Н.М. Кара-Сал., E.K. Бичи-оол
Формирование методических умений у будущего учителя математики
2. Каплан Б.С. и др. Методы обучения математике. -Минск: Высшая школа, 1986
3. Кара-Сал Н.М. Использование свойств функций при решении математических задач. Учебно-методическое пособие по практикуму решения математических задач. - Кызыл, ТГИПК и ПКК Правительства РТ, 2007
4. Лященко Е.И. Лабораторные и практические занятия по методике преподавания математики. Методические рекомендации учителям. - Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1988.
5. Осинская В.А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 9-10 классах. - Киев: Рад школа, 1970.
6. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1987.
7. Столяр A.A. Педагогика математики: учебное пособие для физико-математического факультета педагогических институтов. - Минск: Высшая школа, 1986.
8. Слелкань З.И. Психо лого-педагогические основы обучения математике: Методическое пособие. - Киев: Рад школа, 1983
М.В. Назын оо.1
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются проблемы психолого-педагогической диагностики интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, проживающих в Республике Тыва. Имеются этнокультурные особенности детей тувинского этноса, которые необходимо учитывать в процессе дифференциальной диагностики, имеющей важное значение для дальнейшего обучения детей, для определения типа образовательного учреждения (норма - обучение по общеобразовательным программам, задержка психического развития - специальная коррекционная программа VII вида, умственная отсталость - специальная коррекционная программа VIII вида).
Ключевые слова: психолого-педагогическая диагностика, психодиагностические методики, этнокультурные особенности, этнокультурный подход, Республика Тыва, интеллектуальное развитие, младшие школьники, норма, задержка психического развития, умственная отсталость.
Nazyn-aal M.V.
Realization ethnocultural approach in psychological andpedagogical diagnostics of the intellectual
development younger schoolboy
In article are considered problems psychological and pedagogical diagnostics of the intellectual development children younger school age, living in Republic Tyva. There are ethnocultural particularities children tuvinian ethnos, which necessary to take into account in process of the differential diagnostics, having important importance for the further education children, for determination of the type of the educational institution (the rate - an education on general program, delay of the psychic development -special correction program VII type, mental backwardness - special correction program VIII type).
Keywords: the psychological and pedagogical diagnostics, psychoanalysis of the methods, ethnocultural particularities, ethnocultural approach, Republic Tyva, intellectual development, younger schoolchildren, rate, delay of the psychic development, mental backwardness.
Акмеология как составная часть психологии развития рассматривает становление человека во всех
функциональных фазах его жизненной активности, организации, развертывания и протекания психических процессов и состояний у индивидов и групп. Исследуется система, возникающих у человека психических и психологических изменений, трансформаций и новообразований на всех этапах его жизненного пути; их динамика в эволюционном и функциональном аспектах.
В данной статье рассматривается реализация этнокультурного подхода в процессе психолого-педагогической
диагностики интеллектуального развития детей младшего школьного возраста в русле акмеологии, позволяющей раскрыть различные аспекты историко-культурной, социокультурной и психогенетической специфики физического, эмоционального, познавательного, волевого, нравственного, эстетического и других направлений развития в различных географических, экологических, этнических, техногенных, экономических и других условиях.
В Республике Тыва имеются недостатки системы медицинского и психолого-педагогического обследования матери и ребенка, что, в целом, влияет на увеличение
числа детей с различными отклонениями в развитии, и отражает общее состояние здоровья детей по Российской Федерации.
Здоровье детской популяции,
проживающей в Туве, имеет некоторые особенности, связанные с неблагоприятным влиянием суровых климатических условий, социально-экономических преобразований, социокультурных процессов. Проблема отбора детей с различными психическими нарушениями усугубляется из-за специфики культурно-языковых и других
социокультурных особенностей региона.
В процессе психолого-педагогической диагностики логично отметить, что поведение и мотивация деятельности обследуемых тувинских детей имеет свою специфику, обусловленную этнокультурными
особенностями. Для детей тувинского народа характерна выраженная скромность, сдержанность в общении, стремление не выделяться в коллективе сверстников, подчеркнутое уважение старших, послушание. Все это, в целом, не позволяет демонстрировать свои знания, в то время как успешное выполнение психодиагностических методик может требовать качественно другого поведения. Не зная этикета тувинского народа, можно неправильно истолковать поведение ребенка во время психолого-медико-педагогического обследования.
Языковые условия при дифференциальной диагностике отличаются тем, что многие дети тувинской национальности, особенно из сельской местности, слабо владеют русским языком, а вербальные психодиагностические методики, широко используемые в Российской Федерации для диагностики интеллектуальных отклонений, не адаптированы к условиям Республики Тыва и не переведены на родной язык.
В условиях «языкового барьера» большая ответственность возлагается на
психодиагноста, на уровень его квалификации в интерпретации результатов психолого-педагогической диагностики. Без учета специфики культурно-языковых условий, в которых развивается психика тувинского ребенка, без наличия адаптированных и переведенных на родной язык для тувинских детей вербальных психодиагностических методик, повышается вероятность
диагностических ошибок.
Для преодоления данных недостатков были определены теоретико-методологические подходы: деятельностный (П.Я. Гальперин, 1987; В.В. Давыдов, 1991; А.Н. Леонтьев,
1975; С.Л. Рубинштейн, 1998 и др.); социально-педагогический (O.K. Агавелян, 1999; Е.И. Рогов, 1996 и др.); диагностико-прогностический (С. А. Домишкевич, 1977; А.К. Маркова, 1993; Е.Л. Шепко, 2000 и др.) и т. д.
Особое внимание необходимо обратить на научную тематику, раскрывающую социальные институты системы
национального образования (А.К. Абишева (2002), Х.С. Замский (1980), В.П. Зинченко (1988, 1995), Н.М. Назарова (2002), и др.); особенности социально-педагогических систем в этнокультуре малых народов (Т.Н. Волков, 1989; КБ. Салчак, Л.П. Салчак 1984; Т.Т. Мунзук, 1990; A.C. Шаалы, 1997 и др.).
Становление национальных и
региональных систем обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии отражены в работах O.K. Агавеляна (1999), O.E. Григорьевой (2004), В.В. Коркунова (1993), И.В. Малиновского (2004), А.Н. Нигаева (1998), AB. Сухарев (2002) и др.
Предложенные подходы в оценке специфики этнокультурных особенностей позволят в значительной мере упорядочить понятийный аппарат, который будет способствовать внедрению в практику методов психолого-педагогической диагностики,
позволяющих более точно оценить состояние интеллектуального и психического развития ребенка в условиях учебной деятельности, без чего невозможен структурно-целостный образовательный процесс.
Трудности оценки этнокультурных особенностей психолого-педагогической диагностики интеллектуального развития детей младшего школьного возраста в единой системе психологических наук устанавливает ряд противоречий: между наличием соответствующих знаний и
неадаптированными методиками к языковой среде; между знаниями в научной среде по данной проблеме и требованиями развития общества в этнопсихологической ситуации; между существующими понятиями научной классификации диагностических приемов и заменой их формальными понятиями, не существующими в тувинском языке, для более полного сотрудничества диагноста и ребенка.
Проблема исследования заключается в выявлении, осмыслении и формировании теоретических и прикладных подходов диагностики в изучении этнокультурных особенностей детей младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
М В Назын-оол Реализация этнокультурного подхода в психолого-педагогии ее кой диагностике интеллектуального развития младших школьников
В настоящее время дифференциальная диагностика является одной из самых актуальных проблем в Российской Федерации и, особенно, в Республике Тыва, где необходимо учитывать специфику этнокультурных особенностей детей тувинского народа и, где практика диагностики испытывает острую потребность в научно-обоснованных психодиагностических методиках на тувинском языке.
Нашей целью исследования являлось выявить акмеологические особенности психолого-педагогической диагностики
интеллектуального развития детей младшего школьного возраста с учетом условий и специфики этнокультурных особенностей региона.
В результате мы получили данные, свидетельствующие о том, что качественные и количественные характеристики
диагностических показателей зависят от целого ряда условий:
- этнокультурных различий, определяющих менталитет этноса, его поведение и воспитание, мотивационные особенности учебной деятельности младших школьников;
- «языкового барьера», когда обследуемые дети недостаточно владеют русским языком, на котором проводится психолого-педагогическая диагностика;
- спецификой образности тувинского языка.
Учет вышеперечисленных условий и
факторов, а также адаптация психодиагностических методик к условиям национальной культуры Республики Тыва, их адекватный перевод на родной язык, который является порой единственной нитью для связи с тувинским этносом для большинства обследуемых детей, а также учет русскоязычных детей, проживающих в условиях данного этноса, по нашему мнению приводит к:
к более точной диагностике интеллектуального развития детей из специфической культурно-языковой ситуации;
- к совершенствованию самого процесса психолого-педагогической диагностики русскоязычного и тувинско-язычного населения в условиях Республики Тыва;
- выявлению потенциальных возможностей детей младшего школьного возраста тувинского этноса для определения типа образовательного учреждения (норма -обучение по общеобразовательным программам, задержка психического развития - специальная коррекционная программа VII
вида, умственная отсталость - специальная коррекционная программа VIII вида).
В качестве методик исследования выступили: «Словесные субтесты» (ЛФ. Чупров, Л.И. Переслени) - отечественная скрининговая модификация теста Р. Амтхауэра для младших школьников; Цветные Прогрессивные Матрицы Ра вена; Тест включенных фигур (Н.\Vitkin); Тест «Нарисуй человека» (Гудинаф - Харрис); Определение профиля латеральной организации (ПЛО) мозга; Тест М. Люшера.
Исследование проводилось в несколько этапов, взаимосвязанных и логически вытекающих один из другого.
В ходе исследования проведен сравнительный анализ методологических подходов к проблеме психолого-педагогической диагностики детей с отклонениями в развитии; проанализированы теоретические и прикладные аспекты социокультурных особенностей в современной педагогике и психологии, введены в научный оборот новые и недостаточно изученные материалы по этноисторическим проблемам воспитания и обучения детей, проживавших в Республике Тыва; описаны этнокультурные источники национальных особенностей, региональные традиции и тенденции развития системы специального образования в Республике Тыва; изучена степень влияния социокультурных условий на показатели психического развития детей, проживающих в Республике Тыва - регионе со специфическими природно-климатическими условиями, отличными от европейской части России, для детской популяции которой разрабатывались психолого-педагогические методы диагностики, для использования их в практике работы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК); определена зависимость социокультурных «языковых барьеров» в системе реализации этнокультурного образования (компонентов и традиций тувинского народа); предложена адаптированная автором методика для экспериментального исследования
общеинтеллектуальных умений детей начальных классов (норма, задержка психического развития, умственная
отсталость).
Также представлены этнокультурные и этнопсихологические особенности психолого-педагогической диагностики детей младшего школьного возраста (норма, задержка психического развития, умственная отсталость); определены предпосылки
реализации национально-культурных
компонентов воспитания в Республике Тыва, основанные на особенностях семейно-бытового уклада, ведущих тенденций социально-экономического развития региона; выявлены подходы гуманистической направленности образования, определяющие приоритет этнических особенностей тувинских детей. Разработан концептуальный, комплексный подход оценки этнокультурных особенностей с использованием переведенных на тувинский язык методик психолого-педагогической диагностики. Материал исследования дополнен и обогащен теорией специальной психологии, раскрывающей специфику интеллектуальной недостаточности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Разработаны и обоснованы стратегия механизмов адаптации методов психолого-педагогической диагностики
общеинтеллектуалъных умений детей с нарушениями интеллекта, как способа дифференциальной диагностики выявления индивидуальных возможностей детей (норма, задержка психического развития, умственная отсталость).
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что внедрены адаптированные психолого-педагогические методы диагностики в работу ПМПК и ГОУ «Республиканский Центр диагностики и консультации»; учтены полученные данные исследований в комплексе практических рекомендаций в повышении качества процесса психолого-педагогической диагностики,
консультирования младших школьников (норма, задержка психического развития, умственная отсталость); полученные результаты исследования детей начальных классов включены в методические рекомендации по совершенствованию и адаптации классических методов
психодиагностики, которые, могут быть, использованы в других образовательных учреждениях республики, в системе повышения квалификации и переподготовки
педагогических кадров для специального образования республики; выводы и фактический материал исследования может быть использован в лекциях, практических занятиях по курсу специального образования («Специальная психология», «Специальная педагогика», «Основы специальной
педагогики и психологии»); для создания спецкурсов и практикумов по исследуемой проблеме в рамках национально-регионального компонента; глубокое понимание и учет этнокультурных особенностей детей тувинского и русского этносов, проживающих в Республике Тыва в условиях социально-экономических
изменений, которые позволят повысить уровень эффективности психологической помощи младшим школьникам в условиях общеобразовательной национальной школы и национальных классах специального коррекционного учреждения VIII вида.
В результате мы пришли к выводам: психолого-педагогическая диагностика
интеллектуального развития детей тувинской национальности, слабо владеющих русским языком, должна проводиться на родном для них языке по психодиагностическим методикам, адаптированным и переведенным на тувинский язык в соответствии с научными требованиями; оценка детей младшего школьного возраста (норма, задержка психического развития, умственная отсталость) в процессе психолого-педагогической диагностики должна учитывать гуманистическую направленность, культурные особенности этноса тувинского народа, культивирующего личную скромность и коллективизм, не позволяющие демонстрировать свои знания и умения; при психолого-педагогической диагностике
должна учитываться степень социально-психологической адаптации детей, проживавших в Республике Тыва, к требованиям социокультурного норматива, существующего в сознании тувинского этноса, как коренного народа.
А.А. Ооржак
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ТУВИНСКОЙ СЕМЬЕ
Статья посвящена проблеме духовно-нравствен но го воспитания ребенка в семье. Воспитание духовно-нравственных качеств личности человека необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Чтобы не допустить угасания формировавшихся веками духовно-нравственных ценностей тувинского народа, необходимо