Научная статья на тему 'Социальные детерминанты обеспечения конкурентоспособности малого бизнеса'

Социальные детерминанты обеспечения конкурентоспособности малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эдиева А.К.

В статье рассмотрена необходимость обеспечения конкурентных преимуществ субъектов отечественного малого бизнеса с целью устойчивого развития всех структурных элементов экономической системы страны. Проведенный в ходе исследования анализ конкурентной среды в развитых постиндустриальных экономиках позволяет обнаружить направления и масштабы трансформации экономики России в ближайшей перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные детерминанты обеспечения конкурентоспособности малого бизнеса»

УДК 338.246.2

социальные детерминанты обеспечения конкурентоспособности малого бизнеса

а. к. эдиева,

соискатель кафедры экономики производства E-mail: kancerovr@mail. ru северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

В статье рассмотрена необходимость обеспечения конкурентных преимуществ субъектов отечественного малого бизнеса с целью устойчивого развития всех структурных элементов экономической системы страны. Проведенный в ходе исследования анализ конкурентной среды в развитых постиндустриальных экономиках позволяет обнаружить направления и масштабы трансформации экономики России в ближайшей перспективе.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные отношения, малый бизнес, малые предприятия, предпринимательство, инновационная деятельность, социально ориентированная рыночная экономика.

Конкурентные позиции государства на мировом рынке определяются, прежде всего, уровнем конкурентной борьбы экономических агентов в рамках национального рынка. Например, наиболее конкурентоспособными отраслями экономики Японии являются те, которые в свое время развивались благодаря усилению внутренней конкуренции. «Чудо экономического возрождения» послевоенной Германии связывают с осознанием нацией важности построения конкурентного, инновационного предпринимательства [1]. Поэтому рассмотрение и оценка конкурентных преимуществ малых хозяйственных единиц в условиях построения социально ориентированной рыночной экономики приобретают особую теоретическую и практическую значимость.

Сложность данной проблемы заключается в том, что предпринимательская среда или институт

предпринимательства в нашей стране начал формироваться вместе с политическим становлением государства на устоях стихийности, бессистемности. Образование составляющих новой экономической системы происходило вне научного понимания глубинных процессов явления. Очевидно, это стало сдерживающим фактором как развития предпринимательского сектора, так и внедрения системы высококонкурентных рыночных отношений в национальном хозяйстве.

Вопрос повышения конкурентоспособности в настоящее время стал едва ли не самым важным для развития отечественной экономики, а особенно для функционирования малого и среднего бизнеса. Заметная интенсификация научных исследований проблем конкурентоспособности связана, кроме того, с ускорением трансформационных процессов в странах Восточной Европы и расширением границ внутреннего рынка ЕС. В этом аспекте актуальными должны стать превентивные меры государственной политики в нашей стране, включая поддержку инновационного предпринимательства, построение инновационной инфраструктуры, управления качеством продукции малых хозяйственных единиц и т. д.

В рыночных условиях конкурентоспособность является одной из базовых категорий, активно используемых в теории и практике хозяйствования. Зачастую в ходе углубленного анализа конкурентных преимуществ одних экономических субъектов над другими, использующих альтернативные конкурентные плоскости на мета-, макро-, мезо- и макроуровне, возникают вполне конкретные формы,

каждая из которых может быть предметом отдельного научного исследования.

Все приведенные выше уровни являются взаимозависимыми, а, следовательно, конкурентоспособность, которая находится на более низкой иерархической ступени, подчиняется конкурентоспособности, расположенной на высшем уровне.

В дальнейшем с целью проведения более детального анализа подробнее остановимся на сущности и определяющих факторах конкурентоспособности субъектов малого бизнеса. Следует учитывать отсутствие единого подхода в отечественной экономической науке в отношении рассматриваемых категорий «бизнес» и «предпринимательство». Для предотвращения двусмысленных выводов и произвольных интерпретаций будем считать, что малый бизнес как вид активной деятельности человека, сектор экономики включает в себя только субъекты малого предпринимательства, хотя по многим объективным соображениям и методологическим оценкам такие основополагающие категории не являются взаимозаменяемыми и тем более тождественными.

Толкование термина «конкурентоспособность» непосредственно связано с содержанием понятия «конкуренция» (от лат. сопсиггепИа - «соревнование», «соперничество», «борьба за достижение лучших результатов»). В экономической литературе «конкуренция» определяется как цивилизованная, легализованная форма борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике [1]. Следовательно, конкурентоспособность предполагает соперничество субъектов рыночных отношений в конкретной экономической среде по поводу приобретения ими разнообразных ограниченных ресурсов, эффективности производственного процесса или доли рыночного влияния.

Анализ имеющихся в экономической литературе определений конкурентоспособности показал, что сегодня в научных кругах нет единого подхода к пониманию этой категории. Более того, она постоянно эволюционирует под влиянием реальных экономических процессов. Начиная с 1960-х гг. указанные процессы значительно ускорились. С исторической точки зрения, конкурентноспособность чаще всего связывается с деятельностью отдельного предприятия. Исследователи, занимающиеся проблематикой конкуренции, соглашаются, что она имеет тесную связь с понятием относительности (релятивности), а

потому не должна рассматриваться как абсолютная категория, ее следует обозначать по сравнению с другими субъектами хозяйствования [5].

Поэтому сложную категорию «конкурентоспособность» можно определить как:

• интегрированное свойство субъекта в конкурентном рыночном пространстве [1];

• динамический процесс, который предполагает конкуренцию [2];

• механизм развития [3];

• способность субъекта экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других странах, при этом результатом конкуренции должен быть рост уровня жизни населения при соблюдении международных экономических стандартов [4]. Определяющая роль малого предпринимательства в социально ориентированной рыночной экономике создает необходимость соответствующего теоретического и научно-методического обеспечения оценки его конкурентоспособности в нашей стране. Такой анализ, по мнению автора, целесообразно проводить на двух возможных функциональных уровнях: во-первых, по сравнению малого бизнеса с преимуществами или недостатками субъектов крупного бизнеса внутри национального хозяйства, во-вторых, в сопоставлении с предприятиями аналогичных размерных групп высокоразвитых государств мира, в частности США, стран Европейского Союза, Японии и т. д. В ходе анализа используем оба приведенных подхода при преобладающей роли первого.

В современной отечественной экономической науке не редкостью является достаточно жесткое противопоставление интересов малого и крупного бизнеса. Отдельные авторы считают значительные по размерам, влиянию и т. д. предприятия «потенциальным врагом» малого предпринимательства, что, искажая цивилизованные конкурентные отношения, сдерживают развитие малых хозяйственных единиц. Следовательно, их интересы на рынках товаров, капиталов, рабочей силы являются антагонистическими по своей сути. Ситуация еще больше усложняется, когда государственная политика направлена на защиту интересов не подавляющего большинства самозанятых лиц - представителей мелкого бизнеса, а незначительных (количественно) олигархических групп, в масштабах национальной экономики способных управлять ценами или «необоснованно»

их поднимая, или же сознательно демпингуя на определенное время.

По мнению автора, малые предприятия вовсе не следует рассматривать как антиподы крупных компаний. Очевидно, только рациональный симбиоз данных хозяйственных единиц разносторонне развивает конкурентную среду, формирует неделимый общественный капитал нации. Система взаимодействия между крупным, средним и мелким предпринимательством является тем рыночным инструментом, который обеспечивает взаимовыгодное сосуществование различных форм бизнеса и нейтрализует их потенциальное желание уничтожать друг друга в конкурентной борьбе.

Обстоятельный и беспристрастный анализ приведенных признаков позволяет выяснить возрастающую роль мелких предпринимателей в экономике и сместить устоявшиеся акценты экономической государственной политики в сторону менее громоздких хозяйственных единиц.

Интегральной оценкой (критерием) конкурентоспособности малого бизнеса следует считать долю производимой им продукции в общем объеме производства продукции страны (ВВП). Кроме того, важное место в ходе проведения анализа формирования конкурентоспособности принадлежит определению динамики объемов производства (услуг) всех составляющих сектора малого предпринимательства - малых предприятий, физических лиц-предпринимателей, фермерских хозяйств и их удельного веса в общей структуре предпринимательского сектора. Говоря об императивах достижения устойчивых конкурентных позиций отечественного малого бизнеса, стоит отметить устойчивую тенденцию к спаду доли продукции (работ, услуг) малых предприятий за последние годы, причем само количество малых хозяйственных единиц увеличивается динамично как в абсолютных величинах, так и в отношении на 10 тыс. чел. наличного населения.

Систематизация отечественных и зарубежных научных источников позволяет провести сравнительный анализ количества субъектов малого бизнеса в различных странах для выявления соответствующих закономерностей и отклонений. Так, в Великобритании малый бизнес создает 50-55 % ВВП, в Германии - 50-54, в Италии - 57-60, во Франции - 55-62, в США - 50-52 % [2]. Становится очевидным фактом то, что объем производства мелкого бизнеса в экономически развитых странах

(в т. ч. некоторых постсоветских республиках) опережает показатели аналогичного сектора в России более чем на порядок. При этом стоит отметить, что доля малых предприятий в составе всего предпринимательского сектора в 2010 г. составляла 85,1 %, а средних - только 14,7 % [3].

Очевидно, что конкурентоспособность мелкого бизнеса, выраженную в социально-экономической эффективности деятельности его субъектов, следует рассматривать с позиций решения проблем занятости. Эта функция проявляется в способности малых хозяйственных единиц создавать новые рабочие места и поглощать избыточную рабочую силу при циклических спадах и структурных сдвигах в экономике. В современных условиях уровень занятости населения - синтетический показатель состояния экономики любой страны. С одной стороны, он отражает эффективность использования трудового потенциала, а с другой - степень социальной напряженности. Известно, что к концу 1990-х гг. малые предприятия ежегодно увеличивали уровень занятости населения в большинстве стран Евросоюза, тогда как крупные предприятия, наоборот, снижали этот показатель. В США в течение 1990-1995 гг. в сфере малого бизнеса было создано более 76 % общего количества новых рабочих мест [4]. Даже с учетом современных тенденций по укрупнению хозяйственных структур и усилению роли транснациональных корпораций в мировом экономическом пространстве довольно убедительно выглядят следующие данные: в Германии 66 % всех рабочих мест принадлежит сектору мелкого бизнеса, в Италии -73, Франции - 54, США - 54, Японии - 78 %.

В настоящее время особую значимость приобретает способность малого бизнеса создавать новые рабочие места на фоне системного их сокращения в высшем бизнесе, в условиях ликвидации последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Большие (средние) предприятия горно-металлургического комплекса, химической промышленности, автомобилестроительной и других отраслей с низким технологическим укладом -далеко не полный перечень предприятий, которые, сократив производственные объемы, создали значительную социальную напряженность в местах их расположения. При этом идет апелляция к государственным институтам с целью предоставления предприятиям значительных протекционистских преференций. Этого не может сделать мелкий бизнесмен, потому что он пока терпеливо ожидает

изменений в регуляторной политике и обещанной финансово-кредитной поддержки.

Анализируя конкурентные преимущества малого бизнеса в современных социально-экономических системах, следует выделить его специфическую роль в рыночной среде по формированию и углублению конкурентных отношений. Очевидно, что создание высококонкурентной среды - это требование времени, необходимость, обусловленная автокаталитическим характером современных гло-бализационных процессов, необходимость, вызванная экспансией международного финансового капитала и тенденциями постиндустриального развития человеческого, интеллектуального, социального капиталов. В своей синергии взаимодействия эти и другие факторы приближают процесс становления новой мирохозяйственной целостности, основу которой составляют конкурентоспособные хозяйствующие субъекты со специфическими конкурентными преимуществами, а значит, роль компаративных факторов формирования конкурентоспособности отходит на задний план.

Конкурентоспособность, как было отмечено выше, является результатом получения конкурентных преимуществ, которые не являются постоянными, а, следовательно, и конкурентоспособность поддерживать постоянно невозможно. Имеющийся уровень конкурентоспособности требует постоянного мониторинга ее составляющих и поиска механизмов улучшения. Очевидно, для этого нужны соответствующие условия, инфраструктура, которые следует классифицировать как «конкурентную среду».

Говоря о конкурентоспособности малого бизнеса как сложной, многоуровневой экономической категории, обусловленной, в основном, динамическими факторами ее обеспечения, следует рассмотреть основополагающую функцию хозяйственных единиц в современном постиндустриальном измерении - их инновационную деятельность. Потребность инновационного развития вызвана двумя мегаэкономическими явлениями последнего десятилетия - глобализацией и неолиберализацией, которые коренным образом изменили организацию экономической жизни на мировом и национальном уровнях. Следовательно, роль «технологического компенсатора» в таких условиях эффективно выполняет инновационно направленная деятельность малых хозяйственных единиц.

Инновационная деятельность является особым инструментом предпринимательства, которая созда-

ет новые ресурсы. Эффективность малого бизнеса в вопросах повышения инновационной активности заключается в локализации инновационных рисков на малых предприятиях, производственной, рыночной апробации инноваций, организации производства наукоемких уникальных мелкосерийных изделий, насыщение рынка экспериментальной/мелкосерийной продукцией [5, с. 48]. Известно, что в США за последние годы около 50 % всех промышленных изобретений сделано малыми фирмами [5].

Небольшие компании Германии, Японии, Китая активно разрабатывают средства программного обеспечения, новейшие электронные приборы и устройства телекоммуникации, внедряют широкую гамму научно-информационных услуг. Как правило, малые предприятия осуществляют начальную стадию внедрения инноваций, с большими же фирмами остается более капиталоемкая стадия производственного процесса.

Конкурентоспособность малого бизнеса (предпринимательства) - это многофакторная и обобщающая экономическая категория, характеризует способность его субъектов достигать целевых рыночных позиций благодаря компаративному или конкурентному преимуществу относительно других участников «рыночной игры», обеспечивая тем самым производство коммерчески перспективной продукции (работ, услуг) и эффективной деловой стратегии.

Таким образом, низкие конкурентные позиции России в международном экономическом сообществе в последние годы аргументированно подтверждают неоспоримость того, что конкурентоспособность экономики в целом может быть обеспечена лишь в условиях высокоразвитых конкурентных отношений внутри рыночного хозяйства. Такие отношения формируют качественно новый подход к определению стратегических приоритетов экономического развития государства, учитывают интересы всех участников «рыночной игры».

Очевидно, важное место в макроэкономической конструкции России должно принадлежать мелкотоварному производству, которое зародилось, росло и развивалось в сложных условиях переходной экономики. Его довольно невысокая доля в ВВП страны, сравнительно низкая инновационность компенсируются растущей социально-экономической ролью мелких частных предпринимателей, путем создания новых рабочих мест, оживлением экономической активности, сокращением имущественно-материальной дифференциации населения.

Для обеспечения конкурентоспособности малого бизнеса Карачаево-Черкесской Республики должна быть принята и реализована комплексная программа развития малого бизнеса в регионе. В такой программе должны быть отражены следующие направления работы:

• обеспечение связей малых предприятий с общественностью с целью пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности;

• мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию;

• создание системы доступной юридической помощи для субъектов малого и среднего предпринимательства;

• создание условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

• поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров за счет использования ресурсов находящихся в регионе высших и средних специальных учебных заведений;

• оказание учебно-методической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в виде разработки информационно-методических материалов;

• издание информационно-методических материалов;

• консультирование граждан, изъявивших желание организовать собственное дело, а также представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в сельских и поселковых территориях;

• развитие республиканской инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сельской местности -создание информационно-консультационных пунктов.

Список литературы

1. Георгиев Р. Деловые решения как объект исследования и методологии // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 1. С. 22-26.

2. Карпенко Н. Интеграционные модели развития малого бизнеса // Восток. 2008. № 2. С. 26-32.

3. Киселев А. П. Теория и практика современного бизнеса (или как создать фирму и работать на себя). М.: Либра, 1995.

4. Кузьмин А. Е. Проблемы развития региональной экономики путем повышения эффективности деятельности малых и средних предприятий // Региональная экономика. 2007. № 4. С. 244-245.

5. Тимофеев Б. С. Стратегическое планирование и развитие предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 4. С. 123-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.