Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КОСМЕТИКЕ И ПАРФЮМЕРИИ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КОСМЕТИКЕ И ПАРФЮМЕРИИ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФОРМАТЫ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ / СПЕЦИАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ КОСМЕТИКА И ПАРФЮМЕРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горюнова О.Б., Золотова С.В., Водорезова Е.С.

Цель исследования - изучение степени вовлеченности студентов в спортивную жизнь, а также возможностей применения специальной спортивной парфюмерно-косметической (далее ПК) продукции в процессе занятия спортом у различных групп студенческой молодежи. Методика и организация исследования. Было проведено анкетирование целевой группы с целью выявления общего отношения современной студенческой молодежи к спортивным занятиям, оценены их непосредственное участие и степень вовлеченности. Специальная часть была посвящена выявлению степени информированности студентов об ассортименте и свойствах спортивной ПК продукции. Треть респондентов, прошедших письменное анкетирование, участвовали в проведении групповых интервью, где имели возможность прокомментировать ответы. Результаты исследования и выводы. Установлено, что все опрошенные считают, что физическая культура и занятия спортом являются необходимым элементом общей культуры современного человека. Показано, что в современной студенческой среде присутствует так называемая «мода на ЗОЖ». По интенсивности включения в процесс занятия физкультурой и спортом были выделены четыре группы: профессиональные спортсмены; студенты, занимающиеся спортом в секциях и спортзалах; студенты, ведущие здоровый образ жизни и самостоятельно занимающиеся физкультурой и спортом; не занимающиеся спортом. Самая многочисленная группа - студенты, самостоятельно занимающиеся физкультурой и спортом. О специализированной спортивной ПК продукции знает большая часть (более 80%), но личный опыт использования имеет около 20%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горюнова О.Б., Золотова С.В., Водорезова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' INVOLVEMENT IN RECREATIONAL PHYSICAL EDUCATION PRACTICES AND THEIR ATTITUDES TO SPECIAL SPORTS COSMETICS AND PERFUMERY IN CONTEXT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Objective of the study was to assess the degree of involvement of students in various sports activities, as well as the possibilities of using specialized sports perfumes and cosmetics in sports activities of different groups of young students. Methods and structure of the study. The study included a questionnaire of the target group aimed to identify the general attitude of modern student youth towards sports activities, their direct participation and degree of involvement. A special part was devoted to the assessment of the level of the students’ awareness of the range and properties of sports perfumes and cosmetics. One third of the respondents to the written questionnaire survey participated in the group interviews, where they had the opportunity to comment on their responses. Results and conclusions. It was found that all the respondents believed that physical education and sports activities is an essential element of the general culture of a man of today. It is shown that the so-called "fashion for a healthy lifestyle" is present in the modern student environment. In terms of the degree of involvement in physical education and sports activities, four groups were identified: professional athletes; students training in sports sections and gyms; students leading a healthy way of life and practicing sports on their own; non-sporting students. The majority group was made of the students involved in independent physical training. Most of the respondents (above 80%) are aware of the specialized sports perfumes and cosmetics, but only 20% have first-hand experience of using them.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КОСМЕТИКЕ И ПАРФЮМЕРИИ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ КОСМЕТИКЕ И ПАРФЮМЕРИИ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

УДК/UDC 646.7.05

Поступила в редакцию 18.03.2021 г.

Информация для связи с автором: Goryunova.OB@rea.ru

Кандидат технических наук, доцент О.Б. Горюнова1 Кандидат технических наук, доцент С.В. Золотова1 Е.С. Водорезова1

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

STUDENTS' INVOLVEMENT iN RECREATIONAL PHYSiOAL EDUCATION PRACTiCES AND THEIR ATTITUDES TO SPECIAL SPORTS COSMETICS AND PERFUMERY IN CONTEXT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

PhD, Associate Professor O.B. Goryunova1 PhD, Associate Professor S.V. Zolotova1 E.S. Vodorezova1

1Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - изучение степени вовлеченности студентов в спортивную жизнь, а также возможностей применения специальной спортивной парфюмерно-косметической (далее ПК) продукции в процессе занятия спортом у различных групп студенческой молодежи. Методика и организация исследования. Было проведено анкетирование целевой группы с целью выявления общего отношения современной студенческой молодежи к спортивным занятиям, оценены их непосредственное участие и степень вовлеченности. Специальная часть была посвящена выявлению степени информированности студентов об ассортименте и свойствах спортивной ПК продукции. Треть респондентов, прошедших письменное анкетирование, участвовали в проведении групповых интервью, где имели возможность прокомментировать ответы.

Результаты исследования и выводы. Установлено, что все опрошенные считают, что физическая культура и занятия спортом являются необходимым элементом общей культуры современного человека. Показано, что в современной студенческой среде присутствует так называемая «мода на ЗОЖ». По интенсивности включения в процесс занятия физкультурой и спортом были выделены четыре группы: профессиональные спортсмены; студенты, занимающиеся спортом в секциях и спортзалах; студенты, ведущие здоровый образ жизни и самостоятельно занимающиеся физкультурой и спортом; не занимающиеся спортом. Самая многочисленная группа - студенты, самостоятельно занимающиеся физкультурой и спортом. О специализированной спортивной ПК продукции знает большая часть (более 80%), но личный опыт использования имеет около 20%.

Ключевые слова: студенческая молодежь, здоровый образ жизни, форматы спортивных занятий, специальная спортивная косметика и парфюмерия.

Abstract

Objective of the study was to assess the degree of involvement of students in various sports activities, as well as the possibilities of using specialized sports perfumes and cosmetics in sports activities of different groups of young students. Methods and structure of the study. The study included a questionnaire of the target group aimed to identify the general attitude of modern student youth towards sports activities, their direct participation and degree of involvement. A special part was devoted to the assessment of the level of the students' awareness of the range and properties of sports perfumes and cosmetics. One third of the respondents to the written questionnaire survey participated in the group interviews, where they had the opportunity to comment on their responses. Results and conclusions. It was found that all the respondents believed that physical education and sports activities is an essential element of the general culture of a man of today. It is shown that the so-called "fashion for a healthy lifestyle" is present in the modern student environment. In terms of the degree of involvement in physical education and sports activities, four groups were identified: professional athletes; students training in sports sections and gyms; students leading a healthy way of life and practicing sports on their own; non-sporting students. The majority group was made of the students involved in independent physical training. Most of the respondents (above 80%) are aware of the specialized sports perfumes and cosmetics, but only 20% have first-hand experience of using them.

Keywords: young students, healthy lifestyle, sports training modes, special sports cosmetics and perfumery.

Введение. Физкультура и спорт в жизни современного молодого человека имееют большое значение, поскольку формируют у молодежи грамотное отношение к себе, к своему телу, к своему здоровью в целом. Известно, что успех в спорте зависит от многих факторов: компетентности и опыта тренера, трудоспособности и целеустремленности спортсмена, правильности подобранной нагрузки, рациональности спортивного питания, удобства спортив-

ной одежды и обуви. В последнее время к этому списку добавились еще и специальные парфюмерно-косметические (ПК) средства, которые широко рекламируются производителями для применения при занятиях спортом, как профессиональным, так и любительским. Сегодня все чаще говорят о влиянии спортивной ПК продукции на эмоциональное состояние самого спортсмена и, как следствие, на его спортивные результаты.

Цель исследования - изучение степени вовлеченности студентов в спортивную жизнь, а также возможностей применения специальной спортивной парфюмерно-косметической продукции в процессе занятия спортом у различных групп студенческой молодежи.

Методика и организация исследования. В качестве целевой группы были выбраны студенты. Они ведут активный образ жизни, занимаются спортом, при этом следят за модой и являются одной из самых перспективных потребительских групп ПК продукции.

Письменное анкетирование студентов РЭУ им. Г. В. Плеханова и изучение результатов опроса было проведено в 2019/2020 учебном году. Помимо вводной части анкета содержала вопросы, выявляющие общее отношение респондентов к занятиям спортом, их непосредственное участие и степень вовлеченности, а также специальную часть, посвященную спортивной косметике и парфюмерии.

Было обработано 250 анкет, из них 62 % (155 человек) принадлежали женщинам и 38 % - мужчинам (95 человек). Возраст респондентов находился в пределах от 18 до 22 лет, при этом 220 человек (или 88 0%) имели возраст 19-20 лет. Далее треть респондентов, прошедших письменное анкетирование, участвовали в проведении групповых интервью, где они имели возможность прокомментировать свои ответы.

Результаты исследования и их обсуждение. Все опрошенные считают, что физическая культура и занятия спортом являются необходимым элементом общей культуры современного человека.

По ответам на вопрос об интенсивности включения в процесс занятия физкультурой и спортом можно выделить следующие четыре группы:

• Студенты, занимающиеся спортом профессионально (в качестве критерия был взят факт участия респондента в международных соревнованиях и интенсивность тренировок не менее 5-6 раз в неделю). Таких оказалось всего три человека из опрошенных (1,2 %) и все трое - мужчины. По видам спорта: бокс, легкая атлетика и фехтование.

• Студенты, активно занимающиеся спортом в секциях и спортзалах (регулярные тренировки не менее 2-3 раз в неделю). В данной группе оказалось 39 % опрошенных, причем это преимущественно девушки (мужчин только 14 из 95 участвующих в опросе). Практически все (исключение два человека) занимаются с инструктором или тренером. Интересно распределение респондентов по видам физической активности. Силовые и кардиотренировки в тренажерном зале посещает 9,2 % опрошенных, при этом все 14 мужчин оказались в данной категории. Далее по уменьшению популярности у занимающихся (только девушки): фитнес в группе - 14,8 %; стрет-чинг (растяжка) в группе - 6,0 %; спортивные танцы - 3,8 %; йога - 2,8 %; аэробика и степ - 1,6 % и по одному человеку указали акробатику и конный спорт.

• Студенты, ведущие здоровый образ жизни. В данную группу вошли респонденты, которые занимаются спортом самостоятельно (регулярно или периодически). Например, делают утреннюю гимнастику, тренируются на открытых спортивных площадках во дворах и парках, катаются на роликах, лыжах, коньках, велосипеде, самокате, бегают, плавают и т. п. Это наибольшая часть опрошенных (около 58 %). Среди данной группы выделяются те, кто для занятий спортом широко пользуется придомовой инфраструктурой - спортивными площадками для футбола, баскетбола, волейбола, тенниса, тренажерами и гимнастическими комплексами. Среди данной группы опрошенных были те, кто регулярно участвует во внутриуниверситетских физ-культурно-спортивных мероприятиях и проявляет к таким мероприятиям максимальный интерес.

Не занимающиеся физкультурой и спортом. В этом признались всего пять человек из 250 опрошенных, причем трое их них объяснили, что заниматься спортом им не позволяет состояние здоровья, что косвенно свидетельствует о непопулярности такого отношения к своему физическому развитию в студенческой среде. Но данные респонденты активно интересуются спортивными достижениями и принимают участие в вузовских спортивных мероприятиях в качестве болельщиков.

Более 80 % респондентов так или иначе слышали о специальной косметике и парфюмерии для спорта, однако опыт личного использования имеют менее 1/5. При этом традиционные бытовые ПК средства общего назначения используют все опрошенные студенты и высказывают мнение о том, что можно и нужно в процессе спортивных нагрузок, а также до и после тренировок использовать данные продукты.

На вопрос «Считаете ли Вы использование ПК продукции необходимым элементом общей культуры студента, занимающегося спортом?» все респонденты однозначно ответили, что культурный человек, в том числе и при занятиях физкультурой и спортом, должен использовать ПК средства.

Лучше всех о специальных спортивных средствах были информированы респонденты 1-й группы (профессиональные спортсмены), они могли рассуждать не только о предлагаемом ассортименте таких средств, но и об их потребительских свойствах. Им известны косметические массажные средства, средства для разогрева мышц и снятия тонуса в мышцах, средства против растяжений, гематом и других травм. Сами опрошенные респонденты 1 -й группы используют после тренировок традиционные бытовые гигиенические средства: шампуни, гели для душа, дезодоранты (после каждой тренировки), а специальные профилактические средства и средства с лечебными свойствами применяют только по необходимости.

Наибольший интерес к специализированным ПК средствам проявляли респонденты 2-й группы (в которую попали преимущественно девушки), особенно занимающиеся так называемыми «эстетическими» видами спорта и фит-несом. Почти половина опрошенных из этой группы (43 %) имеют личный опыт использования парфюмерии с маркировкой «Спорт» известных торговых марок, таких как Dior, CHANEL, HUGO BOSS, Adidas, Lacoste и других, в ассортименте продукции которых такая парфюмерия присутствует как отдельное направление [2]. Назывались и специальные косметические средства, входящие в фитнес-серии или разработанные с учетом изменений функционирования систем организма во время активной физической нагрузки торговых марок: Weleda, Clinique, Vichy, Shiseido, Lush, Sportique, Holika Holika. Многие (37 %) пользуются обычными парфюмерными продуктами, нанося их на кожу перед тренировкой так же, как в другие дни в качестве средства ароматизации, поскольку любимый запах, по словам респондентов, создает хорошее настроение и придает ощущение психологического комфорта. Респонденты этой группы отмечали, что во время физических нагрузок им нравится распространять вокруг себя не запах пота, а приятные ароматы. При этом интенсивность и характер ароматов не должен мешать окружающим. Поэтому они предпочитают специальную спортивную парфюмерию, в которой отсутствуют яркие ноты сердца и стойкие чувственные шлейфы (т. е. базисные ноты [1]).

Перед тренировкой респонденты 2-й группы также используют определенные косметические средства, поскольку считают, что кожа должна быть очищена от загрязнений, обычного макияжа (если он наносился ранее) и жиросодер-жащих продуктов, для чего применяют очищающие тоники и косметические салфетки; а также специальные разогревающие средства, кремы для усиления потоотделения, спо-

№5 • 2021 Май | May

http://www.teoriya.ru

и

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

собствующие выведению лишней жидкости из клеток кожи, продукты для коррекции фигуры и подобные средства, входящие в специализированные косметические «Фитнес-ли-нии». Во время тренировки некоторые используют термальную воду для предотвращения высушивания кожи.

Респонденты 3-й группы в основном отмечали применение защитной косметики до занятий спортом (в зависимости от сезона: от солнца, ветра, мороза) и непосредственно во время тренировки солнцезащитных средств, если тренировка происходит на открытом воздухе. После тренировки все опрошенные применяют традиционные (бытовые) ПК средства - шампуни, гели для душа и дезодоранты.

На вопрос «Оказывает ли влияние спортивная ПК продукция на эмоциональное состояние самого спортсмена и на его спортивные результаты?» респонденты-мужчины однозначно ответили «нет». Однако респонденты-девушки (особенно занимающиеся «эстетическими» видами спорта и фитнесом) отмечают специфику рецептуры специальной спортивной ПК продукции и ее не только эстетические, но и функциональные свойства, повышающие эффективность тренировки (в первую очередь это относится к средствам для коррекции фигуры/тела).

Из полученных результатов однозначно следует, что должна разрабатываться и предлагаться к использованию специальная косметика для конкретных видов спорта.

Выводы. В результате проведенного исследования показано, что в современной студенческой среде присутствует так называемая «мода на ЗОЖ». Отдельной интересной областью исследования представляется специальная спортивная ПК продукция, причем как с точки зрения изучения ее влияния на физическое и эмоциональное состояние спортсменов

и, соответственно, на спортивные результаты, так и с точки зрения исследования степени влияния современных маркетинговых технологий при продвижении такой продукции на потребительском рынке для пробуждения интереса и повышения степени вовлеченности молодых людей в оздоровительные физкультурные занятия.

Литература

1. Горюнова О.Б. Ароматы косметических гелей для душа и потребительские предпочтения при выборе продукции. / О.Б. Горюнова, Е.В. Морозова, С.В. Золотова. // Товаровед продовольственных товаров. - 2016. - № 3. - С. 61-69.

2. Золотова С.В. Критерии отнесения парфюмерно-косметической продукции к товарным категориям класса люкс и премиум / С.В. Золотова, О.Б. Горюнова. // Modern Economy Success. -2017. - № 4. - С. 5-11.

3. Сафронова Н.С. Влияние массажа с эфирными маслами на состояние регуляторных систем организма спортсменов-стрелков. / Н.С. Сафронова, О.Ф. Бабушкина, А.В. Фоменко и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 9. - С. 13-15.

References

1. Goryunova O.B., Morozova E.V., Zolotova S.V. Aromatyi kos-meticheskikh geley dlya dusha i potrebitelskie predpochteniya pri vy-bore produktsii [Fragrances of cosmetic shower gels and consumer preferences when choosing products]. Tovaroved prodovolstvennykh tovarov. 2016. No. 3. pp. 61-69.

2. Zolotova S.V., Goryunova O.B. Kriterii otneseniya parfyumerno-kos-meticheskoy produktsii k tovarnym kategoriyam klassa lyuks i premium [Criteria for classifying perfumery and cosmetic products as luxury and premium product categories].Modern Economy Success. 2017. No. 4. pp. 5-11.

3. Safronova N.S., Babushkina O.F., Fomenko A.V. et al. Vliyanie mas-sazha s efirnymi maslami na sostoyanie regulyatornykh sistem orga-nizma sportsmenov-strelkov [Effects of massage with essential oils on bodily functionality in elite rifle shooting sport]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 9. pp. 13-15.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЕДИНОБОРЦЕВ В ФОКУСЕ НАУЧНОГО ФОРУМА

Кандидат педагогических наук, профессор Ф.Х. Зекрин1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Зебзеев1 Кандидат педагогических наук, доцент А.Ф. Зекрин1

1Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский, Пермский край

УДК/UDC 796.01:612

Ключевые слова: конференция, ции, подготовка единоборцев.

современные тенден-

Введение. Министерство спорта Российской Федерации и Чайковский государственный институт физической культуры при поддержке Европейского союза дзюдо и Федерации дзюдо России 2-3 апреля 2021 года провели VIII Всероссийскую научно-практическую конференцию «Подготовка единоборцев: теория, методика и практика», посвященную 20-летию кафедры Теории и методики единоборств.

Результаты исследования и их обсуждение. С приветственным словом к участникам конференции обратились президент Европейского союза дзюдо С. И. Соловейчик, отметивший, что «дзюдо нужно преподавать так, чтобы оно стало образом жизни молодежи», и спортивный директор Федерации дзюдо России К. Г. Денисов, который от лица ФДР пожелал плодотворной работы собравшимся специалистам. Значительная часть докладов программы конференции была посвящена различным проблемам развития дзюдо. Наиболее интересными и вызвавшими бурную дискуссию оказались доклады руководителя КНГ сборной команды России по дзюдо, к. п.н. В. Д. Тимофеева, спортивного директора Федерации дзюдо Самарской области А. Ю. Гуляева, доцента кафедры теории и методи-

M0DERN TRENDS iN MARTIAL ARTS SPORTS TRAiNiNG iN FOCUS OF SCIENTIFIC FORUM

PhD, Professor F.Kh. Zekrin1 PhD, Associate Professor V.V. Zebzeev1 PhD, Associate Professor A.F. Zekrin1 Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky, Perm Territory

Поступила в редакцию 9.04.2021 г.

ки единоборств и силовых видов спорта ФГБОУ ВО «СИБ-ГУФК», к. п.н. А. М. Кондакова.

Другим главным событием работы конференции стало проведение первого в истории нашей страны круглого стола на тему: «Дзюдо в вузах России: проблемы преподавания и перспективы развития спортивного резерва», в работе которого приняли участие 18 сотрудников специализированных кафедр теории и методики единоборств из 11 вузов, преподающих дзюдо. Всего в работе конференции в смешанном (очно-дистанционном) формате приняло участие 508 человек.

Вывод. Главные результаты работы конференции и круглого стола отражены в резолюции, которая направлена в Министерство спорта РФ, Европейский союз дзюдо и Федерацию дзюдо России, что будет способствовать дальнейшему развитию и популяризации единоборств не только в России, но и других странах мира.

Литература

1. Подготовка единоборцев: теория, методика и практика: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры Теории и методики единоборств Чайковского государственного института физической культуры (г. Чайковский, ЧГИФК, 2-3 апреля 2021 г.) / под общ. ред. В.В. Зебзеева. - Чайковский: Чайковский государственный институт физической культуры, 2021. - 156 с.: ил.

Информация для связи с автором: chifk_rektorat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.