Научная статья на тему 'Оценка влияния вступления России во Всемирную торговую организацию на развитие морского транспорта'

Оценка влияния вступления России во Всемирную торговую организацию на развитие морского транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SEA TRANSPORT / WORLD TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буянова Л. Н., Казьмина О. А.

Деятельность морского транспорта в большей степени осуществляется в секторе международной торговли, поэтому вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), несомненно, повлияет на его дальнейшее развитие. Специалистами ЗАО «ЦНИИМФ» выполнена работа по оценке перспектив развития отрасли после подписания Российской Федерацией Соглашения о присоединении к ВТО, по результатам которой подготовлена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assessment of in fl uence of the entry of Russia in the World Activity of sea transport is more carried out in sector of international trade therefore the entry of Russia into the World Trade Organization, undoubtedly, will in fl uence its further development. Specialists of ZAO «СNIIMF» performed work on an assessment of prospects of development of branch after signing by the Russian Federation of the Agreement on joining to the WTO by results of which this article is prepared.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния вступления России во Всемирную торговую организацию на развитие морского транспорта»

следований. Они должны обеспечивать основную функциональность управления судостроительным комплексом по следующим направлениям управления: конфигурацией МТ и ее компонентов, сроками выполнения этапных работ, бюджетом, рисками, поставщиками, коммуникациями, уровнем компетенции персонала.

Список литературы

1. Терехов С. А. Нейросетевые информационные модели сложных инженерных систем / С. А. Терехов // Горбань А. Н., Лунин-Барковский В. Л. [и др.]. Нейроинформатика. — Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие ТАН, 1998. — 296 с.

2. Захаров И. Г. Концептуальный анализ в военном кораблестроении / И. Г. Захаров. — СПб.: Судостроение, 2001.

УДК 339.5:656.6 Л. Н. Буянова,

д-р экон. наук, профессор, ЗАО «ЦНИИМФ»;

О. А. Казьмина,

канд. экон. наук, доцент, ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ НА РАЗВИТИЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

ASSESSMENT OF INFLUENCE OF THE ENTRY OF RUSSIA IN THE WORLD TRADE ORGANIZATION ON DEVELOPMENT OF SEA TRANSPORT

Деятельность морского транспорта в большей степени осуществляется в секторе международной торговли, поэтому вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), несомненно, повлияет на его дальнейшее развитие. Специалистами ЗАО «ЦНИИМФ» выполнена работа по оценке перспектив развития отрасли после подписания Российской Федерацией Соглашения о присоединении к ВТО, по результатам которой подготовлена данная статья.

The assessment of influence of the entry of Russia in the World Activity of sea transport is more carried out in sector of international trade therefore the entry of Russia into the World Trade Organization, undoubtedly, will influence its further development. Specialists of ZAO «CNIIMF» performed work on an assessment ofprospects of development of branch after signing by the Russian Federation of the Agreement on joining to the WTO by results of which this article is prepared.

Ключевые слова: морской транспорт, Всемирная торговая организация.

Key words: sea transport, World Trade Organization.

СЕМИРНАЯ торговая организация была создана в 1994 г. с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств — членов организации. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. и выполнявшего свои функции на протяжении почти

Выпуск 1

(Выпуск 1

^ВЕСТНИК

-- “7 ГОСУДАРСТВЕННСИТ) университета

И РЕЧНОГО ОЛОГЛ ИМЕНИ АДМИРАЛА С О, МАКАРОВА

50 лет. Основная цель ВТО — снижение барьеров в международной торговле и организация ее деятельности в соответствии с принятыми международными правилами. Во Всемирной торговой организации состоят 80 % всех стран мира. С учетом России на их долю приходится 97 % мирового торгового оборота [1].

Процесс переговоров о вступлении России в ВТО начался еще в 1993 г. с официальной заявки страны о присоединении к ГАТТ. Но только 16 декабря 2011 г. на VIII Министерской конференции ВТО был одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО.

22 августа 2012 г. вступил в силу Протокол от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» (далее — Протокол). Данный Протокол ратифицирован Федеральным законом «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» № 126-ФЗ от 21 июля 2012 г.

В процессе подготовки к вступлению в ВТО была проведена большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Среди наиболее значимых для морского транспорта документов можно отметить следующие:

— в 2004 г. принят новый Федеральный закон «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности», положения которого были гармонизированы с правовым полем ВТО;

— внесены существенные изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;

— принят Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», отвечающий правилам ВТО по специальным защитным, компенсационным мерам и субсидиям;

— в связи с образованием Таможенного союза в 2009 г. был принят Таможенный кодекс Таможенного союза;

в период с 2005 по 2008 г. были внесены изменения в Закон РФ «О таможенном тарифе», касающиеся унификации тарифов по товарной номенклатуре группам стран-импортеров, был сокращен перечень товаров, к которым применяются квоты на импорт продукции. В 2009 г. был принят закон «О едином таможенном тарифе Таможенного союза».

После подписания Соглашения о присоединении к ВТО Россия приняла на себя ряд обязательств по дальнейшей либерализации правил международной торговли и ускорению интеграции в мировую экономику. К наиболее значимым можно отнести следующие [2].

1. Снижение ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В табл. 1 приведены данные о снижении пошлин. Эти значения закреплены в разделе «Прогноз доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы» документа «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Таблица 1

Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с предложениями по изменению законодательства Российской Федерации (млрд руб.)

О

Наименование изменения 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (в 2013 г. с 9,33 до 7,24 %, в 2014 г. с 9,15 до 6,65 %, c 2015 г. с 9,15 до 5,94 % в соответствии с основными направлениями таможеннотарифной политики на 2013-2015 гг.), % -187,8 -256,8 -365,9

Снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, % -21,8 -33,5 -47,3

Снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров, % -9,3 -10,0 -10,9

Источник: материалы ЗАО «ЦНИИМФ».

Снижение ставок ввозных таможенных пошлин коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.

2. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам.

Данное положение означает, что количественные ограничения на импорт (квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование и т. п.), которые не подтверждены правилами ВТО и не проводятся под ее провизией, должны быть исключены без возможности повторного введения. Кроме этого, Россия принимает на себя обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 секторов услуг.

3. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления.

Российское законодательство за период переговоров по ВТО постепенно приводилось в соответствие нормам Организации. Тем не менее некоторые обязательства еще неполностью выполнены, в частности в сфере реформирования системы государственных закупок, транспарентности (прозрачности) нормативно-правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных фирм ит. д.

К преимуществам, полученным в целом Россией после вступления в ВТО, можно отнести следующие [3, с. 59-69]:

— Россия получает легитимный выход на международное торговое пространство, на территории которого деятельность регулируется нормами ВТО. К таким нормам относятся: фиксация в отношении РФ режима наибольшего благоприятствования и национального режима, защита российских товаров от дискриминационных внутренних налогов и таможенных сборов, свобода транзита, гарантии против произвольного использования других торгово-политических средств;

— Россия может использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, регламентированный правовой базой ВТО;

— Россия, как член ВТО, участвуя в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли, сможет защищать свои национальные интересы в сфере международной торговли;

— для российских инвесторов расширяются возможности деятельности в странах — членах ВТО, в частности в банковской сфере;

создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных предпринимателей в результате приведения российской законодательной системы в соответствие с нормами ВТО.

Тем не менее многие специалисты отмечают и ряд неблагоприятных последствий [2; 4]:

— ставки таможенных пошлин снизились в первую очередь по дорогим товарам и практически не изменились для большинства товаров первой необходимости, что не улучшает социальную обстановку в стране;

— морской транспорт пользуется продукцией тяжелого машиностроения, а именно подъемно-транспортным оборудованием. Доля импорта в составе подъемно-транспортного оборудования составляет 50 %. Запланированное снижение ставок ввозных таможенных пошлин к 2015 г. до 5-10 % в зависимости от типа продукции как мера для защиты отечественной продукции от демпинга и создания благоприятных условий для ускоренной модернизации мощностей не позволит провести модернизацию отрасли;

— сохраняется запрет на деятельность в России филиалов иностранных банков (это результат работы Рабочей группы), поэтому в условиях отсутствия конкуренции с иностранными банками не стоит ожидать снижения стоимости «длинных» кредитов;

— Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и субсидий. Кроме того, возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами, такими как экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы.

Выпуск 1

Выпуск 1

По мнению автора исследования [5, с. 9-15], выиграют от вступления в ВТО такие отрасли, как цветная и черная металлургия, химическая промышленность, связь, финансовый сектор за счет удешевления реального обменного курса и расширения рынка. Наибольшие неблагоприятные последствия почувствуют пищевая и легкая промышленность, машиностроение, компании по производству стройматериалов за счет существенного снижения тарифов при низкой доле экспорта.

Отмеченные выше преимущества и неблагоприятные последствия вступления России в ВТО являются общими для отраслей экономики страны. Применительно к объекту данного исследования рассмотрим более подробно транспортную отрасль.

Анализируя транспортное законодательство РФ и сопоставляя его с нормами ВТО, следует отметить, что в нем содержатся положения, ограничивающие деятельность иностранных транспортных компаний, а также несовместимые с понятием «режим наибольшего благоприятствования»:

— наличие квот на осуществление международных автомобильных перевозок (грузовых и пассажирских): такие ограничения позволяют контролировать количество международных перевозок, осуществляемых третьими странами. На заседании министров транспорта европейских стран (Лейпциг, 23 мая 2013 г.) было решено оставить объем существующих льгот на прежнем уровне — 150 тыс. поездок в год [6];

— наличие квот и «назначенных перевозчиков» в авиационном секторе (назначенный перевозчик — это авиакомпания, определенная авиационными властями для полетов по определенному маршруту за рубеж, перечень назначенных перевозчиков определяется межправительственными соглашениями);

— наличие льготных тарифов на перевозку внутренних российских грузов и внешнеторговых грузов, следующих через российские порты, по сравнению с тарифами на перевозку аналогичных грузов, следующих через сухопутные погранпереходы (противоречие со ст. III ГАТТ о национальном режиме внутреннего налогообложения и регулирования); российская сторона в ходе переговоров пообещала, что полная унификация этих тарифов, начатая в 2001 г., будет завершена к 1 июля 2013 г.;

— наличие льгот на приобретение транспортных средств (например, субсидии на погашение процентных ставок по кредитам на строительство морских и речных судов);

— запрет (за исключением отдельных случаев) на доступ иностранных перевозчиков к внутренним водным путям.

В ходе двусторонних переговоров по присоединению России к ВТО были разработаны и приняты специфические обязательства по доступу на российский рынок транспортных услуг.

Был проанализирован «Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам» [7] (далее по тексту — Перечень) с целью выявления принятых обязательств на развитие морского транспорта.

В ВТО применяется стандартная форма Перечня с единой терминологией, установлен единый для всех членов ВТО порядок его заполнения.

В Перечне определены:

— правила, ограничения и условия по доступу иностранных услуг и поставщиков услуг на внутренний рынок страны — члена ВТО (ограничения по доступу на рынок, или Limitation on market access);

— условия и ограничения по предоставлению национального режима (ограничения по предоставлению национального режима, или Limitation on national treatment). Национальный режим предоставляется иностранным услугам и поставщикам услуг только в тех секторах, которые включены в национальный перечень специфических обязательств, и на условиях, содержащихся в перечне;

— действия, связанные с дополнительными обязательствами (дополнительные обязательства, или Additional commitments);

— сроки выполнения обязательств и дата вступления таких обязательств в силу.

В ГАТС зафиксированы четыре способа поставки услуг:

— с территории одной страны — члена ВТО на территорию любой другой страны — члена ВТО (трансграничная поставка);

— на территорию одной страны — члена ВТО потребителю услуги из любой другой страны — члена ВТО (потребление за границей);

— посредством коммерческого присутствия поставщика услуг одной страны — члена ВТО на территории любой другой страны — члена ВТО (коммерческое присутствие);

— путем перемещения поставщиком услуг из одной страны — члена ВТО физических лиц этой же страны в другую страну — член ВТО для оказания там услуг (присутствие физических лиц).

Россия принимает на себя специфические обязательства по отдельным секторам и видам услуг в отношении каждого из указанных выше четырех способов поставки услуг.

Перечень специфических обязательств состоит из двух разделов.

Раздел I: горизонтальные обязательства, которые содержат ограничения, подлежащие применению ко всем или к нескольким секторам услуг, включенным в Перечень. Эти ограничения могут относиться ко всем способам поставки услуг, но чаще всего к «коммерческому присутствию» и «присутствию физических лиц».

Так, Российская Федерация отменит все программы промышленного субсидирования или изменит их таким образом, чтобы выданные субсидии не были ограничены условиями экспортирования или нацелены на домашнее использование поверх импортированных товаров. Российская Федерация уведомит ВТО о субсидиях и не будет ссылаться на нормы ст. 27 и 28 Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах [7]. Иными словами, ВТО не запрещает предоставление всех субсидий. Например, нельзя предоставить субсидию, цель которой — замещение импорта, однако можно субсидировать промышленность в других формах, не противоречащих правилам ВТО.

Раздел II: специфические обязательства, относящиеся к определенному сектору, подсектору или виду деятельности. В этом разделе указываются ограничения по доступу на рынок и ограничения по предоставлению национального режима для каждого способа поставки услуг, а также дополнительные обязательства.

В разделе II (сектор 11 «Транспортные услуги», подсектор А «Морской транспорт») в графе «Дополнительные обязательства» перечислены услуги, которые гарантирует РФ поставщикам услуг международных морских перевозок на разумных и недискриминационных условиях:

— лоцманская проводка (для судов под российским флагом пользование услугами лоцманской проводки может быть необязательным);

— ледокольная проводка;

— буксировка;

— снабжение продовольствием, топливом и водой;

— сбор мусора и льяльных вод;

— услуги капитана порта;

— навигационная поддержка (услуги маяков, навигационные услуги, услуги судов с радарными установками, иные электронные вспомогательные средства и системы, повышающие безопасность навигации, и т. д.);

— услуги, оказываемые с берега, существенные для эксплуатации судов, включая коммуникационные, поставку воды и электричества;

— аварийные ремонтные средства;

— услуги якорных стоянок и причалов.

В подсекторе «Международные перевозки» в графе «Ограничения доступа на рынок» указаны допустимые ограничения по доступу на российский транспортный рынок для каждого способа поставки услуг:

— по линейным перевозкам: преимущественное право на участие в работах по соглашению о разделе продукции в качестве перевозчиков принадлежит юридическим лицам Российской Федерации;

— по балкерным, трамповым и другим международным перевозкам, включая пассажирские перевозки: преимущественное право на участие в работах по соглашению о разделе продукции в качестве перевозчиков принадлежит юридическим лицам Российской Федерации;

Выпуск 1

Выпуск 1

— учреждение зарегистрированной компании для целей эксплуатации флота под национальным флагом Российской Федерации: обязательства по этому пункту РФ не принимаются;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— для оказания услуг вспомогательного характера (обработка грузов, таможенные брокеры, агентирование и т. п.) коммерческое присутствие допускается только в виде юридического лица Российской Федерации (на тех же условиях, что и российским поставщикам услуг).

При этом особо отмечается, что подсектор «Международные перевозки» не включает «морские каботажные услуги», которые рассматриваются как охватывающие перевозку пассажиров или грузов между портами, расположенными в Российской Федерации, и перевозку пассажиров и грузов между портом, расположенным в Российской Федерации, и сооружениями или конструкциями, расположенными на континентальном шельфе Российской Федерации, а также перевозку пассажиров и грузов во внутренних водах РФ.

В секторе Е «Услуги по аренде/лизингу без оператора» в графе «Ограничения доступа на рынок» для третьего способа поставки транспортных услуг указано:

— коммерческое присутствие разрешается только в форме юридического лица Российской Федерации;

— права плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляются только судам, принадлежащим: гражданам Российской Федерации; юридическим лицам Российской Федерации; субъектам Российской Федерации; муниципальным органам власти.

В ходе переговоров по вступлению России в ВТО были согласованы изъятия из распространения принципа национального режима на лиц из других стран — участниц ВТО в ходе их деятельности в указанных сферах (изъятия из ст. II Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) «Режим наибольшего благоприятствования (РНБ)»).

Данная статья гласит: «В отношении особой меры, охватываемой ГАТС, каждый член ВТО должен представить немедленно и безусловно для услуг и поставщиков услуг любого другого члена ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для тех же услуг или поставщиков услуг любой другой страны». Однако согласно § 2 этой статьи любой член ВТО может продолжать использовать ограничительную меру, не согласующуюся с РНБ, при условии, что эта мера внесена в национальный список изъятий.

Согласованный список изъятий в части услуг морского транспорта приведен в табл. 2.

Таблица 2

Список изъятий из ст. II ГАТС в части услуг морского транспорта

Описание меры, несовместимой со ст. II ГАТС Страна или страны, в отношении которых применяется мера Предполагаемый срок действия Основание, обусловливающее необходимость изъятия из РНБ

В случаях и в соответствии с процедурой, установленной Правительством РФ, каботажная перевозка и каботажная буксировка могут осуществляться иностранными судами Все страны Не определен Мера отражает существующую практику ad hoc регулирования указанных вопросов на основе разовых решений и конкретной ситуации

Меры в отношении доступа судов под польским флагом в российскую часть Калининградского залива и Балтийского морского канала Польша Не определен Обеспечение обязательств по международному соглашению и сохранение традиционных отношений в области морского транспорта

Специальный режим плавания в Каспийском море Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан Не определен Развитие региональной кооперации

ВЕСТИ И КД

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО И РЕЧНОГО ®Л(ГГА ИМЕНИ АДМИРАЛА С 0. МАКАРОВА.,

Таблица 2

(Окончание)

Меры, разрешающие двусторонние соглашения в отношении деления и резервирования грузов Алжир, Бразилия, Гана, Малайзия, Мексика, Пакистан, Сирия, Тунис, Шри-Ланка, Эфиопия Не определен Существующие соответствующие соглашения

Меры в отношении операторов морского транспорта, такие как приоритетные права по Соглашениям о разделе продукции и в отношении деятельности морских транспортных агентств Стороны Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и европейскими сообществами и их странами-членами, подписанного 24 июня 1994 г., с последующими дополнениями Не определен Обеспечение выполнения обязательств по международным соглашениям

Меры в отношении операторов морского транспорта, такие как приоритетные права по Соглашению о разделе продукции Норвегия Не определен Обеспечение выполнения обязательств по международным соглашениям

Источник: материалы ЗАО «ЦНИИМФ».

Таким образом, принципиальных изменений в системе регулирования отношений в сфере морских транспортных услуг не ожидается. Это связано еще и с тем, что к настоящему времени сформирована правовая основа в сфере морского судоходства, предоставляющая равные права для судов под иностранным и национальным флагом без каких-либо преференций.

Список литературы

1. Вторична для России? Вступление России в ВТО: аналит. обзор. // Ernst&Young, Российская экономическая школа. — М., 2012. — 92 с.

2. Оценка макроэкономических последствий вступления России в ВТО — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: /http://profzakupki.ru/main/GD_WTO_effect.pdfe

3. Оболенский В. Россия в ВТО: обязательства, возможности, риски / В. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — № 6.

4. Кудрин А. Плюсы и минусы вступления в ВТО / А. Кудрин — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: /http://www.ruseconomy.ru/nomer2_200104/ec02.html

5. Хусаинов Ф. И. Вступление России в ВТО и железнодорожный транспорт / Ф. И. Хусаи-нов // Бюл. транспортной информации. — 2012. — № 9 (207).

6. Российские перевозчики борются за квоту — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.transportir.ru/industry-news/rossijskie-perevozchiki-borjutsja-za-kvoty.html

7. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации (16-17 ноября 2011 г., рус. версия) — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/wto/0

Выпуск 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.