Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА'

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНА САМООЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозорова Мария Николаевна

В статье представлены результаты теоретического исследования тенденций формирования профессиональной самооценки студентов. При этом выделены социальные и педагогические тенденции в формировании профессиональной самооценки студентов медицинских специальностей. Автором проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по проблеме исследования и вопросам формирования профессиональной самооценки. Рассмотрены социальные и педагогические тенденции, позволяющие сформировать профессиональную самооценку студентов медицинского колледжа. Теоретический анализ исследования, изложенный в статье, может быть использован в практической деятельности профессиональных организаций и учреждений здравоохранения при работе с молодыми специалистами при планировании их карьеры и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прозорова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL TRENDS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-ESTEEM OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS

The article presents the results of a theoretical study of trends in the formation of professional self-esteem of students. At the same time, social and pedagogical trends in the formation of professional self-esteem of medical students are highlighted. The authors analyzed the Federal State Educational Standard of vocational Education on the problem of research and development of professional self-esteem. The social and pedagogical trends allowing forming professional self-esteem of medical college students are considered. The theoretical analysis of the research presented in the article can be used in the practical activities of professional organizations and healthcare institutions when working with young specialists in planning their career and professional development.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»

своевременных управленческих решений, направленных на повышения качества образовательной деятельности и образовательного результата.

Выводы. Считаем, что данная перспективная площадка через некоторое время сможет стать лидером среди инновационных научно-образовательных центров. Обозначенные векторы работы помогут реализовать одну из значимых учебных форм, связать в единое целое образовательный процесс и исследовательскую деятельность работающих студентов. Дидактически и методически грамотно происходит становление индивидуально-личностной позиции студента, а разносторонняя ориентация его позволяет охватить все сферы педагогической деятельности. У большинства студентов жизнь сосредоточена как минимум в двух пространствах: профессионально-образовательное пространство МГПУ и дошкольная организация с. Белозерья республики Мордовия, в которой организуются все виды практик, а также работают настоящие и будущие выпускники нашего вуза.

Литература:

1. Монтессори, М. Дом ребенка: метод научной педагогики: учебное пособие / М. Монтессори. - Москва: Астрель: АСТ, 2005. - 269 с.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -Москва: Мозаика-Синтез, 2011. - 364 с.

3. Хохрякова, Ю.М. Педагогика раннего возраста: учебник для вузов / Ю.М. Хохрякова. - 2 - е изд., испр. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 262 с.

4. Шукшина, Т.И. Особенности практико-ориентированной подготовки будущего учителя в цифровой образовательной среде педагогического вуза / Т.И. Шукшина, Ж.А. Каско, Д.В. Рыжов // Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 6 (111). - С. 22-26

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Прозорова Мария Николаевна

Кировское областное государственное профессиональное образовательное учреждение «Кировский медицинский колледж» (г. Киров); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Киров)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического исследования тенденций формирования профессиональной самооценки студентов. При этом выделены социальные и педагогические тенденции в формировании профессиональной самооценки студентов медицинских специальностей. Автором проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по проблеме исследования и вопросам формирования профессиональной самооценки. Рассмотрены социальные и педагогические тенденции, позволяющие сформировать профессиональную самооценку студентов медицинского колледжа. Теоретический анализ исследования, изложенный в статье, может быть использован в практической деятельности профессиональных организаций и учреждений здравоохранения при работе с молодыми специалистами при планировании их карьеры и профессионального развития.

Ключевые слова: самооценка, студенты, профессиональна самооценка, профессиональное образование, медицинские специальности, образовательные стандарты.

Annotation. The article presents the results of a theoretical study of trends in the formation of professional self-esteem of students. At the same time, social and pedagogical trends in the formation of professional self-esteem of medical students are highlighted. The authors analyzed the Federal State Educational Standard of vocational Education on the problem of research and development of professional self-esteem. The social and pedagogical trends allowing forming professional self-esteem of medical college students are considered. The theoretical analysis of the research presented in the article can be used in the practical activities of professional organizations and healthcare institutions when working with young specialists in planning their career and professional development.

Key words: mentoring: self-assessment, students, professional self-assessment, professional education, medical specialties, educational standards.

Введение. Формирование и развитие у студентов устойчивого интереса к будущей профессии в сфере здравоохранения актуализировалось как междисциплинарная научная проблема. Сегодня к данному вопросу в который раз обращаются в связи с сильным давлением социальных процессов на жизнедеятельность студента в процессе профессионального образования, в том числе в связи с получением специальностей медицинского профиля. Студент в процессе профессионального развития не только ориентирован на воздействие целевого образования, но и стремится адаптироваться к быстро меняющемуся экономическому и технологическому миру.

Актуальность исследования определяется необходимостью поиска путей повышения профессиональных компетенций будущих специалистов путем рефлексивного анализа и преодоления выявленных проблем на основе самопознания, а также отсутствием технологий формирования оптимальной профессионально-личностной самооценки студентов в среде среднего профессионального образования.

Становится очевидным, что в педагогике необходимо учитывать не только социально-педагогические аспекты воспитания личности, но и сделать их предметом специального научного исследования. На практике идею личностного и социального развития молодого специалиста по направлению медицинских специальностей. Студент в процессе профессионального образования в современной системе обучения находится под давлением социальных процессов и заслуживает исследования, а результаты обучения должны приниматься во внимание при организации этапов обучения.

Являясь основой для самоидентификации на всех этапах его образования, профессиональная самооценка является частью структуры мотивации студентов. Существует прямая зависимость между профессиональной самооценкой и социальными действиями, которые зависят от успехов студентов в учебе и профессиональной деятельности [6].

Социальные и педагогические тенденции, направленные на формирование профессиональной самооценки личности, являются основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования студента в современном мире.

Изложение основного материала статьи. Анализ современных государственных нормативных документов федерального уровня - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3, Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации до 2025 года - позволяет определить актуальные изменения и установки в сфере профессионального образования. Данные установки нацелены на конкурентоспособного специалиста в области здравоохранения, через формирование и становление профессиональной самооценки личности. К таким изменениям относятся следующие механизмы и тенденции развития среднего профессионального образования: расширение рынка труда и профессий, активное использование информационных и коммуникативных технологий (телекоммуникация в здравоохранении); увеличение единых требований к профессионализму, культуре общения работников, временность работы, что требует от выпускников медицинских специальностей способности действовать в ситуациях неустойчивости. Таким образом, мы наблюдаем важность роли личностного развития студента [6].

В современных социально-экономических реалиях существует потребность в компетентных выпускниках для региональной системы здравоохранения, о чем свидетельствует анализ вышеуказанных тенденций в области профессионального образования. В последние годы российское общество и система профессионального образования, как один из социальных институтов, претерпели значительные изменения. В настоящее время система здравоохранения нуждается в молодых специалистах, обладающих не только обширными и глубокими знаниями, но и предприимчивостью, независимостью и инициативностью. Изменения содержания в профессиональной подготовке студентов должны приводить к программируемому формированию социально-профессиональных качеств личности обучающегося, с помощью которых обеспечивалось бы самостоятельное осознанное и профессиональное самоопределение на лекционных и практических занятиях. Это отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах, в которых указаны требования к результатам освоения образовательной программы, а также основные цели образования, которые актуализируют важность личностного и профессионального развития студентов. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена специалист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: проявлять к ней устойчивый интерес к профессии, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития и др., а это говорит о развитии сознания самооценки.

Это нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте профессионального образования (ФГОС), в котором целью сегодняшнего российского образования станут общекультурное, индивидуальное развитие обучающихся, формирование сознания, получение личностных смыслов, которые обеспечивают развитие таких значимых компетентностей, как способность учиться, умение к саморазвитию и самосовершенствованию. Впервые одна из целей, выдвинутых в образовательном стандарте - достижение личностных результатов - подразумевает развитие внутренней позиции, обширной мотивационной основы учебной работы, понимание» обучающимися собственных способностей, позволяющих достигнуть установленных результатов в учении, а кроме того создать условия для формирования профессиональной самооценки [1]. Осознание студентами своих возможностей, позволяет им достигать лучших результатов, как в обучении, так и в формировании морально-этических качеств. Сформированная профессиональная самооценка личности является основой индивидуальности и во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, влияет на жизнедеятельность будущего специалиста и формирование его стиля поведения.

В структуре профессиональной самооценки выделяют два компонента: эмоциональный и когнитивный.

Эмоциональный компонент - это отношение человека к самому себе и своему проявлению. Наши чувства по отношению к себе, такие как любовь к себе и неприятие, чувство собственного достоинства и отсутствие самоуважения, иногда противоречивы.

Когнитивный компонент включает в себя знания студента о самом себе, своих способностях, навыках, слабостях и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и существенно влияет на уровень самооценки в будущем. Различия между этими двумя составляющими чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в тандеме: наши представления о личностных качествах всегда эмоционально окрашены.

Если говорить о профессиональной самооценке как о показателе степени развития у студента чувства самоуважения, то самооценка представляет собой комплексный результат познания и коммуникаций. Профессиональная самооценка возникает как способ выработки представления о собственных действиях и поступках, а также взаимоотношениях с окружающими. Сравнивая себя с обществом, студент уже находит в себе, в рамках практических занятий, те характерные черты, которые он замечает, в первую очередь, в других. Далее, профессиональная самооценка развивается под влиянием суждений и восприятия обществом результатов и образа действий индивида. Следует подчеркнуть, что это размышления, для нас важны, так как принятие решений, адаптацию к дальнейшим изменениям в обществе, обусловит гибкость самооценки и психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям.

В современном обществе все больше и больше молодых людей могут справляться с профессиональными ситуациями -это проблемы личной жизни, студенческие конфликты, потеря ценностей в жизни и многие другие жизненные трудности, которые могут быть вызваны низкой самооценкой.

Процесс становления профессиональной самооценки обусловлен последствиями неправильного формирования личностных качеств. Следующие методы и приемы могут быть использованы для роста и формирования, если у студента очень низкая самооценка:

1. Организация учебного процесса построена таким образом, чтобы в профессиональной деятельности студента присутствовали как элементы знаниевой составляющей с обычными методами решения стандартных ситуаций, так и элементы новизны (например, формирование связей с практической деятельностью и т.д.). Используя этот метод, студент имеет возможность получить более полную и объективную информацию о его истинных способностях с целью выявления положительных и отрицательных факторов, влияющих на профессиональную самооценку, а также устранения неблагоприятных факторов [4].

2. Измените направление внимания с результата деятельности на само достижение.

3. Создание позиции успеха, вызывающей положительные эмоции от результата теоретической и практической деятельности.

4. Формулируйте задачи, в которых «нет неправильного решения», что может стать стимулом для активизации самостоятельной деятельности будущего медицинского работника.

Таким образом, приобретенный личный и профессиональный опыт способствует формированию будущего медицинского работника, вовлечению в развитие профессиональных качеств, а также формированию самооценки за счет повышения собственного уровня профессионализма, что напрямую влияет на качество жизни человека.

Именно поэтому, возникает потребность со студентами разных курсов и специальностей, проведения целенаправленной, постоянной работы в корректировке их профессиональной самооценки в условиях получения профессионального медицинского образования.

В свою очередь, исходя из структуры основного определения и системы педагогических условий, мы установили аспекты развитость самооценки младших школьников как достижение индивидуальных итогов обучения: деятельностно-поведенческий, познавательный, мотивационный и эмоционально-рефлексивный, а также их характеристики и свойства, которые в дальнейшем применялись нами в ходе экспериментальной работы. К этому же, основываясь на утверждения ФГОС среднего профессионального образования, мы определили аспекты и характеристики оценки сформированности личностных результатов: нравственно-культурной ориентации, смыслообразование и самоопределение будущего профессионала сферы здравоохранения.

Фундаментальные проблемы самооценки в период становления профессиональной деятельности исследовались в работах отечественного психолога и педагога Выготского Л.С. [2, С. 289]. Исследования Сергеева Б.В. [4] и др. позволили выявить некоторые особенности самооценки и педагогические основы ее формирования. Данные авторы определяют подростковый и юношеский возраст как важный этап личностного развития и формирования самооценки как стабильной, не ситуационной, так и основанной на различиях и отношении человека к самому себе. В последнее десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные проблеме формирования самооценки в студенческой среде, их способности к рефлексии, саморазвитию и оценочной деятельности. Профессиональная самооценка студентов колледжа воспринимается нами как отражение своей образовательной, профессиональной истории и организация проекта собственного профессионального пути, создание профессионального видения себя, как профессионала в будущем. Профессиональная самооценка - это изменчивый механизм, самоидентификации личности на всех этапах ее становления, он изменяется, обуславливаясь знанием личности о себе и своем мироощущении.

Преобразования в жизни студента начинаются с принятия требований, которые предъявляют к нему условия новой жизни профессионального общества, и понимания новых отношений, которые возникают со стороны работодателя, а также изменений, которые происходят в нем самом. Говоря о социальных и педагогических тенденциях стоит отметить, что в условиях, когда самооценка молодого специалиста не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в уважении и самоуважении остается нереализованной, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго, таким образом студент не может не искать выхода из сложившейся ситуации так как важна адекватная опора в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход студента в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. В такой среде профессионала ценят и постоянно подтверждают это вербально и невербально, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.

Выводы. Проведенное теоретическое исследование основано на понимании профессиональной самооценки как механизма взаимодействия, качества направления и процесса обучения (подготовки и развития студента), в период быстро меняющихся событий. Сформированная профессиональная самооценка студента характеризует его как личность, способную к усвоению социального опыта, умению управлять эмоциональным состоянием, обладающую высоким уровнем развития эмоциональной гибкости, терпимости в отношении факторов внешней среды, а также адекватно воспринимающую критику с учетом своего собственного опыта.

В заключение можно также отметить, что возраст и социальные условия, которые наиболее активно способствуют изменению интересов, обучающихся в конкретные действия, познания, целеполагания, в конечном итоге приводит к перестройке профессиональной реальности. Заметим, что включение в учебно-профессиональную деятельность обеспечивает активный процесс формирования общих компетенций, которые в будущем необходимы для самосовершенствования профессиональных способностей, а также включение студента в широкие многосторонние связи с обществом. Все это, в конечном итоге, приведёт к самореализации в коллективе, освоению разнообразных социальных ролей. Усложнение сферы общения, рост потребности в признании и одобрении со стороны сверстников.

Литература:

1. Абрамян, А.А. Влияние самооценки студентов на профессиональное самоопределение / А.А. Абрамян // Современная педагогика. - 2015. - № 6. - [Электронный ресурс]. - URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4371 (дата обращения: 25.11.2022)

2. Барнакова, Л.Л. Независимая оценка профессиональных квалификаций выпускников СПО: дис. ... канд. пед. наук / Л.Л. Барнакова. - УланУдэ, 2014. - 183 с.

3. Зайцева, И.Н. Самооценка студентами средних специальных учебных заведений учебной деятельности как средство их профессионального становления / И.Н. Зайцева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 5. -С. 249-256

4. Сергеева, Б.В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Б.В. Сергеева, Т.К. Габелия. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 9-12

5. Молчанова, О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Флинта, 2010. - 391 с.

6. Хайлова, Н.Ю. Влияние самооценки студентов на успешность обучения в вузе / Н.Ю. Хайлова, А.В. Сергиенко, П.И. Романенко, Д.А. Резникова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 32 (270). - С. 128-131

Педагогика

УДК 37.012.2

доцент, кандидат педагогических наук Пчелинцева Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская государственная медицинская академия» (г. Иваново)

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТРУДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

Аннотация. В ходе исторического развития общества, решение проблемы поддержки, защиты малолетних детей, оказавшихся в трудной ситуации, подвергшихся насилию окружающих находит философское, педагогическое осмысление в трудах выдающихся отечественных деятелей, исследователей, проявляющих особый интерес к распространению ненасильственной природы воспитания. Представленный в статье, теоретико-методологический анализ исторически-значимых для России, обуславливающих роль гуманистических воззрений на категорию детства, просветительских реформ второй половине XVIII века, в сфере защиты детей от всякого рода насильственных действий во многом обуславливает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.