Научная статья на тему 'Анализ рынка одежды'

Анализ рынка одежды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4821
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райкова Е. Ю.

Дан анализ причин сокращения производства товаров легкой промышленности, показаны особенности экспорта и импорта одежды, а также обоснованы задачи, стоящие перед швейной промышленностью с целью эффективного формирования рынка одежды и совершенствования ассортимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка одежды»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Канд. техн. наук Е. Ю. Райкова

АНАЛИЗ РЫНКА ОДЕЖДЫ

Дан анализ причин сокращения производства товаров легкой промышленности, показаны особенности экспорта и импорта одежды, а также обоснованы задачи, стоящие перед швейной промышленностью с целью эффективного формирования рынка одежды и совершенствования ассортимента.

Российский рынок одежды формируется за счет изделий, выпускаемых отечественными производителями, и в большей степени за счет поставок из-за рубежа. Отечественные изделия выпускают предприятия легкой промышленности, которая является одной из отраслей экономики, формирующих бюджет.

Легкая промышленность характеризуется глубокими связями со всеми отраслями экономики, и прежде всего с сельским хозяйством (особенно на стадии первичной обработки сырья). Помимо сельского хозяйства сырьевой базой для легкой промышленности служит химическая промышленность, поставляющая химические волокна, искусственные кожи, красители и пр. Машиностроение обеспечивает отрасль разнообразным оборудованием, топливно-энергетическое хозяйство способствует нормальному функционированию предприятий.

Положительные тенденции развития экономики страны должны оказывать позитивное воздействие и на увеличение выпуска продукции легкой промышленности. Однако этого не происходит. Доля легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции снизилась с 72,8% в 1990 г. до 28,2% в 2004 г. Доля бытовых изделий, выпускаемых легкой промышленностью, сократилась с 85,7% в 2001 г. до 80% в 2004 г. [3].

В настоящее время легкая промышленность России объединяет около 22 тыс. предприятий и организаций, в том числе 4,5 тыс. крупных и средних с общей численностью 900 тыс. человек. Практически все предприятия приватизированы и находятся в смешанной или частной формах собственности. Это снижает возможности целевого финансирования программы развития предприятий из бюджета. Кроме того, очень часто после приватизации предприятия перепрофилируют таким образом, что они просто перестают существовать.

По своей структуре легкая промышленность является многоотраслевой. Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности занимает продукция швейной и текстильной отраслей.

Производство изделий легкой промышленности постоянно сокращается (табл. 1). Сказывается не только неподготовленность предприятий к рыночным условиям, но и неуклонный рост цен и тарифов естественных монополий.

Т а б л и ц а 1 Динамика производства основных групп изделий легкой промышленности*

Товарная группа 2001 в % к 2002 в % к 2003 в % к 2004 в % к

2000 2001 2002 2003

Ткани - всего 112,4 108,5 103,0 97,3

В том числе:

хлопчатобумажные 114,6 111,1 102,9 96,7

льняные 110,0 110,4 109,8 100,8

шерстяные 103,7 89,6 93,1 80,8

шелковые 97,3 84,1 102,8 94,9

Чулочно-носочные изде-

лия 95,7 101,5 92,3 86,4

Трикотажные изделия 98,5 102,7 99,9 100,5

Швейные изделия 94,4 95,8 93,5 87,4

Обувь 100,6 111,8 112,3 92,9

* Рассчитано по: [2, 4].

Для преодоления падения производства правительством РФ утвержден План первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития легкой промышленности, предусматривающий подготовку федеральных целевых программ, направленных на внедрение новых технологий, на создание условий для привлечения инвестиций, на повышение доли экспорта и развитие партнерства со странами СНГ.

Швейная промышленность отличается более свободным характером размещения и теснее связана с потребителем. Она относится к ма-териалоемким отраслям. В структуре затрат на долю сырья и материалов приходится до 80%. Сырьем служат ткани, трикотажные полотна, нетканые материалы, искусственная кожа, искусственный и натуральный мех, текстильная галантерея. В целом в отрасли перерабатывается свыше 4/5 тканей бытового назначения.

По характеру размещения швейная промышленность неоднородна. Производство товаров со стабильной внешней формой (рабочая и ведомственная одежда) распространено повсеместно, выпуск более

сложного и менее стабильного ассортимента ориентируется на городские центры, а выпуск изделий, находящихся под влиянием моды, осуществляется в мегаполисах, имеющих дома моделей.

За последние три года количество предприятий, выпускающих швейные и трикотажные изделия, сократилось на 15% и составило 999 предприятий. При этом в 2004 г. 198 предприятий прекратили выпуск швейных изделий. В основном это предприятия с небольшими объемами производства. Больше всего сократилось количество предприятий, выпускающих платья (на 24,9%) и пальто (на 16,7%), уменьшилось число предприятий по выпуску костюмов. 77 предприятий, наоборот, начали выпуск швейных изделий. Весьма заметно увеличилась доля крупных изготовителей в общем объеме выпуска по всем группам изделий. Основной объем производства (свыше 61%) приходится на долю 49 наиболее крупных предприятий, каждое из которых выпустило продукции на 100 млн. рублей.

В последнее время в легкой промышленности наметился процесс разукрупнения предприятий, который, по мнению экспертов, может продлиться до 2010 г. Вместо гигантских комбинатов, обремененных крупными неиспользуемыми фондами, создаются структуры холдингового типа, что позволяет предприятиям формировать собственную сбытовую сеть, обеспечивать завершенный цикл производства от поставки сырья до реализации готовой продукции и экономить транспортные расходы.

Производство швейных изделий распределено по регионам страны очень неравномерно (табл. 2).

Т а б л и ц а 2 Производство основных видов швейных изделий по регионам* (в %)

Регион Пальто Костюмы Платья Сорочки Куртки

2003 2004 2003 2004 2003 2004 2003 2004 2003 2004

СевероЗападный 17,7 13,5 11,8 12,6 3,1 4,6 1,4 2,2 18,3 11,2

Центральный 45,3 32,5 41,9 51,4 38,1 34,7 31,0 21,3 15,7 21,2

Южный 17,7 29,3 25,6 10,7 42,0 46,6 49,1 51,0 52,0 59,2

Приволжский 10,2 14,2 13,5 18,5 12,1 9,0 11,8 15,9 6,0 5,4

Уральский 0,6 1,5 2,9 2,7 1,6 1,1 5,2 8,5 2,0 0,5

Сибирский 8,5 8,4 3,8 3,6 2,8 2,6 0,9 1,0 2,6 1,9

Дальневосточный 0,1 0,5 0,4 0,3 0,3 0,1 3,4 0,6

* Рассчитано по: [2, 3, 4].

Основной объем выпуска пальто, костюмов и платьев сосредоточен в Центральном федеральном округе, где расположено наибольшее

количество крупных производителей одежды. В то же время в Центральном федеральном округе отмечается падение производства мужских сорочек (оно уменьшилось на 41,5% по сравнению с 2003 г.). Рост производства костюмов отмечается в Ивановской, Смоленской областях и на предприятиях Москвы. Рост производства курток произошел за счет увеличения их выпуска ТОО «Сплав» (Москва).

Динамично развиваются швейные предприятия, расположенные в Южном федеральном округе. Так, в 2004 г. ЗАО «Корпорация «Глория-Джинс» (Ростовская область) выпустило 80% всех детских пальто. Швейные предприятия Южного федерального округа производят почти половину всех сорочек и более половины курток. Вместе с тем в Ростовской области сократилось производство платьев (на 11%) и костюмов (на 92% по отношению к 2003 г.).

Слабее развита швейная промышленность в Северо-Западном федеральном округе, где она сосредоточена в Псковской области и Санкт-Петербурге. Закрылись предприятия по производству костюмов в Санкт-Петербурге, хотя производство по Ленинградской области увеличилось по сравнению с 2003 г. на 59,7%. Очень мало швейных изделий выпускается в Уральском, Сибирском и особенно в Дальневосточном федеральных округах. В Дальневосточном федеральном округе практически свернуто производство швейных изделий. Основная причина сложившейся ситуации заключается в невозможности конкурировать с аналогичной продукцией из стран Юго-Восточной Азии, особенно из Китая. Изменилась структура выпуска швейных изделий по видам (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Динамика производства швейных изделий по видам* (в %)

Виды изделий 2001 к 2000 2002 к 2001 2003 к 2002 2004 к 2003

Пальто 78,0 74,1 81,9 71,0

Костюмы:

мужские 115,4 102,6 111,1 101,5

женские 84,4 93,8 64,8 202,0

детские 187,2 120,9 102,3 58,0

Пиджаки 81,4 78,3 79,4 80,5

Платья:

женские 105,7 81,6 93,5 79,0

детские 55,3 61,2 92,6 87,0

Сорочки - 77,6 87,2 84,7

Блузки:

женские 112,3 98,7 94,5 93,2

детские 106,7 96,4 112,4 150,0

* Рассчитано по: [2, 3, 4].

Основная причина сокращения выпуска продукции - кризис российской швейной промышленности и активизация вслед за этим деятельности импортных поставщиков. Подорожание своей продукции производители объясняют постоянным увеличением тарифов на перевозки и электроэнергию. Кроме того, использование в производстве импортного сырья и оборудования увеличивает себестоимость изделий, как минимум, на треть, особенно если сырье и оборудование закупаются в Европе. В 2004 г. заметно выросли цены производителей текстильной промышленности, что вызвало повышение цен на продукцию швейников.

Выход из ценового тупика видится в технологической модернизации производства, в снижении издержек, в повышении качества и конкурентоспособности продукции. Решение этих насущных задач требует значительных вложений, но пока отечественная легкая промышленность находится в разряде убыточных, а инвестиции в отрасль незначительны.

По мнению аналитиков, инвестиционный климат в легкой промышленности нельзя назвать благоприятным. Так, доля долгосрочных вложений в легкую промышленность снизилась в 2004 г. на 15,7%. В связи с этим ввод в действие основных фондов составляет в отрасли незначительную величину. Риск инвестирования в легкую промышленность увеличивается в зависимости от снижения емкости рынка продукции отрасли, уменьшения объемов производства, уровня конкуренции на рынке и уровня инфляции. Таким образом, если тенденции развития факторов риска останутся на прежнем уровне, то основным источником капиталовложений для легкой промышленности будут собственные средства предприятия, а это под силу только крупным объединениям.

Экспорт швейных изделий снижается начиная с 2002 г. (табл. 4). Кроме того, произошли изменения и по объемам поставки на экспорт по группам изделий. В 2004 г. количество групп изделий уменьшилось с 6 до 4. Экспорт мужских и мальчиковых пальто и курток сократился на 15% по стоимости и на 11% по штукам; мужских и мальчиковых костюмов, пиджаков, брюк - на 16% по стоимости и на 12% по штукам; сорочек - на 5% по стоимости и на 11% по штукам, а также блузок, спортивных и купальных костюмов.

Выручка от экспорта женских пальто и курток увеличилась на 16%. На 3% увеличилась выручка от экспорта женских костюмов, платьев, юбок, брюк за счет увеличения поставки в натуральном выражении. Такое увеличение связано с ростом цен на экспортные изделия, а не с увеличением количества поставляемых изделий.

Т а б л и ц а 4

Динамика экспорта и импорта швейных изделий* (в %)

Страны 2001 к 2000 2002 к 2001 2003 к 2002 2004 к 2003

Экспорт одежды

Всего 93,5 106,9 82,3 82,0

В страны дальнего зарубежья 96,7 94,4 86,7 78,9

В страны СНГ 112,8 193,7 70,9 67,8

Из них в Беларусь 117,4 243,5 43,4 108,0

Импорт одежды

Всего 165,6 179,4 82,6 140,0

Из стран дальнего зарубежья 118,7 225,5 71,6 123,8

Из стран СНГ 94,3 89,6 136,2 127,9

Из них из Беларуси 102,7 103,3 131,3 142,5

* Рассчитано по: [2, 3, 4].

По отдельным группам одежды доля экспорта в выпуске стала больше (без учета экспорта в Беларусь). По пальто и курткам она составляет 20%, по пиджакам и жакетам - 59%, брюкам - 45%, блузкам -27%, юбкам - 24%. В то же время по костюмам она составляет 7%, по сорочкам и платьям - 11%.

Анализ ассортиментной структуры экспорта указывает на незначительный объем поставки шерстяных изделий и на преобладание доли поставки брюк в группах одежды под кодами ТН ВЭД 6203 и 6204. В 2004 г. было поставлено мужских пальто 51,8 тыс. штук, женских пальто - 307,5 тыс. штук, мужских костюмов - 42 тыс. штук, женских костюмов - 170 тыс. штук, пиджаков - 4,9 тыс. штук, брюк - 142 тыс. штук, платьев - 190 тыс. штук.

Вместе с тем продукция многих отечественных швейных предприятий, изготовленная из давальческого сырья по контрактам с иностранными фирмами (режим толлинга), пользуется устойчивым спросом за рубежом.

Превышение импорта над экспортом уменьшилось. При сопоставлении выручки от экспорта и затрат на официальный импорт следует иметь в виду, что реальный доход от экспорта меньше на сумму затрат на импорт тканей и фурнитуры (включая давальческие, учитываемые в экспортной цене изделий).

Рынок одежды в большой степени зависит от импорта. По-прежнему в первую очередь закупаются те товары, производство которых снижается внутри страны, но происходит уже некоторое насыщение импортом, и объемы импортных поставок даже сокращаются (см. табл. 4).

Импорт уменьшился по всем основным группам швейных изделий, хотя по большинству основных товарных позиций ассортимент импортной продукции продолжает оставаться более широким и разнообразным, чем ассортимент отечественных товаров.

Наибольшее сокращение импорта в 2004 г. произошло по сорочкам - более чем вдвое, женским пальто и курткам - почти на треть, на 37% уменьшился импорт платьев хлопчатобумажных и из тканей из синтетических нитей. Импорт брюк практически остался на уровне

2003 г.

По отношению к российскому производству за вычетом экспорта импорт пальто и курток в 2004 г. составлял 67%, костюмов и комплектов - 56%, платьев - 54%. По остальным группам импорт значительно превышал объемы поставки на рынок российских товаров: пиджаков и жакетов - на 76%, брюк - на 83%, юбок - на 42%, сорочек - на 4%, блузок - на 59%.

В 2004 г. продолжали снижаться средние цены на закупаемые товары, о чем говорят большие размеры снижения импорта по стоимости. Возросли цены в основном только на изделия из Италии и Турции.

Российский рынок одежды демонстрирует в последние годы высокие темпы роста, которые составляют около 25% в год. В 2004 г. розничный товарооборот составлял 5565,5 млрд. рублей [2]. Физический объем оборота (без влияния инфляции) вырос на 12,1%, что превышает значения 2003 г. (8,4%).

Спрос на швейные изделия растет достаточно высокими темпами: в 2000 г. - на 3,4%, в 2001 г. - на 6,8%, в 2002 г. - на 4,7%, в 2003 г. - на 5,1% и в 2004 г. - на 5,3%. При этом реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 24,6% за 2002-2003 гг. и на 9,5% за

2004 г. Одновременно и гораздо быстрее по сравнению с доходами растут тарифы на жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта и т. д. [1]. В результате меняется структура потребительских расходов на оплату услуг и снижается доля затрат на приобретение товаров (табл. 5).

Т а б л и ц а 5

Структура расходов населения* (в % к итогу)

Виды расходов Январь - август 2003 г. Январь - август 2004 г.

Оплата услуг 23,3 23,8

Приобретение товаров 73,7 73,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе покупка одежды, обуви, белья и тканей 12 11,3

Из них покупка одежды и обуви 8,3 7,8

* Рассчитано по: [2, 3, 4].

В структуре расходов доля товаров легкой промышленности сокращается. Это происходит за счет снижения расходов на приобретение одежды и обуви.

Впервые за последние три года темп роста оборота розничной торговли был ниже темпа роста реальных денежных доходов населения. На покупку товаров население стало тратить меньшую долю своих доходов. В 2002 г. на эти цели было израсходовано 57,4% денежных доходов, а в 2004 г. - 53,4%. Каждый пятый рубль тратится на покупку товаров легкой промышленности, объем розничной продажи которых в 2004 г. составлял 830 млрд. рублей. В фактических ценах продажа увеличилась на 105 млрд. рублей (15,9%), в том числе швейных изделий -на 50 млрд. рублей (16,3%), трикотажных изделий - на 25 млрд. рублей (16,7%), обуви - на 20 млрд. рублей (13,8%).

Общий прирост продажи в 2004 г. был чуть меньше объема поставки российских товаров на рынок. Из общего объема продажи 40% приходилось на швейные изделия и по 20% - на трикотажные изделия и обувь (рисунок).

50% и 40% -30% -20% -10% -0%

3,8%

44,9%

23,4%

Ткани и ковровые изделия

Швейные изделия

Трикотажные изделия

22,8%

Обувь

5,1%

Меха и меховые изделия

Рис. Структура оборота розничной продажи товаров легкой промышленности в 2004 г.

С 1999 по 2004 г. наблюдался достаточно высокий рост продажи основных групп изделий легкой промышленности (табл. 6), который происходил при падении выпуска большинства российских товаров: тканей - на 1,6%; верхних трикотажных изделий - на 2,2%; швейных изделий - на 1,2%; чулочно-носочных изделий - на 3,9%; обуви - на 3,2%.

Т а б л и ц а 6

Динамика розничной продажи изделий легкой промышленности*

Группа изделий В % к предыдущему году в физическом объеме продажи

1999 2000 2001 2002 2003 2004

Ткани 98,0 96,0 104,6 99,2 108,2 109,8

Швейные изделия 95,0 103,4 106,8 104,7 105,1 106,3

Меха и меховые изделия - 105,3 105,4 106,3 106,4 104,3

Верхний трикотаж 96,0 111,4 107,3 107,3 105,1 107,3

Бельевой трикотаж - 103,0 110,3 108,6 104,7 102,8

Чулочно-носочные изделия - 106,7 112,3 105,5 107,7 111,6

Кожаная обувь 92,0 109,0 108,0 106,1 104,2 107,4

Оборот розничной торговли 92,3 108,9 110,7 109,2 108,0 112,1

* Рассчитано по: [2, 3, 4].

За последние два года несколько изменилась структура потребностей населения по отдельным видам швейных изделий. Более высокими темпами росла продажа курток, плащей, мужских костюмов, брюк, пиджаков, блузок.

В верхней одежде снизилась доля продажи пальто и полупальто с 45,5% в 2001 г. до 41,4% в 2004 г. Продажа юбок увеличилась на 5,2%, а продажа брюк снизилась на 6,1%.

Несмотря на то, что Москва и Петербург остаются безусловными лидерами по объемам розничной торговли одеждой (как в стоимостном, так и в натуральном выражении), наметилась тенденция активного освоения региональных рынков. В регионах наблюдается постепенное сокращение числа вещевых рынков и замена их современными предприятиями розничной торговли, в частности гипермаркетами и мульти-брендовыми магазинами. Особенно эти тенденции характерны для Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Казани и Волгограда.

Характеризуя поведение потребителей на рынке одежды, следует отметить их ориентированность на качество и цену реализуемой продукции. В перспективе прогнозируется усиление влияния продукции фирм, зарекомендовавших себя как производители качественной одежды. В зависимости от уровня доходов отдаются предпочтения и формам торговли, и типам торговых предприятий.

Потребители с высоким уровнем доходов (сегмент одежды прет-а-порте и эксклюзивных коллекций) предпочитают приобретать одежду в монобрендовых бутиках. Потребители со средним уровнем дохода приобретают одежду среднего сегмента рынка в мультибрендовых бутиках и в магазинах крупных торговых компаний. Из-за ограниченности платежеспособного спроса население с низкими доходами вынуждено при-

обретать более половины швейных и меховых изделий, трикотажа и обуви, свыше 40% чулочно-носочных изделий на вещевых и смешанных рынках. При этом, стараясь сэкономить, они нередко вынужденно производят неэффективные траты, приобретая подделку или некачественный товар. Так, по данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на российском рынке непродовольственных товаров 35% поддельной, или контрафактной, продукции приходится на обувь, 20% - на трикотаж, швейные и чулочно-носочные изделия. Основная часть подобной продукции реализуется в массовом сегменте рынка одежды (на вещевых и смешанных рынках).

Характер динамики розничных цен на импортные и отечественные товары в 2004 г. был примерно одинаковым. Несколько быстрее, чем отечественные, подорожали импортные шелковые ткани, детская верхняя одежда и женский бельевой трикотаж. Ценовая ситуация на рынке тканей, одежды и обуви в значительной мере определяется состоянием ресурсов этих товаров.

Для улучшения конъюнктуры рынка одежды, по мнению специалистов торговли, необходимо создать предпосылки для роста платежеспособного спроса - повысить заработную плату, пенсии, стипендии, пособия, а также прекратить рост цен на коммунальные услуги, электроэнергию и газ, лекарства, транспортные услуги, снизить налоговое бремя с производителей и торговых предприятий.

Кроме того, следует снизить цены на товары для детей и лиц пожилого возраста за счет ликвидации посредников, а также производить распродажу несезонных товаров по более высокой процентной скидке.

Основными направлениями развития швейной промышленности в ближайшее время будут расширение и совершенствование ассортимента, улучшение системы сбыта одежды, объединение предприятий в холдинги, развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий, привлечение дополнительных инвестиций.

Список литературы

1. Вотчиникова С. Н. Цены на товары легкой промышленности в 2004 г. // Швейная промышленность. 2005. № 1.

2. Жуков Ю. В. Итоги работы легкой промышленности в 2004 г. // Швейная промышленность. 2005. № 3.

3. Жуков Ю. В. Легкая промышленность. Итоги 2004 г. // Швейная промышленность. 2005. № 1.

4. Жуков Ю. В. Не удержались // Швейная промышленность. 2004. № 3.

5. Жуков Ю. В. Экспорт и импорт швейных изделий // Швейная промышленность. 2004. № 4.

6. Общероссийский классификатор продукции. ОК 005-93: В 3 т. М.: Изд-во стандартов, 2000.

7. Таможенный тариф Российской Федерации. М.: Изд-во ГТК,

2000.

8. Цветкова Л. А. Особенности развития рынка товаров текстильной и легкой промышленности в 2003 г. и прогноз темпов роста их производства до 2005 г. // Текстильная промышленность. 2004. № 3.

9. www.textilemarket.ru

10. http://research.rbc.ru

11. www.roslegprom.ru

Д-р экон. наук Т. П. Розанова О. А. Стрельцова

МАТРИЦА ВЛИЯНИЯ ЭКСПОНЕНТА НА ПОСЕТИТЕЛЯ ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКИ

Исследуется процесс воздействия экспонента на посетителя парфюмерно-косметической выставки с учетом ее

специфических особенностей.

Развитие выставочной деятельности в России - важное направление становления национального рынка. В последние годы все больше внимания уделяется продвижению отечественных разработок, технологий ноу-хау и услуг на внутренний и внешний рынки. Поэтому сегодня в нашей стране вполне обоснованно повышается интерес к выставочной деятельности. В современных условиях участие в выставках является важным элементом комплекса маркетинговых коммуникаций. Главное отличие выставки от других методов продвижения состоит в потенциальной возможности комплексного и высококонцентрированного воздействия на потребителя - использование практически всех форм и методов продвижения одновременно в одном месте.

Во время выставки формируется система отношений между экспонентом и посетителями выставки. Система связей экспонента зарождается, развивается, поддерживается и воспроизводится. При этом компания-экспонент находится в специфической системе отношений, которая шире привычного круга. Ее структурный состав представлен на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.