Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА'

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2062
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / система / реформа / правовая база. / preschool education / system / reform / legal framework

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Келдиёрова, Зарина Рустам Кизи

Статья посвящена реформам в системе дошкольного образования Республики Узбекистан, правовым основам дошкольного образования: проблемам и решениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION IN UZBEKISTAN

The article is devoted to the reforms in the system of preschool education of the Republic of Uzbekistan, the legal bases of preschool education: problems and solutions.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЗБЕКИСТАНА

Келдиёрова Зарина Рустам кизи

Воспитательница специального дошкольного образовательного учреждения №22 г.Термез

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена реформам в системе дошкольного образования Республики Узбекистан, правовым основам дошкольного образования: проблемам и решениям.

Ключевые слова: дошкольное образование, система, реформа, правовая база.

The article is devoted to the reforms in the system of preschool education of the Republic of Uzbekistan, the legal bases of preschool education: problems and solutions.

Keywords: preschool education, system, reform, legal framework

ВВЕДЕНИЕ

По мнению специалистов, 70% всей информации и знаний, приобретенных в течение всей жизни, человек получает до пятилетнего возраста.

В связи с этим в Республике уделяется особое внимание для развития системе дошкольного образования. От учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях во многом зависит то, как будут наши дети учиться в школе, смогут ли достигать высоких горизонтов. Дошкольное образование в Узбекистане - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет.

Учреждением для воспитания детей может служить государственный или частный детский сад, центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее. Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое воспитание.

ABSTRACT

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(2), Feb., 2023

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. В соответствии с типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:

• Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно -эстетического, физического и др).

• Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

•Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;

•Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

• Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило, связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа). Однако, все виды дошкольных образовательных учреждений, реализуя задачи воспитания и обучения детей, опираются на принципы светскости образования.

Дошкольный образовательный учреждения (ДОУ) - это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме. Именно в детсаде происходят первые самостоятельные контакты ребенка с окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

Дошкольное образование играет важную роль в формировании хорошо развитого человека, поскольку знания и ценности, которые были внедрены в дошкольный возраст, определяют всю его будущую жизнь. Исходя из этого, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие и эффективное функционирование дошкольного образования в Республике Узбекистан, и были приняты комплексные меры.

Исследования показали, что существующая система управления дошкольным образованием не позволяет своевременно выявлять и устранять существующие проблемы, а также разрабатывать и внедрять инновационные решения для дальнейшего развития этой области.

Нынешнее состояние инфраструктуры и материально-технической базы дошкольных учреждений не позволяет полностью охватить детей дошкольным образованием.

Низкий уровень финансовых стимулов для сотрудников дошкольного образования не обеспечивает квалифицированного персонала, способного решать вопросы профессионального развития и воспитания детей. В дошкольных учебных заведениях имеются серьезные недостатки в обеспечении продовольствием, финансовой поддержкой и медицинским обслуживанием детей.

В этой связи указе главы государства «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования», критический оценено работы Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерство занятости и труда и местные органы власти в области дошкольного образования оказались неадекватными.

Надо отметить что, исходя из этого Указа Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, было образовано Министерство дошкольного образования Республики Узбекистана, нет которого аналога в мире. Резолюция предусматривает реализацию комплексного комплекса мер:

^ реализация единой государственной политики, направленной на развитие системы дошкольного образования, всестороннее развитие дошкольного образования, повышение интеллектуального потенциала и обогащение духовно -нравственного мира;

^ разработка предложений по совершенствованию законодательных актов, направленных на реализацию Закона Республики Узбекистан «Об образовании» в сфере дошкольного образования и контроль за их соблюдением;

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(2), Feb., 2023

^ координация и методическое руководство за деятельностью дошкольных образовательных учреждений согласно государственным требованиям дошкольного образования; внедрение в учебно-воспитательный процесс современных передовых форм обучения, новых педагогических и информационных технологий, эффективных методов обучения и воспитания; воспитание в дошкольных образовательных учреждениях детей в духе уважения к национальным и общечеловеческим ценностям, гуманизма, внедрение в их сознание и души идей независимости, национального самосознания;

В частности, с 1 января 2018 года начался создаваться новые дошкольные образовательные учреждения на условиях государственно-частного партнерства в городах Ташкент, Нукус и областных центрах республики.

Механизм государственно-частного партнерства, инициированный главой государства, предусматривает выделение земельных участков и нежилых помещений для инвесторов на 50-летний срок для создания современных и дошкольных образовательных учреждений.

Предполагается, что инвесторы будут нести ответственность за организацию дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями состояния образования, санитарно-гигиенических и других норм, поддерживать направление деятельности на протяжении всего периода взаимодействия и обеспечивать доступность и доступность услуг дошкольного образования. Инвесторам предлагается широкий спектр налоговых льгот и преференций, а также льготные кредиты.

Кроме того, государственным дошкольным образовательным учреждениям в Ташкенте было разрешено проводить прямые контракты на поставку продуктов питания и готовых продуктов питания, отвечающих требованиям субъектов предпринимательства. Исходя из результатов этих экспериментов, предполагается рассмотреть вопрос о механизмах государственно-частного партнерства и договоренностях об организации питания в дошкольных учреждениях в других регионах страны. Также была утверждена «Дорожная карта» для дальнейшего совершенствования дошкольного образования в Республике Узбекистан, направленная на решение неотложных проблем в этой области.

Была создана Комиссия по разработке предложений для критического изучения и дальнейшего совершенствования дошкольного образования. Комиссия также анализирует системные проблемы дошкольного образования с точки зрения выявления пробелов, коррупции и других нарушений закона, а

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

также систематического выявления и комплексного изучения предотвращения эффективного осуществления государственной политики в дошкольном образовании.

В настоящее время задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста.

Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.

Особое внимание уделяется созданию необходимой инфраструктуры и развитию частного сектора дошкольного образования. В то же время организация качественного дошкольного образования будет пересмотрена с учетом государственных потребностей, в том числе лучших международных практик в области надлежащего развития дошкольников. Он также отражает национальные культурные и исторические ценности, а также подготовка и внедрение учебных и методических, дидактических материалов, которые представляют интерес для чтения книг с детства, также будут согласованы с современными требованиями.

Резолюция предусматривает реализацию организационных мер, в том числе упрощение приема детей в дошкольные образовательные учреждения путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность компетентных государственных органов.

В целях расширения системы неформального дошкольного образования Комиссии было поручено введение упрощенной процедуры лицензирования для негосударственных дошкольных учреждений и подготовка предложений по совершенствованию организационно-правовых форм путем изучения существующих практик и лучшая международная практика. На основе результатов исследования будет разработан комплекс мер, направленных на

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(2), Feb., 2023

дальнейшее совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области дошкольного образования.

Реализация Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования» позволит повысить дошкольное образование на качественно новый уровень в стране, радикально улучшить инфраструктуру и материально-техническое оснащение дошкольных учреждений.

REFERENCES

1. Мирзиёев Ш.М. Танкидий тахлил, катъий тартиб-интизом ва шахсий жавобгарлик хар бир рахбар фаолиятининг кундалик коидаси булиши керак. Узбекистон Республикаси Вазирлар Махкамасининг 2016 йил якунлари ва 2017 йил истикболларига багишланган мажлисидаги нутк // Халк сузи. 2017 йил 16 январь, № 11.

2. Мирзиёев Ш.М. Буюк келажагимизни мард ва олижаноб халкимиз билан бирга курамиз. -Т.: Узбекистон, 2017.

3. Ш.М.Мирзиёевнинг 2017 йил 7 февралдаги "Узбекистон Республикасини янада ривожлантириш буйича Хдракатлар стратегияси тугрисида" ги Фармони. Lex.uz

4. Ш.М.Мирзиёев."^онун устуворлиги ва инсон манфаатларини таъминлаш -юрт тараккиёти ва халк фаровонлиги гарови" мавзусидаги Узбекистон Республикаси Конституцияси кабул килинганининг 24 йиллигига багишланган тантанали маросимдаги маърузаси.-Т.:"Узбекистон"2017.-48 б.

5. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию управления системой дошкольного образования» от 30 сентября 2017 года № УП-5198. Lex.uz

6. Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года № 464-I "Об образовании".

7. Avazov Komil Hollievich, Spiritual and Moral Aspects of the Formation of a sustainable Society International Journal of Humanities Social Sciences and Education 2017,4(10): 1-9

8. Komil Avazov Internal and external threats of modernity, security and stability of the modern society and their affinity//Thе article was presented for the publication in the bulletin Russia and the Moslem World. //Russia and the moslem world.

2017.№3 (297).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.