Научная статья на тему 'Социальные факторы и механизмы преодоления коррупции в России'

Социальные факторы и механизмы преодоления коррупции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
377
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы и механизмы преодоления коррупции в России»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ

И.Я. БОГДАНОВ,

заведующий Отделом социологии экономики Института социально-политических исследований РАН, профессор, д.э.н,.

Ю.В. ГОЛИК,

директор Центра по изучению организованной преступности и коррупции в экономике и торговле Российского государственного торгово-экономического университета, профессор, д.ю.н.

Коррупция в современных условиях не только приобрела широчайшее распространение, но и существенно трансформировала свои социальные качества. В борьбе с ней требуется применение комплекса как уголовно-правовых, так и социально-экономических мер.

Важное значение для преодоления коррупции имеет реализация конституционной идеи социального государства. Чтобы его создать, необходима в первую очередь четкая, слаженная работа государственных органов, которые должны создавать необходимые условия для самореализации и экономической свободы личности, гармонизировать сферы социальной жизни, оказывать помощь социально уязвимым слоям общества, не допуская патернализма, поляризации общества, противостояния различных социальных групп.

Основополагающий конституционный принцип - экономическое развитие на благо всего народа - должен воплощаться в жизнь и реализовываться и в государственном, и в частном секторе экономики независимо от формы собственности, ибо собственность должна служить общественному благу.

Коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство самовоспроизводиться и расширяться, поэтому все более

необходимым для любого государства становится осуществление постоянной антикоррупционной политики. Фактически ряд исследователей считают, что такая политика должна оформиться в статус функции государства. Антикоррупционная политика может включать в себя следующие основные направления:

- коррекция законодательства;

- выстраивание сбалансированной системы сдержек и противовесов между функциями и основными институтами власти, постоянная и системная координация их усилий;

- упорядочение системы, структуры и функций органов исполнительной власти;

- изменение принципов и организации прохождения государственной службы;

- создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств;

- укрепление судебной власти;

- совершенствование правоохранительной системы;

- государственная координация антикоррупционной политики.

Противодействие коррупции непременно должно включать в

себя мероприятия по «расчистке» правового поля, выхолащиванию тех норм права, которые могут способствовать возникновению коррупционных отношений и их укорененности. Существуют правовые и экономические возможности обоснования данной проблемы.

С позиции исследования эффективности правовых норм, новое понимание которых основывается не на отнесении законотворчества к системе управления, а как согласование различных социальных интересов, при котором свобода одних не должна ущемлять свободы других, коррупциогенные нормы права возникают тогда, когда процесс нормотворчества перестает выявлять все правообразующие интересы 1.

Изучение мирового опыта показывает, что многие развитые страны пришли к стадии устойчивого развития благодаря активной роли государства в определенных сферах экономики, которая реализовывалась через систему экономического государственного регулирования.

1 Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. -М., 2002, с. 501.

С нашей точки зрения, необходимо уделить особое внимание эффективной промышленной и сельскохозяйственной политике, которая должна быть направлена, в частности, на то, чтобы содействовать успешной работе и не допустить банкротства важных для экономики предприятий или даже целых отраслей, испытывающих временные трудности.

В области финансовой политики и денежного обращения в стране приоритеты правовой политики должны быть связаны с укреплением современного стабильного национального финансового рынка как реального инструмента защиты интересов государства и граждан.

Задача выработки мер противодействия коррупции выдвигает на первый план необходимость предметного криминологического рассмотрения бюджетных отношений, законодательства в социальной сфере.

Поскольку экономическая безопасность государства представляет собой очень сложную, разноплановую и многофункциональную систему, необходимо совершенствование системы финансового контроля. Это одно из приоритетных направлений в борьбе с коррупцией. В соответствии с международным опытом борьбы с терроризмом, «отмыванием грязных денег» необходимо принятие нормативных правовых актов, регламентирующих постоянный мониторинг финансовых операций в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

В плане борьбы с коррупцией должна строиться практическая конкретная правотворческая, правоприменительная и надзорная деятельность правовой системы, а также вся государственная политика по социально-экономическому и политическому развитию российского общества. Только в таком единстве и координации функционирования основных подсистем всей социальной системы возможно говорить о создании реальных условий для эффективной борьбы с современной преступностью в целом и прежде всего коррупцией и преступлениями, связанными с государственной службой.

В современных условиях одним из возможных криминогенных факторов являются пробелы и диспропорции в законодательстве и

подзаконных актах, что проявляется либо как достаточное условие, либо как прямая причина прежде всего преступлений, связанных с государственной службой и коррупцией. Это выражается в том, что законодательные акты содержат большое количество бланкетных (отсылочных) норм, позволяющих государственным органам принимать подзаконные акты, содержание которых может не соответствовать воле законодателя, а порой и прямо противоречить ей. В нормотворческой практике не изжит узкоотраслевой, ведомственный подход, в результате чего появляются коррупционные правонарушения, факты ущемления прав и свобод человека и законных интересов граждан и организаций. Эта ситуация приводит к фактической подмене законов подзаконными актами. Следует усовершенствовать механизм введения в действие принятых законов, обеспечивающий их полную реализацию, в том числе своевременное и целесообразное принятие соответствующих подзаконных актов.

Надежность проведения экономических мероприятий представляется возможным только при проведении реформы правоохранительных органов, судебной и административной систем. Закон сможет охранять граждан и их деятельность только в том случае, если он сам будет защищен.

Предупреждение преступлений в области коррупции по своему уровню подразделяется на общесоциальное и специальное криминологическое.

Общесоциальное предупреждение базируется на совокупности экономических, политических, идеологических, правовых и иных мероприятий, направленных на улучшение соответствующих сфер социальной жизнедеятельности. Основные направления такой предупредительной деятельности заключаются не в том, чтобы исключить негативное влияние формирующей среды на отдельную личность. В данном случае речь идет о реальном противопоставлении позитивного воздействия негативному, что возможно только в условиях возможности выбора для конкретного человека той или иной формы труда и досуга. При отсутствии альтернативы возникает благоприятная ситуация для противоправной и прямо преступной деятельности.

В отличие от общесоциального предупреждения специальное криминологическое предупреждение заключается в осуществлении мероприятий, непосредственно направленных на устранение причин и условий совершения различных видов преступной деятельности и конкретных преступлений, и реализуется в границах закона специальными государственными органами.

Разновидностью специально-криминологического предупреждения является уголовно-правовое предупреждение, которое выражается в воздействии специфическими уголовно-правовыми средствами на сознание личности путем влияния на причины, побуждающие совершать преступления.

Для устранения причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, необходимо проведение целого ряда предупредительных мер как общего, так и специального характера. К общим предупредительным мерам следует отнести социально-экономические и культурно-воспитательные мероприятия, ведущие к устранению обстоятельств, обуславливающих рост преступности.

Специальные меры, основываясь на общей предупредительной деятельности государства, представляют собой совокупность мероприятий, осуществляемых различными органами, должностными лицами и гражданами. Из всего многообразия специальных предупредительных мер большое значение имеют следующие:

- повышение правовой культуры государственных служащих, их компетентности и профессионализма;

- обеспечение соответствия законам и другим нормативным правовым актам выводов и предложений, выработанных органами власти;

- развитие современного эффективного законодательства о государственной службе;

- развитие у работников практических навыков и умений в области решения государственных задач.

В качестве мер общего характера для борьбы с коррупционными преступлениями возможно использовать:

- прозрачность и подконтрольность оперативному парламентскому контролю бюджетной и межбюджетной политики;

- гарантию прав собственников и акционеров при полной прозрачности финансовой деятельности коммерческих структур;

- совершенствование налогового законодательства;

- уменьшение наличного оборота и расширение современных форм электронных средств расчетов и отчетности;

- коммерциализацию части социальных услуг;

- адресность и контроль за целевым использованием социальных выплат и переход на электронную систему средств безналичного расчета;

- делегирование части социальных полномочий институтам гражданского общества как реальное противодействие низовой коррупции;

- укрепление судебной системы, местного самоуправления и независимых государственных и общественных контрольных институтов;

- проведение реальной административной реформы как государственной гарантии против расширения коррупционных возможностей;

- введение персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом; введение открытых конкурсов на государственные займы, поставки и закупки; уменьшение монополии и создание конкуренции в сфере оказания государственных услуг; избавление от внебюджетных фондов, из которых осуществляют выплаты чиновникам.

В рамках проводимой административной реформы представляется возможным несколько конкретных направлений деятельности по сужению социального поля коррупционной активности.

Во-первых, это формирование механизмов прохождения государственной службы с учетом разграничения юридического статуса основных категорий государственной службы, прежде всего профессиональной бюрократии и политических руководителей.

Во-вторых, подчинение в императивной форме функциональных действий государственных служащих и жесткое сле-

дование не только законам, но и букве должностных инструкций, что резко сокращает зону принятия решений государственной компетенции по широкому спектру свободного усмотрения чиновника.

В-третьих, установление такого жесткого, но эффективного порядка взаимодействия государственных служащих и граждан, при котором четко фиксируются как права граждан, так и конкретные обязанности чиновников; ужесточение контроля государственной службы и неотвратимости ответственности за отклонение от предписанного законом и должностными обязанностями поведения.

В-четвертых, повышение престижа государственной службы.

И, наконец, разработка и строгое соблюдение государственными служащими этических норм государственной службы.

В минимизации коррупции, несомненно, большая роль принадлежит правоохранительным органам. Анализ деятельности правоохранительных органов России по борьбе с организованной преступностью и коррупцией в сфере экономики показал, что криминальная обстановка в стране по-прежнему остается сложной и не дает оснований для оптимистических прогнозов на ближайшую перспективу.

Наибольшее влияние организованная преступность оказывает на отрасли экономики, характеризующиеся высокой доходностью, инвестиционной привлекательностью, гарантированным характером сбыта продукции, экспортной ориентированностью, возможностью включения в легальный оборот незаконно полученных капиталов. В этих отраслях условия работы позволяют в краткие сроки получать высокие прибыли при незначительных капиталовложениях. Это ТЭК, металлургическая промышленность, производство и реализация алкогольной продукции, автомобильной техники и ряд других областей.

Исследование практики оперативно-розыскной работы показало, что организованные группы и преступные сообщества адаптировались к мерам, предпринимаемым Правительством, в частности, по ужесточению налогового контроля. Пользуясь консультациями действующих и бывших работников фискальных органов, они вырабатывают и применяют различные незаконные или относительно законные схемы ухода от налогообложения или их уменьшения.

Следует, однако, помнить об опасности «зарегулирования» устанавливаемого контроля, который может привести к бюрократизации управленческих процессов, к торможению экономической инициативы, к возможным нарушениям прав человека и гражданина. Особо опасен контроль дискреционный. Социально-правовой контроль нельзя рассматривать в виде репрессивного начала. Он предупредительный и гражданско-правовой, поскольку предполагает организацию жизни и деятельности на основе четко разработанных законов, принятых демократическим путем.

Общечеловеческий прогресс обусловил повышение коррупционной опасности для всего мира, и новая реальность заставляет по-новому взглянуть на арсенал средств, которые общество может противопоставить коррупционной опасности.

Проблема борьбы с коррупцией не является национальной особенностью, ею озабочены в той или иной степени все государства. Организация государственной службы в США, Канаде, Германии, Франции или Англии построена практически по кастовому принципу. Здесь существует особая система образования и подготовки кадров к государственной службе, особый порядок ее прохождения, этические нормы отправления государственных полномочий.

Основой системы предупреждения коррупции выступают меры правового характера. К ним относятся:

а) формирование антикоррупционного законодательства,

б) правоприменительная практика по реализации антикоррупционного законодательства.

Правовые меры преобладают в российских и даже в региональных общих и целевых программах борьбы с преступностью и отдельными криминогенными явлениями, а также в Основных направлениях антикоррупционной политики России, подготовленных Национальным антикоррупционным комитетом.

Антикоррупционные меры предусматриваются в законодательных актах разных отраслей права: в законодательстве о государственной службе, о выборах, о предпринимательстве, о судебной деятельности и т.д.

Однако для многократного усиления превентивного воздействия и систематизации предупредительных мер противодей-

ствия коррупции важно и наличие специального закона о предупреждении коррупции. Этого требуют неслыханные масштабы коррупции в России, этого требуют высшие государственные интересы - осуществление демократических преобразований, международный авторитет России.

Однако у Закона «О борьбе с коррупцией» нашлись влиятельные противники в лице бывшего Президента РФ Б.Н. Ельцина и его ближайшего окружения. Он многократно не допустил вступления в силу Закона «О борьбе с коррупцией». Антикоррупционный закон может и должен стать центральным звеном, ядром формирующейся правовой и государственно-политической системы мер, направленных на борьбу с коррупцией, и профилактические мероприятия социального контроля.

В силу многозначности и комплексности проблемы коррупции невозможно обеспечить ее решение лишь одним нормативным правовым актом. Вместе с тем начинать правовую работу по формированию соответствующего антикоррупционного пространства необходимо с четких положений именно единого закона против коррупции.

Стратегия системного устранения коррупции базируется на устранении причин, порождающих это явление, а не на внешних проявлениях коррупционной деятельности. При разнообразии в подходах к проблеме, как правило, стратегия по системному устранению причин включает в себя схожий примерный перечень мер, таких как институциональные основы, политическая ответственность, расширение участия гражданского общества, усиление роли конкурентного частного сектора и управление государственным сектором. Представляется возможным определить несколько видов «стратегий»:

Стратегии «войны» состоят в борьбе с внешними проявлениями коррупции при активной роли государства и получении быстрых, но кратковременных результатов.

Стратегии «сознательной пассивности» базируются на утверждении неэффективности и бесплодности активных действий, направленных на борьбу с коррупцией. В этом случае коррупция рассматривается как существенная проблема, признается ее негативное влияние на общество и государство. Но стремление

опереться на активные действия оценивается не должным образом, так как основные ожидания направлены на автоматизм экономического рыночного и политического демократического процессов. Российский опыт, к сожалению, по мнению Г.А. Сатарова, во многом напоминает стратегию «сознательной пассивности».

Необходимо отметить, что следование этой стратегии может привести к росту коррупции и произвола, так как ситуация имеет тенденцию выхода из-под контроля, если он неадекватен или ослаблен.

Если масштаб коррупции достигает определенного порогового значения, индивидуального в каждом конкретном случае, то начинают развиваться системные дисфункции экономических и социальных механизмов. Коррупция нейтрализует действие рыночных механизмов саморегулирования, а экономические трудности, в свою очередь, всегда чреваты политическими и социальными потрясениями.

Существенным пороком данной стратегии следует признать возможность перехода коррупции в принципиально иную стадию развития, угрожающую превратить государство в клептократию. Одним из самых тяжелых следствий является укорененность культуры коррупции, когда она приобретает характер обыденного и нейтрального по своим последствиям явления. При таком повороте событий сама перспектива дальнейших антикоррупционных реформ становится более чем проблематичной 2.

В то же время необходимо выделить следующее важное обстоятельство, имеющее методологическое и практическое значение. Мы говорили, что социальные противоречия являются криминогенными детерминантами универсального для конкретного социума уровня. Именно от их диалектического разрешения зависит в том числе и эффективность борьбы с проявлениями преступности. Позитивное развитие социально-экономических, политических и духовных процессов является базой снижения криминогенного потенциала общества. Считаем, что для современного руководства Российской Федерации данное положение может быть принято за базовую модель становления государственности и всего гражданского общества.

2 Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Сатарова. - М., 2004, с. 228.

Основным направлением развития страны является восстановление и развитие реального сектора экономики, где сосредоточен основной потенциал подъема жизненного уровня населения и расцвета экономики, политики и культуры.

Одним из важных направлений по развитию реального сектора экономики является - в первую очередь в рамках концепции национальных программ - реализация конкретных задач промышленной и сельскохозяйственной политики. Необходимо учитывать три аспекта поставленной проблемы. Во-первых, влияние международного фактора; во-вторых, преодоление последствий прошлого периода развития и, наконец, в-третьих, консолидацию всех политических сил и самого общества для ее решения.

Главным фактором, снижавшим мотивацию к труду в последний период советского общества, являлось предельное огосударствление собственности. В настоящее время реальным тормозом экономического развития выступает явление аналогичного порядка, но на ином уровне социальной организации. Переданная в ходе приватизации собственность независимо от новой формы, будь то ассоциированная или индивидуальная частная собственность, продолжает существовать не как основа инновационного развития, а в качестве омертвленного коллективного или личного имущества. С этих позиций необходимо констатировать, что капитал как базис формирования всей системы общественных отношений и мощный стимул к созидательному труду в современной России, как правило, отсутствует. Следовательно, главная задача - в формировании экономических механизмов в стране и запуске процесса реализации капиталом своей трудовой функции.

Если капитал является реальной основой достижения экономического прогресса, то его торможение, а частью и разрушение из-за несовершенства административной и правовой систем, роста прямых преступлений и коррупции становится преградой проявления и развития всего спектра положительных социальных перемен. Сегодня, когда активно проводится решение социально-экономических проблем в стране, ведется «расчистка» административного и правового полей, создаются

единые, прозрачные и достаточно жесткие правила деятельности государства, общества и личности, это становится особенно заметным.

Пути реализации основных государственных задач можно разделить на деятельность государства по обеспечению политических и правовых условий для экономического подъема, работу по реализации самого экономического рывка и обеспечение гарантии со стороны государства по осуществлению финансового наполнения планов экономического развития в форме инноваций и инвестиций.

Для проведения дальнейших успешных социально-экономических преобразований необходимо сочетание двух факторов. Во-первых, политической воли власти, готовой сконцентрировать все имеющиеся ресурсы на главных направлениях развития. Во-вторых, доверия народа к власти и проводимой ею политике.

Сегодня, в 2007 году, этого удалось добиться. Но что и как будет после 2008 года?

В настоящее время с позиций антикоррупционизма в деятельности мирового сообщества остро встала также проблема оптимизации функций государства. Как мы уже многократно отмечали в своих работах, сегодня она варьируется в широком диапазоне: от ухода государства в либерализм («сознательная пассивность») до моделей максимально жесткого государственного контроля за всеми сторонами общественной жизнедеятельности. Убеждены, что следствия таких крайностей губительны и необходимость меры государственного регулирования располагается в зоне пропорционального распределения функций и их эффективности как для целого - общества, так и для его граждан. Проводимая административная реформа идет в этом направлении опытным - поэтому не всегда правильным - путем.

С этой точки зрения коррумпированность государственного аппарата выступает серьезной дисфункцией в реализации перспективы социального прогресса. Причем до сих пор преобладает мнение о том, что наиболее масштабная и глубинная коррупция присуща переходным, а не развитым демократическим государствам. Однако, с нашей точки зрения, так может

обстоять дело только на уровне бытовых проблем, тогда как в отношении крупного корпоративного капитала и политической власти это не отражает реального положения дел.

Независимо от того, о какой стране идет речь, стратегия «захвата государства» - это феномен покупки влиятельными группами решений государственных органов, которые принимаются исключительно в интересах корпораций или иных групп.

Сегодня в условиях практического отхода государства от сферы руководства рядом национально-важных экономических и производственных процессов степень экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, практически вне зависимости от формы собственности, превысила критический порог, за которым располагаются анархия производства, авто-номизация производств, абсолютный спад реального сектора и социальная дезинтеграция.

Понятие «контроль над экономикой» скрывает за собой широкий, однако вполне определенный спектр различных форм и степеней вмешательства государственной власти в экономическую жизнь страны.

На одном полюсе этого спектра контроль выступает всего лишь как надзор, как участие-наблюдение представителей власти в деятельности правлений банков, синдикатов, предприятий.

На противоположном полюсе контроль выступает в своей предельной форме как полная национализация, переход всех средств банков и монополий производства в руки государства.

Весь спектр между этими крайними полюсами образуют различные формы государственного регулирования экономической жизни, различные промежуточные ступени движения от чистой экономики к примату государственной монополии.

Таким образом, коррупция есть форма девиантного поведения государственных служащих или самого государства как реакция на изменение фундаментальных параметров социальной жизнедеятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Появление коррупции, точнее, ее распространение за безопасные для общества в целом границы воздействия - индика-

тор неблагополучия не отдельной цепи в механизме социального устройства, а сбоя, ошибки в самой схеме данной конкретно-исторической формы социума. Параметрами этих взаимодействий определяются социально-экономические, политические и идеологические основания общества. Именно их нарушение превращает коррупцию из социального явления взяточничества в социальный феномен компенсации ресурса господствующей экономической корпорации, а процесс ее распространения - в закон уже асоциального движения конкретной социальной системы. Необходимо ликвидировать дисбаланс действия «законов сборки» данной формы социума как социально-экономического основания общества через изменения конституирования социальных законов и всей системы позитивного права.

Второй вывод: коррупция - это социальный феномен сращивания административного ресурса государства и финансовой власти капитала путем деформации правового поля, их взаимного функционирования.

Эффективность социальной жизнедеятельности определяется механизмом взаимодействия капитала и власти. Капитал, выступая в форме общественного разделения труда в качестве основания простого и расширенного воспроизводства, формирует рыночные отношения; при переходе границы меры качественной определенности он превращается в средство для воспроизводства не своей сущности - товарной массы, а формы - финансовых потоков макроэкономики. В первом случае он выступает генератором социального разнообразия и формирует определенную модель гражданского общества; во втором, монополизируя сферы общественного производства, ограничивает рынок и приводит общество к редукции социальной стратификации.

Государственная власть как строй политического общения в отличие от гражданского общества как строя частного общения, интегрируя политические притязания всего спектра его участников, выступает как гарант и формообразующий фактор их реализации через систему существующего законодательства, тем самым оформляя правовую и организационную струк-

туру социума. В случае превращения политической, особенно государственной, власти в товар она становится наемным «совокупным работником» на службе у отдельного корпоративного или даже частного интереса. В данной ситуации государство как строй политического общения перестает существовать, перемещаясь в сферу частного или монополизированного корпоративного общения.

Источником социальных противоречий являются интересы капитализации внутренних и транснациональных корпораций и обслуживающих их социальных групп, как легальных, так и криминальных; полем конфликта внешнего и внутреннего, нормального и девиантного выступает политическая власть государства; центральным звеном - ее государственные служащие; механизмом, детерминирующим всю гамму негативных процессов в интерактивном социальном пространстве, - коррупция.

Ключевой структурой в этих условиях выступает государственная бюрократия. От того, насколько совпадают или расходятся в конкретно-исторических условиях три главные составляющие ее функционирования: служение обществу, обеспечение корпоративного интереса или обслуживание самой себя как самодостаточной кастовой структуры, - во многом зависит если не содержание процесса перемен, объективно детерминированное социально-экономическим уровнем и историческим развитием социальной системы, но механизм его реализации и темпы осуществления.

Можно определять современное общество как демократическое или авторитарное, олигархическое, корпоративное или элитаристское, либеральное или этатистское - в каждом определении будет, как в зеркале, отражаться не ослабление или усиление государства как института, а усиление того аспекта, который соответствует функциональному обеспечению господства той социальной силы, которая располагается в основании соответствующего определения. Поэтому либеральные утверждения о необходимости ослабления экономической роли и ухода государства из производственной сферы - не более чем миф, рассчитанный на императивное усиление правотворче-

ской роли государства в интересах обеспечения господства монополий в социально-экономическом пространстве путем создания соответствующего правового поля.

Третий вывод: коррупция - социальный феномен дисфункции государства на основе процесса вышедшей за экономические границы социальной капитализации, превращающий естественное поле общественных отношений в виртуальное пространство макроэкономических отношений путем снятия правовых и нравственных ограничений с целеполагания максимизации корпоративной или личной прибыли.

Представляется возможным выделить три вида коррупции относительно места и роли в обществе. Первый связан с деви-антным поведением субъектов экономических взаимодействий, принимая в пределе форму преступного деяния в виде злоупотребления должностными, государственными или корпоративными обязанностями в корыстных личных или групповых целях. Второй вид определяет коррупцию как социальный феномен, в основе функционирования которого лежит вышедшая за границы производственного цикла капитализация. Третий вид коррупции позиционируется как снижение планки духовных общественно значимых ценностей и их замена на систему искусственных, внеценностных моделей владения и потребления внешних благ, способных удовлетворять не возрастающие по мере прогрессивного производственного развития материальные и духовные потребности общества и составляющих его личностей, но сохранить консервируемый уровень престижного потребления наличных благ ограниченным кругом элит и референтных групп.

И. Кант отмечал, что его поражают два обстоятельства: звездное небо над головой и нравственный мир внутри человека. Речь идет о том, что рассуждения по поводу власти или собственности как онтологических объектов в социальном поле в границах подсистем социальной или политической системы самого общества допускают по крайней мере два толкования.

Согласно первому, собственность и власть имеют предметную сущность, обладание которой со стороны личности дает возможность использовать как силу, так и право владения,

пользования и распоряжения ресурсами отмеченных объектов. В силу такого понимания стремление к власти или собственности рассматривается в качестве некоторой естественной потребности даже не личности, а человека как природного существа. Тогда естественной становится и вся шкала социальной стратификации, основанная на обладании собственностью или властью или отсутствии такого обладания. Собственники и наемные работники, власть имущие и рядовые обыватели - все эти понятия выстраиваются в ряд естественного порядка вещей, который может менять формы своего проявления, но принцип которого представляется незыблемым и вечным.

Второе прочтение практически не востребовано ни системой научного знания, ни потребностями экономической, социальной и политической практики. Речь идет о том, что власть и собственность - суть отношения между людьми в процессе их взаимной общественной жизни и деятельности. Причем как деятельности по воспроизводству системы лежащих в основании социальной структуры производственных отношений, фундаментом которых в современных социальных системах в действительности является капитал, а механизмом расширенного воспроизводства - их капитализация, так и воспроизводства всей совокупности отношений человеческой жизни.

Практически на сегодняшний день можно сказать, что рационализм капитализации, перенесенный на все остальные подсистемы общества, начинает наносить невосполнимый ущерб уже не природным ресурсам, а ресурсу человеческого существования именно через запуск коррупционного механизма.

Пришло время для понимания того, что коррупция как пусковой механизм вышедшей из-под контроля капитализации, свидетельствует уже не только и не столько о загнивании власти, элит и референтных групп, сколько и в гораздо большей степени о деградации самого социума как системы человеческого общежития, основанной на инстинкте частного владения.

Процесс превращения коррупции из социальной «болезни» государственного организма, отклоняющегося поведения отдельных чиновников в криминальный образ жизни и преступность как принцип функционирования государства как соци-

ального института - это совсем не тот уровень актуальности, который общепринят в криминологии. Для населения страны он реализуется в диапазоне альтернативы: жить и работать в условиях нормального или криминального государства, цель которого не просто эксплуатация для извлечения прибыли, а сверхприбыль, достигаемая не в производственной, а в финансовой и криминальной сферах.

Таким образом, в процессе социальной трансформации в любом из возможных случаев решающим условием выступает именно усиление государственного воздействия на общество.

Государство как социальный институт и механизм, обеспечивающий взаимодействие всех иных институтов и граждан, никогда не уходит с политического поля, лишь меняя содержание отраженного в его доминирующих функциях социального интереса. Иными словами, усиливая именно те стороны своей силы, которые способны максимально обеспечить интересы той группы, которая овладевает его политическим ресурсом.

Ключевой фигурой в этих условиях выступает бюрократ, строже - государственная бюрократия. От того, насколько совпадают или расходятся в конкретно-исторических условиях три главные составляющие ее функционирования: служение обществу, обеспечение корпоративного интереса или обслуживание самой себя как самодостаточной кастовой структуры, - во многом зависит если не содержание процесса перемен, объективно детерминированное социально-экономическим уровнем и историческим развитием социальной системы, то механизм его реализации и темпы осуществления.

Решить проблему преодоления коррупции может только политическая власть государства, т.е. будет политическая воля -и механизм будет приведен в действие. Не политические декларации, которые мы слышим едва ли не каждый день, а политическая воля, реализуемая через конкретные и понятные обществу действия в сфере законодательства, государственного управления, кадровых решений, деятельности правоохранительных и судебных органов. На словах принятие решения не за горами, а как будет на деле - посмотрим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.