Управление финансами
Удк 338.45
влияние вступления российской федерации в вто на развитие внешнеторговой деятельности в швейной промышленности
е. В. БУРДЕНКО, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой аудита и контроллинга E-mail: Burdenko-EV@yandex. ru
Е. В. БЫКАСОВА, старший преподаватель кафедры аудита и контроллинга E-mail: Ebykasova@gmail. com Московский государственный университет
дизайна и технологии
В статье отмечается, что предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) имеет различные последствия для предприятий швейной промышленности. Информационная база ВТО, межстрановые связи, прозрачность для инвестирования, упрощенный выход на мировые рынки являются положительной стороной членства России в ВТО. Отмена в течение двух с половиной лет ввозных таможенных пошлин и налогов по всем основным видам швейной продукции, возможная отмена субсидий со стороны государства, «чужие правила игры» являются отрицательной стороной членства в ВТО. Внешнеторговая деятельность в швейной промышленности при вступлении страны в ВТО может как начать бурное развитие, так и прийти в полный упадок. Развитие внешнеторговой деятельности предприятий швейной промышленности во многом будет зависеть от государственной поддержки.
Ключевые слова: ВТО, швейная промышленность, внешнеторговая деятельность, механизм экспортного финансирования.
15.12.2012 Российская Федерация подписала протокол о присоединении к ВТО. После ратификации протокола Российская Федерация станет полноправным членом этой организации. Основными направлениями деятельности ВТО, прямо или косвенно касающимися швейной промышленности, являются:
1) контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений;
2) урегулирование торговых споров между странами-членами;
3) наблюдение за торговой политикой стран-членов;
4) сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики;
5) таможенно-тарифное регулирование;
6) антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин;
7) использование субсидий и компенсационных мер;
8) нетарифные ограничения;
9) количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;
10) внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;
11) торговля текстилем и одеждой.
В течение 18 лет рабочая группа рассматривала правовые основы осуществления торговой политики, политики в области торговли товаров, затрагивая основы внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации, такие как регулирование импорта, экспорта; антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры; вывозные таможенные пошлины. В результате, в докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО (далее - Рабочая группа) были рассмотрены вопросы, касающиеся внешнеторговой деятельности предприятий (в частности предприятий швейной промышленности), либерализации валютного регулирования. Важные вопросы по регулированию экспорта, затрагивающие внешнеторговую деятельность предприятий швейной промышленности, отражены в п. 693, 694 доклада Рабочей группы. Необходимо отметить, что члены Рабочей группы высказали озабоченность, что предоставление субсидий организациям легкой (в том числе швейной и текстильной) промышленности на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011-2014 гг. на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения на срок до 1 года, а также на техническое перевооружение, находится в зависимости от экспорта субсидируемой продукции. Представитель Российской Федерации пояснил, что в «соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 993 программа не является ни юридически, ни фактически связанной с экспортными показателя-ми»1. В отдельных статьях доклада были даны рекомендации Российской Федерации о конкретизации планов на будущее в связи с применением вывозных пошлин, НДС и акцизных сборов на экспорт, включая составление перечня по товарным кодам ТНВЭД и
1 Доклад рабочей группы по присоединению РФ к ВТО.
об обосновании любых действующих запретов или количественных ограничений на экспорт. Таким образом, существует определенная опасность отмены субсидий предприятиям швейной промышленности, представляющим свою продукцию на экспорт, при согласовании данного перечня с ВТО.
В докладе Рабочей группы в перечне стратегических товаров (решение об уровне налогов на импорт которых принимается членами Комиссии Таможенного союза) указаны товары предприятий швейной промышленности (код 61, 62, 63 ТНВЭД). В дальнейшем это может являться фактором защиты от неконтролируемого импорта товаров швейного промышленности, если позиция Российской Федерации будет направлена на частичную политику протекционизма, которая, в свою очередь, будет влиять на сохранение и развитие швейной промышленности в РФ. Однако вызывает опасение перечень
пользователей системы тарифных преференций Та-
2 "
моженного союза2, в который входят такие страны, как Китай, Индия, Вьетнам, Гонконг (Китай), являющиеся прямыми конкурентами РФ по экспорту продукции швейной промышленности.
Результатом вступления РФ в ВТО для швейной промышленности является снижение тарифных пошлин до нуля с 2012 до 2017 г.
Сроки отмены ввозных таможенных пошлин по видам кодов ТНВЭД продукции швейного производства представлены в табл. 1.
На основании данных, представленных в табл. 1, на основные виды продукции по коду 61 «Одежда и принадлежности одежды трикотажные, машинного или ручного вязания» таможенные тарифы в основном будут отменены в 2013-2014 гг.; по коду 62 «Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек, кроме изделий товарной позиции 6204» — к 2015 г.; по коду 63 «Прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда и текстильные изделия, бывшие в употреблении; тряпье» - к 2016 г. Таким образом, российским предприятиям швейной промышленности по наиболее широко распространенной на рынке продукции швейного производства (код 61) придется жестко конкурировать с импортными товарами швейного производства уже с 2013 г.
2 Общая система преференций Таможенного союза утверждена решением Совета глав государств ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130.
Таблица 1
сроки отмены ввозных таможенных пошлин по видам кодов тнВЭд продукции швейного производства
товар код товара Год отмены
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия трикотажные машинного или ручного вязания, кроме изделий товарной позиции 6104 6102 2013
Свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные машинного или ручного вязания 6110 2014
Колготы, чулки, гольфы, носки и подследники и прочие чулочно-носочные изделия, включая компрессионные чулочно-носочные изделия с распределенным давлением (например чулки для страдающих варикозным расширением вен) и обувь без подошв, трикотажные машинного или ручного вязания 6115 2014
Перчатки, рукавицы и митенки трикотажные машинного или ручного вязания 6116 2014
Принадлежности к одежде трикотажные машинного или ручного вязания готовые прочие; части одежды или принадлежностей к одежде трикотажные машинного или ручного вязания 6117 2014
Костюмы, комплекты, пиджаки, блайзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты (кроме купальных) мужские или для мальчиков 6203 2014
Рубашки мужские или для мальчиков 6205 2014
Блузки, блузы и блузоны женские или для девочек 6206 2014
Шали, шарфы, кашне, мантильи, вуали и аналогичные изделия 6214 2014
Все остальные коды, кроме перечисленных в таблице 61, 62, 63 2015
Костюмы, комплекты, пиджаки, блейзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты (кроме купальных) мужские или для мальчиков 6203 2016
Костюмы, комплекты, жакеты, блайзеры, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты (кроме купальных) женские или для девочек 6204 2016
Майки и нательные фуфайки прочие, комбинации, нижние юбки, трусы, панталоны, ночные сорочки, пижамы, пеньюары, купальные халаты, домашние халаты и аналогичные изделия женские или для девочек 6208 2017
Костюмы спортивные, лыжные и купальные, предметы одежды прочиеа 6211 2017
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное 6302 2017
Брезенты, навесы, тенты, палатки, паруса для лодок, досок для виндсерфинга или сухопутных транспортных средств, снаряжение для кемпинга 6306 2017
При этом по коду 61 таможенные пошлины до 2015 г. изменяются постепенно до 2015 г., а с 2016 г. почти все ставки таможенных пошлин будут иметь нулевое значение (рис. 1).
По прогнозам и оценке председателя Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Бориса Фомина, вступление в ВТО российскому рынку легкой промышленности ничем не грозит, так как контрабандистов заставят платить и ввозную пошлину, и НДС. А поскольку контрабандный товар составляет 50 % всего рынка (порядка 1,5 трлн руб.), то это в какой-то мере приостановит вал товаров швейной промышленности. Также Борис Фомин напомнил, что перед Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности поставлена задача довести долю отечественных товаров на внутреннем рынке до 50 %. Экспертная оценка союза сводится к тому,
что для этого необходимы инвестиции на уровне 30 млрд руб. в год.
Но такой оптимистический прогноз далеко не однозначен. С 2013 по 2015 г. будет идти снижение таможенной пошлины практически на все основные виды продукции швейного производства. Таким образом, не за 7 лет, а за 2,5 года ввозные пошлины стремительно будут приближаться к нулю, и всего через 3,5 года, в 2016 г., ввозные пошлины будут отменены. Кроме того, если за последние 15 лет, несмотря на усиленную борьбу с контрабандным товаром, 50 % продукции легкой промышленности ввозится нелегально до настоящего времени, то нет никакой уверенности в том, что вступление в ВТО поможет в кратчайшие сроки справиться с данной проблемой.
Динамика снижения таможенных пошлин (табл. 2) свидетельствует о снижении стоимости
25
20
Э о
= 15
эе
0
1 ю
Цена за 1 кг
-Средняя фиксированная стоимость
2012
2013
2014
2015
2016
рис. 1. Изменение таможенной пошлины на швейную продукцию с 2012 по 2016 г.
(код 61), евро
Таблица 2
средняя связанная ставка ввозной таможенной пошлины
на дату присоединения к ВтО на швейную продукцию (код 61 «Одежда и принадлежности одежды трикотажные, машинного или ручного вязания»)
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Средняя фиксированная стоимость, % 19,4 17 15 13
Цена за 1 кг, евро 1,8 2,25 1,75 1,5
продукции швейной промышленности в среднем на 14-16 %. В результате, российским предприятиям швейной промышленности придется снизить в первые два года вступления в ВТО цены на свою продукцию в данном диапазоне, для того чтобы хоть как-то конкурировать с импортными товарами. Оценочное снижение объемов производства может составить порядка 8-11 %, а общие потери - от 500 до 700 млн руб. С учетом того, что в настоящий момент доля отечественной продукции на внутреннем рынке составляет не более 15 %, данные потери будут очень существенны для предприятий, что грозит им финансовой нестабильностью или банкротством. По расчетам Минпромторга России, потери в легкой промышленности составят в ближайшие годы 2,7 млр друб., в том числе в швейной промышленности, занимающей до 50 % легкой промышленности, - порядка 1,4 млрд руб.
Одним из положительных моментов вступления в ВТО для предприятий швейной промышленности является уменьшение ввозных пошлин на качест-
венное сырье и оборудование. Несомненно, это «подстегнет» рынок российских производителей к созданию конкурентной продукции, к применению инновационных технологий в швейной промышленности и к поиску новых рынков сбыта за рубежом. Однако снижение в первые годы доходности в промышленности, связанное с быстрой отменой ввозных пошлин и потерей более 500 млн руб. от вынужденного уменьшения цены продукции, не позволит производителям в короткие сроки создать необходимую «финансовую» и «технологическую» «подушку». Следовательно, без государственной поддержки в швейной промышленности возможно полное вытеснение с рынка российских производителей, их слияние с иностранными компаниями или полное поглощение последними.
По мнению Максима Медведкова, главы департамента торговых переговоров Минэкономразвития России, швейная промышленность, «которая не сможет пока конкурировать с юго-восточной Азией, и может испытывать затруднения», будет на особом контроле Минэкономразвития России, где будут сосредоточены финансовые ресурсы для поддержки швейной промышленности. Однако, по правилам ВТО, государственная помощь для всех секторов экономики, кроме сельского хозяйства, не приветствуется. Таким образом, пока ни Минпромторг России, ни Минэкономразвития России внятно не разъяснили, какие механизмы финансирования промышленности будут работать при вступлении России в ВТО.
После вступления России в ВТО швейная промышленность как одна из наиболее уязвимых может использовать преимущества вступления в ВТО только при условии помощи со стороны государства.
2012
2013
2014
2015
рис. 2. Объем экспортного финансирования с 2012 по 2015 г., тыс. руб.
Для эффективного его использования Министерству экономического развития РФ (совместно с Министерством финансов РФ и Внешэкономбанком) необходимо в короткие сроки усовершенствовать данный механизм (до середины 2012г.). Тогда у предприятий швейной промышленности до окончательного распространения «правил игры» ВТО будет время для значительного увеличения экспортного рынка сбыта (рис 2).
Таким образом, тщательно выстроенная внешнеэкономическая политика в рамках соглашения с ВТО поможет не только сохранить предприятия швейной промышленности, но и занять им свою долю рынка в мировой экономике.
Задекларированная помощь со стороны государства на момент вступления в ВТО заключалась:
— в государственном субсидировании процентов по кредитам, полученным на закупку сырья и оборудования;
— в государственных заказах на продукциюшвей-ной промышленности;
— в предоставлении различных льгот на территории ОЭЗ;
— в предоставлении экспортного финансирования3. Однако, как показывает гфактика и статистические данные, в 2008—2011 гг. данные механизмы работали (по разным причинам) недостаточно эффективно (включая «бюрократизацию» и недостаточность финансирования механизмов государственной помощи).
На переходном этапе (после вступления в ВТО) для предприятий швейной промышленности остается один из наиболее эффективных способов «выживания» — механизм экспортного финансирования4.
3 Анализ финансовой поддержки государства экспортеров швейной промышленности // Европейский журнал социальных наук. 2011. № 5.
4 БурденкоЕ. В., БыкасоваЕ. В. Механизм экспортного финансирования как инструмент государственной поддержки экспорта швейной промышленности // Финансы и кредит. 2011. № 37.
Список литературы
1. Всемирная торговая организация. URL: http://www. wto. org.
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ/GATT). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации /WT/ACC/RUS/70ot17. 11.2011. URL: http://www. economy. gov. ru.
4. О по ряд ке предоставления субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях: постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 993 (ред. от 10.09.2012). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (ред. от 16.04.2010). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Россия и Всемирная торговая организация. URL: http://www. wto. ru.