Н.Н. Ярош
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ (часть 2)
В первой части статьи, опубликованной в № 31 «Экономического журнала», были рассмотрены экономическая, коммуникативная, эстетическая и гуманистическая функции городского хозяйства, заложенные в стратегии развития городов.
5. Экологическая функция обеспечивает организацию благоприятной окружающей среды в городе: контроль за состоянием воздушной атмосферы, за соблюдением качества и чистоты воздуха, почвы и воды, за количеством выбросов промышленных предприятий и транспорта, эффективную (с точки зрения экологии) переработку ТБО, контроль за состоянием зеленого хозяйства города (лесов, парков, лесополос вдоль дорог, насаждений на придворовых территориях), радиационный контроль и т.п. Экологизация городской среды включает также экономию ресурсов, чтобы уменьшить расходы на содержание инфраструктуры и снижать реальную нагрузку на природную среду.
Учитывая, что экологическая обстановка практически в любом (особенно крупном) городе России оставляет желать лучшего, в каждой стратегии этой проблеме уделяется особое внимание.
Белгород участвует в реализации областного проекта «Зеленая улица» (целевые программы «Озеленение и обустройство ландшафтной территории города», «Рекультивация территорий после техногенного воздействия»). Разработана экологическая программа на 2012-2016 гг. в рамках реализации стратегии, целевая программа «Пожарная безопасность города».
В стратегии города Москвы одно из направлений - развитие Москвы как «умного города» - будет реализовано в целевых программах «Зеленый город» и «Энергоэффективный город». Кроме этого в Москве и Санкт-Петербурге проводятся мероприятия по выведению промышленных предприятий из центра, ограничению движения автотранспорта в центр города и повышению требований к автомобильному топливу. В Санкт-Петербурге поставлена задача довести долю территорий города с качественным атмосферным воздухом до 97%.
В стратегии развития города Самары присутствует развернутый блок экологических мероприятий. Например, цель - превратить Самару в город с нулевыми отходами (zerowaste), качественно улучшив работу с твердыми бытовыми отходами, внедрив инфраструктуры рециклинга, т.е. переработки биологических отходов, будет реализована в программе по проектированию и строительству экокварталов, по стимулированию инвесторов к строительству жилых зданий типа «экодом», «умный дом». Программа по
увеличению доли экологически дружественных видов хозяйственной деятельности поддерживает создание экопроизводств - предприятий, работающих на вторсырье, производящих экологичные предметы быта и высокотехнологичные экотовары. Также поставлена задача внедрить систему экологического менеджмента (в соответствии со стандартами ИСО 14000 и ОН8А8 19000), повысить экокультуру жителей путем экообразования, экопросвещения и др. (проект «Экологически дружественный быт в жизни образовательных учреждений»).
6. Воспитательно-образовательная функция обеспечивает создание благоприятной социальной среды, которая определяет социальное поведение человека в обществе и его морально-нравственное состояние. В зависимости от существующих в обществе формальных и неформальных норм и правил, культурных, национальных, исторических традиций закладывается фундамент мировоззрения и менталитета граждан. Ведущую роль в этом играет образование, особенно его гуманитарная составляющая.
Интерес к философии, филологии, истории усложняет восприятие мира, развивает личность, заставляет думать и объективно оценивать действия. Инженер, как и востребованные сейчас 1Т-специалист и маркетолог, без гуманитарной составляющей в образовании и саморазвитии превратятся в тот самый винтик, который власть сможет легко закрутить под свою гайку. Весьма отрадно, что, например, Челябинский технический лицей постоянно приглашает писателей на уроки литературы. «Слишком много культурных людей не бывает, знание лишним не бывает», - постоянно отмечает профессор РГГУ Н.И. Басовская в выступлениях на радио «Эхо Москвы». Мы полностью разделяем мнение И. Хакамады, приведенное в статье АИФ (2012, № 49): «Технологиям научить можно, а видению мира в целом, которое дает гуманитарное образование, не научишь. Менеджер по персоналу, не читавший Достоевского и Толстого, что может знать о людях?» Это в полной мере можно отнести к чиновникам, работающим в социальной сфере городского хозяйства.
Формально, согласно ст. 9 «Закона о муниципальной службе», чиновник должен иметь профессиональное образование, стаж муниципальной (государственной) работы и обладать компетенциями в соответствии с занимаемой должностью. Но нигде не отмечено, что он должен быть порядочным, культурным, воспитанным человеком, т.е. какими навыками и компетенциями обладать в этом направлении. Поэтому так важна система подготовки и переподготовки кадров местного самоуправления, повышение их квалификации именно в сфере гуманитарного образования и воспитания.
В стратегии города Белгорода (второй этап) содержится целевая программа «Формирование и развитие системы муниципальной кадровой политики», реализация которой началась в 2012 г. Базой для нее послужила программа «Муниципальные кадры» (2009-2011 гг.), которая была
успешно выполнена на первом этапе реализации стратегии. Об этом свидетельствуют следующие данные: по состоянию на 2012 г. в администрации города в системе муниципальной службы 98% служащих имеют высшее образование, 27% имеют два высших образования, среди топ- менеджеров 3 доктора и 15 кандидатов наук. Целью программы на втором этапе (2012-2016 гг.) является создание правовых, экономических условий, обеспечивающих формирование городского сообщества профессионалов в органах власти и управления, в муниципальной экономике и социальной сфере1.
7. Обеспечение толерантности и устойчивости социального пространства города. Поскольку практически любой город (особенно мегаполис) становится все более многонациональным и многоконфессиональным пространством, создание отношений социальной справедливости, терпимости и уважения к другому человеку становится актуальной задачей для городских властей и самих граждан. «Выходец из Чечни», «лицо кавказской национальности» - подобные (это самые лояльные) выражения мы слышим каждый день с телеэкрана, на улице, в общественном транспорте. Ими пользуются обычно в негативном контексте. Но слово ранит, обижает, а когда оно звучит агрессивно, побуждает к ответным нетолерантным действиям. В публичной речи этим словам возможна замена: «гражданин России», «гражданин иностранного государства» и т.д. Нужно только захотеть и подумать. Совсем недавно в Москве на улице Образцова открылся «Еврейский музей и центр толерантности», главная задача которого - диалог с детьми и подростками о важности таких понятий, как «терпимость», «взаимопонимание», «уважение».
Журналист М. Леонтьев с сожалением констатирует: «Благодаря вседозволенности Интернета мы воспитали поколение, которое отсутствие ответственности за свои слова и действия считает высшей ценностью. Это противоречит всему, на чем создавалась человеческая цивилизация». Значит, у работников социальной сферы открытое поле действий в этом направлении, все стратегические мероприятия должны базироваться на позициях возвращения к человеческой цивилизации и общечеловеческим ценностям.
В стратегии города Белгорода эта функция реализуется в третьем блоке направлений - городской проект по созданию солидарного общества как социальной корпорации. В таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, где остро стоят проблемы миграции, в стратегиях эти функции не проработаны.
8. Социально-культурная функция обеспечивает удовлетворение культурных и информационных потребностей населения города путем формирования благоприятной культурно-информационной среды. Она проявляется прежде всего в культурной политике города. Цель этой политики - обогащение духовной жизни и создание условий для социально-
культурного развития. Задачи заключаются в помощи горожанам адаптироваться в условиях современной массовой культуры и приобщиться к лучшим мировым культурным ценностям, в обеспечении многовариантности культурного развития для разных социально-профессиональных и социально-демографических групп населения, в воспитании культурного человека, сохранении исторических, национальных и архитектурных памятников культуры на территории города. Наиболее наглядно эта функция присутствует в стратегиях Москвы и Санкт-Петербурга.
9. Функция информатизации услуг во всех сферах городского хозяйства. Только 30% жителей крупных городов могут пользоваться Интернетом. Они вынуждены тратить много времени и сил на получение услуг. Для реализации данной функции в некоторых городах вводятся электронные социальные карты, появилась новая система общения с населением - электронное правительство. Внедрение технологий электронного правительства позволяет обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной и муниципальной власти с населением в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг. Электронная информатизация даст возможность, например, прибрести авиа- или ж/д билеты, забронировать билеты в кино или театр, записаться на прием к врачу или заказать лекарство в аптеке, а также пообщаться с органами городской власти в режиме «вопрос-ответ».
Наиболее продвинуты в этом направлении Москва, Белгород, Татарстан, Свердловская, Самарская, Новгородская области. Так, на сайте «Электронная Москва» можно получить услуги по блокам «Образование», «Здоровье», «Работа», «Имущество», «Семья», «Социальная помощь». 3 млн россиян уже пользуются электронными услугами, более 45% медучреждений России ведут электронную запись.
10. Функция обеспечения соучастия, сопричастности каждого жителя города (гражданина) к социальным процессам, явлениям и проблемам в городе (и в стране), которые в данный момент являются актуальными и требующими помощи (не обязательно материальной) при их решении. Согласно Федеральному закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», граждане (избиратели) участвуют во внутреннем контроле за деятельностью депутатов местного органа самоуправления. Поэтому когда депутаты отчитываются, жители должны активно принимать участие в этом процессе. Сюда можно отнести волонтерское (добровольческое) движение, спонсорство и меценатство. Добровольческий труд - это форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия при решении актуальных социальных проблем.
В Москве давно существует Клуб волонтеров, на попечении которого 25 детских домов-интернатов и приютов. При благотворительном фонде «Подари жизнь» есть волонтерское направление «Доноры -детям».
В Санкт-Петербурге подростково-молодежный центр «Охта» активно развивает волонтерское движение, направленное на социализацию и профессиональное определение молодых людей, формирование их активной жизненной позиции. В 26 городах России действуют волонтерские центры «Сочи-2014» как учебные центры для подготовки добровольцев к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским играм в Сочи в 2014 г., которые должны подготовить от 500 до 2000 волонтеров по направлениям «Транспорт», «Медицина», «Обслуживание делегаций и команд», «Сервис» и др.
Во Владивостоке регулярно проводится Международный интернет-конкурс детского и молодежного компьютерного творчества (в 2013 г. уже в 9-й раз) «Экология планеты» , спонсорами которого являются ТД «Библио-глобус», НП «Гильдия книжников», консульство Японии в г. Владивостоке, Московский благотворительный фонд «Пища жизни» и др.
В 1990-е гг. зародилось Общероссийское общественное движение «Одаренные дети - будущее России». Его отделение - Международный форум «Одаренные дети» - уже более 10 лет работает в Москве (в работе жюри форума принимает активное участие автор). Меценатами этого движения являются многие генеральные директора предприятий, священнослужители, деятели науки и культуры.
11. Инновационная функция (социальные инновации на муниципальном уровне) заключается во внедрении в социальной сфере процессов, технологий, направлений деятельности, которых не было на предыдущих стадиях развития общества. Это связано с изменениями во внешней городской среде, возникновением социальных проблем, которые нельзя решить традиционными методами, появлением новых потребностей горожан. Такие инновации развиваются по трем направлениям: в городской среде, в организациях города, где работают горожане, в самих социальных учреждениях и организациях.
Так, возникли телефоны доверия, социальные приюты, гостиницы, столовые, хосписы, социальное такси и т.д. Например, в Белгороде и в Москве организована социально-реабилитационная услуга «Санаторий на дому», мобильные бригады по оказанию разовых социальных услуг пенсионерам и инвалидам. В Воронеже действует выездной лицей для детей с ограниченными возможностями. Во многих городах организованы спортивные секции (дзюдо, ушу, йога), школы танцев для тех, кому за 50.
Общение в сети Интернет - это тоже своего рода социальная инновация. В декабре 2012 г. в Москве (Экспоцентр на Красной Пресне) проходил II Международный форум-выставка «50+: Все плюсы зрелого возраста». Более 120 компаний, выпускающих товары и услуги для людей зрелого возраста, продемонстрировали свои возможности. Уже сегодня в России более 30% людей, кому за 50. Среди них 40% всех потребителей и их потребление растет примерно на 5-7% ежеквартально. Поскольку растет продолжительность жизни, доля этой категории будет увеличиваться. Именно
они в ближайшее время своей социальной активностью будут определять социальное развитие страны. Так происходит и будет происходить, как утверждают исследования ученых, в России, в Европе и Америке.
12. Проблемно ориентированная функция заключается в четкой нацеленности на конкретную социальную проблему, постановку и последовательное решение задач по ее эффективному преодолению. Для этого городские органы власти проводят мониторинг состояния социального пространства, выявляют проблемные участки и принимают комплексные целевые программы. Например, в Стратегии развития города Белгорода до 2025 г. таких городских программ 38, в том числе «Здоровое поколение», «Спорт для всех», «Дети-сироты», «Доступная среда», «Электронный муниципалитет», «Зеленая столица».
По результатам исследования, проведенного компанией EIU ( Ekono-mist Intelligence Unit), самым комфортным для жизни городом мира признан канадский Ванкувер. Составители рейтинга оценивали города по таким параметрам, как уровень жизни, социальная стабильность, безопасность, климатические условия, состояние окружающей среды, развитость инфраструктуры, здравоохранения и культуры, доступность товаров и услуг. На 2-м месте столица Австрии Вена, а Москва лишь на 69-м месте, хотя занимает 20-е место в мире по бюджету ($50,8 млрд). Другие российские города, к сожалению, еще ниже.
Вывод: в стратегиях развития крупных российских городов активно прослеживается необходимость эффективной реализации социальных функций.
Примечания
1 Стратегия социально-экономического развития города Белгорода до 2025 г. Утверждена решением Совета депутатов г. Белгорода от 30.01.2007г. № 413. http //www.beladm.ru
Strategiy sozialno-economisheskogo racvitiy goroda Belgoroda do 2025 g. Utvergdena reheniem Soveta deputatov g.Belgoroda ot от 30.01.2007 г. № 413