента Российской Федерации от 7.05.2012 года N 600 по части ликвидации аварийного жилищного фонда рационально проанализировать положение концентрации с 2016 года средств, предназначенных для полетта в муниципальную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на главном направлении - смена места жительства населения в том случае, если их жилье находится в аварийном состоянии и временно приостановить экономическое содействие на модификацию коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, комплексный подход к управлению бюджетной устойчивостью предполагает проведение согласованной политики по поддержанию сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской

Федерации в долгосрочной перспективе, повышению способности государственного бюджета справляться с временными макроэкономическими колебаниями (среднесрочная бюджетная стабильность, достаточность запаса прочности бюджета), расширение границ бюджетного маневра (повышение гибкости в структуре расходов).

БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) БК РФ Глава 10. Общие положения о расходах бюджетов

2 Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах"

3 Государственные и муниципальные финансы. И. С. Ракитина, Н. Н. Березина. - М. : Издательство Юрайт, 2016.

4 Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. Основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. - Режим https://www.minfin.ru/ru Дата обращения: 07.11.2017.

5 Официальный сайт Министерства Финансов Республики Мордовии. [Электронный ресурс]. - Режим http://www.minfinrm.ru Дата обращения: 07.11.2017.

6 Финансовый паспорт субъекта РФ «аМониторинг». [Электронный ресурс]. - Режим http://www.iminfin.ru Дата обращения: 17.11.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.