Национальное и международное регулирование производства и торговли информационнокоммуникационными технологиями
Признавая ценность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для работы системы Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея 20 декабря 2002 года приняла резолюцию 57/295, озаглавленную «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития», в которой к Генеральному секретарю в качестве Председателя Координационного совета руководителей Организации Объединенных Наций (КСР) была обращена просьба «разработать всеобъемлющую стратегию в области информационно-коммуникационных технологий для системы Организации Объединенных Наций».1
Со времени принятия этой резолюции организации системы добились значительного прогресса в деле координации усилий и сотрудничества в использовании ИКТ. Это позволило им успешно задействовать все возможности, открывающиеся в связи с внедрением этого стратегического инструмента, не только в целях содействия осуществлению Декларации тысячелетия, и прежде всего сформулированных в ней целей в области развития, но и для обеспечения эффективного выполнения оперативных задач организаций системы Организации Объединенных Наций. Как отмечалось в докладах Генерального секретаря, представленных во исполнение резолюции 57/295 (А/58/568 и А/59/563), общую стратегическую деятельность системы направляют Комитет высокого уровня по вопросам управления и Комитет высокого уровня по программам КСР, а технической работой занимается Сеть координаторов по вопросам ИКТ, представляющая собой общесистемную рабочую группу управляющих и директоров по вопросам ИКТ.
Государственное стимулирование развития ИКТ в мировой экономике. Мощным рычагом воздействия на разработку и внедрение ИКТ является государство. Инфор-
А.А. Лебедев
УДК 004 ББК 65.39 Л-330
1 http://www.un.org/ru/development/icty
мационно-коммуникационные технологии являются одним из важнейших факторов экономического развития и международной конкурентоспособности, поэтому актуален вопрос о стратегиях регулирования и стимулирования развития рынка ИКТ в каждой стране. При этом эффективность государственного регулирования этой отрасли может быть повышена при учете некоторых присущих ей специфических черт (в частности, большой роли сетевых внешних эффектов и эффекта масштаба, значения отраслевых стандартов и т.д.).
Внутригосударственное регулирование развития рынка ИКТ направлено на достижение максимальной эффективности функционирования рыночных механизмов, что достигается, прежде всего, за счет стимулирования рыночной конкуренции.
Стимулирование конкуренции. В течение многих веков экономисты полагали, что экономический рост представляет собой результат действия труда и капитала. В наши дни очевидным становится приоритет другого фактора - инфокомму-никационных технологий. ИКТ сегодня - неиссякаемый источник экономических преимуществ, основа глобальной конкурентоспособности. Экономическая политика государственных органов - регуляторов инфокоммуникационной деятельности основывается на неоклассической экономической теорией, которая исходит из того, что экономическое благосостояние общества максимизируется при условиях интенсивной конкуренции.2 Соответственно, государственные органы-регуляторы рассматривали создание условий обеспечения конкуренции в отрасли, как одну из их главных задач. Однако указанная экономическая теория, лежащая в основе экономической политики регулирования крупных игроков на рынке инфоком-муникационных услуг, предполагает неизменность, то есть статичность условий и не принимает во внимание процесс разработки и внедрения нововведений. В этом противники современного регулирования обнаруживают противоречие. По их мнению, именно крупные компании обеспечивают разработку и широкое распространение инноваций. Как нам представляется, разработка и распространение инноваций может существенно ускоряться только в ходе межфирменного соперничества, конкуренции. Конкуренция - ключевая сила процесса инноваций, которая в свою очередь является ключевой силой развития информационно-коммуникационных технологий.3 При ее отсутствии внедрение новшеств не имеет экономического смысла.
В последние годы государственные власти ряда стран приложили значительные усилия, чтобы стимулировать развитие конкуренции на рынке. Реформа систем предоставления лицензий, предпринятая во многих странах в течение последнего десятилетия способствовала повышению эффективности использования услуг, по-
2 Fransman M. Innovation in the New ICT Ecosystem: How New Knowledge is Endogenously Created in the ICT Sector. University of Edinburgh. 2011. - 39 p.
3 Ibid. 2011. - 39 p.
скольку способствовала привлечению большего числа фирм на рынок, которые по более низким тарифам предлагают новые услуги и разрабатывают новые технологии, которыми пользуются потребители. Такие страны, как Кения, Малайзия, Сингапур, Танзания и Уганда упростили разрешения и облегчили административные процедуры в рамках реформы систем предоставления лицензий.
Приблизительно 70% стран в настоящее время открыли для конкуренции свои услуги фиксированной связи (в 2000 г. их доля составила только 38%). Тем не менее, этот рынок всегда отстает от других сегментов рынка ИКТ по уровню развития конкуренции. Количество фиксированных телефонных линий продолжило снижаться в 2010 г. во всех регионах, за исключением групп стран Африки и Содружества Независимых Государств, которые, согласно оценкам, установили каждое по 1 млн новых линий фиксированной связи.
Национальные операторы телекоммуникационных сетей в 126 странах в настоящее время частично или полностью находятся под контролем частного капитала, и лишь в 34% стран остаются в государственной собственности. При этом между регионами имеются значительные различия: в странах Европы 86% национальных операторов полностью или частично приватизированы, против 71% в странах Америки, 52% в арабских государствах и 50% в странах СНГ. После того как многочисленные рынки услуг связи были приватизированы, движение приватизации в последние годы замедлилось, главным образом вследствие экономического спада.
Открытие сектора телекоммуникационных услуг на фондовом рынке для иностранных инвестициях - другой способ приводить дополнительных игроков на рынок. В настоящее время более трех четвертей стран не накладывает ограничений на иностранные инвестиции на своем внутреннем рынке телекоммуникационных услуг.
Международное регулирование торговли ИКТ. В последние годы услуги информационно-коммуникационных технологий играли большую роль в выработке соглашений по регулированию международной торговлей и на многостороннем, и на региональном уровне. Всемирная торговая организация (ВТО) и ее предшественница ГАТТ способствовали либерализации торговли услугами информационно-коммуникационных технологий. Генеральное соглашение по Торговле услугами (ГАТС) и соглашение ВТО 1997 года по Базисным Телекоммуникациям (WTO Agreement on Basic Telecommunications - ABT) включают определенные правила. которые относятся к телекоммуникации и регулированию торговлей информационно-коммуникационными технологиями. В результате новые страны, присоединившиеся к Соглашению по Базисным Телекоммуникациям, так же как страны, желающие присоединиться к ВТО, должны привести свои регулирующие методы и методы выдачи разрешений на деятельность в этой области в соответствии с правилами ВТО.
Основные телекоммуникационные услуги - Basic telecommunications services
- услуги связи, к которым принято относить услуги телефонной разговорной свя-
зи, телекс, телеграф, факс, услуги выделенных (частных арендуемых) сетей.4 В виду разногласий по либерализации торговли в этом секторе, проявившихся в ходе Уругвайского раунда, в ГАТС было предусмотрено провести дополнительные переговоры по данному вопросу. Эти переговоры завершились в 1997 году принятием небольшим числом стран-участниц Протокола, содержащего обязательства в сфере основных телекоммуникационных услуг. Так, в секторе услуг телефонной разговорной связи эти страны обязались допустить иностранных услугодате-лей (провайдеров услуг) на рынок местных телефонных линий, междугородной и международной связи. При этом около половины стран заявили, что такой допуск будет разрешен не сразу, а постепенно, в соответствии с графиком, который они обязались представить позднее. Определенные уступки были сделаны также в области мобильной спутниковой связи и частных арендуемых сетей. В результате переговоров был выработан так называемый справочный документ, устанавливающий принципы справедливой конкуренции в секторе основных телекоммуникационных услуг. В этот документ вошли определения таких важных терминов, как «поставка телекоммуникационных услуг», «производство телекоммуникационных услуг», «распределение телекоммуникационных услуг», «маркетинг телекоммуникационных услуг», «продажа телекоммуникационных услуг», «доставка телекоммуникационных услуг». 5
Активная либерализация в области основных телекоммуникационных услуг продолжалась на протяжении определенного периода времени после создания ВТО и до сих пор не закончена. Тем не менее, в целом можно констатировать, что рынок телекоммуникационных услуг с добавленной стоимостью в основном либерализован.
В рамках ВТО проводится большая работа по регулированию торговли информационными технологиями. Отметим, что INFORMATION TECHNOLOGIES -
4 http://www.far-aerf.rU/for_MP/slovari/perechen_vto/o.htm
5 Поставка телекоммуникационных услуг — это их производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка. Производство телекоммуникационных услуг— это пропуск сигнала абонента по линии, прием его на станционное оборудование, обработка и направление по пути дальнейшего следования. Распределение телекоммуникационных услуг— это оценка станцией, в соответствии с набираемым номером, к какой категории относится данное сообщение (местное, междугородное, международное), и перенаправление его на соответствующую станцию. Маркетинг телекоммуникационных услуг — это оценка рынка услуг связи, определение востребованности конкретной услуги на рынке, что, в свою очередь, влияет на ее цену. Продажа телекоммуникационных услуг— это формирование цены услуги с учетом затрат по ее оказанию, реклама услуги и работа с клиентами. Доставка телекоммуникационных услуг — это организация получения потребителем услуги связи (например, установка телефонного устройства по определенному адресу). - Международно-правовое регулирование телекоммуникационных услуг в рамках ВТО // http://law. edu.ru/book/book.asp?bookID=1383532
IT (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ИТ) - термин «информационные технологии» включает как технологическую составляющую, так и продукты, которыми обеспечивается функционирование информационных технологий (телекоммуникационное оборудование, носители программ, передающие системы и другое оборудование, обеспечивающее работу информационного сектора). Поэтому в рамках ВТО информационные технологии входят в два соглашения: как услуги они входят в компетенцию ГАТС; а товары по обработке информации входят в компетенцию ГАТТ -1994. В рамках ВТО осуществляется работа по улучшению правовой основы, первого и второго сегментов информационных технологий. В 1996 году Конференция министров в Сингапуре решила рекомендовать освободить товары, входящие в информационные технологии, от всех таможенных пошлин. В Соглашении уже участвует более 40 стран. Оно предусматривает беспошлинный импорт почти по 300 товарным позициям. Торговля этими товарами осуществляется на основе режима наибольшего благоприятствования и охватывает все государства.
Участвуя в Соглашении 1997 года по Базисным Телекоммуникациям, 69 промышленно развитых и развивающихся стран, представляющих в сумме больше чем 90% мировых телекоммуникационных рынков, представили национальные графики обязательств по либерализации или гарантированию поддержать открытыми телекоммуникационные рынки. Как часть их графиков обязательств, большинство этих стран согласилось придерживаться определенных методов регулирования, а другие, присоединившиеся к ВТО страны, подали графики обязательств по регулированию коммерческой деятельности в телекоммуникационном секторе, который вообще включал обязательство придерживаться Специальных правил регулирования - WTO Regulation Reference Paper (the “Reference Paper”). С февраля 2008 107 членов ВТО взяли на себя обязательства либерализовать некоторые или все сегменты их телекоммуникационных рынков для деятельности иностранных провайдеров услуг, и 80 стран-участников представили свои соображения в Специальных правил регулирования - WTO Regulation Reference Paper (the “Reference Paper”). Последний документ оказал главное влияние на реформу регулирования рынка телекоммуникационных услуг во многих странах, включая реформу практики выдачи разрешений.
Предоставление информационных услуг регулируются в рамках ГАТС Соглашением по базисным телекоммуникационным услугам (Agreement on Basic Telecommunications Services), оно подписано в 1998 году в форме так называемого Четвертого протокола ГАТС. Это Соглашение разрешает странам-участникам доступ к телекоммуникационным сетям и услугам общего пользования и обязывает обеспечить свободный доступ для поставщиков услуг любого члена ВТО.
Торговые правила, наиболее относящиеся к процессу выдачи разрешений на предоставление телекоммуникационных услуг, выработаны в разделах 1.4.1, 1.4.2,
и 1.4.3.6 В торговых правилах ВТО представлена дополнительная информация о подходе ВТО к выдаче разрешений на предоставление телекоммуникационных услуг. Все государства-члены ВТО связаны “общими обязательствами и дисциплинами” Генерального соглашения по Торговле услугами (ГАТС). Есть три Статьи ГАТС, непосредственно применимые к процессу выдачи разрешений:
• Режим наиболее благоприятствуемой нации. В соответствии со статьей II ГАТС страны должны выдавать разрешения на предоставление услуг из государства-члена ВТО на условиях, «не менее благоприятных”, чем условия, предоставленные провайдерам услуг из “любой другой страны”.
• Прозрачность коммерческой деятельности (Статья III ГАТС). - Все законы и правила, затрагивающие торговлю услугами, должны быть опубликованы. Телекоммуникационное Приложение к ГАТС недвусмысленно требует публикации всех уведомлений, документов о регистрации или требований по выдаче разрешений на ведение деятельности на рынке этих услуг, если таковые вообще имеются, так же как любых документов по другим формам признания и одобрения (например, должны быть опубликованы требования к терминальному оборудованию), то есть должны быть опубликованы все документы, необходимые для законного предоставления услуг иностранными компаниями.
• Введение барьеров для Торговли (Статья VI ГАТС) - любые требования и необходимые разрешения не должны “образовывать ненужные барьеры для коммерческой деятельности на рынке услуг”.
В Соглашении ГАТС в дополнение к общим Статьям Генерального соглашения по Торговле услугами содержатся и дополнительные торговые обязательства, принимаемые на себя отдельными государствами-членами относительно определенных услуг, включая базисные телекоммуникационные услуги.7
Основные правовые вопросы регулирования разработаны в диссертации И.И. Зенкина.8 Поэтому в данной работе мы не намерены повторять квалифицированное исследование. Отметим лишь, что усилия по дальнейшему совершенствованию международного регулирования торговли информационно-коммуникационными технологиями в обоих названных направлениях в рамках ВТО - продолжается.9
6 http://www.ictregulationtoolkit.org/en/Section.531.html
7 Основные телекоммуникационные услуги - Basic telecommunications services - услуги связи, к которым принято относить услуги телефонной разговорной связи, телекс, телеграф, факс, услуги выделенных (частных арендуемых) сетей - http://www.far-aerf.ru/ for_MP/slovari/perechen_vto/o.htm
8 Зенкин И.И. Международно-правовое регулирование телекоммуникационных услуг в рамках ВТО: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12 .00.10. - международное право; европейское право /И.И. Зенкин; Науч. рук. В.М. Шумилов. - М.: РУДН. 2010. -24 с.
9 http://mba.vavt.ru/DicDoc/InformationTechnologies
Присоединение России к ВТО приведет, по нашему мнению, к получению большего эффекта от деятельности предприятий связи к более высокому уровню прозрачности регулирования их деятельности. Обязательства нашей страны в области связи записаны в отдельном протоколе, подписанном в ноябре 2006 г. На основе достигнутой договоренности, главным принципом государственного регулирования рынка связи должно стать установление одинаковых условий для доступа отечественных и иностранных поставщиков услуг на рынок. 10 Этот подход в России реализован, предприятия иностранного капитала функционируют в отрасли без проблем. Так, все 5 крупнейших игроков операторов сотовой связи - это фирмы с существенным участием иностранного капитала. Сюда относятся компании «ВымпелКом» и Tele2, они полностью контролируются западноевропейскими фирмами. Компании МТС и «Ростелеком» - продают свои акции на нью-йоркской и лондонской биржах, один из основных владельцев «Мегафона» - TeliaSonera.11
В связи с присоединением России к ВТО возникает острая необходимость принятия ряда мер. Эти меры можно разделить на три части: 1) меры в области развития телекоммуникационных услуг, 2) меры по развитию непосредственно информационных технологий (ИТ) и 3) меры по защите и поддержке российских производителей оборудования обработки и передачи информации.
1) Согласно Протоколу о присоединении РФ к ВТО, у нашей страны существуют дополнительные обязательства по базовым телекоммуникационным услугам:
Предупреждение монополистической практики на рынке телекоммуникационных услуг. В числе первоочередных мер можно назвать запрет антиконкурентного перекрестного субсидирования и использования сведений, полученных от конкурентов и ведущих к антиконкурентным результатам, а также несвоевременное представление информации, необходимой для оказания услуг. Формально перекрестное субсидирование услуг местной связи за счет услуг дальней связи в России было ликвидировано еще в ходе переговоров о присоединении к ВТО. Остальные обязательства реализуются в рамках российского антимонопольного законодательства, которое предусматривает меры против негласного территориального раздела рынков, искусственного поддержания уровня цен, фиктивных слияний компаний для сокрытия прибылей. Однако до полной реализации поставленных законом целей еще далеко и, по всей вероятности, потребуется новый антимонопольный закон, чтобы создать более прозрачную для бизнеса систему антимонопольного регулирования.
Недискриминационный доступ (НДД) участников рынка к сетям существенных операторов связи. В Протоколе о присоединении РФ к ВТО отмечено, что присоединение к сети оператора, занимающего существенное положение на
10 АРОС: вступление России в ВТО будет способствовать развитию отрасли связи http:// pda.cnews.ru/news/index.shtml?line/2011/11/25/465912
11 Ассоциация региональных операторов связи поддержала условия ВТО // telekomza. livejournal.com>150586.html
рынке, должно быть обеспечено в любой точке, где присутствует такая техническая возможность, своевременно и на недискриминационных условиях, а договоры о взаимодействии должны быть прозрачными. ВТО рекомендует устанавливать цены на присоединение на основе себестоимости данной услуги.
Однако существующая на рынке практика заметно расходится с таким правилом, так как ведущие крупнейшие операторы, не отказывая в присоединении, часто взимают с партнеров значительные суммы за различные «услуги». В самом начале переговорного процесса данные ВТО были учтены еще в 2004 г. в ходе выработки положений закона «О связи», когда было введено понятие «существенный оператор», публичность и недискриминационность присоединения к сети которого обязательны. Однако в дальнейшем, перед утверждением, закона из категории существенных были исключены все операторы сотовой связи, хотя с тех пор их доля на рынке многократно возросла и они де-факто стали глобальными игроками, зона облуживания которых зачастую выходит за пределы России. При этом основной проблемой в нашей стране является доступ к инфраструктуре существенных операторов, а совсем не пропуск самого трафика. В частности это касается доступа к телефонным каналам связи, которые должны быть общедоступными для всех телекоммуникационных компаний, а не быть ограниченной для других собственностью монополий - существенных операторов или каких-либо других специализированных организаций или компаний.12
Важно отметить и отсутствие единых для всех методик расчета тарифов на доступ к телефонной кабельной канализации и ее аренду. Это приводит к тому, что часто на услуги доступа устанавливаются монопольно высокие тарифы. Более того, в условиях, когда все больше субъектов РФ принимают решения о недопустимости подвески кабеля на бетонных столбах или на крышах домов, откладывание решения вопроса о недискриминационном допуске к каналам связи существенных операторов приведет к ухудшению материального положения большинства малых и средних фирм отрасли и снижению уровня конкуренции на рынке. Поэтому присоединение России к ВТО будет способствовать скорейшему принятию правил НДД.
Предоставление универсальных услуг связи. Любое государство-член ВТО вправе самостоятельно определить перечень универсальных услуг связи, однако все услуги должны предоставляться в прозрачной, недискриминационной и конкурентной среде. В соответствии с действующим законом «О связи», к универсальным услугам связи относятся голосовая телефония с использованием общественных таксофонов и Интернет-доступ из пунктов коллективного доступа. Оказание этих услуг осуществляется операторами универсального обслуживания, отбор которых происходит по результатам конкурса или в порядке назначения. Резерв универсального обслуживания формируется за счет обязательного отчисления 1,2% выручки каждого оператора сети связи общего пользования, что отвечает международной практике и правилам ВТО. В свою очередь, средства резерва универ-
12 ИКТ-отрасль готовится к вступлению в ВТО// «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ», N° 5, 2012. с. 2.
сального обслуживания направляются на возмещение убытков от оказания универсальных услуг связи.
В 2004 г. основной универсальной услугой было признано предоставление телефонной связи с использованием таксофонов. Однако со временем стало ясно, что данный проект себя не оправдывает и не соответствует основным трендам развития ИКТ-отрасли: на него потрачены миллиарды рублей, собранных с операторов в резерв универсального обслуживания, а средняя продолжительность разговоров по одному универсальному таксофону составляет всего несколько минут в месяц. И поэтому эта идея, превозносившаяся когда-то, как верх заботы о населении, полностью провалилась.
Кроме того, необходимо учитывать, что в последние годы в стране опережающими темпами развивалась мобильная связь, уровень проникновения которой уже превышает 150%, а также стоит задача обеспечения населения страны широкополосным доступом (ШПД). Очевидно, что России следует пересмотреть перечень универсальных услуг связи, включив в него услуги мобильной связи и ШПД.
Независимость регулятора. На регулирующий орган не может влиять ни один из участников рынка телекоммуникационных услуг, а принимаемые им процедуры и решения должны быть беспристрастными в отношении всех игроков. При этом независимость регулятора подразумевает, в том числе, его неучастие непосредственно в управлении работой телекоммуникационных компаний, что, как мы знаем, кое-где у нас еще наблюдается. Публичность лицензионных критериев подразумевает, что все лицензионные требования и сроки принятия решений о выдаче лицензий, а также условия индивидуальных лицензий должны быть публично доступны. Кроме того, по запросу заявителя должна быть сообщена причина отказа в выдаче лицензии. Данное требование пока в России не соблюдается - публикуются только реквизиты индивидуальных лицензий, но не условия, содержащиеся в них (фактически открытой является информация с первой страницы лицензии, а все остальное остается закрытым: условия использования лицензиатом радиочастотного спектра, обязательства, принятые им на конкурсе, даты и основания приостановки и продления лицензии).13
При этом, согласно действующему законодательству РФ, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, не являются коммерческой тайной. В части модернизации лицензионных требований назрела необходимость их сокращения и упрощения. Операторы не должны подстраивать свои сети исключительно под правила оказания услуг, а надзорные органы - решать по своему усмотрению вопрос о том, можно ли оказывать какие-либо услуги на построенной сети или нет.
Распределение и использование ограниченных ресурсов в отрасли. В Протоколе о присоединении РФ к ВТО отмечено, что любые меры по распределению и использованию телекоммуникационных ресурсов, в том числе полос радиочастот
13 ИКТ-отрасль готовится к вступлению в ВТО// «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ», № 5, 2012. с. 3.
и номерной емкости, следует осуществлять на объективной конкурсной основе. Сведения о состоянии распределения частот должны быть доступны для всех (кроме информации о частотах, используемых для закрытых целей). Однако ныне распределение радиочастот остается туманным и не является прозрачным. Довольно часто вместо аукционов проводятся закрытые конкурсы, на которых заранее известны имена победителей. Поэтому решение данного вопроса предполагает широкое поле деятельности для регулятора в направлении его сближения с позицией ВТО. Очевидно, что вступление в ВТО должно дать новый толчок решению оставшихся проблем.
2) Меры по развитию и защите информационных технологий. К российскому ИТ-рынку, в отличие от телекоммуникационного, ВТО каких-либо специфических требований не предъявляет, хотя некоторые страны-члены ВТО при вступлении в организацию подписали дополнительное соглашение по ИТ. В то же время в документах ВТО имеются положения, косвенно влияющие на ИТ-отрасль. В частности, в Соглашении по техническим барьерам в торговле говорится о необходимости большей прозрачности для всех участников рынка, действующих в сфере стандартов, сертификации и технических регламентов, а также о координации этой деятельности с Международной организацией по стандартизации (КО) и Международной электротехнической комиссией (1ЕС). Подобные требования будут способствовать распространению международных ИТ-стандартов в России, внедрению которых пока сопротивляются отдельные российские разработчики и интеграторы.
В системе нормативных документов ВТО в отношений информационно-коммуникационных технологий стоит отметить также и Соглашение по информационным технологиям (ИТА). Как известно обеспечение научно-технического прогресса предполагает выделение существенных средств на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. И естественно результаты таких работ должны быть защищены. Предполагается, что будут созданы единые правила защиты патентов, компьютерных программ и других результатов творческой деятельности.
Наша страна в соответствии с принятыми обязательствами выполнила ряд мероприятий по приведению отечественных нормативных актов в сфере защиты результатов интеллектуальной собственности в соответствии со стандартами ВТО. В частности был создан специализированный арбитражный суд по разрешению споров, связанных с защитой интеллектуальных прав.
Новые возможности сотрудничества. Помимо выполнения предписанных обязательств, членство в ВТО подразумевает создание условий для более тесного взаимовыгодного международного партнерства. В современном мире услуги связи не ограничиваются государственными рубежами, но регулирование рынка в каж-
дой стране свое. Развитие ИКТ только расширяет глобальную сферу ИКТ-сервиса, с которой национальные регуляторы уже не могут не считаться. Все более очевидной становится протекающая (подчас вне зависимости от национальных регуляторов) интеграция телекоммуникационного, вещательного и ИТ-рынков. Тем более что они построены поверх однотипной ИКТ-инфраструктуры и включают в себя значительное количество действующих поверх нее глобальных игроков. В результате назревает необходимость выявления и устранения ненужных торговых барьеров, что позволяет участникам рынка принимать собственные решения. В целом национальные регуляторы должны заниматься вопросами обеспечения доступа на рынок, тогда как участники рынка - фокусироваться на его развитии. И вступление России в ВТО способствует прогрессу в обоих направлениях. При этом открываются возможности международного сотрудничества в следующих направлениях: роуминговые тарифы; отключение нелегального и краденого абонентского оборудования; инвестиции в сетевую инфраструктуру; совместимость технологий и фрагментация ТВ-рынка благодаря массовому выпуску на рынок телевизоров с подключением к Интернету; антипиратские меры и обеспечение лицензионной чистоты контента; обеспечение информационной безопасности; выработка единых подходов к развитию и регулированию так называемых облачных вычислений.
3) Меры по защите и поддержке российских производителей оборудования обработки и передачи информации. В конце 1996 года в ВТО приняла специальную министерскую декларацию о торговле информационными технологиями (ИТА), которая заложила «краеугольный камень» для обеспечения либерализации продаж на мировом рынке информационных технологий. Хотя это соглашение не является обязательным, его подписали более 70 стран-членов ВТО. И оно охватило почти 100% мировой торговли оборудованием и услугами ИКТ. Участниками соглашения являются главные экспортеры информационных технологий - страны Северной Америки, Европы, Япония, страны Юго-Восточной Азии. По данному соглашению все ставки импортных пошлин на все товары информационно-коммуникационных технологий должны быть сведены к нулю. Россия в соответствии со своими обязательствами в ВТО также взяла на себя обязательство подписать данное соглашение. Одно из прямых следствий этой договоренности - сведение к нулю ввозных пошлин на оборудование обработки и передачи данных (с 5,4%). Присоединение России к данному соглашению, без сомнения, придаст новые стимулы для роста разработок и продаж ИКТ в Российской Федерации.14
В целом для производства оборудования обработки и передачи информации, как и для других видов высокотехнологичных изделий целесообразно сформировать выделить четыре главных группы возможных следствий:
Прежде всего, следует указать, что присоединение России к ВТО будет иметь следствием уменьшение импортных пошлин для поставок на российский рынок
14 ВТО и высокие технологии// http://www.ng.ru/science/2012-03-14/10_wto.html
высокотехнологичной продукции зарубежных производителей. При этом следует указать, что такое следствие не является однозначным.
Большая часть российских предприятий - изготовителей промышленной продукции остро нуждается в модернизации основных производственных мощностей, существенная их часть морально и физически износилась. Опросы, проводившиеся специальным Центром по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в 2011 году, показали, что пятая часть опрошенных считают главным преимуществом от присоединения нашей страны к ВТО именно уменьшение или полное обнуление импортных пошлин на машины и оборудование. Еще одна шестая часть полагает, что главным преимуществом станет снижение пошлин на ввоз компонентов и частей, то есть комплектующих элементов для сборки готовой продукции. А ввоз именно комплектующих изделий может существенным образом повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой в стране продукции. Это в частности наглядно показал опыт строительства автосборочных предприятий в России.
Кроме товаров, относящихся к группе изделий ИКТ, Россия снизит импортные пошлины и на обычные виды машин и оборудования. Например, на электротехническое оборудование средние ставки на ввоз в Россию снизятся с 8,4 до 6,2%. Россия существенно уступила партнерам в облегчении доступа на российский рынок машин и оборудования. В частности, ввозные пошлины на импортируемые из США высокоточные контрольно-измерительные не электронные приборы (аппараты для химического и физического анализа, спектрометры, спектрографы, геофизические инструменты, регулирующее и контролирующее оборудование) станут облагаться пошлиной 4,3% вместо 20% ранее. Конечно, импортеры таких приборов буду в восторге от присоединения России к ВТО. В результате полагают, что импорт из США, составлявший ранее 350-360 млн долл. в год может повыситься на 15-20% до уровня в 400 млн долл. Если исходить из интересов предприятий, которым необходимы американские приборы высокой технологичности, то можно только приветствовать такие последствия присоединения России к ВТО.
Приведенная выше картина свидетельствует о невозможности прямой оценки уступок России в деле импортного обложения ввозимых товаров, особенно высокой технологичности. Уменьшение пошлин на импорт непроизводимых в стране приборов приведет к формированию благоприятных условий для обеспечения лабораторий и научных центров передовым зарубежным оборудованием и приборами. Вместе с тем, теоретически ухудшаются возможности для отечественных предприятий, которые могли бы выпускать такую же продукцию. Однако, возможно, такой продукции они выпускать не в состоянии, а кроме того, целесообразно налаживать производство другой, поскольку вся мировая экономика развивается путем международной специализации и кооперирования. В случае необходимости возможно введение специальных защитных мер.
С присоединением России к ВТО таможенные пошлины на вычислительную технику будут отменены, причем, как на готовую продукцию, так и на комплектующие компоненты. Так что, по идее, цены на товары и иностранных производителей, и российских должны снизиться. Останется бороться только за снижение НДС, так необходимую меру всем отечественным высокотехнологичным отраслям. Однако следует принять во внимание то обстоятельство, что присоединение России к ВТО может иметь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Их негативное влияние российское правительство намерено минимизировать. Прежде всего, отметим, что страна не сможет без ограничений использовать меры государственного регулирования ввоза и субсидирования. Далее, инструменты по ограничению доступа иностранных фирм на российский внутренний рынок будут включать только четыре, в частности экспортный тариф (в тех случаях, когда это может оказаться полезным), а также антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы. Вместе с тем, важно отметить, что заметно лучше станут возможности доступа на рынки других стран для российской продукции и услуг. Понятно, что это положительным образом скажется и на внешнеторговой деятельности российских предприятий, и, соответственно, на повышении отчислений в российский бюджет. Кроме всего прочего, наша страна сможет получить доступ к механизму решения торговых конфликтов и право участия в разработке перспективных правил международной торговли.15 Важно отметить, что присоединение страны к ВТО даст возможность для более либерализованного экспорта отечественных фирм на зарубежные рынки готовой продукции на равноправных условиях и защиты прав на промышленную собственность для российских фирм-производителей. Можно прямо отметить, что это благоприятно повлияет на деятельность российских компаний, занятых выпуском высокотехнологичных товаров. Можно задать вопрос - а сколько предприятий в стране может воспользоваться такой возможностью и соперничать на равных на глобальных рынках.
Нельзя не отметить и такой важный факт, как существенное улучшение режима международной кооперации для российских предприятий: создаются достаточно хорошие условия для развития и углубления производственного сотрудничества между российскими и зарубежными фирмами-изготовителями товаров высоких технологий. Это становится все более важным. Например, видно из следующего примера: цифровой прибор iPod фирмы Apple включает 451 электронный компонент. И хотя на корпусе есть надпись, что он сделан в Китае, стоит отметить, что в Китае производится лишь окончательная сборка, на которую запланировано лишь
4 долл. величины издержек, а сам товар стоит 150 долл. Разнообразные электрон-
15 Влияние вступления России в ВТО на предприятия приборостроения, систем управления, электронной и электротехнической промышленности обсудили на заседании Круглого стола 28 марта // http://www.mashportal.ru/machinery_news-23481.aspx
ные компоненты для данного прибора изготавливаются в США, Тайване, Индонезии, Японии, а также на Филиппинах.
Присоединение к ВТО и приведение российских нормативных актов в полное соответствие с международными даст основу для более тесного участия предприятий России в международных производственных сетях. Ожидается, что присоединение к ВТО будет способствовать формированию в России благоприятного инвестиционного климата, что однозначно скажется на ускорении потока прямых инвестиций в Россию. В Китае за прошедшие 10 лет участия страны в работе ВТО иностранные компании создали более 300 производственных предприятий, ряд из них - с научно-исследовательскими центрами. Хотя условия развития экономики в нашей стране и в Китае существенно разнятся, это свидетельствует о существовании потенциальных возможностей роста капиталовложений, включая создание научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров.
Конечно, присоединение к ВТО не даст сразу самых прекрасных последствий, не сделает из России немедленно передовую страну с наукоемким производством. ВТО разрабатывает и следит за исполнением правил только международной торговли, в составе этих правил регулирование высокотехнологического сегмента -только часть ее деятельности. Членами ВТО являются почти 180 стран и большая часть среди них развивающиеся. Они состоят в качестве членов ВТО (а до этого ГАТТ) в течение многих лет и некоторые из них смогли сделать «прыжок» в наукоемкое производство.
Если наша страна поставит целью развитие национального сегмента высоких технологий, то справедливо предполагать, что их будут разрабатывать в своей же стране. В результате будут развиваться и наука, и образование, и инновации в промышленности и других отраслях экономики. Всемирная торговая организация только формирует лучшие условия для предприятий товаров и услуг высоких технологий, формирует климат для развития международной производственной кооперации, защите прав на промышленную собственность, а также для привлечения в Россию иностранных фирм-изготовителей товаров и оборудования высоких технологий.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2003 - 315 с.
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация от А до Я (3-е издание, дополненное). М.: ВАВТ. 2012. - 260 с.
Дюмулен И.И. Восьмая конференция министров ВТО и концептуальные проблемы дальнейшей деятельности ВТО // «Российский внешнеэкономический вестник», № 2, 2012, с. 3-11.
Зенкин И.И. Международно-правовое регулирование телекоммуникационных услуг в рамках ВТО: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.10. - международное право; европейское право /И.И. Зенкин; Науч. рук. В. М. Шумилов. - М.: РУДН. 2010. - 24 с.
Орешкин В. Производственный потенциал и конкурентоспособность // Конкурентоспособность России в глобальной экономике / под ред. А. А. Дынкина, Ю. В. Куренкова. М., 2003. С. 174-209.
Российская экономика: пути повышения конкурентоспособности. Коллективная монография. / Под общ. ред. проф. А.В. Холопова. (МГИМО-ВР). - М.: «Журналист», 2009.
- 690 с.
Савинов Ю.А., Абрамова А.В. Международная торговля информационными технологиями: вопросы регулирования // «Российский внешнеэкономический вестник», 2007. №2. сс. 26-34.
Шульцева В.К. Мировой ИКТ-мейнстрим // Электросвязь. 2010. №4, сс. 17-21. Шульцева В.К. Экономика ИКТ-2010: нереализованный потенциал. //Электросвязь, 2010. №12, сс. 26-29.
АРОС: вступление России в ВТО будет способствовать развитию отрасли связи// http:// pda.cnews.ru/news/index.shtml?line/2011/11/25/465912
Ассоциация региональных операторов связи поддержала условия ВТО // telekomza. livejournal.com>150586.html
Правительство Молдавии одобрило договор о ЗСТ СНГ
Правительство Молдавии 29 августа 2012 г. одобрило проект закона о ратификации Договора о зоне свободной торговли СНГ. Как сообщает молдавское государственное информационное агентство МоЫрге8, теперь закон должен быть ратифицирован парламентом. Документ был подписан 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге и предусматривает исключение налогов на импорт и экспорт целого ряда продукции в государствах-участниках Содружества Независимых Го -сударств.
Министр экономики РМ Валерий Лазэр заявил о важности договора для Молдавии, поскольку он обеспечит стабильную основу для сотрудничества со странами СНГ, которые являются основными торговыми партнерами Молдавии. "Документ исключит возможность возникновения какого-либо эмбарго со стороны партнеров по Содружеству", - сказал Лазэр. По словам чиновника, в договоре будут и исключения. "С Украиной мы сохраним пошлины на такие товары, как сахар, этиловый спирт. Данные исключения будут устранены постепенно", - отметил министр.