Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА КАК ОБЪЕКТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА КАК ОБЪЕКТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА / КОНТРОЛЬ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ-ЖЕНЩИНА / ЛЬГОТА / КОМПЕНСАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цуциев С.А.

Численность военнослужащих женского пола в современных армиях большинства стран мира ежегодно увеличивается. Тяготы и лишения военной службы могут успешно сочетаться с анатомо-физиологическими особенностями женского организма только при условии предоставления им соответствующих социальных гарантий. В противном случае в женском организме происходит переутомление, проявляющееся развитием различных заболеваний. По этой причине вопрос организации контроля полноты реализации дополнительных льгот и компенсаций для военнослужащих-женщин является актуальной гигиенической задачей. Цель исследования - сбор свидетельств способности органов военного управления к проведению гигиенического контроля своевременности и полноты реализации социальных гарантий для военнослужащих женского пола. Материал и методы. Были применены методы научного анализа и сопоставления материалов нормативно-правовых и иных актов, устанавливающих требования к службе войск, безопасности военной службы, гигиеническому нормированию. Результаты. Имеющиеся в настоящее время в распоряжении медицинской службы Вооруженных сил РФ ресурсы (нормативно-правовое регулирование, инструментально-лабораторная база, эксперты и др.), не позволяют в полной мере организовать объективный и достоверный контроль полноты реализации льгот и компенсаций, установленных для военнослужащих-женщин. Обсуждение. Медицинская служба войскового звена располагает преимущественно документарными и визуальными методами контроля, а испытательные лаборатории, расположенные в соединениях, объединениях, военных округах (флотах), не предназначены для идентификации опасностей, инструментального измерения уровня вредных и (или) опасных факторов военного труда и окончательной гигиенической оценки условий военной службы на всех рабочих местах военнослужащих, в том числе женщин, в воинской части. Заключение. Для получения объективных, точных и надежных результатов гигиенического контроля, в частности полноты реализации социальных гарантий военнослужащим женского пола, для испытательных лабораторий медицинской службы Вооруженных сил РФ в качестве обязательной процедуры необходимо утвердить модель специальной оценки условий труда рабочих мест военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICEWOMEN'S SOCIAL PROTECTION AS AN OBJECT OF HEALTH MANAGEMENT PROCESS

The servicewomen's number in the modern armies of most of world increases year on year. However, combat hardships can be successfully combined with ana-tomico-physiological characteristics of a female body under the stipulation that women are provided with appropriate social protection. Otherwise, there occurs an overfatigue in the female body, which is manifested by the development of various diseases. Therefore, the issue of organizing the fringe benefits' implementation completeness monitoring for servicewomen is a crucial hygienic task. Aim - collection of evidence of the military authorities' ability to conduct the health management process for the timely and full implementation of servicewomen's social protection. Material and methods. Methods of scientific analysis and comparison of legislative and other statutory acts that impose requirements for troop service, military service security, and hygienic rating, were applied. Results. The resources presently available in the Russian Armed Forces' medical service preclude from organizing an objective and reliable monitoring of compensations and benefits' implementation completeness for servicewomen. Discussion. The military medical service mainly has documentary and visual control methods, and test laboratories located in formations, associations, military districts (fleets), are inappropriate for hazard identification, instrumental measurement of the military labor's health and safety hazards, or final sanitary audit of the military service conditions at all working places of military personnel, including women, in a military unit. Conclusion. To obtain objective, accurate and reliable results of the health management process in general, and of the servicewomen's social protection im- pLementation completeness in particular, it is necessary to approve the "special assessment of servicemembers' working environment" model for implementation as a mandatory procedure in test laboratories of the Russian Armed Forces' medical service.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА КАК ОБЪЕКТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ»

АКТУАЛЬНОСЕГОДНЯ

Социальные гарантии военнослужащих женского пола как объект гигиенического контроля

Цуциев С.А. Федеральное государственное бюджетное учреждение

«Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины» Министерства обороны Российской Федерации, 195043, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Численность военнослужащих женского пола в современных армиях большинства стран мира ежегодно увеличивается. Тяготы и лишения военной службы могут успешно сочетаться с анатомо-физиологическими особенностями женского организма только при условии предоставления им соответствующих социальных гарантий. В противном случае в женском организме происходит переутомление, проявляющееся развитием различных заболеваний. По этой причине вопрос организации контроля полноты реализации дополнительных льгот и компенсаций для военнослужащих-женщин является актуальной гигиенической задачей.

Цель исследования - сбор свидетельств способности органов военного управления к проведению гигиенического контроля своевременности и полноты реализации социальных гарантий для военнослужащих женского пола.

Материал и методы. Были применены методы научного анализа и сопоставления материалов нормативно-правовых и иных актов, устанавливающих требования к службе войск, безопасности военной службы, гигиеническому нормированию.

Результаты. Имеющиеся в настоящее время в распоряжении медицинской службы Вооруженных сил РФ ресурсы (нормативно-правовое регулирование, инструментально-лабораторная база, эксперты и др.), не позволяют в полной мере организовать объективный и достоверный контроль полноты реализации льгот и компенсаций, установленных для военнослужащих-женщин.

Обсуждение. Медицинская служба войскового звена располагает преимущественно документарными и визуальными методами контроля, а испытательные лаборатории, расположенные в соединениях, объединениях, военных округах (флотах), не предназначены для идентификации опасностей, инструментального измерения уровня вредных и (или) опасных факторов военного труда и окончательной гигиенической оценки условий военной службы на всех рабочих местах военнослужащих, в том числе женщин, в воинской части.

Заключение. Для получения объективных, точных и надежных результатов гигиенического контроля, в частности полноты реализации социальных

гарантий военнослужащим женского пола, для испытательных лабораторий медицинской службы Вооруженных сил РФ в качестве обязательной процедуры необходимо утвердить модель специальной оценки условий труда рабочих мест военнослужащих.

Ключевые слова:

гигиена; контроль; военнослужащий-женщина; льгота; компенсация

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Цуциев С.А. Социальные гарантии военнослужащих женского пола как объект гигиенического контроля // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 2. С. 17-26. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-2-17-26 Статья поступила в редакцию 29.03.2023. Принята в печать 10.05.2023.

Servicewomen's social protection as an object of health management process

Tsutsiev 5A State Scientific Test Research Institute of Military Medi-

cine, Ministry of Defense of the Russian Federation, 195043, St. Petersburg, Russian Federation

The servicewomen's number in the modern armies of most of world increases year on year. However, combat hardships can be successfully combined with ana-tomico-physiological characteristics of a female body under the stipulation that women are provided with appropriate social protection. Otherwise, there occurs an overfatigue in the female body, which is manifested by the development of various diseases. Therefore, the issue of organizing the fringe benefits' implementation completeness monitoring for servicewomen is a crucial hygienic task.

Aim - collection of evidence of the military authorities' ability to conduct the health management process for the timely and full implementation of service-women's social protection.

Material and methods. Methods of scientific analysis and comparison of legislative and other statutory acts that impose requirements for troop service, military service security, and hygienic rating, were applied.

Results. The resources presently available in the Russian Armed Forces' medical service preclude from organizing an objective and reliable monitoring of compensations and benefits' implementation completeness for servicewomen.

Discussion. The military medical service mainly has documentary and visual control methods, and test laboratories located in formations, associations, military districts (fleets), are inappropriate for hazard identification, instrumental measurement of the military labor's health and safety hazards, or final sanitary audit of the military service conditions at all working places of military personnel, including women, in a military unit.

Conclusion. To obtain objective, accurate and reliable results of the health management process in general, and of the servicewomen's social protection im-

pLementation completeness in particular, it is necessary to approve the "special assessment of servicemembers' working environment" model for implementation as a mandatory procedure in test laboratories of the Russian Armed Forces' medical service.

Keywords:

hygiene; control; servicemember-woman; benefit; compensation

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The author declares no conflict of Interest.

For citation: Tsutsiev S.A. Servicewomen's social protection as an object of health management process. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2023; 9 (2): 17-26. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-2-17-26 (in Russian) Received 29.03.2023. Accepted 10.05.2023.

Одна из характерных особенностей современных вооруженных сил (далее - ВС) любого государства - это большая численность военнослужащих женского пола, военно-профессиональная принадлежность которых имеет весьма широкий спектр. В ряде государств (США, Израиль и др.) полностью сняты ограничения на военно-профессиональные и карьерные амбиции женщин в погонах [1]. Несмотря на то что причины активного и разнообразного применения женского труда в ратном деле в различных государствах сильно отличаются, большинство государственных руководителей, ученых, исследователей и пр. убеждены: женщина и армия -понятия совместимые [1-3].

Тем не менее военная служба, как и много веков назад, по-прежнему представляет собой особый вид трудовой деятельности, предполагающий повседневное преодоление многочисленных и разнообразных тягот и лишений, вне зависимости от занимаемой должности, воинского звания и половой принадлежности, суть которых сводится к беспрекословности добровольного подчинения воле командира выполнять поставленную боевую задачу в любое время (суток, года) при любых условиях внешней среды (погодных, климатических и пр.), что предполагает высокую вероятность воздействия многочисленных и самых неожиданных опасностей и профессиональных рисков повреждения здоровья, вплоть до гибели. Это логично, так как професси-

ональная трудовая деятельность по подготовке и непосредственно защите Отечества не приемлет никаких условностей: поставленная командиром боевая задача должна быть выполнена точно и в срок [4].

Вместе с тем биологических особенностей женского организма тоже никто не отменял: давно доказано, что лица женского пола при прочих равных условиях не в состоянии длительно, с одинаковой как у мужчин результативностью, выполнять физическую работу без негативных последствий для своего организма. Достаточно быстро в женском организме развиваются утомление, переутомление и наступает срыв адаптации, что проявляется развитием различных заболеваний, и в первую очередь это касается специфических воспалительных заболеваний органов малого таза. По этой причине государство наделило военнослужащих женского пола, в отличие от военнослужащих-мужчин, целым пакетом дополнительных социальных гарантий. Их цель - сгладить, насколько это возможно, воздействие неблагоприятных факторов ратного труда на женский организм, максимально снизить вероятность наступления профессиональных рисков повреждения здоровья, в том числе репродуктивного. От того, насколько своевременно, точно и адресно будут реализованы эти льготы и компенсации, будет зависеть здоровье призванных исходно здоровыми военнослужащих женского пола. Поэтому

вопрос планирования и контроля полноты реализации социальных гарантий этой категории личного состава ВС РФ является актуальной гигиенической задачей, решаемой в формате системы обеспечения безопасности военной службы.

Цель исследования - сбор доказательств наличия в ВС РФ достаточных ресурсов (документарных, людских, инструментально-лабораторных и пр.) для проведения гигиенического контроля полноты реализации социальных гарантий, установленных для военнослужащих женского пола.

В настоящей статье мы не ставили перед собой задачу охватить анализом все актуальные льготы и компенсации для женщин - военнослужащих ВС РФ. Мы решили остановиться на не столь очевидных на первый взгляд гарантиях, имеющих принципиальное значение в прикладном отношении, - от степени их реализации во многом зависят жизнь и здоровье не только женщин в погонах, но и будущих поколений.

Материал и методы

Были изучены и проанализированы основные нормативно-правовые и иные акты федерального, ведомственного уровней, устанавливающие требования к службе войск, безопасности военной службы, гигиеническому нормированию условий труда лиц женского пола. Использованы методы научного анализа и сопоставления исследований.

Результаты и обсуждение

Установлено, что органы военного управления располагают определенными документарными и визуальными методами контроля полноты обеспеченности военнослужащих женского пола социальными гарантиями в ВС РФ. Однако, как оказалось, этого недостаточно: в ряде случаев для обеспечения точности и надежности полученных результатов необходимы инструментальные и лабораторные методы исследований с последующей гигиенической оценкой условий военной службы. В настоящее время медицин-

ская служба войскового звена ВС РФ не располагает ресурсами для проведения таких исследований. Организационные структуры, имеющие в своем составе испытательные лаборатории, также не в состоянии выполнить рассматриваемые задачи, так как они не предназначены для широкомасштабной идентификации опасностей, определения уровня вредных и (или) опасных факторов военной службы с окончательной гигиенической оценкой условий военного труда на всех рабочих местах в воинской части. В результате женщины-военнослужащие, в частности в период беременности и грудного вскармливания, не могут получить точный и надежный вариант временного трудоустройства на рабочие места с безопасными условиями военной службы со всеми вытекающими из этой ситуации негативными последствиями как для женского организма, так и для организма плода.

Все льготы и компенсации, законодательно установленные для военнослужащих-женщин, целесообразно условно разделить на 2 группы. Первая группа включает социальные гарантии, преимущественно направленные на охрану семьи, материнства и детства. Это дополнительный отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком [5, 6], продолжительность которых засчитывает-ся в срок военной службы [6, 7]. При этом сохраняется право на основной отпуск за все время пребывания в дополнительном. Трудно прокомментировать целесообразность названных выше льгот и компенсаций. Полагаем, преимущественно они носят рекламный характер, убедительно демонстрируя привлекательность военной службы в ВС РФ для лиц женского пола. Количество женщин, желающих пополнить ряды ВС РФ, более чем достаточно: численность военнослужащих-женщин в ВС стран мира колеблется от 10,6% (Канада) до 20% (Израиль); в большинстве стран Африки «женская» квота достигает 30% [20]. Контроль реализации такого рода социальных гарантий не предполагает проведения сложных диагностических процедур: достаточно сначала документарной, а потом визуальной (осмотр рабочего места) проверки, но самое главное, эти

Социальные гарантии военнослужащих женского пола, реализуемые в формате системы обеспечения безопасности военной службы в ВС РФ

Социальные гарантии Основание Метод контроля

1. На период беременности и грудного

вскармливания:

1.1. Освобождаются от несения нарядов, строевой Указ Президента РФ Документарный.

и физической подготовки. от 1999 г. [7] Визуальный

1.2. Временно переводятся на должности Указ Президента РФ Документарный.

(работы), исключающие воздействие вредных от 1999 г. [7] Инструментальный.

и (или) опасных факторов военной службы Гигиеническая оценка условий военной службы

2. Ограничения на применение женского труда:

2.1. Ограничения по массе на подъем Указ Президента РФ Документарный.

и перемещение тяжестей вручную. от 2007 г. [4]. Инструментальный.

Приказ Минтруда Гигиеническая оценка

России от 2020 г. [8] условий военной службы

2.2. Ограничения на замещение должностей Указ Президента РФ Документарный.

(выполнение работ и пр.) с вредными и (или) от 2007 г. [4]. Инструментальный.

опасными условиями труда Приказ Минтруда Гигиеническая оценка

России от 2019 г. [9] условий военной службы

3. Не привлекаются к несению караульной службы Указ Президента РФ Документарный.

от 2007 г. [4] Визуальный

4. При разбивке лагеря размещаются в отдельных Указ Президента РФ Документарный.

палатках из расчета одна палатка на 3 человека от 2007 г. [4] Визуальный

или в помещениях

5. Дисциплинарный арест не применяется Указ Президента РФ Документарный.

от 2007 г. [4] Визуальный

гарантии имеют весьма отдаленное отношение к системе обеспечения безопасности военной службы для женщин в погонах.

Вторая группа социальных гарантий вызывает, на наш взгляд, больший интерес (см. таблицу).

Как видно из данных, приведенных в таблице, все эти льготы и компенсации направлены на минимизацию неблагоприятного воздействия факторов военной службы на женский организм. Методы контроля своевременности и полноты реализации социальных гарантий в своем большинстве не вызывают затруднений, так как не требуют применения сложных методов и методик. Однако есть неожиданные исключения, заслуживающие, на наш взгляд, пристального внимания.

Как известно, военнослужащие-женщины на период беременности и грудного вскармлива-

ния приобретают особый статус прохождения военной службы, который заключается в том, что они, во-первых, освобождаются от строевой и физической подготовки, несения нарядов. В этой связи первоначально проверяется наличие соответствующей справки от врача-гинеколога, на основании которой принимаются необходимые решения. В дальнейшем изучению подлежат учетно-отчетные документы и проводится непосредственное посещение занятий на плацу (в спортзале и пр.). В целом, все предельно очевидно и не предполагает проведения дополнительных исследований.

Во-вторых, женщины на этот период временно переводятся на должности (работы), исключающие воздействие вредных и (или) опасных факторов военной службы. Казалось бы, простая процедура, однако попытки ее пра-

ктической реализации порождают массу очень непростых вопросов, неправильные (или неточные) ответы на которые могут иметь для военнослужащих-женщин нежелательные последствия. Первоначально необходимо убедиться в том, что замещаемая в настоящее время должность (рабочее место) является источником воздействия на военнослужащего женского пола вредных и (или) опасных факторов военной службы. Если это так, нужно найти в воинской части свободные должности (рабочие места) с безопасными условиями военной службы. В противном случае никаких временных замен осуществлять не надо. Однако получить убедительные (объективные и достоверные, точные и надежные) ответы на эти вопросы только на основании документарной проверки («Перечень воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами женского пола»1) и визуального осмотра рабочего места невозможно, так как нельзя полностью исключить вредного воздействия факторов военного труда на конкретном рабочем месте на женский организм и на организм плода. Необходимо выявить опасности, провести инструментальные (лабораторные) измерения вредных и (или) опасных факторов военного труда на этих рабочих местах с определением их уровней. На основании полученных результатов делается гигиеническая оценка условий военной службы: допустимые условия, вредные или опасные, соответственно. Именно эти результаты должны быть положены в основу решений о целесообразности и необходимости временного перевода беременного военнослужащего женского пола.

Другой аналогичный пример: в нашей стране, как известно, действует система ограничений на применение труда лиц женского пола, принятая на федеральном уровне и получившая распространение на ведомственном практически без изменений, в частности в Министерстве обороны РФ (далее - Минобороны России). Это касается предельно допустимой нормы разового подъема тяжестей (без перемещения), которая для жен-

щин составляет 15,0 кг [8]. Строгое соблюдение этого норматива - главное условие привлечения военнослужащих женского пола к погрузочно-разгрузочным работам. Логично, что объективный и достоверный контроль реализации этой льготы, предполагает инструментальное исследование (весовой метод). В Минобороны России действует также достаточно внушительный перечень работ, должностей и пр., запрещенный к замещению лицами женского пола [9]. Приведенные в этом документе работы, как правило, связаны либо с управлением, либо с обслуживанием различной подвижной техники, что актуально для ВС РФ, так как степень их насыщенности различными образцами вооружения, военной и специальной техники весьма высока.

Еще примеры имеющихся льгот: к военнослужащим-женщинам не может быть применен дисциплинарный арест, а также они не привлекаются к несению караульной службы. Контроль реализации этих гарантий не требует каких-либо сложных методик и пр. Первоначально осуществляется документарная проверка; далее, в случае необходимости, проводится визуальный осмотр.

Полагаем, что вопрос адресности в планировании и реализации контрольных мероприятий за соблюдением социальных льгот и компенсаций, установленных для военнослужащих женского пола, легким не назовешь. Законодательно закрепленные гарантии для начала необходимо знать. Устав внутренней службы ВС РФ [4] предписывает начальнику медицинской службы воинской части (организации) в формате его должностных обязанностей осуществлять контроль за условиями и характером военной службы (размещением, водоснабжением, питанием, условиями ратного труда и пр.) личного состава. Все эти действия осуществляются в формате системы обеспечения безопасности военной службы [4, 11-12]. При этом каких-либо указаний на соблюдение конкретных требований при реализации контрольных мероприятий в зависимости от специфики военной службы

1 Отсутствует в открытом доступе.

отдельных категорий личного состава воинской части мы в этих документах не найдем. Складывается впечатление, что характерных особенностей прохождения военной службы у отдельных категорий военнослужащих нет. Фактически это не так: Руководство по медицинскому обеспечению [13], в частности, предписывает должностным лицам медицинской службы знать и реализовывать особенности лечебно-профилактических мероприятий в отношении отдельных категорий личного состава, в том числе женского пола [13, пп. 88-91]. Детальное изучение обязанностей начальника медицинской службы воинской части показало, что вся его деятельность по этому направлению главным образом сводится к организации медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих-женщин [10, 13]. Это касается, во-первых, проведения углубленного медицинского обследования, во-вторых, учета беременных военнослужащих женского пола, а в последующем - их направления в соответствующие медицинские организации; в-третьих, организации амбулаторного приема, обследования и лечения военнослужащих женского пола, которые должны проводиться отдельно от военнослужащих мужского пола. Для этого в военно-медицинских подразделениях (частях, организациях) оборудуются отдельные кабинеты, палаты и санузлы [13]. Особое внимание войсковой медицины должно приходиться на период беременности и грудного вскармливания военнослужащих-женщин: они, как уже говорилось выше, освобождаются от несения нарядов, строевой и физической подготовки, а также временно переводятся на работы, исключающие воздействие вредных и (или) опасных факторов военной службы, что является общеизвестным фактом. Однако прикладной аспект этих процедур далее не освещается и механизм контроля их реализации не описан. Порядок гигиенического контроля реализации иных социальных гарантий (см. таблицу) ни в руководстве [13], ни в других руководящих документах Минобороны России, медицинской службы не приводится.

Проведение инструментальных (лабораторных) измерений (исследований) на рабочих ме-

стах военнослужащих вообще и женского пола в частности предполагает решение, как оказалось, непростого вопроса о выделении соответствующих ресурсов медицинской службе ВС РФ: аккредитованных лабораторий (с соответствующей разрешительной областью деятельности), экспертов.

Регламент медицинского контроля условий военной службы в воинской части устанавливает старший медицинский начальник в зависимости от санитарно-эпидемической обстановки в зоне ответственности, а также с учетом Перечня инструментальных (лабораторных) измерений, регламентированного Номенклатурой обязательных гигиенических и санитарно-микробиологических исследований [13]. По нашим данным, порядка 90% всех запланированных к реализации в воинской части инструментальных (лабораторных) исследований приходится на гигиенический контроль вопросов организации питания и водоснабжения, и примерно 10% касается размещения военнослужащих (в том числе термометрия воздуха в жилых, служебных и производственных помещениях). В названную выше номенклатуру [13] не вошли интересующие нас вопросы:

■ идентификация и определение уровней вредных и (или) опасных факторов военной службы на рабочих местах военнослужащих, в том числе женского пола;

■ определение массы поднимаемого вручную груза военнослужащими-женщинами [13].

Гигиенический контроль проведения погрузо-разгрузочных работ в рассматриваемом случае приобретает особый смысл, так как имеет непосредственное отношение к физическому развитию, физической подготовленности лиц женского пола: на наш взгляд, действующая система отбора военнослужащих в ряды ВС РФ [14] позволяет выявлять физически крепких и выносливых мужчин, а также женщин - физически примерно в 3 раза слабее мужчин [20]. Уже является установленным фактом: у военнослужащих-женщин в процессе прохождения военной службы зачастую наблюдается чрезмерное напряжение функциональных резервов организма,

проявляющееся в развитии различных заболеваний. Мнение исследователей различных специальностей едино: у военнослужащих женского пола по сравнению с таковыми мужского пола, а также с гражданским населением имеют место достоверно более высокие уровни общей и первичной заболеваемости, а также госпитализации. Кроме того, установлено, что с увеличением продолжительности военной службы у женщин в погонах нарастает уровень специфических воспалительных заболеваний органов малого таза [1-3, 15].

Применительно к рассматриваемой проблематике медицинская рота имеет большие возможности: в ее организационную структуру входит санитарно-эпидемиологическое отделение (взвод), содержащее гигиеническую и бактериологическую лаборатории. Тем не менее анализ Номенклатуры обязательных гигиенических и санитарно-микробиологических исследований [13] показал, что возможности гигиенической лаборатории ограничены. Разрешенные к исполнению инструментальные (лабораторные) исследования не предполагают полномасштабной идентификации опасностей, определения уровней вредных и (или) опасных факторов военной службы и гигиенической оценки условий военного труда. Подобного рода структуры, имеющие в своем составе испытательные лаборатории, можно найти в соединениях (отдельные медицинские батальоны), объединениях, военных округах (Центры государственного санитарно-эпидемиологического контроля центрального, окружного подчинения) [13, 16]. Однако формат их деятельности ограничен проведением медицинского контроля и государственного санитарно-эпидемиологического контроля (далее - ГСЭК) на объектах зоны ответственности Минобороны России.

ГСЭК, как известно, направлен на обнаружение и пресечение нарушений санитарно-эпидемиологических требований, устранение их последствий и восстановление правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений [13, 16]. По существу, это выборочный контроль отдельных факторов трудового процесса на отдельных рабочих местах.

В нашем случае необходима плановая и систематическая работа по идентификации опасностей, определению уровней вредных и (или) опасных факторов трудового процесса и итоговой гигиенической оценке условий военной службы. Для решения задач такого рода вполне может подойти модель «Специальная оценка условий труда на рабочих местах» (далее - СОУТ), введенная в действие, как известно, с 01.01.2014 на федеральном уровне [17], которая обязательна, за редким исключением, для всех работодателей и организаций всех форм собственности. Примечательно, что для лиц гражданского персонала ВС РФ процедура СОУТ обязательна. В отношении военнослужащих такой ясности пока достичь не удается, несмотря на то что потребность в ее реализации в формате ВС РФ очевидна.

Что касается социальных гарантий, то вопрос, на наш взгляд, необходимо поставить еще шире и более адресно: результаты гигиенической оценки условий военной службы использовать для принятия решения о назначении (отмене) социальных гарантий в виде дополнительных льгот и компенсаций в связи с прохождением военной службы в особых условиях. Сейчас решение принимается на основании специальных перечней, введенных в действие установленным порядком [18, 19]. Однако проведенные исследования показали, что идентификация особых условий службы не имеет надлежащего научного обоснования и является преимущественно субъективной, основанной на личном опыте и визуальных методах исследования [20]. Реализуя процедуру гигиенической оценки условий военной службы на системной основе органы военного управления Минобороны России получают полную и достоверную информацию о вредных и (или) опасных факторах, профессиональных рисках, социальных гарантиях по каждой воинской должности (виду работ и пр.) применительно к конкретной воинской части. А это значит, появляется возможность фактически управлять процессом сохранения жизни и здоровья призванных исходно здоровыми военнослужащих женского пола, в частности.

Заключение

(выводы и рекомендации)

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, мы пришли к заключению: социальные гарантии для военнослужащих женского пола, декларированные в нормативных правовых и иных актах РФ, в прикладном отношении в ВС РФ фактически остаются без объективного гигиенического сопровождения (контроля).

Анализ создавшейся ситуации позволяет сделать следующие выводы:

1. Медицинская служба войскового звена (полк) в настоящее время в состоянии провести документарную проверку и визуальный осмотр рабочего места военнослужащего, в том числе женского пола, что позволяет получить лишь приблизительный ответ, который не соответствует степени важности решаемой задачи.

2. В войсковом звене (полку) ВС РФ давно уже созрела потребность в проведении инструментального контроля условий военной службы лиц женского пола, особенно в период беременности и грудного вскармливания, однако отсутствуют необходимые ресурсы, позволяющие осуществлять объективный и достоверный контроль, в частности необходимости и адекватности временного перевода беременных военнослужащих женского пола на рабочие места с безопасными условиями военной службы.

Вышеперечисленные несостыковки можно успешно избежать, если реализовать следующие предложения:

1. Расширить формат гигиенического контроля - действующие ныне медицинский контроль и ГСЭК сделать частью вновь введенной модели процедуры СОУТ для ВС РФ.

2. Для организации и проведения гигиенической экспертизы условий военной службы военнослужащих на рабочих местах в каждой воинской части выделить необходимые ресурсы, в частности разработать нормативное правовое регулирование, обеспечить инструментально-лабораторную базу, подготовку экспертов по гигиенической оценке условий военной службы, организовать информационное обеспечение и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В каждой воинской части сформировать перечни вредных и (или) опасных факторов военной службы, воинских должностей (рабочих мест, видов работ), связанных с воздействием неблагоприятных факторов военной службы, личного состава части, подверженного воздействию неблагоприятных факторов ратного труда. Эти 3 документа подлежат ежегодной актуализации инструментальными методами контроля.

Это позволит получить исчерпывающие ответы на поставленные и многие другие непростые вопросы, которые дают возможность органам военного руководства оперативно управлять системой обеспечения безопасности военной службы с целью сохранения жизни и здоровья исходно призванных здоровыми военнослужащих.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Цуциев Сергей Александрович (Sergej A. Tsutsiev) - доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, ФГБУ «ГНИИИ ВМ» Минобороны России, Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: sdsot@yandex.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Шмидт А.А., Ганапольский В.П., Садовая Н.Д., Тимошко-ва Ю.Л. Влияние условий военно-профессиональной деятельности на репродуктивное здоровье военнослужащих-женщин, обучающихся на базе танкового полка // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2019. № 4 (68). С. 77-79.

2. Цуциев С.А. Женщины и военная служба. Санкт-Петербург : Экспресс, 2003. 188 с.

3. Сиващенко П.П., Евдокимов В.И., Григорьев С.Г. Основные показатели нарушений здоровья военнослужащих-женщин (2003-2015 гг.) // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2017. № 1. С. 5-21.

4. Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ».

5. Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

6. Указ президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

7. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

8. Приказ Минтруда России от 28.10.2020 г. № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

9. Приказ Минтруда России от 18.07.2019 г. № 512н «Об утверждении Перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».

10. Приказ Министра обороны РФ от 20.05.2021 г. № 285 «Порядок прохождения военнослужащими Вооруженных Сил РФ медицинских осмотров и диспансеризации».

11. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в соединениях и воинских частях ВС РФ. Служба войск и обеспечение безопасности военной службы (для изучения и применения в соответствии с указанием первого заместителя Министра обороны РФ от 20.12.2018 г.).

12. Приказ Министра обороны РФ от 22.07.2015 г. № 444 «Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в ВС РФ».

13. Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации на мирное время, 2017 г.

14. Приказ Министра обороны РФ от 21.04.2009 г. № 200 «Наставление по физической подготовке в ВС РФ».

15. Гришаева Ж.Э., Гурджиева А.Ю., Майдан В.А., Бондарен-ко М.В. Прогностические методы оценки риска нарушений репродуктивной функции у военнослужащих-женщин в условиях военно-профессиональной деятельности // Детская медицина Северо-Запада. 2018. Т. 7, № 1. С. 95-98.

16. Приказ Министра обороны РФ от 26.3.2022 г. № 177 «Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) на объектах МО РФ».

17. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ.

18. Постановление Правительства РФ от 21.12.2011 г. № 1073 «О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту».

19. Приказ Министра обороны РФ от 06.12.2019 г. № 727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат».

20. Цуциев С.А. Особые условия военной службы как основание для реализации социальных гарантий военнослужащим // Военное право. Электронное научное издание. 2022. № 2 (72). С. 159-168.

REFERENCES

1. Shmidt A.A., Ganapol'sky V.P., Sadovaya N.D., Timoshkova Y.L. The influence of professional military activity conditions on the reproductive health of female military personnel in armor training regiments. Vestnik Rossiyskoy voenno-meditsinskoy akademii [Bulletin of the Russian Military Medical Academy]. 2019; 4(68): 77-9. (in Russian).

2. Tsutsiev S.A. Women and military service. Saint Petersburg: Ekspress, 2003: 188 p. (in Russian).

3. Sivashhenko P.P., Evdokimov V.I., Grigor'ev S.G. The main indicators of health disorders in women soldiers (2003-2015). Mediko-biologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie problemy bezopasvosti v chrezvychaynykh situatsiyakh [Medico-Biological and Socio-Psycho-logical Problems of Safety in Emergency Situations]. 2017; (1): 5-21. (in Russian).

4. RF Presidential Edict dated November 10, 2007 No. 1495 «On approval of the general military regulations of the Armed Forces of the Russian Federation». (in Russian)

5. Federal Law № 76-FZ «On the Status of the Military Personnel» of May 27, 1998. (in Russian)

6. RF Presidential Edict dated September 16, 1999 No. 1237 «Issues of military service». (in Russian)

7. Federal Law No. 53-FZ «On military obligation and military service» of March 28, 1998. (in Russian)

8. Order of the Russian Ministry of Labour dated October 28,

2020 No. 753n «On approval of the occupational health and safety rules by cargo handling operation and cargo disposition». (in Russian)

9. Order of the Russian Ministry of Labour dated July 18, 2019 No. 512n «On approval of the List of industries, jobs and positions with harmful and dangerous working conditions on which women labor is limited». (in Russian)

10. Order of the Russian Ministry of Defense dated May 20,

2021 No. 285 «Standard medical examination regulations for military personnel in the Armed Forces of the Russian Federation». (in Russian)

11. The methodology recommendations on the organization and implementation of daily activities in the Russian Armed Forces' for-

mations and military units. Troop service and military service security support (for study and application in accordance with the instructions of the First Deputy Minister of Defense of the Russian Federation dated December 20, 2018). (in Russian)

12. Order of the Russian Ministry of Defense dated July 22, 2015 No. 444 «On approval of the Rules for ensuring the security of military service in the Armed Forces of the Russian Federation». (in Russian)

13. Guidelines for the medical support of the Armed Forces of the Russian Federation for peacetime, 2017. (in Russian)

14. Order of the Russian Ministry of Defense dated April 21, 2009 No. 200 «Manual on Physical Training in the Armed Forces of the Russian Federation». (in Russian)

15. Grishaeva Z.E., Gurdzhieva A.Y., Majdan V.A., Bondaren-ko M.V. Predictive methods for assessing the risk of decrease in fertility in service women in the context of professional military activity. Detskaya meditsina Severo-Zapada [Children's Medicine of the North-West]. 2018; 7 (1): 95-6. (in Russian)

16. Order of the Russian Ministry of Defense dated March 26, 2022 No. 177 «On approval of the procedure for organizing and exercising federal state epidemiological surveillance (supervision) at the facilities of the Russian Ministry of Defense». (in Russian)

17. Federal Law No. 426-FZ «On the special assessment of working conditions» of December 28, 2013. (in Russian)

18. RF Government Regulation dated December 21, 2011 No. 1073 «On the monthly hazardous duty incentive pay for contract servicemen». (in Russian)

19. Order of the Russian Ministry of Defense dated December 6, 2019 No. 727 «On Determining the Procedure for providing monetary allowances to servicemen of the RF Armed Forces and providing them and their families with separate payments». (in Russian)

20. Tsutsiev S.A. Special military service conditions as a warrant for the service members' social protection. [Voennoe pravo. Elek-tronnoe nauchnoe izdanie [Military Law. Electronic Scientific Publication]. 2022; 2 (72): 159-68. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.