Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / обшественное развитие / деструктивные угрозы / национальное самосознание / национальная идеология / национальная самобытность / сохранение национальной самобытности.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тишабаева Л.

В статье рассматриваются злободневные вопросы развития современного общества. В частности, обращается в ней внимание на проблемы специфики идеологического полигона, состояние которого сильно изменяется в результате угроз разных идей деструктивных сил. Исходя из такого подхода автор статьи сосредотачивает свое внимание на негативное влияние таких угроз на национальное самосознание того или иного народа и рассуждает аспекты сохранения его самобытности, что является одним из важных факторов социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Тишабаева Л. преподаватель кафедра «Общественные науки и спорт»

ФерПИ Узбекистан, Фергана

СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются злободневные вопросы развития современного общества. В частности, обращается в ней внимание на проблемы специфики идеологического полигона, состояние которого сильно изменяется в результате угроз разных идей деструктивных сил. Исходя из такого подхода автор статьи сосредотачивает свое внимание на негативное влияние таких угроз на национальное самосознание того или иного народа и рассуждает аспекты сохранения его самобытности, что является одним из важных факторов социального развития.

Ключевые слова: общество, обшественноеразвитие, деструктивные угрозы, национальное самосознание, национальная идеология, национальная самобытность, сохранение национальной самобытности.

Tishabaeva L. teacher

Department of Social Sciences and Sports

FerPI

Uzbekistan, Fergana SOCIAL CHARACTERISTICS OF NATIONAL VALUES

Annotation. The article discusses topical issues of the development of modern society. In particular, it draws attention to the problems of the specifics of the ideological testing ground, the state of which changes greatly as a result of the threats of various ideas of destructive forces. Based on this approach, the author of the article focuses his attention on the negative impact of such threats on the national identity of a particular people and discusses aspects ofpreserving its identity, which is one of the important factors of social development.

Key words: society, social development, destructive threats, national identity, national ideology, national identity, preservation of national identity.

Общеизвестно, что всякие деструктивные идеи осуществляются на определенных идеологических полигонах. Специфика идеологического полигона заключается в изменчивости взаимотношений по существованию

к определенному моменту времени, ради всех событий, формированию осознания социальной реальности и критерию оценок агентов и контрагентов. Идеологический процесс - это простанственное положение идеологического полигона во времени и очередность событий, т.е. изменения, вытекающие из его степени и параметров. Они являются принципами внутренней динамики идеологического полигона. В нем осуществляются сегментация (разделение), аккумуляция (накопление), сегрегация (отделение)взглядов, идей и идеологий.

Это также можно назвать разрушительной деятельностью людей для обоснования «своего пути», чтобы решить политические, социально-экономические проблемы.

Изменчивый характер деструктивных идей также можно наблюдать в столкновении систем идей. Так, согласно мнению немецкого философа Ф.Ницше, существует закономерность: обычно часто отрицаемое всякое явление каждый раз движется с новой, более мощной силой. Такое явление очень часто случалось с философией, религией, искусством, моралью и свободной волей. Теперь такое явление происходит в идеологии.

Широкий масштаб и глубина концепции национального самосознания заключается в том, что оно является и для человека, и для нации главной высшей целью, и оно охватывает все остальные важные и великие идеи, в том числе и содержание программы построения демократического государства. Вместе с тем следует отметить, что по мнению первого Президента Республики Узбекистан И.Каримова «еще одно важное условие национальной идеологии — это самосознание. Когда я говорю о самосознании, я понимаю под ним восстановление исторической памяти, осознание своей родословной, чьими потомками мы являемся, исходя из этого - создание своеобразного, соответствующего нам самим общества» 109.

Сегодня в мировом масштабе опасность духовно-идеологических процессов проявляется в возникновении духовно-идеологических вакуумов, адаптации социального сознания к такой ситуации, усилении индивидуализма, росте культурной вестернизации общества. Особенно это наблюдается в негативном влиянии глобальных концепций на национальные традиции, формировании социально-духовного отчуждения у молодежи в результате идеологических угроз, росте маргинальных слоев как следствия выхода из-под контроля этнической причастности.

В условиях духовного кризиса и идеологической борьбы можно достичь успеха, если опираться на национально-духовные и народные интересы на основе формирования идеологии общества и ее составной части - национального самосознания. Только через понимание традиционных культурных критериев можно предсказать положительное

109Каримов И. А. Озод ва обод Ватан, эркин ва фаровон хаёт — пировард максадимиз. Т. 8. - Ташкент -С. 452-453.

влияние какой-либо идеологии на общество. Попытка искусственного игнорирования национальных традиций всегда заканчивается безуспешно.

А это говорит об актуальности отношений между общечеловеческими и национальными особенностями, без чего невозможно представить стабильность в обществе. Историческая созидательность не деградирует, а создает почву для великих преобразований в пути решения проблем цивилизованного выбора в социальном развитии. Раньше в организационной парадигме такой проблемы не существовало: т.е. считалось, что судьба всех народов одинакова, степень прогресса предначертана всем.

Сегодня ускоряется не только процесс смешения отрасли промышденности и видов деятельности, а вместе с ними культурных традиций и их приведения к каким-либо общим стандартам. Такие изменения создают угрозу существующим традициям и обычаям, религиозным убеждениям, образу жизни и социальным стереотипам. «Судьба закрытых цивилизаций будет зависеть от ожидаемых глобальных столкновений - это во многом политические столкновения по причине этно-конфессиональных, этнических и религиозных» факторов»110.

Здесь существенное значение имеет осознание нацией своих интересов и целей, которые способствуют сравнению своей нации с другими общественными группами. Его сущность неразрывно связана с традиционными ценностями нации: коллективизмом, верой, национальностью, патриотизмом, приоритетности долга от потребительства и эгоизма, любви и справедливости от прав сильного человека к служению общим целям, приверженности истине, священным идеям.

В настоящее время необходимо особо выделить три составные части национального самосознания: религиозность, коллективизм и государственность. Путем определения новых проблем национального самосознания можно провести глубокий анализ диалогизма в национальном самосознании.

В условиях идеологической борьбы каждое суверенное государство, в том числе и Узбекистан, для того чтобы сохранить себя хозяином определенной цивилизации, должно создать систему постоянного мониторинга развития разрушительных идеологий и осуществить конкретные меры социального, идеологического, политического и организационного характера, ограничивающие их широкое распространение. В этой сфере надо усилить факторы влияния национального самосознания на социальную жизнь. Данный процесс происходит через конкретные социально-политические программы национального развития, целенаправленную деятельность граждан, обращенные на их социальную активность, требующие целевой

110Хантингтон С. The Clash of Civilizations // Полис, 1994, №1. - С.33-48.

организационно-мобилизующей работы в сферы привлечения для их выполнения добровольным образом. В то же время необходимо формировать слои общества с высокойдуховностью, национальным сознанием, способных стоять выше своих узких, эгоистических интересов, отражать достойно коренные интересы народа и сплотить общество. Сегодня глубокая, системная научная разработка социально-духовных основ национального самовыражения является одной из важнейших задач предметов обществоведения.

На сегодняшний день во многих обществах кризисных ситуаций и процесс формирования новых проблем связаны с некоординированностью основных духовно-идеологических концепций в этой сфере. Наличие противоречий на смыслосоздающем поле мешает духовно-идеологическому объединению современного общества.

Национальное самосознание, так же как идеология, выполняя объединяющую функцию, оказывает влияние на формы и методы социализации личности, на развитие связей между нациями. Так для решения объединения на простом психологическом уровне пригодятся исторически разработанные, но сохранившие до сих пор свое действие старые национально-этнические стереотипы. В идеологической борьбе возможности осознания национального самосознания исходят из его функций. В частности, у неё есть функции оценки и призыва, нормативной координации, адаптации, защиты, самоконтроля и влияния ответственности.

Здесь проявляются возможности исторической памяти, общего языка, общенациональной культуры, общей истории, которые являются важными элементами национального самосознания. Духовно-социальные аспекты национального самосознания рассматриваются в качестве основной системы отношений оценки и рациональных национальных воображений, необходимые для определения человеком своего пути.

Во всех эпохах прогресса принцип «мы», будучи фактором усиления общности, еще более сплотил в единую нацию национальные общности из круга племени и показал путь для того, чтобы они осознали себя как единая целостность. Такие факторы, вобравшие в себя ассимиляцию, внешнюю угрозу, порабощение, колонизацию, имеющие угрозу культурного или полного физического уничтожения национальных общностей, были стимулирующими национальное самосознание и ускоряющими катализаторами. Фактор национального самосознания является мощной силой при защите национальных интересов.

Президент нашей страны Ш. Мирзиёев, останавливаясь на задачах, связанных с усилением идеологического иммунитета в сердцах и сознании молодежи подчеркивает: «С учетом того, что более половины населения страны составляет молодежь, еще более проявляется, что это очень серьезный вопрос. Мы никогда не должны забывать, что каждый из нас

ответственен за защиту молодежи - прежде всего от различных угроз, приходящих в виде «массовой культуры», наркомании, религиозного экстремизма, миссионерства. В этом мы опираемся на национальные традиции, богатое духовное наследие предков, сформированное веками» 111.

Поэтому выполнение сложных задач обычно требует совместной деятельности системы факторов и средств, формирующих идейное воспитание. Если в этом семья, махалля и система образования составляют основной фрагмент, то СМИ становятся важнейшим средством идейного воспитания. Данные идеи внушаются в сознание и психологию посредством деятельности идейного воспитания. Когда эти идеи занимают сознание множества, они превращаются в действующую силу, направляющую к цели.

В настоящее время недоразумения в понимании деструктивных идей в основном становятся фактором достижения геополитических целей, усиления передачи политической окраски деструктивным идеям осложняет проблемы в этой сфере. Поэтому изучение явления деструктивных идей в качестве глобальной проблемы современной цивилизации является важнейшей задачей современной науки с точки зрения фундаментальных проблем человека.

Использованные источники:

1. Каримов И. А. Озод ва обод Ватан, эркин ва фаровон хдёт — пировард максадимиз. Т. 8. - Ташкент, 2007

2. Мирзиёев Ш.М. Буюк келажагимизни мард ва олижаноб халкимиз билан бирга курамиз. - Тошкент: Узбекистон, 2017.

3. Хантингтон С. The Clash of Civilizations // Полис, 1994, №1.

111Мирзиёев Ш.М. Буюк келажагимизни мард ва олижаноб халкимиз билан бирга курамиз. - Тошкент: Узбекистон, 2017. - 488 б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.