Научная статья на тему 'Правовое регулирование транспортных услуг в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию'

Правовое регулирование транспортных услуг в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
501
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / TRANSPORTATION SERVICES / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANIZATION / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / OBLIGATIONS / КИТАЙ / CHINA / ПОЛЬША / POLAND / ОРГАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СПОРОВ / DISPUTE SETTLEMENT AUTHORITY / ГАТТ / GATT / ГАТС / GATS / СЕКТОР ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / TRANSPORTATION SERVICES SECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайдуллина Венера Камилевна

Актуальность настоящей статьи обуславливается наличием правовых проблем в регулировании такого социально значимого сектора торговли услугами, как транспортные услуги. Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее ВТО) позволило Российской Федерации получить новые юридические механизмы воздействия на торговых партнеров, препятствующих свободному взаимовыгодному осуществлению перевозок. В связи с этим существуют необходимость по систематизации обязательств России в ВТО в транспортном секторе, по анализу наиболее проблемных ситуаций в сфере осуществления транзита с целью поиска методов минимизации их влияния. В настоящей статье представлены основные выводы исследования автора в сфере правового регулирования транспортных услуг в рамках ВТО. В данном исследовании представляется систематизация обязательств Российской Федерации в области транспортных услуг исходя их типа транспорта: морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта. Рассмотрена возможность открытия иностранными поставщиками филиалов и представительств на территории Российской Федерации Выявлены основные тенденции регламентации указанного рынка в условиях вступления России в ВТО. Рассмотрены примеры проблем двустороннего правового регулирования транспортного сектора между Российской Федерации и государствами-членами ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF TRANSPORTATION SERVICES IN THE CONTEXT OF RUSSIA’S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION

The relevance of this article is defined by the existence of legal issues in the regulation of such a socially significant sector of services trade as transportation services. Russia's accession to the World Trade Organization (hereinafter the WTO) has allowed the Russian Federation to obtain new legal mechanisms of influence on trade partners that obstruct the execution of free mutually beneficial transportation. In this regard, there is a need to systematize Russia’s obligations in the WTO in the transportation sector, to analyze the most problematic situations in the area of transit implementation with the aim of finding ways to minimize their impact. This article presents the main conclusions of the author’s research in the sphere of legal regulation of transportation services in the framework of the WTO. This research includes the systematization of obligations of the Russian Federation in the field of transportation services on the basis of the transportation type: marine transport, inland waterway, rail, automobile and air transport. The research reviews possibilities of opening of branches and representative offices by foreign suppliers on the territory of the Russian Federation. It identifies the main tendencies in the regulation of the said market in terms of Russia's accession to the WTO. The article contains examples of issues of bilateral legal regulation of the transportation sector between the Russian Federation and member states of the WTO.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование транспортных услуг в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию»

УДК 341.161

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

© 2017

Шайдуллина Венера Камилевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125468, Россия, Москва, улица Ленинградский проспект, 49, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальность настоящей статьи обуславливается наличием правовых проблем в регулировании такого социально значимого сектора торговли услугами, как транспортные услуги. Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) позволило Российской Федерации получить новые юридические механизмы воздействия на торговых партнеров, препятствующих свободному взаимовыгодному осуществлению перевозок. В связи с этим существуют необходимость по систематизации обязательств России в ВТО в транспортном секторе, по анализу наиболее проблемных ситуаций в сфере осуществления транзита с целью поиска методов минимизации их влияния. В настоящей статье представлены основные выводы исследования автора в сфере правового регулирования транспортных услуг в рамках ВТО. В данном исследовании представляется систематизация обязательств Российской Федерации в области транспортных услуг исходя их типа транспорта: морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта. Рассмотрена возможность открытия иностранными поставщиками филиалов и представительств на территории Российской Федерации Выявлены основные тенденции регламентации указанного рынка в условиях вступления России в ВТО. Рассмотрены примеры проблем двустороннего правового регулирования транспортного сектора между Российской Федерации и государствами-членами ВТО.

Ключевые слова: транспортные услуги, Всемирная торговая организация, обязательства, Китай, Польша, Орган по регулированию споров, ГАТТ, ГАТС, сектор транспортных услуг.

LEGAL REGULATION OF TRANSPORTATION SERVICES IN THE CONTEXT OF RUSSIA'S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION

© 2017

Shaydullina Venera Kamilevna, candidate of juridical sciences, Senior Lecturer of the Department of legal regulation of economic activity Financial University under the Government of the Russian Federation (445020, Russia, Moscow, Leningrad Avenue 49, e-mail: [email protected])

Abstract. The relevance of this article is defined by the existence of legal issues in the regulation of such a socially significant sector of services trade as transportation services. Russia's accession to the World Trade Organization (hereinafter - the WTO) has allowed the Russian Federation to obtain new legal mechanisms of influence on trade partners that obstruct the execution of free mutually beneficial transportation. In this regard, there is a need to systematize Russia's obligations in the WTO in the transportation sector, to analyze the most problematic situations in the area of transit implementation with the aim of finding ways to minimize their impact. This article presents the main conclusions of the author's research in the sphere of legal regulation of transportation services in the framework of the WTO. This research includes the systematization of obligations of the Russian Federation in the field of transportation services on the basis of the transportation type: marine transport, inland waterway, rail, automobile and air transport. The research reviews possibilities of opening of branches and representative offices by foreign suppliers on the territory of the Russian Federation. It identifies the main tendencies in the regulation of the said market in terms of Russia's accession to the WTO. The article contains examples of issues of bilateral legal regulation of the transportation sector between the Russian Federation and member states of the WTO.

Keywords: transportation services, World Trade Organization, obligations, China, Poland, Dispute settlement authority, GATT, GATS, transportation services sector.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время проблема двустороннего регулирования торговли отдельными видами услуг в условиях вступления России в ВТО является актуальной проблемой. Это связано с тем, что недавно вступившие организации в связи с малым опытом взаимодействия с правилами мировой торговой системой не успевают подстраиваться под взятые ими обязательства. Одним из таких секторов является транспортные услуги. С целью минимизации подобных случаев со стороны Российской Федерации необходима систематизация обязательств и выявление тех двусторонних отношений, которые противоречат правилам ВТО.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемами правового регулирования транспортных услуг в условиях вступления России в ВТО занимались такие ученые, как С.Д. Воронцова [1] и А.В. Губарева [4]. Однако данные исследования требуют актуализации на 2017 год. Настоящая статья продолжает начатые данными учеными работы.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящей статьи является систематизация обязательств Российской Федерации перед ВТО в сфере

транспортных услуг и выработка практических рекомендаций по двустороннему сотрудничеству со странами, нарушающих правила многосторонней торговли в рамках ВТО.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Факт вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) указывает на необходимость ориентации в экономическом развитии на требования, предъявляемые мировым рынком, стремление к росту конкурентоспособности национальных товаров и услуг и интеграцию в международное сообщество. Данное обстоятельство влияет на интересы большого круга субъектов общественных отношений, и последствия такого влияния (как позитивные, так и негативные) требуют глубокого осмысления, включая необходимость определения соотношения рисков и эффективности, принимаемых мер государством в связи со вступлением в ВТО.

Право ВТО состоит из так называемого пакета соглашений. При этом в качестве неотъемлемой части Соглашения об учреждении ВТО выступают четыре приложения, несущие основную смысловую нагрузку документов, принятых в Уругвайском раунде. Такая структура Соглашения характеризует его как гибкое и предоставляет возможность внести те или иные дополнения или изменения в имеющиеся приложения, без

правок текста базового акта.

На предмет экономических и политических преимуществ и рисков необходимо провести анализ всех обязательств, вытекающих из Протокола и приложений к нему, так как после присоединения России к ВТО они стали частью международных обязательств. В соответствии с параграфом 1450 Доклада Рабочей группы о присоединении России к ВТО [5] Россия имеет около 160 обязательств, частью которых являются и обязательства в сфере транспортных услуг.

В связи возрастающей ролью транспорта в формировании конкурентных преимуществ страны и в повышении уровня благосостояния населения [10] считаем необходимым рассмотреть основные проблемы правового регулирования транспортных услуг в контексте вступления России в ВТО.

Иностранным поставщикам в отношении всех подсекторов транспортных услуг предоставляется гарантия возможности учреждения на территории Российской Федерации российского юридического лица в качестве формы коммерческого присутствия. При этом не гарантирована возможность учреждения и осуществления деятельности на территории Российской Федерации филиалов, представительств, а также работы в качестве индивидуального предпринимателя. Въезд на территорию России иностранных специалистов в транспортной сфере гарантируется исключительно в том случае, если данный специалист желает оказывать услуги в форме коммерческого присутствия в рамках внутрифирменного перевода и в качестве ключевого персоналом. В таблице 1 представлены основные обязательства, которые Российская Федерация приняла со вступлением в данную международную организацию.

Таблица 1 - Обязательства Российской Федерации в сфере транспортных услуг

Видтранспорта Услуги, в отношении которых Россия гарантируетдоступнарынокп национальный режим иностранным поставщикам Услуги, в отношении которых Россия не гарантирует доступ на рынок и национальный поставщикам

Морской транспорт - услуги лоцманскоипроводки; - услуги ледоколънойпроводки; - буксировка' - услуги по снабжению пр од овольствнем. водой и топливом; - сбор мусор а и льяльных вод: - наБигапионные услуги; - услуги капитана порта; - коммуникационные услуги; - услуги по поставке электричества; - аварийно-ремонтные услуги; - услуги якорных стоянок и причалов; - услуги линейных перевозок, балкерных, трамповых и других международных перевозок (включая пассажирские перевозки). - каоотажные перевозки; - услуги для целей эксплуатации - флота под национальным флагом России.

Внутренний водный тр анспорт - услуги пассажирских и грузовых перевозок внутренним водным транспортом; - услуги по аренде судов с экипажем; - услуги по ремонту и техническому обслуживанию речных и прочих судов, атакже манеБроБых услуг. - вспомогательные услуги внутреннего водного транспорта.

Железнодорожный транспорт - оослуживание и ремонт железнодорожного оборудования, кроме обслуживания вагонов инвентарного парка железных дорог; - услуги по уборке вагонов (допускается их оказание только на основе договора с железной дорогой,заключаемого на ограниченный срок, гр а жд а нин Ро с сии). - оослуживание вагонов инвентарного парка железных дорог.

Автомобильный транспорт - аренда коммерческих автотранспортных средств с водителем; - техническое обслуживание и ремонт об орудования для автодор ожного транспорта (трансгр анично). - международные пассажирские и грузовые перевозки; - каботажные перевозки.

Воздушный транспорт - услуги по оослуживанию и ремонту на оорту воздушного судна или его части. - оперативное оослуживание нти иная деятельность по ремонту и обслуживанию, осуществляемаяперевозчиком на борту воздушного судна.

Источник - составлено автором.

Стоит отметить, что в соответствии со ст. V Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. [2] (далее - ГАТТ) закрепляется принцип свободы транзита, согласно которому гарантируется, что страны-члены ВТО не имеют право вводить ограничения в отношении транзитных перевозок, осуществляемых через их территорию. Участник ВТО должен обеспечить неприменение излишних ограничений и задержек, освободить от всех транзитных или иных сборов в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку или

за административные расходы, вызываемые транзитом.

Таким образом, после вступления Российской Федерации в ВТО ее обязательства в транспортной сфере обеспечивают защиту интересов национальной экономики и российских поставщиков транспортных услуг [1], т.к. Российская Федерация не принимает обязательства в отношении ключевых позиций, а именно:

1. доступа на рынок грузовых и пассажирских перевозок внутренним водным транспортом;

2. доступа на рынок авиаперевозок и системы ценообразования транспортных услуг;

3. доступа на рынок пассажирских и грузовых железнодорожным транспортом;

4. доступа на рынок автомобильных пассажирских и грузовых перевозок.

Отдельно стоит отметить некоторые проблемы ограничений в сфере транспортных услуг между Россией и членами ВТО. В частности, одной из наиболее актуальных проблем до 2016 года являлось отсутствие договоренности по количеству разрешений, удовлетворяющему потребности перевозчиков России и Польши на территорию третьих государств. В 2016 году между странами был согласован контингент разрешений на международные автоперевозки на 2017 год, однако нет вероятности того, что данных разрешений будет достаточно для осуществления автомобильных перевозок.

Данное количественное ограничение противоречит ст. V Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли [7], предполагающая безквотовый транзитный режим. Кроме того, настоящее ограничение является противоречащим ст. 12 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами [8], согласно которому принцип свободы транзита выступает в качестве существенного условия достижения целей соглашения.

Так как Польша является участником ВТО, а также ратифицировала указанные соглашения, проблема неправомерного введения количественных ограничений может быть окончательно решена с помощью инициирования Россией спора по обжалованию действий Польши в Органе по разрешению споров ВТО. В качестве третьих стран могут выступать те государства, чьи потребители имею трудности с доставкой грузов из России.

Проблемы количественного ограничения в сфере перевозок имеется и в российско-китайском сотрудничестве [4]. В соответствии с Соглашением между Правительством России и Правительством КНР о международном автомобильном сообщении имеется возможность въезда отечественных автомобилей на территорию Китая исключительно непосредственно из России, а не через территорию другой страны, например, Казастана. На протяжении 24 лет транспортные организации осуществляли перевозки грузов из Китая через Казахстан нелегально.

По данным Сибирского таможенного управления, внешнеторговый оборот Сибирского региона с КНР составил в 2015 году 5,56 млрд долларов, в том числе экспорт — 3,84 млрд долларов (69,1% от объема товарооборота с КНР), импорт — 1,71 млрд долларов (30,9%). По сравнению с 2014 годом товарооборот в стоимостном выражении сократился на 27,3% [9]. Данное падение объясняется наличием данного ограничения. Впервые в конце 2015 году было подписано Соглашение об автомобильных перевозках между территориями Российской Федерации и Китайской Народной Республики транзитом через территорию Республики Казахстан [6], которое устанавливает количественные ограничения в части утверждения выдаваемого объема разрешений на транзит.

КНР с 2005 года является членом ВТО. В связи с противоречием названного ограничения ст. V Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли в данном случае целесообразным была бы инициирование консультаций

Россией в отношении КНР в рамках ВТО. Кроме того, запрет на транзит в КНР через Казахстан является противоречащим ст. V Генерального соглашения по тарифам и торговле и Генерального соглашение по торговле услугами (далее - ГАТС) [4], так как ставит российских операторов товарного рынка в дискриминационное положение по сравнению с иными иностранными поставщиками. Также согласно обязательствам, которые Китай принял при вступлении в ВТО, КНР гарантирует возможность осуществления международных грузовых автомобильных перевозок без качественных и количественных ограничений. Из обязательств данной страны также следует, что иностранные поставщики имеют право осуществлять каботажные перевозки по китайской территории, так как отсутствуют какие-либо изъятия в отношении каботажа. Кроме того, Китай дает гарантию по предоставлению иностранным поставщикам режима оказания транспортных услуг, аналогичного тому, который предоставляет национальным поставщикам. Кроме того, Китай не сделал изъятия из режима наибольшего благоприятствования, т. е. всем иностранным поставщикам предоставляется одинаковый режим оказания транспортных услуг.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В настоящее время можно наблюдать следующие тенденции в сфере правового регулирования российских транспортных услуг в рамках ВТО:

1. После вступления в ВТО российские обязательства в транспортной сфере обеспечивают защиту интересов национальной экономики и российских поставщиков транспортных услуг, т.к. Российская Федерация не принимает обязательства в отношении ключевых позиций в транспортной сфере;

2. Наибольшее количество вопросов вызывают вопрос правового регулирования транзита российскими поставщиками через территорию государств-членов ВТО. Приведенные примеры расхождения внутреннего регулирования транзита в отдельных странах и принятых данными странами на себя обязательств не являются единичными, что говорит о еще не устоявшейся международной правовой регламентации транспортных услуг в условиях функционирования мировой торговой системы.

3. Вступив в ВТО, Россия имеет активное право в инициировании консультаций и споров в Органе по урегулированию споров ВТО. При возникновении противоречий в региональном регулировании транспортной сфере рекомендуется использование данных правовых механизмов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронцова С.Д. Развитие транспортного комплекса в условиях членства России в ВТО // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2012. №5 (42) С.24-31.

2. Генерального соглашение по торговле услугами [Электронный ресурс] // URL: http://ind.kurganobl. ru/assets/files/WTO/services.pdf (дата обращения 12.01.2017).

3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле [Электронный ресурс] // URL: https://www.hse.ru/ data/2011/11/15/1272897051/ГАТТ-47%20(ms).pdf (дата обращения 1.01.2017).

4. Губарева А.В. Экономическая сущность внешнеэкономической деятельности внешнеторговые отношения // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №2 С.249-251.

5. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации [Электронный ресурс] // URL: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/wto/ doc20120201_0017 (дата обращения 1.01.2017).

6. Соглашение от 17 декабря 2015 г. между Министерством транспорта Российской Федерации

и Министерством транспорта Китайской Народной Республики о временных перевозках грузов автомобильным транспортом между территориями Российской Федерации и Китайской Народной Республики транзитом через территорию Республики Казахстан [Электронный ресурс] // URL: http://www.alta.ru/tamdoc/15bn0102/ (дата обращения 12.01.2017).

7. Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли [Электронный ресурс] // URL: http://www.intracen.org/ uploadedFües/intracenorg/Content/Publicaüons/AssetPDF/ WTO%20Trade%20Facüitation%20Agreement_Russian. pdf (дата обращения 1.01.2017).

8. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами [Электронный ресурс] // URL: http://fas.gov.ru/documents/documentdetails. html?id=7 (дата обращения 1.01.2017).

9. Федеральная таможенная служба Российской Федерации: Сибирское таможенное управление [Электронный ресурс] // URL: http://stu.customs.ru/index. php?option=com_newsfts&view=fresh&Itemid=88 (дата обращения 12.01.2017).

10. Шайдуллина В.К. Проявление инструментальных функций гражданско-правового договора в процессе механизма договорного регулирования на примере договора перевозки грузов // Право и государство: теория и практика. 2014. № 10 (118). С. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.