Научная статья на тему 'Селективные методы управления отраслями легкой промышленности в условиях членства России в ВТО'

Селективные методы управления отраслями легкой промышленности в условиях членства России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВТО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SELECTIVE METHODS OF MANAGEMENT / EFFECTIVENESS / WTO / STATE REGULATION / AN ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Наталья Алексеевна, Большаков Сергей Николаевич

Цель. Определение и реализация стратегического направления государственного регулирования с целью эффективного развития предприятий легкой промышленности в условиях вступления России в ВТО. Методы. Информационной основой исследования стали правовые нормы и положения ВТО, постановления правительства РФ, а также данные Федеральной службы государственной статистики. Для проведения исследования использовались эмпирические методы анализа. Результаты. В рамках государственного регулирования автором предложена модель селективного управления. Проанализированы основные методы прямого и косвенного воздействия на экономику с позиции нормативных требований ВТО. Рассмотрены соглашения ВТО, влияющие как положительно, так и отрицательно на деятельность предприятий. Предложены меры защиты внутреннего рынка. Научная новизна. Определены основные методы селективного управления для стабилизации работы отрасли и повышения инвестиционной активности в условиях вступления России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTIVE METHODS OF MANAGING INDUSTRIES OF CONSUMER GOODS PRODUCTION IN THE CONDITIONS OF RUSSIA BEING PART OF THE WTO

Purpose. The definition and implementation of a strategic area of focus of state regulation in order to effectively develop consumer goods enterprises in the conditions of Russia entering the WTO. Methods. The informational foundations of the study are legal norms and provisions of the WTO, resolutions of the government of the RF, as well as the data of the Federal service of state statistics. Empirical methods of analysis were used for the study. Results. A model of selective management was suggested by the author as part of state regulation. The main methods of direct and indirect impact on the economy from the position of standard requirements of the WTO were analyzed. Agreements of the WTO impacting the activity of enterprises both positively and negatively were discussed. Measures of protection of the domestic market were suggested. Scientific novelty. The main methods of selective management to stabilize the work of the industry and increase the investment activity in the conditions of Russia entering the WTO were defined.

Текст научной работы на тему «Селективные методы управления отраслями легкой промышленности в условиях членства России в ВТО»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

Промышленность

РУБЦОВА Н.А.,БОЛЬШАКОВ С.Н.

СЕЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЯМИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО

Аннотация. Цель. Определение и реализация стратегического направления государственного регулирования с целью эффективного развития предприятий легкой промышленности в условиях вступления России в

ВТО.

Методы. Информационной основой исследования стали правовые нормы и положения ВТО, постановления правительства РФ, а также данные Федеральной службы государственной статистики. Для проведения исследования использовались эмпирические методы анализа.

Результаты. В рамках государственного регулирования автором предложена модель селективного управления. Проанализированы основные методы прямого и косвенного воздействия на экономику с позиции нормативных требований ВТО. Рассмотрены соглашения ВТО, влияющие как положительно, так и отрицательно на деятельность предприятий. Предложены меры защиты внутреннего рынка.

Научная новизна. Определены основные методы селективного управления для стабилизации работы отрасли и повышения инвестиционной активности в условиях вступления России в ВТО. Ключевые слова: селективные методы управления, предприятие, эффективность, ВТО, государственное регулирование.

RUBTSOVA NA.,BOLSHAKOV S.N.

SELECTIVE METHODS OF MANAGING INDUSTRIES OF CONSUMER GOODS PRODUCTION IN THE CONDITIONS OF RUSSIA BEING PART OF THE WTO

Abstract. Purpose. The definition and implementation of a strategic area of focus of state regulation in order to effectively develop consumer goods enterprises in the conditions of Russia entering the WTO.

Methods. The informational foundations of the study are legal norms and provisions of the WTO, resolutions of the government of the RF, as well as the data of the Federal service of state statistics. Empirical methods of analysis were used for the study.

Results. A model of selective management was suggested by the author as part of state regulation. The main methods of direct and indirect impact on the economy from the position of standard requirements of the WTO were analyzed. Agreements of the WTO impacting the activity of enterprises both positively and negatively were discussed. Measures of protection of the domestic market were suggested.

Scientific novelty. The main methods of selective management to stabilize the work of the industry and increase the

investment activity in the conditions of Russia entering the WTO were defined.

Keywords: selective methods of management, an enterprise, effectiveness, WTO, state regulation.

Актуальнейшей проблемой настоящего этапа развития экономики России в условиях членства в ВТО является стратегирование экономического развития государства, основанного на инновационности и эффективности.

Роль государства в регулировании национальной экономики предопределяется многими факторами, практически во всех индустриально развитых странах мирового сообщества госу-

дарственный сектор занимает довольно прочные позиции. Он имеет значительный удельный вес и в экономики России.

Избирательное воздействие государства на определенные элементы экономической системы, с помощью которого достижение общественно значимых целей, учет мультипликативного эффекта становится наиболее оптимальным, трактуется как селективное управление экономикой. Селективное же управление предполагает избирательное воздействие государства на определенные элементы (объекты) экономической системы, с помощью которого достижение этих целей становится оптимальным. Объектом применения селективного управления («точками роста») могут выступать целые отрасли, крупные производственные организации и отдельные предприятия.

Селективное управление наиболее эффективно объединяет в единой системе различные методы государственного регулирования, концентрирует весь арсенал доступных государству средств в единой точке экономического роста с целью обеспечения максимальных условий для эффективного функционирования рыночного механизма, развития национальной экономики и всего общества в целом.

Селективные методы управления способны обеспечить решение задачи оживления всей экономики через избранные конкретные объекты, которые в дальнейшем, в процессе расширения сферы его применения, могут увеличиваться количественно. Такими центрами деловой активности, в первую очередь, становятся предприятия, имеющие для экономики страны стратегически важное хозяйственное значение. Роль селективного управления весьма существенна и в развитии легкой промышленности.

Легкая промышленность в нашей стране когда-то занимала важное положение в структуре экономики и системе экономических связей. В развитых странах, таких, как США, Германия и Италия, доля отрасли в промышленном производстве составляет 8-12%, в то время как в России за последние 20 лет она сократилась с 11,9% до 1% .

Согласно данным Росстата, по итогам за 2012 г. выпуск продукции легкой промышленности сократился в текстильном, швейном и меховом производстве на 2%, а в производстве кожи, обуви и изделий из кожи на 10,1%. Увеличилась доля убыточных предприятий в производстве — с 25,1 до 29,2%. Отмечается рост кредиторской задолженности на 6,2 млрд руб. на 14% (до 50,6 млрд руб.), что также является неблагоприятным фактором для конкурентоспособности предприятий легкой промышленности.

В данной ситуации необходимо ресурсное обеспечение модернизации производства и значительные инвестиционные вложения, которые должны реализовываться с помощью государственного регулирования экономики.

Следует отметить, что после присоединения России к ВТО инструментальный потенциал воздействия государства уменьшился, в то время как макроэкономические условия диктуют увеличение регулирующей роли государства, как по защите экономики, так и по развитию национального потребления. После вступления России в ВТО преимущества российских предприятий, в т. ч. и по отрасли легкой промышленности, изъяты как недопустимые привилегии в формально равноправном торговом мире, это касается, например, прямой государственной поддержки, которая нормами ВТО запрещена [1, с. 37].

Применительно к настоящей ситуации в условиях членства России в ВТО селективное управление можно отнести к двум направлениям (рис. 1).

Рассмотрим подробнее меры прямого воздействия на экономику:

1. Государственное субсидирование.

При вступлении России в ВТО использование промышленных субсидий изменилось в соответствии с положениями Соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мерах. Это соглашение запрещает экспортные субсидии и субсидии, выделяемые на закупку отечественной продукции взамен импортной (импортозамещающие субсидии).

Вместе с тем ВТО разрешает практически неограниченное применение некоторых субсидий, в частности, связанных с финансированием НИОКР, адаптации предприятий к требованиям по охране окружающей среды и другими случаями [2, с. 14; 33].

Рис. 1. Селективное управление

Следует отметить, что Россия не отменила запретные субсидии. Представители Минэкономразвития России, например, заявляют, «что мы готовы отказаться от запрещенных нормами ВТО субсидий, но предприятиям понадобится переходный период, чтобы выйти на нормальный уровень производства». Иными словами, субсидирование производства предполагается сохранять в намеченных масштабах. Общий объем субсидий в 2013 г. составил 23,2 млрд руб., на 2014 г. государством предусмотрено выделить 23,5 млрд руб., на 2015 г. — 21,1 млрд руб.

Для повышения конкурентоспособности отрасли была разработана государственная программа, которая включает в себя мероприятия по стимулированию развития легкой промышленности:

— субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011-2014 гг., на осуществление сезонных закупок сырья и материалов для производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

— субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013-2015 гг., на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению;

— субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2006-2012 гг., на осуществление технического перевооружения;

— субсидии на компенсацию части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и созданию производств в сфере текстильной и легкой промышленности, в т. ч. льняного комплекса [3].

Реализация мероприятий по предоставлению субсидий из средств федерального бюджета позволит ускорить процесс технического перевооружения предприятий, создать новые конкурентоспособные производства новых материалов и развить сырьевую базу легкой промышленности.

2. Государственный заказ.

Большим рычагом воздействия государства на экономику является система государственных закупок. Заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, внебюджетных источников финансирования и регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Данный закон регулирует отношения и устанавливает единый порядок, относящиеся к размещению заказов, эффективному использованию средств бюджета и развитию добросовестной конку-

ренции.

Государственный заказ, как часть экономической деятельности государства, выполняет следующие функции:

— воспроизводственная функция, состоящая в удовлетворении государственных нужд в товарах, работах и услугах для предоставления стабильных воспроизводственных экономических связей с непосредственным участием государства;

— стимулирующая функция — расширение государственных закупок является фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования российских производителей;

— функция ценового регулирования — с помощью государственных заказов оказывается косвенное влияние на динамику цен по определенным видам товаров и услуг.

Для легкой промышленности формирование и исполнение государственного заказа в части вещевого имущества является одной из основных форм государственной поддержки. В условиях вступления России в ВТО государственные закупки частично компенсируют негативные эффекты от тарифной либерализации отрасли.

В части данного метода регулирования в нормативной базе ВТО имеется Соглашение о государственных закупках, которое обязует подписавшие согласие страны обеспечить равные условия допуска к госзаказу товаров поставщиков других стран-участниц. Соглашение основано на принципах открытости, прозрачности, недискриминации и не распространяется на военные нужды.

На сегодняшний день данное положение находится в стадии рассмотрения российским правительством, но в ближайшей перспективе Россия собирается присоединиться в принятии конкретных обязательств по государственным закупкам.

Положительные стороны принятия данного соглашения заключаются в повышение прозрачности и изменение процедур государственных закупок в России, что, в конечном счете, будет способствовать увеличению качества государственных услуг за счет привлечения более профессиональных компаний к реализации госконтрактов, снижению коррупционных проявлений и стоимости закупаемых товаров.

Отрицательные стороны относятся к низкой конкурентоспособности отечественной продукции, в частности, легкой промышленности, по сравнению с зарубежными производителями. Возможности недискриминационного доступа на рынок государственных закупок зарубежных стран не гарантируют для российских производителей получение государственных контрактов.

Окончательное решение об участии страны в Соглашении должны быть проанализировано с точки зрения факторов, которые могут значительно повлиять на эффективность функционирования отрасли.

3. Нормативные требования к качеству продукции.

На сегодняшний день легкая промышленность имеет неравноценные условия конкуренции отечественных товаров на внутреннем рынке из-за большого объема ввоза контрафактной и некачественной продукции. Продукция отечественных производителей составляет только 20% оборота рынка, около 38% — легальный импорт продукции, 42% — контрафакт (как ввезенный незаконно, так и произведенный на территории России) (рис. 2).

■ Отечественное производство

■ Легальный импорт

■ Контрафактная продукция

Рис. 2. Структура российского рынка продукции легкой промышленности (Источник: Стратегия развития легкой промышленности до 2020 г. — М., 2012)

В этих условиях отечественные производители, конкурируя с импортными нелегалами, чтобы удержать свои позиции на рынке, вынуждены снижать цены на свою продукцию.

Технические стандарты и требования, системы измерения и контроля качества — все это объективно необходимые вещи, особенно в условиях членства в ВТО, где преобладает производство высокотехнологичных товаров.

Вступление России в ВТО дает право применения соглашения по техническим барьерам в торговле. Данное соглашение обеспечивает техническую совместимость товаров, производимых предприятиями разных стран, гарантирует необходимый уровень качества товара, их безопасность для жизни и здоровья населения, экологическую безопасность.

Проверка на соответствие товара техническим регламентам и стандартам осуществляется различными методами: испытанием образцов, сертификацией, системой управления качеством на предприятии, системой аккредитации [4, с. 104-105].

Соглашение по техническим барьерам в торговле устанавливает, что импортирующая страна должна в максимальной степени признать результаты проверки соответствия стандартам, произведенной властями экспортирующей страны.

В соответствии с данными, предоставленными в рабочую группу по вступлению России в ВТО, стандарты на текстильные изделия и одежду почти на 100% соответствуют международным.

На практике, например, контроль за безопасностью товаров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляет около 20 организаций, координацию которых обеспечивает Центр сертификации «Тест-Санкт-Петербург». Также следует отметить: реализация импортной продукции в регионе, которая характеризовалась повторной сертификацией с применением особых региональных процедур, нормами ВТО запрещена [5, с. 100].

4. Квотирование.

Квотирование как метод прямого количественного ограничения используется в области внешней торговли. При поставках на российский рынок больших объемов импорта той или иной продукции происходит вытеснение отечественных товаров, падают объемы производства и происходят другие неблагоприятные экономические последствия. При этом ключевую роль здесь играет не цена, а объем импорта. Увеличение более чем на 19 млн долл. США по сравнению с предыдущим периодом можно рассматривать как существенный рост объема импорта (табл.). Несмотря на то что поставка товара в таких возросших количествах не является формой недобросовестной конкуренции, тем не менее необходимо предусмотреть определенные инструменты государственного регулирования.

Показатели импорта легкой промышленности в РФ*

Наименование товара 2013 г. тыс. долл. США 2012 г. тыс. долл. США

Ткани хлопчатобумажные 15 016,2 9 918,8

В том числе: •страны дальнего зарубежья •страны СНГ 6 834,8 8 181,5 7 054,6 2 864,2

Одежда трикотажная и текстильная 635 401,9 620 670,2

В том числе: • страны дальнего зарубежья • страны СНГ 587 711,1 47 690,8 470 889,3 149 780,9

^Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) (01.12.2013 г.).

Формой противодействия резко возросшему импорту является специальные меры, которые вводятся в виде квот. Квоты вводятся на срок до трех лет по итогам специального защитного расследования, которое проводит соответствующее ведомство по заявлению отечественных производителей. В отличие от антидемпинговых и компенсационных пошлин, которые вводятся на импорт определенного товара из определенный страны, специальные защитные меры вводятся на импорт определенного товара из всех стран.

Данная мера защиты внутреннего рынка является спорной с точки ВТО. Квотирование допуска импортной продукции легкой промышленности в торговые сети, выдвинутая Минпром-

торгом РФ, по истечении переходного периода, который оговорен в документах о вступлении России в ВТО и должен завершиться в 2019 г., может привести Россию к судебным спорам с партнерами по ВТО.

Теперь кратко проанализируем меры косвенного воздействия на экономику.

1. Бюджетно-налоговая политика.

Бюджетно-налоговая политика занимает весьма существенное место в обеспечении надлежащего государственного регулирования экономики и всего социально-экономического развития страны. Бюджетно-налоговая политика является главным источником доходов государственного бюджета. К основным ее принципам можно отнести следующие: активную поддержку предприятий, целостность системы налогообложения, строгое и четкое разграничение налогов по уровням управления [6, с. 23-24].

Один из инструментов контроля и стимулирования развития различных экономических секторов является налоговая льгота. Государство в настоящее время обращает внимание на развитие инновационных технологий, часть льгот приходится на налоговое стимулирование организаций, чья деятельность является научно-технической или внедренческой.

Экспорт наукоемкой продукции легкой промышленности составляет менее 1%. Инновационно активны лишь 55 предприятий, в развитых странах этот показатель составляет 10-15%. По мнению рядов специалистов, в частности В.К. Сенчагова, пороговое значение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет 15%, в то время как объем инновационной продукции в общем объеме продукции легкой промышленности равняется 0,7% [7, с. 98-100].

Присоединение страны к ВТО в немалой степени определяет специфику ее перехода на инновационную модель развития и, в частности, вопросы торговли инновационной продукцией, которая будет осуществляться в соответствии с нормами этой организации.

Также имеются льготы на налоговое стимулирование организаций, осуществляющих техническое перевооружение. На сегодняшний день это является актуальным в связи с моральным старением и физическим износом основных производственных фондов, которые влияют на конкурентоспособность продукции легкой промышленности.

Такой инструмент контроля и стимулирования развития предприятий, как налоговая льгота, поможет создать из легкой промышленности устойчиво развивающийся высокотехнологичный сектор российской экономики, обладающий мощным инновационным заделом для ежегодного повышения отраслевых темпов экономического роста.

2. Таможенно-тарифная политика.

Таможенно-тарифная политика занимает важное место в системе государственного регулирования экономики. Таможенно-тарифная политика — это основной элемент внешнеэкономической политики. В современных условиях она осуществляется с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования — таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот.

Применительно к таможенно-тарифной политики России, в рамках ВТО регулирование товарных потоков между странами-участницами основано в большей степени на использовании таможенных тарифов и в меньшей степени на количественных ограничениях ввоза и вывоза товаров [5, с. 121].

Средневзвешенная ставка импортного тарифа в странах-членах ВТО составляет 3-4%, а в России средневзвешенный тариф на одежду снизился с 10-20% до 5-7%, на текстиль — с 9,5% до 7,3% [8, с. 36]. Следует отметить, что снижение ввозных пошлин окажет свой положительный эффект в отношении ввозимого сырья, так как его стоимость на приобретение снизится.

Вступление России в ВТО дает возможность применения антидемпинговых и компенсационных пошлин в качестве защиты внутреннего рынка. Нормы международного торгового права позволяют государствам применять высокие (специальные) пошлины, если налицо импорт товаров по демпинговым ценам либо товаров, производство или экспорт которых субсидируется со стороны государства-экспортера.

Механизм ВТО позволит урезать недобросовестную конкуренцию на внутреннем рынке и

защитить свои позиции от товаров Китая, Турции и других стран.

3. Денежно-кредитная политика.

При рыночных отношениях денежно-кредитная политика является инструментом формирования условий хозяйствования и воздействия на экономику. Денежно-кредитное регулирование в условиях современной рыночной экономики базируется на организации денежного обращения и платежно-расчетных операций, где ключевую роль играет банковская система.

Основные направления регулирования денежно-кредитной системы взаимосвязаны и включают:

- государственный контроль над банковской системой;

- управление государственным долгом;

- регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;

- антиинфляционную направленность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- регулирование валютного курса.

Недостатком существующей банковской системы России является низкая капитализация, нежелание выдавать «длинные кредиты», концентрация на клиентах определенных категорий (прежде всего, экспортно-ориентированных отраслей в ущерб обрабатывающим), а также удорожание ресурсной базы.

Для предприятий легкой промышленности невозможность получения долгосрочных кредитов является фактором, представляющим угрозу для функционирования отрасли.

Одна из основных причин, по которой предприятия не могут получить кредит, даже при относительно хорошем финансовом состоянии — отсутствие обеспечения возвратности кредита. В качестве обеспечения возвратности кредита может выступать залог. Материально-производственные запасы как предмет залога приемлемы только для обеспечения краткосрочных кредитов, оборудование зачастую неликвидно, остаются здания и сооружение, но их оформление в качестве залога сопряжено с дополнительными проблемами и затратами. Также кредитование предприятий в российских банках сопряжено со специфическим для России риском — изменением процентной ставки.

Таким образом, для большинства предприятий отрасли банковский кредит труднодоступен, что побуждает российских производителей искать альтернативные источники заимствования, которые были бы дешевле и доступнее, чем банковский кредит.

Вступление России в ВТО даст свой положительный эффект для банковской системы страны. Открытие филиалов иностранных финансовых и страховых компаний предоставит отраслям промышленности возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами и более качественными услугами. Повышение деловой активности приведет к росту инвестиционной привлекательности России и привлечет дополнительные инвестиции, что является одним из реальных путей повышения капитализации российских банков.

4. Инвестиционная политика.

Государственная инвестиционная политика может быть определена как часть социально-экономической политики государства, как система мер государственного регулирования экономики, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов.

Одна из важнейших задач государства в области инвестиций состоит в укреплении инвестиционного потенциала предприятий и повышения их заинтересованности эффективно вкладывать деньги в развитие и модернизацию производства.

Вложения инвестиций в легкую промышленность является самым наименьшим по сравнению с другими отраслями. Объем инвестиций в основной капитал текстильной и швейной промышленности в 2012 г. составил 5 298,3 млн руб., поступление иностранных инвестиций — 507,8 млн руб., тогда как другие отрасли превышают его в несколько раз. Недостаток финансовых средств на модернизацию производства и рост компании является одной из важнейших причин неконкурентоспособности отечественных предприятий на рынке высокотехнологической продукции.

Одним из инструментов решения задач по повышению конкурентоспособности отрасли могло бы служить привлечение в отрасль иностранных инвестиций. Среди позитивных эффек-

тов можно отметить внедрение новых технологий, создание рабочих мест, доступ к новым рынкам и повышение конкурентоспособности принимающих стран.

Возможность привлечения иностранных инвестиций во многом зависит от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданы в принимающей стороне или, иными словами, насколько благоприятен инвестиционный климат.

Для этого необходимы меры по стимулированию привлечения иностранных инвестиций, включающие:

• побудительные механизмы:

— фискальные побудительные механизмы (освобождение от НДС авансовых платежей на экспортную продукцию, снижение или отмена налога на прибыль);

— нефинансовые побудительные механизмы, улучшающие технические и операционные условия для иностранных компаний;

• создание информационной системы для инвесторов;

• внедрение инструментов финансового инжиниринга (венчурное финансирование может увеличить возможности участия фирм в реализации прибыльных проектов);

• внедрение коммуникативных стратегий.

Необходимо разработать долгосрочную политику привлечения иностранных инвестиций наступательного характера, которая должна быть согласована с промышленной и инвестиционной политикой государства и направлена на промышленное и социально-экономическое развитие национальной экономики.

В рамках селективного подхода использование методов как прямого, так и косвенного воздействия относится как к деятельности отдельного предприятия, так и к экономике в целом. Активная борьба со спадом производства товаров легкой промышленности, финансовая поддержка важнейших ее направлений при использовании селективного подхода к управлению объективно способны вызвать оживление всей отрасли в целом. Выбор тех или иных селективных методов управления помогут стимулировать спрос и обеспечить успешный сбыт продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках, помогут улучшить конкурентоспособность отрасли и адаптироваться к условиям членства России в ВТО.

В целом ВТО позволит предприятиям легкой промышленности воспользоваться преимуществами недискриминационных, стабильных и предсказуемых условий торговли с ее странами-участницами, даст возможность использовать выгоды международного разделения труда для более эффективного решения своих социально-экономических проблем и полнее содействовать переходу на инновационную модель развития.

Литература

1. Бахтина, И. Н. Россия в ВТО — новые вызовы и новые импульсы к развитию экономики : материалы международной научно-практической конференции. — Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2012.

2. Оболенский, В. П. Условия присоединения России к ВТО и его последствия для отечественной экономики : учеб. пособие; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. — М. : ВАВТ, 2012. С. 14-33.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328.

4. Шумилов, В. М. Право Всемирной торговой организации (ВТО) : учебник для магистрантов и аспирантов. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2013. С.104-105.

5. Титова, М. Н., Фрадина, Т.И. Всемирная торговая организация : сущность и роль в регулировании мировой торговли : монография. — СПб.: СПГУТД, 2009. С. 100, 121.

6. Глухова, З. В. Государственное регулирование рыночной экономики : теория и практика : учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — Омск : СибАДИ, 2012. С. 23-24.

7. Фрадина, Т. И. Конкурентоспособность и экономическая безопасность предприятия в условиях вхождения России во Всемирную торговую организацию : монография. — СПб.: СПГУТД, 2010. С. 98100.

8. Бабкин, К. А., Кузнецов, А. В., Корчевой, Е. А., Пронин, В. В., Самохвалов, В. А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. — М. : ВТО ИНФОРМ, 2012.

9. Дохолян, С. В. Петросянц, В. З., Асланов, А. Р. Совершенствование методов, форм и инструментов государственного регулирования в АПК региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. №4. С. 16-30.

10. Каюков, В. В., Каюков, А. В. Государственное регулирование экономики в контексте институциональных подходов // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера : вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — Сыктывкар, 2012. № 3. С. 24-29.

References:

1. Bakhtin, I. N. Russia in WTO : new challenges and new impulses to the development of the economy : materials of international scientific-practical conference. — Voronezh : CPI «Scientific book», 2012.

2. Obolensky, B. N. Conditions of Russia's accession to the WTO and its consequences for the Russian economy : study book ; All-Russian Academy offoreign trade of Ministry of economic development of Russia. — M. : VAVT, 2012. P. 14-33.

3. The state program of the Russian Federation «Development of industry and enhancing its competitiveness» : resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 № 328.

4. Shumilov, C. M. Law of the world trade organization (WTO) : a textbook for undergraduates and graduate students. — 2nd ed. — M. : Publishing House Yurayt, 2013. P. 104-105.

5. Titova, M. N., Fradina, T.I. World trade organization : the nature and role in the regulation of the world trade : monograph. — SPb. : SPGUTD, 2009. P. 100, 121.

6. Glukhov, H. C. State regulation of market economy : theory and practice : study book. — 2nd ed., extra. — Omsk : SibADI, 2012. P. 23-24.

7. Fradina, T. I. Competitiveness and economic safety of the enterprise in the conditions of entry of Russia into the World Trade Organization : monograph. — SPb. : SPGUTD, 2010. P. 98-100.

8. Babkin, K. A., Kuznetsov, A. V., Korchevoi, E. A., Pronin, V.V., Samokhvalov, V.A. Consequences of Russia's accession to the World trade organization. — M. : WTO INFORM, 2012.

9. Dokholyan, S. V. Petrosyants, V. Z., Aslanov, A. R. Improvement of methods, forms and tools of state regulation in the agricultural sector in the region // Regional problems of economic transformation. 2009. № 4. P. 16 -30.

10. Kayukov, V. V., Kayukov, A. V. State regulation of the economy in the context of institutional approaches // Corporate Governance and innovative development of the North : Bulletin of the Research Center of corporate management and venture investment Syktyvkar State University. — Syktyvkar. 2012. № 3. P. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.