Адаптация экспортного потенциала отрасли информационно-коммуникационных технологий в результате присоединения России к ВТО
В связи с присоединением России к ВТО достаточно важно выяснить, какими мерами должно быть обеспечен процесс адаптации экспортного потенциала отрасли. Насколько это будет способствовать развитию экспорта. Прежде всего, необходимо уточнить, что процесс адаптации неоднозначен в силу высокого разнообразия номенклатуры отрасли, включающей оборудование производственного и потребительского назначения, а также услуги информационные и коммуникационные. Для всех субъектов рынка, занятых разработкой и производством определенных товаров и услуг в рамках номенклатуры отрасли, влияние окажется неодинаковым. Да и документально они оформлены по разному, хотя носят иногда достаточно общий характер.
В целом Россия входит в ВТО в общем-то на весьма выгодных условиях, т.е. в целом ряде отраслей национальные интересы защищены достаточно хорошо. Но наше законодательство в области связи слабо гармонизировано с требованиями ВТО, и поэтому в самом ближайшем будущем большинство стран - участниц ВТО будут иметь все основания для того, чтобы предъявлять соответствующие иски как к российским регуляторам, так и к представителям российского бизнеса. 1
ТРЕБОВАНИЯ ВТО ПО АДАПТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОН-
НЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Правомерно задать вопрос - а к чему же готовиться, в каком направлении адаптировать экспортный потенциал? Прежде всего, отметим, что присоединение к ВТО будет иметь следствием понижение таможенных тарифов на импорт в Россию зарубежной продукции информационно-коммуникационных технологий. Такая мера неоднозначна. От нее выиграют предприятия, занятые в производстве высокотехнологичной продукции и всех отраслей экономики,
1 Волынкина Е. ВТО подкралась незаметно // http://www.iks-media.ru/search/4381666.html
А. А. Лебедев
УДК 339.5 : 004 ББК 65.428 : 32.97 Л-330
поскольку они остро заинтересованы в получении по импорту современных видов оборудования для обновления основных фондов. Более того, многочисленные предприятия видят экономический смысл присоединения к ВТО именно в том, что теперь будет проще и дешевле покупать за рубежом необходимое высокотехнологичное оборудование.
1. Намечено существенное уменьшение таможенных тарифов на ввоз приборов и оборудования высоких технологий. Это будет служить формированию достаточно хороших условий для укомплектования производственных предприятий и научно-исследовательских лабораторий наиболее передовой аппаратурой, оборудованием для обработки результатов исследований. Развивая этот тезис далее, отметим, что вряд ли правомерно говорить об опасностях постановки под удар отечественных производителей аналогичной продукции и оборудования высоких технологий. Поскольку по существу эта отрасль в стране сейчас не существует, за исключением нескольких малосерийных производств.
Вместе с тем, по правилам ВТО имеются возможности в будущем защищать отечественные фирмы, занятые в производстве, с тем, чтобы избежать ценового прессинга со стороны импортных поставок, а также нечестного рыночного соперничества иностранных конкурирующих компаний. Вполне возможно установление специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных пошлин.
2. Присоединение России к ВТО обеспечивает доступ национальным фирмам-из-готовителям информационно-коммуникационных товаров и в целом продукции высоких технологий на рынки зарубежных государств без какой-либо дискриминации и при защите прав на интеллектуальную собственность отечественных разработчиков. Это достаточно благоприятно повлияет на развитие и укрепление экспортного потенциала, в частности, главной его части - производственного потенциала. Таким образом, присоединение России к ВТО благоприятно повлияет на экспортную деятельность российских компаний, занятых в производстве товаров высоких технологий и в частности информационно-коммуникационных технологий.
3. Присоединение России к ВТО будет служить важным фактором развития международных кооперационных отношений между российскими производителями и зарубежными компаниями. Облегчается включение российских фирм в международные производственно-сбытовые цепи, в полноправное участие российских фирм в сетях производства и сбыта транснациональных корпораций.
4. Существенное значение имеет присоединение России к ВТО и для расширения потока прямых иностранных инвестиций в Россию. Наряду с производственными предприятиями будут открыты и зарубежные научные центры, которые будут вести опытно-конструкторские работы на территории страны.
Компании отечественной ИКТ-индустрии - аутсорсеры разработки ПО, исследовательские центры, технологические компании - все должны выиграть от применения новых правил, которые вступят в силу после присоединения к ВТО.2
2 РУССОФТ: Вступление в ВТО пойдет на пользу российской ИТ-индустрии // http:// www.russoft.ru/tops/1332
НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПОРТЕРОВ ИКТ
Само по себе присоединение России к ВТО не означает автоматического превращения страны в высокоразвитое инновационное государство. Потребуются известные усилия и с нашей стороны. Необходимы усилия в области образования, подготовки научных работников, усилий по применению результатов науччных исследований и разработок. Но можно достаточно ответственно констатировать, что условия для производства и экспорта информационно-коммуникационной продукции улучшатся.
Присоединение к ВТО только формирует нормативно-правовой базис для деятельности фирм, занятых в разработке и производстве информационно-коммуникационных товаров и услуг, создает условия для расширения международной производственной и сбытовой кооперации при выходе на зарубежные рынки, защищает права на интеллектуальную собственность. И, конечно, только от нашей страны зависит - насколько успешно мы воспользуемся создавшимися условиями.
Для любой страны основной смысл присоединения к ВТО - в снижении барьеров на пути собственного экспорта в другие страны. Правда, структура нашего экспорта такова, что в нынешней ситуации вступление в ВТО не окажет на него почти никакого положительного влияния. 70% российского экспорта - это топливно-минеральные ресурсы, торговля которыми и так происходит по биржевым ценам, никак не зависящим от членства в ВТО, и лишь 20% экспорта составляют промышленные товары, среди которых доля телекоммуникационного оборудования исчезающе мала. На нашем внутреннем рынке российское оборудование тоже представлено очень слабо (его доля в закупках телеком-операторами не превышает сейчас и 10%), поэтому ожидать роста его экспорта не приходится, кроме экспорта приборов бытовой электроники и электронных компонентов. В то же время для разработки и экспорта программных продуктов и услуг по обработке информации имеются существенные перспективы. При этом следует подчеркнуть, что адаптация нашей отрасли началась не с середины 2012 г., когда формально было оформлено присоединение России к ВТО, а существенно раньше. Российская информационно-коммуникационная отрасль уже давно функционирует в соответствии со многими правилами ВТО и именно поэтому в течение последних как минимум 10 лет она так активно развивалась, а цены на мобильную связь для абонентов снижались, в отличие от тарифов на газ и электричество.
Для начала определим меры по адаптации к требованиям и скорее к возможным последствиям присоединения России к ВТО и далее рассмотрим, в каких направлениях предпринимаются усилия.
Далее отметим, что специальных условий, прямо регулирующих развитие экспорта или экспортного потенциала отрасли, в договоренностях с ВТО не имеется. В то же время для развития экспорта продукции и услуг отрасли большое значение
имеют отдельные аспекты соглашений. По нашему мнению, следует выделить достигнутые договоренности.
ФОРМИРОВАНИЕ БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ
Выдвинутые со стороны ВТО требования касаются режима прямых иностранных инвестиций в России, как с целью оказания услуг, так и производства продукции ИКТ. При этом мы исходим из того, что развитие производственного потенциала в области предоставления услуг и изготовления оборудования и приборов будет способствовать расширению экспорта из России. Сформулированные требования ВТО, направленные на регулирование деятельности на рынке информационно-коммуникационных услуг, направлены на повышение уровня привлекательности отрасли, формирование предельно свободных и открытых возможностей для всех игроков рынка.
Направления адаптации национального регулирования деятельности субъектов рынка, способствующие привлечению иностранного капитала в экспортные сегменты деятельности на рынке ИКТ оборудования и услуг в России, включают следующее:
1. Формирование и гарантирование одинаково равных условий для отечественных и зарубежных фирм, занятых в производстве и торговле информационно-коммуникационными технологиями, а также в предоставлении услуг на этом рынке. Все обязательства, принятые Россией в отношении деятельности иностранных и национальных компаний на рынке телекоммуникаций, связанные с присоединением к ВТО, были четко указаны в протоколе, который был подписан в ноябре 2006 года.3 По условиям этого документа, главным базисным принципом регулирования деятельности операторов телекоммуникаций должно быть гарантирование одинаковых, равных условий для деятельности на рынке, для доступа зарубежных компаний на российский рынок.
На сегодняшний день это требование к России полностью выполнено. На рынке услуг мобильной связи все основные компании-операторы имеют в своем капитале большой пакет, принадлежащий иностранным компаниям, а некоторые полностью принадлежат иностранным корпорациям. Российские «ВымпелКом» и Те1е2 полностью принадлежат иностранным инвесторам. Высокий процент акций крупнейших российских фирм-операторов МТС и Ростелеком контролируется зарубежными компаниями. В капитале компании Мегафона существенная часть принадлежит скандинавской корпорации ТеПа8опега.
2. Необходимость формирования благоприятных условий для деятельности разработчиков информационных продуктов. Для России присоединение к ВТО предполагает в перспективе создание более благоприятных условий для отече-
3 Вступление России в ВТО будет способствовать развитию отрасли связи // http://www. iks-media.ru/search/4044274.html
ственного машиностроения и другого производства сложной, наукоемкой продукции. А это значит, что современному производству, использующему все меньше ручного труда и все больше программируемых станков, потребуется разработка специального программного обесспечечния. В этом весьма специфичном сегменте мало сильных отечественных игроков, отточивших свои навыки на заказах для европейских промышленных гигантов. 4
Есть, конечно, опасность, что зарубежные компании, приходя в Россию, начнут перетягивать к себе лучшие кадры. Вырастить сильного специалиста бывает непросто. Зачастую речь идет об уникальных проектах, в которых накапливал опыт разработчик. Конкуренты из-за границы не всегда смогут предложить более интересные проекты, но что касается условий труда, компенсационных пакетов, корпоративных стандартов - здесь многие российские работодатели проигрывают. Но даже у этой, казалось бы, негативной тенденции есть свои плюсы. Кадровый ажиотаж усилит конкуренцию на рынке труда, специалисты будут вынуждены повышать квалификацию и получать новые знания, что принесет пользу отечественной ИКТ-отрасли в целом. Что касается сохранения в штате ценных сотрудников, то здесь нет универсального рецепта. Но у компании, крепко стоящей на ногах и имеющей солидный пул заказов, возможности для мотивации специалиста всегда найдутся.
3. В рамках обязательств перед ВТО Россия пообещала не накладывать ограничений на использование отечественными операторами зарубежных спутников. Это должно решить проблему с дефицитом спутниковой емкости, но может помешать России защищать свой орбитальный ресурс. 5
После присоединения России к ВТО формально сняты ограничения на работу иностранных операторов фиксированной спутниковой связи с российскими юридическими лицами. А через три года ограничения должны быть сняты и в отношении спутниковых операторов мобильной связи. Пока речи о допуске иностранных операторов к непосредственному оказанию услуг абонентам в России не идет. Упо -мянутые ограничения относятся к первому (трансграничному) способу оказанию услуг связи. Иностранный поставщик спутниковых сервисов сможет оказывать их только российским юридическим лицам, имеющим лицензии на услуги связи.
Однако особенности спутниковой связи таковы, что для оказания услуг на территории какого-либо государства оператору не обязательно иметь разрешение от властей — достаточно лишь обеспечивать возможность приема сигнала. Таким образом в России давно продают свои услуги иностранные провайдеры одностороннего спутникового интернета (например, 8куБ8Ь или закрывшийся недавно
4 Васильев П. Нам не страшен... ВТО? // http://www.iks-media.ru/search/4496835.html
5 Благодаря ВТО россияне получили доступ к иностранным спутникам // http://www. iks-media.ru/search/4628815.html
PlanetSky). Аналогично системы мобильной спутниковой связи Iridium и Thuraya, будучи долгое время лишенными разрешений на работу в России, продолжали продавать через дилеров свои аппараты российским абонентам.
Сейчас для оказания услуг связи юридическое лицо должно быть зарегистрировано в России, обладать лицензиями и разрешениями на использование частот, а также предоставлять правоохранительным органам доступ к переговорам абонентов (СОРМ). Если же спутниковый оператор оказывает услуги передачи данных посредством VSAT-станций, то, получив разрешение на работу с определенным спутником, он также должен регистрировать центральные станции связи.
Тем не менее, даже компромиссное решение, принятое в ходе переговоров с ВТО, должно пойти на пользу телекоммуникационному рынку. Основной смысл данного обязательства заключается в том, чтобы у российских операторов связи были необходимые мощности на оказание услуг на территории, в том числе предоставленные иностранными операторами спутниковой связи. Такая система действует и сейчас, примером тому может служить партнерство «ДальСатКом» со SKY Perfect JSAT Corporation (Япония), которая является для российского оператора провайдером в части предоставления спутниковой емкости.
До сих пор получение российскими операторами разрешений на работу с иностранными спутниками было сопряжено с различными трудностями. Например, оператор спутникового телевидения «Орион — Экспресс» в свое время договорился об аренде мощностей на спутнике Intelsat Horizons 2, однако соответствующее разрешение от ГКРЧ компания долго не могла получить.
Нормы ВТО должно позволить решить проблему с дефицитом спутниковой емкости, которая только усугубилась после ряда неудачных запусков спутников связи. В то же время, сейчас ГКРЧ выдает операторам разрешения на работу с иностранными спутниками, координаты которых были согласованы с Россией. В перспективе из-за взятых перед ВТО обязательств России будет сложнее защищать свой орбитальный ресурс в Международном союзе электросвязи.
4. Либерализация условий ввоза в страну оборудования и комплектующих для производства телекоммуникационного оборудования, компьютеров и другого оборудования ИКТ, а также для разработки новых информационных технологий.
Присоединение России к ВТО привело к установлению нулевых пошлин на телефоны сотовой и фиксированной связи. Для навигаторов ввозная пошлина не была изменена (5). На некоторые другие приборы информационно-коммуникационных технологий (на компьютеры и моноблоки) ставка ввозной пошлины на дату присоединения России к ВТО зафиксирована в 10%. Однако в дальнейшем пошлина по ним может быть в течение 3 лет уменьшена до нуля.
Само по себе введение пошлин на эти товары не имеет глубокого экономического значения, поскольку в стране не производятся компоненты для них, а сама по себе сборка — это примерно 30 долл. в стоимости компьютера или ноутбука. Вве-
дение пошлин в размере 10% не обеспечит преимущества отечественным сборщикам, а приведет лишь к увеличению розничной цены на товар.
Импортная таможенная пошлина на сотовые телефоны будет снижена с 5% до нуля за год после присоединения к ВТО. Но другие телефоны, например, аппараты для проводной связи с беспроводной трубкой импортируются с уплатой десятипроцентной пошлины. Она также будет обнулена.
Присоединение России к ВТО не приведет к изменению пошлины на навигаторы - она сохранится на уровне 5%. Навигационные чипы установлены и в некоторых планшетных компьютерах. ФТС признала такие устройства навигаторами и ввела на них пятипроцентную пошлину. Функция навигации включена также и во многие модели смартфонов. Но после отмены пошлины на сотовые телефоны, смартфоны с GPS не будут классифицироваться как навигаторы - это не основная функция устройства.
5. Обеспечение более благоприятных условий для деятельности операторов, предоставляющих телекоммуникационные услуги на внутреннем рынке и на экспорт. К этому направлению требований относятся:
5.1. Независимость государственного регулятора деятельности телекоммуникационных компаний. Независимость регулятора подразумевает, прежде всего, что он не участвует непосредственно в управлении работой телекоммуникационных компаний. Участие же представителей министерства в руководстве отдельных компаний прослеживается до сих пор, и достижение статуса независимости, очевидно, требует определенных изменений.
После присоединения России к ВТО в советах директоров телекоммуникационных компаний не должно остаться представителей Минкомсвязи. Присоединение к ВТО накладывает на телекоммуникационную отрасль России ряд дополнительных обязательств, в частности, назначение независимого регулятора. Требования ВТО говорят о том, что структуры поставщиков телекоммуникационных услуг -если это бывшие государственные, а ныне приватизированные операторы - должны быть четко отделены от регулятора.6 Вот почему представители Минкомсвязи и подотчетные ему Роскомнадзор и Россвязь не должны работать в органах управления телекоммуникационных компаний. Представители регулятора могут быть заменены на сотрудников других министерств. Новые представители от государственной корпорации улучшат ситуацию, но наиболее оптимальным будет назначение независимых директоров. Все это повысит конкуренцию на рынке.
5.2. Недискриминационность межоператорского взаимодействия. ВТО рекомендует установить цены на присоединение на основе себестоимости данной услуги. Нынешняя практика рынка заметно расходится с данным принципом, так как зачастую поборы крупнейших операторов с присоединяемых компаний связи маскируются под различные сервисные и дополнительные услуги. Первоначально
6 Минкомсвязи ВТО не советчик // http://www.iks-media.ru/search/4052284.html
требования ВТО были учтены при подготовке новой редакции закона «О связи» в 2004 г., в которой было введено понятие «существенного оператора», публичность и недискриминационность присоединения к которому обязательно. На последней стадии принятия этого закона из «существенных» были исключены все мобильные операторы. С тех пор их рыночная доля возросла многократно. И когда новый оператор хочет присоединиться к одному из «большой тройки», зачастую возникают проблемы.
5.3. Справедливое распределение ограниченного ресурса в отрасли, прежде всего - радиочастот. Справедливость распределения радиочастот до сих пор подвергается сомнению многими участниками рынка, подаются иски к ГКРЧ (Го су -дарственному комитету по радиочастотам), свое несогласие с его решениями иногда высказывает ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Таким образом, в данном вопросе есть поле для деятельности Администрации связи по сближению с позицией ВТО.
5.4. Оказание универсальных услуг связи. Одно из требований протокола ВТО по телекоммуникациям: обеспечение всего населения присоединяющейся страны «универсальной услугой связи» - качественной связью по доступным ценам. При этом, какая это конкретно услуга, не прописано. В 2004 году было решено, что основной универсальной услугой станет оснащение населенных пунктов таксофонами. Однако со временем стало ясно, что данный проект себя не оправдывает - на него потрачены миллиарды рублей, собранных с самих операторов в Фонд универсального обслуживания, а по таксофонам почти никто не разговаривает. По неофициальной информации, средняя продолжительность разговора по одному аппарату составляет всего несколько минут в месяц.
Одновременно, за последние годы опережающими темпами развивалась сотовая связь, показатели проникновения которой во многие разы превзошли показатели, заложенные в принимавшиеся в начале 2000-х годов правительственные концепции. В связи с этим, необходимо говорить о пересмотре перечня универсальных услуг связи, включении в него сотовой связи как наиболее массовой и недорогой услуги связи, успешно замещающей обычную проводную связь.7
5.5. Оказание содействия российским компаниям, намеревающимся начать и/ или расширить коммерческие операции за рубежом. Одной из эффективных мер для содействия экспорту является организация и участие в международных специализированных выставках за рубежом. В стране имеется программа поддержки экспортно-ориентированного малого и среднего бизнеса, предусматривающая компенсацию компаниям части затрат на участие в выставках, на сертификацию их продукции за рубежом и т.д., однако выделяемые по этой программе средства осваиваются только на 60%. Получается, что либо российский бизнес не знает о
7 Вступление России в ВТО будет способствовать развитию отрасли связи // http://www. iks-media.ru/search/4044274.html
программе, либо ее условия отпугивают потенциальных участников. Результат один - отсутствие роста высокотехнологичного экспорта.
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОДПИСАНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
При подписании договоренностей о присоединении России к ВТО к России было выдвинуто требование подписать Соглашение по информационным технологиям (Information Technology Agreement, ITA). В декабре 1996 года в Сингапуре была принята министерская декларация о торговле в сфере информационных технологий ( ИТА ), заложившая основу для либерализации торговли в сфере информационных технологий. Хотя ИТА не обязательное соглашение - на данный момент его подписали 70 членов ВТО, - оно охватывает 97% мировой торговли товарами в сфере информационных технологий. Среди участников соглашения -основные производители оборудования для высоких технологий - США, Евросоюз, Япония, Корея.
ИТА подразумевает обнуление ставок ввозных таможенных пошлин и иных платежей на широкий спектр товаров в сфере информационных технологий, включая, например, мониторы, компьютеры, кабели, рисиверы. Россия в рамках своего соглашения с ВТО намеревалась взять на себя обязательства по подписанию ИТА. Один из прямых эффектов этого соглашения - обнуление импортных пошлин на продукцию информационных технологий, в то время как текущая средняя ставка на данную продукцию составляет 5,4%. Присоединение России к ИТА, несомненно, создаст дополнительные стимулы для развития отрасли в стране. С точки зрения удовлетворения требований ВТО - это один из важных документов. Текст этого соглашения подписан многими странами. Он предусматривает создание торгового режима, расширяющего возможности доступа на рынок, снижение и постепенную отмену таможенных пошлин на оборудование, а также на оборудование и компоненты для производства этого оборудования. Страны - члены ВТО, присоединившиеся к этому соглашению, занимают более 90% рынка электронной техники, и в свете заявлений российского руководства о курсе на высокие технологии и информатизацию вполне логично было бы ожидать, что Россия пополнит список стран - подписантов ITA. Однако осенью 2011 г. без всяких объяснений было объявлено, что этого не произойдет
Последствия не заставили себя ждать: в апреле 2012 г. уже после подписания Протокола о присоединении к ВТО уходящее правительство РФ под предлогом «развития в России сборочного производства компьютеров» ввело таможенные пошлины в размере 10% стоимости на ввозимые компьютеры за исключением ноутбуков (до этого действовала нулевая ставка), а в январе 2013 г. Евразийская экономическая комиссия как регулирующий орган Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана приняла решение о повышении ставок ввозных таможенных пошлин на непортативные ПК стоимостью до 3 тыс. долл. с 0 до 10%
таможенной стоимости. Таким образом, созданы преференции для простейшей от-верточной сборки (ни о каком высокотехнологичном производстве речи здесь не идет) и спровоцировано повышение цен на ИКТ-оборудование для всей экономики и населения. Оба решения приняты без консультаций с фирмами отрасли, хотя правила ВТО обязывают проводить всесторонние обсуждения с бизнес-сообществом и государственными органами проектов всех документов, устанавливающих таможенные правила.
Один из вопросов, возникающий в экспертной среде в связи с этим решением, - как присоединение к ВТО повлияет на развитие сектора высоких технологий в России. ГоворяовлиянииВТО навысокиетехнологии,преждевсего,следуетотметить,чтоВТО не имеет специального соглашения, министерской декларации или иного нормативного акта, регулирующего сектор высоких технологий. В отличие, скажем, от сферы сельского хозяйства, гражданского авиастроения, текстиля и ряда других отраслей. На сектор высоких технологий распространяются положения базовых соглашений ВТО - ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), ГАТС (Генеральное соглашение по торговле и услугам), ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). 8
Развитие технологий требует значительных инвестиций в НИОКР, и эти инвестиции должны быть защищены. В ст. 7 ТРИПС указывается, что «охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию и достижению баланса прав и обязательств». ТРИПС регулирует, в частности, требования к выдаче и защите патентов, компьютерных программ и проч. Россия в рамках выполнения системных требований ВТО предприняла ряд существенных шагов по приведению национального законодательства и правоприменения в сфере защиты интеллектуальной собственности в соответствии со стандартами ВТО. Один из последних - создание специализированного арбитражного суда по разрешению споров, связанных с защитой интеллектуальных прав.
Отказ России от присоединения к 1ТА негативно воспринят всеми участниками 1ТА. Во всех конкурирующих на этом рынке странах взимание таможенных пошлин до подписания 1ТА являлось инструментом для защиты местного производителя в борьбе с конкурирующими импортными товарами. В России же система таможенных пошлин построена таким образом, что пошлины на комплектующие и компоненты выше пошлин на готовые изделия, поэтому в течение 15 лет произ-
8 ЕвсеевВ.А.ВТО ивысокиетехнологии(«НезависимаяГазета», 14.03.2012) // http://hghltd. yandex.net/yandbtm?text=%D0%98%D0%A2%D0%90%20%D0%92%D0%A2%D0%9E%20 %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F&url=http%3A%2F%2Fwww.wto. m%2Fm%2Fpress.asp%3Fmsg_id%3D28898&fmode=mject&mime=html&l10n=m&sign=2d5 9df29524c0ace67a3d03218ab6a35&keyno=0
водство «железа» в России практически прекратилось ввиду экономической бессмысленности. Поэтому взимание таможенных пошлин в России стало самоцелью для наполнения бюджета. То есть взимание таможенных пошлин не приносит поддержки местной индустрии, а является дополнительным налогом на внедрение ИКТ товаров и услуг в экономике, в государственном управлении и социальной жизни. Отменить такой налог необходимо, чтобы способствовать модернизации экономики - отмена всех таможенных пошлин и соответственно процедур таможенной проверки восстановит экономический смысл производства ИКТ-техники в России. Дело в том, что даже в случае равного размера таможенных пошлин на готовое изделие и на компоненты и комплектующие, расходы по таможенному администрированию для комплектующих и компонентов всегда больше, чем расходы для готовых изделий (поскольку в каждом изделии сотни и тысячи компонентов). Поэтому отмена таможенных пошлин и самих процедур контроля приведет к существенному изменению в электронной промышленности России - производить электронную технику в России станет достаточно целесообразным.
Поскольку ITA предусматривает трехлетний период отмены таможенных пошлин, на первом этапе можно убрать таможенные пошлины с комплектующих и компонентов, и сразу получить отдачу от запуска сборочного производства электроники, которое сейчас находится в состоянии ожидания (Foxconn, Flextronics). Это же позволит увеличить оборот компаний разработчиков ПО, которые ввозят в РФ оборудование для целей разработки встроенного ПО и тестирования (это российские компании и почти все центры НИР зарубежных компаний - Intel. Motorola, EMC, HP). Независимо от роста налоговых поступлений от указанных производств, общее число созданных квалифицированных рабочих мест только по указанным предприятиям составит не менее нескольких тысяч в течение года. Это означает приток иностранных инвестиций, приток страховых взносов. Социальная отдача от присоединения к ITA может оказаться принципиально более важным фактором, чем прямое снижение поступлений от таможенных пошлин, хотя и рост поступлений в бюджет от налога на имущество (от инвестиций в производство) и налога на прибыль будет компенсировать потерю от отказа от таможенных пошлин. К этому расчету надо добавить рост поступлений от роста экспорта и непрямые последствия в виде роста объемов обслуживающих производств и инфраструктуры (образование, логистика, снижение расходов на таможенные службы). К указанным факторам необходимо прибавить рост инвестиций непосредственно в ИКТ, поскольку «налог на развитие отрасли ИКТ» (таможенные пошлины) пойдут не через бюджет, а напрямую в отрасль. 9
9 Присоединение России к ITA - под вопросом.// http://apkit.ru/news/index.php7ELEMENT ID=13842 24.10.2011
В целом можно сделать вывод, что основным направлением адаптации экспортного потенциала российской отрасли информационно-коммуникационных технологий к требованиям ВТО является совершенствование нормативной базы деятельности операторов, что позволит им свободнее развивать контакты с зарубежными фирмами в сфере производственной кооперации, расшинять предложение услуг за рубежом.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Волынкина Е. ВТО подкралась незаметно // http://www.iks-media.ru/search/4381666. html (Volynkina E. VTO podkralas’ nezametno)
2. РУССОФТ: Вступление в ВТО пойдет на пользу российской ИТ-индустрии // http:// www.russoft.ru/tops/1332 (RUSSOFT: Vstuplenie v VTO pojdet na pol’zu rossijskoj IT-industrii)
3. Вступление России в ВТО будет способствовать развитию отрасли связи // http:// www.iks-media.ru/search/4044274.html (Vstuplenie Rossii v VTO budet sposobstvovat’ razvitiju otrasli svjazi)
4. Васильев П. Нам не страшен... ВТО? // http://www.iks-media.ru/search/4496835.html (Vasil’ev P. Nam ne strashen... VTO?)
5. Благодаря ВТО россияне получили доступ к иностранным спутникам // http://www. iks-media.ru/search/4628815.html (Blagodarja VTO rossijane poluchili dostup k inostrannym sputnikam)
6. Минкомсвязи ВТО не советчик // http://www.iks-media.ru/search/4052284.html (Minkomsvjazi VTO ne sovetchik)
7. Вступление России в ВТО будет способствовать развитию отрасли связи // http:// www.iks-media.ru/search/4044274.html (Vstuplenie Rossii v VTO budet sposobstvovat’ razvitiju otrasli svjazi)
8. Евсеев В.А. ВТО и высокие технологии //«Независимая Газета», 14.03.2012 // http:// hghltd.yandex.net/ (Evseev V.A. VTO i vysokie tehnologii //«Nezavisimaja Gazeta», 14.03.2012)
9. Присоединение России к ITA - под вопросом.// http://apkit.ru/news/index. php?ELEMENT_ID=13842 24.10.2011 (Prisoedinenie Rossii k ITA - pod voprosom)