Н.Н. Ярош
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ (Часть 1)
Главной стратегической целью социально-экономического развития любого города является повышение качества жизни людей. Актуальность решения современных социально-экономических проблем города (устойчивое экономическое развитие, занятость, миграция и т.д.) требует выработки долгосрочных планов (стратегий). В крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Самаре и др.) разработаны и утверждены стратегии развития на продолжительный срок (до 2025 г.). Каждая стратегия отражает особенности, статус, политическое и географическое положение города, историческое и культурное наследие и т.д. Например, Москва - это не только столица государства, но и с точки зрения демографии - старый город, Белгород и Самара - областные центры -доноры, а Санкт-Петербург - историческая и культурная столица, крупный портовый и транспортный узел.
К началу XXI в. в городах проживает более 70% населения России. Поэтому многие социальные проблемы - это прежде всего проблемы города, решением которых занимаются отрасли социальной сферы городского хозяйства. Именно поэтому все стратегии развития имеют в больше степени социальную направленность, что отражается в их миссиях и целях. В каждой стратегии генеральная цель - повышение качества жизни людей и доведение города до уровня европейских стандартов (как минимум). Например, в миссии в Стратегии развития Белгорода до 2025 г. на первом этапе ее реализации (2007-2011 гг.) было заложено развитие «от благоустройства к благополучию». Это было успешно реализовано. До 2016 г. декларирована цель «Белгород - город добра и благополучия»1.
Одно из основных направлений развития города на перспективу -это инвестиции в человека. Поэтому в стратегию заложены пропаганда здорового образа жизни, развитие культурного и духовного потенциала жителей, формирование городской интеллектуальной среды и высокой культуры общения и природосообразного поведения.
Москва рассматривается как:
- «российская столица на стыке культуры и цивилизации с уникальным историческим и культурным наследием;
- центр принятия глобальных решений, генератор технологических и институциональных инноваций;
- город для жизни, для творческой инициативы и развития».
Одно из основных направлений развития в стратегии - качественное преобразование человеческого потенциала посредством изменения неблагоприятного демографического тренда, повышения качества город-
132
ской среды, внедрения современных социальных технологий поддержки разных социальных групп (молодежи, пенсионеров, креативного класса и др.)2.
Развитие Самары предполагает:
- превращение города в многоцелевой коммуникационный центр;
- переход от индустриальной модели общественного городского развития к постэкономической (экологической) на основе самоорганизации и творческого самовыражения жителей и разных общественных структур;
- превращение в крупный центр городской культуры XXI в., интеграцию в культурное пространство городов России и международную систему культурных связей3.
Основные стратегические направления, намеченные стратегией развития Санкт-Петербурга до 2025 г., практические те же:
- развитие человеческого потенциала;
- развитие городской среды;
- улучшение качества окружающей среды;
- развитие экономики4.
Разработчики стратегии исходят из того, что на территории города главным субъектом является гражданин, потребитель продукции (работ, услуг) отраслей городского хозяйства. Такая двуединая личность, находясь в определенном социальном пространстве, требует, чтобы, реализуясь в сфере производства, она имела благоприятные условия труда, толерантный социальный коллектив и т.д., чтобы способствовать выпуску качественных товаров и услуг, которые необходимы ей как потребителю. С другой стороны, чтобы потреблять качественные товары и услуги, личность должна обладать высокой экономической культурой потребления, коммуникативной культурой, иметь социально благоприятную окружающую среду и т.д. Значимость социальной сферы для жизнедеятельности граждан подчеркнул президент РФ В. Путин: «В социальной сфере работают люди, которые имеют высокое образование, квалификацию, по содержанию своего труда, по культурным потребностям, по социальной активности они -часть т.н. креативного класса. Креативный класс (а если использовать традиционное слово, то интеллигенция) - это прежде всего врачи, учителя, преподаватели вузов., работники науки, культуры. Такие люди работают в каждом регионе, в каждом городе»5.
Подсистема хозяйства города - социальная сфера - является связующим звеном, способным обеспечить эффективное взаимодействие ролей личности горожанина и гражданина и решить большинство его социальных проблем. Именно поэтому, на наш взгляд, основной функцией городского хозяйства является именно социальная (совокупность форм, методов, инструментов, направлений и т.п.). Все остальные функции (сферы) городского хозяйства - производственная, научно-техническая, инженерно-обеспечивающая и др. - по отношению к ней существуют
133
как поддерживающие, сопровождающие, обеспечивающие и т.д. Отрасли социальной сферы способствуют повышению качества человеческого и интеллектуального потенциала городского хозяйства и на этой основе обеспечивают социальную стабильность на территории города. Социальная сфера включает не только социальную инфраструктуру (совокупность предприятий, учреждений и организаций), но и некоторое социальное пространство, в котором реально осуществляется производственная, трудовая, общественная, социальная, деятельность по поддержанию своей жизни и другие виды деятельности индивида, организуются его коммуникации с участниками социальных групп, а также собственно жизненное пространство (территория проживания).
Особенность социальных функций заключается в том, что процесс их реализации носит непрерывный характер и является двусторонним: необходимо активное участие граждан для их эффективной реализации. Чтобы не горели дома и квартиры, одного пожарного надзора недостаточно; нужно, чтобы сами граждане соблюдали правила противопожарной безопасности. Чтобы не росла бытовая преступность, граждане должны уметь налаживать благоприятные социальные контакты.
Таким образом, деятельность городского хозяйства по обеспечению потребностей жителей города осуществляется в некотором социальном пространстве, которое представляет систему индивидуальных и общественных отношений, связей и коммуникаций людей с природой, экономикой, окружающей городской средой в рамках этого социального пространства. А всякая система имеет свою организацию, свои функции и принципы построения и функционирования. Это в полной мере относится к подсистеме городского хозяйства (ГХ) - социальной сфере. В современных условиях социальная функция носит явно выраженный интегральный характер, т.е. существует и проявляется в тесном взаимодействии ее дифференцированных составляющих элементов, объединенных в единое целое - социальная функция ГХ.
На ее основе можно выделить следующие составляющие элементы.
1. Экономическая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей в качественных продуктах питания, одежде, предметах длительного пользования, жилище и в других средствах улучшения материально-бытовых условий жизни горожан. По этой линии социальная функция ГХ связана с производственной, так как нужно научить потреблять только качественные товары и услуги, причем отечественного производства. Индекс промышленного производства в г. Белгороде за 20072011 гг. (первый этап стратегии) вырос на 42,9%, а бюджетообеспеченность жителя - с 13,9 в 2007 до 20,2 тыс. руб. в 2011 г.6.
Кроме этого в сфере ГХ создаются условия по обеспечению рабочими местами инвалидов, пенсионеров, подростков. Например, Московская служба спасения (0911) создает рабочие места для людей с ограниченными
134
возможностями; это диспетчера, консультанты, стационарные психологи и т.д. В Москве каждый третий пенсионер работает в образовании, здравоохранении, культуре, науке; город предоставляет ему такую возможность.
Кроме того, экономическая составляющая социальной функции заключается в том, чтобы заставить (заинтересовать) предпринимателей (и не только) брать на работу прежде всего горожан, платить им адекватную зарплату, а не мигрантов.
«Утечка мозгов» тоже имеет под собой социально-экономическую базу: самые образованные, интеллектуально развитые профессионалы -молодые горожане - вынуждены уезжать за рубеж, так как их заработная плата многократно проигрывает при сравнении с условиями в развитых странах. Например, в Центре детской гематологии им. Д. Рогачева, который сейчас первенствует в Европе, у молодого сотрудника без степени ставка 5 тыс. руб. в месяц, со степенью - 8 тыс. руб.7.
Чтобы остановить этот процесс, в богатых городах создаются научно-технологические инновационные комплексы (центры) - «Сколково» в Москве, «Аврора-парк» в Белгороде, «Кольцово» в Новосибирске, технополис «Химград» в Казани и т.д. В целом по России на базе университетов создано более 20 бизнес-инкубаторов.
Практически в каждом крупном городе существует «болезненная точка» в виде несоответствия экономических возможностей горожан и качества их жизни. Например, в Москве, где сосредоточено 80% финансового оборота страны, по обеспеченности жильем город занимает 69-е место в РФ, по уровню преступности - 39-е , по младенческой смертности - 21-е. Уровень пенсий выше среднего по России, но высокая стоимость жизни (3-е место в мире) сводит его на нет. Социальные льготы покрывают дефицит доходов семей лишь на 20%8. Для реализации данной составляющей социальной функции в городе работают предприятия, организации и учреждения, которые в рамках своей деятельности организуют производство, распределение и потребление жизненных благ, решение различных экономико-социальных проблем жителей города. Они просто обязаны решить эти проблемы, чтобы окупить деньги, которые горожане в них вкладывают.
2. Коммуникативная функция заключается в организации эффективного социального поля для взаимодействия личности и общества на территории города, информационного пространства для общения личности и власти, а также благоприятного межличностного общения на работе, в транспорте, семье, на улице и т.д.
На создание эффективного социального поля делается акцент и в стратегических планах развития регионов России. Например, в Стратегии развития Белгорода до 2025 г. одним из блоков является формирование городского солидарного сообщества как социальной корпорации на основе следующих принципов: духовность, нравственность, доверие, солидарность,
135
ответственность, а это гуманистическая, воспитательная, гуманитарная, эстетическая функции, которые будут рассмотрены ниже. Органы местного самоуправления города реально воплощают данную миссию, строя модель позитивного социального поведения гражданина - творить добро и тем самым обеспечивать себе и окружающим благополучное существование. Солидарное общество горожан администрация Белгорода понимает как сообщество, в котором существует «общность интересов, ценностей и жизненных смыслов, взаимная поддержка, лояльность и сотрудничество граждан и власти в достижении общественно значимых целей»9. Для создания такого общества горожан в стратегии сформулированы блоки мероприятий и целевых программ:
а) повышение социальной активности населения (например, целевая программа «Молодежь - Белому городу», подпрограмма «Привлечение талантливой молодежи к реализации Стратегии...», подпрограмма «Духовная безопасность молодежи Белгорода», которая предполагает создание экологических молодежных отрядов, отрядов содействия полиции, создание советов молодых специалистов на предприятиях и т.д.);
б) повышение эффективности городского управления;
в) создание и развитие экономической основы социальной корпорации: проект «Муниципальный банк», «Муниципальная страховая компания», «Социальная карта белгородца» и т.д.
В Стратегии города Самары при рассмотрении коммуникативной функции прослеживается акцент на создание многопрофильной событийно-зрелищной среды, продвигающей город в качестве коммуникативного центра современной России. Поставлена задача сформировать эффективное внутригородское пространство для неформального общения горожан, реализовать проект «Сеть уполномоченных агентов развития Самары» для развития коммуникативного поля обсуждения стратегических вопросов развития города и т.д.10.
Заметим, что для организации и эффективной реализации коммуникативной функции с целью создания солидарного или гражданского городского сообщества можно использовать инструменты соционики11.
3. Эстетическая функция заключается в создании благоприятного для человека окружающего городского пространства; это архитектура и дизайн внешнего вида зданий, улиц, сооружений, ландшафта и т.д., эстетика и эргономика продукции и ее рекламы (одежды, обуви, бытовых приборов, мебели, автомобилей и т.д.). Реализация этой функции тесно связана с деятельностью подсистем ГХ (производственной, научно-технической, инженерного обеспечения, торговой) и с их функциями.
В стратегиях развития упомянутых городов этой функции уделяется внимание в той или иной степени в зависимости от особенностей города и его территории. Если Москва и Санкт-Петербург являются исторически сложившимися центрами духовной культуры, то основная
136
пространственно-временная задача - сохранить и поддержать этот статус. Решение администрации Москвы запретить рекламу на исторических зданиях в центре, строительство новых объектов в историческом центре и т.д. четко соответствует стратегическим задачам развития города. В Белгороде, Самаре и других молодых городах так задача практически не ставится.
4. Гуманистическая функция обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности горожан, здоровый образ жизни и качество жизни. В современных условиях, когда нравственный признак общества - всеобщий эгоизм (личные потребности ставят выше общественных), который приводит к скрытой асоциализации, все больше людей приходит к мысли
0 солидаризации на идеях гуманизма. «Становится все очевидней, что не капитал, не труд, не прибавочная стоимость и прочие догматы рыночной экономики создают благополучие, богатство и ценности, а человек, который сам по себе уже является высшей ценностью»12.
Интерес к гуманизму как мировоззрению и жизненной позиции обусловлен изменившимися условиями жизни человека: возросло значение демократии и гражданского общества, права, науки, образования, миро-возренческой свободы, стремления к культуре, что в свою очередь способствует гуманизации межличностных и социальных отношений. Когда чиновник видит в посетителе человека, а не пустое место, и власть этому способствует всеми силами, когда трамвайное хамство уступает место добрым компромиссным взаимоотношениям, то появляется надежда, что общество и отдельные личности придут к мысли, что результат их благополучия заключается в достижении взаимопонимания, согласия и сотрудничества жителей и городских властей. Без взаимопонимания и сотрудничества невозможно успешно решать многие текущие и перспективные социальные проблемы, которые требуют соединения усилий власти и граждан. Подтверждение этому можно найти в Стратегии Белгорода, который власти и жители целенаправленно превращают в территорию добра и благополучия. В ней заложены мероприятия, программы и проекты, которые постепенно трансформируют горожанина в гражданина, семью и соседей - в участников коллективного взаимодействия на территории проживания, другие социальные коллективы (производственные, трудовые ) и группы - в социально ответственного деятеля, который отдает городу продукт своего труда в ответ на потребленные им городские блага.
(Продолжение в след. номере)
Примечания
1 Стратегия социально-экономического развития города Белгорода до 2025 г. Утверждена решением Совета депутатов г. Белгорода от 30.01.2007 г. № 413. http: //www.beladm.ru
Strategiay socialno-economicheskogo razvitiay g. Belgoroda do 2025 g. Utverjdena resh-eniem Soveta deputatov g. Belgoroda ot от 30.01.2007 г.№ 41. http: //www.beladm.ru
137
2 Стратегия социально-экономического развития Москвы на период до 2025 г. (проект). http: //www.econ.mos.ru
Strategiay socialno-economicheskogo razvitiay Moskvi na period do 2025 g. (proekt). http: //www.econ.mos.ru
3 Стратегия комплексного развития городского округа Самара до 2025 г.
Strategay kompleksnogo razvitiay gorodskogo okruga Samary do 2025 g.
4 О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 г. Утверждена постановлением правительства Санкт-Петербурга от 20 апреля 2011 г. № 499. http: //www.docs.cntd.ru
O Koncepcii socialno-economicheskogo razvitiay Sankt-Peterburga do 2025 g. Utver-jdena рostanovleniem pravitel’stva Sankt-Peterburga ot 20 apreliy 2011г. № 499. http: //www.docs.cntd.ru
5 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 12.12.2012 г. // РГ. 2012. № 288. 13 декабря.
Poslanie Prezidenta RF Federalnomy sobraniu RF 12.12.2012 g. // RG. 2012. № 288. 13 dekabriy.
6 Стратегия социально-экономического развития города Белгорода до 2025 г. Strategiay socialno-economicheskogo razvitiy goroda Belgoroda do 2025 g.
7 Хазан А. Возвращаться - неплохая примета // МН. 2012. № 224. 4 декабря.
Hazan A. Vozvrashatciay - neplohaiy primeta // MN. 2012. № 224. 4 dekabray.
8 Стратегия социально-экономического развития Москвы на период до 2025 г. Strategiay socialno-economicheskogo razvitiy Moskvy na period do 2025 g.
9 Стратегия социально-экономического развития города Белгорода до 2025 г. Strategiay socialno-economicheskogo razvitiy goroda Belgoroda do 2025 g.
10 Стратегия комплексного развития городского округа Самара до 2025 г.
Strategiay kompleksnogo razvitiay gorodskogo okruga Samara do 2025 g.
11 Ярош А.В., Ярош Н.Н. Социально-психологические аспекты управления персоналом. Базис Юнга как основа соционической модели психики // Экономический журнал. 2010. № 18 (2).
Yarosh A.V., Yarosh N.N. Socialno-psihologicheskie aspekty upravleniay personalom. Basic Unga kak osnova socionicheskoi modeli psihiki //Economisheskiy jurnal. 2010. № 18 (2).
12 Ежегодный отчет губернатора Белгородской области Е.С. Савченко о выполнении программы социально-экономического развития области в 2009 г. //Белгородские известия. 2009. № 201.
Ejegodniy otchet Gubernatora Belgorodskoiy oblasti E.S. Savshenko o vypolnenii programmy socialno-economicheskogo razvitiay oblasti v 2009 g. // Belgorodskie izvestiay. 2009. № 201.
138