Научная статья на тему 'Мониторинг динамики многодетности и его значение в оценке демографической ситуации Санкт-Петербурга'

Мониторинг динамики многодетности и его значение в оценке демографической ситуации Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
530
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ / SOCIAL MONITORING / МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ / FAMILIES WITH MANY CHILDREN / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / MEASURES OF SOCIAL SUPPORT / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / DEMOGRAPHIC INDICATORS / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ST. PETERSBURG

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шмидт Виктор Александрович

В системе государственного управления социальный мониторинг используется во многих сферах деятельности, в том числе для прогнозирования социально-демографических процессов, выявления благоприятных и негативных демографических тенденций в субъектах РФ. Предметом его внимания в последнее время стали многодетные семьи и их социально-экономические потребности. Оказание мер социальной поддержки семьям с 3 и более детьми стало неотъемлемой частью стратегий развития, социально ориентированных программ и бюджетной политики регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг динамики многодетности и его значение в оценке демографической ситуации Санкт-Петербурга»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ МНОГОДЕТНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОЦЕНКЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Шмидт В.А. Email: Shmidt640@scientifictext.ru

Шмидт Виктор Александрович — магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы, при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в системе государственного управления социальный мониторинг используется во многих сферах деятельности, в том числе для прогнозирования социально-демографических процессов, выявления благоприятных и негативных демографических тенденций в субъектах РФ. Предметом его внимания в последнее время стали многодетные семьи и их социально-экономические потребности. Оказание мер социальной поддержки семьям с 3 и более детьми стало неотъемлемой частью стратегий развития, социально ориентированных программ и бюджетной политики регионов.

Ключевые слова: социальный мониторинг, многодетные семьи, меры социальной поддержки, демографические показатели, Санкт-Петербург.

THE IMPORTANCE OF THE MONITORING OF THE DYNAMICS

OF MULTIPLE FAMILIES IN THE ASSESSMENT OF THE DEMOGRAPHIC SITUATION OF SAINT-PETERSBURG

Shmidt V.A.

Schmidt Viktor Aleksandrovich - Graduate Student, DEPARTMENT OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATON,

NORTH-WEST INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC SERVICE UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, ST.PETERSBURG

Abstract: in the public administration system, social monitoring is used in many areas of activity, including for forecasting socio-demographic processes, identifying favorable and negative demographic trends in the subjects of the Russian Federation. The subject of his attention in recent years have become families with many children and their social and economic needs. The provision of social support measures for families with 3 or more children has become an integral part of the development strategies, socially oriented programs and budget policy of the regions. Keywords: social monitoring, families with many children, measures of social support, demographic indicators, St. Petersburg.

В литературе, посвященной социальной работе и ее инструментам, часто встречается понятие социального мониторинга. Под ним понимается «четкая, обоснованная с научной точки зрения система периодического сбора данных, обобщения и анализа социальной информации и использования полученных сведений для решения стратегических и тактических проблем на различных уровнях управления» [1; 18]. Именно регулярность социального мониторинга обеспечивает эффективное управление социальными явлениями и процессами как в стране в целом, так и в отдельно взятом регионе.

Объектами социального мониторинга являются рост численности многодетных семей, изменения в ту или иную сторону их финансового и социального благополучия, оценка эффективности существующей системы социальной поддержки, реализуемой на территории субъекта. Эти социальные маркеры способны прямо или косвенно влиять на экономическое развитие региона, воспроизводство его человеческих и трудовых ресурсов, внедрение региональной властью социальных преобразований, дать представление о действиях людей в определенных социальных ситуациях и политических настроениях жителей города в целом.

В этой связи необходимо отметить многообразие функций, выполняемых социальным мониторингом [2; 57]:

• проектная;

• диагностическая;

• функция планирования;

• прогностическая;

• просветительско-аналитическая.

В настоящее время результаты социального мониторинга широко используются в практике государственного управления: планировании региональных бюджетных расходов на социальные нужды, оценке потребностей и степени нуждаемости в социальных благах многодетных семей, составлении долгосрочных программ по развитию доступной и качественной социальной, инженерной инфраструктуры, прогнозировании состояния рынка недвижимости и жилищного строительства региона. Он незаменим при фиксации изменений в социальной стратификации городского населения, в выявлении основных тенденций ее изменений, при своевременном обнаружении других социальных явлений и процессов (в том числе негативных), а самое главное - стала возможной выработка оперативных коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия.

Санкт-Петербург в демографическом отношении причисляется к субъектам Российской Федерации с устойчивой динамикой роста численности населения. По данным, представленным Петростатом на 01.01.2018 года, в городе проживает 5 344,9 тыс. человек. За последние 10 лет численность населения увеличилась на 12,3%. Дополнить представление о демографической ситуации во втором по величине российском мегаполисе также позволяет ежегодный мониторинг тенденций роста рождаемости и снижения смертности населения. Так, общий коэффициент смертности к началу 2018 года составил 11,5 промилле, а общий коэффициент рождаемости - 12,7 промилле (хотя по сравнению с 2017 годом - 13,8 промилле - произошло существенное понижение значения данного коэффициента). Тем не менее, специалисты в сфере социальной политики отмечают, что это лучшие показатели за последние 30 лет.

Кроме того, позитивная динамика наблюдается в численном составе семей: доля рождений третьих и последующих детей в общем числе рожденных в Санкт-Петербурге увеличилась за последние 10 лет более чем в 2 раза: с 6,5% в 2006 году до 14,4% на конец 2017 года. Коэффициент младенческой смертности по итогам прошлого года составил 3,4 промилле, что является одним из самых низких значений показателя среди субъектов Российской Федерации. Наблюдается также постепенное снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака: сегодня этот показатель в Петербурге ниже 20% [3].

Обращает на себя внимание показатель роста детского населения - только за прошлые 7 лет он увеличился на 30%. На начало текущего года в Санкт-Петербурге насчитывалось 863,4 тыс. детей, которые проживают и воспитываются в 568 тыс. семей.

В этой связи представляют интерес многодетные семьи, которые демонстрируют значительный прирост.

Таблица 1. Рост численности многодетных семей в Санкт-Петербурге по годам (2007-2017)

Год

(данные приведены на 1 января каждого Количество многодетных семей

года)

2007 9399

2008 10179

2009 11012

2010 12369

2011 13385

2012 15184

2013 17418

2014 20036

2015 23724

2016 28281

2017 33221

2018 38004

Из таблицы видно, что положительная динамика сохраняется уже на протяжении 10 лет. Если в 2008 году прирост по сравнению с 2007 годом составил меньше тысячи семей, то, начиная с 2015 года специалисты отмечают ежегодный прирост почти в 5 тыс. семей данной

категории. По статистике, на 1 января 2018 года было зарегистрировано 38004 многодетных семей, в которых воспитывается 121697 детей. Таким образом, каждый 7 ребенок в Санкт-Петербурге - выходец из многодетной семьи.

Показательна статистика по возрастному составу женщин-рожениц, ставших многодетными матерями. Данные отражены в таблице 2.

Таблица 2. Возрастной состав женщин, ставших многодетными матерями

Год Возраст (лет) Количество женщин- рожениц (многодетные матери)

2014 30-34 2316

2015 30-34 2598

2016 30-34 2749

2014 35-39 1907

2015 35-39 2092

2016 35-39 2352

Данные таблицы указывают на существующие в городе две негативные демографические тенденции. Во-первых, происходят очевидные сдвиги в сторону старения матерей, решившихся на рождение 3 ребенка. По сравнению с 2014 годом в 2016 году число родов в возрасте 30-34 лет возросло на 433, а в возрасте 35-39 лет - на 445 [4].

Во-вторых, в качестве одной из первопричин данной тенденции следует отметить повышение возрастного порога у женщин, родивших первенца. Подтверждение этому также дает статистика. В Петербурге средний возраст матери при рождении первого ребенка приблизился к 29 годам, а в начале 1990-х годов он составлял 22 года. Петростат констатирует, что это самый высокий возраст матери в России. Только 11% женщин в возрасте до 25 лет в 2017 году стали мамами в первый раз.

Более того, эти тенденции в будущем будут усиливаться за счет двух факторов:

1. снижение численности женщин активного репродуктивного возраста. За последние шесть лет петербурженок от 20 до 24 лет стало меньше на 14,3%.

2. добровольный отказ от детей и родительства - 10% петербургской молодежи не планирует заводить детей вообще.

Таким образом, вышеуказанные тенденции, лежащие, по сути, больше в социально-экономической и психологической плоскостях, чем в медицинской, не будут способствовать рождению в семьях 2-х и 3-х детей.

Следует также детально рассмотреть и количественный состав многодетных семей. Так, например, по данным Комитета по социальной политике (на 01.01.2018 года) в Санкт-Петербурге проживает 32212 семей, где воспитывается 3 ребенка, 4500 семей - с 4 детьми, 1240 семей - с 5-7 детьми, 47 семей, в составе которых проживают от 8 до 10 детей, и 5 семей, где численность детей достигает 11 и более человек [5]. Отметим также, что 271 семья имеет в своем составе приемных детей. Это менее 1% от суммарного количества многодетных семей. Ограниченные финансово-материальные возможности семей, психологическая неготовность потенциальных родителей, невысокий уровень обеспеченности жильем, сохраняющийся дефицит мест в детских садах, школах, поликлиниках - все эти факторы позволяют автору сделать вывод, что в ближайшие 3-4 года количество детей, принятых на воспитание в многодетные семьи, значительно не увеличится.

В настоящее время больше всего многодетных семей проживает в районах интенсивной жилой застройки [6]:

Красносельский район - 3 771;

Приморский район - 3 770;

Выборгский район- 2 990;

Невский район - 2 904;

Калининский район - 2 566.

Стоимость квадратного метра жилья в этих локациях существенно ниже как на этапе строительства, так и на вторичном рынке (исключение составляет вторичный рынок Приморского района). За счет этого многодетная семья получает возможность улучшить жилищные условия самостоятельно, либо она вправе встать в очередь на получение жилых помещений от города. Правительство Санкт-Петербурга в свою очередь в данных районах закупает квартиры для социальных нужд у строительных компаний. Также решению

жилищных проблем многодетных семей способствовало применение механизма социального найма жилых помещений, предоставляемых Санкт-Петербургом. В 2016 году в связи с рождением тройни квартиры по договору социального найма были предоставлены 18 многодетным семьям, в которых воспитывается 90 детей. Еще 790 квартир в том же году было предоставлено семьям, которые уже имели в своем составе трех и более детей или родили двойню (всего 3613 детей).

В ходе опроса, организованного Центром мониторинга социальных процессов в Санкт-Петербурге в 2017 году, среди причин, ухудшающих положение многодетных семей, большинство горожан отметило недостаток денежных средств, высокие цены на детские товары и проблемы с жилплощадью. Результаты социологического исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Причины, ухудшающие положение многодетных семей

Причины Многодетные респонденты (%) Малодетные респонденты (%) Бездетные респонденты (%)

нехватка денежных средств 78 81 97,3

высокая цена на детские товары 79 80,5 98,4

невнимание к проблемам со стороны органов власти и социальных служб 33,6 30,7 30,6

скученность, отсутствие жилья 64,5 78,3 98

дефицит времени у многодетной семьи 27 15,8 2

негативное отношение окружающих к многодетным семьям 13,2 7,8 1,5

заболеваемость в детских садах и школах 12,9 10,1 2,3

затруднились с ответом 7,8 12,5 1,8

По итогам опроса автором сделаны интересные наблюдения. В частности, на нехватку денег больше всего жалуются опрошенные, у которых вообще нет детей - 97,3%, и меньше всего -многодетные, это 78% от числа респондентов. Схожая ситуация отмечена и по категории высокой стоимости детских товаров первой необходимости: у многодетных петербуржцев этот показатель составил 79%, у малодетных - 80,5% и у бездетных - 98,4%. Многодетные респонденты также меньше всех страдают от отсутствия жилья и тесноты - 64,5% в отличие от бездетных горожан, для которых жилищные условия чрезвычайно важны - 98% [7].

Наконец, данные опроса ценны еще и тем, что показывают, с какими проблемами сталкиваются многодетные семьи в отличие от малодетных или бездетных семей. Так, родители 3 и более детей чаще остальных испытывают негативное к ним отношение окружающих, для них острее ощущается дефицит свободного времени для воспитания детей и больше других беспокоят вопросы здоровья в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Беспокойство у специалистов социальной сферы вызывают многодетные семьи, относящиеся к категории малоимущие. Резкое увеличение таких семей произошло в 2014 -2015 годы, когда экономическая система Российской Федерации оказалась в состоянии кризиса (в том числе валютного). Так, если в начале 2014 года малоимущих многодетных семей в Санкт-Петербурге насчитывалось 2 327 (в них воспитывалось 7563 ребенка), то в 2015 году их количество возросло до 7131 (охватило 20 587 детей). В 2016 году этот показатель продолжил расти, хотя и менее активно - таких семей насчитывалось уже 7 793, где проживало 24 587 детей.

В конце декабря 2015 года распоряжением Правительства Санкт-Петербурга № 79-рп была принята Концепция демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года. Согласно документу, меры социальной поддержки, оказываемые семьям, а также дополнительные стимулирующие меры при рождении детей уже сыграли важную роль в положительной динамике суммарного коэффициента рождаемости и обеспечили увеличение доли рождений третьих и последующих детей в общем числе рожденных детей. В настоящее

время различные меры социальной поддержки предоставляются каждой четвёртой семье (156422 семьям) и адресно 269303 детям, то есть каждому третьему ребенку.

Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года также ориентирована на улучшение положения семей и в первую очередь многодетных. В качестве программно-целевых установок в Стратегии 2030 значатся [8]:

- совершенствование системы социальной поддержки института семьи и детства;

- повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки;

- повышение уровня доступности социального обслуживания населения и качества оказания социальных услуг.

Реализация Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга 2030, Концепции демографической политики и многих других целевых программ, отдельных их разделов и положений, ориентированных на семей с детьми, многодетных семей, потребует регулярного исследования социально-демографических показателей на уровне районов, муниципальных образований города. Ведение постоянного мониторинга уже сейчас позволяет осуществлять объективный анализ динамики данных показателей, использовать выводы полученных исследований при принятии управленческих решений в социальной сфере. В данном контексте нам представляется крайне важным на практике проиллюстрировать этот тезис.

Так, например, по результатам мониторинга демографической ситуации специалистами было выявлено сокращение в Санкт-Петербурге численности женщин активного репродуктивного возраста. Установлено, что за последние шесть лет девушек от 20 до 24 лет стало меньше на 14,3%. Правительством Санкт-Петербурга в короткие сроки была разработана и принята к реализации новая социальная мера поддержки. Она предоставляет женщинам в возрасте от 20 до 24 лет включительно, родившим первого ребенка, право на единовременную выплату в сумме 50000 рублей. Эту выплату смогут получить также и одинокие матери. Исходя из прогнозной оценки, были выполнены расчеты расходной части бюджета по данной статье на будущие периоды. Необходимый объем финансирования составит в 2018 году - 266 млн руб., а в 2019 году - 254 млн руб. Таким образом, сделан первый шаг, чтобы стимулировать женщин рожать немного раньше. Кроме того, выплата позволит частично покрыть затраты на обеспечение матерей и новорожденных всем необходимым, а также будут содействовать борьбе с бедностью семей с детьми, имеющих низкий уровень доходов.

Другой пример касается введения дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей в сложных экономических условиях. На основании анализа социально-экономического положения семей данной категории в декабре 2017 года были внесены поправки в Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга». Прежде всего, они направлены на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни детям, лишившимся кормильца. Помимо пенсии, положенной за утрату одного из родителей, каждому ребенку начисляется ежемесячная компенсационная выплата в размере 3767 рублей.

Своевременный мониторинг социально-экономического положения семей с детьми, многодетных семей, позволяет Правительству Санкт-Петербурга более точно рассчитывать и рационально распределять финансовые ресурсы в течение каждого года и будущих лет. Любые обязательства, добровольно принятые региональным правительством, влекут за собой нагрузку на бюджет. Эта нагрузка должна быть не просто оправданна, но и главным образом финансово обеспечена. Ежегодный рост расходов, связанный с предоставлением мер социальной поддержки семьям с детьми (2016 г. - 8888129,4 тыс. руб.; 2017 г. -11015692 тыс. руб.; 2018 г. - 12 047877 тыс. руб.), говорит не только об укреплении городского бюджета и возрастающей социальной ответственности региональных властей, но и реальных потребностях этих семей, их численного прироста. Наконец, следует помнить, что своевременный и качественный мониторинг среды или целевой группы способствует предотвращению кризисных ситуаций, оперативному реагированию на вызовы времени и меняющиеся экономические условия, служит основой для принятия грамотных управленческих решений на благо города и его жителей.

Список литературы / References

1. Смирнов В.Н. Основы социального управления и прогнозирования. М: Высшая школа, 2015.

231 с.

2. ЛеньковР.В. Социальное прогнозирование и проектирование. М: ЦСП и М, 2013. 192 с.

3. Отчет Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, 2016-2017 гг.

4. Отчет Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, 2016 г.

5. Отчет Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, 2016-2017 гг.

6. Отчет Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, 2016-2017 гг.

7. Отчет Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Городской информационно-методический центр «Семья», 2016.

8. Стратегия социального и экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. [Электронный ресурс], 2014. Режим доступа: http://spbstrategy2030.ru/?page_id=928/ (дата обращения: 19.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.