Научная статья на тему 'Реализация власти института бюрократии и борьба с коррупцией в России'

Реализация власти института бюрократии и борьба с коррупцией в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1158
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮРОКРАТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Альпидовская М. Л.

Коррупция настолько прочно укоренилась в российской социально-экономической системе, что немногие верят, что борьба с ней может дать быстрые результаты. Сращивание экономических интересов субъектов хозяйствования и бюрократии привело к тому, что государство как аппарат власти и управления, направленный против себя, себя элиминирует. На его месте возник новый тип власти и управления повсеместная коррупция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация власти института бюрократии и борьба с коррупцией в России»

23 (80) - 2010

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ:

РЕАЛИЗАЦИЯ ВЛАсТИ

института бюрократии

И БОРЬБА с коррупцией В РОООИИ

М. Л. АЛЬПИдОВсКАЯ, доктор экономических наук, профессор кафедры макроэкономики E-mail: [email protected]

Финансовый университет при Правительстве РФ

Коррупция настолько прочно укоренилась в российской социально-экономической системе, что немногие верят, что борьба с ней может дать быстрые результаты. Сращивание экономических интересов субъектов хозяйствования и бюрократии привело к тому, что государство как аппарат власти и управления, направленный против себя, себя элиминирует. На его месте возник новый тип власти и управления - повсеместная коррупция.

Ключевые слова: государственное регулирование, бюрократия, экономические интересы, коррупция.

В своей практической деятельности люди воздействуют на окружающую их природу и общественную жизнь, активно изменяют ее, преобразовывают, ставят себе на службу. Успешно осуществлять подобную деятельность можно лишь только зная законы развития этого мира. Знание законов природы! и общества дает возможность ориентироваться в окружающих нас явлениях, устанавливать, чем вызваны те или иные события, и почему они происходят именно так, а не иным образом. Коррупция в данном смысле не является исключением.

Коррупция настолько прочно укоренилась в российской социально-экономической системе, что немногие верят, что борьба с ней может дать быстрые результаты. Сращивание экономических интересов субъектов хозяйствования и бюрократии привело к тому, что государство как аппарат власти и управления, направленный против себя, себя элиминирует. На его месте возник новый тип власти и управления — повсеместная коррупция. Наряду с этим либеральные лозунги типа «меньше государства в экономике», «государство не должно вмешиваться в игру рыночных сил» звучат диссонансом на фоне коммерческого обо-

рота бюджетных денег и прямого казнокрадства. Напрашивается вывод, что, к сожалению, одними экономическими методами в виде повышения заработной платы государственным служащим проблемы не решить, так как в настоящее время в сложившихся условиях многочисленные альтернативные источники вознаграждения чиновникам, по сути, являющиеся бюрократической рентой, все равно будут много выше.

Представление о коррупции как о социально-экономическом феномене, неразрывно связанном с государственной бюрократической властью, механизмом реализации власти и практикой отправления властных и управленческих функций института бюрократии, потенциально определяет антикоррупционные реформы как комплекс мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и ограничение действия факторов, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции. При этом цель антикоррупционных реформ состоит в снижении уровня коррупции и уменьшении ее негативных последствий до социально приемлемых величин. Одновременно решаются задачи организации отправления властных и управленческих функций, более адекватной потребностям общества в данный период развития. Время осуществления антикоррупционных реформ всегда совпадает с проведением более или менее масштабных преобразований государства и социально-экономической системы, поскольку и сам интерес к коррупции, как правило, стимулируется преобразованиями как экономического, так и общего характера.

- 39

Антикоррупционные реформы — это, главным образом, институциональные изменения, осуществляемые государством определенным способом. Современная Россия унаследовала во многом архаичную институциональную структуру, характеризовавшуюся, в первую очередь, зачаточной формой частной собственности, свободной цены и других экономических институтов, господством внеэкономических форм принуждения, что проявлялось в формальных правилах поведения (нормах законодательства) ^ повседневной практике, поведении участников экономических отношений, на основе усвоенных формальных и неформальных правил, в определенных культурных традициях и ценностях, разделяемых основной частью населения. Бюрократические услуги составляют непосредственный компонент российских рынков. Действия представителей бюрократического аппарата структурируют рыночные взаимодействия и связаны с воспроизводством асимметричных отношений псевдоэкономического контроля и принуждения. Сохранение же множества бюрократических барьеров выступает способом сохранения всеобщей зависимости от самих чиновников. Коррупция укоренена в хозяйственной жизни страны. Тривиальное взяточничество представляет собой всего лишь начальную форму взаимоотношений субъекта хозяйствования и бюрократа. С ростом масштабов экономической деятельности субъектов хозяйствования и укреплением взаимного доверия складывается система обмена услугами и неформальные контракт-отношения, утверждаются новые социально-экономические нормы и правила. Возникающий при этом «институциональный разрыв между формальными правилами и неформальными деловыми практиками позволяет поддерживать сложившуюся структуру власти и уровень коррупции, необходимые для постоянной «подкормки» чиновников»2.

В результате коррупция становится следствием, но в то же время и причиной слабости государства. В ходе проведенных реформ в России создана такая экономическая и политическая система, в которой понятия правового государства и общественного блага, национального экономического интереса являются вторичными по отношению к стремлению удержать власть в целях удовлетворе-

1 К этому следует добавить еще и бесконечное множество ведомственных инструкций, нередко имевших силу законодательных норм и правил.

2 Кузьминов Я., Радаев В, Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию // Вопросы экономики. 2005. № 5.С. 12.

ния частного персонифицированного экономического интереса и распоряжаться государственным богатством. Собственно в деформации норм и ценностей представителей государственного бюрократического аппарата, дисфункциях государственных институтов власти проявляется слабость государства. Общественное благо, национальные экономические интересы подменяются частными персонифицированными интересами бюрократии, групп интересов, кланов, ведомств и т. д. В свою очередь невозможность реализации своих интересов легальными способами толкает население и хозяйствующих субъектов к неправовым действиям. Коммерциализация исполнения должностных обязанностей российской бюрократией «наложилась» на традиции мздоимства и лихоимства, чиновничьего взяточничества. В массовом сознании бюрократ неотделим от взятки, всевозможных поборов. Мелкая коррупция, подарки и подношения вообще часто не замечаются обществом и рассматриваются как нечто традиционное и обыденное.

Итак, в современных социально-экономических системах, включая российскую, коррупция представляет собой не столько правовой, сколько социально-экономический и политический феномен. С этой позиции необходимы глубокий экономический анализ коррупции и выработка мер и методов ее предотвращения и ограничения, что должно являться одной из важнейших составляющих современной программы продолжающихся экономических реформ в стране.

В качестве наиболее коррупционных зон в экономике можно определить следующие:

• денежное обращение (из-за роли и места денежного обращения в социально-экономической системе государства);

• отношения собственности (прежде всего в торговле и общественном питании, недвижимости в городах, топливно-сырьевом комплексе, деревообработке и производстве строительных материалов, строительстве, агропромышленном комплексе, земельных отношениях, в доходах от эксплуатации государственной собственности, а также в области защиты имущественных прав юридических и физических лиц);

• внешнеэкономическая деятельность, используемая не только для быстрого криминального накопления капитала, но и являющаяся самым эффективным средством незаконного экспорта капитала через криминальную систему экспорта энергетических и сырьевых ресурсов, особенно ресурсов стратегического характера, что ослабляет позиции страны на мировых рынках и по-

рождает основания для осуществления против России антидемпинговых мер;

• инвестиционная деятельность, становящаяся одной из наиболее коррупционных зон, расшатывающая государственные устои общества, отвлекающая огромные ресурсы капитала из производства через систему перераспределения в сферу обращения и на потребительский рынок, что ведет к нерациональному использованию государственного бюджета, переливу капитала в непроизводственную сферу, финансовым махинациям, обогащению определенной группы лиц и обнищанию основной части населения страны.

Таким образом, преодоление и ограничение коррупции предполагает осуществление конкретных мер, наиболее важными из которых являются следующие.

Методы или меры по противодействию коррупции можно подразделить на две достаточно общие группы: меры борьбы с институциональными предпосылками и с внешними проявлениями коррупции.

Первая группа мер, мер предупредительных, носит превентивный характер и направлена против причин, а не внешних выражений коррупции, и поэтому лишена многих недостатков. К мерам превентивного характера относят, к примеру:

• обеспечение независимости и эффективности судебной власти;

• прозрачность в финансировании партий;

• обязанность государственных служащих декларировать имущество;

• правила, регулирующие вопрос конфликта интересов;

• гарантирование свободы информации;

• снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений;

• достойная оплата труда государственных служащих;

• децентрализация власти;

• повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов;

• повышение прозрачности в налоговой администрации;

• лишение налоговых служащих возможности произвольно предоставлять налоговые льготы;

• упрощение налоговой администрации.

К превентивным мерам следует отнести также совершенствование законодательства и законодательного процесса, в частности, по следующим направлениям:

• устранение противоречий и прояснение неопределенностей в действующем законодательстве, поскольку все это создает возможность для бюрократического произвола и коррупции;

• дифференцирование коррупционных действий;

• пересмотр шкал пошлин, штрафов и т. п.;

• ужесточение контроля над ведомственным нормотворчеством;

• учреждение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных актов.

Причиной продолжительного существования неэффективной правовой базы является так называемый «кумовской» капитализм3. В условиях «кумовского» капитализма влиятельные деловые круги, обладающие особыми правами и интересами, независимо от того, кем они представлены — официально зарегистрированными субъектами хозяйствования, лицами, стремящимися заработать на чем-либо, экономическими олигархами либо «кумовьями» -капиталистами, — способны оказывать противодействие и даже обратить вспять реформы, грозящие им увеличением транзакцион-ных издержек, риска коммерческой деятельности, что ведет к сокращению дохода.

Вторая группа мер должна носить карательный характер, который выражается в ужесточении государственного контроля. При этом карательные меры в некоторых источниках относятся к одной из причин расцвета коррупции из-за следующих недостатков:

• карательные меры увеличивают разрыв между прибылью должностного лица и уровнем наказания потенциального коррупционера, что в итоге и приводит к росту коррупции;

• объектом таких мер является сам коррупционер-бюрократ, а не система коррупции;

• в рамках данных мер с коррупцией среди государственного бюрократического аппарата борются исключительно представители этого аппарата, что нередко перерастает в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных (бюрократических) услуг.

Мировой опыт борьбы с коррупцией свидетельствует о том, что ее надо начинать с принятия законов о деятельности должностных лиц, органов власти и управления, определения нарушений и деяний, являющихся преступлением, а также ответственности за его совершение. Более того,

3 «Кумовской» капитализм (crony capitalism) — распределение ролей в политической и экономической иерархии по родственному или приятельскому признаку, т. е. в зависимости от принадлежности к тому или иному семейному клану или «закадычным друзьям».

необходимы специальные права, которые должны предельно конкретно регламентировать порядок исполнения государственной службы, а для высших должностных лиц — особый финансовый контроль над имущественным состоянием.

Эффективному противодействию коррупции все более препятствует противоречивость и непоследовательность судебных решений, неоправданно либеральный подход к вынесению наказания виновным, неэффективное использование норм уголовного законодательства. При этом внимательно следует отнестись к уже накопленному мировому опыту. В странах с развитыми рыночными отношениями в научных экономических кругах считается, что, с одной стороны, возникновение коррупции связано с базисными отношениями, а с другой стороны — с функционированием надстроечных механизмов (правом и практикой его применения, эффективностью работы государственных бюрократических органов, с экономической политикой государства и др.).

Итак, обобщая сказанное, следует отметить, что в современных социально-экономических системах, включая российскую, проблема коррупции не столько правовая, сколько социально-экономическая. С этой позиции надо рассматривать и основные антикоррупционные меры, среди которых, прежде всего, те, что направлены на ограничение власти и произвола бюрократии, повышение независимости субъектов хозяйствования и населения. Между тем деятельность по нейтрализации коррупции — это комплексная проблема, решению которой способствуют следующие обобщенные схемы.

Совершенствование законодательной и нормативной базы. Чрезмерное количество законов, правил и норм создает условия, при которых экономическим субъектам невозможно соблюдать их в полной мере, например, все статьи Налогового кодекса РФ, не теряя при этом большей части или всей прибыли. При этом у контролирующих органов появляется множество причин для того, чтобы найти нарушение и призвать к ответственности «нерадивого» экономического субъекта по какой-либо из статей.

Совершенствование же законодательной и нормативной базы должно заключаться в следующих принципиальных изменениях:

• перемещение акцентов с контроля наличия и правильности оформления документов, необходимых для ведения той или иной экономической деятельности, на контроль самой деятельности и реального поведения субъектов хозяйствования на рынке;

• создание механизмов ответственности нару-

42 -

шителей закона не только перед государством, но и, прежде всего, перед другими экономическими агентами (населением, субъектами хозяйствования).

Устранение административных барьеров, создающих условия для роста коррупции4. В этом случае совершенно очевидна необходимость замены принципиальных механизмов осуществления контроля5. Государственные бюрократические органы должны осуществлять контроль над субъектами хозяйствования в жестких рамках четко прописанных процедур. В конечном итоге контроль должен быть ориентирован только на защиту прав законных интересов общества и осуществляться не в качестве разовых мер, а в виде проведения долгосрочной политики государства, квинтэссенция которой заключается в установлении единых законодательных норм, исключающих возможность нарушения целостного экономико-правового пространства.

Совершенствование судебной системы. Неспособность российских институтов принуждения заставить функционировать новые формальные правила — один из первостепенных факторов неформальной институционализации хозяйственной жизни. В результате, необходимость применения «силового» подхода, заключающегося не только во введении более жестких норм административной, гражданско-правовой, уголовной и другой ответственности6, а в создании принципиально новых механизмов, также выходит на первый план.

Изменение системы государственного надзора и контроля. Система государственного контроля и надзора должна дополнять (но не дублировать) рыночные механизмы обеспечения прав субъектов хозяйствования. Допустимый комплекс мер по сокращению «поля» государственного бюрократического контроля включает:

• установление исчерпывающего перечня государственных контролирующих органов, четкое определение функций, прав и обязанностей каждого органа в целях недопущения чрезмерного дублирования;

• ратификацию обязательного осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе;

4 По оценкам, «замороженный» из-за избыточных административных барьеров потенциал роста российской экономики достигает 5—7 % ВВП.

5 Необходима смена принципа «заплатил за прохождение барьера — веди себя как хочешь».

6 При этом ответственность должна наступать не только перед государством, но, прежде всего, перед реально пострадавшими экономическими агентами (населением, субъектами хозяйствования и др.).

• предельную регламентацию проверочной деятельности с целью затруднения использования контрольных механизмов как способа давления на субъекты хозяйствования и уменьшения возможностей для получения бюрократической ренты в виде вымогательства;

• сокращение количества проверок, осуществляемых по инициативе самих органов государственного контроля. Поводом для проведения проверки должны быть обоснованные жалобы населения и субъектов хозяйствования. Крайне важно активное включение в решение

проблемы коррупции доминирующих сил рыночной экономики, каковыми являются потребители, предприниматели и наемные работники7 в лице их союзов и объединений. Иначе говоря, в решающей мере корни проблемы заключаются в отсутствии действенного механизма взаимодействия властных и общественных структур, отсутствии действенных институциональных форм согласования экономических интересов. В итоге коррупция проявляется как обособление бюрократии от общества, которое позволяет использовать государственный механизм как инструмент для реализации частных персонифицированных экономических интересов.

Исходя из этого и должны вырабатываться конкретные методы и формы борьбы с коррупцией как доминирующим социально-экономическим злом, воплощающим весьма эффективный метод взаимодействия предпринимательских структур и государства, но в исключительно противозаконной форме. И, в результате, нет сомнения в том, что должны быть разработаны достаточно действенные меры репрессивного характера8, направленные на неуклонное возрастание риска коррупционных нарушений путем формирования соответствующей законодательной базы.

Вместе с тем не следует забывать о том, что борьба с коррупцией оказывается неэффективной не в связи с отсутствием нормативно-правовой базы, а из-за встроенности коррупционной составляющей в социально-экономическую систему. Главная причина низкой эффективности системы государственного управления и коррупции в том, что бюрократия осталась по существу не реформированной. Сохранились принципы ее организации,

7 Укрупненно — субъекты хозяйствования и население.

8 Российские власти в разное время применяли различные наказания для виновных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием

«всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Тем не менее к началу ХХ в. коррупция по-прежнему процветала, т. е. ориентация преимущественно на репрессивные меры не принесла успеха.

методы управления, стереотипы деятельности чиновников, сформировавшиеся в условиях прежней социально-экономической системы и механизма осуществления власти. Коррупция же, в свою очередь, как уже подчеркивалось ранее, во многом зависит от характера принимаемых законов. Чем больше они возлагают на государственные бюрократические структуры разрешительных и распределительных функций, тем более питательная среда создается для коррупционных действий бюрократии. Здесь порочный круг и замыкается.

В идеале в хозяйственной практике должен превалировать единственно разумный принцип взаимодействия бизнеса и власти: субъекты хозяйствования в установленных случаях направляют в государственные органы уведомления о своих действиях, а эти органы контролируют соблюдение принятых правил. Необходимо разгрузить государство от массы мелких административных и арбитражных обязательств при сохранении функции гаранта и конечного арбитра. В сфере экономики властные полномочия всех ветвей государственной власти и управления, во-первых, не могут быть монополизированы единственной структурой или, тем более, одним лицом; во-вторых, они должны быть опосредованы участием в процессе выработки решений легитимных общественных институтов. Одновременно важным элементом данного процесса должны стать прозрачность и конкурентность, что сводит практически на нет пользу от подкупа должностного лица.

Как известно, российское антикоррупционное законодательство периода первоначальных рыночных реформ носило фрагментарный и «лукавый» характер. Принятию нового законодательства о борьбе с коррупцией оказывалось мощное противодействие. В России до настоящего времени не было документа, который можно было бы расценивать как объявление о начале антикоррупционных реформ в нашем понимании. Объяснение такому положению дел достаточно тривиально. В России немалый слой экономических агентов, будь то представителей населения или субъектов хозяйствования, заинтересован в сохранении отношений, основанных на коррупции. В то же время все большая часть экономических агентов испытывает на себе пагубные последствия коррупции. Возникшие в России «дикий», нецивилизованный и криминализованный рынок и низколегитимный бизнес не могут существовать вне масштабной коррупции. Более того, они провоцируют рост коррупции и являются препятствием на пути антикоррупционных реформ. Как свидетельствует итальянский

- 43

исследователь проблем противодействия коррупции Д. Делла Порту, коррупция развивается, когда «политика привлекает к себе людей, способных и желающих извлечь личную пользу из контроля над государственными ресурсами».

Тем не менее можно назвать ряд документов, указов, законов, в которых затрагиваются вопросы о противодействии коррупции в Российской Федерации. Среди них — ряд документов, определяющих административную реформу и реформу государственной службы9. Из последних документов следует упомянуть Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В то же время в России не было и нет недостатка в предложениях о том, как противостоять коррупции и как ее предупредить. Причем предложения охватывают практически весь комплекс проблем, обусловливающих данный феномен и его завуалированные формы — лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политиков и государственных чиновников на высокие должности в корпорациях и частных фирмах, инвестирование коммерческих структур за счет государственного бюджета и т. д. При этом коррупция признается явлением, представляющим большую общественную опасность и имеющим множество негативных последствий, отраженных выше в исследовании. Коррупция

9 Указ Президента РФ от 04.04.1992 № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»; приказ Государственного таможенного комитета РФ от 26.04.1995 № 287 «О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 и положение «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»; Уголовный кодекс Российской Федерации; Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996—1997 гг.; Концепция национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300); в соответствии с приказом МВД РФ от 26.02.1996 № 129 «О мерах по обеспечению законности в органах внутренних дел Российской Федерации и укреплению собственной безопасности» в МВД РФ было создано Управление собственной безопасности; Указ Президента РФ от 15.05.1997 № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности РФ, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»; Указ Президента РФ от 24.11.2003 № 1384 «О Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией»; Положение о Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией, утвержденное этим Указом; Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

44

серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации10.

Национальный план противодействия коррупции, подписанный 31 июля 2008 г. Президентом РФ Д. Медведевым, включает в себя меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению.

В результате в марте 2009 г. Правительством РФ утвержден план подготовки проектов нормативных правовых актов по реализации положений федеральных законов от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции». Настоящими законодательными актами устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также минимизации или ликвидации последствий коррупционных нарушений.

Активная деятельность государства по реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31.07.2008 № Пр-1568, а также инициативное участие общества могут изменить в лучшую сторону ситуацию в экономике страны, укрепить ее экономическую безопасность, создать благоприятный инвестиционный климат в России и в итоге способствовать преодолению кризисных явлений и экономическому росту.

10 Национальный план противодействия коррупции // Президент России: [официальный сайт]. 31.07.2008. URL: http://kremlin. ru/text/docs/2008/07/204857.shtml.

Список литературы

1. Абалкин Л. И. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994. № 2. С. 4-16.

2. Альпидовская М. Л. Монетарно-бюрократичес-кая политика: ее последствия для экономики России // Вестник финансовой академии. 2006. № 3 (39). С. 58-63.

3. Альпидовская М. Л. Особенности бюрократического управления экономикой // Финансы и кредит. 2006. № 30 (324). С. 61-64.

4. Альпидовская М. Л. Экономические основы теневой экономики и коррупции бюрократи-

ческого аппарата // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 136-140.

5. БогачевА. В. Природа коррупции и противодействие ей в Республике Беларусь // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. URL: http://ncpi.gov. by/nda/artide17.html.

6. Делла Порта Д. Действующие лица в коррупции: политические бизнесмены в Италии // Международный журнал социальных наук. 1997. № 16. С. 55-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Национальный план противодействия коррупции // Президент России: [официальный сайт]. 31.07.2008. URL: http://kremlin.ru/text/ docs/2008/07/204857.shtml.

I международная конференция

«ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»

27-28 октября 2010 года, ОК «БОР» УД Президента РФ | www.pd-forum.ru

ПРОВОДИТСЯ ПО ИНИЦИАТИВЕ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций — Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА: Минкомсвязи России

ПРИ УЧАСТИИ: Госдумы РФ, Минюста России, ФСБ России, ФСТЭК России, МВД России, Исполкома СНГ, ОДКБ, Регионального содружества в области связи, МОО АЗИ, Союза участников рынка инфокоммуникационных услуг, АРБ, Ассоциации Туристических Операторов России ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА: Авангард Центр

ОБСУЖДАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

• Правовые, организационные и технологические проблемы трансграничной передачи персональных данных.

• Организационные и правовые проблемы защиты персональных данных в сети Интернет.

• Современные подходы к защите информационных систем персональных данных.

• Организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при пресечении неправомерной обработки персональных данных граждан в рамках трансграничных процессов.

• Международные аспекты защиты прав субъектов персональных данных.

• Социальная политика как важнейший аспект информационной безопасности.

• Вопросы обеспечения защиты персональных данных в рамках реализации программы «Электронное правительство».

г

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.