Научная статья на тему 'Социальные функции промышленности и оборонно-промышленного комплекса региона'

Социальные функции промышленности и оборонно-промышленного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1294
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берендеева А. Б.

В статье дается характеристика таких социально значимых отраслей, как пищевая и легкая промышленность, электроэнергетика и машиностроение, промышленность стройматериалов, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность. Рассматриваются социальные функции промышленности, проблемы и основные пути их решения в легкой и пищевой промышленности, пути реализации активной промышленной политики в регионах. Выделяются социальные аспекты деятельности Вооруженных сил России, оборонно-промышленного комплекса, ставится вопрос об оптимальности границ ОПК…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные функции промышленности и оборонно-промышленного комплекса региона»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

3 (6) - 2006

социальные функции промышленности и оборонно-промышленного комплекса региона

а.б. берендеева,

кандидат экономических наук

Уровень и качество жизни населения регионов в большой степени зависят от динамики экономического развития и прежде всего от стабильной работы промышленности. Особенно это важно для старопромышленных регионов, к которым относятся, например, Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская области, где промышленность выступает сердцевиной хозяйственного роста. Уместно ввести понятие «социально значимая отрасль». К социально значимым отраслям промышленности относятся прежде всего легкая (в том числе текстильная); пищевая; полиграфическая; промышленность стройматериалов; машиностроение; электроэнергетика; топливная промышленность.

Социальная сторона деятельности промышленности подразумевает: а) выпуск потребительских товаров и предоставление услуг для населения; б) организацию занятости населения, использование трудового потенциала и повышение квалификации работников; в) предоставление материальных и нематериальных форм вознаграждения работников, проведение социальной политики на предприятиях; г) развитие малого бизнеса в качестве подрядчиков крупного бизнеса; д) осуществление налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды; е) реализацию социальных проектов для населения региона, муниципалитетов; ж) экологическую составляющую деятельность промышленных предприятий и т. д.

Полный анализ социальной значимости промышленности предусматривает учет: положительного влияния промышленности на другие отрасли (через улучшение эргономических свойств оборудования и технических систем, условий труда и техники безопасности), мультипликационного эффекта (развитие сопряженных отраслей — создание новых рабочих мест — рост доходов работников и социальных инвестиций — увеличение отчислений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды).

Девять основных социалънъа функций промышленности можно представить следующим образом:

1. Выпуск потребительских товаров и услуг непосредственно для населения или для других отраслей, производящих потребительские товары и услуги; расширение ассортимента и улучшение качества товаров — по таким социально значимым отраслям промышленности, как:

— электроэнергетика — выработка энергии для освещения, обогрева, приготовления пищи (электроплиты), удовлетворения многообразных потребностей современного человека (электроприборы);

— пищевая промышленность — производство продуктов питания. Включает подотрасли: мясную и молочную (мясную, маслосыродельную и молочную), рыбную, пищевкусовую (хлебопекарную, кондитерскую, масложировую, плодоовощную), мукомольно-крупяную и комбикормовую. Основные виды продукции пищевой промышленности: мясо, включая субпродукты I категории, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, животное масло, цельномолочная продукция, сыр жирный, сахар, хлебобулочные изделия, растительное масло, маргариновая продукция, консервы, кондитерские и макаронные изделия, безалкогольные напитки, водка и ликероводочные изделия, пиво;

— легкая промышленность — производство тканей, трикотажных изделий, обуви, чулочно-носочных изделий. Включает подотрасли: текстильную (первичную обработку льна, хлопчатобумажную, льняную, шерстяную, производство нетканых материалов, трикотажную), швейную, кожевенно-меховую и обувную;

— лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность — производство деловой древесины, пиломатериалов, клееной фанеры, бумаги, картона, обоев;

— промышленность стройматериалов — производство строительного кирпича, цемента, сборных железобетонных конструкций и изделий, стеновых материалов, кровельных и гидроизоляционных материалов, стеклоизделий, линолеума и ковровых покрытий, теплоизоляционных и отделочных материалов, керамических изделий, санитарно-технического оборудования;

— машиностроение — производство легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов, холодильников и морозильников бытовых, стиральных машин, телевизоров, персональных компьютеров, садово-огородного инструмента и техники;

— химическая и нефтехимическая промышленность — производство лекарственных средств, изделий из пластмасс, лакокрасочных материалов, мыла и синтетических моющих средств, минеральных удобрений и химических средств защиты растений, шин автомобильных, автобусных, для мотоциклов, мотороллеров и велосипедных покрышек;

— топливная промышленность — добыча нефти, газа, угля, торфа и др.

Промышленность играет огромную роль в производстве потребительских товаров (пищевых продуктов, непродовольственных товаров, топлива и энергии). Практически все отрасли промышленности в конечном счете нацелены на выпуск товаров для населения.

Качество и ассортимент потребляемых товаров: а) определяет состояние здоровья населения (гигиеничная, удобная, соответствующая сезону одежда и обувь, экологически чистые материалы для строительства и отделки жилища), социальный статус (престижные товары), создает возможности для самовыражения (модные товары), что в целом способствует повышению уровня и качества жизни людей; б) создает условия для жилищного строительства, повышения степени благоустройства жилища и нежилых хозяйственных построек (прежде всего, промышленность стройматериалов); в) позволяет сокращать затраты времени на выполнение домашнего труда, повышать информатизацию населения, мобильность людей как работников (территориальную, профессиональную, психологическую мобильность), расширять досуг (прежде всего, машиностроение).

2. Производство станков, машин и механизмов, облегчающих и облагораживающих труд человека (сокращающих занятость вредным, опасным, тяжелым физическим трудом, улучшающих условия труда на производстве, эргономические свойства оборудования и технических систем).

3. Организация занятости населения, использование трудового потенциала и повышение квалификации работников. Социальная роль промышленности проявляется в создании и сохранении рабочих мест, использовании трудового потенциала. Задачи, которые стоят в этой области — повышение эффективности использования трудового потенциала предприятий, сокращение неэффективной занятости, простоев, текучести кадров, улучшение условий труда. Должна сокращаться доля

работников, работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, занятых тяжелым физическим трудом. Промышленность дает высокий процент профессиональной заболеваемости и травматизма. Необходимо сокращать число лиц, пострадавших на промышленных предприятиях с утратой трудоспособности.

4. Предоставление материальных и нематериальных форм вознаграждения работникам, проведение социальной политики на предприятиях. Особого внимания требует проблема повышения оплаты труда и сокращения задолженности по заработной плате работникам промышленных предприятий. Важную роль в воспроизводстве и стимулировании труда работников играют социальные инвестиции предприятий и организаций. Имеет место дифференциация социальной активности компаний по формам собственности. Социальные инвестиции в частных компаниях выше, чем на предприятиях государственной и смешанной формы собственности. Имеет место отраслевая дифференциация социальной активности предприятий. Так, основные социальные инвестиции осуществляют транспортные компании, предприятия химической промышленности и черной металлургии (тяжелая промышленность, где высок удельный вес рабочих мест с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда). Скромные позиции — в отраслях, производящих потребительские товары, сервисе, профессиональных услугах.

5. Развитие малого бизнеса. Малый бизнес может взаимодействовать с крупным производством через механизмы франчайзинга, аренды и лизинга, подряда, венчурного предпринимательства. Основными видами промышленной продукции, производимой индивидуальными предпринимателями, являются швейные и трикотажные изделия (что особенно характерно для Ивановской области), мебель, пиломатериалы и ювелирные изделия, продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные, кондитерские, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты). Первоочередные задачи государства — в стимулировании малого предпринимательства (в том числе в использовании местных ресурсов), создании благоприятного инвестиционного климата в регионах.

6. Осуществление налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, что позволяет укреплять финансовую базу социальной политики федерального центра, регионов и муниципалитетов. В промышленности на одного работника приходится больше прибыли, чем на транспорте, в строительстве и сельском хозяйстве. Основными видами налогов, выплачиваемых

- 61

промышленными предприятиями, являются налог на прибыль, добавленную стоимость (НДС), имущество, акцизы, единый социальный налог и др.

7. Реализация социальных проектов для населения региона, муниципалитетов. Это — различного рода благотворительные и спонсорские программы (в области образования, культуры) и программы, нацеленные на создание благоприятных условий деятельности предприятия (компании), дающие «сопутствующий эффект», например, вложения в транспортную инфраструктуру региона, благоустройство территории, освещение улиц.

8. Экологическая составляющая деятельности промышленных предприятий — повышение экологической безопасности производства, производство экологически чистых товаров, машин и механизмов с меньшими объемами выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, техники и технологий, осуществляющих переработку (утилизацию) отходов производства и бытовых отходов и создающих вторичные ресурсы (рециклирование); участие в благотворительных программах, направленных на экологию (сохранение природной среды, поддержку мер по защите окружающей среды).

9. Мультипликационный эффект (развитие сопряженных отраслей, а значит, устойчивая закономерность: создание новых рабочих мест ^ рост доходов и социальных инвестиций в работников ^ увеличение отчислений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды). Например, развитие промышленности строительных материалов на основе местного сырья позволяет осуществлять строительство объектов жилья и социальной сферы, развитие машиностроения, способствует укреплению материальной базы сферы услуг.

Таким образом, промышленность — важная социально значимая отрасль, позволяющая удовлетворять растущие материальные, духовные и социальные потребности людей и в целом повышать уровень и качество жизни.

За 1990-е гг. во многих регионах произошло «свертывание» промышленного производства. Основные причины этого: экономический и социально-политический кризис, сокращение госзаказов, разрыв технологических связей со сферами науки и производства в бывших республиках СССР и странах СЭВ, сокращение сферы НИОКР, массированный импорт товаров, кризис сбыта и другие. Вместе с тем следует учитывать, что переход к постиндустриальному обществу связан со снижением доли отраслей, производящих товары, и повышением доли отраслей, производящих услуги.

Отечественная легкая промышленность хуже других отраслей адаптируется к условиям ры-

62 -

ночной экономики в связи с низкой конкурентоспособностью своей продукции даже на внутреннем рынке по сравнению с импортной продукцией. Поэтому, например, в Ивановской области в отрасли наблюдались высокие темпы падения производства по хлопчатобумажной и льняной пряже, льняным и шерстяным тканям, по верхнему трикотажу и льноволокну, кожаной обуви. Прекращен выпуск штапельных тканей. Значительно сократился выпуск сатиновой группы тканей. Снижен удельный вес выпуска бельевой, платьевой и одежной группы.

Невзирая на жесткую конкуренцию, ивановский текстиль выживает. Домашний текстиль, медицинские и перевязочные материалы, специальные ткани сегодня — все еще российского производства. Все больший сектор рынка отвоевывает одежда, в том числе эксклюзивная, дизайнерская. Есть мнение, что в Ивановской области нужно сокращать долю текстильной промышленности и концентрировать усилия на развитии и поддержке таких отраслей, как торговля и туризм. Вместе с тем действует ряд факторов в пользу сохранения и развития текстильного профиля Ивановской области (территориальная близость к европейским рынкам, практически неограниченные водные ресурсы, близость химических, машиностроительных предприятий, кадровый потенциал, наличие дорожной сети, сопряженных производств, подразделений НИОКР). Таким образом, целесообразно развивать текстильную составляющую на основе реконструкции, технического перевооружения и технологической модернизации, восстановления собственных оборотных средств, государственной поддержки текстильной и легкой промышленности.

Особую роль в производстве потребительских товаров играет пищевая промышленность. Эта отрасль, например, в Ивановской области является четвертой ведущей после легкой промышленности, электроэнергетики и машиностроения. За годы рыночных преобразований в данном регионе снизилось производство многих продовольственных товаров: консервов, макаронных изделий, безалкогольных напитков, мясных полуфабрикатов. Положительной тенденцией является увеличение вывоза за пределы региона мяса и птицы, колбасных изделий.

Действие ряда экономических причин (нестабильность рынка сбыта продукции, плохая обеспеченность сырьем, недостаток оборотных средств на приобретение сырья и материалов, неплатежеспособность заказчиков) приводит к тому, что использование установленных мощностей по отдельным видам продукции (например, по выпуску муки, мяса, цельномолочной продукции, макаронных из-

делий) остается крайне низким. Неиспользованные основные фонды тяжелым бременем ложатся на издержки производства. Также заметно увеличиваются затраты на топливо и энергию.

Продукция пищевых предприятий в основном реализуется на местном рынке и в расположенных вблизи регионах. Это хлебопекарное, пивобезалко-гольное, молочное, мясоперерабатывающее, мукомольное, кондитерское и ряд других производств. В советский период предприятия были рентабельные, со стабильной сырьевой базой и рынком сбыта, снабжались сырьем на основании государственных поставок. В настоящее время отечественная продукция конкурирует с зарубежными поставками продовольствия. По данным информационно-консультационной службы АПК Ивановской области, уровень самообеспечения продовольствием области снизился с 80-90 % в 1990 г. до 60-70 % в 2003 г. Высока зависимость от импорта продовольствия, которое составляет около 30 % внутреннего потребления (при критическом значении в 20%) [1, с. 68].

В пищевую промышленность идет значительное поступление инвестиций, в том числе иностранных. Необходимо создание условий для дальнейшего наращивания производственного потенциала этой отрасли, повышения эффективности использования производственных мощностей, увеличения притока инвестиций, в том числе иностранных, сокращения доли убыточных предприятий; проведение работы по недопущению резкого увеличения тарифов на топливно-энергетические ресурсы, чтобы сохранять конкурентоспособность продукции для товаропроизводителей, повышать доступность товаров и услуг для населения.

Таким образом, поскольку промышленность сохраняет свое значение как базовая отрасль экономики, ведущая сфера хозяйственной деятельности в старопромышленных районах, необходимо стимулирование эффективного использования потенциала промышленного развития региона, уменьшение территориальных диспропорций в развитии промышленности; разработка и реализация отраслевых и региональных программ реструктуризации; формирование целостных региональных и межрегиональных комплексов на основе использования преимуществ территориального разделения и интеграции труда.

Необходима разработка региональных программ приватизации и стимулирование промышленного предпринимательства. Следует поддерживать малые предприятия, работающие в промышленности, индивидуальных предпринимателей, занятых производством непродовольствен-

ных товаров (швейной, трикотажной, мебельной продукции, оконных блоков, пиломатериалов и др.) и продовольственной продукции (колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий, др.).

Важным аспектом регионального управления является проведение активной промышленной политики, включающей задействование имеющихся резервов промышленного роста (трудовых, материальных, финансовых, организационно-управленческих и пр.), а также привлечение новых. Расчеты показывают, что основное воздействие на промышленный рост оказывает динамика объема экспорта (82,1% промышленного роста). Поэтому необходимо стимулирование экспортной ориентации промышленности региона. Другим важным фактором выступает рост инвестиций в основной капитал. На уровне государства необходимо проведение активной инвестиционной политики, управление государственным сектором экономики.

Важную роль играет предсказуемость действий власти в средне- и долгосрочной перспективе. Так, промышленники остро нуждаются в надежных макроэкономических прогнозах социально-экономического развития хотя бы на среднесрочную перспективу.

Также важную роль играет развитие стимулирующей функции налогового и кредитного законодательства; обеспечение законности и подконтрольности деятельности чиновников. На региональном и муниципальном уровне необходимо внедрять новые модели взаимодействия предприятий с региональными и местными органами власти и управления, перенимать положительный опыт других регионов.

Таким образом, главная цель региональной промышленной политики - стимулирование эффективного использования потенциала региона (в том числе трудового) и повышения динамики его развития и уровня конкурентоспособности, решение социальных задач. Реализация целей региональной промышленной политики предусматривает использование комплекса мер и инструментов (административных, институциональных, экономических). Важнейшими из них в настоящее время выступают региональные целевые программы, централизованные капиталовложения, система региональных госзаказов и контрактов на промышленную продукцию, дотации, субсидии, налоговые и кредитные льготы.

Особо следует сказать об оборонно-промышленном комплексе. Военный потенциал государства состоит из двух основных блоков - военной организации и оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Сегодня предприятия ОПК расположены в

- 63

71 из 89 субъектов РФ, более половины промышленного и научного потенциала - в европейской части страны. Комплекс включает большое количество предприятий и организаций, на которых трудятся несколько миллионов человек [6, с. 147].

По состоянию на декабрь 2002 г. в РФ насчитывалось 1674 предприятия оборонного комплекса, входящие в 8 отраслей: авиапромышленность, радиопромышленность, судостроительную промышленность, промышленность ракетно-космическую, боеприпасов и спецхимии, обычных вооружений, средств связи, электронную [3, с. 67,68]. Состояние военно-промышленного комплекса (ВПК), в том числе социальное положение военнослужащих, напрямую зависит от развития экономики страны, региона. Вместе с тем можно отметить положительный вклад Вооруженных сил и оборонного комплекса в развитие образования, культуры страны, регионов, решение отдельных социальных проблем.

Социальные аспекты деятельности Вооруженных сил России, оборонно-промышленного комплекса проявляются в следующем.

1. ОПК обеспечивает обороноспособность страны. В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Вооруженные силы России предназначены для отражения агрессии любого масштаба (в том числе с применением ядерного оружия), направленной против РФ, для вооруженной целостности и неприкосновенности ее территории от нападения, обеспечивают решение проблем безопасности жизнедеятельности населения. ОПК — это инструмент обеспечения национальной безопасности в весьма широком плане - в плане сохранения национального суверенитета России над своим ресурсным потенциалом, включающим не только огромную территорию, но и такие компоненты, как население, природные ресурсы, накопленные основные фонды, гигантскую инфраструктуру, накопленный интеллектуальный и культурный потенциал.

2. ОПК приносит государству экспортные доходы от продажи вооружений, что позволяет большой объем средств направлять на федеральные экономические и социальные программы. В настоящее время РФ занимает 2-е место в мире по продажам вооружений после США. За последние 10 лет они принесли, по разным оценкам, от 12 до 15 млрд дол. Факторами повышения спроса на вооружение в настоящее время выступают рост напряженности и конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Восточной и Юго-Восточной Азии. 80% российских поставок вооружений идет в Китай и Индию. По оценкам специалистов, Россия может

64 -

получать большие доходы от военного экспорта еще 2—3 года (по другим оценкам — 4-5 лет) [3, с. 62,63].

3. На предприятиях ОПК заняты многие тысячи рабочих, техников, специалистов (инженеров, конструкторов, специалистов узкого профиля). Например, в СССР гигантский ОПК концентрировал самый передовой по тем временам производственный, научно-технический, кадровый потенциал. Предприятия ОПК не только обеспечивают рабочие места, но и осуществляют подготовку кадров. Все это может способствовать привлечению талантливой молодежи из вузов.

4. ОПК поднимает технологический уровень экономического развития страны посредством создания технологий двойного назначения (связанных с выпуском гражданской продукции) и диффузии в гражданские отрасли результатов соответствующих НИОКР. На рубеже 80-90-х гг. была поставлена задача конверсии оборонных предприятий и перевода их на производство гражданской продукции или продукции двойного назначения. Для предприятий ОПК, испытывающих трудности в связи со снижением оборонного заказа, применение технологий двойного назначения — выход из положения. Например, корпорация «Иркут», образованная на базе Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО), поставила перед собой цель: максимально диверсифицироваться в пользу гражданской продукции, нарастив ее долю с нынешних 10 до 50% к 2006—2008 гг. [3, с. 73]. Этому также способствует появление заказчиков с большими финансовыми ресурсами и высоким уровнем спроса. Например, Газпром сделал большие заказы акционерному обществу «Моторостроитель» (Самара) и тем самым заполнил вакуум, образовавшийся в результате снижения оборонного заказа [4, с. 39]. В некоторых случаях применение технологий двойного назначения стимулировалось за счет сотрудничества с иностранными предприятиями (через приобретение патентов на продукцию или технологию, создание смешанных предприятий).

5. Многие из предприятий ОПК являются градообразующими. По данным на 2004 г. в нашей стране насчитывалось 42 закрытых административно-территориальных образования [5]. Поэтому сокращение объемов финансирования и заказов вооружения приводит к повышению социальной напряженности в промышленных регионах.

6. На балансе предприятий ОПК есть объекты социально-культурного назначения (учреждения образования, культуры, физкультуры и спорта, предприятия сферы обслуживания), и финансирование из федерального бюджета предусматри-

вает выделение субвенций на программы развития, а значит, и на содержание так называемой «социалки». Но передача регионам высвобождаемых военных городков и объектов инфраструктуры проходит с большими трудностями. Это, как правило, связано с невозможностью их использования или отсутствием у муниципальных органов власти средств для содержания объектов социально-культурного назначения.

7. Воинские части и учреждения, с одной стороны, и представителей региона, с другой, связывают различные потоки обмена благами и услугами. Так, население, предприятия и предприниматели города, региона оказывают самые разнообразные услуги вооруженным силам, в том числе по расквартированию войск, обеспечению войск продовольствием и т. д. В последние годы существенно увеличился объем услуг воинским частям и учреждениям (поставки продуктов питания под гарантии оплаты, энергопотребление в долг), предоставляемых региональными структурами различных форм собственности (включая церковные организации), в том числе и на коммерческих условиях.

Интересно, что воинские части и учреждения в настоящее время осуществляют реализацию имущества, недвижимости, продуктов утилизации оружия и военной техники, что составляет сейчас значительную часть их экономической деятельности. Расширилась сфера предоставления платных услуг юридическим и физическим лицам (например, сдача в аренду помещений и транспортных средств, участие в уборке урожая, перевозка грузов, в том числе военно-транспортной авиацией).

Субъекты РФ проявляют инициативу по оказанию помощи в осуществлении военной реформы, ликвидации задолженности войскам от федерального центра (например, инициативы правительства Саратовской области, губернатора Красноярского края о взятии под патронаж отдельных воинских подразделений, дислоцированных в регионе, инициативы правительства Москвы, администрации Ивановской области об опеке кораблей, пришвартованных в Севастополе). Проведение военной реформы и сокращение численности войск приводит к необходимости решения в регионах проблемы социально-экономической адаптации военнослужащих, то есть их переобучения, трудоустройства, обеспечения жильем.

Ужесточаются требования и претензии регионов, обусловленные экологическими факторами деятельности войск, в том числе связанными с уничтожением химического оружия, ликвидацией последствий пусков ракет на полигонах и по трассам полета ступеней.

В настоящее время разрабатывается общая концепция ОПК как сектора народного хозяйства, призванного одновременно и обеспечивать обороноспособность страны, и поднимать технологический уровень ее экономического развития, и приносить государству экспортные доходы. Оптимальность границ ОПК определяется, с одной стороны, угрозами национальной безопасности, а с другой — особенностями экономической ситуации в стране. Страна еще не вышла из системного кризиса, поэтому реформа ОПК должна органично войти в этот процесс.

Отметим, что для поддержания экспорта российских вооружений необходима радикальная перестройка ВПК, реализация Федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002—2006 годах» и программы «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». В качестве частного капитала привлекаются средства, например, компании «Интеррос-Капитал», ОНЭКСИМбанк и Инкомбанк [2]. В рамках реформирования предусматривается создание 40—50 вертикально-интегрированных компаний в виде холдингов, концентрирующих научно-исследовательский и промышленный потенциал ОПК, разработка и реализация программ действий по каждому конкретному предприятию, приватизация более 200 военных заводов. Задача государства: помочь ОПК в решении таких проблем, как истощение научно-технических заделов, созданных в советское время; нехватка современного оборудования, высокопрофессиональных кадров, денег; низкая загруженность основных фондов (максимум на 30%), быстрое их физическое и моральное старение; распы-ленностьпроизводственных,научно-конструкторских, трудовых, финансовых ресурсов; неравномерное распределение экспортных доходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаев Б.Д., Берендеева А.Б., Гусев Н.Ю. Социальная роль промышленности в регионе // Вопросы статистики. 2005. № 8. С. 64-71.

2. Дерябина М. Роль частного капитала в реформировании российского ОПК // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 111-125.

3. Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами // Общество и экономика. 2003. № 9. С. 67-68.

4. Рассадин В.Н., Санчес-Андрес. Технологии двойного назначения в оборонной промышленности и перспективы их использования // Проблемы прогнозирования. 2001. № 6. С. 39.

5. Российская газета. 2004. 13 ноября.

6. Хрусталев Е.Ю. Военно-экономические проблемы и региональная политика // ЭКО. 2005. № 5. С. 147.

- 65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.