Научная статья на тему 'Международная торговля информационными технологиями: вопросы регулирования'

Международная торговля информационными технологиями: вопросы регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1437
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТОРГОВЛЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная торговля информационными технологиями: вопросы регулирования»

Международная торговля информационными технологиями: вопросы регулирования*

ЮА. Савинов

Доктор экономических наук, профессор Всероссийской академии внешней торговли

АВ. Абрамова (МГИМО (У) МИД РФ)

С середины 90-х гг. XX века вопросами охраны интеллектуальной собственности занимается Всемирная торговая организация (ВТО). В ее рамках было разработано Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности -ТРИПС (Trade related Aspects of the Intellectual Property Rights), где права интеллектуальной собственности рассматриваются в рамках международной торговой системы. Отличительной чертой данного соглашения стало введение экономических санкций при нарушении прав на интеллектуальную собственность.

В ТРИПС разработаны определения таких значимых понятий для рынка информационных технологий как товарный знак, товары с поддельными товарными знаками, незаконно копированные товары. В отношении компьютерных программ ТРИПС требует соблюдения положений Бернской конвенции, где установлено, что компьютерные программы должны обладать такой же защитой, как и литературные произведения, при условии, что элементы программы являются оригинальными19.

Соглашение ставит перед странами-участницами обязательство по формированию национальных систем защиты прав ин-

теллектуальной собственности - разработка норм, положений и механизмов для охраны данной формы собственности.

Россия, обладая значительным потенциалом в отрасли информационных технологий, при участии в Соглашении сможет более эффективно защищать права российских компаний при выходе на внешние рынки. Ряд российских компаний, разработавших конкурентоспособные продукты и успешно реализующие их на внутреннем рынке, начиная работать на зарубежных рынках, сталкиваются с проблемой появления несанкционированных копий программного обеспечения.

Так, например, лидер российского рынка по разработке антивирусных программ, одного из наиболее дорогих и прибыльных сегментов рынка информационных технологий, "Лаборатория Касперского", констатирует, что несет значительные потери от распространения пиратских копий программных продуктов в Китае, на долю которого в общем обороте компании приходится менее 1%. При этом, по количеству пользователей, которые приходят на официальный сайт компании для получения обновлений антивирусного программного обеспечения страна занимает 1 место с долей 25%, опережая по данному показателю Россию, Стра-

*Окончание статьи. Начало см. в №2 за 2007 год.

ны Западной Европы и США, на которые приходится до 63% оборота компании20.

Таким образом, развитие системы защиты прав интеллектуальной собственности на международном уровне способствует укреплению конкурентных позиций компаний на мировых рынках, стимулирует инновационную деятельность и служит гарантией избежания недобросовестной конкуренции и более полного получения дохода при прдаже программного обеспечения. Реализация мер, направленных на защиту прав интеллектуальной собственности служит стимулом роста объемов международной торговли информационными технологиями.

Так, опыт российских компаний на рынке программного обеспечения свидетельствует о том, что построение долгосрочных отношений возможно лишь с партнерами из тех стран, где данные права соблюдаются. При этом пагубная практика недостаточно активной борьбы с производителями контрафактной продукции не только сдерживает развитие международной торговли на отдельных сегментах рынка, но и подрывает доверие к стране в целом. Защита прав интеллектуальной собственности в современной мировой экономике не является только "охранной грамотой" для нововведений, но становится средством стимулирования инновационной активности.

История развития мировой экономики показывает, что на протяжении многих десятилетий система защиты прав интеллектуальной собственности служила, с одной стороны, основой для монопольного положения компаний на отдельных рынках, а с другой, стимулировала конкурентную борьбу и служила основой возникновения новых отраслей народного хозяйства.

Другим ключевым направлением регулирования международной торговли информационными технологиями является торговля компьютерным оборудованием и программным обеспечением.

Крайне важным элементом эффективной политики стимулирования развития международной торговли информационными технологиями является устранение таможенных пошлин на импорт компьютерной и телекоммуникационной техники и программного

обеспечения. С этой целью странами-членами ВТО в 1 996 было принято Соглашение по торговле информационными технологиями (Information Technology Agreement - IT A)21. На начальном этапе его функционирования оно объединяло ограниченное количество государств, на которых тем не менее приходилось 80% мировой торговли компьютерным, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением: США, Япония, Южная Корея, Австралия, Канада, страны ЕС, Норвегия, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Исландия, Турция, Швейцария и Индонезия. На сегодняшний день число государств выросло до 6322, и их удельный вес в мировой торговле продукцией, подпадающей под регулирование Соглашением составляет 97%23. Главными инициаторами разработки Соглашения были США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона - государства, являющиеся мировыми экспортерами компьютерной, телекоммуникационной техники и программного обеспечения.

Общее число позиций, подпадающих под регулирование данным Соглашением, составляет 120 пунктов, они могут быть объединены в 5 основных групп: компьютерное оборудование, телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение на носителях, включая флоппи и оптические диски, оборудование для производства полупроводников, полупроводники и оборудование для научно-исследовательской деятельности.

Соглашение предусматривает устранение пошлин на вышеперечисленные группы товаров в период с 1997 г. по 2000 г. на основании одновременного действия следующих принципов:

■S отмена импортных пошлин на все товары, перечисленные в Соглашении;

■S отмена импортных пошлин должна применяться ко всему списку товаров без исключения;

■S отказ от прочих тарифных ограничений.

Исключения были сделаны для развивающихся стран, которым было разрешено оставить импортные пошлины на ряд позиций из списка товаров и увеличить срок сокращения пошлин.

Соглашение не входит в обязательный пакет соглашений для участников ВТО, однако, в соответствии с п. 10 Соглашения, оно является открытым для всех членов организации, а также для всех стран и отдельных таможенных территорий, которые находятся в процессе вступления в ВТО. Следует отметить, что членами Соглашения являются как страны-экспортеры товаров, подпадающих под регулирование Соглашением, (такие, как США, Канада, страны ЕС), так и страны, которые преимущественно потребляют эти товары (страны с переходной экономикой, страны "третьего мира").

Подавляющее большинство из 29 первоначальных участников Соглашения отменили тарифы к 1 января 2000 г. Базовая ставка таможенного тарифа к моменту подписания Соглашения в странах ЕС, например, составляла в среднем около 3-7%, и после поэтапного снижения достигла 0% в 2000 г.

После того как началась реализация положений Соглашения о торговле информационными технологиями, возникла необходимость в создании Комитета по расширению торговли продукцией сектора информационных технологий (Committee of Participants on the Expansion of Trade in Information Technology Products) под эгидой ВТО для реализации положений Соглашения. Помимо решения вопросов по перечню информационных технологий, подпадающих под действие Соглашения, Комитет провел анализ различий в классификации товаров, консультации по нетарифным барьерам, привлечение новых участников. Соглашением предусмотрено, что регулируемый ею перечень товаров на рынке информационных технологий, компьютерного и телекоммуникационного оборудования может периодически пересматриваться и расширяться участниками Соглашения.

Несмотря на то, что к 2000 г. большинство стран, подписавших Соглашение, выполнило главное его условие и сократило уровень таможенных ставок до нулевого уровня, в настоящее время расширение Соглашения о торговле информационными технологиями (ITA-II) продолжается. Однако к сентябрю 2006 г. так и не были произведены изменения в Приложениях, и между делегациями продолжается их обсуждение. Соглашение ITA-II должно распространить тамо-

женные уступки на бытовую электронику и ряд товаров по обеспечению безопасности, в том числе и информационной, что является одной из основных причин, почему до сих пор не достигнуты окончательные договоренности между странами-участницами Соглашения.

Если в начале срока действия Соглашения основной акцент делался на устранение тарифных ограничений, то с 2000 г. ведутся переговоры о снятии нетарифных барьеров, из которых наиболее существенными считаются отмена лицензирования на внешнеторговые операции по ряду товаров, охватываемых соглашением, отказ от стандартов и сертификации и ограничений на перемещение специалистов между страна-ми-участницами.

Для рынка информационных технологий наиболее существенным является либерализация импорта программного обеспечения и компьютерного оборудования. Учитывая тот факт, что сокращение импортных тарифов коснулось именно внешнеторговых операций с такими товарами, как носители информации в цифровом виде и компьютеров, Соглашение должно способствовать, с одной стороны, уменьшению цен на данную продукцию в странах-импортерах, а с другой, способствовать снижению оборота контрафактного программного обеспечения в мировой экономике.

Так, снижение импортных тарифов в развивающихся странах мира на вышеперечисленные товары и, как следствие, уменьшение цены их приобретения стимулирует спрос на них как со стороны частных лиц, так и предприятий и фирм. Это особенно актуально для рынков развивающихся стран, где уровень использования информационных технологий сравнительно низкий. Развитие внутренних рынков является одним из ключевых моментов стимулирования повышения конкурентоспособности стран. Во-первых, распространение компьютерного оборудования и прикладного программного обеспечения в промышленном секторе и сфере оказания услуг позволяет компаниям формировать более эффективные модели управления и организации работы с поставщиками и клиентами как среди компаний внутри страны, так и при выходе на внешние рынки. Ведение электронного документооборота и ускорение

проведения анализа текущего состояния производства снижает временные издержки и способствует минимизации расходов на оплату труда персонала компаний. Во-вторых, знание уровня развития информационных технологий в мире и наличие на внутреннем рынке по более доступным ценам современного программного обеспечения служит хорошим стимулом для успешной работы в развивающихся странах компаний по оказанию компьютерных услуг, ориентированных на внешние рынки или работающих в системе аутсорсинга с мировыми лидерами отрасли. Наиболее ярким примером позитивного влияния на рост объемов экспорта программного обеспечения от уменьшения импортных пошлин на данную продукцию может служить Индия, где с 1991 г., в соответствии с принятой Правительством страны программной развития отрасли информационных технологий, проводилась политика снижения ставки импортных пошлин на ввозимое программное обеспечение с 11 2% до 0% в 1 999 г.24. Эта мера, наравне с рядом других правительственных мер, придала дополнительный импульс развитию отрасли в стране, если в 1991 г. объемы экспорта программного обеспечения в стране составляли 173,9 млн долл., то к 2006 г. выросли, по нашим оценкам, до 10-11 млрд долл.

Распространение информационных технологий оказывает положительное влияние на повышение числа пользователей компьютерным оборудованием, программным обеспечением и Интернетом, растет число мелких и средних компаний, выходящих на мировой рынок и осуществляющих внешнеторговые операции в форме электронной торговли.

Воздействие Соглашения о торговле информационными технологиями на мировой рынок данных товаров двояко. На стадии формирования отрасли информационных технологий в развивающихся странах политика отказа от импортных пошлин на программное обеспечение и компьютерное оборудование является очень эффективной. Но по мере повышения конкурентоспособности предприятий в странах-импортерах и их перехода от выполнения заказов западных компаний на разработку "полуфабриката" про-

граммного обеспечения, которое дорабатывается заказчиками до уровня готовности к коммерческой реализации, к готовым коммерческим программным продуктам, низкий уровень защиты внутреннего рынка ставит национальные компании в менее выгодное положение по сравнению с конкурентами, поскольку затраты на создание принципиально новых продуктов на базе инноваций, характеризуются высокой себестоимостью. Это в свою очередь приводит к ужесточению конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках.

К разряду положительных результатов реализации Соглашения о торговле информационными технологиями необходимо отнести и его позитивное влияние на уменьшение объемов реализации контрафактной продукции в странах-участницах. Снижение стоимости импортируемого страной программного обеспечения значительно снижает целесообразность производства и реализации на территории страны несанкционированных его копий.

Экспортеры программного обеспечения и компьютерного оборудования в свою очередь получают дополнительные преимущества при реализации информационных технологий на рынках развивающихся стран, где, как уже отмечалось, данный вид технологий характеризуется более низкой степенью распространения. Это позволяет увеличить жизненный цикл информационной технологии и более успешно конкурировать с местными производителями, поставляя более конкурентоспособный продукт по сопоставимой цене.

Таким образом, присоединение к Соглашению о торговле информационными технологиями дает странам возможность ускорить развитие внутреннего рынка информационных технологий путем сокращения издержек компаниями, университетами и домашними хозяйствами расходов на его приобретение. Это в свою очередь повышает уровень квалификации трудовых ресурсов страны и формирования благоприятной почвы для развития собственной конкурентоспособной индустрии создания информационных технологий для успешного выхода компаний на мировые рынки.

Соглашение о торговле информационным технологиям имеет важное значение для российского рынка информационных технологий в контексте присоединения страны к ВТО.

Важнейшим направлением совершенствования таможенного законодательства России в настоящее время является приведение его в соответствие с системой соглашений ВТО. Подобная работа уже проводится в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, например в законодательстве о лицензировании и сертификации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В связи с этим после вступления в силу соглашений ВТО для Российской Федерации потребуется полностью привести с ними в соответствие свое законодательство. Следует отметить, что предусмотренные соглашениями ВТО требования к регулятивным процедурам, в том числе и внешнеэкономической деятельности, проверены значительным опытом их практического применения и доказали свою эффективность в условиях применения большинством стран мира на протяжении продолжительного периода времени. В то же время ряд норм и правил ВТО после включения в национальное российское законодательство должен обеспечиваться продуманным и сбалансированным механизмом правоприменения.

Включение в действующий Таможенный кодекс норм, предусматривающих обязанность таможенных органов вести реестр объектов интеллектуальной собственности и применять к ним особый режим оформления и контроля, направленных на обнаружение контрафактной продукции, соответствует требованиям ВТО в отношении защиты прав интеллектуальной собственности.

Необходимо учесть, что США увязали продвижение тарифных переговоров в процессе присоединения России к ВТО и свои уступки с согласием России на участие в Соглашении, при этом признав, что снижение

тарифов российской стороной будет производиться поэтапно.

В ходе переговоров по вступлению в ВТО российской стороной была выражена готовность снизить до нулевого уровня ставки таможенных пошлин на товары, указанные в Соглашении в течение трех лет после вступления России в ВТО. При этом уступки России по таможенным пошлинам на охватываемые Соглашением товары могут быть использованы для получения взаимных уступок со стороны других стран - участников ВТО по товарам, на снижение тарифов по которым Россия по тем или иным причинам не может пойти.

Таможенные пошлины часто рассматриваются как инструмент защиты находящегося в стадии раннего развития российского рынка информационных технологий и компьютерного оборудования. Однако ограничения на импорт иностранных товаров и услуг угрожают как отсутствием конкуренции, а соответственно стимулом для развития информационных технологий внутри страны, так и создают барьеры для притока иностранных товаров и услуг, необходимых внутреннему рынку. Кроме того, таможенные пошлины повышают издержки на приобретение и/или использование информационных технологий иностранного происхождения. Таким образом, таможенные пошлины на данные товары скорее являются препятствием для развития российского рынка информационных технологий, в значительной степени зависящего от импорта высокотехнологичной продукции.

Другой проблемой, которая должна быть рассмотрена перед принятием условий Соглашения по информационным технологиям, является угроза недополучения средств от таможенных платежей в бюджет. Однако опыт снятия таможенных пошлин в странах, подписавших Соглашение, показывает, что недополучение бюджетных средств по линии таможни, вызванное отказом от таких ставок, компенсируется увеличением налоговых поступлений от развития рынка информационных технологий на внутреннем рынке страны.

В отличие от существующей в мире практики специального стимулирования международной торговли товарами и услугами на рынке информационных технологий, в Российской Федерации не предусмотрено

никаких преференций для внешнеэкономической деятельности на данном рынке, более того, в отношении ввоза и вывоза ряда товаров предусмотрены специальные процедуры получения разрешений, которые можно рассматривать как репрессивные и фактически сводящие к нулю эффективность легального ведения бизнеса.

Таким образом, соблюдение страна-ми-участницами обязательств Соглашения по торговле информационными технологиями делает его обоюдовыгодным как для стран-поставщиков, так и для стран-потребителей данного вида технологий. Поскольку развитые стран являются и основными поставщиками информационных технологий, и их значительными потребителями, Соглашение способствует росту их внешнеторговых операций, с одной стороны, а с другой, снижению стоимости их реализации на рынках данных стран и укреплению конкурентоспособности. Для развивающихся стран ключевым преимуществом участия в данном Соглашении является получение доступа к современным технологиям по более низким ценам, что стимулирует развитие внутреннего рынка, а так же формирование экспортно-ориентированного сегмента производства информационных технологий.

Третьим направлением регулирования международной торговли информационными технологиями стали, как отмечалось выше, компьютерные и информационные услуги.

Основы многостороннего регулирования международной торговли услугами заложены в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), принятом на Уругвайском раунде ГАТТ. Это универсальное соглашение является частью пакета многосторонних соглашений в рамках ВТО. Основными принципами Соглашения стали: отказ от дискриминации (соблюдение режима наибольшего благоприятствования), предсказуемый и открытый доступ на рынки услуг (устранение количественных и качественных ограничений путем согласования и упорядочения правил и процедур лицензирования и стандартизации и т.д.). Согласно ст. 1 данного Соглашения понятие "услуги" включает любые услуги в любой сфере. Компьютерные и информационные услуги были включены в Классифика-

тор услуг, используемый в рамках ГАТС и вошли в первый его раздел, "Деловые услуги"25.

Таким образом, поставка компьютерных и информационных услуг, как следует из текста Соглашения, может осуществляться четырьмя способами:услуга пересекает границу, следуя от продавца к покупателю; происходит перемещение иностранного производителя услуг на территорию страны потребителя услуги; перемещение потребителя услуги на территорию страны, где будет оказана услуга; перемещение физического лица для оказания услуги в стране-потребителе.

Развитие электронной торговли порождает определенные трудности в определении формы поставки компьютерных услуг. При всех вышеперечисленных способах поставки услуги, осуществляется с экономической точки зрения ее экспорт, но определение места ее оказания влияет на применение норм валютного, налогового и инвестиционного законодательства26. Не всегда возможно четко определить, осуществлена ли поставка услуги первым или вторым способом27, поскольку потребление услуги за рубежом не требует присутствия ни потребителя услуги, ни его собственности. Все зависит в данном случае от определения критерия при определении места оказания услуги.

Следующей проблемой регулирования международной торговли компьютерными и информационными услугами в рамках ГАТС стал вопрос выработки четкого и полного перечня услуг, относящихся к данной категории.

Согласно принятому в 1998 г. Классификатору к компьютерным услугам относятся: услуги по разработке программного обеспечения; услуги по разработке баз данных; услуги по обработке массивов данных в цифровой форме; консалтинговые услуги по установке и наладке компьютерного оборудования; прочие компьютерные услуги28.

Но стремительное развитие научнотехнического прогресса и распространение Интернета способствует постоянному расширению списка видов предоставляемых услуг и затрудняет их классификацию в силу их тесного переплетения между собой. Более всего затруднено разграничение телекоммуникационных и компьютерных услуг. Разви-

тие Интернета поставило вопрос о необходимости разграничения понятий компьютерных услуг и услуг, предоставленных с их использованием. Так, согласно положениям, выработанным Советом по торговле услугами, услуги, предоставленные с использованием информационных технологий, например, электронные банковские платежи, не могут быть отнесены к категории компьютерных и информационных услуг.

Развитие электронной торговли и практики приобретения программного обеспечения посредством Интернет поставило вопрос об определении торговли программным обеспечением, предоставление которого может квалифицироваться в данном случае и как поставка товара, так и услуги. Совет по торговле услугами считает, что при реализации программного обеспечения посредством Интернета может происходить и предоставление услуги и товара29.

Распространение в международной торговле практики модели аутсорсинга на оказание ряда услуг так же потребовало внесения четкости в существующее определение рынка компьютерных и информационных услуг. Так ряд средних и крупных компаний располагают собственными службами по работе и внедрению информационных технологий. Данные подразделения могут осуществлять весь перечень работ по предоставлению услуг, отнесенных к разряду компьютерных, внутри компании и на благо ее процветания. Если же фирмы выводят данные подразделения из структуры компании или же отдают заказы на управление и внедрение информационных технологий специализированным организациям, то в данном случае эти операции могут классифицироваться как предоставление услуг одним юридическим лицом другому юридическому лицу и при международном характере сделки попадают под регулирование ГАТС30.

Также значительное влияние на либерализацию торговли компьютерными услугами оказало принятие Приложения к ГАТС по телекоммуникациям31. Наиболее важным для рынка компьютерных и информационных услуг является раздел 7 Приложения - об отношении к международным организациям и соглашениям. В разделе содержится не только признание важности международных стан-

дартов рынка телекоммуникации и услуг странами, членами ВТО, но и обязательство по содействию их распространению, в частности стандартов Международного союза электросвязи и Международной организации по стандартизации, которые разрабатывают стандарты, в том числе и для программного обеспечения.

Принимаемые Международным союзом электросвязи стандарты имеют статус рекомендаций. Рекомендации разделены по сериям, которые идентифицируются буквами алфавита от А до Т. Наибольшее значение для рынка информационных технологий имеют серии Н, X, У, Т охватывающие языки программирования, системы обработки сообщений и стандарты взаимосвязи открытых систем.

Международная организация по стандартизации в рамках своей деятельности также занимается разработкой стандартов для рынка информационных технологий. Из 13000 выработанных организацией стандартов 2000 относятся к данному рынку. Они охватывают вопросы, связанные с проектированием и разработкой систем и средств информационных технологий, безопасность систем, переносимость прикладных программ, гармонизацией понятий рынка информационных технологий32.

Соблюдение основных обязательств, составляющих основу ГАТС, странами-членами Соглашения, способствует либерализации торговли компьютерными и информационными услугами и установлению справедливых условий конкуренции. Компьютерные услуги рассматриваются странами в качестве одного из основных инструментов экономического развития, благодаря их участию в создании необходимой инфраструктуры.

Быстрый рост рынка компьютерных и информационных услуг ведет также к росту числа новых рабочих мест в развитых и развивающихся странах. При этом либерализация торговли данным видом услуг способствует повышению квалификации занятых в развивающихся странах и облегчению выхода компаний из этой группы стран на мировые рынки. Повышение конкурентоспособности компаний на рынке информационных технологий отражается и на конкурентоспо-

собности остальных отраслей народного хозяйства.

Таким образом, можно констатировать, что принятие и реализация принятых в рамках ВТО соглашений способствует росту международной торговли информационными технологиями. Соблюдение принципов и обязательств, предусмотренных соглашениями, способствует либерализации торговли компьютерным оборудованием, программным обеспечением и компьютерными и информационными услугами. Это в свою очередь позитивно влияет на динамику роста международной торговли информационными технологиями, которые на сегодня являются своего рода нервной системой современной мировой экономики, создают потенциал для модернизации традиционных отраслей, формируют основы для возникновения новых форм оказания услуг, значительно ускоряют внедрение инноваций и обмен информацией между учеными и бизнесменами.

По мере увеличения международной торговли информационными технологиями и роста их значения для национальных экономик, также усиливается внимание мирового сообщества к проблеме защиты прав физических лиц при распространении практики автоматизированной обработки персональных данных физических лиц, что не может не сказаться на международной торговле программным обеспечением, компьютерными и информационными услугами.

Так, Советом Европы в 1981 г. была принята Конвенция о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Целью конвенции является обеспечение прав и основных свобод физических лиц, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, при автоматизированной обработке персональных данных, независимо от национальности, места проживания и иных обстоятельств. Конвенция определяет основные принципы сбора, обработки, хранения и использования информации личного характера, а также меры по защите лиц от ее незаконного использования.

Конвенция содержит нормы, регулирующие трансграничную передачу персональных данных. В частности, устанавливаются ограничения на передачу таких данных в

государства, где правовое регулирование не обеспечивает их должной защиты, а также на трансграничную передачу отдельных категорий данных, на которые распространяются специальные ограничения, в том числе связанные с обеспечением безопасности государства.

В декабре 2005 г. к данной Конвенции присоединилась и Россия33. Актуальность данного шага связана с ростом использования информационных технологий при реализации основных направлений социальноэкономической политики Правительства России и распространением на территории страны практики автоматизированной обработки персональных данных граждан. Для реализации Конвенции Правительством Российской Федерации дополнительно подготовлен пакет законопроектов, направленных на приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с Конвенцией. В частности, это Федеральный Закон "О персональных данных", Федеральный Закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", а также "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об электронной цифровой подписи".

Необходимость повышения эффективности участия экономики России в международном разделении труда объективно предполагает расширение экспорта и импорта возобновляемых ресурсов, использование которых все больше определяет конкурентоспособность экономики страны в мировом хозяйстве. Развитие рынка информационных технологий является одним из направлений укрепления конкурентоспособности страны. В этой связи реализация последовательной государственной политики, направленной на развитие внутреннего рынка информационных технологий и стимулирования экспорта, становится особенно актуальной. Ключевая роль при решении данной задачи отводится разработке мер регулирования отрасли. Как показывает опыт развитых стран мира, лидеров рынка, соблюдение мер защиты прав интеллектуальной собственности укрепляет конкурентные позиции национальных компаний как на внутреннем, так и на внешних рынках, стимулирует инновационную активность, что в современных условиях глобализации и НТП становится центральным аспектом

жизнеспособности компаний. Либерализация торговли информационными технологиями не является для России однозначно положительным направлением развития, что характерно для большинства отраслей страны. Усиление конкуренции между иностранными и национальными поставщиками товаров и услуг на рынке информационных технологий, с одной стороны, будет способствовать повышению уровня качества разработанного программного обеспечения и оказания компьютерных и информационных услуг, а, с другой стороны, послужит причиной падения конкурентоспособности и ухода с рынка отдельных фирм, что в целом в условиях высоких темпов развития отрасли окажет на российскую экономику менее негативное влияние, нежели утрата позиций национальными компаниями на рынках фармацевтической или автомобильной промышленности.

Таким образом, можно отметить, что информационные технологии способны стать значимой статьей валютных поступлений в Россию в среднесрочной и долгосрочной перспективе при условии государственной поддержки инновационной активности компаний и укреплении их позиций на ключевых сегментах этого мирового рынка.

Примечания:

19Основы торговой политики и правила ВТО.

- М.: Междунар. отнош, 2005. - С.324

20Казак М. Hi-end. Сделано в России.// CNews Analytics, №8, 2006. С. 1 8.

21www.wto.org/wto/english/trator_e/

inftec_e/itadec_e.htm)

22Албания, Австралия, Болгария, Канада, Коста-Рика, Хорватия, Кипр, Чехия, Сальвадор, Эстония, все страны ЕС (Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, ФРГ, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция), Грузия, Гонконг (КНР), Исландия, Индия,

Индонезия, Израиль, Япония, Иордания, Корея, Киргизия, Латвия, Лихтенштейн, Мальта, Литва, Макао, Малайзия, Новая Зеландия, Норвегия, Оман, Панама, Филиппины, Польша, Румыния, Сингапур, Словакия, Словения, Швейцария, Тайвань, Таиланд, Турция, США, Саудовская Аравия, Г ондурас, Никарагуа.

23Status of Implementation. Note by the Secretariat. 30 September 2005. www.wto.org.

24Кохова С.В., Сухарев А.Г. Индия: курс на мировое лидерство в области информационных технологий. Государственная политика Индии в области разработки программного обеспечения и ее плоды. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 2001. - С. 83.

25Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. - М.: Экономика, 2003. - С.78.

26Основы торговой политики и правила ВТО.

- М.: Международные отношения, 2005. - С. 230

27World Trade Organization, Council for Trade in Services Special Services. Communication from the European Communities and Their Member States. S/ CSS/W/34/Add.1 1 5 July 2002, www.wto.org

28World Trade Organization Council for Trade in Services. Computer and Related Services. Background Note by the Secretariat S/C/W/45 1 4 July 1 998 www.wto.org

29Ibidem.

30World Trade Organization. Council for Trade in Services. Special Session. Communication from the Separate Customs Territory of Taiwan, Penghu, Kinmen and Matsu. TN/S/W/10 S/CSC/W/37, 8 January 2003, www.wto.org.

31www.wto.ru/ru/content/documents/docs/ pril 1 B.doc

32Сухомлин В.А. Введение в анализ информационных технологий. Учебник для вузов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2003. - С. 76.

3320 декабря 2005 года Президент России В.В. Путин подписал Федеральный Закон № 21 73464 "О ратификации конвенции совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.