Научная статья на тему 'Правовые особенности вступления России в ВТО'

Правовые особенности вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобанова Екатерина Владимировна

К важнейшим принципам ВТО относятся достижение консенсуса в торговых переговорах, обеспечение недискриминационного режима в экономических отношениях, взаимные уступки на основе совместных решений, обязательное исполнение принятых правил поведения, международная поддержка в разрешении споров, гармонизация национального законодательства. Для полноценнойдеятельности ВТО необходимо правовое урегулирование данных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности вступления России в ВТО»

LEGAL SCIENCES

Legal features of entry Russia in the WTO Lobanova E. (Russian Federation) Правовые особенности вступления России в ВТО Лобанова Е. В. (Российская Федерация)

Лобанова Екатерина Владимировна /Lobanova Ekaterina - кандидат юридических наук, доцент,

кафедра хозяйственного права, Санкт-Петербургский государственный университет экономики, г. Санкт-Петербург

Аннотация: к важнейшим принципам ВТО относятся достижение консенсуса в торговых переговорах, обеспечение недискриминационного режима в экономических отношениях, взаимные уступки на основе совместных решений, обязательное исполнение принятых правил поведения, международная поддержка в разрешении споров, гармонизация национального законодательства. Для полноценной деятельности ВТО необходимо правовое урегулирование данных вопросов. Abstract: the most important principles of the WTO are to reach a consensus in the trade negotiations, to ensure non-discriminatory treatment in economic relations, mutual concessions on the basis of joint decisions taken pursuant to the mandatory rules of conduct, international support for the resolution of disputes, harmonization of national legislation, necessary legal settlement of these issues for the full activity of the WTO.

Ключевые слова: всемирная торговая организация, международное сотрудничество, правовое регулирование.

Keywords: the World Trade Organization, international cooperation, legal regulation.

Всемирная торговая организация (ВТО) начала функционировать с 1 января 1995 года. В настоящее время в числе ее членов 149 стран мира, включая Российскую Федерацию. В ВТО состоят Грузия, Кыргызская Республика, Республика Молдова.

Высший орган Всемирной торговой организации - Министерская конференция (Конференция министров). Она объединяет представителей всех государств - членов ВТО и собирается на свои сессии, как правило, один раз в два года.

Решением текущих, процедурных и других вопросов между сессиями Министерской конференции занимаются Генеральный совет представителей государств - членов, созываемый на заседания 8-10 раз в год, а также Орган по разрешению споров и Орган по обзору торговой политики.

Исполнительный орган Всемирной торговой организации - Секретариат ВТО (с местопребыванием в Женеве).

Министерская конференция или Генеральный Совет назначают Генерального директора ВТО -руководителя Секретариата (на трехлетний срок).

Конкретными вопросами международного сотрудничества по отдельным направлениям занимаются Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджету, финансам и администрации, Комитет по обеспечению равновесия платежного баланса (по ограничениям), Комитет по региональным торговым соглашениям и некоторые другие комитеты.

Комитеты учреждаются Министерской конференцией ВТО. Под руководством Генерального совета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), другие специализированные органы, которые, в свою очередь, руководят деятельностью комитетов по соглашениям и переговорными группами.

Годовой бюджет ВТО превышает 80 млн. долл. США.

Решения в ВТО принимаются, как правило, на основе консенсуса. Для внесения изменений в соглашения и освобождения от принятых обязательств необходимы 3/ч голосов участников, а для поправок, не затрагивающих обязательств и прав участников - 2/з голосов.

В соответствии со статьей ХП Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации для утверждения условий присоединения к ВТО необходимы также 2/з голосов ее членов.

Деятельность ВТО регламентируется соглашением об ее учреждении и большим пакетом других соглашений.

К важнейшим из них относятся:

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ 1994 года;

- Соглашение по техническим барьерам в торговле;

- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей - ТРИМС;

- Соглашение по правилам происхождения товара;

- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

- Соглашение по чрезвычайным защитным мерам;

- Соглашение по сельскому хозяйству;

- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

- Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС;

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;

- Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;

- плюрилатеральные соглашения (не обязательные для всех членов ВТО): по правительственным закупкам и торговле гражданской авиатехникой;

- механизм обзора торговой политики и целый ряд других многосторонних соглашений (всего свыше 50).

В этих документах определены правила и нормы поведения на мировых товарных рынках, распространяющиеся на государственное регулирование внешней торговли, тарифную, антидемпинговую политику, решение конкретных вопросов лицензирования экспорта и импорта, конкуренции, стандартизации товаров и услуг, санитарного контроля, охраны интеллектуальной собственности и т. д.

К важнейшим принципам ВТО относятся достижение консенсуса в торговых переговорах, обеспечение недискриминационного режима в экономических отношениях, взаимные уступки на основе совместных решений, обязательное исполнение принятых правил поведения, международная поддержка в разрешении споров, гармонизация национального законодательства.

Все страны - члены ВТО по Соглашению о создании Всемирной торговой организации (статья XVI, пункт 4) должны привести свои законы, регуляторные правила и административные процедуры в соответствие с названными принципами. При этом нормы и правила ВТО имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

ВТО регулирует подавляющую часть международной торговли (более 90 %) и значительную часть международной инвестиционной деятельности.

При содействии этой организации, международный статус которой равен статусу МВФ и Мирового банка, достигнут существенный прогресс в решении проблем либерализации торговых отношений, ограничения протекционизма и применения мер нетарифного регулирования. Тарифы становятся практически единственным разрешенным способом защиты, а уступки - результатом взаимного торга.

Проходивший с сентября 1986 года по апрель 1994 года Уругвайский раунд переговоров (приведший к созданию ВТО) позволил правительствам большинства современных государств максимально сблизить свои позиции в вопросах решения многих проблем мировой экономики.

Преимущества членства в ВТО - это преимущества работы по единым международным правилам, преимущества системы недискриминационной торговли, цивилизованной рыночной конкуренции, развития иностранного инвестирования и международного технологического трансферта, кооперации сопоставимых по технологии производства и управления предприятий и корпораций, ускорения экономического и научно-технического прогресса благодаря ориентации на прогрессивные нормы и стандарты.

К тому же нужно учитывать, что ВТО постепенно трансформируется во все более сложную систему регулирования не только торговли, но и инвестиций, политики конкуренции и глобального бизнеса.

По Протоколу о присоединении для участия в деятельности ВТО необходимо:

- обеспечить доступ продукции других государств - членов ВТО на национальный рынок за счет снижения импортных пошлин;

- принять обязательства по предоставлению национального режима, в том числе для уменьшения или устранения ограничений на привлечение и использование иностранных инвестиций;

- реформировать налоговую и финансовую систему, ценообразование, экспортный и импортный режим в соответствии с правилами ВТО;

- предоставить другим членам ВТО доступ на национальный рынок банковских, страховых, транспортных, консалтинговых и прочих услуг;

- обеспечить одинаковую защиту прав интеллектуальной собственности (авторских прав, патентов, торговых марок, компьютерных программ, звукозаписей) в соответствии с международно принятыми процедурами;

- в соответствии с принципом транспарентности сделать доступной информацию об иностранных торговых правилах - для всех заинтересованных предприятий и лиц.

Применение принципа недискриминации в рамках ВТО означает, во-первых, что развитые страны должны действовать по общим правилам торговли и не использовать преимущества своего положения, во-вторых, что иностранные и отечественные товары на рынке страны должны находиться в равном положении.

Вместе с тем члены ВТО могут создавать региональные зоны свободной торговли, таможенные союзы, несколько отступая от принципа недискриминации в отношении третьих стран, при условии, что при этом не возникнут дополнительные барьеры в международной торговле.

Принцип взаимности находит выражение в том, что каждый из членов ВТО получает приблизительно одинаковые выгоды от свободного доступа на рынок другого члена организации, благодаря снижению тарифов на аналогичные товары.

Но в отношениях со слаборазвитыми странами разрешается использовать некоторые преференциальные тарифы, не подпадающие под общий режим наибольшего благоприятствования.

Организация доступа на зарубежный рынок основывается на следующих правилах:

- каждая страна представляет список тарифных уступок;

- наряду с обязательством по снижению тарифов принимается обязательство не повышать их в дальнейшем;

- принимаются обязательства по снятию количественных ограничений импорта-экспорта (квот);

- оперативно и в полном объеме публикуются обзоры по торговой политике, перечни законов по внешнеторговой деятельности, административные решения по регулированию торговли, сведения об изменениях в законодательстве.

Однако допускаются отдельные исключения из правил. Например, для защиты отечественных производителей некоторым странам разрешаются количественные ограничения в отношении импорта сельскохозяйственной продукции (при условии определенных обязательств).

Для противодействия несанкционированным количественным ограничениям импорта и повышения импортных тарифов принято Соглашение ВТО по защитным мерам.

По данному Соглашению применение защитных мер контролируется и ограничивается временными рамками. Такие меры могут вводиться только тогда, когда на основе специального расследования устанавливается серьезный ущерб, наносимый экономике конкуренцией импортных товаров. Предусматривается неприменение защитных мер при импорте товаров из развивающихся стран, доля которых в общем импорте не превышает 3 % В то же время запрещаются добровольное ограничение экспорта и дискретное лицензирование импорта и экспорта (так называемые меры «серой зоны»).

Другим документом ВТО - Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам - субсидии экспортерам запрещаются, если они наносят ущерб экономике других участников ВТО или серьезно ущемляют их интересы (в случае, если общий размер субсидий превышает 5 % стоимости ежегодных продаж субсидируемой экспортной продукции - статья V Соглашения). Исключение предусматривается (в период до 2004 года) для субсидий по экспорту сельскохозяйственной продукции.

Внутренние субсидии разделены на две категории: дающие и не дающие оснований для специальных расследований. Так, субсидии по поддержке исследований, разработок, охране окружающей среды не рассматриваются как меры, наносящие ущерб торговым отношениям.

Для развивающихся стран установлены специальный и дифференцированный режимы. Для стран с переходной экономикой предусмотрен 7-летний переходный период для вступления в силу обязательств по прекращению субсидирования экспорта.

Большое значение для развития международной торговли промышленной продукцией имеют Соглашение по техническим барьерам в торговле и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер. Они ориентируют страны на решение проблем гармонизации национальных стандартов с целью повышения качества и безопасности продукции; на ограничение и исключение практики применения стандартов как торговых барьеров; ускорение процесса внедрения международных стандартов, в том числе стандартов ИСО; исключение мер по дискриминации импортных товаров (кроме оговоренных случаев, связанных с защитой продуктов питания); повышение уровня транспарентности информации, в частности по санитарным мерам.

В то же время, учитывая сложность процесса международной стандартизации, Соглашение по техническим барьерам в торговле признает возможным и целесообразным взаимное признание ряда национальных стандартов.

Практика показывает, что все эти правила (достаточно обоснованные и корректные) повышают стабильность и обеспечивают предсказуемость развития торговли на мировых товарных рынках.

Не менее важной функцией ВТО является содействие либерализации торговли услугами. При этом приходится принимать во внимание не только быстрый рост доли услуг в международных торговых

74

отношениях, но и тот факт, что в данной сфере более длительное время сохраняются барьеры, которые затрудняют обмен информацией, технологиями и обычный товарный обмен, а национальное законодательство в наибольшей мере тяготеет к протекционизму.

Действующее в рамках ВТО Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) представляет собой, по оценке Э. Ван Дузера и Э. Холлидея1, «умеренное соглашение» (особенно в области теле- и радиопередач, банковских операций) с точки зрения ограничений иностранного участия в обслуживании потребителей услуг и уступок. К тому же, по истечении трех лет с момента вступления Соглашения в силу, член ВТО может в любое время отозвать свои уступки (статья XXI ГАТС).

Совет по торговле услугами, созданный в соответствии с Соглашением, обязывается подвергать пересмотру изъятия из режима наибольшего благоприятствования, устанавливаемые на срок свыше 5 лет (статья II ГАТС. Приложение).

Члены ВТО обязаны по запросу предоставлять информацию о национальном режиме по услугам.

В приложениях к ГАТС содержится требование (в соответствии с Четвертым протоколом ГАТС) обеспечивать недискриминационный доступ к государственным сетям, включая обеспечение права на аренду.

Условиями присоединения к ВТО являются: анализ ситуации в сфере услуг; определение национального перечня изъятий из режима наибольшего благоприятствования и конкретных задач переговорного процесса (с учетом степени готовности к принятию взаимных обязательств в отношении изменения национального законодательства, затрагивающего все секторы услуг).

ВТО выделяет следующие секторы услуг2: деловые; услуги связи; строительные и инжиниринговые; услуги в торговле; образовательные; по защите окружающей среды; финансовые и страховые; по охране здоровья и социальные; по туризму и путешествиям; по организации досуга; в области культуры и спорта; транспортные; прочие.

Весьма ответственным условием вступления в ВТО является реализация Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), непосредственно связанного и с проблемами услуг.

При вступлении в ВТО национальные системы законодательства оцениваются и по наличию, и по степени эффективности правовой защиты этой собственности, а также мерам, принимаемым для совершенствования законодательства.

Глобализация бизнеса при становлении постиндустриальной информационной экономики неизбежно ведет к повышению значения мер, направленных на защиту и взаимовыгодное использование интеллектуальной собственности. Усложнение международной конкуренции, в которой все большую роль начинают играть информационные и другие новейшие технологии, делает вопрос о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности одним из самых острых вопросов международных экономических отношений.

ТРИПС дополняет положения ранее принятых в рамках ООН международных конвенций, прежде всего Парижской и Римской, об интеллектуальной собственности, защите патентов, торговых марок, авторских прав теле- и радиокомпаний и т. д. Это соглашение распространяется на сферу коммерческого использования новейших, в том числе компьютерных технологий, регулирует разработку национальных стратегий, направленных на развитие инноваций и совершенствование международного технологического трансферта.

Расширяется защита известных торговых марок3 географических указаний на происхождение товаров (например, вин). Минимальный срок патентной защиты изобретений и других инноваций увеличивается до 20 лет. Устанавливается, что патентовладелец имеет право на лицензирование и передачу патента. Предусматривается, что члены ВТО должны предоставлять правовую защиту компьютерных программ, а их авторам предоставляется право контроля за использованием программ.

Вводится кодекс обязательных процедур для национальной правоприменительной практики, обязательных при пиратском, контрабандном использовании интеллектуальной собственности, при пересмотре первоначальных административных и судебных решений, временной помощи владельцам

1Э. Ван Дузер, старший сотрудник Центра торговой политики и права (Оттава), в прошлом советник Бюро конкурентной политики Канады; Э. Холлидей, консультант по вопросам международной торговли, до 1994 года -советник Комитета Сената Канады по международным делам (по вопросам ГАТТ и НАФТА). «Россия и международная торговая система». СПб, 2000, с. 130.

2 Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М, 1997, с. 118-119.

3 Статья 16 ТРИПС вводит следующие критерии минимальной защиты товарных знаков: права владельца товарного знака ограничиваются территорией государства, в котором он официально зарегистрирован; внешние, сходные с товарным знаком, другие знаки не могут быть зарегистрированы на этой территории; лица, не являвшиеся владельцами зарегистрированного товарного знака, не имеют права использовать сходные товарные знаки на идентичных товарах.

прав этой собственности в период прохождения гражданской тяжбы и т. д.

Особенно важно учитывать роль ВТО в разрешении споров между странами по вопросам взаимных экономических связей и экономического развития. В отличие от большинства других международных соглашений, Соглашение о ВТО и входящие в единый пакет соглашения ГАТС, ТРИПС и др. устанавливают обязательную процедуру разрешения споров (ДРС).

ДРС определяет механизм, позволяющий примирять стороны и принимать меры для воздействия на сторону, виновную в сохранении спорных ситуаций. Этот механизм включает: консультации по урегулированию споров; содействие и посредничество со стороны генерального директора ВТО в целях примирения (если консультации в течение 6 дней не разрешают спора); учреждение и деятельность арбитражных комиссий из экспертов ВТО; учреждение и деятельность апелляционного органа (в составе 7 человек, назначаемых на четырехлетний срок), который представляет свои рекомендации, если рекомендации арбитражной комиссии не принимаются; утверждение рекомендаций арбитражных комиссий и апелляционного органа Генеральным советом ВТО.

Если признанное Генеральным советом нарушение обязательств не устраняется, участнику ВТО, считающему себя затронутой стороной, разрешается предпринять ответные меры (санкции в виде изъятий из режима наибольшего благоприятствования).

Спорящие стороны должны ориентироваться только на договоренности по правилам и процедурам разрешения споров. Запрещено прибегать к односторонним неразрешенным ответным мерам. Споры, относящиеся к ГАТС, также разрешаются на основе названных договоренностей. Странам - членам ВТО обеспечивается иммунитет в отношении рассмотрения споров с ее участием, если они принимают на себя обязательства снизить торговые барьеры и размер экспортных субсидий.

В настоящее время поправки в Гражданский кодекс РФ вносятся с учетом стандартов Всемирной торговой организации.

Однако существует ряд сложностей в области изменения законодательств и международных соглашений. Выполнение в полном объеме основных положений пакета Соглашений ВТО в достаточно сжатые сроки требует проведение масштабной законотворческой работы в сфере экономики и внешнеторгового регулирования. Для приведения российского законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО, необходимо внесение поправок к нескольким десяткам действующим нормативно-правовых актов, а также подготовка пакета новых законопроектов.

Литература

1. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М, 1997, с. 118-119.

2. «Россия и международная торговая система». СПб, 2000, с. 130.

3. «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) [Электронный ресурс] Режим доступа СПС «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.04.2016).

4. Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» [Электронный ресурс] Режим доступа СПС «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.04.2016).

5. Указ Президента РФ от 10.12.2013 N 898 «О Постоянном представительстве Российской Федерации при Всемирной торговой организации» [Электронный ресурс] Режим доступа СПС «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.