Научная статья на тему 'Влияние присоединения России к ВТО на отечественную промышленность'

Влияние присоединения России к ВТО на отечественную промышленность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3146
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТАМОЖНЯ / ТАРИФЫ / ТОВАРООБОРОТ / УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ / THE WORLD TRADE ORGANIZATION / INDUSTRY / CUSTOMS / TARIFFS / TURNOVER / CONDITIONS FOR ENTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреещев Роман Юрьевич

Проблематика последствий вступления России в ВТО остается актуальной. Общая точка зрения отсутствует. В статье предпринята попытка рассмотреть влияние присоединения России к ВТО на конкретные отрасли отечественной промышленности. В работе использован личный опыт работы в госорганах на данном треке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Russia WTO Accession on the Domestic Industry

This article focuses on an actual issue of consequences of Russia's accession to the World Trade Organization. Hot debates have been conducted for more than 10 years. However, the general point of view has not yet been worked out, opinions remain diametrically opposed. It is partly caused by the fact that public authorities have vague idea on negotiation; they are not able or willing to clearly and convincingly justify the conclusions drawn. In his article, the author has made an attempt to avoid the discussion of the general context and to shift the accent on the situation in a number of concrete branches of industry in the conditions of accession to the WTO. In preparing this article, the author also used the personal experience of working in the state bodies on the track of our country's accession to this international economic organization.

Текст научной работы на тему «Влияние присоединения России к ВТО на отечественную промышленность»

УДК 339.9

Андреещев Р.Ю.

Влияние присоединения России к ВТО на отечественную промышленность

Андреещев Роман Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры Зарубежного регио-новедения и международного сотрудничества Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заместитель заведующего по международным вопросам факультета управления проектами и программами, член Союза журналистов Москвы

E-mail: roman-mid@yandex.ru

Проблематика последствий вступления России в ВТО остается актуальной. Общая точка зрения отсутствует. В статье предпринята попытка рассмотреть влияние присоединения России к ВТО на конкретные отрасли отечественной промышленности. В работе использован личный опыт работы в госор-ганах на данном треке.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, промышленность, таможня, тарифы, товарооборот, условия вступления.

С июля 2012 г. Россия стала 156-м членом ВТО в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2012 г. №126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», завершив восемнадцатилетний переговорный процесс по вопросу вступления в эту международную экономическую организацию. В условиях, когда на государства - членов Всемирной торговой организации приходится более 95%мирового товарооборота (на Россию - 2,1%)\ этот шаг давно назрел.

Формально Россия стала полноправным участником мировой торговли. Однако в обществе до сих пор жарко дискутируют о целесообразности такого шага, об условия нашего вхождения в эту международную организацию. И мнения здесь диаметрально противоположные.

Рассмотрим некоторые из таких неоднозначных мнений.

Интегрирование в мировое экономическое сообщество и эффективное участие в международном разделении труда невозможно без вступления России в ВТО.

Однако момент для «интеграции» выбран неудачно: мировая экономика находится в кризисе с 20072008 гг., экономисты и политики говорят о его второй волне, мировая валютно-финансовая система даёт сбои и развивающиеся страны, главным образом страны БРИКС, требуют её корректировки.

Чтобы участвовать в международном разделении труда, необходимо иметь преимущества: сильные позиции в отдельных отраслях, прорывные технологии, современное оборудование для их реализации и т.д. Степень же износа основных фондов в инфраструктуре и обрабатывающей промышленности в нашей стране превышает 70-80%, а затраты на науку и образование в России составляют 1-1,5% ВВП, в то время как в США, ЕС и Японии - 3,5-4,5% ВВП2.

Присоединение России к ВТО откроет нашей стране принцип режима наибольшего благоприятствования.

Россия сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция избежит многих дискриминационных мер со стороны других государств. Этим смогут воспользоваться отрасли, ориентированные на экспорт (черная и цветная металлургия, топливная и химическая промышленность, автомобильные грузоперевозки). По подсчётам специалистов, прямые потери от неучастия нашей страны в ВТО эксперты оценивают примерно в 4 млрд. долл. США3.

Однако в связи со вступлением в ВТО Российская Федерация снизит в ближайшей перспективе средне-

1 Арутюнов С. Россия вступила в ВТО: чего ждать дальше? [Электронный ресурс] // Международный деловой центр «Россия в ВТО». 23.08.2012. Режим доступа: http://wto.wtcmoscow.ru/calendar/novosti/100 (дата обращения: 02.04.2013)

2 Жуковский В. Вступление в ВТО - билет на экономический Титаник? [Электронный ресурс] // Агро XXI. Новости. Аналитика. Комментарии 16.01.2012. Режим доступа: http://www.agroxxi.ru/stati/vstuplenie-v-vto-bilet-na-yekonomicheskii-titanik.html (дата обращения: 04.04.2013)

3 Солозобов Ю. Россия и ВТО. [Электронный ресурс] // Архимед. Режим доступа: http://www.arhimed007.narod.ru/vto.htm (дата обращения: 03.04.2013)

взвешенный импортный тариф с 10% до 7,1%, причём более трети импортных тарифов снижена с момента присоединения, еще четверть будет снижена спустя 3 года, остальное в течение последующих 7-8 лет. Хорошо ли это в нынешних экономических условиях - об этом можно только догадываться. По данным Минэкономразвития России, прямые потери бюджета от снижения импортных пошлин могут составить в 2013 г. 188 млрд. руб., в 2014 г. - 257 млрд. руб.1.

Что касается потерь от неучастия России в ВТО, то эти потери касаются в основном крупнейших российских металлургов и алюминиевых гигантов, против которых введены антидемпинговые импортные пошлины в США и ЕС. Но обольщаться не стоит. Между США и ЕС, являющимися членами ВТО, уже давно ведётся «стальная война», в ходе которой Администрация США осуществляет квотирование стального импорта, а в отношении ряда стран ЕС начала антидемпинговые расследования. По подсчётам экспертов и отраслевых объединений, вступление России в ВТО способно нанести ущерб национальной обрабатывающей промышленности и аграриям в ближайшие годы в размере, значительно превышающим 4 млрд. долл. США, что может привести к закреплению за нашей страной статуса сырьевой державы.

Кроме того, около 70% российского экспорта по-прежнему составляют топливно-энергетические товары. И это без учёта других сырьевых товаров и продукции их первичной обработки. В ближайшей перспективе такая ситуация сохранится. Как известно, в реализации этой продукции на международном рынке Россия не испытывала серьёзных трудностей и до членства в ВТО. Присоединение к ВТО благоприятно скажется только на отдельных видах конкурентоспособных товаров, доля которых составляет менее 5% нашего экспорта за рубеж2. И здесь встаёт вопрос, сможет ли российская промышленность, за исключением отдельных отраслей, воспользоваться преимуществами открытого рынка.

Также стоит отметить, что Россия и до вступления в ВТО имела на двусторонней основе режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами-членами этой международной организации.

Росту торговли, повышению занятости, особенно в экспортных отраслях, увеличению налоговых поступлений и доходов населения будет способствовать снижение таможенных и иных барьеров при вступлении России в ВТО.

Однако в результате присоединения к ВТО национальные предприятия вступили с зарубежными производителями в более жёсткую конкурентную борьбу. И не факт, что наши товаропроизводители выиграют ее. Как известно, в стране мало конкурентоспособных производств. В результате велик риск спада экспорта, уменьшения выручки и налогов, снижения занятости и доходов населения.

Правительство Российской Федерации заявляет о прямых негативных последствиях от снижения тарифной защиты и изменения общего состояния конкурентной среды для животноводства, сельхозмашиностроения, автомобилестроения, лёгкой и пищевой промышленности, фармацевтики и производства медицинского оборудования и т.д. Т.е. в основную группу риска попадают российские производители, которые работают на внутреннем рынке и продукция которых не сможет конкурировать с дешёвым импортом.

На эту ситуацию наслаиваются риски, связанные с сокращением действующих программ поддержки промышленности и сельского хозяйства в соответствии с нормами и правилами ВТО.

Такая ситуация особенно чревата для депрессивных и дотационных регионов и способна спровоцировать там наиболее острые социальные последствия. В России большое число моногородов, существующих только за счет градообразующих предприятий. Закрытие в них неэффективных предприятий, повлечет обострение социальной напряженности, утрату финансовых источников поступлений в региональные бюджеты и дальнейшее усугубление разрыва в уровнях социально-экономического развития регионов.

Присоединение России в ВТО предоставит ей возможность участвовать в выработке новых правил мировой торговли, а также защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. В конечном итоге такая международно-правовая защита будет содействовать развитию отечественной внешней торговли и продвижению российских интересов за рубежом.

По собственному опыту знаю, что в нашей стране нет нужного контингента специалистов с должной квалификацией для активной, грамотной и эффективной работы в ВТО. Среди российских ведомств лишь Минэкономразвития России, как государственный орган, ответственный за вступление в ВТО, обладает ограниченным числом специалистов с необходимым объёмом знаний. В остальных ведомствах чиновники мало информированы и слабо представляют, что такое ВТО вообще, не говоря уже действующих в ней документах. Мизерные зарплаты и, как следствие, текучка кадров усугубляют ситуацию, не позволяя пригласить грамотных специалистов и выстроить механизм работы ведомств по линии ВТО. «Кадровый голод» подтолкнул Правительство РФ к идее ввести в штатные расписания ряда министерств и ведомств десятки новых должностей для работы по линии ВТО. Как представляется, готовить соответствующих специалистов нужно было заранее, до вступления в ВТО.

Не лучшим образом обстоит дело в частном секторе. Там также нет достаточного числа квалифицированных специалистов или структур, способных обслуживать интересы отечественных участников внешнеэкономической деятельности по линии ВТО. Например, как инициировать проведение расследования по факту осуществления иностранными поставщиками экспорта с использованием демпинга или субсидий, каковы тонкости подготовки обращений и доказательных материалов, направляемых в органы расследования.

В целом, требуется создание целой системы мониторинга за выполнением норм ВТО как на внутреннем, так и на зарубежном рынках с тем, чтобы участвовать в проведении активной внешнеторговой дипломатии и переговорах по развитию правовых основ международной торговли, обеспечить конкурентоспособность рос-

1 Товкайло М., Стеркин Ф. Путин: из-за кризиса для России выросли риски от вступления в ВТО. [Электронный ресурс] // Ведомости. Электронная версия 21.11.2012. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/6356501/putin (дата обращения: 02.04.2013)

2 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. М.: Юристъ, 1999. 368 с.

сийской продукции, выявлять случаи использования против национальных экономических операторов методов недобросовестной конкуренции и умело использовать процедуры разрешения споров в ВТО.

В настоящее время вопрос целесообразности вступления нашей страны в ВТО уже отошел на второй план. Российское членство в этой международной организации - данность. Теперь необходимо думать о мерах, которые могли бы смягчить негативные последствия этого сделанного шага.

Вот оценки российских экспертов, представителей министерств и отраслевых союзов производителей того влияния, которое окажет вступление России в ВТО на конкретные отрасли промышленности.

По оценкам специалистов, основные российские производители химпродукции должны выиграть от членства нашей страны в ВТО, благодаря снижению торговых барьеров. Особенно компании, производящие минеральные удобрения, экспортная компонента в производстве которых достигает 80-90%. Однако то, что может стать благом для крупного бизнеса, будет разорением для малых и средних предприятий химической промышленности, оперирующих внутри страны, вследствие неблагоприятных изменений конкурентных условий работы на внутреннем рынке.

Мелкий и средний бизнес выпускает лакокрасочные материалы, товары бытовой химии, изделия из пластмасс и резинотехнические изделия и т.д. Эти предприятия малорентабельны вследствие высоких издержек производства (высокие цены на сырье, энергозатратные технологии и др.) и уже давно испытывают жесткую конкуренцию со стороны иностранных поставщиков, прежде всего со стороны поставщиков из Китая. Выполнение Россией обязательств по снижению ставок ввозных таможенных пошлин создаёт условия для более активного проникновения иностранных поставщиков малотоннажной химической продукции на отечественный рынок, в результате чего многие производители не выдержат конкуренции и будут вынуждены оставить свой бизнес.

Другой проблемой может стать переориентация предприятий-производителей продукции низкой степени обработки, являющейся сырьем для других химических производств, на экспорт товаров в связи, например, со снижением экспортных пошлин или упрощения доступа товаров на внешние рынки. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда предприятия химической промышленности будут вынуждены покупать сырье у иностранных или отечественных поставщиков по более высоким ценам, что в конечном итоге негативно скажется на их конкурентоспособности. Или может возникнуть устойчивый дефицит какой-либо продукции.

Малые и средние предприятия химической промышленности нуждаются в государственной помощи в части изменения условий конкуренции на внутреннем рынке Российской Федерации. Её несвоевременность или отсутствие, вероятно, приведёт к стагнации российского химического производства, вытеснению отечественных компаний с внутреннего рынка, а в некоторых случаях и с внешних рынков, углублению производственнотехнологического и научно-технического отставания от мирового уровня. По имеющимся оценкам, без этой помощи из 45 важнейших видов химической продукции конкурентоспособность смогут сохранить лишь 8 продуктов (18%:: по некоторым, более оптимистичным, данным, - 15 продуктов, т.е.30% ).

Для медицинской промышленности снижение ставок ввозных таможенных пошлин (вплоть до обнуления по ряду позиций) на импортное медицинское оборудование также может представлять угрозу. Обостряющаяся конкуренция по совокупности параметров цены, качества и технических характеристик может привести к сокращению собственного потенциала для осуществления инвестиций в развитие производства. Высокая стоимость кредитных ресурсов в России в этих условиях может усугубить ситуацию.

Присоединение Российской Федерации к ВТО ставит отечественную фармацевтическую отрасль перед комплексом серьезных проблем. По условиям вступления в ВТО Россия должна планомерно в течение 7 лет снижать ввозные таможенные пошлин на лекарственные средства по некоторым позициям ТНВЭД с 15% до 34%, что приведёт к удешевлению импортных лекарственных средств и, как следствие, к сокращению доли отечественных препаратов на рынке.

Согласно принятым обязательствам, в Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» была включена норма о защите прав интеллектуальной собственности (статья 39.3 ТРИПС) в части выделения закрытой информации о новых лекарственных средствах, в том числе, данных о доклинических и клинических исследованиях, в отдельный вид конфиденциальной информации, в отношении которой должна осуществляться особая защита от ее несанкционированного использования.

В соответствии с этой нормой, если производитель намерен зарегистрировать дженерик3, то регистрировать его необходимо по процедуре оригинального препарата, то есть проводить все стадии клинических исследований, что существенно увеличивает себестоимость и сроки выхода препарата на рынок. Это увеличит расходы населения и бюджетов всех уровней.

Упомянутым Федеральным законом также предусмотрено, что к 1 января 2014 г. предприятия фармацевтической промышленности должны в полном объеме перейти на правила организации производства и контроля качества лекарственных средств по стандартам GMP.

Испытает трудности и лёгкая промышленность. В кожевенной отрасли присоединение России к ВТО привело к снижению вывозных пошлин на сырье крупного рогатого скота (сырые шкуры) в 2,5 раза, а

1 Российская конкурентоспособность. [Электронный ресурс] // Золотая элита Содружества. 2008. 9 сентября. Режим доступа: http://www.goldenunion.net/news/new27951.htm

2 См., напр.: Стратегия развития химического комплекса Кемеровской области на период до 2025 года. Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 июня 2011 г. № 276. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yandex.ru/dck/jsredir?from=yandex.m...keyno=0&l10n=ra&mc=4.385121404439738; Перспективы развития российского химического комплекса. [Электронный ресурс] // Федеральный портал PROTOWN.RU. 2012. Режим доступа: http://www. protown.ru/ information/hide/4488. Мш1

3 Дженерик - непатентованный лекарственный препарат, являющийся воспроизведением оригинального препарата, на действующее вещество которого истёк срок патентной защиты. Может отличаться от оригинального препарата по составу вспомогательных веществ. Главное его достоинство - дешевизна.

по дублёному полуфабрикату почти в 3 раза, поощряя увеличение его экспорта. В результате объем переработки кожсырья может снизиться со 130 до 39 тыс. т, объем производства кожи - с 2,2 млрд. кв. дм до 600 млн. кв. дм или денежном выражении с 8,5 млрд. руб. до 594 млн. руб. (в 14 раз). Следствием этого будет вывоз сырьевых ресурсов из страны (до 70% сырых шкур) и резкое сокращение кожсырьевой базы для отечественных производителей, увеличение импорта сырья и рост себестоимости производимой на его основе продукции, снижение рентабельности производства и потери в виде упущенной прибыли в сумме около 0,3 млрд. руб. В 2011 г. дефицит кожсырья в России составил почти 52%. В условиях такого колоссального дефицита сырья невозможно дальнейшее развитие отрасли и привлечение инвестиций. Удельный вес прибыльных организаций в отрасли (среди крупных и средних) за 2011 г. составил 80,7%\

В обувной отрасли вследствие вступления России в ВТО ввозные пошлины снизились с 1 до 0,3 евро за пару на 70% ввозимой обуви, состоящей из текстиля, искусственных материалов и резины, а по кожаной обуви

- с 1,8 до 1,5 евро за пару. По мнению экспертов, производить обувь в этих условиях экономически невыгодно. В результате согласно прогнозам, ожидается сокращение производства обуви в России в 10 раз, с 90 до 9 млн. пар. Объем производства в стоимостном выражении снизится с 19,1 до 0,9 млрд. руб. или на 18,2 млрд. руб., в том числе и за счет переноса производств в другие страны. В этом случае потери от упущенной прибыли составят около 1,2 млрд. рублей2.

Произошедшее снижение ввозных пошлин на ткани составило по отдельным видам от 2% до 5%, ввозных пошлин на трикотажные изделия - до 1,75 евро за 1 кг, что привело к увеличению объёма дешёвого импорта и соответствующему снижению объёма продаж отечественных товаров. Сокращение выпуска продукции на 1% в текстильной отрасли ведёт к сокращению налогооблагаемой прибыли на 43,8%. Принимая во внимание, что в 2010 г. рентабельность проданных товаров составила 5,4%, то при дальнейшем сокращении производства в условиях усиливающейся конкуренции предприятия этой отрасли переходят в разряд убыточных. Удельный вес прибыльных организаций в отрасли (среди крупных и средних) за 2011 г. составил 66,1%. По расчётам специалистов, при среднем снижении объёма продаж отечественных товаров в текстильном секторе на 5% потери от упущенной прибыли составят порядка 0,5 млрд. руб.3.

Снижение ввозных таможенных пошлин на одежду в 2 раза привело к снижению таможенной стоимости 1 кг одежды на 14,3%. Это заставит российских производителей одежды снизить отпускные цены на свои товары на эквивалентную сумму, следствием чего будет снижение прибыли и рентабельности швейного производства. Ухудшающиеся условия ведения бизнеса могут спровоцировать сокращение объемов производства на 510%. В результате суммарные потери составят около 0,7 млрд. руб. Удельный вес прибыльных организаций в отрасли (среди крупных и средних) за 2011 г. составил 66, 1%4.

Нерадужная картина складывается в л е с о п р о м ы ш л е н н о м к о м п л е к с е . Как представляется, снижение вывозных таможенных пошлин на лес-кругляк приведёт к увеличению экспорта необработанной древесины, снижению интереса отечественных и иностранных инвесторов к реализации проектов по глубокой переработке древесины на территории Российской Федерации и потерям рынка на 1,8 млрд. руб. И это на фоне призывов руководства страны к уменьшению сырьевой доли наших поставок за рубеж и увеличению степени обработки вывозимых товаров. В результате на внутреннем рынке может образоваться дефицит леса-кругляка, рост его стоимости и цен изделий, в производстве которых он используется. Упущенная выгода лесопромышленного комплекса при увеличении экспорта круглых лесоматериалов составит свыше 45 млрд. рублей.

Кроме того, Российская Федерация и так испытывает недостаток мощностей по производству бумаги, картона и мелованной бумаги. Недозагрузка имеющихся мощностей в целлюлозно-бумажной промышленности способна вызвать уменьшение прибыли и налоговых отчислений, сокращение объемов производства и рабочих мест, увеличение импорта бумажных изделий и принятие решений о нецелесообразности строительства новых мощностей. Таким образом, снижение импортных пошлин на мелованную бумагу блокирует создание собственных производств, предоставляет возможность иностранным производителям безопасно увеличивать производство бумаги и картона, не реализуя инвестиционные проекты на территории Российской Федерации. Сумма потерь от уменьшения ввозной пошлины на мелованную бумагу составит 580 млн. руб.5.

Сокращение ввозной пошлины на мебель приведёт к снижению цен на импортируемую в Россию мебель и её части, которое составит в среднем 5-10%, вызовет усиление конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке. В конечном итоге, учитывая слабый уровень развития российской мебельной отрасли, это приведёт к дальнейшему вытеснению с рынка большой номенклатуры отечественной мебели, что может нанести ощутимый ущерб национальной экономике и вызвать социальную напряжённость в регионах в связи с возможным сокращением производства, закрытием предприятий в ряде случаев и ростом безработицы. Сумма потерь российских производителей составит около 250 млн. руб.

Менее года назад правительственные чиновники утверждали, что российская м е т а л л у р г и ч е с к а я промышленность не пострадает от вступления России в ВТО. Однако перед самым вступлением в ВТО

1 Письмо Российского союза кожевников и обувщиков в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации №1/168 от 25.11.2011 г. о последствиях вступления России в ВТО для кожевенной и обувной промышленности России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.souzkogevnikov.ru/files/activity/7789048394eddab06801e5.docm (дата обращения: 03.04.2013).

Там же.

3 Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. Исследование по заказу аналитического центра «ВТО-информ» и Strategic business solutions. М., 2012. 44 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf (дата обращения: 07.04.2013)

4 Материалы круглого стола «Вступление России во Всемирную торговую организацию: региональные последствия для Поволжья», организованного Российским институтом стратегических исследований (РИСИ) 21 июня 2012 г. в Казани.

5 Вступление в ВТО грозит полной ликвидацией лесной отрасли [Электронный ресурс] // Красный север. Электронная версия. № 217 (26997). 19.11.2012. Режим доступа: http://www.krassever.ru/artides/economics/situation/38770/ (дата обращения: 07.04.2013).

металлурги заявили о своих будущих потерях от постепенного снижения ставок ввозных таможенных пошлин. Они утверждают, что конечный уровень пошлин на импорт фактически не обеспечит тарифную защиту национальных производителей.

Кроме того, вызывает беспокойство сокращение экспортных барьеров на вывоз за рубеж отходов и лома черных и цветных металлов. Ослабление защиты на их отток может негативно сказаться на деятельности предприятий, занимающихся переработкой этих видов товаров1.

Через 3-4 года, т.е. к концу периода связывания, ставки ввозных таможенных пошлин практически для всех видов металлопродукции из черных металлов, которые изменяются в процессе присоединения к ВТО, будут зафиксированы, в основном, на уровне 5%. Максимальный уровень защиты сохранится в размере 10% только на 75 позиций кодов ТН ВЭД из 73-й группы «Изделия из черных металлов», в основном это различные металлоконструкции, рельсы и отдельные виды труб (сварные прямошовные, нефтегазопроводные сварные из коррозионно-стойкой стали, фитинги для труб). При этом максимальная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15% сохранится только для труб из чугунного литья.

С момента вступления в ВТО на 5-10% снизились ставки ввозных таможенных пошлин на 69 позиций. Это, главным образом, те виды продукции, ставки на которые были повышены в период кризиса - прокат из нержавеющей стали, прутки, профили и стальные трубы (трубы большого диаметра, бесшовные, общего назначения, бурильные и др.). При этом наибольшее снижение (с 20% до 5%) пришлось на сварные трубы большого диаметра.

По окончанию переходного периода, т.е. через 5 лет, ставки вывозных таможенных пошлин на лом черных металлов и рельсы использованные снижаются с 15% (но не менее 15 евро за тонну) до 5% (но не менее 5 евро за тонну), а ставки на отходы и лом цветных металлов - с 50% и 30% (в зависимости от металла) до 10%.

Вступление России в ВТО не сильно изменило размеры действующих ставок ввозных таможенных пошлин на продукцию т я ж ё л о г о м а ш и н о с т р о е н и я . Поэтому оснований прогнозировать эскалацию поставок на российский рынок зарубежной машиностроительной продукции в ближайшие годы нет. Однако предприятиям российского тяжелого машиностроения необходимо учитывать изменение инвестиционного климата, усиливающуюся конкуренцию со стороны зарубежных производителей, что потребует улучшения технических характеристик выпускаемого оборудования, предоставления большего перечня условий продажи производимой продукции и оптимизации уровня загрузки производственных мощностей.

В сравнении с другими отраслями машиностроительного комплекса экономический кризис 2008-2009 гг. не оказал значительного негативного влияния на энергетическое машиностроение, что связано с выполнением экспортных контрактов (на экспорт идёт до 30% производимой продукции) и долгосрочных договоров на поставку оборудования на внутренний рынок. Это одна из немногих отраслей промышленности России, способная производить вполне конкурентную продукцию. В этой связи присоединение России к ВТО не нанесёт энергетическому машиностроению большого ущерба, который выражается в большей степени усилением конкуренции с зарубежными производителями в силу изменения ставок ввозных таможенных пошлин по следующим позициям:

— снизится ставка на паровые котлы с 10% до 7,5%, что может повлиять на увеличение доли импорта;

— снизится ставка на электрические трансформаторы с 10% до 8%, что будет способствовать увеличению доли импортного товара из Китая2.

Производство оборудования для нефтегазового комплекса пока не окрепло после спада, произошедшего вслед за началом очередного мирового финансово-экономического кризиса в 2008 г. Пересмотр различных инвестиционных проектов на предмет урезания объёмов инвестиций или переноса сроков их реализации, сокращение программ геологоразведочных работ и бурения, планов по строительству новых скважин препятствуют быстрой загрузке имеющихся производственных мощностей нефтегазового машиностроения и их перевооружению. В этом контексте присоединение Российской Федерации к ВТО и либерализация условий доступа зарубежных товаров на российский рынок создает потенциал для замещения российской продукции импортом аналогичного иностранного оборудования.

Подъёмно-транспортное машиностроение. При вступлении России в ВТО снизится ставка ввозной таможенной пошлины на башенные краны с 10% до 8%, что повлияет на увеличение доли импорта во внутреннем потреблении.

Судостроительная промышленность России - крупнейшая машиностроительная отрасль, имеющая высокий научный и технический потенциал. В своей деятельности она использует продукцию большого числа смежных отраслей народного хозяйства (металлургия, электроника, инструментальная промышленность и т.д.). Создание одного рабочего места в судостроении влечет за собой появление 5-7 рабочих мест в смежных отраслях. Поэтому судостроительная промышленность имеет также социальное значение. Она объективно относится к отраслям, обладающим большим научно-техническим и производственным потенциалом, и влияет на развитие технологий и производства в смежных отраслях промышленности.

Г осударственная поддержка судостроительной отрасли осуществляется во всех государствах-членах ВТО. В этой связи в условиях присоединения Российской Федерации к ВТО государство продолжит субсидировать отечественных корабелов.

Авиационная промышленность очень схожа с судостроением. Предоставление государственной поддержки национальным авиастроительным компаниям является общепринятой мировой практикой. При присоединении Российской Федерации к ВТО есть возможность сохранить существующий уровень государственной поддержки. Для этого проводится работа по приведению программ субсидирования в соответствие с требованиями Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах.

1 Ткалич Д. Вступление России в ВТО. Его последствия для металлургии. [Электронный ресурс] // Металлоторговый портал «Металлика». 15.03.2012. Режим доступа: http://www.metalika.su/articles/vstuplenie-rossii-v-vto-ego-posledstviya-dlya-metallurgii.html (дата обращения: 09.04.2013).

2 Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Указ. соч.

Сложная ситуация сложилась в среднем машиностроении, и главным образом в сельскохозяйственном машиностроении. До вступления России в ВТО государство субсидировало приобретение продукции сельскохозяйственной техники российского производства. В соответствии с правилами ВТО государственное финансирование на приобретение сельхозтехники должно распространяться в равной степени как на российскую, так и на импортируемую сельскохозяйственную технику. В результате, по мнению специалистов, доля российских производителей на внутреннем рынке сократится до 10-20% в течение 2-3 лет, а производство сельскохозяйственной техники в Российской Федерации упадёт в 2-3 раза в ближайшие 5 лет.

Россия взяла на себя обязательство значительно снизить импортные пошлины на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны с 15% до 5%, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности двигателя. Данный шаг приведёт к сокращению доли российских компаний на рынке комбайнов до 25-30%. Это означает вытеснение отечественных производителей с собственного рынка. В 2008 г. ОАО «ПО Красноярский завод комбайнов» практически уже был вытеснен с внутреннего рынка после значительного роста импорта зерноуборочных комбайнов. Завод сократил своё производство почти в 5 раз.

Кроме того, увеличение импорта сельскохозяйственной техники при снижении ввозных таможенных пошлин вызовет замедление развития проектов зарубежных компаний по локализации на территории Российской Федерации производства сельскохозяйственной техники, а также компонентной базы из-за снижения объемов иностранных инвестиций в развитие сельскохозяйственного машиностроения.

Очередной проблемой присоединения России к ВТО стала отмена ограничения на импорт сельскохозяйственной техники, бывшей в эксплуатации. Устранение этого ограничения приведёт к сокращению доли новой российской техники на рынке на 20-30%1.

Расчёты специалистов показывали, что снижение ставок ввозных таможенных пошлин на новые и бывшие в эксплуатации транспортные средства создаст трудности для поддержания инвестиционной привлекательности российской автомобильной промышленности и конкурентоспособности ее продукции. Импорт недорогих легковых и коммерческих автомобилей, а также автобусов, особенно бывших в эксплуатации, обладает потенциалом заместить существенную часть новой автомобильной продукции, производимой на территории Российской Федерации. А это негативно отразится как на производителях готовой продукции и на комплексе производителей комплектующих, что в конечном итоге угрожает создать проблему для дальнейшего развития отрасли.

Однако снижение ставок ввозных таможенных пошлин на новые и бывшие в эксплуатации транспортные средства удалось нейтрализовать введением системы специальных утилизационных сборов на автомобили2.

Другой проблемой, связанной со вступлением России в ВТО, стало навязанное ограничение срока действия всех инвестиционных соглашений о порядке промышленной сборки иностранных автомобилей на территории Российской Федерации. Этот срок определён серединой 2018 г. Соглашения содержат ряд мер, запрещенных ВТО (преференциальные импортные тарифы, требование по закупкам комплектующих на внутреннем рынке). Нашей стране предоставлен переходный период, необходимый для реализации инвестпроектов в автопроме таким образом, который не привел бы к изменению подписанных контрактов. После 1 июля 2018 г. все противоречащие правилам ВТО элементы инвестиционного режима должны будут быть приведены в соответствие с правилами организации.

В этой связи до указанной даты Россия должна обеспечить иностранным автогигантам более скорый выход на окупаемость инвестиционных проектов. Однако риск заключается в том, что срок переходного периода может не позволить инвесторам выйти на окупаемость инвестиций, вложенных в производство автомобилей и их компонентов в России, а Правительство Российской Федерации выступило гарантом выполнения всех взятых российской стороной обязательств во всех соглашениях3.

Хотя вышеизложенные выкладки экспертов свидетельствуют о том, что вступление нашей страны в ВТО нанесет серьезный ущерб многим российским отраслям промышленности, еще слишком рано подводить итоги членства России в этой международной организации. Реальную картину можно будет увидеть лишь через несколько лет. При этом опыт присоединения других стран к ВТО показывает, что вступление в ВТО не гарантирует абсолютно никаких позитивных результатов, не означает автоматического получения определенных преимуществ или прямой выгоды. Членство лишь даёт возможность выйти на мировые рынки со своей продукцией и попытаться найти свою нишу в жесткой конкурентной борьбе. Оно может рассматриваться как получение шанса, связанного с определенным риском, увеличить эффективность своей экономики. Время покажет, сможет ли Россия реализовать этот шанс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Справка Минэкономразвития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/spravka_mert.doc

Spravka Minekonomrazvitiya RF po obyazatel'stvam Rossii v kachestve chlena VTO. URL: http://www.wto.ru/ru/content/do-cuments/docs/spravka_mert. doc

2. Стратегия развития химического комплекса Кемеровской области на период до 2025 года. Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 20 июня 2011 г. № 276. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru...keyno=0&l10n=ru&mc=4.385121404439738

Strategiya razvitiya khimicheskogo kompleksa Kemerovskoi oblasti na period do 2025 goda. Utverzhdena postanovleniem Kollegii Administratsii Kemerovskoi oblasti ot 20 iyunya 2011 g. N 276. URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru...keyno=0&l10n= ru&mc=4.385121404439738

1 Комментарий. Что даст отечественному сельскому хозяйству ВТО. И что отберет. [Электронный ресурс] // Сайт медиагруппы «Крестьянские ведомости». 16.01.2012. Режим доступа: http://www.agronews.ru/news/detail/116863/ (дата обращения: 07.04.2013).

2 Попов Е. Утилизация всей страны. Машиностроители нашли средство против конкуренции и снижения спроса. [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2012. 19 ноября. №218/П (5003). Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2070238 (дата обращения: 07.04.2013)

Справка Минэкономразвития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wto.ru/ru/content/documents/docs/spravka_mert.doc (дата обращения: 09.04.2013)

3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. М.: Юристъ, 1999. 368 c.

Avdokushin E.F. (1999). Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: uchebnik. Yurist, Moskva. 368 p.

4. Арутюнов С. Россия вступила в ВТО: чего ждать дальше? [Электронный ресурс] // Международный деловой

центр «Россия в ВТО». 23.08.2012. Режим доступа: http://wto.wtcmoscow.ru/calendar/novosti/100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Arutyunov S. (2012). Rossiya vstupila v VTO: chego zhdat' dal'she? Mezhdunarodnyi delovoi tsentr «Rossiya v VTO» 23.08.2012. URL: http://wto.wtcmoscow.ru/calendar/novosti/100

5. Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. Исследование но заказу аналитического центра «ВТО-информ» и Strategic business solutions. М., 2012. 44 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto. pdf

Babkin K.A., Kuznetsov A.V., Korchevoi E.A., Pronin V.V., Samokhvalov V.A. (2012). Posledstviya prisoedineniya Rossii k Vsemirnoi torgovoi organizatsii. Issledovanie po zakazu analiticheskogo tsentra «VTO-inform» i Strategic business solutions. Moskva. 44 p. URL: http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf

6. Вступление в ВТО грозит полной ликвидацией лесной отрасли [Электронный ресурс] // Красный север. Электронная версия. 2012. 19 ноября. №217 (26 997). Режим доступа: http://www.krassever.ru/articles/ economics/situation/38770/

Vstuplenie v VTO grozit polnoi likvidatsiei lesnoi otrasli [Elektronnyi resurs] . Krasnyi sever. Elektronnaya versiya 2012. 19 noyabrya. N 217 (26997). URL://www.krassever.ru/articles/economics/situation/38770/ (data obrashcheniya: 07.04.2013)

7. Жуковский В. Вступление в ВТО - билет на экономический Титаник? [Электронный ресурс] // Агро XXI. Новости. Аналитика. Комментарии 16.01.2012. Режим доступа: http://www.agroxxi.ru/stati/vstuplenie-v-vto-bilet-na-yekonomicheskii-titanik.html

Zhukovskii V. (2012). Vstuplenie v VTO - bilet na ekonomicheskii Titanik? Agro XXI. Novosti. Analitika. Kommentarii. 16.01.2012. URL: http://www.agroxxi.ru/stati/vstuplenie-v-vto-bilet-na-yekonomicheskii-titanik.html

8. Комментарий. Что даст отечественному сельскому хозяйству ВТО. И что отберет. [Электронный ресурс] // Сайт медиа-группы «Крестьянские ведомости». 16.01.2012. Режим доступа: http://www.agronews.ru/news/ detail/116863/

Kommentarii. Chto dast otechestvennomu sel'skomu khozyaistvu VTO. I chto otberet. Sait media-gruppy «Krest'yanskie vedomosti» 16.01.2012. URL: http://www.agronews.ru/news/detail/116863/

9. Материалы круглого стола «Вступление России во Всемирную торговую организацию: региональные но-следствия для Поволжья», организованного Российским институтом стратегических исследований (РИСИ) 21 июня 2012 г. в Казани (без выходных данных)

Materialy kruglogo stola «Vstuplenie Rossii vo Vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu: regional'nye posledstviya dlya Povolzh'ya», organizovannogo Rossiiskim institutom strategicheskikh issledovanii (RISI) 21 iyunya 2012 g. v Kazani (bez vykhodnykh dannykh)

10. Перспективы развития российского химического комплекса. [Электронный ресурс] // Федеральный портал PROTOWN.RU. 2012. Режим доступа: http://www.protown.ru/information/hide/4488.html

Perspektivy razvitiya rossiiskogo khimicheskogo kompleksa. Federal'nyi portal PROTOWN.RU. 2012. URL: http://www.protown.ru/information/hide/4488.html

11. Письмо Российского союза кожевников и обувщиков в Министерство промышленности и торговли Россий-

ской Федерации №1/168 от 25.11.2011 г. о последствиях вступления России в ВТО для кожевенной и обувной промышленности России [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.souzkogevnikov.ru/files/activity/7789048394eddab06801e5.docm

Pis'mo Rossiiskogo soyuza kozhevnikov i obuvshchikov v Ministerstvo promyshlennosti i torgovli Rossiiskoi Federatsii N1/168 ot 25.11.2011 g. o posledstviyakh vstupleniya Rossii v VTO dlya kozhevennoi i obuvnoi promyshlennosti Rossii. URL: http://www.souzkogevnikov.ru/files/activity/7789048394eddab06801e5.docm

12. Понов Е. Утилизация всей страны. Машиностроители нашли средство против конкуренции и снижения спроса [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2012. 19 ноября. № 218/П (5003). Режим доступа:

http://www.kommersant.ru/doc/2070238

Popov E. (2012). Utilizatsiya vsei strany. Mashinostroiteli nashli sredstvo protiv konkurentsii i snizheniya sprosa. Kommersant". 19 noyabrya. N 218/P (5003). URL: http://www.kommersant.ru/doc/2070238 (data obrashcheniya: 07.04.2013)

13. Российская конкурентоспособность. [Электронный ресурс] // Золотая элита Содружества. 2008. 9 сентября. Режим доступа: http://www.goldenunion.net/news/new27951.htm

Rossiiskaya konkurentosposobnost'. Zolotaya elita Sodruzhestva. 2008. 9 sentyabrya. URL: http://www.goldenunion.net/ news/new27951 .htm

14. Солозобов Ю. Россия и ВТО [Электронный ресурс] // Архимед. Режим доступа: http://www.arhimed007.na-rod.ru/vto.htm

Solozobov Yu. (2012). Rossiya i VTO. Arkhimed. URL: http://www.arhimed007.narod.ru/vto.htm (data obrashcheniya:

15. Ткалич Д. Вступление России в ВТО. Его последствия для металлургии. [Электронный ресурс] // Металлоторговый портал «Металлика». 15.03.2012. Режим доступа: http://www.metalika.su/articles/vstuplenie-rossii-v-vto-ego-posledstviya-dlya-metallurgii.html

Tkalich D. (2012). Vstuplenie Rossii v VTO. Ego posledstviya dlya metallurgii. Metallotorgovyi portal «Metallika». 15.03.2012. URL: http://www.metalika.su/articles/vstuplenie-rossii-v-vto-ego-posledstviya-dlya-metallurgii.html

16. Товкайло М., Стеркин Ф. Путин: из-за кризиса для России выросли риски от вступления в ВТО. [Электронный ресурс] // Ведомости. Электронная версия. 2012. 21 ноября. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ politics/news/6356501/putin

Tovkailo M., Sterkin F. (2012). Putin: iz-za krizisa dlya Rossii vyrosli riski ot vstupleniya v VTO. Vedomosti. Elektronnaya versiya, 21 noyabrya. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/6356501/putin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.