Научная статья на тему 'Социальные факторы нарушений умственного развития младших школьников'

Социальные факторы нарушений умственного развития младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
174
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / DEVELOPMENT OF METAL DISORDERS IN ELEMENTARY SCHOOL / SOCIAL FACTORS IN DEVELOPMENT OF METAL DISORDERS IN ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ооржак С.Я., Назыноол М.В

Авторы статьи занимаются специальной психологией, этнопсихологией, теоретическими и эмпирическими исследованиями в данных областях, в том числе учета социальных факторов нарушений умственного развития младших школьников (М.В. Назын-оол) и общей педагогикой, этнопедагогикой, специальной педагогикой как отраслями общей педагогики, проблемами социализации, в том числе лиц с нарушениями в поведении (С.Я. Ооржак). В данной статье показаны основные результаты исследований М.В. Назын-оол и необходимость учета основных теоретических подходов отечественных ученых о социализации детей с задержкой психического развития (С.Я. Ооржак).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ооржак С.Я., Назыноол М.В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FACTORS IN MENTAL DISORDERS DEVELOPMENT IN ELEMENTARY SCHOOLS (in the case of schools in the city of Kyzyl)

The authors deal with the special psychology, ethnic psychology, theoretical and empirical research in these areas, including consideration of social factors, violations of intellectual development of elementary school children (M.V. Nazyn-ool) and general pedagogy, pedagogy, special pedagogy as branches of general pedagogy, and the problems of socialization, including persons with behavior disabilities (SY Oorzhak). This article presents the main findings of M.V. Nazyn-ool, and the need to address the major theoretical approaches to local scientists on the socialization of children with mental retardation (S.YA. Oorzhak).

Текст научной работы на тему «Социальные факторы нарушений умственного развития младших школьников»

ВЕСТНИК Педагогические науки

2012/4

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЙ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на примере школ города Кызыла)

М.В. Назын-оол, С.Я. Ооржак

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

SOCIAL FACTORS IN MENTAL DISORDERS DEVELOPMENT IN

ELEMENTARY SCHOOLS (in the case of schools in the city of Kyzyl)

M. Nazyn-ool, S. Oorzak

Tuvan state university, Kyzyl

Авторы статьи занимаются специальной психологией, этнопсихологией, теоретическими и эмпирическими исследованиями в данных областях, в том числе учета согщачъных факторов нарушений умственного развития младших школьников (М.В. Назын-оолj и общей педагогикой, этнопедагогикой, специальной педагогикой как отраслями общей педагогики, проблемами социализации, в том числе лиц с нарушениями в поведении (С.Я. Ооржак). В данной статье показаны основные результаты исследований М.В. Назын-оол и необходимость учета основных теоретических подходов отечественных ученых о социализации детей с задержкой психического развития (С.Я. Оорлсак).

Ключевые слова: нарушение умственного развития детей, социальные факторы нарушения умственного развития младших школьников.

The authors deal with the special psychology, ethnic psychology, theoretical and empirical research in these areas, including consideration of social factors, violations of intellectual development of elementary school children (M. V. Nazyn-ool) and general pedagogy, pedagogy, special pedagogy as branches of general pedagogy, and the problems of socialization, including persons with behavior disabilities (SY Oorzhak). This article presents the main findings of M. V. Nazyn-ool, and the need to address the major theoretical approaches to local scientists on the socialization of children with mental retardation (S.YA. Oorzhak).

Key words: development of metal disorders in elementary school; Social factors in development of metal disorders in elementary school.

Задачей нашего исследования было выявление социальных факторов нарушений умственного развития, включающих в себя умственную отсталость и задержку психического развития детей (по классификации видов дизонтогенеза В.В. Лебединского).

Выборка детей - 205 испытуемых младшего школьного возраста,

обучающихся по различным программам: общеобразовательной, специальной

коррекционной VII вида и специальной коррекционной VIII вида. Испытуемые выбирались по следующим критериям: анализ медицинских карт и знакомство с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Целенаправленные беседы с психологами, социальными педагогами, учителями, родителями и медицинскими работниками

позволили получить достоверные сведения о семьях учащихся, психологическом климате в семье и детском коллективе, об эмоциональном состоянии детей.

Мы разделили группы по языковому принципу (русскоязычная группа и тувинноязычная), основываясь на исследованиях, проведенных западными учеными В. Тернер, Р. Вудвортс, М. Салинг и др., которые доказали, что в формировании видения мира решающая роль отводится языку. По данным отечественных ученых Е.Л. Инденбаум, С.А. Домишкевич, Е.И. Прахин, В.Т. Манчук, Е.Л. Шепко, ведущей психической функцией в младшем школьном возрасте является речь.

Эмоциональное состояние детей исследовали при помощи теста М. Люшера, который относится к категории

Тувинский государственный университет

проективных методов и основан на предположении о том. что предпочтение одних цветов другим связано с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями переживания актуальной ситуации. Протестировано было 205 детей, из них: 182 испытуемых младшего школьного возраста и 23 испытуемых дошкольного возраста: 60 детей с нормальным психическим развитием (НПР). 98 детей с задержкой психического развития (ЗПР), 47 детей с умственной отсталостью (психическое недоразвитие) - всего 145 испытуемых с нарушением умственного

Для категории детей с нормальным психическим развитием, в обеих группах (русскоязычной, тувинскоязычной), характерен низкий уровень тревоги и компенсации. В тувинскоязычной выборке эмоциональное состояние детей с НПР характеризуется низким уровнем тревоги и компенсации - 66,7%; умеренным уровнем тревоги и компенсации - 23,3%; высоким уровнем тревоги и компенсации - 10%. В русскоязычной выборке дети с НПР имеют низкий уровень тревоги и компенсации -83,3%? умеренный уровень тревоги и компенсации - 13,3%; высокий уровень тревоги и компенсации - 3,3%.

Дети с задержкой психического развития показали следующие результаты: в тувинскоязычной выборке 48,6% детей с ЗПР имеет низкий уровень тревоги и

развития. Младшие школьники с нормальным психическим развитием были охвачены исследованием для сравнения качественных и количественных показателей.

Мы сделали попытку исследовать эмоциональное состояние испытуемых, используя показатели тревоги и компенсации. Результаты исследования в целях удобства обработки отобразили в уровнях: низкий уровень - показатель тревоги и компенсации от 0 до 2; умеренный уровень - показатель от 3 до 5; высокий уровень — показатель от 6 и выше.

компенсации; имеют умеренный уровень тревоги и компенсации - 42,9%; высокий уровень отмечается в 8,5% случаев. Русскоязычные учащиеся с ЗПР: 55% имеют низкий уровень тревоги и компенсации; 30% испытуемых имеет умеренный уровень тревоги и компенсации и 15% детей - высокий уровень.

Сведения, полученные от социальных педагогов, говорят о том, что большинство детей с задержкой психического развития из семей социально неблагополучных, многодетных или неполных. Семейный статус был исследован у 65 учащихся с задержкой психического развития. Выяснилось, что 32 ребенка проживают в полных семьях, но только в 13 семьях работают оба родителя (41%), в 19 семьях один из родителей или оба родителя

Показатели тревоги п компенсации младших школьников по тесту МЛюшсра

Категории детей Низкий уровень (кол-во детей) % Умеренный уровень (кол-во детей) % Высокий уровень (кол-во детей) %

Тувинскоязычные дети с НПР 20 66,7 7 23,3 3 10

Дети с ЗПР 17 48,6 15 42,9 3 8,5

Умственно отсталые дети 2 9 14 63,6 6 27,4

Русскоязычные дети с НПР 25 83,3 4 13,3 1 з?з

Дети с ЗПР 22 55 12 30 6 15

Умственно отсталые дети 5 20 15 60 5 20

ВЕСТНИК Педагогические науки

2012/4

являются безработными. Одинокие матери воспитывают 22 ребенка, из них: 11 одиноких матерей являются безработными (50%). В детском доме проживают 11 детей, из них: 2 детей - круглые сироты, 4 детей - отказные, у 5-х детей - родители лишены родительских прав (9 детей -сироты при «живых родителях»).

Дети с задержкой психического развития воспитываются в семьях, находящихся в тяжелых социально-экономических условиях. Например, каждый девятый ребенок с ЗПР - из неполной семьи, где воспитанием занимается безработная одинокая мать; каждый седьмой - также из неполной семьи, но его воспитывает работающая одинокая мать. Каждый третий ребенок с ЗПР - из полной семьи, но оба родителя являются безработными.

По результатам теста М. Люшера около половины детей с задержкой психического развития показали умеренный и высокий уровни тревоги и компенсации (51,4% - тувинноязычная выборка, 45% - русскоязычная выборка). Полученные нами сведения подтвердили беседы с психологами, социальными педагогами, учителями: каждый второй ребенок находится в состоянии стресса и эмоционально угнетен.

Результаты исследования показали, что задержка психического развития в большинстве случаев имеет социальное происхождение - о том же говорят исследования ученых: Е.Л. Инденбаум, С.А. Домишкевич, Е.И. Прахин, В.Т. Манчук, Ю.В. Соловьева и др.

Умственно_отсталые_дети

воспитываются также в социально неблагополучных семьях, как и дети с задержкой психического развития, поэтому в обеих группах преобладает умеренный и высокий уровень тревоги и компенсации. В тувинноязычной выборке дети с умственной отсталостью показали умеренный уровень тревоги и компенсации - 63,6%, высокий уровень - 27,4%, низкий уровень тревоги и компенсации в 9% случаев. Русскоязычные дети с умственной отсталостью в 60% случаев имеют

умеренный уровень тревога и компенсации; одинаковое количество детей - по 20% имеют низкий и высокий уровни ...»[1].

По исследованиям П.К. Боченковой, семейные олигофрении возникают из-за эмоциональной депривации и социальной запущенности детей. Недифференцированные олигофрении наследуются не по доминантному и не по рецессивному типу, а обусловлены действием полигенов, каждый из которых оказывает слабое влияние на умственное и психическое развитие, так как генетические факторы могут полностью нивелироваться в благоприятных социальных условиях.

Л.М. Шипицына отмечает, что в последние десятилетия происходят изменения взглядов на причины умственной отсталости, наряду с признанием этиопатогенетической роли органического поражения головного мозга, все больше выявляется роль социальных факторов. По исследованиям Е.Г. Трошихиной, более 70% воспитанников домов малютки поступают в дошкольном возрасте в специальные (коррекционные) детские дома, тогда как в обычной детской популяции число детей с умственными нарушениями не превышает 10% от всей популяции.

В настоящее время в городе Кызыле из-за отсутствия мест в детских садах многие дети не имеют возможности посещать дошкольные образовательные учреждения. При этом группы детских садов переполнены и недостаточно оснащены - это проявляется в дефиците методического, наглядного материала, учебных пособий, развивающих игр, мягких игрушек и пр. В связи с существующим положением большое количество детей, минуя дошкольные образовательные учреждения, переступают порог школы без необходимого минимума знаний, умений и навыков; имеют низкий уровень психологической готовности к школьному обучению.

В связи с выявленными проблемами, необходимо осуществлять на уровне начальной ступени общеобразовательных

Тувинский государственный университет______

школ столицы и. республики в целом, обязательное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся специалистами: психологами, логопедами, медицинскими работниками, социальными педагогами, учителями, чтобы была возможность своевременно корригировать негативные эмоциональные состояния детей и оказывать им своевременную помощь в познавательном

(интеллектуальном) развитии.

В специальных психолого-педагогических исследованиях отмечается, что основой, на которой возможно дальнейшее развитие детей, является вера взрослых в позитивные возможности ребенка, доброжелательное внимание, независимо от его успехов или неуспехов. «Доброе, сердечное отношение к детям, умение вовремя и обоснованно похвалить ребенка необходимо сочетать с достаточно высокой требовательностью. С первых дней, также как и во всей последующей работе, ребенку должно быть ясно, какие конкретные действия, дела, поступки вызвали одобрение, а что еще у него получается, чему он должен научиться...»

И-

Воспитание и обучение детей с нарушениями умственного развития — сложный процесс. Ученые отмечают, что «чрезвычайно важный и сложный момент в педагогической практике - правильная реакция на неблаговидные поступки, «ошибки» поведения ребенка. Есть несколько аксиом, проверенных великими педагогами. Они действенны и в общении с детьми с задержкой психического развития. Взрослым необходимо ограничить проявления своего возмущения: никогда не кричать в этой ситуации. Вспомним также, что и в народной педагогике действуют эти аксиомы. Например, русские этнографы отмечали, что тувинцы не ругали детей даже там, где явно видны были поступки детей, не вызывающие одобрения. Это показывает, что именно опыт и мудрость

народа позволяли сдерживать свое недовольство, так как они не забывали о сложности «кижизидилге», то есть воспитания. Отметим, что это тувинское слово можно перевести на русский язык как «очеловечивание», поскольку корень слова «кижи» - по-русски «человек». Исходя из психолого-педагогических знаний слово «кижизидилге» мы на русский язык переводим как «формирование и становление человека». Именно воспитание как формирование и становление человека важно не только по отношению к детям, развивающимся в норме, но и к детям, имеющим нарушения в развитии. Нами выявлено, что данный перевод не противоречит содержанию и сущности воспитания. В трудах отечественных, зарубежных педагогов, психологов раскрываются вопросы формирования и становления человека. В процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии и поведении необходимо опираться на эти труды. При этом следует учитывать также этнические факторы социализации подрастающего поколения.

Выводы: исследования нарушений умственного развития детей, проживающих в городе Кызыле, показали влияние социальных факторов на отставание в психическом развитии младших школьников. К социальным факторам относятся: социальное неблагополучие семей, эмоциональная депривация, социальная запущенность, отсутствие доступа к дошкольному образованию. Результаты исследования показали, что необходим учет этнических факторов социализации младших школьников.

Литература:

1. Назын-оол М.В. Этнокультурные особенности интеллектуального разиития младших школьников / М.В. Назын-оол. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 201 1 - 239 с.

2. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер.-СПб.: Питер, 2008.-192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.