Научная статья на тему 'Умный город — город толерантности'

Умный город — город толерантности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1466
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМНЫЙ ГОРОД / ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / SMART CITY / MUNICIPAL ECONOMY / TOLERANCE / TOLERANCE PRINCIPLES / COMMUNICATIVE FUNCTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ярош Наталья Николаевна

Проанализирована проблема создания и развития концепции умного города на основе принципов толерантности как базовой модели коммуникативной функции городского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A smart city a city of tolerance

The article analyses the problem of creating and developing the concept of a smart city on the basis of tolerance as a basic model of the communicative function of municipal economy.

Текст научной работы на тему «Умный город — город толерантности»

Н.Н. Ярош

УМНЫЙ ГОРОД - ГОРОД ТОЛЕРАНТНОСТИ

В современных условиях город - это сложное пространственно ориентированное образование, которое включает определенную ограниченную территорию, городскую среду (совокупность факторов, влияющих на объекты и субъекты, находящиеся на этой территории) и жителей. Это образование (город) развивается как в пространстве, так и во времени с большой скоростью.

Город является своего рода социально-экономической лабораторией, в которой на каждом этапе исторического развития создается облик (образ, тип) городского человека. Создает этот облик городская среда, в которой человек рождается, живет и развивается. Человек - творец города, человек - создатель самого города и городских условий и в то же время их продукт1. Именно поэтому он должен сформировать для себя комфортную городскую среду.

Город в историческом аспекте никогда еще не рассматривался как для человека. Древние города создавались для защиты от внешнего врага. В доиндустриальную эпоху город выступал как центр торговли и ремесел. На индустриальной стадии развития человеческого общества город формировался как центр индустриализации. И только на постиндустриальной стадии город становится центром интеллектуального развития человека и инноваций во всех элементах городской среды, переходной ступенью к созданию общества будущего - умного общества.

Выделим элементы интегральной городской среды, которые тем или иным образом оказывают значительное влияние на качество жизни современного жителя города. Информационная, коммуникационная, экологическая, техно-технологическая, среда жилища, социальная, культурная, политическая, природно-климатическая среда территории проживания, производственная среда трудового пространства.

Поскольку в формировании и развитии всех элементов городской среды в большей или меньшей степени принимает участие человек как житель города, то часть среды, которая составляет его микросреду, можно рассматривать в качестве его социокультурной среды обитания. Содержание и структура этой среды зависят от образования, воспитания, жизненных ценностей и установок поведения, исторических корней семьи и особенностей интеллектуальной составляющей психики человека. Именно в этой среде при организации взаимных коммуникаций необходимо опираться на принципы толерантности.

Отличительной особенностью современной городской среды является, с одной стороны, глубокая социальная ориентация всех ее элементов, а с другой - высокая степень агрессивности коммуникационной составляющей.

76

Техногенные и природные катастрофы, продолжающееся ухудшение состояния окружающей среды, локальные войны, кризисы, а также новые угрозы (мировой терроризм, ксенофобия, неофашизм, педофилия, игромания, наркомания, необъяснимое одичание масс, которое проявляется, например, в том, что на первый взгляд нормальные люди берут в руки оружие и стреляют в других людей).

Российские молодые люди практически не читают книг, мат превратился в разговорный жанр. Технический прогресс в виде всеобщей компьютеризации и мобильной телефонизации обнажил негативную обратную сторону; люди перестали общаться вживую, а молодежь предпочитает чатиться в виртуальном пространстве. Равнодушие общества (родителей, школы, улицы) к ним толкает их на путь наркомании и проституции, к пьянству и отказу от собственных детей. И само общество становится асоциальным и агрессивным, поскольку состоит уже из этих молодых людей, родившихся в лихие 1990-е гг. и впитавших весь негатив перестройки. Тем молодым ребятам, которые генетически устояли благодаря образованию и воспитанию, не остается ничего как уехать за рубеж, в более цивилизованные страны, что весьма печально. Данные об окружающей жизни и в этих странах за последние 10 лет тоже не успокаивают. Цивилизованность проявляется только в более благоприятных бытовых условиях проживания (и то не всегда и не везде). Наблюдается обратная тенденция (правда, пока весьма слабая): пожив и поработав за границей, люди возвращаются в Россию, видя здесь отрывающиеся перспективы. Кроме этого, согласно Программе по оказанию помощи соотечественникам, желающим переехать в Россию из стран СНГ, за 2007-2012 гг. в РФ вернулись 125,5 тыс. человек. Это не самые худшие люди.

Вот почему так важно обратиться к понятию толерантности. Особенно это важно с учетом социальной направленности мероприятий по формированию комфортной и эффективной городской среды, в связи с все большей мобильностью рабочей силы и крупномасштабной миграцией населения.

Европейское сообщество в силу исторических условий уже давно пытается выработать противоядие от всевозможных проявлений нетерпимости, создавая институты, основанные на принципах толерантности. Уже в ХХ в. были приняты следующие международные акты, в которых сформулированы принципы толерантности: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1961), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981), Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (1994), Конвенция и рекомендации ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования ( 1960). Обобщающим документом можно считать принятую в 1995 г. Декларацию принципов терпимости (толерантности).

77

Исторические корни возникновения термина «толерантность» (лат. tol-erantia - терпение, франц. tolerance - терпимость) можно найти в XVII в. в Англии. Джон Солтмарш, один из идеологов эпохи Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как и мои для тебя, пока Господь не откроет нам глаза». Прообразом современной толерантности является религиозная, породившая религиозный плюрализм - понимание многоликости истины и признание наличия других взглядов и ценностей. Толерантность проявляла себя как результат этого плюрализма и одновременно стала движущей силой его развития во всех сферах человеческих отношений.

Общество стало понимать, что если религий много, то больше мира в душе и в обществе. Можно сказать, что это понятие всегда было, но люди поступали толерантно неосознанно, под влиянием религиозных догматов. На Руси всегда относились к сирым и убогим с милосердием и терпимостью, в барских домах и крестьянских избах всегда привечали и кормили странников (вспомним пьесы А. Островского). Во время Великой Отечественной войны республики Средней Азии приняли тысячи беженцев и эвакуированных, обогрели и накормили их. Не наблюдалось никаких межнациональных конфликтов и ксенофобии. «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Следовать этой заповеди практически бывает весьма непросто. Насколько своевременно в издательстве «ЭКСМО» (2013) вышла в свет книга «Любовь долготерпит. Беседы о вере», в которой приведены острые, захватывающе интересные диалоги митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна с журналисткой М. Городовой. Умозаключения священника весьма актуальны: «Проблема вынужденного соседства с людьми агрессивными - это очень серьезно... И тут важно ощущать меру защиты, чтобы самому не стать агрессором... И это вопрос о степени терпимости. Терпимости как степени духовного совершенствования, потому что чаще терпимость присутствует там, где это духовное самосовершенствование есть... Люди, достигшие каких-то высот духовного развития, обладают и удивительной мерой терпимости (т.е. отличаются тем, сколько они могут претерпеть) и необычайной долготой терпимости (тем, как долго они могут это претерпеть)».

Очередной всплеск внимания к толерантности произошел в середине 1990-х гг. В ноябре 1995 г. 28-я Генеральная конференция ЮНЕСКО на заседании в Париже приняла Декларацию принципов толерантности и объявила 1995 г. Международным годом толерантности, который отмечается теперь ежегодно 16 ноября. В этот момент мировая общественная и политическая элита осознала опасность и признала наличие устойчивых угроз в современном мире.

Ст. 1 Декларации гласит: «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой инди-

78

видуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира»2.

В современном мире толерантность можно рассматривать как необходимую часть мировоззрения цивилизованного человека и общества, как терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, мнениям и т.д., наконец, как милосердие и снисхождение, признание права за другим быть иным, отличным от тебя.

Поскольку коммуникационное пространство городской среды ориен-тирвано на отдельную личность, выделим следующие виды толерантности:

- естественная (натуральная) толерантность появляется с момента рождения маленького человека (ребенка), является его естественным состоянием, доверительным и любознательным отношением к окружающему миру и людям;

- моральная толерантность как терпимость к окружающему миру и людям, сдерживание эмоций и чувств, когда под влиянием внешних условий и некоторых внутренних установок человек не проявляет нетерпимость (в своем роде квазитерпимость). Как говорил Вольтер, «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая право высказывать собственное мнение»;

- нравственная толерантность, включающая уважение ценностей, значимых для других людей и одновременно сохранение приоритета собственных ценностей, чувство собственного достоинства, которое служит своеобразной психологической защитой от напряженности и конфликтов при общении.

Если понимать толерантность как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, то это нужно сейчас нашему обществу. В современном мире глобализации мы все становимся гражданами мира, происходит ценностная переориентация и без воспитания принципов толерантности (моральной, нравственной и особенно естественной) не обойтись.

Необходимость инновационного развития постиндустриального общества заставляет управленческие структуры городов обратиться к прогрессивному опыту Запада - идее умного города. «Если XIX в. был веком империй, а XX - веком национальных государств, то XXI в. станет эпохой городов. Большинство городов стоит перед лицом одних и тех же проблем. Это постоянный рост населения, старение городской инфраструктуры и рост расходов при необходимости их минимизации», - говорит вице-президент корпорации IBM по направлению «Разумный город»

79

Джерри Муни3. Умный город - это, во-первых, умное пространство (разумно и эффективно организованное), во-вторых, умная (комфортная) среда жизнедеятельности жителей, их поведения и взаимоотношений, в-третьих, умное (эффективное) управление и, наконец, умные жители (толерантные, с активной гражданской позицией).

Вот некоторые предпосылки появления умного города на территории крупных городов и мегаполисов России:

- стремление человека к улучшению жизни, к высвобождению времени для духовного развития, воспитанию детей и т.д.;

- состояние окружающей городской среды, которое не удовлетворяет человека;

- требование инновационного пути развития городского хозяйства;

- стратегическая цель развития городского хозяйства в стратегиях развития городов как улучшение качества жизни;

- укрупнение городов и рост численности городского населения;

- копирование западного прогрессивного опыта;

- требование глобализации мирового развития;

- значительный объем информации в единицу времени, который обрушивается на городского жителя, и необходимость ее быстрой переработки;

- весьма низкий уровень правосознания российского гражданина.

Так что же такое «умный город»? Наиболее четко это определил глава

администрации г. Белгорода С.А. Баженов, говоря о перспективах создания такого объекта: «Это территория с умной инфраструктурой, экологичной современной энергетикой, биотехнологиями. Город, в котором каждый может самореализоваться и каждый может достичь гармонии с окружающим миром... Это город, где нет места некачественным услугам ни в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ни в медучреждениях, ни в транспортном обслуживании населения. Это город, где самые современные информационные технологии настолько упрочнятся в быту, что станут предметом первой необходимости. Это город «ленивого человека»... того человека, который окружил себя технологиями, работающими на него. Это город, жители которого употребляют в пищу самые полезные продукты, не мусорят, где самая тяжелая ранее работа настолько облегчена, что по силам каждому»4.

В этом определении прослеживаются два смысла, которые вкладываются в понятие «умный город». Первое значение - город, основанный на инновационных технологиях в инженерном обеспечении городского хозяйства. Это город, в котором:

- рационально используются ресурсы городского хозяйства;

- чистая экология построена на замкнутых технологиях переработки отходов;

- транспортная система, использующая информационные технологии и современные системы управления потоками;

80

- система управления городом и городским хозяйством, основанная на использовании интеллектуальных технологий и т.д.

Второе значение - это город, жители которого имеют высокий интеллектуальный потенциал и развитое гражданское самосознание, позволяющие им активно проявлять гражданскую позицию и участвовать в местном самоуправлении. Опыт показывает, что чем выше образование жителей, тем выше их гражданское самосознание. Умный город в этом смысле основывается на идее, что человек является высшей ценностью, а городское сообщество строится на общности интересов, ценностей, лояльности и сотрудничестве граждан и власти.

Мы выделяем5 следующие составляющие умного города:

- умный дом,

- умные инженерные сети,

- умная территория (улица, бульвар, магистраль),

- умная транспортная система,

- умная среда,

- умная экономика города,

- умное управление,

- умные люди.

В данной статье хотелось бы сосредоточиться на втором смысле, поскольку умные люди, умное управление, умная среда как раз и должны опираться на принципы толерантности. Концепция умного города расширяет границы коммуникаций в городском сообществе. Возникают множественные связи: человек - человек (как граждане); человек - социальная группа (социальные коммуникации); одна социальная группа людей - другая социальная группа; социальная группа - общество в целом; человек -общество; человек - власть; общество - власть и т.д.

В этом случае толерантность выступает как характеристика коммуникативности и самоидентификации личности в обществе. На территории умного города толерантные отношения - это:

1) отношения образованных людей. В уставе ЮНЕСКО (ноябрь 1945 г.) было сформулировано: «Мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что «образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами». Вступление России в Болонский процесс и переход на международную двухуровневую систему образования, принятие в Москве программ обучения мигрантов русскому языку и т.д. - это все шаги к толерантности.

Многолетняя работа автора в общественном движении «Одаренные дети России» показывает, что у детей от 7 до 18 лет из разных регионов России есть огромный интерес к взаимодействию в процессе образования независимо от национальности, вероисповедования, социального уровня и доходов;

81

2) отношения воспитанных людей. В ст. 4 Декларации принципов толерантности указывается, что «воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. С целью воспитания толерантности программы в области образования в школах и университетах должны способствовать взаимопониманию между отдельными людьми, социальными и этническими группами». Поэтому внедрение новых образовательных технологий в высшей школе, содержащих гуманитарную и гуманистическую составляющие, нацелены на воспитание чутких и ответственных граждан, открытых к восприятию других культур и ценностей, способных предупреждать конфликты и уважать человеческое достоинство;

3) отношения культурных людей. «Мы, люди, создатели артефактов культуры... и то, как мы живем, как думаем, как реагируем на события жизни, в конечном счете и определяет тот уровень культуры, который есть в обществе... Все наше существование - это и есть культура жизни российского человека начала XXI в.», - пишет А. Максимов6;

4) отношения благотворительности, жертвенности, соучастия. К сожалению, в мировом рейтинге благотворительности наша страна находится на 127-м месте. Первая пятерка: Австралия, Ирландия, Канада, Новая Зеландия, США (по данным Charities Aid Foundation). В Австралии более 60% граждан ежемесячно помогают нуждающимся или НКО, каждый третий регулярно становится волонтером. Среди стран СНГ волонтерским лидером является Туркменистан: 58% населения следует примеру гайдаровских тимуровцев;

5) отношения интеллигентных людей, ответственных за судьбу окружающих. Толерантность городского общества опирается на совокупный интеллект жителей (проявляющийся на работе и в быту) и совокупный интеллект власти (проявляющийся в решениях и их реализации). Понимание личности как устойчивой системы психосоциальных свойств индивида, обусловленных биологическими особенностями, общественными отношениями и культурой и характеризующих его как члена общества или общности, и определяет поведение человека, его взаимодействие со средой. Автором неоднократно отмечалось7, что когда речь идет об интеллекте как качестве личности, невозможно отделить от него такие свойства личности, как опыт (знания, навыки, умения) и его направленность (мировоззрение как система взглядов на мир), что тоже базируется на толерантности, особенно если речь идет о гражданском обществе. На формирование интеллекта человека, как известно, влияют его генотип (наследственные факторы) и социальная среда. Способности развиваются как в процессе систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности - воспитания, так и в процессе целенаправленного, планомерно и систематически осуществляемого овладения знаниями, умениями, навыками - обучения, результатом которого является соответствующее обра-

82

зование. Интеллект человека может развиваться только под воздействием образования и воспитания, которые должны быть основаны на принципах толерантности;

6) отношения коммуникабельных людей, умеющих строить эффективные коммуникации, не противоречащие интересам окружающих;

7) отношения в правовом поле. Чтобы сделать общество толерантным, власть и государство должны (практически, а не декларативно!) законодательно оформить равноправный подход и равенство перед законом всех граждан и групп, требовать соблюдения международных документов по правам человека всеми государственными структурами и местными органами власти.

Как видно, основой выживания в современном городе с его угрозами и агрессиями, базой обеспечения безопасности должна стать толерантность, а умный город нам в этом поможет.

В заключение хотелось бы отметить, что западное общество давно начало внедрять у себя принципы толерантности. Учитывая это, не следует понимать толерантность как равнодушие, как нечувствительность к чужим проблема, как уступку чужим убеждениям. Особенно опасным является толерантность по отношению к чужим экономическим интересам как полное их принятие. Примером является зоопарк Копенгагена (животные обитают там практически в естественной среде), где сначала был «ликвидирован» совершенно здоровый жираф Мариус, а потом и четверо львов. Толерантные местные жители, конечно же, согласились: если нет средств на их содержание, их надо усыпить, чтобы не мучились. Это вполне законно и цивилизованно, по их понятиям. И никто не подал свой голос - ни «зеленые», ни правые, ни левые. Так что брать пример с западного, т.н. толерантного, общества все-таки не следует.

Примечания

1 Тыхеева Ю.Ц. Человек в городской среде. М.: Прогресс, 2001.

Tykheeva Ju.Z. Shelovek v gorodckoi crede . M.: Progress, 2001.

2 Декларация принципов толерантности / Москва: Да - толерантности! Нет -экстремизму!: Сб. материалов и документов. М., 2002.

Deklaracij prinzipov tolerantnosti / Moskau: Da - tolerantnosti! Net - ekstremizmu!: Sb. Materialov I dokumentov. M., 2002.

3 Цит. по: Геращенко К. Звездный час умных городов // ITRN, тенденции и прогнозы. 2012. № 6 (74). С. 12.

Cit. po: Gerashenko K. Zvezdniy tchas umnih gorodov / ITRN, tendenzii i prognozi. 2012. № 6 (74). 2012. С.12.

4 Боженов С.А. Умный город в стратегии муниципального развития .Сб. материалов Всероссийской НПК «Умный город». Февраль 2012. Белгород: Константа, 2012. С. 8.

83

Bojenov S.A. Umniy gorod v strategii munizipalnogo racvitiy. Sb. Materialov VNPK «Umnij gorod». Fevral’ 2012. Belgorod: Konstanta, 2012. S. 8.

5 Ярош Н.Н. Городско хозяйство: от «города солнца» к «умному городу» // Экономический журнал. 2013. № 2 (30).

Yarosh N.N. Gorodskoe hozyajstvo: ot «goroda solnza» k «umnomu gorodu»// Ekon-omisheskiy gurnal. 2013. № 2 (30).

6 Максимов А. Какими мы были, покажет будущее // ВМ, март- апрель 2014. № 12. С. 46.

Maksimov A. Kakimi mi bili, pokaget buduchee // VM, mart- aprel’ 2014. № 12. S. 46.

7 Ярош Н.Н. Интеллектуальный потенциал как инновационный стимул развития городского хозяйства // Вестник РГГУ Сер.: Экономика. 2010. № 6.

Yarosh N.N. Intellektualniy potenzial kak innovazionniy stimul razvitiy gorodskogo hozyajstva // Vestnik RGGU. Ser.: Ekonomika. 2010. № 6.

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.