КОНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14894 УДК 338.001.36:687.03
Чагина Л. Л., Маринкина М. А., Копарева Е. М. Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 33. - ART 14894. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14894.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Чагина Любовь Леонидовна,
кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Костромской государственный
технологический университет», г. Кострома
lvu-chagina@vandex
Маринкина Марина Александровна,
аспирант ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет», г. Кострома [email protected]
Копарева Екатерина Михайловна,
аспирант ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет», г. Кострома [email protected]
Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий
Аннотация. В статье с целью выявления направлений совершенствования деятельности предприятий-производителей льняного трикотажа осуществлен анализ рынка, разработана классификация современного ассортимента льняных трикотажных изделий, определены потребительские предпочтения в одежде из рассматриваемого ассортимента полотен.
Ключевые слова: льняные трикотажные изделия, классификация ассортимента, предприятия-производители, маркетинговые исследования, потребительские предпочтения.
Раздел: (04) экономика.
В настоящее время лен используется во многих сферах жизнедеятельности человека. Лен применяется в промышленности и строительстве, медицине и технике. Перспективы его использования постоянно расширяются. Уникальные природные свойства этого экологически чистого растительного сырья определяют за ним основные направления его использования - производство современного ассортимента материалов для одежды с великолепными потребительскими свойствами и производство изделий медицинского назначения с исключительными медикаментозными свойствами.
Одной из наиболее актуальных тенденций расширения ассортимента изделий из льна является разработка льняных трикотажных полотен для изделий различного назначения. Льняные трикотажные изделия позволяют соединить уникальные свойства льна и столь популярные в настоящее время свойства трикотажа
Период становления и развития льняного трикотажного производства не превышает сорока лет. Широкое распространение льняного сырья для переработки в трикотажной промышленности сдерживается специфическими свойствами льна. Вследствие высокой жесткости, неровноты по линейной плотности, малого удлинения при растяжении льняная пряжа достаточно сложна для переработки на трикотажных машинах. Необходимы специальные обработки - мерсеризация, химическое обесклеивание, механическое мягчение для снижения жесткости пряжи. В настоящее время некоторые западноевропейские фирмы предложили смягчающие обработки. Ряд европейских фирм добился заметного успеха в производстве летних носок и чулок компрессионного назначения с использованием льна. Японские фирмы выпускают превосходное трикотажное полотно для нижнего белья, а предприятия Италии тонкое полотно для верхней одежды с вложением эластана. Следует отме-
КОНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14894 УДК 338.001.36:687.03
Чагина Л. Л., Маринкина М. А., Копарева Е. М. Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 33. - ART 14894. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14894.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
тить, что информация о производстве льняного трикотажа зарубежом крайне ограничена. Из стран ближнего зарубежья разработкой льносодержащего трикотажа занимаются белорусские фирмы.
Российские производители льняного трикотажа бытового назначения расположены в гг. Вологде, Костроме, Великом Новгороде, Кирове, Воронеже, Москве (таблица). Предприятие «Альмед» (Московская область) осуществляет производство
эластичных полотен и вязаных изделий для медицинских целей, однако их ассорти-
мент из полотен с содержанием льна очень ограничен.
Производители льняного трикотажа
Предприя-
тия
ООО «Волтри-Евродизайн», г. Вологда
Логотип
Продукция предприятия
Трикотажная мини-фабрика производит широкий ассортимент женских, мужских, молодежных моделей одежды из льняной и льносодержащей пряжи и эксклюзивно-сувенирные изделия под |торговой маркой «Вологодский лен». Сочетание льна с хлопком, вискозой, синтетическими волокнами__________________________
ООО «Нерум», г. Вологда
Верхняя женская, мужская и детская одежда из льняных тканей и льняного трикотажа, аксессуары, головные уборы, игрушки. Широкое использование цветного льна и ручной работы
«Марго», г. Вологда
«Кантри стиль», г. Вологда
Производство швейных и трикотажных изделий из льняных тканей и . ^льняных трикотажных полотен: одежда, головные уборы, обувь, V llllIBcronoBoe белье, кружево. Валяные изделия с вложением льна. ПЛьняные стеганые изделия комбинированные из ткани и трикотажа
Одежда из льняных тканей и льняных трикотажных полотен для женщин и мужчин. Трикотажные изделия: джемпера, жакеты, туники, жилеты, юбки, брюки, носки____________________________
«Серебро льна», г. Кострома
«Синий лен», г. Кострома
Верхний женский и мужской трикотаж из чистольняной пряжи; бельевые льняные трикотажные изделия
Верхний женский и мужской льняной трикотаж: жакеты, джемпера, ^платья, жилеты, юбки и брюки
«Ленок», г. Кострома
Верхний мужской трикотаж из льна, женский и детский трикотаж из льна, мужская и женская льняная одежда из ткани, сумки, головные уборы, обувь, носки, стельки из льна и льняного трикотажа.
«Татьянкин
лен»,
г. Кострома
Женские изделия из льняного трикотажа и льняных тканей
«Красная мельница», г. Кострома
Производство изделий верхнего трикотажа из льняной пряжи
КРЖНЛЯ
МЕЛьнтм
ООО
«АртЛён», г. Киров
Производство одежды, аксессуаров и сувениров из льняных тканей и льняного трикотажа из чистольняной пряжи. Изготовление меховых изделий с использованием льняных нитей и изделия ручного ткачества
«Велен», г. Великий Новгород
Производство верхней женской и мужской трикотажной одежды, аксессуаров и головных уборов из льняной, полушерстяной и смешанной пряжи
КОНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14894 УДК 338.001.36:687.03
Чагина Л. Л., Маринкина М. А., Копарева Е. М. Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 33. - ART 14894. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14894.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Предприя- тия Логотип Продукция предприятия
“Herman-line”, г. Воронеж HERMAN Производство и продажа женского трикотажа: одежды и головных уборов, в том числе льняного трикотажа
ООО «ГАБ-РИС», г. Москва Белье постельное, белье столовое, одежда форменная, пряжа льняная, трикотаж верхний из льняной пряжи
«ЛАНА-ПРИМ», г. Москва Трикотаж верхний из льняной пряжи, из полушерстяной пряжи, из синтетических нитей, из хлопчатобумажной пряжи, трикотаж верхний из шерстяной пряжи
ООО «Альмед» Московская обл. Специализируется на выпуске эластичных и неэластичных полотен, лент и беек; сеток для различного применения; изделий медицинского назначения (бандажей) в том числе из льносодержащих полотен
ОАО «ПИКЕ», г. Новочеркасск Матрацы, носки из льняного трикотажа, носки хлопчатобумажные, одеяла ватные, полотно трикотажное хлопчатобумажное, пряжа хлопчатобумажная, трикотаж бельевой из хлопчатобумажной пряжи, трикотаж верхний из льняной и полушерстяной пряжи
ООО «СНИГУР», Московская обл. Бельевой трикотаж, полотенца, трикотажные полотна; простыни махровые, салфетки косметические, толстовки; трикотаж верхний из акриловой, льняной, полушерстяной пряжи
«Фирма «Эл-ма», Беларусь, г. Брест \А А Производство верхних трикотажных изделий для женщин и мужчин; для создания моделей используется пряжа полушерстяная, хлопчатобумажная, льняная, вискозные и полиэфирные нити
ОАО «Боб-руйсктрико-таж», Беларусь ЬОЬг/ИСХГРИКО ТАуК Специализируется на выпуске мужской, женской, детской одежды и трикотажных изделий для дома, отдыха и спорта, в том числе из льняного трикотажа
ОАО «Полесье», Беларусь, г. Пинск Сттфлесье) ^ Ош п ? до трш Производство трикотажных изделий с использованием шерстяного сырья, а также из комбинированных пряж с вложением льна, хпоп-5ка, вискозы Ч
ОАО «Алеся», Беларусь, г. Минск Специализируется на производстве изделий верхнего трикотажа для взрослых из натуральных и синтетических волокон и нитей, в состав некоторых изделий входит лен
ОДО «Уникум» ТМ “Zory”, Беларусь, г. Новополоцк ы ЧЬНЛКЧМ Швейные трикотажные изделия, льняные трикотажные изделия, одежда в основном женского ассортимента
Компания “120% LINO”, Италия 120% lino Производство изделий из льняных тканей, в том числе из льняного трикотажа
Самым крупным отечественным предприятием является вологодская производственно-торговая компания «Волтри-Евродизайн», занимающаяся разработкой, производством и продажами трикотажных одежды, аксессуаров и сувенирной продукции из льняной пряжи. Предприятие образовано в результате слияния ЗАО «Волтри» («Вологодский трикотаж») и производственной компании «Евродизайн». Трикотаж-
КОНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14894 УДК 338.001.36:687.03
Чагина Л. Л., Маринкина М. А., Копарева Е. М. Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 33. - ART 14894. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14894.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ная мини-фабрика оснащена автоматизированным вязальным оборудованием известной немецкой фирмы «Stoll». Компания осуществляет промышленное производство льняных трикотажных изделий небольшими сериями, ежегодно выпускаются две промышленные коллекции - осень-зима и весна-лето. Помимо этого разрабатываются эксклюзивные коллекции для участия в конкурсах, создаются единичные экземпляры изделий ручной работы.
Менее крупными вологодскими предприятиями, производящими льняной трикотаж, являются фирмы «Кантри стиль», «Нерум», «Марго». Эти предприятия, помимо трикотажных изделий, осуществляют выпуск изделий из льняных тканей. Компания «Марго» также изготавливает валяные изделия из полотен с вложением льна.
Костромскими производителями льняного трикотажа являются производственная компания «Синий лен», салон-ателье «Серебро льна», ООО «Лен'Ок», ООО «Татьянкин лен», ателье «Новинка», «Красная мельница».
Предприятие «Синий лен» осуществляет выпуск изделий, преимущественно женских, небольшими сериями. Отличительной особенностью предприятия является производство льняных трикотажных носков. Салон-ателье «Серебро льна» специализируется на выпуске женских изделий исключительно из чистольняной пряжи. Его отличительной особенностью является создание дизайнерских моделей с использованием ручного труда (кружевоплетения, ручной росписи, фелтинга). Компания «Лен'Ок» работает на рынке льняных трикотажных изделий более десяти лет. Основным направлением деятельности предприятия является создание авторских коллекций льняных трикотажных изделий из чистольняной неокрашенной пряжи. Производственно-торговое предприятие под торговой маркой "ТатьЯнкин лён” существует на рынке около шести лет; для изготовления изделий использует чистольняное полотно ручной и машинной работы.
Хорошо известными предприятиями, производящими льняной трикотаж, являются «АртЛен» (г. Киров) и «Веллен» (г. Великий Новгород).
ООО «ГАБРИС», «ЛАНА-ПРИМ» (г. Москва), ОАО «ПИКЕ» (г. Новочеркасск), ООО «СНИГУР» (Московская обл.) можно отнести к многопрофильным предприятиям, для которых производство изделий из льняного трикотажа являются одним из направлений деятельности (см. таблицу).
Белорусские компании производят широкий ассортимент трикотажных изделий из различного сырья, в том числе с использованием льна. Однако предприятий специализирующихся на выпуске только льняного трикотажа не обнаружено. Проведенный анализ производителей льняного трикотажа показал, что большая часть предприятий расположена в г. Вологде и г. Костроме.
Предприятия в основном небольшие и выпускают свою продукцию малыми партиями или даже единичными изделиями. Их условно можно разделить на следующие группы:
- дизайнерские салоны и ателье, занимающиеся производством изделий из льняного трикотажа;
- предприятия, выпускающие изделия из льняной ткани и льняного трикотажа;
- многопрофильные предприятия, для которых производство изделий из льняного трикотажа являются одним из направлений деятельности.
Предприятия первой группы, как правило, выпускают модели дизайнерскими коллекциями, которые делают ассортимент их продукции более разнообразным и привлекательным для потребителей с эстетической точки зрения. Продукция таких предприятий способна удовлетворить потребности даже самых взыскательных покупателей, однако носит характер скорее эксклюзивный, чем массовый. Предприятия второй группы предлагают достаточно широкий ассортимент женских, мужских и
КОНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14894 УДК 338.001.36:687.03
Чагина Л. Л., Маринкина М. А., Копарева Е. М. Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 33. - ART 14894. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14894.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
детских изделий из льняного трикотажа, но уже в более сдержанном стилистическом ключе, ориентируясь на массового потребителя. К третьей группе относятся предприятия, выпускающие большой ассортимент товаров от постельного белья и домашнего текстиля до самого трикотажного полотна и изделий из разных видов трикотажных полотен. Ассортимент, интересующих нас изделий, на таких предприятиях не велик, и чаще всего отличается стабильностью, в основном, обусловлен спросом потребителей на тот или иной вид продукции.
В результате проведенных исследований разработана классификация существующего ассортимента льняных трикотажных изделий, представленная на рисунке. В качестве классификационных признаков взяты: половозрастная группа, условия эксплуатации, сезонная принадлежность, вид изделия и наименование изделия.
По половозрастному признаку льняные трикотажные изделия делятся на женские, мужские и детские. Наиболее крупной ассортиментной группой являются изделия для женщин, так как они являются основными потребителями данного вида продукции. В последнее время все большей популярностью льняной трикотаж пользуется и у мужчин, а из-за своих уникальных природных свойств. В зависимости от условий эксплуатации льняные трикотажные изделия делятся на верхние и бельевые (для женщин). По сезонной принадлежности, производятся летние, демисезонные (пальто и куртки) и всесезонные изделия. Классификационный признак «вид изделия» предусматривает деление на плечевые, поясные, чулочно-носочные изделия, аксессуары, головные уборы, шарфы и платки, а так же прочие изделия, которые не относятся ни к одной из перечисленных ранее групп. В соответствии со следующим классификационным признаком все виды изделий подразделяются на конкретные наименования.
Разработанная классификация достаточно полно представляет ассортимент льняных трикотажных изделий существующих на сегодняшний день и определяет направления совершенствования деятельности предприятий-производителей рассматриваемого ассортимента. Целенаправленный поиск и внедрение новых решений обеспечивает возможность дальнейшего успешного развития предприятий по производству льняного трикотажа и отечественной легкой промышленности в целом.
Успешная деятельность промышленных предприятий определяется своевременным реагированием на потребительский спрос, развитием ассортимента, повышением качества и конкурентоспособности продукции, снижением себестоимости изделий. Производителям продукции необходимо иметь представление о потенциальных потребностях и возможностях потребителей, для которых она предназначена. Для своевременной реакции на требования рынка, оценки его емкости, выявления прогнозов сбыта производимой продукции необходимы маркетинговые исследования.
Проведены исследования по изучению спроса и потребительских предпочтений льняных трикотажных изделий. Разработана анкета, состоящая из вопросов, логически взаимосвязанных с поставленной задачей. При заполнении составленной анкеты, респонденты оценивали отдельно каждый вопрос, выбирая ответ из предложенных. Количество опрашиваемых соответствует существующим нормам социологических исследований и является достаточным для получения объективных данных.
Проведенный анализ результатов опроса позволил установить следующее. Абсолютно все потребители согласны, что изделия изо льна обладают уникальными свойствами, благотворно влияющими на организм человека, хотели бы иметь в гардеробе изделия из льняного трикотажа и заинтересованы в получении развернутой информации о нем. Но при этом не более половины опрошенных имеют льняные трикотажные изделия в своем гардеробе. Основные причины их отсутствия - искажение размеров и формы изделий в процессе эксплуатации, несоответствие изде-
КОНТТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14894 УДК 338.001.36:687.03
Чагина Л. Л., Маринкина М. А., Копарева Е. М. Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 33. - ART 14894. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14894.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
лии современному направлению моды, повышенная жесткость, достаточно высокая стоимость (см. рис. 2).
В результате проведения исследования выявлены потребительские предпочтения одежды из льняного трикотажа по половозрастной принадлежности. Основными покупателями (63%) являются представители старшей возрастной группы (более 45 лет), средней (29-45 лет) - 32% и младшей (до 29 лет) - 5%. При этом женщины составляют 88% потребителей льняного трикотажа. Полученные данные подтверждают результаты
проведенного ранее исследования ассортимента отечественного льносодержащего трикотажа, который показал, что производители, в основном, ориентируются на женщин старшей и средней возрастной группы. Чрезвычайно узок ассортимент изделий для мужчин, для детей модели отсутствуют. В связи с этим направление расширения ас-
сортимента льняных трикотажных изделий является актуальным.
Способ
ношения
Наименование изде-
0 с X «и ► 4 с с О , XЕГ ЕГО ои 40 >х г Прочие
1 1 +
Фуфайка Джемпер Свитер Жилет Носки Стельки Тапки
<и
О Л
4 03
С
I
о
н5
t:
С )
с:
о
с:
I
I
о
VO
<и
2
х
оэ
а
I
Я
_ к -а ьз -Э* Н а ^ пз 3
■э с
I
о ,
егое:
ои^
ceoei
>я
I
Джемпер
Жилет
Жакет
Кардиган
Платье
Сарафан
Туника
Пончо
Топ
Пальто
Куртка
Ночная
Юбка
Брюки
Шорты
Бриджи
Шляпа
Кепка
Бандана
Панама
Шапка
Берет
Платок
Шаль
Шарф
Палантин
к
а
Сумки Тапки Стельки Ремни Чехлы для телефона
Плече- вые Поясные Прочие
1 1
Джемпер Брюки Игрушки
Свитер Шорты
Жилет Платье Сарафан Юбки
Рис. 1. Классификация ассортимента льняных трикотажных изделий
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14894 УДК 001
Васильев А. А. Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 33. - ART 14894. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14894.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
□ высокая цена
□ несоответствие направлению моды
□ искажение формы и размеров при эксплатации
□ высокая жёсткость
□ значительная масса изделия
□ отсутствие изделий в магазинах
Рис. 2. Причины отсутствия в гардеробе изделий из льняного трикотажа
(по возрастным группам)
Приобретая изделия из льняного трикотажа, люди основываются на стремлении обеспечения комфортности за счет использования натуральных материалов. Среди свойств льна потребителей привлекают: высокая гигроскопичность и воздухопроницаемость (41%), низкая загрязняемость и легкая отстирываемость (13%), высокая износостойкость (15%), высокие теплоизоляционные свойства (17%), бактерицидные свойства (9%), низкая электризуемость (5%). По волокнистому составу предпочтительны изделия из чистольняной пряжи (48%) или смесовых (лен и хлопок) -29%, льнолавсановой - 14%, другие - 9%.
Ассортимент приобретаемых изделий не отличается особым разнообразием. В основном это туники, платья, джемпера (для младшей и средней возрастной группы), а для старшей - еще и жилеты. Помимо этого в «других» изделиях отмечены свитера (младшая возрастная группа), пончо (средняя), палантины и шали (старшая группа).
На основе анализа ассортимента существующих плечевых изделий из льняного трикотажа выделено четыре основных силуэта: трапециевидный, прямой, полупри-легающий и прилегающий. Наиболее предпочитаемыми являются прямой (38%) и трапециевидный (32%) силуэты. Также 21% респондентов выбирают полуприлегаю-щий силуэт и всего 9% - прилегающий. Базовый ассортимент составляют модели классических силуэтов с минимумом конструктивных членений. Изготовление моделей одежды сложных силуэтов затруднено из-за того, что льняные трикотажные полотна достаточно жесткие, тяжелые и малопластичные.
Трикотажное полотно обеспечивает возможность реализации разнообразных творческих идей дизайнера, позволяя создавать уникальные элементы отделки, рисунки, фактуры. При изготовлении изделий из трикотажных полотен возможно использование всех видов отделки, встречающихся и в швейных изделиях из ткани, но с учетом специфики трикотажного производства. Грамотное и удачное применение декоративной отделки определяет назначение одежды, подчеркивает ее индивидуальность и позволяет выделить достоинства и скрыть определенные недостатки фигуры. Современный потребитель готов заплатить за оригинальность и качество изделий и исходя из этого ставка на применение разнообразных видов отделки является заведомо беспроигрышной.
~ 32 ~
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14894 УДК 001
Васильев А. А. Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 33. - ART 14894. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14894.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Предпочтения относительно используемых декоративных отделок в льняных трикотажных изделиях распределились следующим образом. Наиболее популярна среди всех возрастных групп поверхностная отделка: вышивка (25%), кружево и фурнитура (34%), которая является наиболее повседневной и привычной. Среди объёмных отделок - защипы (14%) и сборки (9%). Из дополнительных отделок популярны воротники (8%) и шарфы (5%). Из рисунчатых эффектов наибольший процент занимают эффекты за счёт различных переплетений и цветных нитей у всех возрастных групп. Из переплетений наиболее популярны гладь, ластик (у младшей и средней возрастных групп), у старшей - ажурные.
По колористическому решению изделия из отбеленной пряжи предпочитают 39% , натурального цвета - 46%, окрашенные - 15% (в основном, это представители младшей возрастной группы). В плечевых изделиях из льняного трикотажа чаще других встречается рукав базового покроя (втачной) - 62%, реже реглан - 21%. В последнее время все большее распространение в соответствии с тенденциями моды находит цельнокроеный покрой рукава.
Небольшой процент льняных трикотажных изделий имеют застежки, преимущественно это жакеты. Застежки не отличаются большим разнообразием. В основном используется застежка на навесные петли и пуговицы (49%), прорезные петли используются реже. Достаточно популярна в трикотажных изделиях изо льна застежка-завязка поясом или шнуром. В некоторых моделях спортивного стиля встречается застежка на тесьму-«молнию» (15%).
Подводя итог анализу потребительских предпочтений изделий из льняного трикотажа, можно сделать вывод о некотором консерватизме взглядов опрошенных респондентов в отношении одежды. Потребитель в большинстве случаев выбирает вещи, отличающиеся простым, традиционным решением. Только небольшая часть респондентов ориентируется в новациях и предпочитает оригинальные, нетрадиционные изделия. На основе анализа направлений моды и исследования потребительского спроса разработаны рекомендации по проектированию женской одежды из льняного трикотажа для различных возрастных групп.
Проведенные исследования показали интерес покупателей к престижной льняной одежде. В современных условиях в связи с дефицитом натурального сырья, которое, за исключением льна и шерсти, является импортируемым, разработка трикотажа из льняной пряжи является перспективным направлением. Вместе с тем, на сегодняшний день потребительский рынок изделий из льняного трикотажа представлен недостаточно широким ассортиментом изделий. Производители, в основном, ориентируются на женщин старшей и средней возрастной группы. Рассматриваемым ассортиментом интересуются, в основном, взрослые люди, которые обращают внимание не столько на внешний вид изделия, сколько на его качественные характеристики, а также влияние на здоровье. Молодёжь интересуют эксклюзивные, отвечающие современным требованиям моды модели. Классические модели в сдержанном стилистическом ключе их мало привлекают. Чрезвычайно узок ассортимент изделий для мужчин и детей. Уровень отделки и художественного оформления изделий требует дальнейшего развития. Для привлечения молодежной аудитории современные дизайнеры представляют действительно интересные авторские коллекции, но в виду своей сложности исполнения и больших затрат они не находят применения в массовом производстве. Базовый ассортимент составляют модели классических силуэтов с минимум конструктивных членений и декоративных элементов. По отзывам потребителей цена и качество изделий не всегда имеют оптимальное соотношение. Из-за
~ 33 ~
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
ART 14894 УДК 001
Васильев А. А. Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 33. - ART 14894. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14894.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
сложной и дорогой технологии получения и переработки льна, множества используемых при этом биологических и химических процессов, льняные изделия стоят достаточно дорого.
В качестве мер для улучшения ассортимента и повышения конкурентоспособности изделий из льняного трикотажа необходимо разнообразить ассортимент льняных трикотажных полотен по виду переплетений. Расширять ассортимент изделий по назначению возможно за счет разработки термоклеевых прокладочных и комплексных льняных трикотажных материалов, льняных трикотажных полотен с полиуретановыми нитями для изделий бытового и компрессионного назначения [1-4]. Перспективным направлением является создание изделий соответствующих современным модным тенденциям и использование новых нетрадиционных способов декоративной отделки, которые обеспечат яркую индивидуальность и эксклюзивность изделий [5].
Необходимо решение задачи повышения формоустойчивости изделий, поскольку основным дефектом льняных трикотажных изделий потребитель называет потерю размеров и формы изделия при эксплуатационных воздействиях. Учет свойств полотен является обязательным условием для создания высокочественных льняных трикотажных изделий [6; 7].
Важным направлением повышения эффективности и производительности работы предприятий рассматриваемого ассортимента является интенсификация производства за счет использования современных информационных технологий [8-10].
Расширение рекламной деятельности, использование более гибкой ценовой политики и дифференцированного маркетингового подхода также является предпосылкой дальнейшего успешного развития отечественного рынка льняных трикотажных изделий.
Проведенная у условиях действующих предприятий г. Костромы («Синий лен», «Серебро льна») производственная апробация предлагаемых направлений повышения конкурентоспособности льняных трикотажных изделий подтверждает целесообразность и эффективность их использования.
Ссылки на источники
1. Чагина Л. Л., Смирнова Н. А. Направления повышения конкурентоспособности льняных трикотажных изделий // Изв. вузов. Технология текстильной промышленности. - 2010. - № 6(327). - С. 90-92.
2. Смирнова Н. А., Чагина (Иванова) Л. Л., Москаева Т. Б., Мининкова И. В. Разработка новых льносодержащих прокладочных материалов для одежды // Вестник КГТУ: рецензируемый периодический научный журнал. - Кострома: КГТУ, 2000. - № 2. - С. 51-53.
3. Чагина Л. Л., Смирнова Н. А., Бойко С. В. Разработка льняных комплексных материалов для швейно-трикотажных изделий // Изв. вузов. Технология текстильной промышленности. - 2011. -№ 1 (330). - С. 134-136.
4. Соболева М. А., Чагина Л. Л. Особенности внедрения научно-практической разработки в производство на примере компрессионных изделий из льняных высокоэластичных трикотажных полотен // Материалы международной научно-практической конференции «Взаимодействие высшей школы с предприятиями легкой промышленности: наука и практика». - Кострома: КГТУ, 2013. - С. 177-180.
5. Чагина Л. Л., Смирнова Н. А., Воронова Е. М. Расширение ассортимента льняных трикотажных изделий за счет использования нетрадиционных способов декорирования // Изв. вузов. Технология легкой промышленности. - 2011. - № 1. - С. 79-82.
6. Чагина Л. Л., Смирнова Н. А., Вершинина А. В. Исследование и учет деформационных свойств при проектировании одежды из льняных трикотажных полотен // Изв. вузов. Технология текстильной промышленности. - 2010. - № 5 (326). - С. 10-14.
7. Чагина Л. Л. Влияние свойств трикотажного полотна на конструктивные характеристики изделия // Изв. вузов. Технология текстильной промышленности. - 2014. - № 2. - С. 91-95.
~ 34 ~
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14894 УДК 001
Васильев А. А. Аналитический обзор современного состояния и перспектив развития рынка льняных трикотажных изделий // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 33. - ART 14894. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14894.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.
8. Землякова И. В., Смирнова Н. А., Чагина Л. Л., Каминская Л. А. Разработка имитационной модели льносодержащих трикотажных полотен // Изв. вузов. Технология легкой промышленности. -2010. - № 1.- С. 71-73.
9. Чагина Л. Л., Прядкина Н. О., Смирнова Н. А. Разработка информационной системы для проектирования изделий из льняного трикотажа // Изв. вузов. Технология легкой промышленности. -2010. - № 2. - С. 38-41.
10. Чагина Л. Л., Виноградова Г.Л., Воронова Е.М. Разработка методики конструирования льняных трикотажных изделий и ее реализация в системе T-Flex CAD // Изв. вузов. Технология текстильной промышленности. - 2012. - № 4(340). - С. 124-127.
Lubov Chagina,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Kostroma State Technological University, Kostroma lvu-chaqina@vandex Marina Marinkina,
PhD student, Kostroma State Technological University, Kostroma [email protected] Ekaterina Kopareva,
PhD student, Kostroma State Technological University, Kostroma [email protected]
An analytical review of the current state and prospects of the linen knitwear market Abstract. The paper carries out market analysis of areas for improvement of the linen knitwear manufacturing enterprise activity. There is the classification of the linen knitwear, current range nad consumer preferences in clothing.
Key words: linen knitwear, classification range, manufacturing enterprises, marketing research, consumer preference.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
35 ~