УДК: 336.1 Экономические науки
Ковальцова Дания Равильевна, студент экономического факультета ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», г. Саранск (dany199720@mail.ru)
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ И СПОСОБЫ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается влияние финансовой безопасности на экономику региона в целом, и на уровень экономической безопасности в частности. Рассматриваются угрозы и рискообразующие факторы финансовой безопасности РМ. Проводится индикативный анализ основных показателей, характеризующих уровень финансовой безопасности региона. Предлагается механизм нейтрализации угроз финансовой безопасности РМ.
Ключевые слова: финансовая безопасность региона, финансовый потенциал региона, финансовая устойчивость региона, индикаторы финансовой безопасности региона, угрозы экономической безопасности региона в финансовой сфере.
Kovaltsova Daniya Ravilevna, faculty of Economics National Research Mordovia State University, Saransk (dany199720@mail.ru)
FINANCIAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA: ACTUAL THREATS AND WAYS OF THEIR NEUTRALIZATION
Abstract. The article discusses the impact of financial security on the region's economy and on the level of economic security. Review threats and risk factors the financial security of the Mordovia. Conducted an indicative analysis of the main indicators characterizing the level of financial security in the region. A mechanism for neutralizing threats to Mordovia's financial security is proposed.
Key words: financial security of the region, financial potential of the region, the financial stability of the region, the indicators of financial security of the region, threats to economic security of the region in the financial sector.
Нет никаких сомнений, что для любого региона особую роль играют финансовые ресурсы, именно поэтому следует рассматривать финансовую безопасность как важнейшую составляющую экономической безопасности. Безусловно, роль финансовых факторов развития в Республике Мордовия весьма значительна. Это объясняется тем, что именно финансовая составляющая безопасности отвечает за процессы формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов в регионе.
Достижение надлежащего уровня финансовой безопасности Республики Мордовия обусловлено наличие финансового потенциала в регионе, величина которого определяется с помощью следующих факторов: развитие промышленности и с/х; наличие конкурентоспособных предприятий, обусловливающих налоговый потенциал территории, а также наличие финансовых ресурсов в регионе и т.д. [4].
Проводя диагностику состояния финансовой безопасности РМ, прежде следует дать оценку ее современного финансового потенциала. Республика Мордовия является дотационным регионом, более 50% расходной части бюджета формируется из дотаций федерального бюджета, оставшиеся 50 % формируются из доходов региона (местные налоги и другие поступления). При этом 68% данных доходов сформированы из налога на доход физических лиц (НДФЛ). Безусловно, сложно говорить о стабильном и уверенном развитии региона, в сложившейся ситуации [9].
Социально-экономическая ситуация в Республике Мордовия в 2016 г. характеризовалась увеличением по сравнению с предыдущим годом объемов производства в ряде отраслей промышленности, сельскохозяйственном производстве, строительстве, стабильной ситуацией на рынке труда.
Увеличились среднемесячная номинальная начисленная заработная плата.
2
Оборот организаций по видам экономической деятельности составил 390,0 млрд. рублей, или 107,1% в действующих ценах к 2015 г. Крупными и средними промышленными предприятиями отгружено продукции на 135,4 млрд. рублей (106,5% к 2015 г. в сопоставимых ценах), в том числе предприятиями обрабатывающих производств - на 124 млрд. рублей (107,1% в сопоставимых ценах). В производстве транспортных средств и оборудования рост объемов отгруженной продукции составил 184,9 % к аналогичному периоду прошлого года, в химическом производстве - 107,0%, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 123,9%, в производстве пищевых продуктов - 115,4%, в обработке древесины и производстве изделий из дерева - 116,4 %.
Обеспечили положительную динамику следующие предприятия: АО «Рузхиммаш» и ООО «ВКМ- Сталь» (компания РМ Рейл), АО «Цветлит», ООО «ЭМ-КАБЕЛЬ», ОАО «Биохимик», ОАО «Электровыпрямитель», ООО «Сарансккабель-оптика», ОАО «Саранский завод «Резинотехника», ОАО «Кадошкинский электротехнический завод», АО «Ковылкинский электромеханический завод», ТОСП в рп Торбеево ЗАО «МПК «Атяшевский», ООО «Юбилейное», ПАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ООО «Ромодановосахар», ФЛ ОАО «САН ИнБев» в г. Саранск, ООО «КомбиС», ООО «ЛВЗ «Саранский», ООО «ЛВЗ Кристалл-Лефортово» [10].
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2016 г. составил 52,9 млрд. руб. Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2016 г. составил 58,7 млрд. рублей, или 107,1% к 2015 г. В хозяйствах всех категорий произведено скота и птицы (в живом весе) 279,1 тыс. тонн (112% к 2015 г.), молока- 408,7 тыс. тонн (101%), яиц- 1422,7 млн. штук (100%).
Необходимо отметить, что Мордовия занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО и России по показателям производства мяса, молока и яиц в расчете на 1 жителя (по производству в расчете на 1 жителя в хозяйствах всех категорий молока и яиц- 1 место, мяса скота и птицы- 2 место в ПФО) [5].
3
Строительными организациями республики в текущем году выполнены работы по виду деятельности «Строительство» на сумму 26,8 млрд. руб. (104,1% к 2015 г.). Предприятиями и организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками введено 328,6 тыс. кв. м общей площади жилых домов - 101,3% к 2015 г. [10]
Оборот розничной торговли составил 80,8 млрд. руб., в расчете на душу населения - 100 032,9 руб. Оказано платных услуг населению на сумму 23,5 млрд. руб. Преобладающую долю в структуре платных услуг населению занимают жилищно-коммунальные, транспортные услуги и услуги связи. Их совокупный удельный вес составляет 70,7% общего объема.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в 2016 году составила 23379,4 руб. и увеличилась по сравнению с 2015 г. на 6,6 %. Реальная заработная плата составила 101,2 %. Денежные доходы в расчете на душу населения в 2016 г. составили 17464,9 руб. По состоянию на 1 января 2017 г. численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в учреждениях службы занятости, составила 3,8 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,85 %.
В промышленном комплексе республики в январе-августе 2017 г. индекс промышленного производства составил 112,1 %, в том числе в обрабатывающих производствах - 113,4 %. Предприятиями и организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками введено 153,1 тыс. кв. м общей площади жилых домов - 106,3% к январю-августу 2016 г. Оборот розничной торговли в январе-августе 2017 г. составил 56,4 млрд. рублей (100% к соответствующему периоду предыдущего года) [9].
В целом, можно сказать, что финансовый потенциал Республики Мордовия достаточно перспективен. Многие предприятия региона смогли сохранить ведущие позиции, у остальных наблюдается тенденция к увеличению производимой продукции и, соответственно, прибыли.
При этом следует заметить, что состояние финансового потенциала, а, соответственно и финансовой безопасности РМ могло бы быть на более высоком уровне. Однако этому препятствует наличие следующих дестабилизирующих факторов:
- слабая эффективность бюджетной политики;
- наличие нецелевого использование бюджетных средств;
- слабая эффективность налоговой системы и низкое администрирование налогов;
- рост государственного долга и государственных гарантий;
- падение реальных доходов населения и малая социальная защищенность определенных групп населения;
- низкая эффективность потребительского и корпоративного кредитования, маленькие объемы долгосрочного банковского кредитования и значительный уровень процентных ставок по кредитам;
- низкий уровень инвестиционной активности и низкий уровень благоприятного инвестиционного климата;
- рост коррупции, рост «теневой» и нелегальной экономики;
- высокая кредиторская задолженность предприятий и т.д.
Для оценки финансовой безопасности РМ были определены следующие индикаторы: отношение государственного долга к собственным доходам; доля собственных средств в доходах консолидированного бюджета; дефицит консолидированного бюджета; среднедушевой уровень бюджетной обеспеченности региона за счет собственных источников доходов; отношение сальдированной прибыли предприятий и организаций к ВРП; отношение кредиторской задолженности предприятий и организаций и ВРП на душу населения.
Отношение государственного
долга к собственным доходам.
%
125
ВРП на душу населения, тыс.руб.
Доля собственных средств (СС) в доходах консолидированного бюджета.
Отношение кредиторской задолженности предприятий и 98 организаций, в % к ВРП
Дефицит консолидированного бюджета, в % к ВРП
Отношение сальдированной прибыли предприятий и организаций к ВРП
Среднедушевой уровень бюджетной обеспеченности региона за счет собственных источников доходов, % от среднероссийского
Рисунок 1 - Оценка остроты угроз финансовой безопасности Республики Мордовия в 2016 г.
На основании рисунка 1 можно сделать следующие выводы. Из перечисленных индикаторов наибольшую опасность для финансовой безопасности представляет индикатор отношения государственного долга к собственным доходам, который находится в зоне катастрофического риска и требует немедленного принятия мер со стороны органов государственной власти Республики Мордовия. В данном случае фактическое значение в 6 раз больше порогового, что является губительным для данной сферы.
В зоне критического риска можно увидеть два индикатора: отношение сальдированной прибыли предприятий и организаций к ВРП и среднедушевой уровень бюджетной обеспеченности региона за счет собственных источников доходов. На основе этого можно сделать вывод, что в РМ невысокий уровень доходов населения.
Об остальных индикаторах можно сказать, что они находятся в зоне умеренного риска. Отклонение их фактических значений от пороговых н является катастрофичным и они не несут значительных угроз для финансовой безопасности региона. Однако, несмотря на это, нужен постоянный контроль
над их состоянием, потому что любое отклонение может спровоцировать угрозу в данной сфере.
Рассматривая механизм нейтрализации данных угроз финансовой безопасности РМ, следует сказать, что в республике сформирован благоприятный климат для привлечения инвестиций и ведения бизнеса: полный охват территории всеми видами связи, включая Интернет, практически стопроцентная газификация, развитая социальная и транспортная инфраструктура, активная государственная поддержка инвестиционной деятельности, максимально возможные льготы инвесторам.
Но все же можно сделать несколько предложений по улучшению состояния финансовой безопасности РМ. Прежде всего, это должно касаться бюджетной политики республики, перед которой ставятся следующие задачи:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости республиканского бюджета в условиях ограниченности его доходных источников;
2) обеспечение стабильности налоговых поступлений в республиканский бюджет и роста собственных доходов;
3) совершенствование программно-целевого принципа планирования республиканского бюджета;
4) формирование бюджетных параметров, исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе обязательств, связанных с исполнением указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. [13]
Увеличение доходов также благоприятно воздействует на состояние финансовой безопасности РМ. Этому может способствовать следующее.
1) увеличение налогового потенциала Республики Мордовия за счет стимулирования деловой активности в республике, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
2) стимулирование развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Мордовия;
3) повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, увеличение поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Мордовия от их использования;
4) продолжение проведения на территории Республики Мордовия инвентаризации недвижимого имущества с целью вовлечения в оборот незарегистрированного недвижимого имущества [13].
Таким образом, можно сделать вывод, что нейтрализовать угрозы финансовой безопасности Республики Мордовия удастся с помощью контроля над соблюдением расходов и доходов республиканского бюджета, поддержания благоприятного климата для инвестиционной деятельности, развитие «сильных» производственных возможностей Республики и четкого соблюдения Бюджетной политики РМ.
Библиографический список
1. Гайдук В.В. Бюджетная безопасность как фактор эффективной национальной экономики / В.В. Гайдук // Региональная экономика и управление. - 2015. - Вып. 2-1 (05). - С. 46-49.
2. Ермакова Э.Р. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности государства / Э.Р. Ермакова // Фундаментальные исследования.-2016 - Вып.5-2 с.324 - 328с.
3. Калина А.В. Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов/ А.В. Калина, И.П. Савельева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. - Вып. 4 - С. 15 - 24.
4. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации и личности): монография / Е.В.Каранина. - М: Киров ФГБОУ ВО «Вят-ГУ». - 2015. - с. 17
5. Копытов А.В. Сравнительный анализ методик оценки экономической безопасности регионов /А.В.Копытов, Ф.С. Макеева // Науковедение. - 2014. -Вып. 1 (20). - С. 17.
6. Копытов А.В. Экономическая безопасность экономики дотационных регионов в условиях рецессии / А.В. Копытов, Т.Ю. Ярославкина, Ф.С. Макеева // Экономика и предпринимательство. - 2015.- Вып. 5-1 (58 -1). - С. 235 - 237.
7.Кормишкина Л.А. Финансовая безопасность: учебник для вузов / Л.А. Кормишкина, Л.П. Королева - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2016. - 200, 10-15с., 19-22с., 30-42с.
8. Медведева И.Б. Финансовая безопасность субъекта хозяйствования в контексте национальной безопасности в финансовой сфере/ И.Б. Медведева // Экономика развития. - 2014. - Вып.1 (69) - С. 75 - 82.
9. Сайт Министерства экономики Республики Мордовия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //mineco.e-mordovia.ru
10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //mrd.gks.ru/default.aspx
11. Толстова С.Л. Бюджетная система основа экономической безопасности региона / С.Л. Толстова // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. - 2013. - Вып.3 (11). - С. 61- 68.
12. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс».
13. Федотов Д.Ю. Бюджетная самостоятельность как способ обеспечения экономической безопасности субъектов Российской Федерации / Д.Ю. Федотов // Сборник материалов международной научно-практической конференции: Социально - экономические и правовые проблемы обеспечения безопасности региона. - 2015. - С. 209-224.