Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / молодежь / студенческая молодежь / досуговые практики / виртуальное общение / physical education / sports / youth / student youth / leisure practices / virtual communication

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белозеров Виталий Иванович

Настоящая статья посвящена изучению социальных феноменов физической культуры и спорта, которые являются актуальными, значимыми и перспективными для современных социологических исследований. Автор статьи на базе осмысления содержания понятий “физическая культура” и “спорт”, а также соотношению их между собой в российском законодательстве, обращает внимание на важность исследований представлений о социальных феноменах физической культуры и спорта, сложившихся у различных групп населения, в частности, у молодежи. Для выявления этих представлений у молодежи, и прежде всего, у самой ее активной части, студенчества, с 4 по 8 сентября 2023 г. им было проведено авторское пилотное эмпирическое исследование “Социальные феномены физической культуры и спорта” среди студентов 1–3 курсов бакалавриата социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по двум направлениям подготовки — “Социология” и “Публичная политика и социальные науки”. В рамках данного исследования студентам было предложено ответить на блоки вопросов, направленных на выявление мотивации и вовлеченности студенческой молодежи в занятия физической культурой и спортом. Проведенный автором анализ результатов исследования показал, что между занятием физической культурой и спортом студенты социологического факультета МГУ не усматривают особой разницы, фактически отождествляя их, а более половины студентов фактически приравнивают занятия физкультурой к учебной дисциплине “физическая культура”, преподаваемой им в вузе. В то же время, процесс общения в виртуальном пространстве (в сетях, чатах, блогах и т.д.), общение с друзьями, а также прогулки на свежем воздухе, для студентов социологического факультета МГУ являются более приоритетными, чем непосредственно занятия физической культурой и спортом, что, безусловно, немало вредит их здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Белозеров Виталий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PHENOMENA OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS THROUGH THE EYES OF YOUNG PEOPLE

This article is devoted to the study of social phenomena of physical culture and sports, as one of the signifi cant and promising areas of modern sociological research. Starting with a reference to the understanding in Russian legislation of the content of the concepts of “physical culture” and “sport”, as well as their relationship with each other, t he author of the article draws attention to the importance of studies of ideas about social phenomena of physical culture and sports that have developed among various groups of the population, in particular, among young people. To identify these ideas in youth, and above all, in its most active part — student youth from September 4 to 8, 2023, he conducted an author’s pilot empirical study “Social phenomena of physical culture and sports” among bachelor students of the sociological faculty of Moscow State University named aft er M.V. Lomonosov 1–3 courses in two areas of training — “Sociology”, as well as “Public policy and social sciences”. As part of this study, students were asked to answer blocks of questions aimed at identifying the motivation and involvement of student youth in physical education and sports. Th e author’s analysis of the results of the study showed that between physical education and sports, students of the sociological faculty of Moscow State University do not see much diff erence, actually identifying them, and more than half of students actually identify physical education with the discipline taught by him at the university. At the same time, the process of communication in virtual space (in networks, chats, blogs, etc.), communication with friends, as well as walks in the fresh air, for students of the sociological faculty of Moscow State University are more priority than the activities of physical education and sports themselves.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2024. Т. 30. № 1

DOI: 10.24290/1029-3736-2024-30-1-86-94 """

СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГЛАЗАМИ МОЛОДЕЖИ

В.И. Белозеров, асп. социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, стр. 33, г. Москва, Российская Федерация, 119234*

Настоящая статья посвящена изучению социальных феноменов физической культуры и спорта, которые являются актуальными, значимыми и перспективными для современных социологических исследований. Автор статьи на базе осмысления содержания понятий "физическая культура" и "спорт", а также соотношению их между собой в российском законодательстве, обращает внимание на важность исследований представлений о социальных феноменах физической культуры и спорта, сложившихся у различных групп населения, в частности, у молодежи. Для выявления этих представлений у молодежи, и прежде всего, у самой ее активной части, студенчества, с 4 по 8 сентября 2023 г. им было проведено авторское пилотное эмпирическое исследование "Социальные феномены физической культуры и спорта" среди студентов 1-3 курсов бакалавриата социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по двум направлениям подготовки — "Социология" и "Публичная политика и социальные науки".

В рамках данного исследования студентам было предложено ответить на блоки вопросов, направленных на выявление мотивации и вовлеченности студенческой молодежи в занятия физической культурой и спортом. Проведенный автором анализ результатов исследования показал, что между занятием физической культурой и спортом студенты социологического факультета МГУ не усматривают особой разницы, фактически отождествляя их, а более половины студентов фактически приравнивают занятия физкультурой к учебной дисциплине "физическая культура", преподаваемой им в вузе. В то же время, процесс общения в виртуальном пространстве (в сетях, чатах, блогах и т.д.), общение с друзьями, а также прогулки на свежем воздухе, для студентов социологического факультета МГУ являются более приоритетными, чем непосредственно занятия физической культурой и спортом, что, безусловно, немало вредит их здоровью.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, молодежь, студенческая молодежь, досуговые практики, виртуальное общение.

* Белозеров Виталий Иванович, e-mail: vibelozerovv@gmail.com

SOCIAL PHENOMENA OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS THROUGH THE EYES OF YOUNG PEOPLE

Belozerov Vitaliy I., Postgraduate Student of the Faculty of Sociology, Lomono-

sov Moscow State University, Leninskie Gory, 1, bld. 33, Moscow, Russian Federation,

119234, e-mail: vibelozerovv@gmail.com

This article is devoted to the study of social phenomena of physical culture and sports, as one of the significant and promising areas of modern sociological research. Starting with a reference to the understanding in Russian legislation of the content of the concepts of"physical culture" and "sport", as well as their relationship with each other, the author of the article draws attention to the importance of studies of ideas about social phenomena of physical culture and sports that have developed among various groups of the population, in particular, among young people. To identify these ideas in youth, and above all, in its most active part — student youth from September 4 to 8, 2023, he conducted an authors pilot empirical study "Social phenomena of physical culture and sports" among bachelor students of the sociological faculty of Moscow State University named after M.V. Lomonosov 1-3 courses in two areas of training — "Sociology", as well as "Public policy and social sciences".

As part of this study, students were asked to answer blocks of questions aimed at identifying the motivation and involvement of student youth in physical education and sports. The authors analysis of the results of the study showed that between physical education and sports, students of the sociological faculty of Moscow State University do not see much difference, actually identifying them, and more than half of students actually identify physical education with the discipline taught by him at the university. At the same time, the process of communication in virtual space (in networks, chats, blogs, etc.), communication with friends, as well as walks in the fresh air, for students of the sociological faculty of Moscow State University are more priority than the activities of physical education and sports themselves.

Key words: physical education, sports, youth, student youth, leisure practices, virtual communication.

Изучение социальных феноменов физической культуры и спорта в настоящее время является одним из важных направлений современных социологических исследований. При этом в рамках данного направления весьма актуальными, на наш взгляд, являются вопросы, связанные с осмыслением спорта как особой сферы социокультурной деятельности индивидов, роли физической культуры в совершенствовании двигательной активности и формировании здорового образа жизни человека, а также постижением функциональных различий и противоречий социального потенциала физической культуры и спорта.

В соответствии с действующим российским законодательством, под физической культурой понимается "часть культуры,

представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития"1. Исходя из данного определения, можно заключить, что физическая культура представляет собой "органическую часть общечеловеческой культуры, ее особую самостоятельная область"2, базирующуюся на духовных и материальных ценностях, началах. Она же одновременно являет собой "специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность"3.

В свою очередь спорт в российском законодательстве определяется как "сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним"4. Иными словами, спорт является составной частью физической культуры, в рамках которой "человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это, собственно, соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных

1 См.: О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный Закон Российской Федерации. № 329 от 4 декабря 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6243.

2 См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. М., 2012. С. 68.

3 Там же.

4 См.: О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный Закон Российской Федерации. № 329 от 4 декабря 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6243.

качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью"5.

При этом необходимо подчеркнуть, что от занятий физической культурой "спорт отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся"6.

Следует особо отметить, что при изучении обозначенной тематики, особый интерес для исследователей имеют также представления, сложившиеся о данной проблематике и в целом о социальных феноменах физической культуры и спорта у различных групп населения, в частности, у молодежи. Ведь молодежь представляет собой самую активную часть общества, возрастные границы которой четко очерчены Федеральным Законом Российской Федерации "О молодежной политике в Российской Федерации" в диапазоне от 14 до 35 лет7.

Для выявления этих представлений у молодежи, и прежде всего, у самой ее активной части, студенчества, с 4 по 8 сентября 2023 г. было проведено пилотное эмпирическое исследование "Социальные феномены физической культуры и спорта" среди студентов 1-3 курсов бакалавриата социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова по двум направлениям подготовки — "Социология", а также "Публичная политика и социальные науки".

Всего было опрошено 256 студентов, из которых 20% опрошенных составили лица мужского пола, 80% — женского, что в целом соответствует общему гендерному составу студентов социологического факультета МГУ. 37% опрошенных студентов составили студенты в возрасте 18 лет, 23 — в возрасте 20 лет, 18 — студенты в возрасте 17 лет, 17 — студенты в возрасте 17 лет, 4 респондентов — в возрасте 21 года, 1% — студенты в другом возрасте.

5 Алексеев С.В. Указ. соч. С. 82.

6 Там же. С. 82-83.

7 См.: О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 декабря 2020 г. // Российская газета. 2021. 11 янв. № 1 (8352). Ст. 2.

Из общего числа опрошенных 10% респондентов имеют постоянную работу, 33 — работают время от времени, 57% — не работают.

19% студентов располагали в 2022 г. определенным ежемесячным доходом — от 5000 до 15 000 рублей, 17% респондентов имели доход от 15000 до 30000 рублей, 16 — от 0 до 5000 рублей, 10 — свыше 45 000 рублей, 6% — от 30000 до 45 000 рублей. 32% студентов не имели постоянного среднемесячного дохода в 2022 г.

55% опрошенных составили студенты 1-го года обучения по двум направлениям подготовки, 11 — студенты 2-го года обучения, 34% — студенты 3-го года обучения.

В рамках проведенного исследования студентам социологического факультета был задан вопрос о том, как часто они практикуют занятия физической культурой и спортом, а также другого рода занятия и времяпрепровождение (общение с друзьями, посещение культурных мероприятий, например, кинотеатров, выставок, театральных представлений), общение в виртуальном пространстве, компьютерные игры, а также прогулки на свежем воздухе. На данный вопрос были получены следующие ответы.

Чуть более половины опрошенных (в общей сложности 58%) ответили, что они часто практикуют занятия физической культурой (39% студентов — часто, 19% — очень часто). 23% респондентов ответили, что они редко занимаются физической культурой, 16 — очень редко, 3% — никогда, т.е. вообще не практикуют занятия физической культурой.

Примерно в той же пропорции распределились ответы на вопрос о практике занятия студентами спортом. 33% опрошенных заявили, что они часто занимаются спортом, 22 — очень часто, что в сумме составило 55%. 22% студентов заявили, что они редко практикуют занятия спортом, 19 — что занимаются им очень редко, 11% — вообще не занимаются спортом.

Таким образом, можно констатировать, что между занятием физической культурой и спортом, студенты социологического факультета не усматривают особой разницы, фактически отождествляя их.

Гораздо более популярным времяпрепровождением для студентов социологического факультета является общение в виртуальном пространстве (62% респондентов очень часто общаются в виртуальном пространстве, 28 — часто, редко общаются — только 5% опрошенных, очень редко — 2, никогда не общаются — 3% студентов), общение с друзьями (60% опрошенных заявили, что они очень часто общаются с друзьями, 29 — часто, 8 — редко, 2 — очень

редко, 1% — никогда не общаются с ними). Не менее популярны у них прогулки на свежем воздухе (48% студентов "занимаются этим очень часто", 39 — часто, 9 — редко, 3 — очень редко, 1% — "не занимается этим вовсе").

Иными словами, занятиям физической культурой и спортом студенты предпочитают процесс общения в виртуальном пространстве (в сетях, чатах, блогах и т.д.), общение с друзьями, а также прогулки на свежем воздухе.

Примерно в одной пропорции по частоте с занятиями физкультурой и спортом у них находится посещение культурных мероприятий (кино, выставок, театральных представлений). 13% студентов очень часто посещают такие мероприятия, 47 — часто, 29 — редко, 9% — очень редко. И только 2% опрошенных заявили, что никогда не посещают культурные мероприятия.

Менее всего у студентов социологического факультета популярны компьютерные игры. Очень часто в них играют 9% учащихся, часто — 8% студентов, редко — 13, очень редко — 21%. Почти половина студентов (49%) заявили, что они никогда не играют в компьютерные игры.

В то же время следует отметить, что 61% студентов считают, что спорт и физическая культура, "скорее да, чем нет", являются популярным видом занятий среди молодежи. "Однозначно, да" — ответили 23% опрошенных. "Скорее нет, чем да", считают 16% респондентов.

При этом на вопрос анкеты "Занимаетесь ли Вы физической культурой?" в общей сложности 75% студентов отметили, что они в настоящее время занимаются физической культурой, а 25% — не занимаются.

15% студентов занимаются физкультурой каждый день, 47 — несколько раз в неделю, 11 — раз в две недели, 5 — раз в месяц, 5% — реже одного раза в месяц. 17% заявили, что они вообще не занимаются физической культурой.

47% опрошенных занимаются физкультурой в специализированном фитнес-клубе, 22 — на улице, 18 — во дворе, 13% — в парке. 53% студентов предпочитают заниматься физкультурой самостоятельно, 22% — с использованием программ блогеров и просматривая видеоуроки. 15% занимаются физкультурой с тренером.

При этом 68% опрошенных воспринимают занятия физической культурой как деятельность по сохранению и улучшению здоровья, 21 — как один из вариантов досуга; 7% студентов просто нравится заниматься физкультурой, 4% — дали другие ответы.

Более половины студентов отождествляют занятия физкультурой с посещением занятий в рамках учебной дисциплины, преподаваемой им в вузе. 62% студентов отметили, что они занимаются физкультурой в вузе, 8 — что не занимаются ею, так как ходят в спортивную секцию вуза, 4% — освобождены от нее по состоянию здоровья. 26% опрошенных дали иные ответы, содержание которых примерно поровну сводится к тому, что занятия физкультурой у них уже закончились или же еще не начались.

Половина опрошенных (50%) считает занятия физической культурой в вузе эффективными для сбережения своего здоровья, 29% — скорее да, 13% — скорее нет, чем да. И только 8% студентов так не считают.

63% студентов считают, что целью их занятий физической культурой является поддержание здоровья, 1 — воспринимают их как способ снятия стресса, 12 — как способ обретения подтянутой фигуры, 3 — как хобби, развлечение, 7% опрошенных дали иные ответы.

63% опрошенных заявили, что в настоящее время они активно занимаются спортом (10% — ежедневно и постоянно, 45 — несколько раз в неделю, 14 — раз в две недели, 9 — один раз в неделю, 12% — раз в месяц). 37% студентов заявили, что они в настоящее время спортом не занимаются.

24% опрошенных занимаются спортом в специальной бесплатной секции, 26 — ходят в платный спортивный клуб, 29 — занимаются спортом на специально оборудованной площадке (в парке или у дома), 21% — в специализированном фитнес-клубе.

45% студентов занимаются спортом несколько раз в неделю, 14 — раз в две недели, 10 — ежедневно и постоянно, 9 — один раз в неделю, 12 — раз в месяц, 10% заявили, что они вообще не занимаются спортом.

При этом к препятствиям на пути к регулярным занятиям спортом 72% опрошенных отнесли нехватку времени, лень (39%), по 11% — отсутствие поблизости интересных спортивных объектов, а также компании друзей для совместных занятий спортом. 5% опрошенных не видят необходимости в занятиях спортом, 4 — не могут позволить себе купить специальную форму для регулярного занятия спортом, 15% респондентов дали иные ответы.

Среди ресурсов, необходимых для занятий спортом, студенты, прежде всего, отметили внутренние ресурсы, т.е. желание заниматься спортом (87%). Затем — материальные ресурсы (52%), инфраструктуру (45%), наличие определенных способностей и качеств (18%). И только 2% опрошенных дали иные ответы.

Изменение графика работы или учебы по мнению 68% студентов способствовало бы их большему вовлечению в занятия спортом. На взгляд 27% респондентов снижение стоимости занятий напрямую бы привело к более интенсивному занятию ими спортом. Появление новых возможностей для занятий отметили 23% опрошенных. 18% студентов считают, что и так много занимаются и чаще заниматься нет необходимости. 5% респондентов дали другие ответы.

При подведении итогов исследования, можно отметить их определенную противоречивость. С одной стороны, полученные данные свидетельствуют о том, что значимая часть студентов социологического факультета МГУ, хотя и в разной степени интенсивности, вольно или невольно (в силу наличия в учебном плане соответствующей учебной дисциплины — физической культуры), но все же вовлечена в процесс занятия физической культурой и спортом, однако в своих представлениях фактически отождествляет их. С другой стороны, настораживает тот факт, что процесс общения в виртуальном пространстве (в сетях, чатах, блогах и т.д.), общение с друзьями, а также прогулки на свежем воздухе являются для студентов более приоритетными, чем сами занятия физической культурой и спортом. Противоречивость полученных результатов пилотного исследования еще более актуализирует данную проблематику и требует не только повышенного внимания к ней, но и проведения дополнительных, более масштабных, уточняющих исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев C.B. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта. М., 2005.

Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М., 2001.

О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25 декабря 2020 г. // Российская газета. 2021. 11 янв. № 1 (8352).

О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный Закон Российской Федерации. № 329 от 4 декабря 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. Ст. 6243.

REFERENCES

Alekseev S.V. Sportivnoe pravo Rossii. Pravovye osnovy fizicheskoj kul'tury i sporta [Sports law of Russia. Legal foundations of physical culture and sports]. M., 2005 (in Russian).

Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoj kul'tury i sporta: Ucheb. Posobie [Sociology of physical culture and sports: Textbook. allowance]. M., 2001 (in Russian).

O molodyozhnoj politike v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj zakon RF ot 25 dekabrya 2020 g. [On youth policy in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of December 25, 2020] // Rossijskaya gazeta. 11 yanvarya 2021 g. N 1 (8352) (in Russian).

O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federatsii: Federal'nyj Zakon Rossijskoj Federatsii. N 329 ot 4 dekabrya 2007 g. [On physical culture and sports in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation. N 329 of December 4, 2007] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federatsii. 2007. N 50. St. 6243 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.