Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозорова Мария Николаевна

В статье представлен анализ специфики профессиональной самооценки студентов в образовательной среде. Актуальность исследования определяется формированием профессиональной самооценки при выборе медицинской специальности, вследствие чего это является одной из острейших проблем на сегодняшний день. Авторами проведен анализ источников по проблеме исследования и вопросам развития профессиональной самооценки. Рассмотрены педагогические условия, позволяющие сформировать профессиональную самооценку студентов колледжа. Теоретический анализ исследования, изложенный в статье, может быть использован в практической деятельности профессиональных организаций и предприятий при работе с персоналом при планировании их карьеры и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прозорова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-ESTEEM OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE

The article presents the analysis of the specifics of professional self-assessment of students in the educational environment. The relevance of the study is determined by the formation of professional self-esteem in choosing a medical specialty, as a result of which it is one of the most acute problems today. The authors analyzed the sources of the problem of research, of the development of professional self-esteem. The pedagogical conditions allowing to form professional self-esteem of college students are considered. The theoretical analysis of the research presented in the article can be used in the practical activities of professional organizations and enterprises during the work with personnel when they plan their career and professional development.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук Прозорова Мария Николаевна

Кировское областное государственное профессиональное образовательной учреждение «Кировский медицинский колледж» (г. Киров), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кировский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Киров)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье представлен анализ специфики профессиональной самооценки студентов в образовательной среде. Актуальность исследования определяется формированием профессиональной самооценки при выборе медицинской специальности, вследствие чего это является одной из острейших проблем на сегодняшний день. Авторами проведен анализ источников по проблеме исследования и вопросам развития профессиональной самооценки. Рассмотрены педагогические условия, позволяющие сформировать профессиональную самооценку студентов колледжа. Теоретический анализ исследования, изложенный в статье, может быть использован в практической деятельности профессиональных организаций и предприятий при работе с персоналом при планировании их карьеры и профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональная самооценка, профессиональная деятельность, социально-профессиональное самоопределение, педагогические условия, рабочая программа, основная профессиональная образовательная программа, метапредметные связи.

Annotation. The article presents the analysis of the specifics of professional self-assessment of students in the educational environment. The relevance of the study is determined by the formation of professional self-esteem in choosing a medical specialty, as a result of which it is one of the most acute problems today. The authors analyzed the sources of the problem of research, of the development of professional self-esteem. The pedagogical conditions allowing to form professional self-esteem of college students are considered. The theoretical analysis of the research presented in the article can be used in the practical activities of professional organizations and enterprises during the work with personnel when they plan their career and professional development.

Keywords: professional self-assessment, professional activity, socio-professional self-determination, pedagogical conditions, work program, main professional educational program, meta-subject relations.

Введение. В настоящее время в условиях модернизации образования современная профессиональная образовательная организация требует от студентов разноплановой активности, эффективной и компетентной деятельности по самоорганизации, позволяющей ему осуществлять субъект-субъектное взаимодействие через личностно-ориентировочный процесс.

Многочисленные виды современной профессиональной деятельности, где предметом деятельности является общение с другим человеком, то есть сам человек, в современном мире протекает в особых, не простых, условиях. В любом из профессиональных направлений сферы «человек - человек» компетентному специалисту необходимо обладать знаниями и умениями по работе с людьми, помимо сугубо профессиональных знаний и умений. Сегодня, в этом плане становится необходимым формирование профессиональной самооценки, так как именно она является одним из универсальных как внутренних, так и внешних механизмов повышения эффективности, в особенности медицинского специалиста: принятие им решений, поведение в коллективе, работа в профессиональной среде в целом, а также система, которая собственно и воздействует на развитие всех профессиональных умений и навыков, что приводит в последствии к установлению личностно-профессионального роста.

Сегодня готовность к профессиональному самоопределению, с позиции социально-профессиональной деятельности, это объединённое свойство личности, оно способствует рефлексивному и самостоятельному принятию решений в профессиональном выборе. Проведя теоретический анализ профессионального самоопределения как социокультурного, так и социально-психологического феномена, все это дает основание сделать вывод, что это сложный единый характер молодого профессионала.

Изложение основного материала статьи. Согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта, одним из значимых качеств будущего профессионала является развитая и сформированная профессиональная самооценка (личностная, профессиональная, образовательная, рефлексивная и др.). Исследованию самооценки посвящены работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов С.Е. Рескиной, М. Розенберга, B.C. Магун, Л.М. Митиной,

A.М. Байбакова, М.Б. Хакимовой, Е.О. Федотовой, Va Uerand, H.W. Mersh и др.

В современном педагогическом образовании наблюдается переход от «знаниевой» модели к личностной, исходя из учебной деятельности (Ю.А. Гороховатский, Е.Н. Шиянов, В.И. Данильчук, B.C. Шубинский, Е.В. Бондаревская,

B.В. Сериков, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская), ориентированной на цельную профессиональную личность и его развитие, что без опыта самооценивания невозможно. Овладение таким опытом сформирует у современного студента колледжа способность анализировать собственные действия, поступки, а самое главное оценивать их адекватно. Профессиональная самооценка и субъектная позиция будущего профессионала, формируются в учебно-воспитательном процессе колледжа. Благодаря этой позиции и всех элементов содержания образования обеспечивается высокий уровень освоения профессиональной деятельностью.

Образование должно обеспечивать множество организационных форм, максимальную гибкость и взаимодействие всех структур; смену основ профессионального представления современного выпускника (от освоения одной специальности до способности приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам нынешней экономики) на основе сформированной профессиональной самооценки; опору на творчество и инициативность личности как на ресурс экономического и социального развития для приемущества этой задачи. Удачность осваивания образовательной самооценки и способность применения её на практике связана со сформированностью определенных представлений у студентов колледжей, о своих возможных и реальных профессиональных возможностях.

Таким образом, будущий работодатель смело заявляет о сформированной профессиональной самооценке, отличающейся от других умений и навыков, что в итоге будет говорить, о развитой профессиональной самооценке, что и является результатом становления профессионала. Профессиональная самооценка активно обсуждается в педагогических кругах, этому вопросу сегодня посвящено много психолого-педагогических исследований. Профессиональная самооценка -это одиз из аспектов личностного и профессионального изучения в системе собственной значимости, что в результате влияет на становление себя в профессии. Что в результате, сопровждается рядом факторов, которые необходимы в

становлении профессионала. Таким образом профессиональная самооценка встраивается в учебно-воспитательную деятельность в соотвествии с основными характеристиками развития личности студента:

- степенью формирования адекватности;

- уровнем целостности самокритики;

- устойчивости личности.

Данное теоретическое исследование представлено, как конечный результат профессиональной самооценки, в результате процесс на протяжении которого уходит несколько лет обучения дает возможность сформировать профессиональную самооценку и подготовиться к профессиональной деятельности. На данные изменения безусловно влияют особенности возраста, степень психоэмоциональной зрелости, воздействие внутренних и внешних факторов. На данное становление влияют внутренние переживания и осмысление человека о представлении своей карьеры, что способствует продвижению себя по профессиональной лестнице.

Формирование профессиональной самооценки у студентов учебных заведений на разных фазах учебного и воспитательного процесса имеет особую значимость, для нашего исследования, что показывает исследование научной педагогической литературы. Самооценка индивида, как психолого-педагогическое понятие, вызывает интерес отечественных и зарубежных исследователей. Изучение трудов Т. Шибутани, А.В. Петровского, Р. Бернса, Л.И. Божович, У. Джеймса, А.К. Марковой, К. Роджерса, В.В. Столина, Б.Г. Ананьева, позволяет сделать заключение о том, что самооценка осмысливается как один из элементов самоидентификация, именно, она является стержнем процесса самосознания и показателем уровня его развития и становления.

Профессиональная самооценка студентов колледжа воспринимается нами как отражение своей образовательной, профессиональной истории и организация проекта собственного профессионального пути, создание профессионального видения себя, как профессионала в будущем. Профессиональная самооценка - это колеблющийся механизм, он изменяется, обуславливаясь знанием личности о себе и своем мироощущении. Являясь основой самоидентификации личности на всех этапах ее становления, профессиональная самооценка является частью структуры мотивации профессиональной подготовленности студентов. Бывает прямая зависимость между профессиональной самооценкой и социальным действием, успешностью учебно-профессиональной деятельности студента.

Исследование базируется на понимании профессиональной самооценки, как механизма взаимодействия, качества направления и результатов процесса обучения (подготовки и развития студента), который осуществляется при помощи механизмов самоидентификации. Профессиональная самооценка выражается при возникновении самонаблюдения и опирается на мотивирующие компоненты сознания, такие как умение анализировать способы и итоги своей работы. Понимание достоинств и профессиональных качеств у других является существенной частью профессионального самосознания студента колледжа.

Изучая данный вопрос о разумности создания профессионального самосознания студентов медицинского колледжа, мы исследовали возрастные характеристики учащихся юношеского возраста (А.В. Мудрик, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльклонин, Д.И. Фельдштейн и др.) и пришли к выводу, что главным новообразованием и опытом в данном возрастном диапазоне, является личностная и профессиональная самооценка, которая базируется на анализе и сравнении своих собственных особенностей с особенностями сверстников и представляется эталоном. Человеку свойственно изучение себя, как субъекта общения, познания, развития и в результате он получает о себе как о личности новую информацию, что дает возможность ему более полно оценить себя самого. Необходимо осознанно направлять профессиональную самооценку студентов медицинского колледжа в мысленный, деятельный и чувственно-переживаемый процесс для того, чтобы осознание субъектом образования своей профессиональной организованности смогло состояться, поскольку главной деятельностью в этом возрасте является учебно-профессиональная.

Профессиональная самооценка, сегодня, определяется не только как показатель уровня развития личности студента, который предполагает удовлетворенность хорошими качествами и необходимостью их фиксирования, но и неудовлетворенность отрицательными или недостаточно хорошо развитыми или сформированными индивидуальными качествами.

Способствующие формированию профессиональной самооценки педагогические условия студентов колледжа ориентированы на следующие аспекты:

1) субъективные педагогические условия - это технология целостного педагогического процесса, а так же совокупность возможностей содержаний и форм, направленных на достижение целей профессиональной деятельности: а) построение образовательного процесса может происходит только с опорой на опыт самооценивания студентов; б) формирование самооценки возможно лишь в процессе организованной специальной профессионально-учебной деятельности; в) выход студента в активную исследовательскую позицию по отношению к своей профессиональной подготовленности с целью анализа, осмысления и переосмысления; г) возникновение осознаваемых актуальных для студента противоречий и переосмысление нового опыта; д) возникновение затруднений, которые организованы управлением учебной деятельностью студентов;

2) объективные педагогические условия формирования самооценки у студентов колледжа в качестве которых выступают: а) наличие представлений о содержании и структуре самооценивания; б) способность к осмыслению, осознанию и переосмыслению собственной действительности; в) развитие самооценки через интеллектуальные операции; г) представление себя как активного субъекта деятельности включает самооценивание профессиональной подготовленности.

На основании разбора исследований С.Л. Рубинштейна, С.В. Славнова, Т. Шибутани, А.Р. Фонарёва, Л.Н. Корнеевой, и других ученых можно сформулировать такое заключение: успех деятельности учащегося напрямую зависит от уровня образования и чувства собственного достоинства. Низкий уровень самооценки отрицательно сказывается на профессиональной практике индивида и его поведении в обществе, считали исследователи. Они отмечают, что основными факторами, определяющими нормальность образовательной самооценки как условие подготовки студентов колледжа, являются отношение учащегося к профессиональным навыкам, самоуверенности, знаниям, успеху в работе, труду, уровню самоуважения и чувства собственного достоинства. Следует заметить, что специального исследования, предназначенного для развития образовательной самооценки студентов колледжа в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, ранее не проводилось.

Федеральные государственные образовательные стандарты новые для среднего профессионального образования в современном профессиональном мире ориентированы на тесную связь с рынком труда и запросом работодателей, а также на достижение результата в овладении тем или иным видом профессиональной деятельности [4]. В современных условиях, в процессе получения профессионального образования, чтобы стать конкурентоспособной личностью необходимо обладать готовностью к личностно-профессиональному развитию, эмоциональной и поведенческой гибкостью, а также наиболее актуальными на сегодня навыками - это информационной, коммуникативной и проблемной компетентностью. Общие

компетенции, как универсальные способы деятельности, одинаковые для большинства профессий и специальностей направлены на решение профессионально-трудовых задач и являются фактором интеграции для формирования профессиональной самооценки. В структуре основной профессиональной важной составляющей является формирование универсальных способов деятельности, которых в рамках профессиональных практик в большинстве ФГОС по профессиям СПО явно недостаточно.

В рамках теоретического анализа для достижения поставленной цели, нами были проанализированы методические материалы дисциплины «Введение в специальность: общие компетенции профессионала» на предмет формирования профессиональной самооценки студентов медицинских специальностей колледжа.

Содержание рабочей программы дисциплины нацелено на развитие общих компетенций личности каждого, создание условий для достижения следующих актуальных целей: коммуникативной компетенции личности, развитие способности применять общие компетенции при эффективном поведении на рынке труда, развитие компетенции личности в решении проблем, развитие информационной компетенции личности, а это одни из важных компонентов при формировании профессиональной самооценки. Данная дисциплина «Введение в специальность: общие компетенции профессионала» была разработана в 2014 году и внедрена в систему профессионального образования Кировской области. В связи с этим, реализация межпредметных связей должна способствовать интеграции общих, общепрофессиональных и специальных дисциплин, именно это дает нам возможность формировать профессиональную самооценку студента.

Разработанная программа дисциплины «Введение в специальность: общие компетенции профессионала» рассчитана на 40 часов аудиторного времени и 20 часов отводиться для самостоятельной работы студентов. По своей структуре курс «Введение в специальность: общие компетенции профессионала» не является сквозным и систематическим, а состоит из отдельных разделов (блоков). Разделы программы курса могут быть также отдельными логически законченными единицами содержания образования. Таких разделов четыре: «Информационная компетенция профессионала», «Коммуникативная компетенция профессионала», «Эффективное поведение на рынке труда», «Компетенция профессионала в решении проблем». Эффективность реализации данной программы основывается на использовании в образовательном процессе идей и приемов информационно-развивающих, проблемно-поисковых, деятельностных и практико-ориентированных, личностно-ориентированных, разнообразных форм и методов организации учебного процесса, что позволяет нам формировать профессиональную самооценку студентов. Для активизации творчества у студентов программа предусматривает использование не только обязательной учебной литературы, но и разнообразный учебно-методический материал электронного образовательного ресурса.

С учетом вышесказанного мы определили профессиональную самооценку студентов как наличие устойчивого представления у них о своих возможностях и достижениях, в том числе и в учебной деятельности. Профессиональная самооценка играет немаловажную роль в успешной учебной деятельности студентов. Успех человека в жизни формирует уверенность в собственных силах, уважение и самоуважение, достоинство и самооценку. Он важен на протяжении всей жизни индивида, а особенную важность приобретает в студенческие годы. Без адекватной самооценки будущий специалист не сможет предложить свои знания работодателю, или он будет неосознанно претендовать на более низкую должность.

Таким образом, возникает необходимость создания в учебно-профессиональной деятельности специальных условий, обеспечивающих формирование профессиональной самооценки студентов. Мы предлагаем следующие способы формирования профессиональной самооценки:

- выполнение студентами самостоятельных действий оценки и контроля, а это предполагает у студентов обращение к имеющимся знаниям, что позволяет структурировать их осознать, понять насколько проработан материал;

- создание аналитических проблемных ситуаций, в которых сталкиваются и противопоставляются предварительно выдвинутые положения, основывающиеся на бытовом, личностном опыте студента, и результатах экспертов;

- выполнение разноуровневых аналитических заданий, рисунков и схем, включение в опрос кроссвордов, а для успевающих студентов составление сравнительных таблиц, что позволит лучше осознавать студенту уровень своей профессиональной подготовки;

- самостоятельное творческое решение задач;

- ведение учебного диалога педагога со студентом на мировоззренческие темы. Это помогает студенту посмотреть на себя со стороны, сквозь призму взаимодействия со взрослым или сверстниками свою позицию, с точки зрения партнера по общению;

- благодаря разработке и введению дисциплины «Введение в специальность: общие компетенции профессионала» применяемые в ней инновационные технологии, такие, как исследовательская работа, проектная деятельность, коммуникативно-диалоговые технологии, игровые технологии, кейс-технологии, создаются условия, в которых студенты контролируют самостоятельно собственные действия и осознают себя в профессии, в результате формируется его профессиональная самооценка [5].

Делая вывод, можно сказать, что современному профессиональному обществу, а значит современному профессиональному миру, сегодня необходима личность свободная, творческая, которая обладает определёнными способностями критически мыслить и рассуждать. Профессиональная самооценка среди других уровневых компонентов сегодня доминирует и играет ведущую роль в реализации учебно-профессиональной деятельности и образовательной среде колледжа. Обобщая вышесказанное, становится понятно, что формирование профессиональной самооценки студентов - это одна из тенденций современного образования сегодня.

Литература:

1. Горобинский М.А., Ветвицкая С.М. Самооценка: особенности ее формирования и значение в жизни человека // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 6. - URL: ttp://eduherald.ru/ru/article/view?id=17850 (дата обращения: 06.09.2021).

2. Прозорова М.Н. Педагогические условия формирования образовательной рефлексии студентов колледжа [Текст] / М.Н. Прозорова // Педагогика. Общество. Право. - 2013. - № 8 (4). - С. 26-32.

3. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2014. - 416 с.

4. Российский образовательный портал - http://standart.edu.ru/

5. Файзрахманов И.М., Файзрахманова А.Л. Готовность одаренных детей к профессиональному самоопределению [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 125-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.