Научная статья на тему 'Основные тенденции развития российского рынка трикотажных изделий'

Основные тенденции развития российского рынка трикотажных изделий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3310
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИКОТАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДИНАМИКА / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / KNITTED MANUFACTURE / LIGHT INDUSTRY / DYNAMICS / THE STATISTICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гобечия Т. З.

В настоящее время трикотажное производство является одной из основных отраслей легкой промышленности. В статье проведен комплексный анализ современного состояния и основных тенденций развития российского рынка трикотажных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET OF KNITTED PRODUCTS

Now knitted manufacture is one of the basic branches of light industry. In article the complex analysis of a current state and the basic tendencies of development of the Russian market of knitted products is carried out.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития российского рынка трикотажных изделий»

доли ВВП, направляемого на удовлетворение потребностей воинских потребителей, при которой не только обеспечивается военная безопасность государства, но и оказывается положительное влияние на национальную экономику в целом.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

2. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 05.05.2010 № 78-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

3. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 26.06.2008 № 103-ФЗ) / / СПС Консультант Плюс: Версия Проф

4. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета - Федеральный выпуск №4912 от 19 мая 2009 г.

5. Баскаков В.В., Гордиенко Д.В., Мошкин А.С. Военно-экономическая составляющая безопасности страны. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2008, 211 с.

6. Ракита Е.Н. «Организационно-экономические основы военно-экономической безопасности государства»: монография / МВД России, Санкт-Петербургский университет, 2008 г.

7. Главные события // Российское военное обозрение октябрь 2009 г. № 10 (69) с. 2

8. Назаров В.Н. Активизировать взаимодействие в интересах укрепления национальной безопасности ВоенноФилософский Вестник 2008. №2 (02) с. 64 - 67

9. Наша стратегия - конкурентоспособность. Интервью генерального директора ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрея Реуса II Военный парад январь - февраль 20І0. № І (97)

10. Приоритеты развития Вооруженных Сил России. Из послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию II Военный парад ноябрь - декабрь 2009. № 6 (96)

11. Путилин В.Н. Основные направления укрепления экономической безопасности и повышения эффективности оборонной промышленности I Независимое военное обозрение 2008-01-25 http:/ Invo.ng.ru/concepts/2008-0i-25I6_zapad.html

12. Информационное агентство ТС ВПК — мониторинг текущего состояния и анализ перспектив развития оборонно-промышленного комплекса России http:IIwww.vpk.ru/cgi-bin/uis/w3.cgiICMS/ ItemIindex

13. Начало совещания по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса 26 октября 2009 года I Официальный сайт Президента Российской Федерации http:IIwww.kremlin.ruItranscriptsI 5825

14. Официальный сайт Департамента развития обороннопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации http:IIwww.minprom.gov.ruIministryI depIcopy_of_sample

15. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации http:IIwww.minprom.gov.ruI

16. Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации http:IIwww.scrf.gov.ruI

17. Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации - федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности» (ФГУП «ВИМИ») www.vimi.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Гобечия Т. З., научный сотрудник НИИ Развития профессионального образования при Департаменте Образования г. Москвы

В настоящее время трикотажное производство является одной из основных отраслей легкой промышленности. В статье проведен комплексный анализ современного состояния и основных тенденций развития российского рынка трикотажных изделий.

Ключевые слова: трикотажное производство, легкая промышленность, динамика, статистический анализ

THE BASIC TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN MARKET OF KNITTED PRODUCTS

Gobechija T., Scientific Research Institute of the Development of Vocational Education under the Department of Education of Moscow

Now knitted manufacture is one of the basic branches of light industry. In article the complex analysis of a current state and the basic tendencies of development of the Russian market of knitted products is carried out.

Keywords: knitted manufacture, light industry, dynamics, the statistical analysis

Россия входит в десятку крупнейших стран-производителей трикотажного полотна и трикотажных изделий в мире и занимает седьмое место по объему производства. Трикотажная промышленность включает в себя производство бельевого, верхнего и технического трикотажа, перчаточных изделий, головных уборов, шарфов, а также изделий промышленного и медицинского назначения. В производстве трикотажных изделий используется широкий ассортимент нитей из хлопка, шерсти и химических волокон.

Увеличение объемов выпуска продукции российской трикотажной отрасли во многом зависит от платежеспособного спроса населения и конкурентоспособности отечественной продукции. В целом российская трикотажная отрасль является динамичной и перспективной. Однако динамичное развитие мирового рынка и развитие конкуренции обуславливает необходимость постоянного развития предприятий отрасли и обеспечение новых конкурентных преимуществ. В условиях современной торговли важным фактором, обеспечивающим конкурентные преимущества продукции на рынке, является логистическая составляющая.

Объем производства трикотажных изделий по РФ составил в 2010 году 136 млн. штук, что на выше показателей в 2009 году. На рис. 1 представлена динамика производства трикотажных изделий за 2005-2010 гг.

Рис. 1 Динамика производства трикотажных изделий за 2005-2010 гг.

Динамика российского производства трикотажных изделий, как видно из рисунка, характеризуется в последние годы стабильным ростом объемов. В 2010 году прирост российского объема производства трикотажных изделий составил более 10%.

Анализируя динамику российского производства чулочно-носочных изделий, можно отметить рост объемов производства в 2010 году относительно 2009 года на 3%, однако на фоне сокращения объемов производства в 2008-2009 годах, речь идет скорее о восстановлении уровня производства 2006-2007 годов, 320-340 млн. изделий.

Важным фактором стабильного развития внутреннего производства трикотажных изделий является сырьевая независимость российского рынка. В настоящее время в РФ в нескольких федеральных округах производится трикотажное полотно, являющееся сырьем для производства некоторых видов трикотажных изделий. На рис.2 представлена структура объемов производства трикотажного полотна в 2010 году.

Рис.2. Структура объемов производства трикотажного полотна

Основу российского сырья для трикотажных изделий помимо прочего составляет полотна трикотажные кулирные и основовязаные, 98% от всего трикотажного полотна в натуральном выражении. Причем не менее важным фактором является широта регионального разброса его производства, рис.3.

Дальневосто

чный

федеральный Центральны округ й

2% ----Федеральны

й округ 20%

СевероЗападный Федеральны й округ 4%

Приволжски й

Федеральны й округ

74%

Рис.3 Структура производства трикотажного полотна по регионам РФ в 2010 году

Большая доля объемов производства трикотажного полотна приходится на Приволжский федеральный округ, 74%. Вторым округом производителем полотна является Центральный округ, 20%. Это влияет и на географию производства трикотажных изделий: именно эти регионы долгое время лидировали в объемах производства верхнего и бельевого трикотажа.

В настоящее время в РФ заметные объемы производства трикотажного полотна отмечаются в ряде регионов Приволжского и Центральных округов, таблица.1.

Как видно из таблицы 1, основными регионами-производите-лями являются Республика Башкортостан, около 30% от общероссийского объема производства полотна, Чувашская республика (15%) и Ульяновская область (14%).

Российский рынок трикотажных изделий и перспективность развития на нем отечественного производства зависит от эффективности функционирования логистической системы предприятий, а также от широты географического охвата системы распределения готовой продукции.

География поставок российского трикотажа подвержена постоянному изменению, что связано с неравномерностью развитие производства по федеральным округам, таблица 2.

Таблица 1. Производство трикотажного полотна в РФ в 2010 году

Регион-производитель Производство полотна, тонн % изменения Доля региона в объеме РФ,%

2010 год 2009год

Российская Федерация 8055 7089 113,6 100

Центральный Федеральный округ 1583 648 244,3 19,7

Ивановская область 584 7,3

Тверская область 634 490 129,4 7,9

Ярославская область 213 78 273,1 2,6

Северо-Западный Федеральный округ 285 295 96,6 3,5

Псковская область 285 295 96,6 3,5

Северо-Кавказский Федеральный округ 241 220 109,5 3,0

Ставропольский край 203 168 120,8 2,5

Приволжский Федеральный округ 5805 5783 100,4 72,1

Республика Башкортостан 2281 2354 96,9 28,3

Республика Марий Эл 254 279 91 3,2

Чувашская Республика 1241 1228 101,1 15,4

Самарская область 693 457 151,6 8,6

Ульяновская область 1151 1320 87,2 14,3

Дальневосточный федеральный округ 120 127 94,5 1,5

Еврейский автономный округ 120 127 94,5 1,5

Таблица 2. Соотношение объемов производства трикотажных изделий за 2010 год по отношению к 2009 году в разрезе федеральных округов

Федеральный округ Производство, млн. штук % изменения

2010 год 2009год

Российская Федерация 136,1 125,3 108,6

Центральный 36,2 32,6 111,1

Северо-Западный 7,0 7,7 90,5

Южный 26,5 18,8 140,7

Северо-Кавказский 11,6 10,9 107,2

Приволжский 37,2 39,1 95,2

Уральский 3,5 3,0 116,6

Сибирский 11,5 11,1 103,7

Дальневосточный 2,6 2,2 118,1

Анализ таблицы 2 показывает, что за прошедший год заметный рост объема производства трикотажных изделий наблюдался Южном федеральном округе, около 40% за год. Доля Центрального федерального округа в объеме российского производства трикотажных изделий остается достаточно высокой, и характеризуется стабильным ростом - в 2010 году прирост по данному федеральному округу составил 11%.

Иная ситуация в Приволжском округе: наличие в данном регионе крупнейших производителей сырья не обеспечивает стабильность развития в данном округе производства конечной продукции, трикотажных изделий. В 2010 году отмечалось сокращения объемов производства в данном округе на 5%. Прирост объемов производства по другим федеральным округам составил от 4 до 18%, однако невысокие объемы выпуска продукции в данных регионах не являются гарантией стабилизации российского рынка трикотажных изделий, а просто отражают общие тенденции развития отрасли.

Разброс в динамике объемов производства по разным округам и регионам обуславливает изменения структуры российского производства по округам. В настоящий момент география поставок трикотажных изделий выглядит следующим образом. На рис. 4 представлены доли федеральных округов производителей трикотажных изделий за 2010 год в общем объеме производства.

Дальневосточ

ный

федеральный

округ

2%

Центральный

Федеральный

округ

27%

Приволжский

Федеральный

округ

27%

Северо-

Кавказский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный

округ

9%

Как видно из рисунка 5 в настоящее время малыми предприятиями производится чуть более 50% российских трикотажных изделий. Этот важный фактор необходимо учитывать при формировании стратегии развития отрасли. Эффективная система поддержки малых предприятий является обязательным условием успешного развития российского производства трикотажных изделий.

Рассмотрим географическую составляющую российского производства трикотажных изделий по группам. В товарную группу «Трикотажные изделия» входят позиции «верхний трикотаж» и «бельевой трикотаж». На рис. 6 представлена динамика производства верхнего и бельевого трикотажа в 2005-2010 гг.

Южный Федеральный округ 19%

Рис. 4 Доли федеральных округов производителей трикотажных изделий за 2010 году в общем объеме производства

Анализ рис. показывает, что ведущими федеральными округами по производству трикотажных изделий являются Приволжский, Центральный, а также Южный федеральные округа, на долю которых в 2010 году приходилось около 70% от российского объема выпуска трикотажных изделий. Динамичное развитие производства трикотажных изделий в Южном федеральном округе (на 40% за 2010 год) привело к тому, что данный регион стал одним из лидеров на российском рынке трикотажных изделий.

Как и по большинству отраслей легкой промышленности, в производстве трикотажных изделий большую роль играют малые предприятия, рис.5.

Рис. 5 Структура российского производства трикотажных изделий по формам предприятий-производителей

Рис. 6 Динамика производства верхнего и бельевого трикотажа в 2005-2010 гг.

Развитие российского производства трикотажных изделий характеризуется сбалансированным ростом объемов по всем укрупненным группам товаров: верхний и бельевой трикотаж.

К верхнему трикотажу относятся изделия пальтовой группы, свитера, джемпера, юбки, брюки и т.п. В российском объеме производства трикотажных изделий за 2010 год доля верхнего трикотажа составляла 38%. В таблице 3 представлены основные российские производители верхнего трикотажа, их объемы производства и доли в российском объеме выпуска.

Крупнейшими российскими производителями верхних трикотажных изделий в 2010 году являлась ЗАО «ДЖИ ДЖЕЙ КОРП» Ярославская область, на данном предприятии было выпущено 22% от российского объема производства. Доли других крупных производителей верхнего трикотажа распределились следующим образом: ОАО «Волжская текстильная компания» (4,6%), ЗАО «Ишим-байская трикотажная фабрика»(2,5%), ЗАО Корпорация «Глория джинс» (2,2%) и ЗАО «Орская мануфактура» (2,1%). На долю пяти крупнейших производителей верхних трикотажных изделий за 2010 год приходилось 33% от российского объема выпуска верхнего трикотажа за рассматриваемый период.

Рост объемов производства и реализации большинства российских предприятий обусловлен тем, что их руководство переориентировало производственные программы на конкурентоспособную продукцию, имеющую платежеспособный спрос на внутреннем рынке.

Изделия бельевого трикотажа являются предметами первой необходимости, вследствие чего спрос на них стабилен и устойчив. В российском объеме производства трикотажных изделий за 2010 год доля бельевого трикотажа составляла 62%.

В таблице 4 представлены основные российские производители бельевого трикотажа, их объемы производства и доли в российском объеме выпуска.

Таблица 3. Основные российские производители верхнего трикотажа в 2010 году

Предприятие Регион Период с начала отчетного года к соответствующему периоду с начала прошлого года Доля предприятия в российском про-ве, %

Российская Федерация 50258,0 119,4

Зао Джи Джей Корп. Ростовская область 11059.2 174,1 22,0

ОАО 'Волжская Текстильная Компания' Чувашская Республика 2293,0 87,3 4,6

Зао Ишимбайская Трикотажная Фабрика Республика Башкортостан 1241,0 117,5 2.5

Фл ЗАО Корпорация Глория Джинс Кабардино- Балкарская Республика 1107,3 2,2

ООО Орская Мануфактура Оренбургская область 1045,4 87,7 2,1

ООО Тритекс, Г.Орск Оренбургская область 842,7 350,1 1,7

ОАО Искож Республика Башкортостан 686,0 113,6 1,4

ОАО 'Виктория' Еврейская автономная область 602,1 104,8 1,2

ЗАО 'Сактон' Удмуртская Республика 564,0 125,4 1,1

ОАО 'Рославльская Трикотажная Фабрика 'Апрель' Смоленская область 561,7 113,7 1,1

Таблица 4. Основные российские производители бельевого трикотажа, их объемы производства и доли в российском объеме выпуска

Предприятие Регион Период с начала отчетного года Соответс гвуницем У периоду с начала прошлог о года Доля предприятия в российском производстве ,%

Российская Федерация 84718,2 103,1

ЗАО ДЖИ ДЖЕЙ КОРП. Ростовская область 5529,0 184,4 6.5

ЗАО ИШИМБАИСКАЯ ТРИКОТАЖНАЯ ФАБРИКА Республика Башкортостан 3711.0 95.7 4,4

ОАО 'ВОЛЖСКАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ КОМПАНИЯ’ Чувашская Республика 3467,6 76,3 4,1

ООО 'КОМАЦО' Ленинградская область 2688,0 74,5 3,2

ФЛ ЗАО КОРПОРАЦИЯ ГЛОРИЯ ДЖИНС Кабардино- Балкарская Республика 2613,9 64,3 3,1

ЗАО РУЗТЕКС Республика Мордовия 2525,2 109,1 3,0

ЗАО ЦМС ЕВРАЗИЯ Саратовская область 1542,9 98,2 1,8

ООО 'ПАЛЬМЕТТА' Свердловская область 1375,0 110,4 1,6

ООО ЯНТАРНАЯ АРИЭЛЬ Калининградская область 1266,0 104,2 1,5

ОАО 'РОСЛАВЛЬСКАЯ ТРИКОТАЖНАЯ ФАБРИКА 'АПРЕЛЬ' Смоленская область 1080,1 115,3 1,3

ООО ТРИТЕКС, Г.ОРСК Оренбургская область 1070,8 222,2 1,3

ОАО 'ВИКТОРИЯ' Еврейская автономная область 1050,5 105,5 1,2

ООО 'ВТФ 'ТРИВЕЛ' Псковская область 934,0 72,6 1,1

ЗАО 'КРАСНАЯ ЗАРЯ' г. Москва 889,9 110,8 1,1

ООО ОРСКАЯ МАНУФАКТУРА Оренбургская область 837,8 80,0 1,0

Таблица 5. Основные российские производители чулочно-носочных изделий, их объемы производства и доли в российском объеме выпуска

Предприятие Регион Период с начала отчетного года Соответст вующему периоду с начала прошлого года Доля предприяти я в российском производств е, %

Российская Федерация 304968,2 102,2

ЗАО ’СМОЛЕНСКАЯ ЧУЛОЧНАЯ ФАБРИКА' Смоленская область 35929,6 103,5 11,8

ОАО ГАММА Орловская область 32625,9 102,1 10,7

ООО ТТО КЛИНВОЛОКНО Московская область 28366,0 95,5 9,3

ОАО ЛЫСЬВЕНСКАЯ ЧУЛОЧНО- ПЕРЧАТОЧНАЯ ФАБРИКА' Пермский край 25237,0 95,8 8,3

ОАО 'АЧНФ 'АЛСУ' Республика Татарстан 20515,6 95,1 6,7

ООО ЭВЕЛИНА Калининградская область 12016,0 243,4 3,9

ОАО 'БОРИСОГЛЕБСКИ Й ТРИКОТАЖ' Воронежская область 9680,0 94,5 3,2

ООО 'ТВЕРСКАЯ ЧУЛОЧНОНОСОЧНАЯ ФАБРИКА' Тверская область 8903,0 107,8 2,9

ЗАО ИШИМБАЙСКАЯ ЧУЛОЧНАЯ ФАБРИКА Республика Башкортостан 8824,0 102,0 2,9

ООО ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ДЛЯ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ Тульская область 8671,0 96,3 2,8

ОП ООО 'А И РАДУГА' Ульяновская область 7383,0 85,8 2,4

ОАО ТУЛЬСКИИ ТРИКОТАЖ Тульская область 5337,5 101,1 1,8

ОАО 'ВИКТОРИЯ' Еврейская автономная область 4333,5 98,3 1,4

ОАО 'ВОЛЖСКАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ КОМПАНИЯ' Чувашская Республика 4297,7 71,8 1,4

Крупнейшими российскими производителями бельевых трикотажных изделий в 2010 году стала ЗАО «Джи Джей Корп» в Ярославской области, на данном предприятии было выпущено более 6% от общероссийского объема трикотажных изделий. Другими лидерами отрасли по производству бельевого трикотажа являются ЗАО «Ишимбайская трикотажная фабрика» (4,4%), ОАО «Волжская текстильная компания» (4,1%), ООО «Комацо» (3,2%), ЗАО Корпорация «Глория Джинс» (3,1%) и ЗАО «РУЗТЕКС» в Республике Мордовия (3,0%). Таким образом, на долю 6 основных производителей бельевого трикотажа в 2010 году приходилось почти 24% от российского объема выпуска бельевого трикотажа за рассматриваемый период. На фоне роста объемов производства одних предприятий, отмечается сокращение объемов выпуска продукции другими: на ЗАО «Джи Джей Корп» в Ярославской области объемы выпуска выросли за год на 84%, в то время как по другим компаниям за этот же период сокращением объемов производства варьировались от 4 до 36%. Отчасти нестабильность производства по ряду компаниям обусловлена экономическим кризисом, однако главная причина кроется в неэффективности работы компании на рынке, его каналов сбытов.

Чулочно-носочные изделия являются неотъемлемой частью любого рынка трикотажных изделий, вследствие чего спрос на них может видоизменяться по брендам и маркам, но остается достаточно стабильным и устойчивым по объемам и структуре. В таблице 5 представлены основные российские производители чулочно-носочных изделий, их объемы производства и доли в российском объеме выпуска.

К пяти крупнейшим российским производителям чулочно-носочных изделий относятся пять: ЗАО Смоленская чулочная фабри-

ка с объемом выпуска продукции 11,8% от общероссийского объема, ОАО Гамма (10,7%), ООО Клинволокно (9,3%), ОАО Лысьвен-ская чулочно-перчаточная фабрика (8,3%), ОАО Алсу (6,7%). В сумме данные производители производят около 50% от российского объема производства.

Географическая карта российского производства трикотажных изделий в 2010 году выглядела следующим образом, рис. 7.

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

28 Я 5 і) 25 10

3 27 29

15 25

9

54 19

—1— 39 17

27 7

20

Чулочно-

носочные

изделия

Трикотажные

изделия

Верхний

трикотаж

Бельевой

трикотаж

□ Центральный ФО □ Северо-Западный ФО

□ Южный ФО □ Северо-Кавказский ФО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Приволжский ФО □ Уральский ФО

□ Сибирский ФО □ Дальневосточный ФО

Рис. 7. Структура российского производства трикотажных изделий по федеральным округам РФ в 2010 году

Рис. 8. Структура производства трикотажных изделий по регионам

Основной объем Чулочно-носочных изделий выпускается в Центральном федеральном округе, 54% от общероссийского объема производства, Верхний и нижний трикотаж выпускается в Центральном и Приволжском округах более 50%.

Другими крупными производителями верхнего трикотажа является Южный ФО, а по бельевому трикотажу - Южный и СевероКавказский округа. Сложившаяся карта производства является основа распределительной системой, обеспечивающей эффективность единого процесса товародвижения для всех видов трикотажных изделий, рис.8.

В настоящее время крупнейшими регионами, производителями трикотажных изделий, являются Ростовская и Смоленская области. В данных регионах производится четверть российских трикотажных изделий. Другими крупными производителями являются: Кабардино-Балкарская республика, Чувашская Республика, Ульяновская область, Республика Башкортостан. Таким образом, в настоящее время более 60% российского трикотажа производится в десяти регионах. Именно эти регионы участвуют в формировании каналов продвижения трикотажных изделий.

КОНЪЮНКТУРА ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЬНЯНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ПРОБЛЕМЫ

Валько М.П., аспирант, Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности (РосЗИТЛП)

В данной статье рассмотрена текущая конъюнктура в льняной подотрасли и текстильной отрасли. Проанализированы сценарии предложенные Стратегией развития легкой промышленности на период до 2020 г. и Целевой ведомственной программой развития льняного комплекса России на 2008-2012 гг. Автор приводит недочеты этих стратегий и подтверждает спрогнозированным сценарием развития подотрасли.

Ключевые слова: инструменты стратегического планирования и управления в льняной подотрасли и текстильной отрасли, стратегическое управление, антикризисное управление, льняная промышленность, развитие текстильной промышленности, стратегии развития.

TRENDS IN THE TEXTILE AND LINEN INDUSTRY: STRATEGIC DEVELOPMENT PROGRAMS AND THEIR PROBLEMS

Valko M., The post-graduate student, Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry

This article presents current textile and linen industry trends. It analyzes scenarios offered by the Strategy of Russian light industry development for a period until 2020 and by the program for developing Russian linen for 2008-2012. Author presents shortcomings of these programs and proves it by forecasted development scenarios.

Keywords: instruments of strategic planning and management in linen and textile industries, strategic management, anti-crisis management, linen industry, development of textile industry, development strategies.

Глобализация и либерализация рынков имели последствия не только для реальной экономики: они также изменили рынки капитала. До 1960-х гг. финансовая экономика играла роль поддержки реальной экономики, ее цель заключалась в обеспечении плавной работы реальной экономики (Фаза I). Компании полагались на внутреннее финансирование для их роста.

Однако с началом глобализации источники финансирования стали неадекватны растущей необходимости в большем капитале. Уровень торговли на рынках акций вырос и финансовые рынки перешли на новую передачу. Финансовые рынки теперь уже не были системой обеспечения реальной экономики (Фаза II).

Джозеф Шумпетер [1], один из основоположников современной экономики начала XXI века, описывает этот этап развития как человека, который выводит свою собаку на прогулку. Человек (как реальная экономика) идет постепенно в определенном направлении, а собака (финансовая экономика) иногда не успевает, а иногда и обгоняет его. Однако человек и собака достигают вместе одной общей цели. Фаза III характеризуется диссонансом этого партнерства. Реальная экономика идет по сигналам финансовой. Финансовая экономика теперь несет первостепенную роль.

Индикатором того, насколько рынки стали развиты в последние

десятилетия является беспрецедентный рост рыночной капитализации (Рис. 1).

51,994

44.460

1990 1995 2000 2005 03/2007

Рис. 1. Рост международной рыночной капитализации (в млрд. долларов США, Международная Федерация Бирж, 2007).

Когда реальная экономика начинает следовать сигналам с финансовых рынков, последствия для бизнеса понятны. Уровень дохода предприятий должен соответствовать рыночным темпам роста. Другими словами, ни одна компания сегодня, даже семейный биз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.